Глава 2 Бюджетное устройство как организация бюджетной системы в РФ
2.1 Бюджетная система, ее структура и функции
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. По мнению ряда авторов, таких как: Саттарова Н.А., Курченко Л.Ф., принято считать, что посредством финансовой системы у государства есть возможность образовывать централизованные фонды и непосредственно воздействовать на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая при этом возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
С трудом можно представить финансовую систему без бюджетной системы. В научной литературе часто можно встретить немалое количество многообразных подходов к трактовке понятия «бюджет», что прямо говорит о многогранности бюджета как правового и экономического явления.
Так, например, финансовый словарь трактует это понятие следующим образом: под бюджетом (от англ. budget-сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Автор настоящей работы считает, что это определение в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как правового и экономического явления.
Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то можно увидеть несколько иную трактовку, а именно под бюджетом следует рассматривать систему экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
Как уже упоминалось выше, бюджетная система РФ представляет собой основополагающее звено финансовой системы страны, являясь составляющей частью бюджетного устройства.
По мнению Саттаровой Н.А. действующее законодательство определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Говоря о структуре бюджетной системы, необходимо учитывать то, что она определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. Исходя из мировой практики, государства подразделяются на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство имеет свои особенности. Как форма государственного устройства унитарное государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. Так, в государстве, как правило, действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Учитывая это, становится понятным, что бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.
Федеративное государство (объединенное) представляет собой сложное и многоэлементное явление. Данная форма государственного устройства имеет такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами.
Конфедеративное (союзное) государство изначально преследует особые для себя цели, которые, по существу, являются основой создания такого государства. Таким образом, конфедерация представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетная система прошла путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и ст. 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят — 85 бюджетов, из них: 22 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Таким образом, свод бюджетов всех уровней в своей совокупности составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен автором настоящей работы на рис.1
Таблица1- Структура консолидированного бюджета РФ
Согласно схеме, консолидированный бюджет РФ — включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а консолидированный бюджет субъекта РФ, в свою очередь, составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории бюджетов муниципальных образований.
Надо сказать, что консолидированный бюджет имеет существенный плюс. Специфика консолидированных бюджетов заключается в том, что они позволяют нам получить более полный и детальный отчет обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, что, безусловно, помогает нам увидеть общую «картину».
Для федеративного государства, которым является Россия, основополагающим является единство бюджетной системы. Так, принцип единства бюджетной системы Российской Федерации закреплен в статье 29 Бюджетного кодекса РФ, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:
-экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной продукции — были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример — индустриализация);
-распределительная (с помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет — главный инструмент поддержки развития слабых районов);
-социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение :частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет — главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим)- почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет — главный рычаг выравнивания в социальном смысле).
Хотелось бы отметить, что потребность в социальном обеспечении существует абсолютно в любом обществе. И в данной ситуации не столь важны экономическое и политическое устройство общества, так как всегда были, есть и будут люди, которые не в могут своими усилиями создать должные условия существования жизни. На мой взгляд, в Российской Федерации одна из главнейших задач- совершенствование и эффективная реализация государственной социальной политики. Безусловно, исходя из потребностей населения, в частности, некоторых слоев, такая социальная политика должна, главным образом, стремиться к преодолению социального неравенства, которое так отчетливо прослеживается в нашей стране. Она не меньше должна стремиться к оказанию государственной помощи незащищённым группам населения, а именно: малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
-политическая (финансирование армии, правоохранительных органов, финансирование государственных органов власти).До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII век — Россия — 90%);
-обеспечение научно-технического развития (необходимо здесь отметить научно-технический прогресс (НТП), который является одним из факторов, определяющих экономическое развитие и экономический рост в государстве, т.е. это такие основополагающие функции, как: финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов).
Для прогрессирования научно-технического развития, в государстве необходимо наличие единой государственной технической политики. Единая государственная научно-техническая политика — это есть выбор наиболее важных направлений научно-технического прогресса (НТП), которые должны быть реализованы исключительно при прочной поддержке государства.
Необходимо заметить, что единого понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует, так как в компетенции каждого государства- самостоятельно выбирать доминирующие статью расходов, исходя из конкретной экономико-политической ситуации. И анализ послания Президента Российской Федерации тому подтверждение.
4 декабря 2016 года состоялось Послание Президента Федеральному Собранию. И достаточно подробно в нем изложены вопросы, касающиеся бюджетной системы государства. Автор настоящей работы считает уместным процитировать Президента РФ. В.В.Путин отметил: «Что касается бюджетных расходов, то ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учёт текущей экономической ситуации. На ближайшие три года мы должны поставить задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении. Качество, масштаб российской экономики должны соответствовать нашей геополитической и исторической роли. Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трёх-четырёх лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике, а значит, укрепить наше влияние и хозяйственную независимость. При этом эффективность национальной экономики также должна расти. Необходимо ориентироваться на ежегодный рост производительности труда не менее чем на пять процентов. Правительство должно изыскать для этого резервы, продумать, как реализовать их с максимальной для нас отдачей. Одновременно важно сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, снизив в среднесрочной перспективе инфляцию до четырёх процентов, но, подчеркну, не за счёт подавления деловой активности. Надо наконец научиться гармонично совмещать две цели: сдерживание инфляции и стимулирование роста.»
Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2015-2018 годах были обозначены конкретные цели, достижение которых призвано повысить качество управления общественными финансами.
Та внешнеэкономическая ситуация, которая ранее служила базой для роста бюджетных доходов стала уже в корне изменяться. Таким образом, снизились темпы роста мировой экономики, остановился рост цен на нефть и другие ресурсы. В последние годы устойчивость федерального бюджета снизилась за счет роста доли нефтегазовых доходов, с одной стороны, и увеличения «длящихся» социальных обязательств. Одним словом, появилась резкая тенденция к их снижению. И неудивительно, что в сложившихся условиях основополагающим выходит- решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов.
Анализируя вышесказанное, легко заметить, что бюджетная система Российской Федерации представляет собой достаточно сложный, многогранный и многоэлементный механизм. Емки и сложны и все ее составляющие, а именно: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах.
Несомненно, что эти составляющие жизненно важны для функционирования экономики страны, для ее прочного становления, прогрессивного и успешного ее развития. Но на сегодняшний день, с трудом можно поспорить с тем фактом, что 2019 год для экономики России будет сложным. Всё больше экспертов, как российских, так и западных, говорят о кризисе. И причины для экономического кризиса в России в 2019 году, кстати, налицо, так как их огромное количество.
Это и негативное влияние санкций со стороны Европы и США, это зависимость экономики от торговли сырьем, так как любое колебание цен на нефть сразу же негативно сказывается на рынке и ,безусловно, это утечка капитала из страны, из-за чего курс рубля снизился до исторических минимумов. О снижении курса рубля Путин В.В. в своем послании Федеральному Собранию РФ 4 декабря 2016 года сказал: «Сегодня мы столкнулись с сокращением валютных поступлений и, как следствие, с ослаблением курса национальной валюты – рубля.» Президент потребовал Банк России и Правительство провести жёсткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. Он также отметил: «Конечно, ослабление рубля усиливает риски краткосрочного всплеска инфляции. Необходимо защитить интересы граждан прежде всего с небольшими доходами, а Правительству и регионам обеспечить контроль за ситуацией на рынках продуктов питания, лекарств, других товаров первой необходимости. Это точно можно сделать и нужно сделать.»
Бесспорно, что в данной сложившейся ситуации можно найти и некоторые плюсы. Сегодня эксперты отмечают, что заметного роста безработицы не будет, что существенно смягчает такую ситуацию, а что касается экономических санкций Запада, то в странах Европы уже сейчас думают об отмене санкций, так как они наносят взаимный и значительный урон обеим сторонам.
Таким образом, можно сделать вывод, что оптимальное функционирование бюджетного механизма особенно в условиях кризиса, возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и прочной основе экономики.
2.2 Межбюджетные отношения как фактор устойчивости бюджетной системы
Затрагивая бюджетную систему, невозможно оставить без особого внимания тему межбюджетных отношений, которая всегда являлась актуальной и была широко обсуждаема. Безусловно, эта тема не потеряла свою актуальность и на сегодняшний день, а также будет достаточно востребована в будущем. В бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление, межбюджетные отношения играют важную роль, служат основой. Учитывая нашу необъятную территорию и, пожалуй, существенные различия экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов при ее обсуждении, но в то же время и проблем. Из этого можно умозаключить, что межбюджетные отношения как фактор устойчивости бюджетной системы , являются важнейшим элементом системы обеспечения национальной экономической безопасности.
Часть 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации провозглашает: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». При этом важно заметить, что одним из основных факторов финансового благополучия именно федеративного государства, в частности, Российской Федерации, является уровень развития его территорий, которые входят в его состав. И это совершенно ясно, так как должен обязательно существовать адекватный механизм управления территориями. Главной целью такого механизма должна быть всесторонняя заинтересованность государства в развитии и совершенствовании территорий, которые бы неотъемлемо могли вписываться в экономическую, политическую и организационную структуру государства.
Межбюджетные отношения — это круг существенно важных финансовых отношений между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения, безусловно, регулируются нормативно-законодательной базой. Комплекс такой нормативно-законодательной базы- Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) регулируют именно те процессы, которые связаны с аккумуляцией финансовых ресурсов в бюджетах, их распределением и перераспределением.
С моей точки зрения, оценивая межбюджетные отношения как правовой институт, они представляют собой комплекс, а точнее совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих некую однородную группу общественных отношений. Хотелось бы отметить, что сущность и содержание межбюджетных отношений также раскрываются в определении, которое содержится в Бюджетном кодексе РФ, а именно в статье 6, где межбюджетные отношения определены как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Если исходить из данного определения, то первым следует, что публично-правовые образования вступают в определенные отношения по вопросам регулирования бюджетных отношений и бюджетного процесса, а значит субъектами межбюджетных правоотношений выступают публично-правовые образования, а объектом — регулирование бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Общеизвестно, что межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и тем самым стремятся оказать прямое воздействие на социально-экономическое развитие регионов страны, пытаясь таким образом качественно повысить уровень жизни населения. Сразу возникает вопрос о том, что, как правило, вызывает необходимость в регулировании межбюджетных отношений. Очевидно, что такая необходимость нередко возникает тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по каким-либо объективным причинам не хватает средств от доходных источников для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.
Таким образом, регулирование межбюджетных отношений предполагает:
-бюджетные средства, которые подлежат распределению, например: дотации, межбюджетные трансферты;
Межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Дотации- межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
-закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением бюджетных средств.
Распределение доходов представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год. Автор настоящей работы поддерживает мнение Саттаровой Н.А., касающейся распределительной функции в межбюджетных отношениях, которое звучит следующим образом: в отличие от разграничения доходов между бюджетами, которое относится к компетенции только федеральных органов государственной власти, распределять доходы между бюджетами могут органы государственной власти обоих уровней и органы местного самоуправления муниципальных районов.
Бюджетный кодекс РФ использует такое понятие как «бюджетное выравнивание». Бюджетное выравнивание представляет собой процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития нижестоящих территорий для обеспечения их гражданам государственных гарантий на определенном, минимально допустимом уровне.
Межбюджетное регулирование, как правило, осуществляется органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.
Исходя из мировой практики, можно смело утверждать, что федеративное устройство неразрывно связано с правильно организованным разграничением финансовых ресурсов между федеральной властью и субъектами федерации. Наша страна стремительно идет на пути создания прочной демократической федеративной системы. И неудивительно, что проблема устойчивого распределения финансовых ресурсов между центром и субъектами Федерации носит актуальный характер. Не стоит отрицать тот факт, что межбюджетные отношения по сущности своей имеют достаточно принципиальный аспект-выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов федераций. Несомненно, его значение велико, так как, выравнивание бюджетной обеспеченности стремится, с одной стороны, обеспечить хотя бы примерно одинаковые условия жизни для граждан, а с другой- старается свести на нет любые иждивенческие настроения субъектов федерации.
Необходимо отметить тот факт, что существенную роль в регулировании межбюджетных отношений играет Минфин России. Министерство финансов Российской Федерации- федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации. Важной составляющей является то, что в структуре Минфина России находится Департамент межбюджетных отношений, обеспечивающий проведение единой, целостной финансовой и бюджетной политики во взаимоотношениях Министерства с субъектами Российской Федерации, закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО), наукоградами, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, предпринимательства, в области финансовой поддержки досрочного завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Департамент межбюджетных отношений имеет ряд фундаментальных задач:
-подготовка предложений, которые бы способствовали совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию принципов бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации в целях наиболее полного учета интересов и возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
-участие в разработке и реализации единой финансовой, бюджетной, налоговой политики с субъектами Российской Федерации, ЗАТО, в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, предпринимательства, а также финансовой поддержки северных территорий;
-участие в разработке проекта федерального бюджета и в обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета, в составлении отчета об исполнении федерального бюджета по разделам, относящимся к компетенции Департамента по досрочному завозу товаров (продукции);
-участие в разработке единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
-определение взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и ЗАТО;
-обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
-рассмотрение вопросов о целесообразности и размерах оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации и ЗАТО с учетом хода исполнения федерального бюджета и эффективности использования бюджетных средств;
-рассмотрение вопросов о целевом выделении средств из федерального бюджета для реализации программ развития наукоградов;
-участие в осуществлении государственного финансового контроля над рациональным и целевым расходованием бюджетных средств, бюджетных ссуд и государственных кредитов, выделяемых на расширение сферы услуг, поддержку предпринимательства, финансовую поддержку досрочного завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Межбюджетные отношения содержат в себе совокупность принципов, то есть руководящие начала и идеи, строящие отношения между различными уровнями власти:
-распределение и закрепление расходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
-разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по единым нормативам доходов по уровням бюджетной системы РФ;
-равенство бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муниципальных образований;
-выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которое осуществляется непосредственно путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Саттарова Н.А. считает, что мировой опыт показывает отсутствие более подходящей и идеальной для всех стран модели межбюджетных отношений. Происходит это, как правило, в силу значительного влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговое устройство разных стран. По ее мнению, межбюджетные отношения только при правильной организации процесса регулирования этих отношений, способны обеспечить относительное выравнивание условий социально-экономического развития федеративного государства. Автор настоящей работы не может не согласиться с данной точкой зрения. Безусловно, добиться стабильного социально-экономического развития можно только при помощи правильно выстроенных отношений. К тому же, не стоит забывать о том, что межбюджетные отношения в своем развитии прошли несколько серьезных этапов.
На сегодняшний день существуют возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в нашей стране. Во-первых, следует сказать о том, что главной причиной закоренелого кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России, является резкое несоответствие между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их надлежащее использование. Также немаловажной причиной является слабо эффективная система распределения межбюджетных трансфертов между регионами, так как она недостаточным образом стимулирует регионы усиленно работать в плане оптимизации своих финансово-хозяйственных ресурсов.
Таким образом, автор настоящей работы считает целесообразным ориентирование межбюджетных трансфертов не на выравнивание, которое направлено на реализацию финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов , снижение уровня различий в их социально-экономическом развитии, а на выравнивание социально-экономической базы нуждающихся регионов, отсталость которых является причиной финансовой несостоятельности этих регионов. Необходимо создать прочную и четкую нормативно-правовую основу и систему, которая бы объективно оценивала усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы. Несомненно, что именно эффективное стимулирование регионов в данном плане должно обязательно привести со временем к снижению или вовсе ликвидации отсталости социально-экономической базы, что приведет к существенному сокращению дотационных регионов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф