ГЛАВА 2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРОВ В ООО «ГЛОРИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Глория», в дальнейшем именуемое «Общество», зарегистрировано Постановлением Главы администрации.
Акционерами Общества могут быть любые юридические и физические лица, признающие положения настоящего Устава.
Общество создано без ограничения срока деятельности.
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Глория». Сокращенное наименование: ООО «Глория». Местонахождение Общества:, с. Мияссы, ул. Центральная 5.
Основным видом деятельности является торговля розничная напитками в специализированных магазинах (Приложение А).
Общество является юридическим лицом, по российскому законодательству, имеет самостоятельный баланс, вправе иметь банковские счета в рублях и иностранной валюте на территории России и за ее пределами.
Предприятие является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на акции, удостоверяющие обязательственные права участников общества по отношению к предприятию. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Учетная политика предприятия оформляется организационно-распорядительным документом –приказом (распоряжением) руководителя.
ООО является юридическим лицом и имеет в своей собственности частное имущество, которое учитывается на его отдельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять личные как неимущественные права, так и имущественные.
Общество самостоятельно планирует свою производственную и хозяйственную деятельность. В основе планов стоят договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материальных, технических и других благ. Выполнение работ, реализация продукции, и оказание услуг осуществляются по тарифам и ценам, устанавливаемым предприятием самостоятельно, если законом не установлено иное.
Общество имеет гражданские права и несет обязательства, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральными законами.
Для анализа и планирования организации труда и производства, качества продукции, уровня техники, использования оборотных и основных фондов, трудовых ресурсов применяются технико-экономические показатели.
Показатели производственных мощностей, среднегодовой стоимости производственных ОС отражают производственные потенциальные возможности хозяйствующего субъекта, размеры объектов недвижимости.
Результаты среднегодовой численности промышленного и производственного персонала субъекта хозяйствования, общего объема денежных средств, направленных на заработную плату, имеют самостоятельное значение для определения наличия числа рабочих мест на предприятии, уровня материальной обеспеченности работников, уровня роста этих параметров, но и являются исходными данными для расчета производительности труда, среднемесячной заработной платы.
Показатели себестоимости товаров и продукции, убытка или прибыли на отчетный период, показывают общие затраты и окончательные результаты.
Технические и экономические показатели — это шкала измерений, характеризующая материально-производственную базу организаций и комплексное потребление ресурсов.
Финансово-хозяйственная деятельность в ООО «Глория» за 2019-2021 годы характеризуется следующими технико-экономическими показателями, представленными в таблице 2.1, составленным на основе данных бухгалтерской отчетности (Приложение Б).
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели ООО «Глория», 2019-2021 гг.
Показатели | 2019 | 2020 | 2021 | Отклонение | Темп роста, % | ||
2020- 2019 | 2021- 2020 | 2020- 2019 | 2021- 2020 | ||||
Выручка | 8131 | 8826 | 9322 | +695 | +496 | +8,5 | +5,6 |
Себестоимость продаж | 7001 | 7125 | 7268 | +124 | +143 | +1,8 | +2,0 |
Валовая прибыль | 1130 | 1701 | 2054 | +571 | +353 | +50,5 | +20,8 |
Коммерческие расходы | 21 | 52 | 84 | +31 | +32 | +147,6 | +61,5 |
Управленческие расходы | 325 | 535 | 761 | +210 | +226 | +64,6 | +42,2 |
Прибыль от продаж | 784 | 1114 | 1209 | +330 | +95 | +42,1 | +8,5 |
Прочие расходы | 19 | 35 | 60 | +16 | +25 | +84,2 | +71,4 |
Прибыль до налогообложения | 765 | 1079 | 1149 | +314 | +70 | +41,0 | +6,5 |
Налог на прибыль | 153 | 216 | 254 | +63 | +38 | +41,2 | +17,6 |
Чистая прибыль | 612 | 863 | 895 | +251 | +32 | +41,0 | +3,7 |
По данной таблице можно сделать следующий вывод, что анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Глория» показал следующее, что за рассматриваемый период времени выручка предприятия возросла в 2021 г. на 496 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 8826 тыс. руб. Себестоимость продаж выросла в 2021 на 143 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 7124 тыс. руб. Валовая прибыль выросла в 2021 на 353 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 1701 тыс. руб. Прибыль от продаж выросла в 2021 на 95 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 1114 тыс. руб. Прочие расходы выросли в 2021 на 25 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 35 тыс. руб. Прибыль до налогообложения выросла в 2021 на 70 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 1079 тыс. руб. Налог на прибыль выросли в 2021 на 38 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 216 тыс. руб. Чистая прибыль выросла в 2021 на 32 тыс. руб. по сравнении с 2020 г., которая составила 863 тыс. руб.
Таким образом, согласно данных проведенного анализа технико-экономических показателей можно сделать общий вывод об эффективном экономическом управлении хозяйствующий субъектом. Деятельность предприятия является успешной, предприятие получает прибыль.
2.2 Организация бухгалтерского учета товаров в ООО «Глория»
Все товарные операции ООО «Глория» делятся на два вида: поступление товаров в организацию розничной торговли и их выбытие. В организации ООО «Глория» товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносаментом или счетом-фактурой).
В накладной ООО «Глория» указывается:
– номер и дата выписки;
– наименование поставщика и покупателя;
– наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпущенного товара.
Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшим и принявшим товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере» или выписывается счет — фактура.
Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками (Приложение В).
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.
Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия розничной торговли по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При закупке товара или его приемке руководителям предприятий розничной торговли необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.
Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Полученные счета — фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.
Реализация регистрируется, согласно чеков контрольно-кассовых машин, в книге продаж.
Одним из признаков учета товаров в организациях розничной торговли является составление материально ответственными лицами отчетности о наличии и движении товаров. Материально-ответственное лицо на основе фактического получения товаров и их реализации составляет товарный отчет.
В приходной части товарного отчета каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно и подсчитывается общая сумма оприходованных товаров за данный отчетный период, а также итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета также отдельно записывают каждый расходный документ (направление выбытия товаров, номер и дата документа, сумма выбывших товаров). После этого определяют остаток товаров на конец отчетного периода. Внутри каждого вида прихода и расхода документы располагаются в хронологическом порядке. Общее число документов, на основании которых составлен товарный отчет, указывают прописью в конце отчета. Товарный отчет подписывает материально-ответственное лицо. Товарный отчет составляют под копирку в двух экземплярах.
Первый экземпляр скрепляют с документами, которые располагают в порядке последовательности записей и отдают в бухгалтерию. Бухгалтер в присутствии материально-ответственного лица проверяет товарный отчет и расписывается в обоих экземплярах о приемке отчета и указывает дату. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу.
После этого каждый документ проверяют с точки зрения законности совершенных операций правильности цен, таксировки и подсчета. В ООО «Фактория» товарный отчет составляется ежемесячно материально-ответственным лицом, а затем передается в бухгалтерию для его проверки.
Согласно п. 11 ФСБУ 5/2019 все прямые расходы, связанные с закупкой ТМЦ, должны быть включены в их себестоимость. К прямым затратам относятся:
– собственно, стоимость, уплаченная продавцу;
– заготовка и доставка;
– доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
– оценочное обязательство по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;
– связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива;
– иные, связанные с приобретением (созданием) запасов.
Такие расходы отражаются проводкой:
Дебет счета 41 «Товары» — Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками».
После приема товара на склад его могут переместить в другие подразделения фирмы. При этом затраты на доставку между подразделениями, хранение и прочие аналогичные издержки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Могут иметь место и иные расходы, связанные с продажей (упаковка, реклама).
Данные операции, осуществленные с привлечением сторонних сил, отражаются в учете проводками:
– Дебет счета 44 «Расходы на продажу»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» – отражены услуги сторонних организаций (ИП);
– Дебет счета 19 «НДС по приобретеным ценностям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – выделен входящий НДС.
Эти операции могут осуществляться и собственными силами. Тогда это выразится проводками:
Дебет счета 44 «Расходы на продажу»;
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69, 10, 02, 76).
Последней из приведенных проводок начисляются также расходы общего характера, связанные с содержанием аппарата управления, торговых и складских площадей, собственного транспорта.
Бухгалтерский учет в розничной торговле несколько отличается от учета оптового товара. Связано это не только с тем, что продажи ведутся мелкими партиями или поштучно, но и с преобладанием наличных расчетов.
Розничные организации вправе вести учет ТМЦ как по закупочным ценам, так и по продажным с выделенным учетом наценки (п. 20 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13 ПБУ 5/01).
Если магазин имеет учетные программы и специальное оборудование, то учет ведется по каждому виду ТМЦ, а программа автоматически списывает себестоимость ТМЦ по закупочным ценам (то есть ведется количественно-суммовой учет).
Ну а небольшим магазинам и розничным точкам, которые не оснащены программным продуктом, вести учет сподручнее по отпускным ценам, поскольку этот способ менее затратный. При этом наценка отражается на счете 42 в момент поступления товара.
В ООО «Глория» учет товаров осуществляется по отпускным ценам (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Проводки при поступлении товара в розничную организацию ООО «Глория»
№ п/п | Содержание | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Поступил товар | 41 | 60 |
2 | Выделен НДС | 19 | 60 |
3 | Учтена наценка | 41 | 42 |
Вся сумма полученной наличной выручки собирается за день и оформляется записью:
– Дебет счета 50 «Касса»; Кредит счета 90.1 «Выручка» — поступление выручки в кассу.
Многие магазины устанавливают платежные терминалы для расчета с покупателями посредством банковских карт. Такой вид расчетов называется эквайрингом и фиксируется проводкой:
– Дебет счета 51 «Расчетный счет» (57 «Переводы в пути);
Кредит счета 90.1 «Выручка».
После оформления выручки необходимо показать выбытие товара. Данный факт отражается записью:
Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»; Кредит счета 41 «Товары».
Поскольку ТМЦ числится на счете 41 по отпускным ценам, получается, что сумма выручки и сумма списания товара равны, поэтому необходимо дополнительно учесть и проданную наценку. Делается это проводкой:
– Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж»; Кредит счета 42 «Торговая наценка» (сторно). Реализованная наценка является валовым доходом предприятия и называется реализованным наложением.
Согласно п. 12 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (письмо Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5) реализованное наложение определяется расчетным путем при учете ТМЦ по отпускным ценам.
Расчет осуществляется 4 способами:
- По общему товарному обороту;
- Ассортименту товарного оборота;
- Среднему проценту;
- Ассортименту остатка ТМЦ.
В ООО «Глория» при покупке товаров, прежде всего, заключают Договор поставки с предприятием — поставщиком, в котором оговариваются: предмет договора, условия поставки, обязанности сторон, цены и порядок расчетов, приемка-сдача товаров, дополнительные условия, гарантийные обязательства, срок действия договора и прочие условия. К Договору поставки разрабатываются Приложения, оговаривающие вопросы расчетов (отсрочка, максимальная сумма задолженности, допустимый срок погашения и т.д.), сроки гарантии.
Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам.
Приемка товаров по количеству в организациях розничной торговли предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом предприятия розничной торговли по доверенности.
Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество поступившего товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.
Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации розничной торговли, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При закупке товара или его приемке руководителям предприятий розничной торговли необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Первичные документы по приходу товаров должны быть пронумерованы и подшиты в журнал поступления товаров, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах. Полученные счета — фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.
Реализация товаров регистрируется, согласно чекам контрольно — кассовых машин, в книге продаж. Оформляются расходные и товарные накладные и счета — фактуры. Составляется Журнал учета выданных счетов-фактур.
В ООО «Глория» реализация продукции (работ, услуг) производится: по свободным отпускным ценам и тарифам. Свободные продажные цены согласовываются сторонами сделки, то есть продавцом и покупателем.
Проанализировав документы ООО «Глория» можно сказать о том, что все финансовые результаты данного предприятия в большей степени отражаются на счете 90 «Продажи», что связано с тем фактом, что данная операция является одной из основных для предприятия, а также на счете 98 «Доходы будущих периодов» и на счете 99 «Прибыли и убытки».
Если, как в нашем случае в ООО «Глория», в расчетах используются свободные договорные цены, то они могут быть проверены со стороны налоговых органов. Проверке подвергаются цены при отклонении их более чем на 20 % от уровня рыночных цен на идентичные изделия, цены по договорам, заключаемым между взаимозависимыми организациями, по товарообменным операциям и внешнеторговым сделкам.
Проверка цен, указанных в договоре, осуществляется:
— на основе документально подтвержденной информации, полученной из официальных источников о рыночных ценах.
К официальным источникам относится следующая информация: о биржевых котировках и рыночных ценах, опубликованных в печатных изданиях государственными органами по статистике и органами, регулирующими ценообразование, а также заключения экспертов, имеющих право на осуществление оценочной деятельности;
— методом цены последующей продажи.
При этом методе в основу проверки берется цена, по которой в последующем продавалась продукция. Этот метод используется в случае отсутствия на рынке сделок по идентичным или однородным товарам;
— затратным методом, при котором рыночная цена рассчитывается как сумма произведенных расходов и обычной прибыли для данной сферы деятельности.
Обычный размер прибыли равен уровню рентабельности, сложившемуся по аналогичным товарам. Сведения об уровне рентабельности получают от органов статистики и органов ценообразования.
Продажа товаров за наличный расчёт в ООО «Глория» производится с использованием кассовых суммирующих аппаратов. При закрытии склада заведующий складом в присутствии кассира снимает показания денежных суммирующих счётчиков (получает распечатку), которые записываются в книгу кассира-операциониста. Контрольная лента позволяет увидеть сумму выручки за день, которую также записывают в эту книгу.
Выручка ежедневно сдаётся в главную кассу, и она показывается в приходной части отчёта кассира главной кассы на основании приходных кассовых ордеров. Сумма реализованных товаров отражается в расходной части товарно-денежного отчёта на основании квитанций к приходным кассовым ордерам. Эти суммы должны быть тождественны. Сдача выручки из главной кассы в банк оформляется расходным кассовым ордером.
Согласно учётной политике, проводимой в ООО «Глория» определение выручки от реализации товаров (работ, услуг) и признание прибыли, соответствующей полученной выручке, производится по моменту отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Реализация товаров учитывается на операционно-результативном счёте 90 «Продажи». Этот счёт предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, а также для определения финансового результата по ним. На счёте 90 «Продажи» отражаются выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и себестоимость реализованных товаров, работ, услуг. Сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учёте на момент её признания в соответствии с учётной политикой организации, то есть по дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» и других и кредиту счёта 90 «Продажи». Одновременно стоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счёта 41 «Товары» в дебет счёта 90 «Продажи».
Когда организация ООО «Глория» получает прибыль, то закрытие счета 90 выглядит так: Дебет счета 90-9 — Кредит счета 99. Если сработала в минус, то бухгалтерия фиксирует это проводкой: Дебет счета 99 — Кредит счета 90-09. По окончании календарного года все субсчета, открытые к 90 (кроме субсчета 90-9 «Прибыль или убыток от продаж»), следует закрыть внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль или убыток от продаж».
В начале следующего года бухгалтерия ООО «Глория» заново открывает счет 90 с нулевым сальдо по всем субсчетам и заново учитывает все операции по реализации товаров, работ, услуг. Ошибки при реализации товаров и услуг могут дорого обойтись. Опытные специалисты возьмут на себя все хлопоты и помогут снизить расходы на бизнес. Посмотрите тарифы на услуги аутсорсинга, чтобы убедиться, насколько это выгоднее по сравнению со штатным специалистом. В договоре обязательно нужно прописать момент перехода права собственности к покупателю. Это может произойти во время отгрузки товара или во время оплаты.
Таким образом, в организации для ведения первичного учета и составления форм отчетности используется компьютерная система «1С: Бухгалтерия». Деятельность ООО «Глория» ведется в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
2.3 Организация аудита товаров в ООО «Глория»
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения объему аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование помогает распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Планирование аудиторской проверки осуществляется в 3 этапа:
1) предварительное планирование;
2) разработка общего плана проверки;
3) разработка программы аудита.
По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки могут быть использованы:
– различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента;
– его организационную структуру;
– уровень средств внутреннего контроля;
– эффективность учетной политики;
– используемых компьютерных программ;
– степень типизации хозяйственных операций и т. д.
Система внутреннего контроля ООО «Глория» включает в себя:
– систему бухгалтерского учета;
– контрольную среду, которая представляет собой осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля;
– отдельные средства контроля обеспечивают выполнение и фиксирование хозяйственных операций в правильных суммах, доступ к активам только с разрешения соответствующего руководства и т.д.
По сути, функционирование системы внутреннего контроля — это осуществление внутреннего аудита, внутрихозяйственного контроля законности хозяйственных операций предприятия. В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства.
Отдельно служба внутреннего аудита на ООО «Глория» не создается, ввиду того, что предприятие приглашает сторонние аудиторские организации для проведения аудиторских проверок.
Предварительное планирование предусматривает разработку общего плана аудита с указанием объемов, графиков и сроков его проведения. Затем составляется аудиторская программа, которая представляет собой подробный перечень аудиторских процедур, необходимых для проведения аудиторской проверки предприятия. Программа является детализацией общего плана аудита и подробной инструкцией для всех участников аудита.
Договор на проведение аудиторской проверки является документом, определяющим взаимоотношения организации-клиента и аудитора, но составляется с учетом интересов третьей стороны, а именно, потребителей информации финансовой отчетности.
Работа по ознакомлению с аудируемым предприятием ООО «Глория» начинается с получения информации о внешних и внутренних факторах, влияющих на его хозяйственную деятельность. Изучение основных технико-экономических показателей позволяет определить масштабы деятельности предприятия и, соответственно, примерный объем и продолжительность аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита, определяются аудитором с учетом требования стандартов аудиторской деятельности.
Источниками получения информации об ООО «Глория» для аудитора являются:
— учредительные документы;
— сведения о видах деятельности;
— учетная политика;
— бухгалтерская отчетность за 2021 год;
— договоры купли-продажи товаров, внутренние организационно-распорядительные документы;
— первичные документы по учету товарных операций, регистры бухгалтерского и налогового учета, итоговые материалы инвентаризации товаров.
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита. Для успешного планирования аудита в области операций по приобретению и продаже товаров в розничной торговле:
– четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов;
– дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
– определить ключевые по значимости области проверки;
– рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
– составить детальную программу по проверке операций по приобретению и реализации товаров, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.
Знакомство с системой бухгалтерского учета ООО «Глория» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.
В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были.
Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, так как в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
– операции в учете правильно отражают временной период их осуществления.
– операции в учете зафиксированы в правильных суммах.
– операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета.
– зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности.
На основе анализа информации о деятельности предприятия, рассмотрения ее основных показателей, оценке уровня существенности и внутреннего контроля составляется общий план (таблица 2.3). Фактически план аудита структурирует аудиторскую проверку в разрезе основных направлений работы, а также определяет ответственных за реализацию тех или иных направлений работы.
Таблица 2.3 – Общий план аудита ООО «Глория»
Планируемые работы | Период выполнения |
Оценка системы внутреннего контроля операций с товарами | 01.02.22 — 03.02.22 |
Аудит поступления и наличия товаров | 04.02.22 — 09.02.22 |
Аудит выбытия товаров | 10.02.22 — 15.02.22 |
Аудит прочих товарных операций | 16.02.22 — 19.02.22 |
Развитием плана аудита является программа аудита – рабочий документ, содержащий в себе детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита. Программа аудиторской проверки представлена в таблице 2.4
Таблица 2.4 – Программа аудита товарных операций
№ п/п | Перечень процедур | Источники информации | Применяемые приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Проверка правильности оформления договоров на приобретение товаров | Договоры | Проверка докумен-тации |
2 | Проверка законности операций связанных с поступлением товаров | Законы, инструкции, постановления | Подтверждение, проверка докумен. |
3 | Проверка правильности оформления учетных документов | Первичная докумен-тация, Книга покупок, регистры учета | Проверка документации |
4 | Встречная сверка учетных документов | Первичная докумен-тация, регистры учета, Главная книга, баланс, отчет о финансовых результатах. | Сверка учетных данных |
5 | Проверка полноты оприходования поступивших товаров | Платежно-расчетные документы | Анализ платежно–расчетных докум. |
6 | Проверка результатов инвентаризации | ИНВ-2, ИНВ-3 | Проверка соответствия отчетов инвентаризации данным бухгалтерского учета |
7 | Проверка наличия и правильность оформления продажи товаров | Журнал кассира- операциониста, кассовая книга, отчет ККМ | Проверка документации |
8 | Проверка законности операций связанных с реализацией товаров | Законы, инструкции, постановления | Подтверждение, проверка документации |
9 | Правильность оформления учетных документов | Регистры учета, Главная книга | Проверка документов |
При проверке документального оформления движения товаров внутри организации (между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами) аудитор проверил правильность оформления накладных на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары.
Аудитор проверяет правильность оформления поставщиком сопроводительных документов (счет-фактуру, товарную или товарно-транспортную накладную и т.п.), обращая внимание на их соответствие осуществляемым операциям.
Особое внимание обращается на правильность оформления первичных документов. К ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, выставленные покупателям и другие документы. В них проверяют: наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов.
Важным при проведении аудита в ООО «Глория» явилась проверка Книги продаж, которая показала, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям, установленным законодательством. Особое внимание было обращено на правильность оценки товаров при их списании с материально-ответственных лиц. Далее проверялась обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, был самостоятельно произведен расчет за аудируемый период и было произведено сравнение расчетных данными с расчетами, представленными бухгалтером ООО «Глория».
При проведении аудита ООО «Глория» обращалось внимание на правильность и своевременность составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема продаж соответствовали установленным срокам (от 1 до 10 дней).
На основании этих отчетов производилось списание ценностей с материально-ответственных лиц. Поэтому была произведена проверка правильности исчисления этой суммы. Суммы оказались верными.
В ходе проверки не обнаружено серьезных нарушений и недостатков. Имеются некоторые замечания к оформлению документов: приходных и расходных накладных. По итогам аудита можно сделать вывод, что система бухгалтерского учета по ведению товарных операций в ООО «Глория» находится в хорошем состоянии, существенных ошибок не обнаружено. Негативными моментами в работе ООО «Глория» стали неправильное оформление первичных документов, несоответствие цен в договоре и документах поставщика.
Таким образом, при выражении мнения о достоверности учета товарных операций особенно тщательно изучаются операции, связанные с продажей товаров и списанием их с материально-ответственных лиц. Проверку целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров, заключенных между поставщиком и покупателями, устанавливается момент перехода права собственности на товар.
2.4 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита товаров
Бухгалтерский учет организован в ООО «Глория» на основе единой методологии. Бухгалтерский учет ведется на основании законодательно установленных норм учета, основан на принципах унификации, достоверности и качественности отражения данных. В организации введены единые принципы учета хозяйственных операций.
В целях дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета необходимо внедрение прогрессивных форм и методов учетных работ, в первую очередь форм учета, основанных на автоматизации обработки учетной информации, в частности на широком внедрении компьютерного учета в бухгалтерии. На ближайшую перспективу это основной путь совершенствования бухгалтерского учета на предприятии. Несмотря на то, что многие учетные процессы в ООО «Глория» автоматизированы, а именно бухгалтерский учет осуществляется с использованием программы 1:С Бухгалтерия, предприятию требуется обратить внимание на совершенствование учетного процесса путем перехода на более усовершенствованную конфигурацию программы 1:С Предприятие 8.0 «Управление торговлей», в которой реализованы в большем объеме основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, что позволит сократить затраты труда и времени учетных работников и повысить достоверность и качество бухгалтерского учета.
Также одним из условий успешной работы бухгалтерского отдела и всего предприятия в целом является наличие четкой и отлаженной системы обмена информации на внутрифирменном уровне, в частности порядок перемещения документации между отделами, своевременность подачи информации в бухгалтерию предприятия для дальнейшей ее обработки.
Также немаловажное значение приобретает степень обеспеченности, своевременность, полнота и качество получаемой информации внутренними и внешними пользователями на заключительном цикле ее обработки бухгалтерской службой.
Иными словами то, насколько быстро и достоверно бухгалтерская служба обеспечит непосредственных пользователей информацией, будет зависеть правильность принятия управленческих решений, а следовательно эффективность и бесперебойность деятельности предприятия в целом.
Ведь принятое вовремя правильное управленческое решение может вовремя предупредить негативные явления и, как результат, предотвратить возможное развитие кризисного процесса на предприятии.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф