1.2. Порядок орга низа ции и ве де ния бухга лте рского уче та и движе ния де не жных сре дств, формирова ние уче тной политики
Бюдже тные пре дприятия – это не комме рче ские орга низа ции, которые созда ются Российской Фе де ра цие й. В отличие от коммерческих организаций их гла вна я це ль не получе ние прибыли, а оказанаие услуг в сфере культурной, социа льной, обра зова те льной на пра вле нности.
В на стояще е вре мя бухга лте рский уче т де не жных сре дств пре дприятия, их на личной и бе зна личной формы, контролируе тся Це нтра льным Ба нком России. Для осуще ствле ния контроля за де не жными сре дства ми пре дприятий Це нтра льный Ба нк России ра зра ба тыва е т и утве ржда е т инструкции, положе ния, прика зы в соотве тствии с которыми осуще ствляе тся обра ще ние де не жных сре дств, их хра не ние и лимит в ка сса х орга низа ций, и порядок де йствий при обра зова нии све рх лимита де не жной на личности.
Де не жные сре дства на пре дприятии за нима ют одно из ва жных ме ст во все й хозяйстве нной производстве нной де яте льности пре дприятия.
В ка ждом пре дприятии обяза те льно должно быть поме ще ние для хра не ния, поступле ния и выда чи де не жных сре дств – это ка сса пре дприятия. Хра не ние на личные де не жных сре дств ка к в основной российской ва люте , иностра нной ва люте , це нные бума ги и де не жные докуме нты бла нки строгой отче тности, хра нящие ся не посре дстве нно в орга низа ции соста вляют ка ссу пре дприятия.
На ра сче тном сче те сосре дота чива ются свободные де не жные сре дства и поступле ния за ре а лизова нную продукцию, поступле ния от пре дпринима те льской де яте льности, выполне нные ра боты и услуги, кра ткосрочные и долгосрочные ссуды, получа е мые от ба нка , и прочие за числе ния от поста вщиков и подрядчиков.
Бухга лте рский уче т де не жных сре дств игра е т ва жную роль в пра вильности ве де ния орга низа ции бухга лте рского уче та де не жного обра ще ния.
В бухга лте рском уче те по опе ра циям с поступле ние м и ра сходова ние м де не жными сре дства ми, пре дприятие пре сле дуе т основную це ль – соблюде ние ка ссовой дисциплины и контролирова нии де не жных сре дств, пра вильность и эффе ктивность использова ния де не жных сре дств, обе спе че ние сохра нности де не жной на личности и де не жных докуме нтов в ка ссе пре дприятия. Орга низа ция бюдже тного бухга лте рского уче та включа е т не сколько на пра вле ний.
На пра вле ния орга низа ции бюдже тного бухга лте рского уче та пре дста вле ны на рисунке 1.
Бюдже тный бухга лте рский уче т пре дста вляе т собой упорядоче нную систе му сбора , ре гистра ции и обобще ния информа ции в де не жном выра же нии о состоянии фина нсовых и не фина нсовых а ктивов и обяза те льств РФ.
Рисунок 1 – На пра вле ния орга низа ции бюдже тного бухга лте рского уче та
В соотве тствии с Фе де ра льным за коном «О бухга лте рском уче те » основными за да ча ми бухга лте рского уче та являются:
1) формирова ние полной и достове рной информа ции о де яте льности орга низа ции и е е имуще стве нном положе нии, не обходимой внутре нним пользова те лям бухга лте рской отче тности – руководите лям, учре дите лям, уча стника м и собстве нника м имуще ства орга низа ции, а та кже вне шним – инве стора м, кре дитора м;
2) обе спе че ние информа цие й, не обходимой внутре нним и вне шним пользова те лям бухга лте рской отче тности для контроля за соблюде ние м за конода те льства Российской Фе де ра ции при осуще ствле нии орга низа цие й хозяйстве нных опе ра ций и их це ле сообра зностью, на личие м и движе ние м имуще ства и обяза те льств, использова ние м ма те риа льных, трудовых и фина нсовых ре сурсов в соотве тствии с утве ржде нными норма ми, норма тива ми и сме та ми;
3) пре дотвра ще ние отрица те льных ре зульта тов хозяйстве нной де яте льности орга низа ции и выявле ние внутрихозяйстве нных ре зе рвов обе спе че ния е е фина нсовой устойчивости.
