ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ЯБЛОК В РОССИИ
2.1 Проведение SWOT- анализа, анализа пяти сил Портера и PEST-анализа рынка яблок в России
Садоводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, прежде всего, из-за высокой питательной ценности его продукции.
Фрукты, благодаря своим высоким антиоксидантным свойствам, также способствуют профилактике заболеваний, обладают лечебными свойствами.
В связи с благоприятными климатическими и погодными условиями российские яблоки выгодно отличаются по вкусу: более сочные, хрустящие, с приятной кислинкой, с глянцевым блеском [17, c. 160].
Интенсивное садоводство также можно отнести к современной теории «зеленой экономики», ставшей популярной в последнее десятилетие.
Следует выделить его «экологичность» и «социальность»: красивый ландшафт стройных рядов садов без нанесения вреда окружающей среде; занятость сельского населения, что может стать инструментом снижения внутренней и внешней трудовой миграции.
Как и в любом бизнесе, у интенсивного садоводства в России имеются свои слабые стороны. Технические недостатки: корневая система карликовых подвоев уязвима к низким температурам, а сами растения недолговечны и живут в среднем 15-20 лет. Но все минусы с лихвой окупаются ежегодными высокими урожаями.
Самыми значимыми препятствиями являются:
- необходимость крупных инвестиционных расходов при посадке на большие площади. Это частично решаемо при объединении мелких фермерских хозяйств, выращивающих яблони на своих небольших приусадебных участках, в профессиональную ассоциацию для организации стабильных оптовых поставок и регулирования цен;
- длительный срок окупаемости. И, конечно, требуется добавить огромный кропотливый труд, особенно в первые годы. Окупается длительным и стабильным получением доходов от производства полезных продуктов питания, имеющем положительное экономическое воздействие как на макро-, так и на микроуровне страны;
- отсутствие опыта выращивания интенсивных садов, недостаточное количество высокопрофессиональных агрономов в стране. Решением проблемы также может стать развитие и расширение Ассоциации садоводов, где будут аккумулироваться уже имеющийся опыт соседних стран, информация по поставщикам саженцев, удобрений, тары.
Далее рассмотрим возможности специализации фермеров по обсуждаемому направлению инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. SWOT- анализ развития садоводства (производства яблок), на примере интенсивного сада представлен в таблице 3.
Основными целевыми рынками реализации готовой продукции являются рынки Российской Федерации, а также некоторые страны миры, в которых не объявлено эмбарго на российскую продукцию.
К основным внешним факторам SWOT- анализа, на которые стоит обратить внимание при оценке угроз, относятся не только зависимость урожайности от погодных условий и колебания курса валют, но и высокая конкуренция, а также дороговизна финансовых ресурсов. Несмотря на то, что имеются правительственные кредиты для фермеров по более низкой процентной ставке, финансовые институты требуют высоколиквидный залог, которого, как правило, нет.
Для защиты от града в период цветения и завязки плодов устанавливается тент, расходы на который стоит внести в инвестиционные расходы при финансовых расчетах рентабельности бизнес-проекта.
Риски колебания курса валют и стоимость финансовых ресурсов, по большей части, зависят от экономической политики государства.
Таблица 3
SWOT- анализ развития садоводства (производства яблок), на примере интенсивного сада
Факторы внутренней среды | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Яблоко является полезным и самым популярным фруктом среди мировых потребителей. Практически нет ограничений в потреблении по возрасту и состоянию здоровья Российские яблоки хорошо известны не только в России, но и за рубежом Природно-климатические условия России благоприятны для ведения садоводства Интенсивные методы позволят получать большее количество урожая при использовании меньшего количества ресурсов, которые с каждым годом дорожают и становятся дефицитными во всем мире. Данный бизнес предполагает использование новых технологий и применение полномасштабных механических средств Каждое хозяйство в сельской местности имеет участок земли, который можно использовать эффективнее Отсутствие сезонных колебаний в объемах продаж. Стабильный спрос Долгосрочный и «красивый» бизнес | Требует больших инвестиционных вложений Длительный срок окупаемости проекта Опыт выращивания интенсивных садов мал Недостаточное количество опытных агрономов
|
Факторы внешней среды | |
Возможности | Угрозы |
Целевые рынки не насыщены В связи со сложившейся политической ситуацией в мире Россия не имеет перспективных возможностей для экспорта популярных сортов яблок Большая заинтересованность предпринимателей в ведении данного бизнеса. Чем больший объем будет производиться, тем легче реализовывать крупным покупателям Использование новых технологий, таких, как капельное орошение, небольших специализированных тракторов с инновационными подвесками может привести к популяризации не только специальностей сельскохозяйственного направления, но и востребованности средне-технического образования | Зависимость урожайности от погодных условий Колебания курса доллара и евро могут привести к нестабильному спросу. Высокая ценовая конкуренция с крупными странами-экспортерами. Возможно применение демпинга крупными поставщиками яблок. Финансовые ресурсы дорогие. Процентная ставка на кредитные ресурсы все еще высока. Несмотря на то, что имеются государственные кредиты для фермеров по более низкой процентной ставке, требуется высоколиквидный залог, которого, как правило, нет |
Итогом SWOT-анализа потенциала развития садоводства является вывод о том, что в настоящее время интенсивные методы ведения сельского хозяйства имеют большие перспективы. Проблем с рынком сбыта на ближайшее время нет. В дальнейшем с целью централизованного продвижения продукции и защиты интересов фермерских хозяйств необходимо расширение и развитие общественного объединения — Ассоциации садоводства.
В настоящее время у России есть все шансы для восстановления и, возможно, увеличения объемов экспорта свежих отечественных яблок в зарубежные страны.
Для наиболее полной оценки внешней обстановки развития бизнеса проводится PEST-анализ. Этот метод затрагивает изучение политических, экономических, социальных и технологических аспектов функционирования организации. PEST-анализ является очень действенным способом изучения рынка [41, c. 523].
Проведем анализ макроокружения компании, основным видом деятельности которой является садоводство (производство яблок).
Первым шагом в анализе факторов внешней среды является сбор информации об экономических, социальных, технологических и политических факторах, способных повлиять на деятельность того или иного экономического субъекта. Затем проводится анализ значимости и степени влияния каждого фактора на деятельность предприятия. Определим по каждой группе факторы, способные оказать влияние на предприятие и оценим силу их влияния методом экспертной оценки (таблица 4).
Сформируем полученные данные проведенного PEST-анализа в матричный вид, который представлен в таблице 5.
Таким образом, компаниям, функционирующим в сфере садоводства, следует уделить внимание факторам с наибольшим удельным весом.
Таблица 4
PEST- анализ. Оценка факторов, влияющих на деятельность компании, работающей в сфере садоводства (производство яблок)
Описание фактора | Влияние фактора | Экспертная оценка | Средняя оценка | Взвешенная оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Политические | ||||||||
Действующие правовые нормы в отношении международного сбыта продукции | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,20 | 0,33 |
Регулирование отрасли садоводства | 3 | 2 | 2 | 5 | 3 | 2 | 2,80 | 0,15 |
Вероятность развития военных действий (экологических катастроф) в стране | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2,80 | 0,15 |
Трудовое законодательство | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2,60 | 0,13 |
Торговая политика | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 5 | 3,00 | 0,17 |
Экономические | ||||||||
Инфляция | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2,80 | 0,15 |
Доходы населения | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3,40 | 0,21 |
Уровень развития кредитно-банковской системы | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 3 | 3,20 | 0,19 |
Уровень процентных ставок по кредитам | 3 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3,40 | 0,21 |
Уровень развития экономики | 2 | 2 | 5 | 3 | 1 | 2 | 2,60 | 0,13 |
Курсы основных валют | 2 | 2 | 3 | 1 | 5 | 1 | 2,40 | 0,11 |
Социальные | ||||||||
Отношение к работе, карьере | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2,40 | 0,11 |
Требования к качеству продукции | 3 | 3 | 2 | 5 | 4 | 2 | 3,20 | 0,19 |
Популяризация ЗОЖ, правильного и полезного питания | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 1 | 3,60 | 0,24 |
Демография | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 5 | 3,00 | 0,17 |
Технологические | ||||||||
Уровень инноваций и технологического развития отрасли садоводства | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4,00 | 0,30 |
Расходы на исследования и разработку новых удобрений для яблонь | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3,00 | 0,17 |
Развитие новых селекционных сортов яблок | 3 | 3 | 4 | 2 | 5 | 3 | 3,40 | 0,21 |
Степень использования, внедрения и передачи технологий в садоводстве | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2,20 | 0,09 |
Итого | 54 | — | — | — | — | — | 58,0 | — |
Таблица 5
Матричный вид PEST-анализа деятельности компании, работающей в сфере садоводства (производство яблок)
Политические | Экономические | ||||
Фактор | Вес | Фактор | Вес | ||
Действующие правовые нормы в отношении международного сбыта продукции | 0,33 | Доходы населения | 0,21 | ||
Торговая политика | 0,17 | Уровень процентных ставок по кредитам | 0,21 | ||
Регулирование отрасли садоводства | 0,15 | Уровень развития кредитно-банковской системы | 0,19 | ||
Вероятность развития военных действий (экологических катастроф) в стране | 0,15 | Инфляция | 0,15 | ||
Трудовое законодательство | 0,13 | Уровень развития экономики | 0,13 | ||
Курсы основных валют | 0,11 | ||||
Социально-культурные | Технологические | ||||
Фактор | Вес | Фактор | Вес | ||
Популяризация ЗОЖ, правильного и полезного питания | 0,24 | Уровень инноваций и технологического развития отрасли садоводства | 0,30 | ||
Требования к качеству продукции | 0,19 | Развитие новых селекционных сортов яблок | 0,21 | ||
Демография | 0,17 | Расходы на исследования и разработку новых удобрений для яблонь | 0,17 | ||
Отношение к работе, карьере | 0,11 | Степень использования, внедрения и передачи технологий в садоводстве |
0,09 | ||
Далее необходимо сделать вывод по каждому фактору. Для этого оценим влияние факторов с наибольшим удельным весом на отрасль и на организацию, а также спланируем программы, которые необходимо провести для снижения негативного влияния фактора на деятельность компаний, занимающихся садоводством (производством яблок). Итоговый результат PEST-анализа сферы деятельности садоводства представлен в таблице 6.
В таблица 6
Результаты PEST- анализа сферы садоводства (производства яблок)
Факторы | Изменение в отрасли | Изменение в компаниях | Действия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Политические | |||
Действующие правовые нормы в отношении международного сбыта продукции | Изменение подобных норм ведет к сокращению производства яблок и уменьшения числа компаний в данной отрасли | Невозможность компании заниматься основным видом деятельности | Расширение рынка сбыта яблок на международных рынках по приемлемым ценам и широким ассортиментом |
Торговая политика | Ограничения на импорт сырья (саженцев) и оборудования (специализированной техники) из-за границы может привести к удорожанию яблок | Увеличение расходов на сырье и оборудование, невозможность закупки у иностранных поставщиков | Ориентировка на закупку у отечественных производителей |
Экономические | |||
Инфляция | Увеличение цен на сырье и оборудование, используемое в отрасли | Увеличение цен на сырье н оборудование, используемое в данной организации | Поиск альтернативных вариантов сырья и оборудования |
Доходы населения | Снижение доходов населения ведет к снижению покупок и экономии, что негативно сказывается на отрасли | Снижение спроса на продукцию компании (яблок)
| Снижение цен на яблоки при помощи увеличения объема производства (дополнительной закладки сада) и расширении ассортимента (внедрение на рынок новых сортов яблок) |
Социальные | |||
Популяризация ЗОЖ, правильного и полезного питания | Повышенный интерес к ЗОЖ и здоровому питанию, яблоки являются диетическим продуктом, содержат много витаминов и благоприятно влияют на здоровье человека
| Повышение спроса на производимую продукцию | Увеличение объем производства |
Продолжение таблицы 6 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Требования к качеству продукции | Ужесточение требований к качеству продукции ведет к более сложному внедрению организаций в отрасль | Снижение количества конкурентов, необходимость соблюдения требований качества | Соблюдение требований качества, предъявляемых к продукции, поиск более плодоносных и качественных сортов яблонь |
Технологические | |||
Уровень инноваций и технологического развития отрасли садоводства | Новые разработки способствуют интенсивному росту производства отрасли садоводства | Способствует сокращению затрат и оптимизации производства | Мониторинг технологических изменений в отрасли |
Развитие новых селекционных сортов | Способствует повышению урожайности в отрасли | Повышается спрос на морозостойкие и плодоносные сорта яблонь | Изучение новых разработок в селекции яблок как на российском, так и на зарубежном уровне |
Таким образом, компания, функционирующая в сфере садоводства, для успешной работы и продвижения своего бизнеса, должна регулярно выявлять, путем стратегического анализа, факторы воздействия внешней среды.
В результате проведенного анализа выявлены действия, которые необходимо предпринять для компаний, функционирующих в сфере садоводства, для выработки стратегического решения, задающего вектор развития данной организации. Это способствует созданию алгоритма взаимодействия экономического субъекта с его макроокружением.
Большинство современных рынков характеризуются как конкурентные. Следовательно, существует настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы. С помощью модели пяти сил М. Портера, проведем анализ конкуренции на рынке садоводства, предприятий по производству яблок [13, c. 88].
На рисунке 6 представлена модель «пяти сил Портера» для отрасли «Садоводство».
Рисунок 6 – Модель «пяти сиཾл» Портера для отрасли садоводство
Проанализирова модель «пяти сиཾл» Портера для отрасли садоводства выявлено, что на деятельность компании влияют: потенциальные новые конкуренты, поставщики, потребители, конкуренты и товары -заменители. Все оказывают определенное влияние, некоторые в меньшей степени, некоторые — в большей.
2.2 Анализ стратегии развития производства рынка яблок в России
Снабжение населения нашей страны продуктами питания является актуальной проблемой. Одной из стратегических целей продовольственной безопасности страны является обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной продукцией, создание стабильного внутреннего производства, необходимых резервов и запасов.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что увеличить производство фруктов в нашей стране можно, в основном, за счет развития садоводства в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. Именно в хозяйствах этих категорий осуществляется закладка садов и ягодников при государственной поддержке. В результате чего валовой сбор плодов и ягод в них за 2013-2018 гг. возрос с 679 до 1198 тыс. т., или 76,4%, а их доля в структуре производства увеличилась с 24,9% до 35,9%. В перспективе производство плодово-ягодной продукции в хозяйствах населения стабилизируется и получает незначительное развитие в основном в регионах нетоварного садоводства [7, c. 67].
Перспективы развития садоводства в России разработаны с учетом индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, таких, как валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, площадь закладки многолетних насаждений. Показатели развития садоводства разработаны в целом по России и в разрезе категорий хозяйств.
В Российской Федерации к 2025г. планируется довести объем производства плодов и ягод до 4009 тыс. т., или, по сравнению с 2018 г., он увеличится на 20,1%, к 2030 г. – до 6720 тыс. т., или в 2 раза. Основной прирост производства фруктов будет получен в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. В них валовой сбор плодово-ягодной продукции к 2025 г. возрастет до 1759 тыс. т., или на 47,1%, к 2030 г. – 4250 тыс. т, или в 3,5 раза. Прирост производства продукции обеспечит увеличение площади плодово-ягодных культур и их урожайности. К 2025 г. площадь плодоносящих насаждений возрастет до 385 тыс. га, или на 5,8%, к 2030 г. – до 455 тыс. га, или на 25,0%, а урожайность насаждений соответственно – до 166 ц с 1 га, или на 11,4% и до 218 ц с 1 га, или на 46,3%.
В сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах за период с 2019 г. по 2025 г. планируется заложить садов и ягодников на площади 81,7 тыс. га, в том числе, интенсивного типа – 62,1 тыс. га, с 2026 г. по 2030 г. – 89 тыс. га, из них интенсивных насаждений – 68 га.
В хозяйствах населения валовой сбор плодов и ягод к 2025 г. планируется увеличить до 2250 тыс. т., или на 5,1%, к 2030 г. – до 2470 тыс. т., или на 15,4%. Прирост производства продукции в этой категории хозяйств будет обеспечен повышением урожайности насаждений. К 2025 г. она возрастет до 86,5 ц с 1 га, или на 7,2 %, к 2030 г. – до 95,0 ц с 1 га, или на 17,7%.
Важным условием эффективного развития садоводства является рациональное его размещение, так как наша страна располагает значительными территориями, различающимися уровнем их обеспеченности производственными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой, природно-климатическими условиями.
Дальнейшее развитие садоводство получит в регионах, где имеются благоприятные природно-климатические и экономические условия для возделывания плодовых и ягодных культур. В Южном макрорегионе валовой сбор плодов и ягод за 2019-2030 гг. возрастет с 1007 до 2433 тыс. т., или в 2,4 раза, в Северо-Кавказском – с 557 до 1467 тыс. т., или в 2,6 раза, Центрально-Черноземном – с 365 до 683 тыс. т., или в 1,9 раза, Центральном – с 355 до 541 тыс. т., или в 1,5 раза, Волго-Камском – с 346 до 486 тыс. т., или в 1,4 раза, Волго-Уральском с 272 до 476 тыс. т., или в 1,7 раза. В указанных макрорегионах будет выращиваться 6086 тыс. т. плодово-ягодной продукции, или 90,6% ее валового сбора [44, c. 320].
Намеченные объемы производства фруктов позволят решить проблему импортозамещения тех их видов, которые выращиваются в нашей стране, но не решат проблему обеспечения ими населения по рациональным нормам питания. Планируется сохранить импорт фруктов, не выращиваемых у нас на уровне 2018 г. – около 3,5 млн. т. Увеличение отечественного производства фруктов и сохранение импорта некоторых их видов позволит довести личное потребление до 10220 тыс. т., или, в расчете на душу населения, – 70 кг.
Уровень самообеспечения фруктами возрастет с 38,8 до 65,8%.
Для достижения намеченного объема производства плодов и ягод необходимо активизировать инновационную деятельность в садоводстве, шире использовать цифровые технологии, которые выведут садоводство на новый технологический уровень и повысят урожайность садовых культур.
Одним из направлений инновационной деятельности в отрасли является закладка интенсивных, урожайность которых в 2,0-3,5 раза выше обычных, садов. По плотности посадок деревьев интенсивные сады можно подразделить на три группы. Первая группа с размещением плодовых саженцев на 1 га от 800 до 1250 штук, вторая – от 1250 до 2500, третья – от 2500 и более деревьев. По данным Плодоовощного союза, в 2018 г. было посажено 12,2 млн. га интенсивных садов, из них садов первого типа — 7,2 млн. га, или 59,0% от общей их площади, второго типа соответственно 1,3 млн. га или 10,7%, третьего типа – 3,7 млн. га или 30,3%. В южных регионах доля садов с плотной посадкой растений в структуре плодовых насаждений должна расти, так как они имеют более высокую урожайность.
В зонах, где существуют неблагоприятные условия для развития интенсивного садоводства (некоторые области Центрального, Волго-Камского, Волго-Уральского и других макрорегионов), должны преобладать обычные (традиционные) сады, так как инвестиции на закладку интенсивных насаждений не всегда окупаются. Опыт работы сельскохозяйственных организаций во многих субъектах Российской Федерации свидетельствует о том, что отказываться от закладки традиционных садов, в пользу интенсивных, экономически неоправданно. Интенсивные сады должны преобладать в южных регионах России, где наиболее благоприятные условия для их выращивания.
Сортовой состав насаждений в значительной степени определяет валовой сбор плодов и ягод. В южных регионах широко используются иностранные сорта, которые превосходят многие отечественные сорта по качеству и срокам хранения. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители отдают предпочтение этим сортам. В яблоневых садах Северо-Кавказского макрорегиона иностранные сорта занимают 74,3%. По данным ФГБУ «Россельхозцентр», в структуре сортового состава яблоневого сада этого региона преобладают Голденделишес (16,0%), Флорина (15,0%), Айдаред (10,6%), Ренет Симиренко (8,1%). В некоторых регионах промышленного (товарного) садоводства (Центральном, Центрально-Черноземном, Волго-Камском, Волго-Уральском макрорегионах), где природно-климатические условия не позволяют широко использовать иностранные сорта, в структуре плодовых насаждений преобладают отечественные сорта, недостатком которых является короткий период потребления (15- 20 дней после их хранения). Так, в яблоневых садах Волго-Камского и Волго-Уральского макрорегионов на долю отечественных сортов приходится 82,5%. В структуре насаждений этих регионов наибольший удельный вес занимают сорта Беркутовское (14,3%), Северный синап (13,0%), Жигулевское (7,1%), Синап орловский (6,3%) [7, c. 68].
Выращиваемая плодово-ягодная продукция в этих регионах является хорошим сырьем для консервной промышленности. Уровень использования производственных мощностей не превышает 55%, причем значительная часть фруктовых консервов производится из импортного концентрированного сока. Наличие такого канала сбыта фруктов способствует дальнейшему развитию садоводства в этих макрорегионах.
Важным условием наращивания валового сбора фруктов является воспроизводство многолетних насаждений, раскорчевка старых и закладка интенсивных садов на основе садооборота. Реконструкция насаждений сдерживается недостаточным объемом производства посадочного материала. В 2018 году производство посадочного материала плодовых и ягодных культур составило 24,0 млн. шт., в том числе, семечковых – 15,4, косточковых – 2,1, ягодных кустарниковых – 5,9, орехоплодных – 0,6 млн. шт., рассады земляники садовой – 7,5 млн. шт. Необеспеченность садоводства посадочным материалам отечественного производства обусловила его импорт. В 2018 году импорт саженцев составил 24,6 млн. шт., по сравнению с 2017 годом, он возрос на 64%. Поэтому импортозамещение посадочного материала является важным условием инновационного развития садоводства.
Сдерживает развитие садоводства низкий уровень механизации производственных процессов и низкая обеспеченность садовой техникой. По данным Министерства сельского хозяйства России, обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей садовой техникой составляет 52,5%, в том числе, тракторами – 65%, машинами по уходу за садом – 49%, машинами для закладки сада – 47%, ягодоуборочными комбайнами – 24%.
При этом значительная доля приходится на импортную технику. В нашей стране обеспеченность техникой интенсивных технологий составляет не более 20%, тогда как в Польше она — более 70%. Поэтому важным условием развития промышленного садоводства является импортозамещение на рынке садовой техники путем возрождения отечественного машиностроения [26, c. 51].
Для закладки садов интенсивного типа требуются значительные капитальные вложения. Поэтому в развитии интенсивного садоводства большую роль играет государственная поддержка. За 2013-2018 гг. государственная поддержка на закладку садов и уход за молодыми, неплодоносящими насаждениями составила 13,9 млрд. руб. Размер государственной поддержки садоводства ежегодно растет. С 2013 г. по 2018 г. господдержка увеличилась с 427,2 до 5256,7 млн. руб., или в 12,3 раза, к 2025 г. она возрастет до 5621 тыс. руб., к 2030 г. – до 9880 тыс. руб. Увеличение государственной поддержки отрасли обусловило рост закладки садов и ягодников. За указанный период площадь ежегодной закладки многолетних насаждений возросла с 9,2 до 16,9 тыс. га, или на 83,7%, к 2030 г. планируется ее довести до 20 га [7, c. 71].
До 2016 года ставки поддержки садоводства утверждались Правительством Российской Федерации. Размер компенсаций затрат на закладку 1 га колебался от 53,9 тыс. руб. (традиционный сад) до 232,5 тыс. руб. (интенсивный сад), на уход за садом, не вступившим в плодоношение — 20,8 тыс. руб., на раскорчевку старых амортизированных садов — 18,2 тыс. руб. Указанные ставки компенсировали 35-45% фактических затрат [6, c. 127].
С 2017 года был предусмотрен другой механизм государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса. Субсидии распределяются между субъектами Российской Федерации по определенным критериям, и субъекты самостоятельно определяют направления и объемы расходования средств с учетом достижения индикаторов Госпрограммы.
Во многих субъектах Российской Федерации ставки компенсаций затрат остались на прежнем уровне.
С целью материального стимулирования закладки интенсивных и суперинтенсивных садов необходимо размер компенсаций затрат дифференцировать в зависимости от плотности их посадки (до 800 деревьев на 1 га, от 800 до 1250 деревьев, от 1250 до 2500 деревьев, более 2500 деревьев на 1 га) и качества посадочного материала. Закладка насаждений оздоровленными саженцами позволяет повысить их урожайность на 40-60%. Необходимо размер субсидий на закладку садов довести до 80 %, раскорчевки старых садов — до 85%.
Важную роль в сокращении потерь выращенной плодово-ягодной продукции и рациональном использовании нестандартной продукции (падалицы) должны играть интеграционные процессы, позволяющие вовлечь нестандартную продукцию в товарооборот путем ее переработки. Агропромышленная интеграция позволит эффективно использовать производственные ресурсы и сократит издержки при продвижении продукции по технологической цепочке. В садоводстве целесообразно создавать агропромышленные формирования различных видов (агрохолдинги, кластеры, агропромышленные предприятия и т.д.), работающие на высокий конечный результат [7, c. 72].
На рисунке 7 представлена стратегия развития деятельности компаний, функционирующих в сфере садоводства.
Рисунок 7- Стратегия развития деятельности компаний, функционирующих в сфере садоводства
Следовательно, стратегия развития садоводства предполагает рациональное его размещение по территории страны, концентрацию садоводства в специализированных организациях и фермерских хозяйствах, инновационное развитие отрасли, закладку интенсивных садов в зонах промышленного (товарного) садоводства, применение современных цифровых технологий производства плодов, использование перспективных высокоурожайных сортов плодовых культур, автоматизацию и комплексную механизацию трудоемких операций, рациональное использование выращенной продукции на основе развития интеграционных процессов и создание снабженческо-сбытовых кооперативов, совершенствование государственного регулирования отрасли.
2.3 Анализ продаж через собственные каналы, e-commerce и дистрибьюторов
Использование технологий e-commerce для дистрибьюторов становится уже даже не возможностью повысить обороты бизнеса, а необходимостью, продиктованной как внутренними потребностями, так и общей тенденцией глобальной цифровизации [5, c. 65].
Находясь на стыке производителей, ищущих любую возможность установить прямую коммуникацию с конечным покупателем, и оптово-розничных компаний, постоянно с ним взаимодействующих, дистрибьюторы, должны оперативно удовлетворять растущие запросы своих клиентов на качественную, актуальную и полную информацию о товарах, в том числе, о яблоках. Причем разным категориям партнеров требуются различные данные, а количество контактов, с которыми приходится работать сотрудникам в процессе продаж, огромно.
B2B e-commerce системы – порталы, оптовые интернет-магазины, дилерские и партнерские кабинеты, т.е. решения, позволяющие перевести продажи в онлайн, по сути решают две глобальные задачи дистрибьютора. Во-первых, они в разы сокращают объем коммуникаций с клиентами в процессе обработки и согласования заказов. А во-вторых, позволяют максимально качественно представлять бренд в своем регионе, обеспечивая участников рынка доступом ко всем сведениям и материалам, необходимым для последующих продаж сельскохозяйственной продукции, в том числе, яблок.
Большое количество клиентов, которым осуществляет поставки дистрибьютор: дилеры, розничные компании и другие, выливается в огромное количество контактов, которых требуется регулярно информировать об актуальном ассортименте, ценах и наличии товаров, в том числе, сельскохозяйственной продукции, включая яблоки. Ситуацию осложняет и то, что цены также могут варьироваться для разных категорий оптовых клиентов.
Традиционное взаимодействие проходит по e-mail, телефону, в мессенджерах (зачастую даже не в одном). Все это приводит к тому, что продажи дистрибьютора требуют огромного количества рутинных операций, выполняемых по несовершенным каналам связи. Как следствие, большое количество ошибок, заказы по неактуальным прайс-листам, неактуального ассортимента из неактуальных остатков, высокая нагрузка на менеджеров, длительное согласование сделок и, в конечном итоге, падение оборачиваемости товаров и денежных средств.
Технологии e-commerce позволяют существенно оптимизировать коммуникации с оптовыми покупателями. Во-первых, электронные прайс-листы обеспечивают клиентов актуальными остатками прямо из учетной системы. Покупатель может видеть наличие яблок на всех складах, в том числе, транзитном, и выбирать наиболее удобный для отгрузки.
Во-вторых, портал позволяет предоставлять покупателям доступ только к тем прайс-листам, которые предназначены для данного сегмента клиентов. Типы цен могут передаваться из учетной системы или настраиваться в интерфейсе ecommerce-решения, в зависимости от особенностей бизнес-процессов конкретного дистрибьютора. При этом, в целях защиты коммерческой информации, в большинстве сервисов реализована возможность управлять доступом к ценам для разных сотрудников внутри организации.
В-третьих, в B2B-портале покупатель самостоятельно оформляет заказ из того, что точно есть в наличии и только по той цене, которая действует для данной категории покупателей на данный момент времени. То есть, вероятность возникновения ситуации, когда клиент заказал выведенный из ассортимента товар по старой цене, сводится к минимуму. При этом для заказных позиций также можно указывать срок поступления [14, c. 106].
И, наконец, в-четвертых, B2B-портал существенно сокращает количество действий и коммуникаций, которые необходимо совершить сотрудникам дистрибьютора для того, чтобы сделка состоялась.
Статус официального дистрибьютора предполагает, что компания представляет сельскохозяйственный продукт и бренд производителя, выполняет обязательства перед клиентами, отвечает за распространение информации о нем на определенной территории. Отсюда 3 основные задачи дистрибьютора в регионе:
В своем регионе дистрибьютор зачастую выступает в роли первоисточника данных о сельскохозяйственной продукции для всех своих покупателей. Чаще всего продуктовая информация копируется с сайта или каталога производителя вручную, иногда дорабатывается, нередко теряется.
Клиенты, в свою очередь, также нуждаются в качественном описании сельскохозяйственной продукции, включая яблоки, для организации последующих продаж, т.е. точно так же копируют материалы с сайта или из каталога дистрибьютора. Все это трудозатратно, ненадежно, сильно зависит от человеческого фактора, поскольку требует от сотрудников всех участников цепочки внимательности и ответственного подхода. А если говорить об обновлении ассортимента или, например, улучшениях в характеристиках продукции, то оперативно донести эту информацию до конечного покупателя становится еще сложнее.
Работа с дилерами, ритейлерами, партнерами
В рамках распространения информации о сельскохозяйственной продукции в регионе, дистрибьютор обеспечивает своих партнеров всей необходимой документацией. К нему обращаются за сертификатами соответствия или пожарной безопасности, например, в случае участия в аукционах и тендерах.
Обмен абсолютно всеми документами также реализован в порталах и ecommerce-решениях для оптовых продаж. Причем всю сопутствующую документацию дистрибьюторы могут загружать прямо в карточку товара в формате ссылки для скачивания. Возможности фильтрации и поиска по прайс-листам позволяют быстро получить материалы на конкретное наименование сельскохозяйственной продукции или всю категорию.
B2B-портал, как единое пространство для осуществления оптовых продаж и коммуникаций с партнерами, позволяет собирать в одной системе ценнейшие сведения по всем оптовым заказам дистрибьютора. Наиболее перспективные сегменты клиентов, маржинальность сделок, дебиторская задолженность, эффективность менеджеров, всплески спроса на сельскохозяйственную продукцию – абсолютно все эти данные накапливаются в системе естественным образом и доступны для аналитики. Причем многие отчеты формируются автоматически, как для принятия внутренних управленческих решений, так и для анализа отклика рынка для производителя с целью последующего планирования производства.
Технологии электронной коммерции позволяют существенно повысить ключевые показатели деятельности дистрибьютора за счет огромной экономии времени и ресурсов на коммуникации, а также качественного рыночного продвижения, основанного на глубоком анализе потребностей рынка и оперативном обмене качественной информацией на всех этапах движения сельскохозяйственной продукции, включая яблоки, от производителя к конечному потребителю.
Для налаживания каналов сбыта и заключения договоров следует провести переговоры с продавцами фруктов на местных рынках, с владельцами близлежащих гипермаркетов и магазинов, занимающихся продажей фруктов и овощей. Кроме этого, следует найти небольшие производства, которые занимаются переработкой яблок и изготовлением детского фруктового пюре и соков, а также производят повидло, джемы, компоты, заготавливают сухофрукты. Можно заключить договор с винодельческим предприятием и поставлять яблоки для производства сидра [1, c. 62].
При правильном подходе яблочный бизнес принесет ощутимую прибыль, к тому же это дело, которое организовывается не на один год, а при грамотном выращивании сада и уходе за ним урожай будет постоянно увеличиваться.
Следует отметить, что большинство известных в мире инноваций в сфере розничной торговли пока недоступно отечественному бизнесу. Сегодня в России, доля онлайн-покупок с мобильных устройств составляет 23% от всех покупок, которые оплачиваются карточками. К сожалению, пока еще высок процент наличных расчетов в онлайн-ритейле в связи с недостаточностью государственного регулирования данной сферы и высокими комиссионными платежами операторов безналичных платежей для ритейлеров (до 3% от товарооборота). Первые шаги к внедрению инноваций в российский ритейл можно связывать с освоением интернет-пространства, развитием e-commerce, расширением своего присутствия в социальных сетях, активизацией проникновения карт лояльности, обеспечением предзаказа и доставки товаров, введением товаров под собственной торговой маркой и др.
Как пример завоевания конкурентных преимуществ, можно рассматривать лучшие практики российских компаний по производству яблок.
Рассмотрим стратегию логистической системы известной компании. Успешными решениями являются логистические решения крупного агропромышленного холдинга «Сады Придонья» по поставкам яблок товаров категории ультрафреш –традиционно сложной категории для специалистов по логистике в сегменте быстро портящихся товаров. Компанией внедрен комплекс решений [8, c. 132]:
- учет остатков в режиме реального времени, что потребовало постоянного доступа в Интернет;
- работа складов сети в ночном режиме, что позволило сократить доставку товара в торговые точки до 2–3 часов;
- отказ от классического стеллажного хранения во избежание избыточных операций по подъему и спуску (на стеллажах размещаются только товары с длительным сроком хранения, а напольное хранение и комплектация предусмотрены для краткосрочной продукции);
- планирование дефицита (переход от 100%-ного наличия товаров (яблок) в торговых точках к дефициту в 4-5%, при этом списания сократились до 5–6%, контроль этого показателя осуществляется еженедельно);
- внедрение продаж продукции с предпоследним или последним днем срока годности с большими скидками (оптимальная скидка -40%); организация работы с поставщиками по возвратной логистике (компания получает 60% от розничной цены продукта и не несет затрат на возвратную логистику и утилизацию).
В перспективе для завоевания конкурентных преимуществ отечественного ритейла и повышения его эффективности в системе логистического распределения, на наш взгляд, необходимо:
- обеспечить возможность проведения централизованной политики реализации яблок (фактор повышения эффективности для торговой сети);
- продолжить формирование логистической инфраструктуры, в том числе, интегрирование распределительных центров;
- совершенствование рационального размещения объектов сетевой розничной торговли;
- альтернативное развитие аутсорсинга сетевым ритейлом, вовлекая 3-PL логистических провайдеров в систему распределения;
- снизить издержки, в том числе, на организационную структуру управления (фактор формирования конкурентной цены);
- повысить эффективность использования финансовых ресурсов (комплекс мер, главным из них является высокотехнологичная логистика). Стратегическое планирование развития компании садоводства следует осуществлять, исходя из того, что цикл технологических изменений в сфере ритейла составляет 7–12 лет;
- внедрить эффективную ассортиментную политику, развивая категорийный менеджмент;
- развивать СТМ, в том числе органической (эко) продукции, привлекая отечественных производителей;
- максимально автоматизировать технологические процессы, обеспечивая единое информационное пространство и поддерживая актуальность информации в реальном режиме времени, привлекая разработки отечественных специалистов в рамках развития цифровой экономики, и др.
Таким образом, как показал проведенный анализ в сфере компаний, занимающихся садоводством, данный бизнес является прибыльным, но медленно развивающимся. Для того, чтобы садовые деревья приносили хороший урожай, необходим качественный посадочный материал, плодородные земли, хороший механизированный парк, а также высококвалифицированные кадры. Для развития данной отрасли большую роль играет государственная поддержка, которая выделяет новым или развивающимся компания безвозмездный грант. Реализация яблок также играет важную роль в деятельности компании, необходимы налаженные связи сбыта, при помощи которых удастся избежать товарных потерь, ведь яблоки -это скоропортящийся товар. Реализовывать яблоки, на сегодняшний день, можно не только при помощи прямых поставок, но и через Интернет, при помощи технологий e-commerce. Данные технологии позволят привлечь большое количество потенциальных покупателей, ведь при помощи таких технологий покупатель может сравнить цены, выбрать более надежного поставщика, прочитать отзывы о компании, а впоследствии принять решение о приобретении необходимой партии яблок.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф