2.2 Анализ основных проблем в области благоустройства и озеленения городских территорий.
2.2.1 Анализ проблем благоустройства и озеленения города Москвы.
Современная Москва, несмотря на то, что она является самым развитым и богатым регионом России, не лишена проблем в области благоустройства и озеленения. Во многом данные проблемы схожи с типичными проблемами всех крупных городов-мегаполисов планеты.
Одной из первых в этом перечне проблем является перенасыщенность автомобильным транспортом. Данный факт становится причиной недовольства практически всех без исключений жителей города. Автовладельцы жалуются на катастрофические пробки и недостаток парковочных мест, пешеходы – на затруднение при переходе оживленных магистралей и сужения тротуаров вследствие попыток решения проблемы пробок.
Мировой опыт показывает, что чем крупнее город, тем сложнее ситуация на его дорогах. Москва здесь не исключение. Пробки на дорогах столицы создают серьезнейшие сложности для жителей города. Почти половина (47 %) жителей Москвы охарактеризовали пробки как постоянную и очень острую проблему.
Причины автомобильных пробок носят комплексный характер. Одна из первых – слишком большое количество автотранспорта в городе. В 30-е годы XX века, когда закладывались основы транспортного облика современной Москвы (кольцевая и радиальная структура), никто и представить не мог такого роста автотранспорта (порядка 3,8 млн. только легковых автомобилей на начало 2020 г.). Вследствие этого дорожная сеть Москвы не справляется с такой колоссальной нагрузкой. Из-за пробок страдает и наземный общественный транспорт. Добавляет нагрузку на транспортную сеть города еще и то что, как и в прошлые времена, так и сейчас, Москва является крупнейшим логистическим центром и множество транзитных маршрутов (в том числе межгосударственных) проходит через нее. Так же влияние на пробки оказывают припаркованные на проезжей части автомобили, дорожно-транспортные происшествия, погодная ситуация и другие факторы.
Как следствие из вышеописанного, остро встает еще одна городская проблема – парковочные места. По данным некоторых исследований Москва занимает одну из лидирующих в мире позиций по неудобству парковки. Проблема парковки автомобилей около мест проживания остается наиболее острой, не смотря на то, что уже сейчас автомобили занимают до 70-80% некоторых дворов. Так же проблема парковок остро ощущается в центре города, так как он является местом притяжения большого количества людей (торгово-развлекательные центры, достопримечательности, офисы, предприятия и т.д.), а зачастую единственно доступным местом для парковки является проезжая часть.
Несколько лет назад ситуация с парковками в Москве показывала следующую статистику:
— 80% всех припаркованных автомобилей используют проезжую часть, 15% припаркованы частично на проезжей части и тротуаре, 5% полностью на тротуаре.
— Средняя плотность парковки легковых автомобилей достигает 390 авт./км на магистральной сети, 280 авт./км — на местной.
— Средняя плотность парковки легковых автомобилей на тротуарах составляет 90 авт./км.
— Доля автомобилей, припаркованных с нарушениями ПДД, достигает 45 % (среднее по городу количество нарушителей — 130 авт./км). [17]
В настоящее время количество автомобилей обгоняет рост числа парковочных мест, поэтому ситуация остается напряженной.
Имеются проблемы на дорогах и у пешеходов. Одной из этих проблем является долгое ожидание разрешающего сигнала светофора напешеходных переходах. На некоторых из них ожидать возможности перейти дорожное полотно приходится до 3мин. Это чревато скоплением большого количества людей на переходе, а также провоцирует перебегание дороги на красный свет светофора, что создает опасность ДТП.
В качестве одной из экзотических проблем является «конфликт» между велодорожками и пространством для пешеходов на тротуаре. В некоторых случаях при создании велодорожек оказалось, что место для велосипедистов больше чем для пешеходов. Например, на рис. 12 показана велодорожка на ул. Пятницкая в центре Москвы. На данном изображении можно увидеть, что пространство для пешеходов катастрофически узкое — справа слишком близко находится проезжая часть, а слева мешают здания. Из-за этого пешеходы вынуждены заходить на проезжую часть или на велодорожку.
Рисунок 12- Велодорожка на Пятницкой
Следующей проблемой по списку, но не по важности является плотность застройки. С одной стороны, рост городского населения, низкая обеспеченность жильем, выполнение Москвой столичных функций – эти и другие факторы ведут к постоянному росту востребованности нового жилья в Москве. С другой стороны, ограниченность территорий для строительства приводит к сверхплотной застройке новых кварталов. В плотной застройке размеры дворов не дают возможность разместить на них необходимый набор функциональных площадок. На рис. 13 показан ЖК «Хорошёвский» г. Москва, СЗАО, район Хорошево-Мневники по фото видно, что застройка очень плотная и нет достаточного пространства для проезда, озеленения, рекреационных зон, парковок.
Рис.13 — ЖК «Хорошёвский»
Российская столица испытывает мощнейшую антропогенную нагрузку. Из-за этого еще одной проблемой которая не может остаться без внимания, является экологическая ситуация. Источниками загрязнения окружающей среды становятся:
- Вредные выбросы от автомобилей.
Как было уже упомянуто ранее количество автотранспорта в Москве неуклонно растет. Мегаполис также является крупным транспортным узлом: в столицу привозят порядка 11 млн тонн грузов, ежедневно по дорогам города передвигаются и стоят в пробках крупногабаритные машины, вырабатывающие кубометры вредных выхлопов.
- Бытовые и промышленные отходы.
На 2020 год в Москве проживает официально 12 692 466 человек. При площади города в 2561 км² выходит по 4-5 человек на м². В год жители столицы выбрасывают 2,5 млн тонн отходов, вывоз и утилизация которых уже сегодня стали очень серьезной проблемой. На рис.14 показана пункт раздельного сбора мусора на ул. Пятницкой в центре Москвы.
Рисунок 14 — Пункт раздельного сбора мусора
- Шумо- и свето-загрязнение
Современные люди настолько привыкли к бесконечному шуму от строительных работ, звуковой рекламе, звуков автотрассы и пр., что даже не замечают пагубного влияния. Однако подобное давление серьезно влияет на нервную систему человека. В свою очередь светодиодная реклама, работающая круглосуточно, мерцающие огни торговых центров и развлекательных комплексов также сильно влияет на жителей.
- Загрязнение воды и почвы
Вода и грунт московской земли находятся в критическом состоянии. На это влияют выбросы автомобильных выхлопов, множество бытовых отходов и свалок по городу, промышленные выбросы и сбросы отходов в Москва-реку. Предприятия, тепло-станции, канализационные системы и бытовые стоки образуют настоящую реку отходов, с которой не может справиться устаревшей технология очистки.
- Близость промышленных предприятий
Хотя уже несколько лет проводится политика выноса заводских и производственных предприятий за границы столицы в область, все равно вредных выбросов по-прежнему много, а очистительных мероприятий недостаточно. На рис.15 показана Москва с птичьего полета, и тут видны выбросы из промышленных предприятий.
Рисунок 15 — Выбросы из промышленных предприятий
2.2.2 Анализ проблем благоустройства и озеленения города Ульяновск.
Ульяновск не подвержен влиянию проблем сопутствующий только мегаполисам, таким как Москва (например, гигантские пробки и перенаселение). Однако, город имеет свои проблемы в области благоустройства и озеленения.
Одной из главных проблем является образование несанкционированных свалок. На территории г. Ульяновска насчитывается 154 свалки, а с учетом пригородной зоны 247 несанкционированных свалок, объем которых различен – от нескольких кубических метров до нескольких тысяч кубических метров; большинство из этих свалок расположено на селитебных землях и парковых зон. [18]
Поскольку для ассимиляции твердых отходов человеком издревле эксплуатируется преимущественно твердая оболочка планеты – литосфера, то объекты размещения отходов в первую очередь оказывают воздействие именно на компоненты данной земной оболочки. В случае крупных полигонов и свалок – это недра и связанные с ними грунтовые воды, а в случае несанкционированных свалок – это преимущественно почвенный покров, который является не только компонентом литосферы, но и частью среды обитания самого человека.
Следующей проблемой является ненадлежащее качество санитарной уборки территории. Зачастую улицы убраны не в полной мере или при уборке были использованы химикаты, портящие личные вещи граждан. Все это может быть связанно с нехваткой работников, низкой мотивацией делать свою работу хорошо, а также с некачественными средствами для уборки.
Следующая проблема это некачественный ремонт объектов благоустройства, в том числе малых форм на детских площадках и спортивных площадках, муниципальной мебели (скамейки) и прочего. Зачастую недавно сделанные детские площадки приходят в негодность, скамьи в скверах рассыхаются от влаги и разности температур, что неблагоприятно сказывается на облике района и на комфорте проживания граждан.
Другой проблемой является размещение незаконных автостоянок и автопарковок на всей территории района. В данный момент часто наблюдается ситуация, при которой люди и автомобили перемещаются во дворах по одной, не разделённой заасфальтированной территории, что является препятствием безопасному передвижению населения. Так же к этой проблеме можно отнести такой момент, как наличие в большинстве дворов сквозных проездов, что опять же снижает уровень безопасности для передвижения по двору жителей, а в особенности детей школьного возраста.
Еще одной проблемой является проблема передвижения пожилых и маломобильных граждан. Зачастую им необходим отдых при длительном передвижении, а скамеек ограниченное количество и не всегда они расположены в шаговой доступности.
Существует проблема негативного отношения жителей к элементам благоустройства. Приводятся в негодность детские и спортивные площадки, разрушаются и разрисовываются фасады зданий. Район не станет здоровой средой обитания, если не произойдет радикальных изменений в сознании и поведении жителей.
Кроме того, остаются без внимания вопросы наружного уличного освещения, которое не было организовано надлежащим образом.Проблема, связанная с освещением затрагивает участки как перекрестки, оживленные участки дорог, нерегулируемые пешеходные переходы. Отсутствие освещенных дорог — это серьезная проблема для безопасности и водителей, и пешеходов. На рис. 16 показана улица Пушкарева во дворе дома №16.
Так же очень много жалоб от жителей Ульяновска по поводу работы общественного транспорта. Не только маршрутки, но и трамваи, и троллейбусы вызывают массовые недовольства горожан. Нарушают расписание, ходят редко, а внутри – холодно.
Рисунок 16 — Улица Пушкарева во дворе дома №16.
ГЛАВА 3. Основные пути решения проблем в области благоустройства и озеленения территории муниципального образования
Благоустройство и озеленение имеют своей целью не только облагораживание внешнего облика города, но и обеспечение населения необходимыми комфортными, здоровыми условиями жизнедеятельности, труда и отдыха. Осуществление всех этих целей дается нелегко, так как территория, на которой необходимо увеличивать количество зеленых насаждений, парковочную площадь, детские площадки и площадки для отдыхаи спорта и т.д. сильно ограничена, а интересы разных социальных групп зачастую противоположены. Из этого возникает необходимость крайне продуманных решений размещения и развития элементов благоустройства и озеленения.
Во второй главе был проведен анализ состояния благоустройства и озеленения города Ульяновска и Москвы. Сравнение Москвы и Ульяновска не совсем корректно из-за колоссальной разницы в размерах и экономическом положении. Даже в сравнении с другими городами-миллионниками России Москва всегда занимает лидирующее место. Поэтому столицу следует сравнивать с другими мегаполисами мира. Рассматривая различные рейтинги можно заметить, что Москва стабильно входит в топ 10 лучших городов мира по качеству жизни.
По уровню обеспеченности жильем Москва, где ежегодно строится более 3 миллионов квадратных метров (то есть 0,28 квадратного метра на одного москвича), занимает седьмое место и находится между Берлином и Сан-Паулу. Лидеры в этой категории — Мехико, Нью-Йорк и Сингапур. По плотности улично-дорожной сети Москва находится на восьмом месте, но на втором — по вводу дорог: в прошлом году в российской столице построили 127,8 километра дорог. Первое место по этому показателю занял Пекин (132 километра), а третье — Нью-Йорк (91 километр). Вместе с тем Москва занимает третье место по плотности сети и станций метро, а уровень автомобилизации в российской столице ежегодно снижается в среднем на 0,3 %. По состоянию благоустройства около 90 % жителей Москвы имеют в шаговой доступности парки и другие зоны для отдыха, что обеспечивает городу место в топ-3 по данному показателю. Также у большинства москвичей (60 %) есть культурно-досуговые объекты в шаговой доступности — по этому показателю российская столица занимает пятое место.
При подведении итогов Финансовым университетом при Правительстве РФ исследований качества жизни в городах России с населением более 250 тыс. Ульяновск занял в рейтинге 59 строчку из 74. В своей целевой группе Ульяновск занимает 4 место из 8 (среди городов с населением 600-650 тыс. чел.), имея показатели близкие к средним по группе – он имеет чуть лучшие результаты по общему уровню жизни и склонности к миграции населения, но уступает по таким критериям, как конфликтность экономических отношений и уровень развития культурной образовательной сферы.
В Ульяновске зеленые зоны занимают около 70% от общей площади города, а в Москве около 40%.
Градостроительная деятельность обобщает множество отраслей, связанных с развитием города. Одна из важных отраслей, без которой не может развиваться градостроительство является архитектура. При подготовке градостроительных проектов города (от генерального плана до проекта планировки территории) немалую роль играют архитекторы. За преображение пространства посредством грамотной планировки территории и ее озеленения отвечает такой вид пространственного искусства как ландшафтная архитектура.
Ландшафтный архитектор сегодня — это человек, чья профессия определяет облик объектов ландшафтной архитектуры — то есть парков, скверов, кварталов и жилых комплексов, а также возможности их размещения, строительства и главное — идеи или общей концепции. Ландшафтный архитектор в линейке проектировщиков стоит на главном месте, предвосхищая градостроителей, обычных архитекторов и ландшафтных дизайнеров, выдавая им задания для проектирования. На рисунке 17 можно увидеть превосходную работу ландшафтно-архитектурной концепции парковой зоны «Зарядье». В проектировании коллектив проектировщиков возглавил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Генеральным подрядчик является компания «Мосинжпроект». Проект основан на принципе природного урбанизма (wild urbanism), гибридного ландшафта, где природная и застроенная среда соседствуют, образуя новый тип общественного пространства. Парк включает в себя четыре типа российского ландшафта: тундру, степь, лес и болото. Крытые пространства включены в ландшафт в серии террас: архитектура и пейзаж образуют синтетическое целое.
Рисунок 17 — Ландшафтно-архитектурная концепция парковой зоны «Зарядье»
Органы архитектуры и градостроительства осуществляют свою деятельность на основании градостроительного законодательства, настоящего Федерального закона и соответствующих положений об органах архитектуры и градостроительства. [25]
Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение: 1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; 2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку. [24] О публичных слушаниях сообщается в нескольких источниках: официальные СМИ — печатные и электронные, официальные сайты местных органов власти, информационные стенды и так далее. По факту же самый надежный способ вовремя узнавать о публичных слушаниях — следить за информацией на сайте местных властей (администрация города или городского округа, сайты районной управы, префектуры округа и мэрии).
Субъектами градостроительных отношений потенциально могут быть любые субъекты гражданских правоотношений, а именно публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), а также физические лица и различные организации (юридические лица).
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом;
3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности; .[24]
Озеленение муниципальных территорий проводят силами такого подразделения, как горзеленхоз, отвечающего за выращивание посадочного материала, но встречаются ситуации, когда озеленение поручается частным дизайнерам или специализированным фирмам. У специализированных компаний нередко больше возможностей в разработке и осуществлении сложных ландшафтных работ, в них работают квалифицированные специалисты и имеется большой выбор растений.
Разработкой генплана Москвы ГАУ «Институт генплана Москвы», так же за благоустройство отвечает Департамент капитального ремонта Москвы, её подведомственные организации АНО «Развитие социальной инфраструктуры», ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства», ГКУ «Управление подготовки территорий»
Разработкой генплана Ульяновска ФГУП «РОС НИПИ урбанистки», так же благоустройством города занимается Администрация города Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска».
3.1 Современная отечественная и зарубежная практика благоустройства и озеленения городов
В ходе рассмотрения отечественного опыта можно отметить, что благоустройство и озеленение в Российской Федерации проводится организованно в соответствии с ходом строительства и реконструкции. Это является определенным преимуществом, поскольку дает возможность обдуманно расположить все необходимые для жителей элементы городской инфраструктуры.
В части создания благоприятной экологической обстановки на федеральном уровне определяющими нормативными актами являются ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года и ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года. Более того экологические права каждого гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Так, в статье 42 сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А в соответствии со статьей 58 каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанные выше нормативные акты применяются при благоустройстве и озеленении городских территорий. В соответствии с ними проводится комплекс мер по улучшению экологической обстановки. Сюда входит вынесение промышленных предприятий за черту жилых районов города, а также применение к ним требований на соответствие технологических процессов, оборудования, утилизации отходов и т.д. экологическим нормам. Для действующих тепловых электрический станций (ТЭС) и котельных осуществляется перевод с многозольного топлива на газ, сооружаются высокие рассеивающие дымовые трубы и т.д. Для вновь строящихся промышленных предприятий, железнодорожных станций и узлов, ТЭС и котельных предъявляется ряд дополнительных требований, таких как расстояние до жилых районов, строительство по технологическим схемам, обеспечивающим максимальную степень утилизации отходов для предупреждения загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями и водоёмов неочищенными стоками и др.
Все меры и воздействия, применяемые при благоустройстве и озеленении, соотносятся с ФЗ № 190 «Градостроительный кодекс» от 29 декабря 2004 года (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021), который является законодательной базой в данной области.
Основным принципом благоустройства жилых районов является комплексное развитие территории. Так, наряду с возведением зданий культурно-бытового назначения осуществляется озеленение и строительство транспортной инфраструктуры, детских и спортивных площадок.
С увеличением интенсивности городского движения возрастают масштабы работ по благоустройству улиц, улучшению покрытий и поперечного профиля городских дорог, сооружению подземных переходов, освещению улиц, площадей, набережных, садов, парков, скверов на территории всего населённого пункта.
Существенную роль в качественном изменении уровня благоустройства, разработке и реализации градостроительной документации сыграл Всероссийский конкурс на звание «Самый благоустроенный город России» инициированный Президентом РФ [19, с.100]. Проведение данного конкурса позволило эффективно повысить уровень благоустройства городов и населенных пунктов на всей территории Российской Федерации.
С 2003 г. ведется постоянный мониторинг осуществления деятельности по благоустройству. Ежеквартально проводится сбор и анализ информации, предоставляемой министерствами и ведомствами, для подготовки отчета в Министерство природных ресурсов и экологии Российской федерации. В дальнейшем материалы отчетов используются для выработки предложений по обеспечению эффективности проводимых работ, рекомендаций по совершенствованию деятельности местных органов управления [20, c. 79].
Изучение зарубежного опыта, безусловно, вносит разнообразие и дает толчок рождению новых идей и инициатив по формированию благоприятной архитектурно-пространственной среды, улучшению художественно-эстетических качеств русских городов, сел, природного ландшафта [21, с. 123].
Для зарубежной градостроительной практики характерна крайне неравномерная степень благоустройства отдельных городов и населённых мест. В США, например, имеется много достижений в благоустройстве городских дорог, стоянок автотранспорта, национальных парков, мест отдыха и пр.; вместе с тем в некоторых крупных городах (Нью-Йорк и др.) остаются нерешенными проблемы оздоровления воздушного бассейна, необходимого освещения и др. Во многих городах как американских, так и европейских стран наряду с хорошо благоустроенными районами нередко встречаются целые кварталы трущоб, лишённые элементарного благоустройства, — свидетельство глубоких противоречий между разными социальными группами и неравномерности в распределении доходов.
В части экологии в опыте зарубежных стран можно найти немало интересных примеров. Например, в Нью-Йорке на каждом шагу стоят огромные железные корзины размером с холодильник с пластиковыми пакетами. В Париже моют переходы шампунем с запахом лаванды. Все, связанное с отходами и их уборкой, там зеленое — урны, контейнеры, машины.
Норма зеленых насаждений в различных странах разная. В Париже, например, она колеблется от 12-14 до 0,3 на 1 жителя. В Нью-Йорке район центра Мантхеттен имеет 3 зеленых насаждения на 1 человека, район Бронке — 20, а район трущоб их совсем не имеет. Чикаго сравнительно хорошо обеспечен зеленью: имеет 140 парков, 5 бульваров, на 1 жителя приходится 12 зеленых насаждений. Однако хотя озеленение и пересчитывается на всех жителей города, западная его часть их полностью лишена (там расположены трущобы бедняков). В Лондоне нормы озеленения также различны: на 28-м округе — 23, в 23-м — 0,4 зеленых насаждений на 1 жителя [20, c. 12].
Серьезное внимание за последнее десятилетие в России и за рубежом уделяется озеленению исторически сложившихся центров путем реконструкции и разуплотнения плотно застроенных районов. В первую очередь сносится малоценный жилой фонд. Образовавшиеся пространства, дворы, разрозненные озелененные участки объединяются в бульвары. Другой вариант создания бульвара — это использование под озеленение жилой улицы с маленьким движением. Она превращается в пешеходную трассу — бульвар с местными проездами. Этот способ использовал известный американский архитектор Л. Хальприн при реконструкции улицы Николлет-Молл в Миннеаполисе. По всей длине улицы проложен извилистый узкий проезд (7,2 м вместо 18 м) для общественного транспорта и такси. Это позволило избежать монотонности уличного пейзажа. Остальное пространство улицы максимально озеленено и предоставлено пешеходам [21, c. 315].
В практике озеленения городов с успехом применяются сады и скверы на платформах подземных гаражей. За рубежом разработано несколько систем садов на крышах, которые обеспечивают наиболее оптимальные условия для развития растений. Самый большой сад на крыше в США создан в Окленде (Рисунок 18) над четырехэтажным подземным гаражом площадью 1,4 га.
Рисунок 18- Саднад четырехэтажным подземным гаражом в Окленде
Заслуживает внимание опыт японских архитекторов Т. Като и Ц. Накамура, создавших многоярусный сквер для «созерцательного» отдыха в городе Каратсу. Интересные скверы такого типа имеются и в нашей стране [21, c. 11].
Прогрессивный метод увеличения озеленения городской территории — это создание садов на плоских крышах жилых и общественных зданий. Они имеют преимущество с точки зрения инсоляции и загрязненности воздуха, так как на уровне крыш воздух значительно чище. Во многих городах мира озеленение кровель рассматривается как один из путей решения проблемы оздоровления окружающей среды, а стало быть, улучшения качества жизни горожан.Пытаясь в какой-то мере компенсировать недостаток зелени в городах, архитекторы создают «зеленые оазисы» высоко над землей — в лоджиях, на балконах и террасах. Такие приемы озеленения помогают архитектуре перекликаться с окружающей средой и в то же время озеленение фасадов помогает четче выявить архитектурные акценты. Примером такого озеленения могут служить гостиницы в Ибусуки в Японии (рисунок 19) и в г. Таормине на Сицилии [22, c. 79].
Рисунок 19 — «Гостиница Ибусуки, Япония»
В современной практике озеленения городов применяются некоторые специфические приемы формирования микроландшафтов. Это применение вертикального озеленения вьющимися растениями, устройство переносных садов, подвесного озеленения, зеленых островов в покрытии тротуаров, применение приемов геопластики (рисунок 20). Переносные сады представляют собой композиции из декоративных ваз. Их особенность состоит в том, что место размещения и композиция могут быть легко изменены в зависимости от назначения. Переносные сады с меняющейся композицией вносят разнообразие в те места, где нет постоянного озеленения [23, c. 215].
Рисунок 20 — «Проект геопластики в Нью-Йорке»
В Лондоне к проблеме озеленения относятся очень серьезно, это один самых зеленых городов Европы. Озеленением в Лондоне занимаются в основном не городские власти, а сами жители и частные компании. Подавляющая часть населения Лондона живет не в квартирах, а в собственных двух- и трехэтажных домах, похожих на загородные коттеджи. Обязательный атрибут таких домов — миниатюрный сад или хотя бы палисадник перед фасадом. Обязательный вовсе не потому, что на этот счет есть некое высочайшее предписание, а потому, что стоимость дома без зелени падает вдвое. В каждом из 32 районов большого Лондона действуют районные муниципальные советы, отвечающие за вопросы озеленения на своих территориях [21, с. 345]. Деньги на благоустройство идут из районных бюджетов, куда они поступают за счет постоянно растущего местного налога.
Проблема свалок и бывших промзон стоит не только в Москве. В Германии в Бонне после войны возникла огромная проблема свалок на берегу реки Рейн. Для решения этой проблемы был объявлен конкурс, победителем которого стал проект, предусматривающий разбивку парка на этом месте. Сейчас это один из лучших парков Германии – Рейнауэ (рисунок 21). В парки отдыха превращены многие бывшие свалки в Рурской области.
Рисунок 21 — Парк Рейнауэ –Бонн, Северный Рейн-Вестфалия, Германия
Ухудшение экологической ситуации в регионах Западной Европы привело к тому, что уже в 60-70-х гг. XX в. во многих странах начались поиски новых концепций природопользования, путей совершенствования экологической политики. Деятельность государств выражалась, прежде всего, в принятии новых природоохранных законов, как общих законов об охране природы, так и относящихся к охране вод, воздуха, земельных, лесных и других ресурсов. Основополагающий принцип этих законов: «Платит тот, кто загрязняет». Были увеличены также государственные расходы на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области охраны окружающей среды. Постепенно стали расти и расходы частного капитала — прежде всего на создание очистных сооружений.[26]
Таким образом, изучение отечественного и зарубежного опыта –одна из важнейших практик при благоустройстве и озеленения городов. Она позволяет выделить основные проблемы в данной сфере и наметить пути их разрешения.
3.2Предложения по совершенствованию деятельности местных органов управления в сфере благоустройства и озеленения территории муниципального образования городов Российской Федерации
Благоустройство и озеленение — сложное многоотраслевое направление городского хозяйства. На благоустройство и озеленение территорий города выделяются значительные средства. Однако кроме вложения крупных средств, необходимо сбалансированный, комплексный подход городской инфраструктуре в целом.
3.2.1 Предложения по совершенствованию благоустройства и озеленения города Москвы
Для облегчения дорожного трафика необходимо многоуровневой дорожной сети. При такой организации дорожной инфраструктуры на нижних уровнях будут расположены — районные дороги, на средних — межрайонные, на самых верхних — магистрали городского значения, через которые можно проехать весь город без единой остановки.
Так же на борьбу с пробками влияет развитие общественного транспорта. Городской транспорт по уровню своего удобства и комфорта должен быть приближен к личному автомобилю. Это достигается увеличением количеством общественного транспорта на маршрутах, удобством стыковки между различными видами транспорта, комфортностью автобусов, троллейбусов, вагонов метро и т.д., удешевлением стоимости проезда. На перегруженных магистралях необходимы полосы реверсивного движения. Также уже приносит плоды политика запрета проезда по городу в дневное время крупногабаритного транспорта. Для разгрузки автомагистралей в мегаполиса можно было бы использовать речной транспорт. Сегодня водные каналы столицы используются только для грузовых перевозок и туристических экскурсий. В то время как общественный речной транспорт мог бы взять на себя приличное количество пассажиров.
Для решения проблем парковочных мест необходимо обеспечить строительство новых домов с уже предусмотренными подземными парковочными местами. А для старых домов рассмотреть возможность строительства многоярусных паркингов в пешей доступности или с удобной возможностью добираться до места жительства общественным транспортом.
Необходимым условием для решения проблемы пробок и парковок является твёрдое намерение государства стимулировать отказ от личного автотранспорта в пользу общественного.
В то же время не нужно забывать о других участниках на дороге. Вероятно, главный вывод, который можно сделать, — чтобы пешеходы меньше перебегали на красный, время ожидания зелёного должно быть по возможности максимально коротким. Добавлять избыточные поворотные фазы или продлевать существующие для повышения пропускной способности. В дополнении в скоростных автомобильных дорогах и магистральных улицах непрерывного движения, на улицах и дорогах с высокой скоростью движения наземного транспорта, при массовых потоках, пересекающих проезжую часть, переходы необходимо проектировать надземными или подземными.
А для решения конфликтов между велосипедистами и пешеходами наиболее правильным решением будет совмещать велодорожку с проезжей частью и отделять ее от нее барьером. Можно вот таким, как в Барселоне (рис.22).
Рисунок 22 — Пример велодорожки в Барселоне на проезжей части
Если дорожка и делается на тротуаре, то там ее тоже желательно отделять от пешеходов. (рис. 23)
Рисунок 23 — Пример велодорожки в Барселоне совмещенная тротуаром
Для решения проблемы плотности застройки города Москвы можно использовать пример технологий строительства из развитых стран. Например, в Токио и Шанхаи дама растут ввысь, а не вширь. Там в одном районе может не найтись здания ниже тридцати этажей. При этом все уживаются: плотность населения и уровень обеспеченности личным транспортом выше, а пробок и загруженность транспорта меньше.
Есть пример и в Москве в этом направлении. Небоскрёб «Меркурий» в комплексе «Москва-Сити». Это тот случай, когда человек может жить на 75-м этаже, отвозить детей в школу на 35-й, на работу приезжать в офис на 20-й, а отдыхать в ресторане на 10-м. То есть из транспорта ему требуется только лифт. Пока такое жильё слишком дорого и доступно далеко не всем слоям населения.
Решение проблем экологии Москвы можно разбить на несколько составляющих.
- Озеленение города. За годы перестройки столица потеряла многие зеленые насаждения. Сегодня власти города стремятся восполнить данные потери: по городу достаточно много разбито клумб, восстанавливаются и сохраняются парки и лесные зоны. Данную политику необходимо продолжать для уменьшения негативных последствий от работы заводов и автомобильных выхлопов.
- Улучшение качества топлива. Поскольку автопарк Москвы невероятно велик, необходимо переводить городской транспорт на топливо высокого класса экологичности (ЕВРО 5 и выше).
- Ужесточение контроля за промышленными выбросами. Использование энергоэффективных источников света. Постройка новых современных мусороперерабатывающих предприятий, в том числе мусоросжигательных заводов и, конечно, необходим раздельный сбор мусора. Так же представляет интерес пневматическая система по транспортировке мусора, которая состоит из трубопроводов, накопительного бункера, фильтров и всасывающей установки (рис. 24). Для создания необходимого вакуума в системе применяют воздуховсасывающие турбины. Трубопровод большого диаметра (около 60 см) подает отходы из мусоропровода в центральный бункер. Трубопроводы прокладывают под землей на глубине 0,6 м. Загрязненный воздух проходит через фильтры для очистки его от пыли и выбрасывается в атмосферу. Система работает периодически. При необходимости транспортировки мусора из всей системы откачивают воздух, создавая разряжение до 0,025 МПа. Задвижки на мусоропроводах открывают по заданной программе, и мусор из мусоропровода вытягивается и транспортируется со скоростью 33 м/с.
Рисунок 24 — Пневматическая система транспортировки мусора.
Крайне важно для улучшения экологического состояния Москвы снижение загрязнений от машин. Для снижения вредных выбросов от автотранспорта необходима реконструкция и преобразование магистралей, модернизация и устройство развязок, как это было сказано выше.
3.2.2 Предложения по совершенствованию благоустройства и озеленения города Ульяновска.
С целью решения проблемы несанкционированных свалок и повышения уровня благоустройства города Ульяновска, а также в целях улучшения экологической обстановки, необходимо гораздо более частое расположение на улицах урн и мусорных контейнеров (в идеале – каждые 100 метров).В дальнейшем необходима организация перехода к первичной сортировке мусора, которая считается одним из самым эффективных решений, исходя из опыта многих развитых стран и городов. Для налаживания процесса по утилизации твердо-бытовых и промышленных отходов, необходимо провести строительство новых площадок-полигонов в большинстве районах области. Наибольшее внимание следует уделить проблеме утилизации и захоронению ядохимикатов, пестицидов.
Также не стоит забывать о необходимости повешения экологической культуры населения. Просветительскую работу в данном направлении должны вести образовательные учреждения, средства массовой информации (социальная реклама), формируя в сознании жителей города, в том числе подрастающего поколения, любовь к родному городу, бережное отношение к природе, стремление к сохранению чистоты и красоты окружающей среды.
Для улучшения визуального облика города, а также в целях предотвращения антисанитарии, необходимо кардинально пересмотреть в сторону увеличения количество работников, занятых в сфере уборки городских территорий. Это достигается путем экономической мотивации вовлечения большего количества людей и предприятий. Необходимо также учитывать, что уборка городских территорий должна производится круглогодично и на высоком уровне, а использование вредных химикатов недопустимо.
Для повышения комфортности города и улучшения его среды, при ремонте объектов благоустройства необходимо избегать излишней экономии бюджетных средств за счёт закупки дешевых материалов. Закупаемая уличная мебель должна быть собрана из качественно обработанных и долговечных видов дерева, а также металлов, обладающих высокой прочностью.
С целью создания безопасных условий передвижения жителей необходимо обеспечить возможность перемещения от подъезда до тротуара ближайшей улицы по выделенному пешеходному маршруту, физически отделённому столбиками, забором или бордюром от автомобильной проезжей части. Так же необходимо ликвидировать сквозные проезды через дворовые территории путем установки столбиков или бортовых камней, ликвидировать избыточные парковки личного автотранспорта во дворах жилых домов и обустроить высвободившиеся территории для комфортного времяпрепровождения жителей: организовать детские площадки, высадить зеленые насаждения, установить различную уличную мебель. Площадь, отведённая для парковки автомобилей во дворах не должна занимать более 30% от площади дворовой территории.
С целью улучшения условий перемещения для пожилых и маломобильных граждан необходимо обеспечить достаточное количество сидячих мест на территории города путём установки скамеек через каждые 100 метров на улицах. Для маломобильных групп населения при новом строительстве общественных здания и сооружений необходимо обеспечить: удобные входы в здание, пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания, вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы), лифты, подъемные платформы и эскалаторы, санитарно-бытовые помещения. Данные требования также должны применяться к дошкольным, общим и специальным образовательным учреждениям.
Для решения проблемы уличного освещения, необходимо использовать новые инновационные системы освещения. Например, уличные фонари на солнечных батареях, которые могут включаться и выключаться, когда поблизости проходят люди. Это поможет снизить как загрязнение, так и затраты на электричество. На рис.25 показаны умные уличные фонари, которые питается как от солнца, так и от шагов пешеходов. Батарея подключена к округлым солнечным панелям над уличными фонарями, которые накапливают энергию, необходимую для освещения площади. Аккумулятор также подключен к кинетической плитке, встроенной в тротуар. Когда пешеход идет по плитке, образуется кинетическая энергия, которая накапливается и затем используется для работы фонаря.
Рис.25 Умное уличное освещение
Заключение
Благоустройство и озеленение – сложное многоотраслевое направление городского хозяйства, имеющее большое значение в жизни и функционировании города и является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства.
Благоустройство территории муниципального образования объединяет комплекс мероприятий способствующих улучшению жизнедеятельности и хозяйствования на территории муниципального образования, включающих в себя мероприятия по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению), социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения), по внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства) и мероприятий по благоустройству, связанных с оздоровлением окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории. Работы по благоустройству территории включают в себя уборку территории; содержание элементов внешнего благоустройства; озеленение территории муниципального образования; содержание и эксплуатация дорог; освещение населенных пунктов муниципального образования.
В рамках данной работы была поставлена цель изучить и проанализировать современную систему благоустройства и озеленения городских территорий, изучить опыт зарубежных стран в данной сфере и разработать рекомендации по совершенствованию благоустройства и озеленения территорий города. Для достижения поставленной цели были реализованы теоретические и практические задачи исследования:
— изучение теоретических основ организации благоустройства и озеленения городской территории;
— проведение анализа состояния благоустройства и озеленения территорий города на примере города Москвы и Ульяновска;
— изучение современного отечественного и зарубежного опыта в благоустройстве и озеленении городов;
Анализ современной отечественной и зарубежной практики озеленения городов отображает создание новых, хорошо озелененных жилых массивов, сохранение и благоустройство зеленых зон отдыха в границах городов и за его пределами, дает возможность увидеть возможные пути развития ситуации и выявить болевые точки в комплексе локальных городских проблем. Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует, что мы научились благоустраивать наши города и села, и, безусловно, начатые работы будут продолжаться, а их качество улучшаться.
Для совершенствования организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования, на примере городов Москвы и Ульяновска, были предложены следующие рекомендации. А именно, для Москвы решить проблему дорожного трафика с помощью стимулирования водителей пересесть из личного транспорта в общественный и заняться строительством многоуровневой дорожной сети. Строительство новых домов с уже предусмотренными подземными парковочными местами и строительство многоярусных паркингов в пешей доступности от дома, может решит проблему парковок во дворах. Для решения проблемы высокоплотной застройки, необходимо строить высокоэтажные дома как небоскребы в комплексе «Москва-Сити». Когда в одном здании есть все необходимые условия для жизни жителей. Такие как, офисы, школы, рестораны и т.д. Озеленение города, улучшение качества топлива, ужесточение контроля за промышленными выбросами, это важные направления для решения экологической проблемы города Москвы.
Для Ульяновска решить проблему несанкционированных свалок необходимо более частое расположение урн и мусорных контейнеров. Для улучшении визуального облика города и предотвращения антисанитарии можно кардинально поменять сферу уборки городских территорий. Так же решить проблему конфликта между водителями и пешеходами поможет правильное размещение пешеходных дорожек (тротуаров), которые необходимо отделить от проезжей части. Использование инновационных систем освещения поможет при борьбе с проблемой уличного освещения.
Как мы увидели на анализе проблем Москвы и Ульяновска в обоих городах присутствуют общие проблемы, (такие как проблема парковок) но по большей части для городов такого разного масштаба проблемы и пути их решения являются уникальными. Данный факт наглядно показывает насколько важна детальная проработка и планирование вопросов благоустройства.
Список использованных источников
- Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров. – М.: РААСН, 2000. – 485 с.
- Николаевская И.А. Благоустройство городов- М.: Высшая школа. 1990. -160 с.
- Баранов Н.В. Архитектура СССР-М: Стройиздат, 1975. — 753 с.
- Орлов, Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: учебн. пособие для хим., хим-технол. и биол. спец. вузов / Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова, И.Н. Лозановская. – М.: Высш. шк., 2002. – 334 с.
- Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. – СПб. : МАНЕБ, 2004. – 98 с.
- Смирнова, А. «Жилые ландшафты» Сергея Непомнящего // Ландшафтный дизайн– 2004. .– № 3. – С. 14.
- Егоров В. Озеленение и благоустройство города [Электронный ресурс] / В. Егоров. – Режим доступа: htpp: // www.mpress.ru/actual.aspx
- Машинский В.Л. Озеленение и благоустройство селитибной территории Москвы. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. -398 с.
- Елисеев, Н.Ю. Охрана окружающей среды, как предмет муниципальной собственности // Государственное и местное самоуправление. – 2004. – № 6. – С. 32.
- Ефимов, В. Социально-экономическая привлекательность российских городов: сравнительный анализ / В. Ефимов, Ю. Честнов. // Городское управление. – 2003. – № 11. – С. 32.
- https://www.mos.ru/depr/documents/view/159205220/
- Горанова О. А., Атрощенко Л. А., Быкова М. В. Озеленение объектов благоустройства/ Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2017- 226 с.
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80aaf6adlbgcgiekhdhr7n7b.xn--p1ai/novosti-i-sobytiya/265-chast-1-novaya-marshrutnaya-set-tramvaev
- Экологический рейтинг городов (по мнению местных жителей) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.domofond.ru/statya/ekologicheskiy_reyting_200_gorodov_rossii_za_2019_god/100219
- М. И. Елькин Исследование проблем парковок в больших городах России //Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола Научный руководитель: Н. Г. Акцораева, к. э. н.-2014
- Иванова Ю.С.- Эколого-геохимическая опасность локальных несанкционированных свалок на территории г. Ульяновска// Ульяновский государственный университет. — 2010 г.
- О проведении всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России»: [Приказ от 3.12.2004 г. № 266]: офиц. текст. — М.: «Гарант» — 2004. — 15 с.
- Смирнова А.В. «Жилые ландшафты» Сергея Непомнящего / А.В. Смирнова // Ландшафтный дизайн. — 2004. — № 3. — с. 14.
- Никитин Д.П. Окружающая среда и человек: Учеб. пособие для студентов вузов / Д.П. Никитин. — М.: Высш. школа, 1980. — 424с.
- Николаевская И.А. Благоустройство территорий / И.А. Николаевская — М.: Академия, 2002. — 195 с.
- Озеленение населенных мест: справочник / под ред. В.И. Ерохиной. — М.: Стройиздат, 1997. — 480 с.
- «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021).
- Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»
- Шуленина Н.В. Экологическая политика западноевропейских государств и России (1960-2000г.г)/Российский университет дружбы народов
- https://ru.aznations.com/population/ru/cities/ulyanovsk
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф