1.3. Техника составления бухгалтерского баланса
Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 444‑ФЗ отменил обязанность организаций подавать бухгалтерскую отчетность в территориальные органы Росстата. Начиная с отчетности за 2019 год ее нужно сдавать только в территориальную налоговую инспекцию. В обязательном порядке отчетность сдается в электронном виде через оператора электронного документооборота, исключение сделано лишь для субъектов малого предпринимательства.
Приказ Минфина РФ от 19.04.2019 № 61н внес изменения в Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Изменения в форме бухгалтерской отчетности:
- вместо слов «по ОКВЭД» указывается «по ОКВЭД 2»;
- изменены коды форм бухгалтерской отчетности;
- стоимостные показатели нужно приводить только в тысячах рублей;
- добавлена группа показателей для отражения информации об аудиторской организации ¾ при обязанности проведения аудиторской проверки необходимо указать сведения об аудиторской организации.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур.
Формированию бухгалтерского баланса в составе годовой отчётности предшествуют следующие этапы подготовительной работы:
- проведение ежегодной плановой инвентаризации всех статей баланса;
- обнаружение и исправление ошибок в первичной учетной документации;
- систематизация и группировка первичных документов за год;
- отражение событий после отчётной даты;
- реформация баланса;
- формирование статей бухгалтерского баланса.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение ежегодной плановой инвентаризации всех статей баланса осуществляется согласно ст. 11 Федерального закон от 06.12.2011 г. №402‑ФЗ «О бухгалтерском учёте», п. 26‑28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н. [2]
Инвентаризации подлежит все имущество (активы) организации независимо от места его нахождения. Это ОС, НМА, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, в том числе дебиторская задолженность. Инвентаризируют также имущество, не принадлежащее организации, но находящееся у нее (на ответственном хранении, в аренде, в переработке), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризации также подлежат финансовые обязательства (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).
Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия. Её первоначальный состав утверждает руководитель организации. В комиссию должны входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники), а также могут включаться представители службы внутреннего аудита или независимых аудиторских организаций.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.[3]
С материально ответственных лиц берутся расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество они сдали в бухгалтерию или передали комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие объектов, стоящих на балансе и забалансовом учете, которое сопоставляется с учетными данными. Одновременно проверяется полнота отражения в балансе финансовых обязательств перед собственниками, кредитными и финансовыми органами, работающими, местным и федеральным бюджетом, поставщиками и прочими кредиторами.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Эти документы составляются не менее чем в двух экземплярах. Результаты проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
Если в результате проведенной инвентаризации были выявлены отклонения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества, комиссия составляет сличительные ведомости. Их заполняют в отношении только тех товарно-материальных ценностей, по которым такие отклонения выявлены.
В процессе инвентаризации могут быть выявлены расхождения фактического наличия имущества компании с данными бухгалтерского учета (то есть излишки или недостачи). Основные средства, материально-производственные запасы и другое имущество, которое оказалось в излишке, подлежат оприходованию. Его учитывают по текущей рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и включают в состав прочих доходов организации. Балансовую стоимость недостающих ценностей в пределах норм естественной убыли включают в расходы компании по обычным видам деятельности. Ценности сверх норм списывают на материально ответственное лицо для дальнейшего взыскания стоимости утраченного имущества. Излишки и недостачу на бухгалтерских счетах отражают на дату составления годовой бухгалтерской отчетности.
В процессе инвентаризации или при подготовке годовой бухгалтерской отчётности выявляются те или иные ошибки, которые ранее были допущены в учете. Порядок их исправления регулирует ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Для исправления ошибки необходимо внести исправления в первичный документ (ч. 7 ст. 9 Закона N 402‑ФЗ). Исправление в первичном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. [4]
Существенные и несущественные ошибки, допущенные в текущем году, исправляют одинаково. Если погрешности обнаружены до завершения года, то исправительные записи делают в том месяце, в котором ошибки были фактически выявлены. Если отчетный год закончился, но отчетность за него еще не подписана, корректирующие проводки датируют 31 декабря.
Порядок исправления ошибок предшествующего года зависит от ее существенности. Если ошибка существенна, то на порядок исправления влияет дата ее выявления. Если выявленная погрешность при несущественной ошибке выявлена после подписания отчетности, исправительные записи вносят в текущий период. Исправительные записи делают по соответствующим счетам в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы» при занижении доходов или завышении расходов, субсчет 2 «Прочие расходы» при завышении доходов или занижении расходов).
Следующим этапом является систематизация и группировка первичных документов за год. В данный цикл подготовительной работы входит проверка соблюдения технологии обработки первичных данных. Подлежит проверке соблюдение правил переноса всех факторов хозяйственной жизни из первичных документов в бухгалтерские регистры.
Проверку записей по счетам Главной Книги проводится путем сравнения записей по синтетическому счёту с итогами документов (накопительных, группировочных ведомостей), на основании которых были произведены записи. Далее проводится процедура сопоставления данных (итогов оборотов и сальдо) аналитического и синтетического учета, между которыми должно быть соблюдено равенство. Итоговые данные бухгалтерских регистров служат основанием для записей по счетам Главной книги. По окончании отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты и выводится сальдо. По некоторым счетам сальдо показывают развернуто, то есть дебетовое сальдо показывают в активе баланса, а кредитовое ¾ в пассиве.
После инвентаризации и исправления ошибок следует отразить события, которые оказывают или могут оказать влияние на финансовое положение компании. Их называют событиями после отчетной даты. Порядок их учета регулирует ПБУ 7/98 «События после отчётной даты».
К подобным событиям относится те факты хозяйственной деятельности, о которых стало известно после 31 декабря (то есть после окончания финансового года), но до момента подписания и утверждения бухгалтерской отчетности. Их два вида. Первый ¾ события, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность. Второй ¾ события, свидетельствующие о возникших после отчётной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
Такие события в отчетности за отчетный год проводками не отражают. Их раскрывают лишь в пояснительной записке. В ней приводят описание того или иного события и дают его денежную оценку.
Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово‑результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь, распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают следующие расходы: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Последним этапом подготовки к заполнению является реформация бухгалтерского баланса. Реформация баланса ¾ эта операция, которая фиксирует финансовый результат за год. Для этого бухгалтер переносит итоговое сальдо по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на счёт 99 «Прибыли и убытки». В результате на конец года сальдо этих счетов должно стать нулевым. Затем остаток со счёта 99 списывают на счёт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».[6]
Первый этап ¾ закрытие счета 90 «Продажи». Ежемесячно, определяя финансовый результат от осуществления обычных видов деятельности, сопоставляются обороты по счету 90. В конце все субсчета, открытые к счету 90, закрываются на субсчет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». В итоге на 1 января наступающего года по всем субсчетам счета 90 «Продажи» будет нулевой остаток.
Второй этап ¾ закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы». По счету 91 «Прочие доходы и расходы» в течение года собирались операционные и внереализационные доходы и расходы, а результат от сопоставления оборотов по этому счету ежемесячно списывался на счет 99 «Прибыли и убытки».
Третий этап ¾ закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». На счете 99 в течение года формируется финансовый результат от осуществления обычных видов деятельности, собираются операционные и внереализационные доходы и расходы. Сальдо этого счета будет равно чистой прибыли или убытку по итогам года. Это сальдо списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
Хозяйственные операции по данным первичных документов отражаются в журнале хозяйственных операций. В журнале указывают содержание операции, номер документа, на основании которого произведена запись, сумму операции и корреспонденцию бухгалтерских счетов.
Суммы из журнала хозяйственных операций заносятся в соответствующие бухгалтерские счета, а в конце каждого отчётного периода подводят итоги по всем бухгалтерским счетам, подсчитывают обороты и сальдо. Затем все остатки и обороты по счетам заносят в оборотную ведомость. Оборотно‑сальдовая ведомость представляет таблицу, в которой отражаются остатки на начало периода, обороты и сальдо на конец периода. Счета учета располагаются в порядке возрастания номеров.
На основе оборотной ведомости составляется заключительный баланс. Дебетовые сальдо на постоянных счетах записываются в актив баланса, а кредитовые ¾ в пассив. В заключительном балансе показатели основных и регулирующих счетов показываются одной строкой суммарно.
Следующим этапом выводятся статьи, оцененные в балансе по остаточной стоимости, а также комплексные статьи, суммированные по показателям конечного сальдо по нескольким бухгалтерским счетам. Потом рассчитываются итоговые результаты по разделам баланса и вычисляется сумма валюты баланса, которую следует сравнить с аналогичным показателем в оборотной ведомости.
Таким образом, бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о хозяйственно-финансовом положении предприятия за отчетный период. Бухгалтерский баланс показывает общее состояние активов в их совокупности на определенный момент времени, предоставляет возможность проведения анализа их структуры и источников образования в разрезе отдельных видов и групп, проследить взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса используются для выявления наиболее значимых показателей, которые характеризуют финансовую деятельность хозяйствующего субъекта.
ГЛАВА 2 Методика формирования бухгалтерского баланса на примере ООО «Русский проект‑РД»
2.1 Экономико‑организационная характеристика предприятия ООО «Русский проект‑РД»
Общество с ограниченной ответственностью «Русский проект-РД» является юридическим лицом, действует на основании устава (ПРИЛОЖЕНИЕ А) и законодательства Российской Федерации.
Организация ООО «Русский проект-РД» зарегистрирована 26 марта 2012 года по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, д. 219, офис 206, 208. Компании был присвоен ОГРН 1126193001780, ИНН 6161063718 и КПП 616101001, регистратор ¾ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области. Общество зарегистрировано на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Целью деятельности общества является извлечение прибыли.
Основным видом деятельности является торговля оптовая неспециализированная, всего зарегистрировано 20 видов деятельности по ОКВЭД. Основные виды деятельности: прочая оптовая торговля; предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки; монтаж приборов контроля и регулирования технологических процессов; производство электромонтажных работ; производство санитарно-технических работ; монтаж прочего инженерного оборудования и др.
Уставный капитал ООО «Русский проект-РД» составляется из номинальной стоимости его участников. Размер уставного капитала общества составляет 10000 рублей.
Генеральный директор организации ¾ Воробьёв Александр Валентинович.
Бухгалтерский учёт в ООО «Русский проект-РД» осуществляется на основании Положения об учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта согласно приказа №44 от 30.12.2018 года (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Ведение бухгалтерского учета осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Организация находится на общем режиме налогообложения.
ООО «Русский проект‑РД» ведет бухгалтерский учёт с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н.
Первичные документы, используемые в ООО «Русский проект‑РД», утверждены графиком документооборота. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. База для получения и обобщения информации о событиях финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях определения объектов налогообложения по налогу на прибыль исчисляется на основании регистров бухгалтерского учета и регистров, разработанных организацией самостоятельно.
В ООО «Русский проект‑РД» используется автоматизированная система учета с помощью специализированной программы: «1С: Бухгалтерия 7.7».
Проведем анализ основных показателей ООО «Русский проект-РД» за 2017‑2018 гг. Анализ представлен в таблице 1.
Таблица 1 ¾ Структура имущества и источники его формирования
Структура активов организации на последний день анализируемого периода характеризуется большой долей (99,55%) текущих активов и незначительным процентом внеоборотных средств. Активы организации за весь период уменьшились на 13 244 тыс. руб. (на 13,02%). Несмотря на снижение активов, собственный капитал увеличился на 4,79%, что, в целом, положительно характеризует динамику изменения имущественного положения организации.
Структура имущества организации состоит из внеоборотных и оборотных активов.
Раздел «Внеоборотные активы» состоит из основных средств. За год произошло увеличение показателя на 317 тыс. рублей (увеличение на 0,37 %).
Оборотные активы под конец года уменьшились на 13 56 тыс. рублей и составили 88 103 тыс. рублей (99,55 %). Оборотные активы включают следующие статьи: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
Величина запасов организации увеличилась на 2 735 тыс. рублей (8,87 %) и к концу года составила 42 027 тыс. рублей.
Дебиторская задолженность уменьшилась на 18 104 тыс. рублей и составила 38 435 тыс. рублей (43,43%).
Сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений увеличилась на 3 377 тыс. рублей (на 3,85 %) и к концу года составила 3 612 тыс. рублей.
На рисунке 1 представлен анализ структуры имущества организации на 31.12.2018 год.

Снижение величины активов организации связано со снижением следующих позиций актива бухгалтерского баланса:
дебиторская задолженность
18 104 тыс. рублей (92%);
налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
1 569 тыс. рублей (8%).
Структура источников формирования имущества состоит из собственного капитала и краткосрочных обязательств.
Собственный капитал ООО «Русский проект-РД» формируется из уставного капитала и нераспределенной прибыли. К концу года произошло увеличение собственных средств на 671 тыс. рублей (2,82 %) и составило 14 676 тыс. рублей.
Величина краткосрочных обязательств уменьшилась на 13 915 тыс. рублей(2,82%) и к концу года составила 73 825 тыс. рублей(83,42%).
