Меню Услуги

Борьба за политическую власть. Часть 2.

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Аргументация насилия с моральной точки зрения представлена в работе другого российского ученого А.А. Гусейнова. В ней он указывает не только на существование оправданности насилия целью, но и на возможность применения насилия как меньшего зла для предотвращения или предупреждения более масштабного.

В итоге мы можем сказать, что на современном этапе проблема политического насилия остается и занимает свое место в вопросах политической философии.

Особенностью политической борьбы является ее органическая связь с борьбой за экономику, права и ресурсы. Выдвижение различных экономических требований, повышения качества жизни, ликвидации безработицы, увеличения заработной платы, перераспределения собственности может сопровождаться ультиматумом в адрес исполнительных и законодательных органов власти и управления.

Одной из характерных черт политической борьбы является мобилизация сторонников посредством привлекательных идей, лозунгов, призывов. Они чаще всего начинаются с конфликта идей, выдвижения политическими организациями, их лидерами альтернативных ценностных установок, обсуждения их в средствах массовой коммуникации.

Политическая борьба может быть легальной, т.е. соответствующей нормам законности, и нелегитимной, не отвечающей утвердившимся в данной политической системе правовым и этическим нормам, разделяемым большинством граждан. Реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической. Они зависят от характера взаимоотношений между участниками политического процесса, внутренней и внешней политической обстановки, характера существующего политического режима. Формы политической борьбы подчинены ее целям и задачам. Она может вестись как мирными способами (участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, забастовках; деятельность в органах местного самоуправления; столкновение различных партий, обществ, движений, фракций, политических лидеров в парламенте и проч.), так и с использованием насильственных средств (государственные переворот, гражданская война, путч и другое). При этом далеко не всегда установки на конфронтацию имеют общественный резонанс, находят понимание и поддержку в массах.

Отмеченная закономерность со всей очевидностью проявляется в выборных кампаниях. Любая партия, ведущая борьбу за голоса избирателей, представляет себя выразителем и защитницей интересов широкого спектра общества, призывает его встать под свои знамена и поверить в выдвигаемую ею программу. В период 90-х годов, власть пошла даже на создание подконтрольного ей правительственного предвыборного блока. Правительственный предвыборный блок «Наш дом — Россия», возглавляемый Председателем правительства, стремился расширить свой электорат, в какой-то мере дистанцируясь от той политики, которую проводит Президент и само правительство. В апреле 1995 года В.С. Черномырдин возглавил политическое движение и предвыборный блок «Наш дом — Россия». Используя имидж партии власти и административный ресурс, «Наш дом — Россия» планировал получить на выборах значительную долю голосов избирателей, сформировать в Государственной думе крупную фракцию, которая бы обеспечила правительству законодательную поддержку и защиту от критики, как справа, так и слева. Летом 1995 года отряд чеченских боевиков во главе с Шамилем Басаевым захватил в заложники персонал и пациентов больницы в Буденновске (Ставропольский край). Все вопросы ведения боевых действий против Чечни находились в ведении Б.Н. Ельцина и непосредственно подчинявшихся ему министров силовых ведомств. Однако вести переговоры с Басаевым пришлось В.С. Черномырдину, так как президент России предпочел остаться в тени. В результате переговоров заложники были освобождены.

На выборах в декабре 1995 года черномырдинский блок «Наш дом — Россия» набрал всего 10% голосов и не смог сформировать в Государственной думе достаточно влиятельной фракции. Это стало серьезным ударом по политической репутации В.С. Черномырдина, который рассматривался как возможный преемник Б.Н. Ельцина. Стало ясным, что В.С. Черномырдин не сможет победить на президентских выборах 1996 года. Это обусловило выдвижение кандидатуры Б.Н. Ельцина на второй президентский срок.
В.С. Черномырдин продолжал оставаться на посту председателя правительства, так как в значительной степени устраивал самые разнородные политические и лоббистские группы отсутствием собственной политико-экономической линии.

Другая особенность политической борьбы, выливающаяся также в закономерность, заключается в том, что одной из главных линий конфликта является противоречие, связанное с легитимностью его субъектов, целей их противоборства и принимаемых решений. Блокирование легитимности противоположной стороны, ее структур, принципов и норм деятельности, в частности оппозицией, стремление последней утвердить либо усилить свою легитимность, используя при этом весь имеющийся в распоряжении капитал (экономический, социальный, политический, идеологический, символический). Обоснование своей легитимности и опровержение легитимности противостоящего субъекта — определяющий мотив идеологической борьбы. Он лежит в основе любого уровня и глубины конфликта. Известно, что лозунгом революционеров всегда, в прошлом и настоящем, было и есть требование: не только взять власть, но и защитить ее. Это требование не сводится к необходимости военной защиты, но также включает навязывание обществу легитимности, признания народом новой власти, господства нового класса.

Политическая борьба, обычно, в случае ее обострения распространяется на социальную сферу, экономику, средства массовой информации как орудия этой борьбы, на всю социально-психологическую атмосферу общества. И это не случайность, а опять-таки закономерность, ибо в политике в обобщенной форме выражаются интересы и ценности целого, системы, общества, основных групп населения.

Конфликт в политической жизни, если он затрагивает поведение главных субъектов, не может не влиять и на многие стороны общественной жизни. Политическая революция, например, в классовом обществе непременно становится социальной революцией. В свою очередь, социальные движения при достаточно широком их развитии перерастают в политические. Только при участии политической власти можно решить социальные проблемы.

Политическая борьба достигает своей цели, если субъекты реализуют некоторые общие стратегические требования и широкое разнообразие специфических для политической деятельности методов и средств.

Адекватное понимание конкретных политических противоречий, которые составляют основу и источник данного конфликта, — один из таких принципов политической борьбы. От решения этого вопроса зависит многое: в первую очередь определение реальных, а не мнимых, агентов противоборства, главной линии конфликта, его ядра, характера возможных методов борьбы, предполагаемой модели конфликтного поведения (конфронтация, соперничество, конкуренция) и др. Анализ всего комплекса политических противоречий, характерных для данной конфликтной ситуации; выделение главного противоречия, его динамики, определение, в зависимости от «изгиба» ситуации, основного вопроса борьбы и соответственно выбор направления решающего удара и подходящего момента для его нанесения — все эти элементы деятельности политических субъектов в условиях конфликта относятся к содержанию стратегии борьбы.

Политическая борьба всегда отражает и выражает состояние других общественных противоречий, в первую очередь социально-экономических. Поэтому к числу принципов политической борьбы следует отнести требование учитывать взаимосвязь политического конфликта с экономической и социальной ситуацией, видеть в нем логическое продолжение социально-экономических конфликтов. А это в значительной степени определяет выбор союзников и сочувствующих, а также лозунгов борьбы и вариантов разрешения конфликта. Допустим, что борьба оппозиции против власть имущих ведется в условиях экономического кризиса. В таком случае в качестве союзников и тех, кто так или иначе может поддерживать оппозицию, будут слои населения и представляющие их интересы организации, в наибольшей степени страдающие от кризиса. Лозунги и мотивы борьбы в условиях кризиса увязываются с критикой экономической политики властей и декларацией предлагаемых оппозицией путей выхода из него. Кризис экономический, равно как и кризисы социальный, экологический, духовный, всегда служат эффективной пусковой причиной возникновения и развития политического конфликта. И выигрывает в борьбе тот, кто сумеет в полной мере использовать возможности кризисной ситуации. Для оппозиции отношение к кризису выражается в тезисе: «чем хуже, тем лучше»; для господствующих сил — «кризис — стимул мобилизации» своих сил и поиска путей изменения политики.

В политической борьбе в выигрыше оказываются силы, достигшие наибольшей сплоченности на основе идентификации составляющих их субъектов — социальных слоев, партийных групп и т. д. и добившиеся поддержки и признания (в этом смысле легитимности) со стороны широкой общественности. В свою очередь сплоченность политических сил, участвующих в борьбе, и достижение ими своей легитимности зависит от наличия дееспособного руководящего центра (партии, лидеров, организации). Это положение также следует отнести к числу принципов.

Политическая борьба изобилует огромным разнообразием методов и приемов: от честных до грязных, от мирных до насильственных. Из 46 римских императоров было насильственно свергнуто 33; история Византии насчитывает сотни заговоров; десятки переворотов были в арабских странах. В России за 76 лет, с 1725 по 1801 гг. было «по одному счету — пять, а по другому — восемь «дворцовых революций». Кровавыми шрамами борьбы за власть помечена история становления советского государства и в нынешней России. Причем, если в прошлом субъективное представление участников, скажем, заговоров укладывались в формуле «тираноборства», «освобождение от рабства», «подвиг Брута» и пр., то в новейшее время применение насилия в политической борьбе чаще всего прикрывается идеологическими мотивами и так называемой политической целесообразностью. Сталин, например, во многом повторил образ действия папы римского времен средневековья. Последний отстаивал свое политическое господство в драке с императорами, королями молодых европейских государств угрозой их отлучения от церкви. Это было грозным оружием в руках пап. Отлучение означало исключение человека из общества и объявление его вне закона. Папа Григорий VII такой угрозой довел одного гордого германского императора до того, что ему пришлось босому по снегу идти в резиденцию папы в Каноссе, чтобы просить у него прощения. Сталин и его окружение использовали в качестве мощного оружия в политической борьбе отлучение от марксизма-ленинизма как государственной идеологии и исключение из рядов правящей партии. То и другое для очередного опального деятеля или любого другого активиста неотвратимо влекло за собой политическую, моральную и гражданскую смерть, а во многих случаях и смерть физическую. Подобно древнеримскому властелину Сулле, Сталин уничтожал самых близких людей, тем самым заставляя смотреть на себя со страхом и трепетом.

В современном цивилизованном обществе все разнообразие методов политической борьбы можно разделить на две группы: мирные и военные (насильственные). В свою очередь, первая группа включает в себя методы, связанные с реализацией средств демократии, идеологические и психологические методы, переговорный процесс между противоборствующими сторонами. Вторая группа методов очерчена такими формами борьбы, как политические репрессии, инициируемые господствующими политическими силами и осуществляемые государственными институтами, мятежи, революции, гражданские и межгосударственные войны.

Целесообразно также проанализировать методы борьбы по признаку отношению к легитимности и легальности: легитимные и легальные. Кстати сказать, теми и другими могут быть как мирные, так и военные методы. Многочисленные легитимные общественно-политические движения протестов в России второй половины 80-х и начала 90-х гг. именовались «неформальными», они были нелегальными, существовавшим законодательством не разрешенными. Военные действия российской армии в Чечне (1994-1995 гг.) Президентом и правительством России рассматриваются как законные, конституционные (легальные). Такое же заключение сделал Конституционный суд. Однако обе палаты Федерального собрания сочли эту военную акцию незаконной, обратившись в Конституционный суд. Несмотря на решение суда, большая часть населения России и тем более Чечни отвергало конституционность указанных военных действий.

Рассматривая методы политической борьбы в детализированном виде, можно указать на ряд общих методов и приемов, реализуемых в любых формах борьбы. Исследователи (Котарбинский, Зимичев и др.) описывают их. В числе таковых: метод 1 — «создать трудности противнику»; метод 2 — «инстру-ментализация»; метод 3 — «свобода действий», метод 4 — «бензин ваш — идеи наши»; метод 5 — «в единении — сила»; метод 6 — «разделяй и властвуй»; метод 7 — «удар в голову»; метод 8 — «слабые места»; метод 9 — «свершившийся факт»; метод 10 — «тише едешь — дальше будешь»; метод 11 — «угрозы»; метод 12 — «введение в заблуждение»; метод 13 — «захват врасплох»; метод 14 — «информирование»; метод 15 — «заманивание в ловушку»; метод 16 — «уход от борьбы».

В политической борьбе противники стремятся использовать комплекс им доступных (известных им) методов, соответствующих характеру, целям и условиям борьбы. При отборе методов имеется в виду необходимость овладения всем опытом политической борьбы, в том числе опытом противника, умение использовать последние в своих целях.

Не менее важно другое требование: необходим анализ условий применения старых, уже использованных методов, прошлого опыта, корректировка его с учетом новой ситуации, а не механическое повторение этого опыта в изменившейся ситуации.

Итак, многообразие методов и приемов политической борьбы, сочетание мирных и военных (насильственных), легитимных и легальных методов и форм также является» одной из объективных закономерностей политической борьбы, поскольку это с необходимостью повторялось и повторяется в политической истории человечества.

Субъекты и формы политической борьбы в любом обществе регламентируются нормативными правовыми нормами, учитывая конституционные запреты. Нарушение данных норм по закону приводит к ответственности. Цивилизованность политической борьбы зависит от политической культуры общества, готовности субъектов политических отношений согласовывать общие и частные интересы, действовать в соответствии с требованиями законов. Последствия политической борьбы неоднозначны: она может привести противоборствующие стороны либо к согласию, компромиссу, сотрудничеству, либо к их дальнейшей конфронтации.

Рассмотрим сильные и слабые стороны ненасильственной политической борьбы и основы противодействия гражданского общества попыткам установления псевдодемократических диктатур посредством «цветных революций». Здесь же мы рассмотрим принципы предложенного Шарпом подхода к ненасильственной политической борьбе.

Определим, что понимается под ненасильственной борьбой. Впрочем, поскольку Д. Шарп посвятил свои работы политической борьбе, а именно методам ненасильственной смены политической власти, то и определение мы дадим сразу именно ненасильственной политической борьбе.

Политическая борьба всегда имеет одну цель – власть. Ненасильственная политическая борьба это метод противодействия правительству или доминирующей политической силе с целью получения политической власти (перераспределения её в свою пользу) без использования угрозы или факта физического увечья, без угрозы или факта убийства, без угрозы или факта насильственного ограничения физического перемещения оппонентов, без угрозы или факта использования оружия.

Принципиальным для отделения методов ненасильственной политической борьбы (в интерпретации Д. Шарпа) от прочих, как методов с использованием насилия, так и методов ненасильственной борьбы типа сатьяграхи М. Ганди, является то, что ненасильственная политическая борьба с одной стороны борьба без использования оружия и угрозы физической расправы, а с другой стороны это политическая война и цель её, не поиск компромисса, а, по возможности, полный разгром политического оппонента и получения власти для кардинальной смены политической, идеологической и, возможно, социальной и экономической структуры общества. Такая задача ставится при разработке ненасильственной политической борьбы с самого начала как конечная и к ней идут, независимо от промежуточных результатов. Это надо всегда чётко понимать и помнить при общении со сторонниками ненасильственной политической борьбы и людьми, прошедшими школу Шарпа или Аккермана. Ненасильственная политическая борьба, по сути, это силовая, крайне жёсткая и даже жестокая, бескомпромиссная борьба за политическую власть с увлечением в неё, на своей стороне, возможно большего количества рядовых граждан, но ограниченная рамками отказа от демонстративного насилия, в виде использования и угрозы использования оружия, убийства и увечья своих оппонентов.

К насилию в политике существовало два подхода. Либо оно принималось как неизбежное зло, которое необходимо обуздывать законом и ограничениями, либо оно полностью отвергалось по религиозным и идеологическим мотивам. Но оба подхода отнюдь не идеальны. Первый, в конце концов, зачастую ведёт к огромным жертвам и скатывается к эскалации насилия в обществе, когда уже ни закон, ни иные ограничения не в состоянии сдержать его. Второй требует от своих последователей исключительных моральных качеств, особенно от лидеров, что встречается в жизни, к сожалению, крайне редко. Налицо противоречие. Мы не можем до конца примириться с наличием насилия в политической борьбе, даже в его узаконенном и урезанном виде, тем более что оно не всегда и решает проблему. Но и требования к участникам ненасильственной политической борьбы, выдвигаемые лидерами, такими как М. Ганди, настолько высоки, что вместе с восхищением их силой духа приходит в общество либо отчаяние, чувство бессилия и апатии, либо оно склоняется к насилию видя в нём единственное своё спасение.

Политическая власть, сначала 90-х годов, пользуется полученным наследством (территорией, богатствами, народом) без всяких на то оснований. Единственным основанием является насилие — либо прямые политические репрессии (что практикуется режимом Путина все активнее), либо тайные операции против оппозиции (вплоть до подключения криминала), либо «промывание мозгов» через систему пропаганды.

В Российской Федерации отсутствует акт о правородолжении как от СССР, так и от Российской Империи. Применяется уловка, которую можно назвать правовым «ситуационным континуитетом». При необходимости признаются «царские долги» и Франции выплачивается 100 млн. долларов, а потом происходит судебный процесс по возвращении РФ дореволюционной земельной собственности в Париже. В целом же признать правопреемство от Российской Империи российские чиновники не желают, поскольку это порождало бы значительные последствие не только в международных делах, но и во внутренней политике.

То же самое можно сказать о преемстве от СССР. Были признаны лишь финансовые обязательства СССР в обмен на присвоение РФ зарубежной недвижимости, принадлежащей СССР. Это, конечно, не имеет ничего общего с континуитетом. Остались лишь счеты между бухгалтерами, и никакой ответственности. Таким образом, мы видим, что политическая власть закономерно калечит всю правовую и правоохранительную систему, все институты государственной власти. Ею фальсифицирована система народного представительства на всех уровня, включая законодательный. Ею проведена незаконная партизация выборов и фальсификация их результатов всюду, где это может быть признано необходимым для имитации народного представительства. Фальсифицированы составы избирательных комиссий, фальсифицирована судебная система, фальсифицирована экспертная деятельность.

Развитие правового кризиса приводит к тому, что вся система государственной власти оказывается враждебной интересам гражданина — не только в политической области, но и в повседневных делах. Попытка госслужащего в самых незначительных чинах вникать в проблемы граждан и решать их неизбежно входит в противоречие с обстоятельствами оторванности власти от народа, а сама подобная инициатива воспринимается как нелояльность к вышестоящему начальству.

Таким образом, политическая борьба чаще всего ассоциируется в обществе с понятием борьбы за власть. Видимо, так оно и есть, если не считать некоторых моментов, связанных с подходами к обоснованию этого явления. Одной из характерных черт политической борьбы является мобилизация сторонников посредством привлекательных идей, лозунгов, призывов. Они чаще всего начинаются с конфликта идей, выдвижения политическими организациями, их лидерами альтернативных ценностных установок, обсуждения их в средствах массовой коммуникации.

 

1.3.Специфика технологий действий в период борьбы за власть

 

В рамках данного исследования, мы будем придерживаться следующего определения политическая борьба — сложное общественно-политическое явление, направленное на переход (завоевание) власти определенной политической группировки (классом) в интересах достижения определенных политических, экономических, военных и других интересов.

По мнению Е.Д. Павловой, политическая борьба — это всегда борьба за общие интересы и общие цели определенных крупных социальных групп. Более того, — за то, чтобы эти цели и интересы были признаны в качестве общих, по крайней мере, большинством общества. К. Маркс был, несомненно прав, отмечая, что политическое движение класса есть его стремление выразить свои интересы в общей форме. Верно и то, что господствующий класс выступает представителем социальных потребностей вообще. Отсюда желание каждого субъекта политической борьбы представить свои цели как общие для массовых групп, найти поддержку своим действиям со стороны этих групп, превратить борьбу в общественную, массовую. Поиск поддержки, прежде всего, у той общественной группы, интересы которой данный политический субъект выражает, а также стремление привлечь на свою сторону близкие по интересам и духу другие слои населения — это объективная закономерность политической борьбы. В истории не было случаев, когда какой-то лидер или элита добивались бы победы над своими соперниками в одиночку, без поддержки (пусть иногда даже молчаливой) определенных социальных групп. Даже дворцовые перевороты, совершавшиеся в России кучками заговорщиков, как мы могли убедиться на примере переворота 1762 и 1801 гг., находили поддержку со стороны части господствующего класса и элитных военных частей.

Еще в давние века широко использовался идеолого-символический способ обоснования легальности господствующей власти в борьбе против оппозиции.

По утверждению Б.Н. Бессонова, тоталитаризм, основанный на идеологической доктрине, ставшей государственной, рожден в Европе. Его корни — в превращении религии в такую доктрину. Это следует подчеркнуть для тех, кто в настоящее время в России стремится образовавшийся идеологический вакуум заполнить религиозным сознанием. Если мы критикуем прошлое, когда марксистско-ленинская доктрина была возведена в ранг государственной идеологии, что использовалось политическим режимом для тотального управления и манипуляцией массами , то ошибочно считать религиозную идеологию совершенно безопасной, якобы исключающей возможность утверждения самовластия новой элиты. Вчерашние партийные чиновники теперь считают престижным посещать храмы и на виду у миллионов телезрителей стоять со свечками в руках, потому что в этом они видят возможность идеологического закрепления легитимности своей власти.

Легальность и нелегальность политической борьбы относительные ее определения, взаимопереходящие ее качественные характеристики. Оппозиционные по отношению к господствующей системе власти силы начинают борьбу как в рамках легальных правил игры (норм), так и вне их; нелегальные действия, в случае их успешного завершения, обретают легальность, и, наоборот, легальные становятся нелегальными, объявляются победившей стороной незаконными .

Политическая борьба, обычно, в случае ее обострения распространяется на социальную сферу, экономику, средства массовой информации как орудия этой борьбы, на всю социально-психологическую атмосферу общества. И это не случайность, а опять-таки закономерность, ибо в политике в обобщенной форме выражаются интересы и ценности целого, системы, общества, основных групп населения.

Д.Б. Гудков отмечал, что политическая борьба изобилует огромным разнообразием методов и приемов: от честных до грязных, от мирных до насильственных. Из 46 римских императоров было насильственно свергнуто 33; история Византии насчитывает сотни заговоров; десятки переворотов были в арабских странах. В России за 76 лет, с 1725 по 1801 гг. было «по одному счету — пять, а по другому — восемь «дворцовых революций». Кровавыми шрамами борьбы за власть помечена история становления советского государства и в нынешней России. Причем, если в прошлом субъективное представление участников, скажем, заговоров укладывались в формуле «тираноборства», «освобождение от рабства», «подвиг Брута» и пр., то в новейшее время применение насилия в политической борьбе чаще всего прикрывается идеологическими мотивами и так называемой политической целесообразностью. Сталин, например, во многом повторил образ действия папы римского времен средневековья. Последний отстаивал свое политическое господство в драке с императорами, королями молодых европейских государств угрозой их отлучения от церкви. Это было грозным оружием в руках пап. Отлучение означало исключение человека из общества и объявление его вне закона. Папа Григорий VII такой угрозой довел одного гордого германского императора до того, что ему пришлось босому по снегу идти в резиденцию папы а Каноссе, чтобы просить у него прощения. Сталин и его окружение использовали в качестве мощного оружия в политической борьбе отлучение от марксизма-ленинизма как государственной идеологии и исключение из рядов правящей партии. То и другое для очередного опального деятеля или любого другого активиста неотвратимо влекло за собой политическую, моральную и гражданскую смерть, а во многих случаях и смерть физическую. Подобно древнеримскому властелину Сулле, Сталин уничтожал самых близких людей, тем самым заставляя смотреть на себя со страхом и трепетом.

Г.В. Грачев считал, что парламентская деятельность включает в себя выборы депутатов и осуществление самой деятельности.

По слова А.А. Любимовой, выборы — это предусмотренная законом процедура избрания гражданами (избирателями) из нескольких кандидатов или политических партий своих представителей в парламент.

Выборы представляют собой механизм реализации демократии, с помощью которого рядовые граждане могут выражать свою волю, влиять на формирование парламента и на внутреннюю и внешнюю политику государств.

Выборы выполняют ряд важных общественно-политических (государственных) функций. Парламентские выборы демонстрируют суверенитет народа, его политическую роль как источника власти, придают политической системе и отдельным ее институтам легитимность и стабильность, способствуют мобилизации общества и государства на решение актуальных общественных проблем, смене политических элит и обновлению политических программ.

Через парламентские выборы осуществляется контроль общества над выборными органами власти и управления. Кроме того, парламентские выборы являются способом предотвращения и урегулирования социальных и политических конфликтов, перевода их в русло правового (институционализированного) урегулирования. Вовлекая широкие слои населения в политический процесс, парламентские выборы способствуют политической социализации граждан, повышению их политической активности и развитию политической культуры.

Существует несколько видов парламентских выборов — мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы .

Мажоритарная система выборов (от французского majorute — большинство) представляет собой парламентские выборы, в которых избранным считается кандидат, получивший большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей.

Пропорциональная система выборов представляет собой распределение мандатов в парламенте между партиями в соответствии с количеством полученных их кандидатами голосов (для этого устанавливается квота).

Смешанная система выборов — это сочетание мажоритарной и пропорциональной систем.

Т.Г. Скребцова отмечала тот факт, что в процессе законотворчества парламенты интегрируют сравнительно пестрые и противоречивые интересы различных группировок и фракций. Парламентские дискуссии, проверка и взвешивание многообразных вариантов решений с учетом их приемлемости позволяют укреплять существующую власть ее единство.

В парламентской деятельности формируется политическая оппозиция, которая в ряде случаев не оказывает существенного влияния на принятие тех или иных законов.

Публичные мероприятия несут важную функцию: они вырабатывают мнения, предварительно оформляют политическую волю или впоследствии дают ей оценку.

Публичные мероприятия позволяют гражданам выразить свое отношение к политическим и общественным проблемам, обсудить вопросы, представляющие общественный интерес, выразить поддержку политике властей или протест против нее, сделать свою позицию достоянием общественности.

Публичные мероприятия используются гражданами, чтобы воздействовать на парламент, защитить свои права и свободы, потребовать от государства принятия определенных решений. Публичные мероприятия можно подразделить на два вида:

-собрания, проводимые в закрытых помещениях;

-публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование).

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого помещении и для коллективного обсуждения наиболее острых политических проблем.

Т.Г. Скребцова дала понятие митинга — массовое присутствие граждан в определенном месте (на площади, улице, сквере) для публичного выражения общественного мнения по поводу важных вопросов, преимущественно общественно-политического характера.

Е.С. Гриценко демонстрацию называет организованное публичное шествие для выражения общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижений плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Публичные мероприятия вместе с другими политическими, личными (гражданскими) и социально-экономическими правами и свободами человека и гражданина являются важным средством развития и обогащения институтов прямой и непосредственной демократии, утверждают ее высшие ценности. На практике право граждан государства собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование с иными конституционными правами и свободами определяет смысл и содержание деятельности органов публичной власти.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Современные политики и многие политические партии взяли из исторического багажа политической борьбы не только насилие, но и более «демократичные» средства: манипуляцию массами, обман, подкуп избирателей, элит, лидеров различных социальных движений, зомбирование народа средствами массовой информации. В поведении политиков и идеологов, сильных мира сего прочное место заняли беспринципность, предательство — Теперь не так просто найти деятелей, особенно в политических кругах России, которые бы отличались постоянством своего мировоззрения, политических и идеологических принципов, не меняли бы своих убеждений в течение всей жизни и даже готовы были пожертвовать самой жизнью, чтобы им не изменять. Наоборот, на политическом плаву чаще всего присягающие тому, кто сегодня сильнее; они убеждены, что противоречат только себе, но Отечеству — никогда, что они не совершают измены, а служат благу государства и народа. Сказанное, конечно, не означает, что политическая борьба всегда» безнравственна, антигуманна, что в политике не может быть справедливости и честности. Подлинная политика, борьба за общие интересы народа, за прогресс в конечном счете и нравственна и гуманна, хотя и она никогда не бывает проста до примитивности. Политика, справедливо писал Ленин, больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еще более на высшую математику, чем на низшую.

К.Н. Куликов отмечал, что в современном цивилизованном обществе все разнообразие методов политической борьбы можно разделить на две группы: мирные и военные (насильственные). В свою очередь, первая группа включает в себя методы, связанные с реализацией средств демократии, идеологические и психологические методы, переговорный процесс между противоборствующими сторонами. Вторая группа методов очерчена такими формами борьбы, как политические репрессии, инициируемые господствующими политическими силами и осуществляемые государственными институтами, мятежи, революции, гражданские и межгосударственные войны.

Многочисленные общественно-политические движения протестов в России второй половины 80-х и начала 90-х гг. именовались «неформальными», они были нелегальными, существовавшим законодательством не разрешенными. Военные действия российской армии в Чечне (1994-1995 гг.) Президентом и правительством России рассматриваются как законные, конституционные (легальные). Такое же заключение сделал Конституционный суд. Однако обе палаты Федерального собрания сочли эту военную акцию незаконной, обратившись в Конституционный суд. Несмотря на решение суда, большая часть населения России и тем более Чечни отвергает конституционность указанных военных действий.

Рассматривая методы политической борьбы в детализированном виде, можно указать на ряд общих методов и приемов, реализуемых в любых формах борьбы. А.М. Зимичев дал следующую классификацию методов политической борьбы:

— «создать трудности противнику»;

— «инструментализация»;

— «свобода действий»,

— «бензин ваш — идеи наши»;

— «в единении — сила»;

— «разделяй и властвуй»;

— «удар в голову»;

— «слабые места»;

— «свершившийся факт»;

— «тише едешь — дальше будешь»;

— «угрозы»;

— «введение в заблуждение»;

— «захват врасплох»;

— «информирование»;

— «заманивание в ловушку»;

— «уход от борьбы».

Таким образом, многообразие методов и приемов политической борьбы, сочетание мирных и военных (насильственных), легитимных и нелегитимных методов и форм также является одной из объективных закономерностей политической борьбы, поскольку это с необходимостью повторялось и повторяется в политической истории человечества.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3