Скоро защита?
Меню Услуги

Бюджет муниципального образования: источники формирования и эффективное исполнение

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
  3. 1.1 Социально-экономическая сущность местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ
  4. 1.2 Доходы и расходы местного бюджета
  5. 1.3 Межбюджетные отношения и финансовая поддержка местного самоуправления
  6. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА БАЗЕ ДАННЫХ 2016-2018 Г.Г.
  7. 2.1 Анализ доходов бюджета
  8. 2.1.1 Структура доходов бюджета
  9. 2.1.2 Динамический анализ доходов бюджета
  10. 2.1.3 Исполнение доходной части бюджета
  11. 2.1.4 Анализ межбюджетных трансфертов
  12. 2.2 Анализ расходов
  13. 2.2.1 Основные направления расходования бюджетных средств
  14. 2.2.2 Динамический анализ расходов бюджета
  15. 2.2.3 Исполнение расходной части бюджета
  16. ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ
  17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  18. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Основным элементом финансовой системы Российской Федерации является ее бюджетная система, важнейшим принципом функционирования и формирования которой является самостоятельность бюджетов. Одним из уровней бюджетной системы являются муниципальные (местные) бюджеты.

Местное самоуправление в России отражает основное конституционное правило страны — это создание благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан страны. При эффективной организации местного самоуправления указанная цель решается довольно эффективно, поскольку обеспечение необходимого уровня жизни населения осуществляется не на государственном уровне, а на уровне отдельного муниципального образования. Бюджетный кодекс закрепил право за каждым местным самоуправлением иметь свой бюджет, самостоятельно формировать его доходы, возможность самостоятельного управления муниципальной собственностью.

Местное самоуправление, опираясь на Конституцию РФ, обеспечивает выполнение государственных интересов и интересов муниципального образования, будь то поселение, городской округ или муниципальный район.

Местное самоуправление решает вопросы местного значения, которые должны создавать благоприятные условия для обеспечения повседневных потребностей населения. Решение этих вопросов зависит от финансового обеспечения местности, а значит — формирования и исполнения местного бюджета.

Благоприятность решений местного значения зависит от состояния местного бюджета, а именно его доходной части. Таким образом, доходы местного бюджета реализуют жизнеспособность конкретных муниципальных образования, оказывая влияние на их самостоятельность, развитость и социальную стабильность населения. Следовательно, вопросы формирования и исполнения местных бюджетов, их правовое регулирование играют важную роль на современном этапе развития Российской Федерации как демократического развитого государства. Данный факт и предопределяет актуальность темы данной работы.

Целью данной работы является исследование бюджета муниципального образования, источников его формирования и путей его эффективного исполнения.

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:

– изучить социально-экономическую сущность местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ;

– рассмотреть теоретические основы доходов и расходов местного бюджета;

– исследовать межбюджетные отношения и финансовую поддержку местного самоуправления;

– провести анализ доходов бюджета г. Екатеринбург;

– проанализировать расходы г. Екатеринбург;

– предложить направления совершенствования формирования и использования  бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов.

Объектом данного исследования является бюджет муниципального образования. Предмет изучения — источники формирования и эффективное исполнение бюджета муниципального образования на примере г. Екатеринбург.

Нормативно-правовой основой работы послужили:  Конституция РФ, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные нормативные акты, касающиеся темы исследования.

Эмпирическую базу составили опубликованные материалы Федеральной службы государственной статистики, отчеты Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджетов, а так же официальная финансовая отчетность бюджета города Екатеринбург за 2016 — 2018 г.г.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как: Поляк Г.Б., М.Л. Белоножко, А. Л. Скифская,  Н. Н. Быкова, Н.В. Васильева и др.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в систематизации имеющего теоретического материала относительно деятельности органов местного самоуправления в области формирования местного бюджета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен анализ формирования и исполнения бюджета конкретного муниципального образования, а также разработаны направления совершенствования формирования и использования  бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов, что может быть использовано в практике работы органов местного самоуправления.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Первая глава носит теоретический характер. В ней описана социально-экономическая сущность местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ; также изучены доходы и расходы местного бюджета; рассмотрены межбюджетные отношения и финансовая поддержка местного самоуправления.

Вторая глава представляет собой структурно-динамичный анализ показателей, которые характеризуются доходами и расходами муниципального бюджета г. Екатеринбург за период с 2016 по 2018 г.г. В этой главе детально представлены все виды бюджетных доходов и расходов данного муниципального образования, проведен их анализ.

Третья глава посвящена направлениям совершенствования формирования и использования  бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Социально-экономическая сущность местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ

 

При рассмотрении роли и функций местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации необходимо сначала рассмотреть саму бюджетную систему нашей страны. Бюджетная система Российской Федерации приведена на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Бюджетная система РФ

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

– федеральный бюджет — это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов;

– бюджеты субъектов РФ (региональные) — бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований;

– местные бюджеты (муниципальные) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Местное самоуправление является основой демократического государства, поскольку через свободно избранные органы местного самоуправления реализуется воля народа. Для выполнения функций, возложенных на местное самоуправление, муниципальные образования наделяются имущественными и финансово-бюджетными правами. Местный бюджет, основываясь на принципах бюджетной системы РФ, является самостоятельным. Иными словами, у органов местного самоуправления имеется собственный бюджет, формируемый, утверждаемый и реализуемый ими же.

Проблема местных финансов является наиболее сложной в развитии местного самоуправления. Наличие в территориальной общины финансовых ресурсов, достаточных для решения вопросов местного значения, определяет реальность местного самоуправления в любой стране. Определяющую роль в этом в развитых демократических странах играет общегосударственная бюджетная система и собственный бюджет.

На передний план политических и экономических дискуссий в настоящее время выходит проблематика финансового обеспечения местных органов власти, что определяет необходимость уточнения содержания категорий «местный бюджет» и «местное самоуправление», а также «региональная политика». Они являются объектом как научного исследования так и оживленного обсуждения в обществе.

Стоит отметить, что бюджет является, прежде всего, необходимым инструментом любой власти, обеспечивая ее финансовую основу. Поэтому невозможно рассматривать сущность и понятие бюджета в целом и местного бюджета только с финансовой точки зрения, в отрыве от политико-правового и общественного его значения.

Говоря о самостоятельности бюджета, следует понимать, что речь идет не о полной независимости и сепарации местного бюджета от государства. Государство осуществляет правовое регулирование и поддержку, передает отдельные государственные полномочия и контролирует их исполнение. Когда речь идет о самостоятельности местного бюджета, имеется ввиду, что самостоятельность местного бюджета заключается в самостоятельном решении вопросов местного значения, а также в формировании доходной части местного бюджета, основываясь на требованиях Конституции РФ, Бюджетного кодекса и других нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетный процесс.

Предназначение местного бюджета заключается в эффективном управлении финансовыми ресурсами муниципального образования, благодаря чему должны эффективно решаться вопросы местного значения. Функции бюджета представлены на рис. 1.2.

Рисунок 1.2 – Функции бюджета

Местный бюджет должен быть сбалансирован, прозрачен, доступен для его ознакомления, достоверен. От финансового состояния местного бюджета и грамотного управления им зависит жизнеспособность муниципального образования, его экономическое и социальное развитие.

Местный бюджет — это своеобразный план по созданию и расходованию бюджетных средств в определенный финансовый год. Местный бюджет разрабатывается местными органами самоуправления (местной администрацией). Отчет создается за каждый финансовый год, по результатам работы муниципального образования, так же составляется проект бюджета на следующий год, в котором указываются планируемый бюджет, его ожидаемое исполнение и источники дохода. Местный бюджет опирается на принципы работы и формирования, приведённые на рисунке.

Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Местные бюджеты в РФ действуют на основании целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на разных уровнях. К нормативно-правовым актам федерального значения относятся: Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон No131-Ф3 «Об общих принципах организации районного самоуправления в Российской Федерации».

В настоящее время ученые не пришли к единому мнению относительно сущности понятия «местный бюджет». Приведем взгляды различных ученых на трактовку понятия «местный бюджет» в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 – Взгляды различных ученых на понятие «местный бюджет»

Автор Определение понятия
Бюджетный кодекс РФ Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
М.Л. Белоножко

 

Это часть основного годового финансового плана страны — государственного бюджета. Кроме того, местные бюджеты образуют централизованный фонд денежных средств местных советов, которым они распоряжаются с целью осуществления мероприятий, которые ежегодно предусматриваются планом экономического и социального развития
М.А. Печенская

 

Это бюджет различных местных единиц: областных, губернских, уездных, волостных, городских, окружных и районных
Г.Б. Поляк

 

Обусловленная административно-территориальным делением и бюджетным устройством часть экономических отношений в обществе, связанная с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественных потребностей
В.А. Харченко

 

Местные бюджеты необходимо рассматривать в двух аспектах.

1) как организационную форму мобилизации части финансовых ресурсов в распоряжение местных органов самоуправления;

2) как систему финансовых отношений, складывающихся между местными и государственным бюджетами, а также внутри совокупности местных бюджетов

И.В. Подпорина

 

Местные бюджеты формируются в целях финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления для решения задач функционирования и развития муниципальных образований
О.Н. Пинчукова

 

Совокупность экономических отношений, обеспечивающих финансовую базу органов местного самоуправления по развитию и содержанию главным образом отраслей хозяйства, непосредственно специализирующихся на повышении благосостояния населения
Н.Н. Быкова

 

Как экономическая категория отражают денежные отношения, возникающие между местными органами самоуправления и объектами распределения созданной стоимости в процессе формирования фондов денежных средств, используемых на социально-экономическое развитие регионов и улучшения благосостояния населения. Как финансовый план, местный бюджет представляет собой систему организованных органами местного самоуправления мероприятий по социальному и экономического развития региона и состоит из двух частей — доходов и расходов.
С.В. Казанцев

 

Их назначение заключается в реализации общегосударственных, экономических и социальных задач, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества, поэтому местные бюджеты рассматриваются как одно из средств доведения до конечных результатов производства как инструмент распределения общественных фондов потребления между отдельными группами населения
А.Е. Суглобов

 

Местный бюджет является основным инструментом, с помощью которого местные власти могут влиять на локальную активность, создавать условия для экономического и социального подъема территории своей юрисдикции
И.Д. Мацкуляк Самый действенный инструмент управления экономикой
Л.В. Давыдова Ресурсы местного бюджета имеют своим назначением удовлетворение местных общественных потребностей, создание базы для организации обслуживания населения области, района, города и т.п.

 

Таким образом, ввиду различий в трактовке понятия «местный бюджет», предлагаем собственное толкование данного понятия: совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны и обеспечивающих создание базы соответствующих территориальных общин.

Для раскрытия сущности местного бюджета существенным является освещение его социально-экономического значения.

Экономическая сущность местных бюджетов приведена на рис. 1.3.

Рисунок 1.3 – Экономическая сущность местных бюджетов

Местные бюджеты выступают главным инструментом реализации государственной региональной политики и решения таких важных задач, как структурная перестройка экономики, выравнивание социально-экономического развития регионов и эффективности территориального разделения труда, развития местного хозяйства, осуществления жилищного строительства, благоустройства территорий, проведения природоохранных мероприятий и т.п.

С помощью местных бюджетов реализуются общегосударственные программы, связанные с развитием отраслей экономики, прежде всего, сельского хозяйства; осуществляется поддержка отечественных производителей, финансируются программы по повышению жизненного уровня населения. Наряду с этим, местные бюджеты играют важную роль в финансировании общественных услуг, прежде всего, социальной направленности. Прежде всего, это касается выплат по социальной защите и социальному обеспечению населения, содержанию учреждений социально-культурной сферы, расходов на развитие местного хозяйства. Из местных бюджетов проводят дополнительные выплаты населению на покрытие расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, пособий и льгот ветеранам войны и труда, семьям с детьми, малообеспеченным слоям населения, одиноким престарелым гражданам, нуждающихся в уходе и т.п.

За счет средств местных бюджетов содержатся учреждения культуры, физической культуры и спорта, финансируются молодежные программы. Более того, основная доля некоторых видов услуг предоставляется преимущественно органами местного самоуправления.

Таким образом, рассмотрев роль местных бюджетов в общественной жизни страны, можно сделать вывод, что они являются важным инструментом макроэкономического регулирования, реализации государственной региональной политики, финансирования важнейших расходов, направленных, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения.

Если обратиться к определению понятия термина «самоуправления», то, как утверждает М.Л. Белоножко, его основой является община. «Вся наука о самоуправлении ведет свое начало от попытки решить проблему, имеет ли община отдельную, отличную от государства власть, или она является независимой от государства публичной корпорацией, крепко включенной в государственный организм и выполняющей государственные функции».

Местное самоуправление сейчас — это необходимый и важный атрибут демократии, инструмент привлечения граждан к решению важных вопросов местного значения.

Итак, наличие самостоятельных местных бюджетов как звена местных финансов является признаком именно демократического государства, так как в авторитарном обществе учитывая узурпацию власти государством отсутствует, как правило, институт местного самоуправления.

Местные бюджеты являются финансовой основой органов местного самоуправления, играют важную социально-экономическую роль в обществе и выполняют инвестиционную функцию. В целом, местные бюджеты отражают систему экономических отношений, которые складываются в обществе по поводу образования децентрализованных фондов денежных средств, их распределения и использования для предоставления общественных благ на местном (локальном) уровне.

1.2 Доходы и расходы местного бюджета

 

В подавляющем большинстве стран мира формирования доходной части местных бюджетов играет чрезвычайно важную роль для социально-экономического развития государства в целом. Система формирования доходов местных бюджетов существует во всех странах мира с развитой экономикой.

Однако в разных странах этот процесс происходит неодинаково. В частности, это зависит от ряда национальных, экономических, политических и многих других факторов. Ученые высказывают утверждение, что наибольшее влияние на формирования доходов местных бюджетов имеют политические и экономические факторы. Одним из важнейших элементов бюджетного механизма в условиях демократизации общества является качественное формирование доходной части местных бюджетов. Социально-экономическое развитие общества и финансовые возможности отдельных административно-территориальных единиц и государства в целом зависит от качественной организации формирования доходов местных бюджетов. Поэтому исследования концептуальных основ формирования местных бюджетов по доходам имеет важное значение как для развития теоретических аспектов, так и для решения практических задач.

Доходами местного бюджета признаются финансовые средства, перечисляемые в управление органов местного уровня исходя из действующего законодательства страны.

Процедура формирования местных бюджетов закреплена в Бюджетном кодексе РФ. Налоговые доходы являются фундаментом бюджетов субъектов страны.

Составление и фактическое исполнение местных бюджетов базируются на следующих принципах:

– обособленности;

– финансовой поддержки со стороны государства;

– открытости составления и расходования финансовых ресурсов.

Структура доходов местного бюджета представлена на рис. 1.4.

Рисунок 1.4 – Доходы местного бюджета

Доходная часть состоит из налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.

Налоговые доходы местного бюджета включают в себя:

– местные фискальные сборы;

– отчисления от налогов и сборов регионального и федерального уровня;

– государственную пошлину.

Составление налоговых доходов местного бюджета формируется за счет отчислений по нормативам в местные бюджеты. Они закреплены в статьях 61, 611, 612 Бюджетного кодекса России.

Существуют, кроме налоговых, и неналоговые доходы местных бюджетов:

– перемещения средств, предоставляемые из местных бюджетов субъектов, иные безвозмездные поступления из бюджетов других субъектов;

– доходы от активов муниципальной собственности, сдающихся в аренду;

– составная часть финансового результата унитарных предприятий муниципального значения;

– добровольные денежные перечисления;

– займы между структурами разных уровней.

Местные сборы, доходы от налогов регионального и федерального уровня, от фискальных сборов, предусмотренных определенными фискальными режимами, а также неналоговые платежи в сумме составляют доходы субъектов страны. Иными словами говоря, их собственные доходы — это налоговые и неналоговые платежи, перечисляемые в бюджеты субъектов нашей страны.

Налоги и сборы местного уровня регламентируются исполнительными органами управления местного значения в соответствии с законодательством РФ. Доля налоговых доходов в местных бюджетах является основной. В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ при введении местного фискального сбора законодательными органами самоуправления на местном уровне прописываются ключевые моменты налогообложения:

– ставки;

–  порядок и периоды внесения платежей;

– отчетные формы;

– фискальные льготы.

Иные важные элементы фискального обложения устанавливаются налоговым законодательством.

Список местных фискальных платежей в настоящее время следующий:

– фискальный сбор на доходы граждан;

– земельный налог;

– сбор за регистрацию с предпринимателей, занимающихся коммерческой деятельностью;

– фискальный сбор на рекламу;

– фискальный сбор на недвижимость физических лиц;

– налог на имущество.

Все, что не является налоговыми доходами местных бюджетов, считается неналоговыми поступлениями. К ним, согласно ст. 41 БК РФ, относятся:

– денежные поступления за пользование имуществом, находящимся в собственности муниципалитетов, после уплаты налогов и сборов согласно действующему фискальному законодательству;

– денежные поступления от коммерческих услуг, оказываемых учреждениями бюджетной сферы, находящимися в управлении местных органов управления, после уплаты налогов и сборов, утвержденных действующим фискальным законодательством;

– средства, полученные вследствие причинения имущественного вреда муниципальным образованиям, и иные финансовые средства вынужденного изъятия;

– поступления в виде денежной помощи, перечисленной от бюджетов других уровней бюджетной системы государства, за исключением ссуд и займов;

– другие неналоговые доходы.

Подобные финансовые поступления бюджетов местного уровня перечисляются за счет части результата финансовой работы муниципальных унитарных предприятий, остающегося после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Размеры той части прибыли, поступающей в доходы местного бюджета, регламентируются законодательными актами местного самоуправления. Неналоговые доходы местных бюджетов составляются за счет части финансового результата муниципальных унитарных предприятий, остающегося после уплаты налогов. Их размер регламентируется законодательными документами органов местного самоуправления.

К собственным доходам местных бюджетов причисляют:

– финансовые поступления от приватизации и реализации любого имущества территорий с местным управлением;

– не менее десяти процентов доходов от приватизации имущества государства, находящегося на территории муниципалитетов, проводимой в соответствии с программой приватизации государственного уровня;

– финансовые поступления от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду объектов нежилой недвижимости, земельных участков. В бюджеты муниципальных районов поступают денежные средства от находящихся в собственности государства земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для любых строительных целей;

– финансовые поступления от проведения денежных лотерей на местном уровне;

– денежные компенсации, подлежащие перечислению в бюджеты местного уровня. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению взнос за негативное воздействие на среду, окружающую нас, по нормативу сорок процентов.

Отметим, что местные бюджеты также имеют и расходную часть. Расходы местного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Классификация бюджетных расходов предложена на рис. 1.5.

Рисунок 1.5 – Классификация бюджетных расходов

Согласно БК РФ, существуют четыре вида бюджетных расходов:

– расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

– расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

– расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации;

–  расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Принципиально расходные полномочия субъектов и муниципальных образований Российской Федерации делятся на 3 основные группы:

  1. Расходные полномочия по предметам ведения (собственные полномочия);
  2. Расходные полномочия по предметам совместного ведения;
  3. Расходные полномочия, подлежащие финансовому обеспечению за счёт субвенций из федерального бюджета, т.е. делегированные полномочия.

В группу расходов, которые совместно финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов муниципальных образований, относятся следующие функциональные виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности и др.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации указанных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В нормативных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации особо оговаривает, что запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет (п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

1.3 Межбюджетные отношения и финансовая поддержка местного самоуправления

 

В связи с ощутимыми корректировками структуры и статуса налогов, уменьшением их количества, большое значение приобретает в формировании доходов бюджетов всех уровней перераспределение денежных потоков с помощью межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения складываются между федеральным уровнем власти, региональным уровнем власти и муниципальными образованиями по поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Межбюджетное регулирование представляет собой один из основных инструментов преодоления последствий социально-экономического неравенства, возникающего в регионе. Эффективное управление региональными финансами способствует высокому уровню развития территории региона.

Отношения между бюджетами оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в регионах, на темпы роста социально-экономических, демографических и прочих показателей.

Ключевые вопросы социально-экономического развития региона невозможно решить без обеспечения развития приоритетных направлений экономики самого региона и муниципальных образований. Особенно остро проблемы его обеспечения стоят на муниципальном уровне, где при использовании действующей системы распределения финансовых поступлений между уровнями бюджетной системы наблюдается явный недостаток налоговых и неналоговых доходов бюджетов для финансирования соответствующих расходов.

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, их нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы – условия развития межбюджетных отношений в государстве. Законодательная трактовка, согласно ст.6 БК РФ, определяет межбюджетные отношения как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Иерархическая структура межбюджетных отношений представлена на рис. 1.6.

Рисунок 1.6 – Иерархическая структура межбюджетных отношений

Настоящее состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами регионов. Задачи межбюджетных отношений между федеральным уровнем и региональным:

1) ликвидации несогласованности между объемом расходных обязательств региональных органов власти и величиной зафиксированных за бюджетами долей и видов доходной части поступлений;

2) сдерживание и сокращение уровня дифференциации регионов с целью сбалансированного экономического развития, где будет отсутствовать сильная межрегиональная социальная напряженность;

3) формировать стремление региональных органов власти к «налоговым усилиям» (стимулирование к мобилизации дополнительных доходов в бюджеты региона на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала, формирования высокой базы собственных доходов);

4) региональные органы власти должны иметь в приоритете вопросы государственного значения в области бюджета и государственных финансов;

5) совершенствование налоговой системы на региональном уровне, создание должного контроля за налоговой сферой.

Основные задачи бюджетных взаимоотношений между регионами и муниципальными образованиями аналогичны межбюджетным отношениям между федеральным центром и регионами.

Основными целями межбюджетного регулирования на региональном и межмуниципальном уровне является формирование высокой самостоятельности муниципальных бюджетов.

Инструментами горизонтального выравнивания являются межбюджетные трансферты в форме дотаций и субсидий. В БК РФ межбюджетные трансферты определяются как средства, предоставляемые28 одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы.

Согласно ст. 129 БК РФ выделяются следующие формы межбюджетных трансфертов:

1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации;

3) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации;

4) иные межбюджетные трансферты.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использований средств. Дотация считается нецелевой формой трансфертов.

Дотация на повышение бюджетной обеспеченности предоставляется тем субъектам РФ (муниципальным образованиям), уровень расчета бюджетной обеспеченности которых, не превышает уровня установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ (муниципального образования).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусмотрены в федеральном бюджете и образуют федерльный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований предусмотрены в бюджете субъекта РФ и образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселению предусмотрены в бюджете района и образуют региональный фонд финансовой поддержки поселению.

Субсидии представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые субъектам РФ, муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ (муниципальных образований). Цели, условия предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета, критерии отбора для предоставления указанных субсидий, устанавливаются федеральным законодательством. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местными бюджетами из бюджета субъекта, критерии отбора муниципального образования, устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Законом региона может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов региональным бюджетам из бюджетов поселений и муниципальных районов (городских округов). Такой вид межбюджетных трансфертов называется «отрицательным». Соответственно, такие муниципальные образования должны иметь высокие или средние налоговые доходы в расчете на одного жителя. Объем указанной «отрицательной» субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 5% разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.

Субвенция представляет собой денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Другими словами, это передача полномочий из вышестоящего уровня власти на нижестоящий уровень власти. Неиспользованные субвенции имеют возврат в бюджет, из которого были выделены. Субвенции распределяются между всеми субъектами Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике. Распределение осуществляется пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных или муниципальных услуг в субъектах Федерации.

Субвенции муниципальным бюджетам из бюджета субъекта РФ формируются в бюджете субъекта РФ за счет:

1) субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета;

2) собственных средств субъекта РФ для финансирования полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Межбюджетные перечисления из бюджетов субъектов страны перечисляются местным бюджетам в такой форме:

– финансовая помощь на выравнивание материальных возможностей органов муниципалитетов поселений в решении проблем локального значения территорий;

– финансовая помощь на материальную поддержку муниципальных районов для выравнивания денежной обеспеченности городских округов;

– дотации для долевого денежного стимулирования развивающих программ инвестирования развития инфраструктуры муниципального значения для гражданского общества;

– дотации в целях материального обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных полномочий государственного уровня;

Местным органам власти из бюджета субъекта страны могут предоставляться займы до года в порядке и на специальных условиях, устанавливаемых законами субъектов нашей страны.

Предоставляются также переводы и из местных бюджетов в виде:

– материальной помощи с уровней муниципальных районов уровням поселений в целях особого по отношению к дотациям из фонда регионального уровня денежной поддержки поселений выравнивания материальных уровней, органов местного самоуправления поселений по исполнению своих функций по вопросам управления местного уровня;

– финансовых перечислений в бюджет субъекта страны субвенций из бюджетов муниципальных поселений или районов, в66 которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов в виде отчислений по нормативам) превышали порог, узаконенный для субъекта страны;

– денежных перечислений в бюджет района муниципального уровня субвенций на решение проблем местного значения межсубъектного характера.

Механизм распределения средств между бюджетами разного уровня в России с помощью бюджетного регионального выравнивания должен иметь ориентир на решение двуединой задачи: вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф