Меню Услуги

Бюджетирование на предприятии с разработкой мероприятий по увеличению доходов


Страницы:   1   2   3   4   5


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава  1. Характеристика отделения дороги – филиала ОАО «РЖД».

1.1. Общая характеристика отделения дороги – филиала ОАО «РЖД».

1.2. Структура и эксплуатационная характеристика отделения дороги.

1.3. Новая система корпоративного управления. Задачи и функции железной дороги в новой системе корпоративного управления

Глава  2. Система бюджетного управления на отделении дороги и анализ выполнения бюджетов

2.1 Сущность, задачи и содержание бюджетного управления на отделении дороги.

2.2. Регламент бюджетного управления.

2.3. Роль и задачи экономического анализа

2.4. Анализ сводного бюджета железной дороги

Глава 3. Планирование работы отделения дороги в условиях системы бюджетного управления

3.1. Методика формирования бюджетов железной дороги в современных условиях

3.2. Планирование сводного бюджета продаж

3.3. Планирование сводного бюджета продаж  производства

3.4. Планирование сводного бюджета затрат

3.5. Планирование сводного бюджета доходов и расходов

3.6 Планирование сводного бюджета капитальных вложений

3.7 Планирование сводного бюджета запасов и закупок

Глава 4. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы отделения дороги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ВВЕДЕНИЕ

В сфере транспортных услуг России, железнодорожный транспорт является одним из наиболее значимо важных составляющих. Железнодорожный транспорт отличается своей универсальностью, возможностью обслуживать все отрасли экономики и отвечать современным потребностям населения страны. С 2013 года в Компании открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») введены новые условия организации системы корпоративного управления для достижения финансово-экономической стабильности и повышения эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта. В будущем планируется, что железнодорожный транспорт станет лидирующим видом транспорта по экономической эффективности, качеству услуг и экономической безопасности при перевозке пассажиров, груза и багажа.

В настоящее время железнодорожный транспорт находится в завершающей стадии реформирования. Данная реформа проводиться с целью повышения конкурентоспособности на рынке транспортных услуг, экономической эффективности, улучшения качества обслуживания и качества предоставляемых услуг.

От работы железнодорожного транспорта зависит полноценное развитие и эффективность бесперебойного взаимодействия центральных регионов с региональными центрами и отдаленными областями нашей страны, а также своевременной поставки разнообразной продукции и многого другого. В настоящее время транспортная компания в совершенствовании отвечает всем современным требованиям экономической эффективности и полноценно выполняет возложенные на неё государством функции по перевозке груза-багажа и пассажиров, предоставление услуг инфраструктуры.

Сегодня на железнодорожном транспорте применяется новая система корпоративного управления, которая заключается в координации работы подразделений функциональных филиалов, иных структурных подразделений ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах полигона железной дороги для достижения годовых, среднесрочных и долгосрочных целевых параметров ОАО «РЖД».

Применяемая сегодня новая система корпоративного управления в разрезе бюджетирования, настроена на то что бы в результате бюджеты производства различных вертикалей находящихся в границах полигона железной дороги должны будут согласовываться, а точнее сбалансироваться между собой основными объемными и качественными показатели. Именно этим определяется актуальность выбранного направления исследований в дипломной работе.

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта (на примере полигона железной дороги).

Для осуществления поставленной цели в дипломной работе были решены следующие задачи:

  1. Изучена структура и эксплуатационная характеристика железной дороги. Проведен анализ по перевозке грузов различными видами транспорта. Дана характеристика новой системе корпоративного управления, с изучением новых задач и функций железной дороги, как регионального центра корпоративного управления (далее – РЦКУ), в том числе структурные изменения, произошедшие в период с 2011 по 2013 год.
  2. Описаны и изучены сущности и задачи бюджетного управления с соблюдением всех функций регламента бюджетного управления. Так же, описан экономический анализ и методы экономического анализа. Проведен анализ сводного бюджета железной дороги по итогу работы за 2012 год.
  3. Изучена, проанализирована методика формирования бюджетов железной дороги в современных условиях. Осуществлено планирование сводного бюджета производства, бюджета затрат и бюджета продаж, бюджета запасов и закупок, сводного бюджета доходов и расходов.
  4. Разработаны мероприятия по повышению эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта в условиях организации новой системы корпоративного управления.

В первом разделе дипломной работы дается общая характеристика железной дороги, в том числе характеристика эксплуатационной работы, изучены основные задачи и функции железной дороги в новой системе корпоративного управления, описаны основные направления и этапы структурной реформы, детально изложены преобразования, которым подверглась Северная железная дорога в результате структурной реформы.

Во втором разделе дипломной работы, теоретическом, исследована система бюджетного управления, ее функции и роль в экономическом управлении. Изучен регламент бюджетного управления. Проведен анализ сводного бюджета железной дороги.

В третьем разделе дана подробная характеристика методике формирования бюджетов железной дороги в современных условиях. Выполнено выборочное планирование сводных бюджетов железной дороги.

В четвертом разделе проанализированы наиболее положительно-результативные технико-технологические мероприятия по снижению производственных издержек на примере полигона железной дороги по итогу работы за 2012 год и разработаны предложения по наиболее эффективным мероприятиям на 2013 год.

Глава 1. Характеристика отделения дороги – филиала ОАО «РЖД»

1.1. Общая характеристика отделения дороги – филиала ОАО «РЖД»

Северная железная дорога, располагается на севере и северо-востоке Европейской части России. Основная часть железной дороги пролегает в Северо-Западном федеральном округе, северном экономическом районе. Наиболее крупные города данного района, в которых расположены региональные центры железной дороги Вологда, Архангельск, Сольвычегодск, Сосногорск.

Северный экономический район очень богат месторождениями топливо-энергитических ресурсов – нефть, газ (Тимано-Печорская и Баренцево-Карская провинция), уголь (Печорский бассейн), горючие сланцы, торф, всеми видами минеральных строительных материалов. Наиболее крупные месторождения Тимано-Печорской провинции, в ней известно 70 нефтяных, газовых, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений. На территории Архангельской области подготовлено производство для открытой разработки месторождения алмазов. Так же данный экономический район относится к основным лесопокрытым регионам страны.

Другая часть железной дороги проходит в Центральном федеральном округе (центральном экономическом районе). Один из наиболее крупных городов находящихся на территории железной дороги является Ярославль, в нем расположено управление железной дороги. Не случайно данный город выбран для организации в нем основного курирующего подразделения полигона железной дороги, он наиболее выгодно расположен по отношению к столице станы городом Москва, является одним из основных транспортных узлов центрального федерального округа России.

В Ярославской, Костромской, Ивановской области производится добыча торфа. Так же разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока они не разрабатываются. В Ярославле выпускаются синтетический каучук искусственные волокна, пластмасса. В районе развита химия органического синтеза. Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район выпускает 85% всех производимых в России тканей. К крупнейшим хлопчатобумажным предприятиям относятся комбинаты Иванова и Ярославля.

Центры речного судостроения и судоремонта – Рыбинск (Ярославская область) и Кострома. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции – Рыбинскую и Угличскую.

Не случайно, что основные перевозимые грузы на полигоне железной дороги: уголь, нефтепродукты, продукция деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительные материалы, минеральные удобрения, продукция машиностроения, химической, текстильной и легкой промышленности.

Эксплуатационная длина путей железной дороги составляет 5 958 км. Протяженность станционных путей составляет 321,987 км, подъездных путей – 602,897 км., подъездных путей промышленных предприятий в эксплуатируемом состоянии 4864 км. Северная железная дорога включает в себя пять регионов: Ярославский, Вологодский, Архангельский, Сольвычегодский, Сосногорский.

Северная железная дорога граничит с Октябрьской железной дорогой, с Горьковской железной дорогой и с Московской железной дорогой.

Основные сортировочные и грузовые станции железной дороги: Ярославль – Главный, Новоярославская, Лоста, Череповец, Сольвычегодск, Инта, Воркута.

На полигоне Северной железной дороги находится 370 железнодорожных станций для осуществления грузовых операций, 33 вокзала, 147 билетных касс дальнего сообщения, 138 пассажирских платформ и перронов для обеспечения пассажирских перевозок.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Проанализировав объемы перевозок грузов по видам транспорта в России в предшествующих годах можно сказать, что самый используемый вид транспорта автомобильный ввиду своих тарифов на перевозки грузов и массовой доступности выигрывает у многих видов транспорта.

Рисунок 1. Грузооборот по видам транспорта (по данным Росстата) в период 2008, 2011-2012 г., млрд. ткм

Но на территории полигона Северной железной дороги перевозки железнодорожным транспортом пассажиров, багажа и грузов занимают лидирующие позиции, по причине многочисленно отдаленных населенных пунктов находящихся на местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, районам Крайнего Севера и территории вечной мерзлоты, с абсолютно не развитой инфраструктурой, отсутствием автомобильных дорог.

Генеральной схемой развития железнодорожной сети железных дорог, на период до 2020 года предполагается произвести наиболее значимою реконструкцию участка Коноша – Чум — Лабытнанги и организацией скоростного движения на участке Ярославль – Москва.

На железнодорожном участке Александров – Ярославль-Главный пролегающем в границах полигона Северной железной дороги имеющий протяженность 167,5 км, железнодорожный транспорт преобладает в своей востребованности у пассажиров, нежели автомобильный. Время маршрута от столицы города Москвы до города Ярославль занимает 3 часа 9 минуты.

1.2. Структура и эксплуатационная характеристика отделения дороги

После завершения последнего этапа структурной реформы в состав железной дороги входит административно-хозяйственный центр, дирекция социальной сферы, дирекция аварийно — восстановительных средств, дорожная автобаза, база № 56, база № 92. С 1 апреля 2013 года в состав железной дороги вошла дирекция по эксплуатации зданий и сооружений.

Административно-хозяйственный центр обеспечивает организационно-техническую деятельность органа управления железной дороги и подразделений, находящихся на финансово-хозяйственном обслуживании железной дороги, организует контроль над сохранностью и техническим состоянием основных средств, включая автотранспортные средства.

Дирекция социальной сферы обеспечивает проведение на железной дороге единой социальной политики ОАО «РЖД», рентабельность объектов социальной сферы, координация деятельности структурных подразделений дирекции в области культуры, спорта, детского отдыха и оздоровления работников ОАО «РЖД» и членов их семей, а также работников отрасли – пенсионеров, организация работы по реализации решений ОАО «РЖД» в области управления объектами социальной сферы, обеспечение технического содержания, ремонта, эксплуатации объектов социальной сферы, а также поддержание их в технически исправном состоянии.

Дирекция аварийно — восстановительных средств организует работу по выполнению требований законодательства Российской Федерации по безопасности движения поездов, предупреждению и ликвидации последствий крушений, аварий, столкновений и сходов с рельсов подвижного состава, контролирует содержание, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию пожарных поездов.

Дорожная автобаза обеспечивает перевозки груза и пассажиров автомобильным транспортом.

Базы № 56, № 92 обеспечивают накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва, выполняют работы и оказывает услуги по защите государственной тайны, противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите информации, составляющей государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД», имеющих оборонное и мобилизационное значение. Данные предприятия планируют свою деятельность в бюджете прочих видов деятельности по компенсируемым из государственного бюджета работам по мобилизационной подготовке и из бюджета прочих доходов и расходов по не компенсируемым из государственного бюджета работам по мобилизационной подготовке.

Дирекция по эксплуатации зданий и сооружений обеспечивает текущее содержание и обслуживание административных, служебно-технических, производственных зданий, жилищного фонда и других объектов инфраструктуры, по согласованию с ОАО «РЖД» разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на развитие форм управления жилищным фондом.

В 2012 году железной дорогой получено более 52,7 млрд. рублей денежной выручки благодаря выполнению объемов перевозок и получение доходов прочих видов деятельности.

В 2012 году железная дорога погрузила 67,1 млн. тонн грузов и обеспечила выполнение плана на 101%,. Сверх плана произведена погрузка нефтяных и химического удобрения, черных металлов. При анализе динамики объемов погрузки выявлен факт снижения темпов роста к прошлому году 99,7%.

Тарифный грузооборот за 2012 год превысил план на 0,2%, прирост к прошлому году составил 0,4%.

Общий объем пассажирских перевозок в 2012 году составил 104,2% к плану, в том числе план по пригородному сообщению выполнен на 100,2%, а дальнее сообщение 104,5%. К уровню прошлого года объем пассажирских перевозок перевыполнен на 1%.

Рисунок 2. Породовая погрузка грузов

На 102,2% выполнено плановое задание и на 103,7 % обеспечен рост объема приведенной работы к уровню прошлого года.

За 2012 год железная дорога выполнила установленные задания по основным бюджетным показателям качества использования подвижного состава: производительность локомотива (выполнение 103,0%), участковая скорость (выполнение 103,1%), средний вес поезда (выполнение 100,8%).

Плановое задание по производительности труда выполнено на 103%. Железной дорогой обеспечен рост производительности труда к 2011 году на 104,2%.

Контингент в перевозках содержался пределах выделенного лимита. Обеспечен рост среднемесячной зарплаты в перевозках к уровню прошлого года на 7,6%.

Эксплуатационные расходы железной дороги за 2012 год сформированы в пределах установленных параметров, уровень себестоимости составил 97,1% к плану, при этом вырос к 2011 году на 7,1%.

Подводя итоги работы дороги 2012 году можно отметить, что при известных сложностях в работе железной дороги обеспечено выполнение основных бюджетных показателей.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Эффективность работы железной дороги напрямую связана с качеством использования трудовых ресурсов. Плановое задание по производительности труда по железной дороге выполнено за 2012 год на 102,8%. К прошлому году обеспечен рост на 2,6%.

Себестоимость перевозок по железной дороге снижена и составила 97,1% к плану.

Анализ основных показателей работы железной дороги за период 2011 по 2012 года приведен в таблице.

Анализ основных показателей работы за 2011 – 2012 г.

Таблица 1

Показатели Ед.изм. 2011 год  

2012 год

 

к 2011 году
1 2 4 5 6
Погружено грузов тыс. тн. 67 360,3 67 142,3 99,7
Тарифные

ткм всего

млн.ткм. 188 341,4 195 280,5 103,7
Пассажирооборот млн. пкм. 7 148,6 7 507,5 105,0
в т.ч. пригородное сообщение 557,5 545,2 97,8
дальнее сообщение 6 591,1 6 962,2 105,6
Приведенные ткм для с/с млн. 195 490,0 202 788,0 103,7
Производительность труда тыс.прив.ткм. 8 739,3 9 106,1 104,2
Контингент, всего чел. 24 650 24 504 99,4
в т.ч. в перевозках 23 187 23 094 99,6
Фонд заработной платы, всего тыс. руб. 7 553 585 8 188 917 108,4
в т.ч. в перевозках 7 178 207 7 798 307 108,6
Среднемесячная заработная плата, всего руб. 32 432 34 886 107,6
в т.ч. в перевозках   33 043 35 539 107,6
Показатели Ед.изм. 2011 год  

2012 год

 

к 2011 году
1 2 4 5 6
Расходы эксплуатации тыс. руб. 21 662 795 23 420 104 108,1
в т.ч. без амортизации 15 916 728 16 959 295 106,6
Себестоимость коп./10пр.ткм. 110,813 115,491 104,2
В т.ч. без амортизации 81,420 83,631 102,7
Рисунок 3. Динамика погрузки, грузооборота и пассажирооборота в период 2010-2012 года

1.3. Новая система корпоративного управления. Задачи и функции железной дороги в новой системе корпоративного управления

С учетом полноценного формирования Единого экономического пространства и реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок структурная реформа на железнодорожном транспорте продлена на период до 2015 года. В настоящее время образованы основные функциональные вертикали, с 1 октября 2012 года начала хозяйственную деятельность Центральная дирекция инфраструктуры, на завершающем этапе находится формирование бизнес-блока «Пассажирские перевозки», определяются основные направления формирования органа управления бизнес-блока «Грузовые перевозки». Таким образом, мероприятия по реорганизации структуры холдинга в основном завершены. В дальнейшем работа компании должна быть направлена на повышение эффективности деятельности и выстраивание новой системы управления.

Хотелось бы дать краткую характеристику каждому бизнес-блоку определенному стратегией Холдинга: «Пассажирские перевозки», «Грузовые перевозки» и «Инфраструктура».

Наиболее крупный бизнес-блок «Инфраструктура» включает бизнес-единицы в области текущего содержания и ремонта инфраструктуры (включая тяговый подвижной состав), производства материалов верхнего строения пути, управление движением, управление тяговым подвижным составом и локомотивными бригадами и т.п.

Бизнес-блок «Грузовые перевозки» будет включать бизнес-единицы, осуществляющие оперирование и ремонт грузового подвижного состава (кроме тягового), сбыт услуг грузовых железнодорожных перевозок, терминально-складского комплекса и брокерские услуги, а также оказание услуг логистики.

В бизнес-блок «Пассажирские перевозки» войдут предприятия, предоставляющие услуги пассажирских перевозок, ремонта, производства и обслуживания пассажирского подвижного состава, управление вокзальными комплексами и прочие услуги пассажирам.

В условиях структурной реформы железнодорожного транспорта и планируемых масштабных организационных изменений непрерывно возрастают объем и значимость задач, решение которых жестко ограничено установленными сроками, выделяемыми ресурсами и требованиями к результату. Наиболее эффективным способом решения таких задач является проектная организация работ, поэтому внедрение в управленческую практику Холдинга и совершенствование проектного управления является необходимым условием успешной реализации запланированных стратегических инициатив.

Модель управления холдингом «РЖД»

Рисунок 4

В настоящее время непосредственно применяется технология контроллинга (управление через информацию), при которой решения принимаются на основе регулярной актуализации и оценки поступающей информации, а также мониторинга отклонений в значениях установленного набора управленческих показателей, должна стать основным инструментом контроля и принятия решений во всех сферах деятельности Холдинга. Реализация технологии контроллинга требует развития систем управленческих показателей и управленческого учета, их актуализации в соответствии с информационными потребностями управленческого персонала в целевой бизнес-модели Холдинга. Еще одним важнейшим элементом, необходимым для реализации технологии контроллинга, является наличие эффективных инструментов постановки целей и показателей их достижения, а также методов планирования мероприятий по достижению установленных показателей. Наиболее эффективной технологией для решения этой задачи является программно-целевое управление (управление по целям).

Приоритетной областью управления, в которой должны быть реализованы принципы регулярного менеджмента, формализованная бизнес-архитектура, процессный подход, проектный подход, технологии программно-целевого управления и контроллинга, является стратегическое управление. В целевой бизнес-модели процесс стратегического управления должен объединить управление всеми подразделениями и бизнес-единицами Холдинга на основе стратегических целей, включая контроль развития Холдинга по выбранным стратегическим направлениям и анализ возможных отклонений. Решение этой задачи потребует, помимо совершенствования методической базы и регламентации процедур стратегического планирования, доработки системы управленческих показателей, управленческого учета и развитие информационных технологий.

Второй приоритетной областью применения технологий контроллинга, принципов регулярного менеджмента и процессного подхода является система планирования и бюджетирования: изменение бизнес-модели требует существенной корректировки методической базы и процессов планирования и бюджетирования, их интеграции в стратегический контур управления Холдинга через единство методических принципов, состава показателей, форм управленческой отчетности и согласованность процедур по срокам.

Региональный центр корпоративного управления (РЦКУ)

Рисунок 5


Страницы:   1   2   3   4   5