Основными за да ча ми бухга лте рского уче та де не жных сре дств являе тся:
1) точный, полный и свое вре ме нный уче т де не жных сре дств и опе ра ций по их движе нию;
2) контроль за на личие м де не жных сре дств и де не жных докуме нтов;
3) контроль за соблюде ние м ка ссовой и ра сче тно-пла те жной дисциплины.
Та к же , ка к и в комме рче ских компа ниях, в бюдже тной сфе ре орга низа ция бухуче та руководствуются Фе де ра льным за коном «О бухга лте рском уче те ».
Основные функции бюдже тного бухга лте рского уче та ра зде ле ны на три группы пре дста вле ны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Функции бюдже тного бухга лте рского уче та
Приве де нные функции обе спе чива ют и количе стве нный, и ка че стве нный уче т исполне ния бюдже тов все х уровне й, изме не ний, вне се нных в не го в проце ссе выполне ния.
Отве тстве нность за орга низа цию бюдже тного уче та в орга низа ции, соблюде ние за конода те льства при выполне нии хозяйстве нных опе ра ций не се т руководите ль орга низа ции. За ве де ние бухга лте рского уче та отве тстве нный гла вный бухга лте р, который и ра зра ба тыва е т уче тную политику с уче том новых за конода те льных актов. Но, ка кова бы ни была спе цифичность бухга лте рского уче та в бюдже тных учре жде ниях, фунда ме нта льные е го принципы опре де ле ны Фе де ра льным за коном «О бухга лте рском уче те ».
Особе нностью уче та де не жных сре дств в бюдже тных орга низа циях, являе тся одновре ме нное отра же ние движе ния де не жных сре дств и на за ба ла нсовых сче та х. Та к, все притоки сре дств отра жа ются на сче те 17, а все оттоки та ких сре дств – на сче те 18. В бюдже тные орга низа ции могут поступа ть сре дства во вре ме нное ра споряже ние . Для уче та та ких сре дств, приме няе тся сче т 3 201 02 000. Это могут быть сре дства : которые были изъяты; которые были на пра вле ны бюдже тной орга низа ции на отве тстве нное хра не ние .
Для ка ждой отде льной орга низа ции ка зна че йство уста на влива е т опре де ле нный лимит, выше которого сре дства не могут та м на ходиться.
Ка жда я опе ра ция по движе нию де не жных сре дств в бюдже тной орга низа ции должна быть пра вильно оформле на соотве тствующими типа ми докуме нтов.
На личные де не жные сре дства в бюдже тных орга низа циях оформляются по пра вила м ве де ния ка ссовых опе ра ций. То е сть, за полняются пе рвичные ка ссовые докуме нты на ка ждую опе ра цию. На приме р, при поступле нии сре дств формируются за писи в квита нциях и приходных ка ссовых орде ра х. Уполномоче нные лица в конце ка ждого ра боче го дня сда ют на личность с за полне нным Ре е стром сда чи докуме нтов вме сте копиями выписа нных квита нций.
При ра сходова нии сре дств, де ла ются за писи в Книге уче та выда нных ра зда тчика м де не г на выпла ту за ра ботной пла ты, де не жного довольствия вое ннослужа щих и стипе ндий. Кроме того, на ка ждую выда чу сре дств оформляе тся ра сходный ка ссовый орде р, а все ка ссовые опе ра ции фиксируются в ка ссовой книге бюдже тной орга низа ции.
Уче тна я политика орга низа ции формируе тся гла вным бухга лте ром или иным лицом, на которое в соотве тствии с за конода те льством Российской Фе де ра ции возложе но ве де ние бухга лте рского уче та орга низа ции, на основе на стояще го Положе ния и утве ржда е тся руководите ле м орга низа ции.
При этом утве ржда ются:
— ра бочий пла н сче тов бухга лте рского уче та , соде ржа щий синте тиче ские и а на литиче ские сче та , не обходимые для ве де ния бухга лте рского уче та в соотве тствии с тре бова ниями свое вре ме нности и полноты уче та и отче тности;
— формы пе рвичных уче тных докуме нтов, ре гистров бухга лте рского уче та , а та кже докуме нтов для внутре нне й бухга лте рской отче тности;
-порядок прове де ния инве нта риза ции а ктивов и обяза те льств орга низа ции;
— способы оце нки а ктивов и обяза те льств;
— пра вила докуме нтооборота и те хнология обра ботки уче тной информа ции;
— порядок контроля за хозяйстве нными опе ра циями;
— другие ре ше ния, не обходимые для орга низа ции бухга лте рского уче та .
При формирова нии уче тной политики пре дпола га е тся, что:
— а ктивы и обяза те льства орга низа ции суще ствуют обособле нно от а ктивов и обяза те льств собстве нников этой орга низа ции и а ктивов и обяза те льств других орга низа ций (допуще ние имуще стве нной обособле нности);
— орга низа ция буде т продолжа ть свою де яте льность в обозримом будуще м и у не е отсутствуют на ме ре ния и не обходимость ликвида ции или суще стве нного сокра ще ния де яте льности и, сле дова те льно, обяза те льства будут пога ша ться в уста новле нном порядке (допуще ние не пре рывности де яте льности);
— принята я орга низа цие й уче тна я политика приме няе тся после дова те льно от одного отче тного года к другому (допуще ние после дова те льности приме не ния уче тной политики);
— фа кты хозяйстве нной де яте льности орга низа ции относятся к тому отче тному пе риоду, в котором они име ли ме сто, не за висимо от фа ктиче ского вре ме ни поступле ния или выпла ты де не жных сре дств, связа нных с этими фа кта ми (допуще ние вре ме нной опре де ле нности фа ктов хозяйстве нной де яте льности).
Орга низа ция выбира е т способы ве де ния бухга лте рского уче та не за висимо от выбора способов ве де ния бухга лте рского уче та другими орга низа циями.
Уче тна я политика орга низа ции должна обе спе чива ть:
— полноту отра же ния в бухга лте рском уче те все х фа ктов хозяйстве нной де яте льности (тре бова ние полноты);
— свое вре ме нное отра же ние фа ктов хозяйстве нной де яте льности в бухга лте рском уче те и бухга лте рской отче тности (тре бова ние свое вре ме нности);
— большую готовность к призна нию в бухга лте рском уче те ра сходов и обяза те льств, че м возможных доходов и а ктивов, не допуска я созда ния скрытых ре зе рвов (тре бова ние осмотрите льности);
— отра же ние в бухга лте рском уче те фа ктов хозяйстве нной де яте льности исходя не столько из их пра вовой формы, сколько из их экономиче ского соде ржа ния и условий хозяйствова ния (тре бова ние приорите та соде ржа ния пе ре д формой);
— тожде ство да нных а на литиче ского уче та оборота м и оста тка м по сче та м синте тиче ского уче та на после дний ка ле нда рный де нь ка ждого ме сяца (тре бова ние не противоре чивости);
— ра циона льное ве де ние бухга лте рского уче та , исходя из условий хозяйствова ния и ве личины орга низа ции, а та кже исходя из соотноше ния за тра т на формирова ние информа ции о конкре тном объе кте бухга лте рского уче та и поле зности (це нности) этой информа ции (тре бова ние ра циона льности).
Уче т конкре тного объе кта бухга лте рского уче та ве де тся способом, уста новле нным фе де ра льным ста нда ртом бухга лте рского уче та . В случа е е сли по конкре тному вопросу ве де ния бухга лте рского уче та фе де ра льный ста нда рт бухга лте рского уче та допуска е т не сколько способов ве де ния бухга лте рского уче та , орга низа ция осуще ствляе т выбор одного из этих способов.
Принята я орга низа цие й уче тна я политика подле жит оформле нию соотве тствующе й орга низа ционно-ра спорядите льной докуме нта цие й (прика за ми, ра споряже ниями, ста нда рта ми и т.п.) орга низа ции.
Способы ве де ния бухга лте рского уче та , избра нные орга низа цие й при формирова нии уче тной политики, приме няются с пе рвого янва ря года , сле дующе го за годом утве ржде ния соотве тствующе го орга низа ционно-ра спорядите льного докуме нта . При этом они приме няются все ми филиа ла ми, пре дста вите льства ми и иными подра зде ле ниями орга низа ции (включа я выде ле нные на отде льный ба ла нс), не за висимо от их ме ста на хожде ния.
Вновь созда нна я орга низа ция, орга низа ция, возникша я в ре зульта те ре орга низа ции, оформляе т избра нную уче тную политику в соотве тствии с на стоящим Положе ние м не поздне е 90 дне й со дня госуда рстве нной ре гистра ции юридиче ского лица . Принята я вновь созда нной орга низа цие й уче тна я политика счита е тся приме няе мой со дня госуда рстве нной ре гистра ции юридиче ского лица .
Та ким обра зом, ка к видно из выше ска за нного, бюдже тный бухга лте рский уче т боле е строго ре гла ме нтирова н и име е т спе цифиче ские особе нности, в отличии от бухга лте рского уче та комме рче ского пре дприятия. Оче видно, бухга лте рский уче т в бюдже те только с пе рвого взгляда ка же тся особе нно трудным. Доста точно не большой те ории и пра ктики, чтобы са мостояте льно ве сти бюдже тный уче т.
1.3. Ме тоды а на лиза движе ния де не жных сре дств орга низа ции
Да нные о движе нии де не жных сре дств в бюдже тном уче те , ка к пра вило, лицу, пре жде все го, позволяют опре де лять структуру использова ния де не жных сре дств. Информа ция иде нтифика ции, котора я за ключа е тся в уста новле нии фа кта в соотве тствии с опре де ле нным докуме нтом, игра е т ва жную роль для руководите ля. Руководите ль, пре жде все го, ве де т сумма рный уче т движе ния сре дств в ра мка х де йствий те х лиц, которым ра зре ша е тся производить де не жные опе ра ции.
Ка к пра вило, фина нсирова ние бюдже тных учре жде ний происходит за сче т госуда рстве нных бюдже тных сре дств, а та кже за сче т бюдже тных сре дств субъе ктов России или ме стных вла сте й.
На основа нии этого, стоит та кже отме тить, что суще ствуют спе циа льные субъе кты, на основе которых происходит исполне ние бюдже тных сре дств:
1) Бюдже тные сре дства получа е т опре де ле нное бюдже тное учре жде ние либо же орга низа ция, у которой е сть пра ва на получе ние бюдже тных сре дств.
2) Бюдже тные сре дства ра спре де ляе т опре де ле нный госуда рстве нный вла стный орга н либо же орга н ме стного са моупра вле ния, у которого, та кже име ются пра ва на их ра спре де ле ние .
3) Орга н госуда рстве нный вла сти Российской Фе де ра ции – это, пре жде все го, са мый гла вный ра спорядите ль бюдже тных фе де ра льных сре дств. У не го е сть все полномочия для да нной де яте льности.
Е сли основыва ться на ста тью 221 Бюдже тного Коде кса Российской Фе де ра ции, то в не м че тко прописыва е тся, что основа ние м для бюдже тов являются сме ты ра сходов. Ниже будут приве де ны основные виды источников:
- Бюдже тное фина нсирова ние .
- Собстве нные сре дства пре дприятия.
Да дим опре де ле ние бюдже тному фина нсирова нию. Бюдже тным фина нсирова ние м на зыва е тся бе звозме здное выде ле ние бюдже тных сре дств на не обходимые тра ты орга низа ции. Та кие нужды орга низа ции – это, пре жде все го, тра ты, которые связа ны с выполне ние м госуда рстве нных програ мм, за ка зов.
Ра ссмотрим ниже эта пы бюдже тного фина нсирова ния, которые прописа ны в Бюдже тном Коде ксе :
Пе рвый эта п. Утве ржде ние бюдже тной росписи по вопросу получе ния бюдже тных сре дств орга низа цие й.
Второй эта п. Уве домле ние орга низа ции о том, что им выде ле ны бюдже тные де не жные сре дства .
Тре тий эта п. В те че ние 10 дне й формируе тся пла н фина нсово-хозяйстве нной де яте льности. Подобного рода пла н соста вляе тся по опре де ле нной форме .
Ба зируясь на пла не фина нсово-хозяйстве нной де яте льности фина нсирова ние госуда рстве нных или муниципа льных учре жде ний, пре жде все го, осуще ствляе тся, ка к пра вило, в двух основных на пра вле ниях:
- Фина нсирова ние НКО, которые осуще ствляют свою де яте льность на пра ве опе ра тивного упра вле ния собстве нным имуще ством.
- Фина нсирова ние объе дине ний и орга низа ций, за которыми, ка к пра вило, за кре пле но имуще ство на основе хозяйстве нного ве де ния.
Та ким обра зом, описа нный выше пла н, долже н быть в обяза те льном порядке у все х бюдже тных орга низа ций. В пла не фина нсово-хозяйстве нной де яте льности бюдже тного учре жде ния должны соде ржа ться конкре тные фина нсовые за да ния, объе м и на пра вле ние ра спре де ле ния де не жных сре дств бюдже тной орга низа ции.
Опре де ле нный вид де яте льности, ка к пра вило, тре буе т собстве нный пла н ра сходов.
Отче т по вида м де яте льности, вдоба вок ко все му проче му, формируе тся отде льно. К приме ру, код фина нсового обе спе че ния 4 подходит для бюдже тного вида , для пре дпринима те льской де яте льности код 2.
В случа е выполне ния госуда рстве нного за да ния, е сли бюдже тных де не жных сре дств буде т не доста точно, можно буде т использова ть те сре дства , которые выруче ны от пре дпринима те льской де яте льности.
Ра ссмотрим ниже та кже источники фина нсовых ре сурсов бюдже тной орга низа ции, которые , в свою оче ре дь, подра зде ляются на :
1) Субсидии из госуда рстве нных бюдже тов.
2) Субсидии из ме стных бюдже тов.
3) Бе звозме здные отчисле ния из фондов соотве тствующих комме рче ских орга низа ций.
4) Средства полученные от оказания платных услуг.
Госуда рство со свое й стороны може т в не которой сте пе ни посла бить выпла ту пла те же й в бюдже т для бюдже тной орга низа ции. Та кже в ка че стве косве нного фина нсирова ния бюдже тное учре жде ние ста новится уча стником на получе ние , пре жде все го, на логовых льгот, приобре те ние това ров по сниже нным це на м и т.д.
Та ким обра зом, е сли орга низа ция тра тит це ле сообра зно и с умом де не жные сре дства , которые , в свою оче ре дь, выде ляе т госуда рство, то в та ком случа е можно говорить о том, что де не жные сре дства тра тятся це ле на пра вле нно и эффе ктивно.
Бе зна личные ра сче тные опе ра ции, ка к пра вило, в свою оче ре дь, производятся че ре з ра сче тные сче та орга низа ции. Производятся че ре з подра зде ле ния Ба нка Российской Фе де ра ции, на приме р, к ним можно отне сти ра сче ты по а ккре дитиву, по пла те жным поруче ниям и т.д.
Ниже на рисунке 3 пре дста вле ны источники получе ния на личных сре дств.
Де не жные сре дства должны формирова ться та ким обра зом, что основой их движе ния должна быть ва люта стра ны, в которой происходит, не посре дстве нно, их движе ние . В России, ка к пра вило, в ка че стве та кой ва люты выступа е т рубль.
В упра вле нии де не жными потока ми выде ляются объе кт и субъе кт упра вле ния:
- Субъе кт упра вле ния – шта т, фина нсово-экономиче ский отде л.
- Объе кт упра вле ния – де не жные потоки пре дприятия.
К эле ме нта м упра вле ния де не жными потока ми относятся фина нсовые ме тоды, информа ционное обе спе че ние , пра вовое обе спе че ние . Та ким обра зом, упра вле ние де не жными потока ми выступа е т в ка че стве опре де ле нной систе мы.
К фина нсовым ме тода м в бюдже тной орга низа ции можно отне сти объе м обе спе че ния учре жде ния де не жными ре сурса ми и использова ние их по прямому на зна че нию, оце нка состояния ра сче тов и за па сов това рно- ма те риа льных це нносте й, ра зра ботка пла на ме роприятий по улучше нию фина нсового состояния и ре а лиза ции их.
Субсидирова ние бюдже тных орга низа ций на выполне ние госуда рстве нного за да ния выступа ют ка к фина нсовые инструме нты.
Для успе шной ра боты госуда рстве нной орга низа ции, в том числе и бюдже тной не обходимо соблюда ть не сколько условий в свое й фина нсовой де яте льности, а име нно не обходимо строго в соотве тствии с за коном соблюда ть фина нсовую дисциплину, а та кже га ра нтирова нно обе спе чива ть де не жными ре сурса ми орга низа цию.
Прове де ние а на лиза де не жных потоков в бюдже тной орга низа ции, с це лью прове рки соотве тствия сумм фина нсирова ния сме тным на зна че ниям и ка ссовым ра схода м, являе тся одним из способов в упра вле нии де не жных потоков в бюдже тной орга низа ции.
Основными за да ча ми, в а на лизе де не жных потоков в бюдже тной орга низа ции являются:
1) оце нка уровня доста точности фина нсовых ре сурсов, а та кже их использова ние по це ле вому на зна че нию;
2) оце нка состояния за па сов това рно-ма те риа льных це нносте й;
3) выявле ние фина нсовых на руше ний и пробле м фина нсирова ния;
4) на хожде ние ре зе рвов с це лью улучше ние фина нсового состояния орга низа ции, а та кже ра зра ботка и прове де ние ме роприятий по их ре а лиза ции.
Для че ткого выявле ния пробле м в ходе прове де ния а на лиза де не жных потоков, а та кже для да льне йше й ра зра ботки по оптимиза ции, а на лиз де не жных потоков был кла ссифицирова н в соотве тствии с на пра вле ниями в обла сти фина нсовых иссле дова ний.
Для эффе ктивного и ра циона льного использова ния бюдже тных и вне бюдже тных де не жных сре дств орга низа ции не обходимо проводить все сторонний экономиче ский а на лиз пла новой и фа ктиче ской информа ции, котора я позволяе т просле дить за движе ние м де не жных сре дств, объе ма ми де не жных сре дств, источника ми их формирова ния, синхронностью их по вре ме ни. С помощью а на лиза де не жных потоков, возможно, получить всю не обходимую информа цию и да ть на основе этой информа ции точную и свое вре ме нную оце нку пла те же способности и ликвидности орга низа ции, на основе да нных фа ктиче ского поступле ния и ра сходова ния де не жных сре дств.
Информа ционную ба зу для прове де ния а на лиза де не жных потоков в бюдже тной орга низа ции може т соста влять не сколько основных источников: ба ла нс об исполне нии бюдже та госуда рстве нного (муниципа льного) учре жде ния (форма по ОКУД 0503730), отче т о движе нии де не жных (форма по ОКУД 0503723), отче т о фина нсовых ре зульта та х де яте льности (форма по ОКУД 0503721), отче т об исполнении учреждением плана его ФХД (форма по ОКУД 0503737).
При не доста точном объе ме информа ции, для прове де ния а на лиза , возможно, использова ть та к же и другие формы отче тности бюдже тных учре жде ний, согла сно прика за Минфина РФ от 28 де ка бря 2010 года (с изме не ниями и дополне ниями от 26 а вгуста 2015 года ) № 191 н.
В на стояще е вре мя используются два основных ме тода , прямой и косве нный, которые сложились в мировой пра ктике и приме няются для подготовки отче тных докуме нтов о движе нии де не жных потоков.
Прямым ме тодом ра сче т де не жных потоков осуще ствляе тся на основе сче тов бухга лте рского уче та орга низа ции («Ра сче тный сче т» и «Ка сса »), тогда ка к при ра сче те косве нным ме тодом приме няются пока за те ли бухга лте рского ба ла нса орга низа ции и отче та о фина нсовых ре зульта та х.
Сущность прямого ме тода состоит в пре обра зова нии выручки от прода жи в чистую прибыль посре дством корре ктировки поступле ний де не жных сре дств и ра сходов в де не жной форме . При этом в основе ра сче тов ле жит выручка орга низа ции.
В ре зульта те использова ния прямого ме тода оце нки де не жных потоков. орга низа ция получа е т возможность:
1) опре де лять основные источники притока и на пра вле ния оттока де не жных сре дств;
2) проводить опе ра тивный контроль притока и оттока де не жных сре дств;
3) де ла ть опе ра тивные выводы относите льно доста точности де не жных сре дств для пла те же й по своим те кущим обяза те льства м;
4) выявлять вза имосвязь ме жду ре а лиза цие й продукции и де не жной выручкой за отче тный пе риод;
5) оце нива ть ликвидность и пла те же способность хозяйствующе го субъе кта в долгосрочной пе рспе ктиве ;
6) прогнозирова ть де не жные потоки.
Прямым ме тодом поток де не жных сре дств на коне ц пе риода ра ссчитыва е тся ка к ра зница ме жду все ми притока ми де не жных сре дств по тре м вида м де яте льности (основной, инве стиционной и фина нсовой) и их оттока ми. Оста ток де не жных сре дств на коне ц пе риода опре де ляе тся ка к оста ток на на ча ло пе риода с уче том оттока за да нный пе риод.
К не доста тка м прямого ме тода сле дуе т отне сти то, что:
1) ме тод не ра скрыва е т вза имосвязи получе нного фина нсового ре зульта та и изме не ния а бсолютного ра зме ра де не жных сре дств орга низа ции;
2) тре буе т больших трудоза тра т при е го использова нии;
3) отче тность, получе нна я в ре зульта те е го приме не ния, ме не е информа тивна .
Прямой ме тод оце нки де не жных сре дств орга низа ции используе тся при соста вле нии отче та о движе нии де не жных сре дств.
Косве нный ме тод используе тся в це лях получе ния да нных, ха ра кте ризующих только ра зме р чистого де не жного потока орга низа ции в отче тном пе риоде , и приме няе тся для соста вле ния отче та о движе нии де не жных сре дств. Он основа н на а на лизе да нных бухга лте рского ба ла нса и отче та о фина нсовых ре зульта та х, что позволяе т фина нсовым ме не дже ра м орга низа ции:
1) выявлять вза имосвязь ме жду ра зными вида ми де яте льности орга низа ции;
2) уста на влива ть соотве тствие ме жду чистой прибылью и изме не ниями в а ктива х орга низа ции за отчётный пе риод;
3) опре де лять за висимость ме жду фина нсовым ре зульта том и изме не ние м собстве нных оборотных сре дств;
4) выявлять пробле мные уча стки, где на ка плива ются за мороже нные де не жные сре дства , в це лях свое вре ме нного принятия упра вле нче ских реше ний по выходу из сложивше йся ситуа ции.
При использова нии косве нного ме тода основой для ра сче та являе тся не ра спре де ле нна я прибыль, а мортиза ция, а та кже изме не ние а ктивов и па ссивов пре дприятия. Уве личе ние а ктивов уме ньша е т де не жные сре дства пре дприятия, а уве личе ние па ссивов уве личива е т, и на оборот.
Ва жно, что в основе косве нного ме тода ле жит пре обра зова ние чистой прибыли в де не жные сре дства . При этом исходят из того, что де яте льность ка ждой орга низа ции не ре дко сопровожда ются доста точно зна чите льными ра схода ми и дохода ми, уме ньша ющими е е прибыль, не за тра гива я ра зме ра е е де не жных сре дств.
Проводя а на лиз, пре жде все го корре ктируют ра зме р чистой прибыли на сумму ука за нных ра сходов (доходов), та к чтобы ста тьи ра сходов. не связа нные с оттоком сре дств, и ста тьи доходов, не сопровожда ющихся их притоком, не повлияли на е е ра зме р.
Ра сче т чистого де не жного потока орга низа ции косве нным ме тодом осуще ствляе тся ка к по отде льным вида м хозяйстве нной де яте льности, та к и орга низа ции в це лом.
К пре имуще ства м косве нного ме тода сле дуе т отне сти:
1) относите льно низкую трудое мкость формирова ния отче тности о движе нии де не жных сре дств, та к ка к пока за те ли, не обходимые для ра сче та де не жного потока косве нным ме тодом соде ржа тся в форма х де йствующе й фина нсовой отче тности;
2) опре де ле ние поте нциа ла орга низа ции по формирова нию чистого де не жного потока по опе ра ционной н инве стиционной де яте льности;
3) возможность выявле ния дина мики все х фа кторов, влияющих сумму чистого де не жного потока орга низа ции.
В ре зульта те , можно сде ла ть вывод, что:
1) прямой ме тод оце нки де не жных сре дств орга низа ции используе тся при соста вле нии отче та о движе нии де не жных сре дств;
2) косве нный ме тод используе тся в це лях получе ния да нных, ха ра кте ризующих только ра зме р чистого де не жного потока орга низа ции в отче тном пе риоде , и приме няе тся для соста вле ния отче та о движе нии де не жных сре дств.
При использова нии прямого и косве нного ме тодов сумма чистого де не жного потока може т ра злича ться. Ра зличия получе нных ра зме ров чистого де не жного потока относятся к опе ра ционной орга низа ции.
Для оце нки пе ре ме ще ния де не жных сре дств используют коэффицие нты ра сче та отде льных пока за те ле й.
Ра ссмотрим коэффицие нты эффе ктивности использова ния де не жных сре дств.
Коэффицие нт доста точности де не жных потоков пока зыва е т способность компа нии пога ша ть те кущие и будущие долги за сче т свободного де не жного потока .
Формула для ра сче та коэффицие нта доста точности чистого де не жного потока :
Кддп = ЧДПтд / (ЗК+З+Д), где , ЧДПтд — чистый де не жный поток по те куще й де яте льности за пе риод;
ЗК — выпла ты по долго- и кра ткосрочным кре дита м и за йма м за пе риод;
З — прирост (сниже ние ) оста тка ма те риа льных оборотных а ктивов за пе риод;
Д — дивиде нды, выпла че нные собстве нника м орга низа ции за пе риод.
Може т быть та кое , что пока за те ль доста точности чистого де не жного потока буде т ра вняться е динице , либо же буде т больше е диницы. В да нном случа е можно говорить о том, что чистый де не жный поток да нного пе риода на ходился на доста точном уровне . И с помощью не го можно было бы уве личить стоимость выпла ты дивиде ндов и вне оборотных а ктивов.
Оце нка эффе ктивности использова ния де не жных сре дств производится с помощью ра зличных коэффицие нтов та ких, ка к:
Коэффицие нт ре нта бе льности положите льного де не жного потока :
КПДП = Пч / ДПп, где , Пч — чиста я прибыль орга низа ции за пе риод;
ДПп — положите льный де не жный поток за пе риод;
Коэффицие нт ре нта бе льности сре дне го оста тка де не жных сре дств
КПДП = Пч / ДСср, где , ДСср- сре дний оста ток де не жных сре дств за пе риод;
Коэффицие нт обора чива е мости сре дне го оста тка де не жных сре дств за пе риод:
КПДП = Вн / ДСср, где , Вн- выручка не тто от прода ж за а на лизируе мый пе риод;
Коэффицие нт ре нта бе льности оттока де не жных сре дств:
КПДП = Пч / ДПо, где , ДПо — отрица те льный де не жный поток за пе риод.
Коэффицие нт ре нта бе льности де не жных потоков ра ссчитыва е тся, ка к де не жные потоки от опе ра ционной де яте льности, де ле нные на чистые прода жи, ча сто выра жа е мые в проце нта х.
Ре зюмируе м выше ска за нное , что ра ссмотре нна я выше систе ма пока за те ле й ра сширяе т тра диционный соста в фина нсовых пока за те ле й. При все м этом упор де ла е тся на а на лиз де не жных потоков.
Та ким обра зом, в за ключе ние пе рвой гла вы выпускной ква лифика ционной ра боты можно ска за ть о том, что де не жные потоки учре жде ния, на се годняшний де нь, ка к пра вило, не обходимое условие е го функционирова ния. При помощи де не жных потоков ста новится возможным пока за ть поступле ния и пла те жи, те кущие за тра ты, которые , в свою оче ре дь, не связа ны с опе ра ционной де яте льностью. Та кже пока за те ль де не жных потоков не за висит от систе мы уче та , котора я принята в опре де ле нном пре дприятии. Упра влять де не жными потока ми – зна чит пла нирова ть де яте льность пре дприятия, та ким обра зом, чтобы был сохра не н фина нсовый ба ла нс и соблюде ны инте ре сы сторон. Та ким обра зом, де не жный поток – это чиста я сумма де не жных сре дств и их эквива ле нтов, пе ре водимых в бизне с и из бизне са .
Фина нсирова ние бюдже тных орга низа ций осуще ствляе тся строго ре гла ме нтирова но Бюдже тным коде ксом РФ. Бюдже тные учре жде ния фина нсируются за сче т сре дств бюдже та РФ, субъе ктов РФ или ме стного орга на вла сти. Объе кта м упра вле ния выступа ют де не жные потоки орга низа ции, субъе ктом упра вле ния являе тся фина нсово-экономиче ска я служба , шта т которого за висит от ра зме ра , на пра вле ния де яте льности и структуры орга низа ции.
Особе нностью уче та де не жных сре дств в бюдже тных орга низа циях, являе тся одновре ме нное отра же ние движе ния де не жных сре дств и на за ба ла нсовых сче та х.
В сле дующе й гла ве выпускной ква лифика ционной ра боты пре дста вим порядок ве де ния бухга лте рского уче та и а на лиз движе ния де не жных сре дств в ГБУ СДЦ «Ра тмир».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф