Скоро защита?
Меню Услуги

Бухгалтерский учет денежных средств и анализ платежеспособности организации

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3 4


СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. 1.1.   Понятие денежных средств и их правовое регулирование
  4. 1.2 Отражение в отчетности информации о денежных средствах организации
  5. Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ГРАНДЕКС»
  6. 2.1 Организация учета наличных денежных средств
  7. 2.2 Организация учета безналичных денежных средств
  8. 2.3 Организация учета денежных документов
  9. Глава 3. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ГРАНДЕКС»
  10. 3.1 Основные понятия, цель и задачи анализа платежеспособности предприятия
  11. 3.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности и показателей платежеспособности ООО «Грандекс»
  12. 3.3 Основные направления совершенствования учета денежных средств и повышения платежеспособности ООО «Грандекс»
  13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  14. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  15. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность темы. Хозяйственные субъекты в процессе осуществления своей деятельности вступают в хозяйственные связи с различными организациями и организациями: поставщиками, банковскими структурами, страховыми компаниями, налоговыми органами, физическими лицами и т. д. При этом, организация учета денежных средств является важным, и в то же время сложным в процессе контроля за расчетными операциями. Своевременность денежных расчетов, а также правильно организованный учет и контроль за расчетными операциями обеспечит не только повышение ликвидности и платежеспособности организации, но и ее финансового благополучия.  

Объект выпускной квалификационной работы – денежные средства организации.  

Предмет выпускной квалификационной работы – анализ платежеспособности организации.  

Цель выпускной квалификационной работы – разработка мероприятий по совершенствованию учета денежных средств и повышения платежеспособности ООО «Грандекс».  

Задачи выпускной квалификационной работы:   

— рассмотреть понятие денежных средств и их правовое регулирование; 

— изучить отражение в отчетности информации о денежных средствах организации; 

— рассмотреть организацию учета наличных и безналичных денежных средств,  также денежных документов; 

— рассмотреть основные понятия, цель и задачи анализа платежеспособности предприятия; 

— проанализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности и показатели платежеспособности ООО «Грандекс»; 

— представить направления совершенствования учета денежных средств и повышения платежеспособности ООО «Грандекс». 

В теоретическую основу данного исследования можно включить – труды ведущих  ученых, работы  которых  основываются  на  экономическом  анализе финансово-хозяйственной  деятельности  организации,  финансового  анализа,  нормативно-законодательные  документы,  материалы  периодических  изданий  и сети Интернет. 

К методологической  основе работы  можно  отнести  такие  методы исследования, как: синтез и анализ, дедукция и индукция, сравнение, обобщение, диалектический  подход,  классификация,  применение  которых  способствует логическому обоснованию основных экономических выводов и рекомендаций. 

Результаты выпускной квалификационной работы, в частности разработанные рекомендации по эффективному управлению денежными средствами в организации, могут быть применены руководством ООО «Грандекс».  

При написании выпускной квалификационной  работы использованы нормативно-правовые документы, регулирующие порядок ведения учета денежных средств организации, труды отечественных и зарубежных авторов, данные первичного бухгалтерского учета, статистической и годовой бухгалтерской отчетности ООО «Грандекс».   

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 

1.Понятие денежных средств и их правовое регулирование

 

В современном мире, в условиях рыночных отношений ни одна операция не может быть осуществлена без расчетных операций. Все условия предстоящих платежей и расчетов оговариваются в процессе хозяйствования между субъектами, пусть то будут юридические или физические лица.  

Важным при этом является то, разумное управление денежными средствами хозяйствующего субъекта, может приносить ему дополнительный доход, а, следовательно, руководство хозяйствующего субъекта должно постоянно задумываться о рациональном вложении временно свободных денежных средств с целью получения прибыли. В качестве таких источников могут быть вложения в депозиты банков, в ценные бумаги и т. п.  

Вся информация о денежных средствах и денежных эквивалентах отражена в бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в двух формах: это Бухгалтерский баланс (в разделе II «Оборотные активы») и Отчете о движении денежных средств.  

Изучению понятия «денежные средства» было уделено внимание многих ученых в области экономики и бухгалтерского учета. Рассмотрим авторские позиции в области понятия «денежные средства».  

Так, по мнению автора М.А. Вахрушиной «денежные средства включают не только денежную наличность и вклады до востребования; к денежным эквивалентам при этом следует относить – краткосрочные, высоколиквидные финансовые вложения, которые легко подвергаются обороту в денежную наличность, что позволяет снижать определенную степень риска изменения их ценности».  

С позиции А.Г. Бакаева: «денежные средства – это один из важнейших вид активов хозяйствующего субъекта, представляющий собой средства в российской и иностранных валютах, легко реализуемые ценные бумаги, платежные и денежные документы. Такие средства могут находиться в кассе, на расчетном и на валютном счетах хозяйствующих субъектов, как на территории страны, так и за рубежом».  

Согласно авторских трудов Е.В. Кучерова денежные средства – это, прежде всего, аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, организаций, физических лиц, а также другие средства, легко обращаемые в деньги.  

Рассмотрим, какую позицию представляет В.Д. Камаев. По его мнению, денежные средства – это наиболее ликвидная часть активов, которая в большей степени обеспечивает хозяйствующему субъекту степень ликвидности. Именно «денежные средства обеспечивают для предприятий и организаций любых видом организационно-правовых форм начало и конец производственно-коммерческого цикла».  

П.П. Табурчак в своих научных трудах денежным средствам дает следующую интерпретацию: «денежные средства – это счета 3 класса, к данной категории следует относить средства, расчеты и прочие активы, которые предназначены, прежде всего, для обобщения информации и наличии и движении денежных средств в национальной и иностранной валюте в кассах, на банковских счетах, валютных счетах и других счетах, полученных виде финансовых инвестиций, дебиторской задолженности, а также резерва за счет сомнительных долгов и расходов будущих периодов».  

В.Ф. Палий считает, что «денежные средства – это наиболее ликвидная часть активов хозяйствующего субъекта, которая составляет часть оборотного капитала. При этом автор определяет, что к денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных счетах, специальных, текущих, валютных и депозитных счетах финансовых учреждений в виде банков».  

 По мнению А.Н. Хорина – «в системном бухгалтерском учете основной категорией денежного капитала являются денежные средства. Это те средства хозяйствующего субъекта, которые находятся в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. В данную категорию также относятся переводы в пути и финансовые вложения организации».  

При этом автор трудов П.С. Безруких дополняет высказывание автора и считает, что «преумножение денежных средств, их правильное использование, а также контроль за их сохранностью – это важнейшая задача бухгалтерии. Именно от успешности решения в области управления за движением денежных средств зависит платежеспособность хозяйствующего субъекта, своевременность выплат заработной платы его персоналу, расчетов с поставщиками и заказчиками, платежей в бюджет и т. д».  

Как видно из высказываний авторов, каждый по своему дает определение данному понятию, при этом в той или иной мере раскрывая их сущность.  

В процессе изучения понятий «денежные средства» необходимо изучить нормативно-правовую базу, регулирующую порядок расчетов в РФ.    

В первую очередь, необходимо определить, что представляют собой расчеты для хозяйствующих субъектов. Так в зависимости от требований законодательства, а также соглашения сторон  между контрагентами, исполнение обязательств в виде расчетов может осуществляться следующими способами: путем наличных и безналичных расчетов, а также зачета встречных требований.  

Наличные расчеты при этом могут осуществляться путем передачи кредитору определенной суммы денежных знаков, в качестве которых, согласно российскому законодательству могут быть только банкноты Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства.   

Под безналичными расчетами обычно принято понимать процедуру исполнения денежных обязательств через профессиональных финансовых  посредников на рынке, в качестве которых чаще всего выступают банки, другие кредитные организации, организации связи и т. п.  

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что под безналичными расчетами следует понимать любые операции банков по получению или передаче денег, которые осуществляются ими по поручению клиентов путем совершения записей по их оприходованию и списанию по соответствующим счетам.  

Итак, в соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль.  

Согласно п. 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая  № 117–ФЗ от 05.08.2000 г.   

В налоговом кодексе рассматриваются сроки и способы уплаты различных налогов, уплата которых осуществляется с расчетного счета организации, например, страховые взносы (ФСС РФ, ФОМС, ПФР), ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, платежи по итогам г. и т. д.  

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»  № 402–  ФЗ от 06.12.2011 г.  

В Федеральном законе установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Рассматриваются общие требования бухгалтерского учета: денежное измерение объектов, обязанность и организация ведения, учетная политика, первичные учетные документы, регистры, общие требования ведения и состав отчетности, отчетный период и дата, особенности отчетности при реорганизации и ликвидации, внутренний контроль, принципы регулирования.  

Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г.  № 173–ФЗ.    

В данном федеральном законе рассматриваются принципы валютного регулирования и валютного контроля; репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации.  

Федеральный закон Российской Федерации «О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»  № 54–ФЗ от 22.05.2003 г.   

Данный закон содержит информацию о порядке применения контрольнокассовой техники; требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения; обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику; обязанности  кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику; контроль за применением контрольно-кассовой техники.  

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г.  № 34н.  

Положение предусматривает основные правила ведения бухгалтерского учета, представляет требования к документированию операций, определяет порядок проведения инвентаризации (в том числе инвентаризации расчетов), также порядок предоставления бухгалтерской финансовой отчетности, правила по составлению сводной бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта.  

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утв. приказом Минфина РФ от 6.10.2008 г.  № 106н.  

Положение содержит информацию о том, как определяется порядок учета фактов хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, каким образом должен строиться документооборот, обработка входящей и исходящей информации, инвентаризация расчетов. Как данная информация должна отражаться в учетной политике хозяйствующего субъекта.  

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): утв. приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г.  № 32н.  

Данным положением определяется, что выручка принимается в организации к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступлений денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности, с учетом положений п. 3 данного положения.  

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99: утв. приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г.  № 33н.  

Расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме, или величине кредиторской задолженности с учетом положений п.3.  

Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011): утв. Приказом Минфина  № 11н от 02.02.2011 г.  

Данное положение устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций), которые являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; определяет понятие «денежные потоки», предоставляет их классификацию; указывает отражение денежных потоков; объясняет раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.  

Положение ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383–П от 19.06.2012 г.  

В данном положении рассматривается порядок и правила перевода денежных средств по банковским счетам в рамках применяемых форм безналичных расчетов; предоставлена информация о плательщиках, получателей средств, а также лицах, органах, имеющих право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков; о процедурах приема к исполнению, отзыва, возврата распоряжений и порядок их выполнения; о расчетах инкассовыми поручениями; о расчетах чеками; о расчетах в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств.    

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: утв. приказом Минфина РФ от 03.10.2000 г. № 94н.  

Планом счетом предусмотрен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по обороту внеоборотных, оборотных активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств для целей учета.  

Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002  № 4090).  

Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).  

Указание Банка России от 11.03.2015 № 3210–У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».  

Методические указание по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.  

Методическими указаниями предусмотрены правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, а также финансовых обязательств, отражен порядок составления сличительной ведомости по итогам инвентаризации, порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризаций.  

Итак, исследовав данную постановку изучаемого вопроса по существу, мы пришли к выводу, что более определяющим для нас понятием «денежные средства» является высказывание таких авторов как А.Н. Хорин и П.С. Безруких. Денежные средства – это, прежде всего, не что иное, как финансовые инструменты хозяйствующего субъекта, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня. При этом чтобы грамотно управлять таким финансовом инструментом, необходимо следовать законам, постановлениям, регулирующим порядок ведения расчетных операций в РФ.  

 

1.2 Отражение в отчетности информации о денежных средствах организации

 

Итак, в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности любое организация постоянно вступает в расчетные отношения со своими контрагентами. И в этом случае, данный хозяйствующий субъект может выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца товара, продукции, или в качестве субъекта по предоставлению услуг или определенных видов работ. При этом, с одной стороны, подразумевается наличие обязательств по оплате товара поставщикам, а с другой стороны – формируются обязательства покупателя перед хозяйствующим субъектом в отношении приобретенного товара (продукции, работ или услуг). Помимо этого, хозяйствующий субъект тесно связан расчетными отношениями с бюджетными структурами, внебюджетными фондами, с учредителями и персоналом и т. д.  

Если рассматривать в точки зрения платежеспособности организации, то именно денежные средства являются необходимым условием для успешного функционирования любого хозяйствующего субъекта, поэтому в любой организации должна быть всесторонне скоординированная стратегия управления денежными ресурсами, которая должна обеспечить его платежеспособность и финансовую устойчивость. Кроме того, хозяйствующему субъекту необходимы определенные виды запасов, в том числе и резервных денежных средств для оплаты определенных непредвиденных обязательств, а также для осуществления наиболее выгодных непредвиденных инвестиций. При этом также необходимо учитывать, что всякие излишние запасы денежных средств могут привести к замедлению их оборота, а, следовательно, к снижению эффективности их использования, а в условиях инфляции, к тому же, к прямым потерям за счет их обесценивания.  

Для того чтобы рационально использовать и обеспечивать сбалансированные денежные потоки в организации, необходимо грамотно разработать организацию бухгалтерского учета расчетов, определить основные модели управления за движением денежных средств в организации.  

Изучению постановки организации бухгалтерского учета в трудах ученых нашли свое отражение, на наш взгляд, некоторые основные определения и понятия, характеризующие его значимость  в процессе расчетных операций.  

В литературе следует выделить нескольких авторов, определяющих роль и значение бухгалтерского учета.  

Так, по мнению П.И. Камышанова, бухгалтерский учет – это, прежде всего, упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении, об имуществе, обязательствах хозяйствующего субъекта, их движении, а также о финансовых результатах путем непрерывного, сплошного документального оформления всех хозяйственных операций на соответствующих счетах учета.  

С позиции В.П. Астахова – организация бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную систему взаимосвязанного и непрерывного документального наблюдения, измерения, регистрации и контроля за фактами хозяйственной жизни организации с целью исчисления и соответствующей оценки показателей для обоснованных управленческих решений.  

При этом следует также отметить, что ряд авторов предполагает, что бухгалтерский учет – это, прежде всего, область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное значение. Он необходим для каждого отдельно взятого хозяйствующего субъекта независимо от его вида деятельности. Именно в бухгалтерском учете обеспечивается сбор, регистрация, обработка, хранение информации о фактах финансово-хозяйственной деятельности отдельно взятого организации с целью ее предоставления заинтересованным пользователям для принятия соответствующих управленческих решений.  

Также следует отметить заключение автора П.П. Кондакова, который отмечает, что в каждой организации оборотные средства находятся только на одной стадии кругооборота. Так как кругооборот происходит непрерывно, то средства организации одновременно  находятся на всех стадиях кругооборота. Отсюда следует, что в организации постоянно должен быть в наличии какой-то запас оборотных средств, в том числе и в денежной форме.  

По мнению Е.П. Козловой в условиях рыночных отношений следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе уже может приносить хозяйствующему субъекту дополнительный доход, а значит необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительного дохода, пусть то будут вклады под банковские депозиты, государственные ценные бумаги, высоколиквидные ценные бумаги других хозяйствующих субъектов и т. д.  

Основной целью бухгалтерского учета операций с денежными средствами является, прежде всего, контроль за соблюдением расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, а также обеспечение полной сохранности денежной наличности и денежных документов.  

Для того, чтобы достичь поставленных целей в области постановки учета и контроля за денежными средствами перед бухгалтерским учетом в области учета денежных средств стоят следующие основные задачи:  

  • правильное и своевременное проведение необходимых расчетов, как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений;  
  • обязательное соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, сметами и фондами (например, на целевое финансирование);  
  • правильное и своевременное документальное оформление операций с денежными средствами, полное и оперативное отражение операций в учетных регистрах;  
  • организация контроля за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном счете, а также в других банках;  
  • проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения  просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;  
  • строгий контроль за соблюдением расчетно-платежной дисциплины в организации, своевременность перечисления сумм за материальные ценности, а также средств, полученных в порядке предоставленных кредитов и займов;  
  • бесперебойное удовлетворение денежной наличностью потребностей хозяйствующего субъекта;  
  • рациональное вложение свободной денежной наличности в доходные объекты с целью получения дополнительного дохода.  

Для того чтобы задачи нашли свое отражение в реальной действительности, необходимо чтобы хозяйствующие субъекты строго соблюдали действующее законодательство по регулированию расчетных операций и выполняли основные обязанности, отраженные в нормативных документах.  

Согласно данных документов организации: обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по обязательствам с другими контрагентами в безналичном порядке через учреждения банков; могут иметь в кассе своей организации наличные деньги в пределах лимитов, установленных банковскими структурами по согласованию с руководителем хозяйствующего субъекта; обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка денег в кассе в порядке и в сроки, согласованными с банковским учреждением.  

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма № КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3), кассовая книга (форма № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).    

Следует заметить, что поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом подчистки, помарки, исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются, а прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.  

Все операции движению денежных средств, а именно, по поступлению и их расходованию, кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной или мастичной печатью. При этом количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя хозяйствующего субъекта и главного бухгалтера. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день.   

В сроки, установленные руководителем хозяйствующего субъекта, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе.  

Согласно действующего плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, для учета операций с денежными средствами предусмотрены следующие счета: 50 – «касса», 51 – «расчетные счета», 52 – «валютные счета», 55 – «специальные счета в банках», 57 – «переводы в пути».   

Порядком учета денежных средств являются обороты по данным счетам, которые отражают определенный факт хозяйственной операции.  

Так, счет 50 по дебету корреспондирует со следующими счетами бухгалтерского учета по кредиту:  

  • 51 «расчетные счета» – отражаются операции при получении денег с расчетного счета в кассу для осуществления определенных хозяйственных операций;  
  • 62 «расчеты с покупателями и заказчиками» – отражаются операции при поступлении выручки наличными деньгами от покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги в кассу организации;  
  • 66 «расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – отражаются операции при получении краткосрочных кредитов и займов наличными деньгами в кассу;  
  • 67 «расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – отражены операции при получении долгосрочных кредитов и займов наличными деньгами в кассу;  
  • 71 «расчеты с подотчетными лицами» – при поступлении в кассу наличных денег в порядке возврата неизрасходованных денежных средств выданных под отчет, буфетов, ларьков и т. д.;  
  • 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям» – отражены операции при получении денег наличными по возмещению материального ущерба в кассу;  
  • 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – при поступлении в кассу наличных денег от родителей за содержание детей в детских учреждениях, при поступлении арендной платы за основные средства, переданные арендаторам на условиях долгосрочной аренды, и в других случаях.  

В журнале-ордере  № 1 производятся также записи на расходование (выдачу) денег и денежных документов из кассы по кредиту субсчета 50 «касса организации» в дебет различных счетов.  

Дебет счетов:  

  • 26 «общехозяйственные расходы» – операции при оплате из кассы купленных канцелярских принадлежностей;  
  • 51 «расчетные счета» – отражены операции при взносе наличных денег на расчетный счет в банке;  
  • 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» – отражены операции при выдаче из кассы работникам заработной платы, премий и т. д.   
  • 71 «расчеты с подотчетными лицами» – отражены операции при выдаче наличных средств из кассы под отчет на служебные командировки, хозяйственные нужды;   
  • 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям» – отражены операции при выдаче работникам наличных денег в виде ссуды на индивидуальные нужды и другие счета.  

Денежные средства хозяйствующих субъектов, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 «расчетные счета».  

С расчетного счета банк оплачивает обязательства хозяйствующего субъекта, расходы и его поручения, проводимые в порядке безналичных расчетов. При этом следует отметить, что операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него, банк производит на основании только письменных распоряжений владельцев расчетного счета (пусть то будут расчеты денежными чеками, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований и т. д.) или с их согласия, например, оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков.   

Исключением при этом являются платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов хозяйствующего субъекта будут списываться платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.  

При открытии расчетного счета хозяйствующий субъект представляет в банк заявление об открытии счета и нотариально заверенные копии документов о создании организации (учредительный договор и устав), справки о регистрации организации, о его постановке на налоговый учет в налоговой инспекции и в социальных фондах, карточки с образцами подписей распорядителей кредитов:  руководителя хозяйствующего субъекта, его заместителя и главного бухгалтера, которые заверяются нотариусом. Один экземпляр карточки с образцами подписей и печати (первое время без печати) хранится у контроллера банка для постоянного контроля подлинности представляемых денежных документов.  

Каждому открытому счету присваивается определенный номер, о чем делается пометка в уставе хозяйствующего субъекта, заверенная гербовой печатью банка. Далее этот номер указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств. При возникновении изменений в названии хозяйствующего субъекта, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетного счета в указанную документацию вносятся соответствующие изменения.  

Банковское расчетно-кассовое обслуживание организации осуществляется по договору между организацией и банком, в котором оговаривается стоимость банковских услуг, проценты за хранение денежных средств.  

Следует учитывать тот факт, что оплата платежных требований поставщиков может не оформляться распорядительными документами владельца счета, но производится с его согласия, т. е. акцепта. В безакцептном порядке банком списываются средства на оплату счетов организаций энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, по решению судебных, налоговых, финансовых органов в установленных законом случаях.  

В дебет 51 счета делаются записи по поступлению денежных средств на расчетный счет, а в кредите отражаются операции по уменьшению денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.  

Синтетический учет ведется по счету 51 «Расчетные счета». Типовыми операциями являются:  

  • взнос наличными из кассы (Д 51 – К 50);  
  • зачисление выручки от покупателей (Д 51 – К 62);  
  • получение кредитов банков, займов (Д 51 – К 66, 67);  
  • получение наличных в кассу (Д 50 – К 51);  
  • перечисление поставщику за поставленные материалы (Д 60 – К 51);  
  • перечисление средств в бюджет, органам социального страхования (Д 68, 69 – К 51);  
  • погашение кредитов банков (Д 66,67 – К 51).  

Для информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 «валютные счета». По дебету этого счета отражают операции по поступлению денежных средств на валютные счета хозяйствующих субъектов, а по кредиту отражаются операции по списанию денежных средств с валютных счетов. При этом операции по валютным счетам отражаются на основании выписок банка и приложенных к ним расчетно-денежных документов.    

Также планом счетов предусмотрено использование счета 55 «Специальные счета в банках».  

На данном счете отражаются операции по учету наличия и движения денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.  

К счету 55 могут быть открыты субсчета: 55.1 «Аккредитивы», 55.2 «Чековые книжки», 55.3 «Особые счета» и др.  

Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется Центральным банком РФ.  

Таким образом, специфика учета денежных средств обусловлена тем, что данный участок бухгалтерского учета является проблемным местом с точки зрения возможных злоупотреблений как со стороны сотрудников хозяйствующего субъекта, так и со стороны других лиц. Поэтому оперативный, детальный учет денежных средств с максимальным уровнем детализации крайне необходим в документообороте хозяйствующего субъекта.   

 

Вывод по главе 1 

В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические аспекты в области нормативно-правового регулирования учета расчетов с контрагентами в результате осуществления хозяйственных операций.  

Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью в организации документооборота по учету расчетных операций, именно грамотная организация данного процесса может привести к эффективному денежному потоку средств в организации, что может повлиять на ее улучшение ликвидности и платежеспособности, а также финансовой устойчивости. 


Страницы 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф