Меню Услуги

Частный сыск как объект уголовно-правового регулирования


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Правовое регулирование частной сыскной деятельности в России
  • 1.1. Частный сыск: понятие, развитие, субъекты и правовые основы его осуществления
  • 1.2. Частный сыск – объект уголовного права
  • 1.3. Уголовно-правовые детерминанты частного сыска
  • Глава II. Анализ статистических и эмпирических материалов, раскрывающих специфику уголовно-правового регулирования частной сыскной деятельности
  • 2.1. Частный сыск как явление, отраженное в уголовном законе
  • 2.2. Уголовно-правовые ограничения, которые следует учитывать частному детективу
  • Глава III. Трудности правоприменения и правоисполнения в уголовно-правовом регулировании частно-сыскной деятельности
  • 3.1. Практика применения норм уголовного права в отношении неправомерных действий частных детективов
  • 3.2. Трудности исполнения норм уголовного права со стороны частных детективов
  • 3.3. Предложения по совершенствованию уголовного законодательства, регулирующего частную сыскную деятельность
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Сейчас идет процесс формирования межотраслевого комплексного правового института частной охранной и детективной деятельности. Формирование сдерживается несовершенством законодательной базы, которая не обеспечивает достаточную согласованность и полноту механизмов, связанных с регулированием данной области.

Практика указывает, что охранно-детективная деятельность основываться только на механизмах рыночного саморегулирования не может. Опережающее развитие, по сравнению с публичным, частного права, влечет за собой деформацию правовой системы, вместе с нормативным регулированием детективной деятельности, уменьшает влияние государства.

Вместе с этим, важен поиск путей усовершенствования регулирования государства детективной деятельности, реализации в данном оптимального отношения публично-правового и гражданско-правового начал. Системность регулирования государством обеспечивается через обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации в законах о частной охранной и детективной деятельности.

В связи с высокой общественной активностью участников рынка указанных услуг, и, вместе с тем, высокой повторяемости противозаконного поведения данных, недостаточно активное регулирование государством охранно-детективной области влечет угрозу законным интересам и правам граждан, безопасности страны. В связи с общим правилом интенсивность регулирования государства в условиях малого уровня законности обязана нарастать. Суть национальной безопасности Российской Федерации указывает усиление регулирования государства в экономике главным направлением, связанным с обеспечением во внутриэкономической деятельности национальной безопасности. Необходимо увеличение определенности и конкретности регулирования указанного вида деятельности, исключение правовых коллизий и пробелов в нормативной регламентации. Установление границ вмешательства государства в охранную и детективную деятельность нуждается в обеспечении адекватности и соразмерности указанного целям защиты конституционных ценностей.

Большую актуальность имеет также правильное решение такого вопроса, как выявить и понять круг уголовно-правовых запретов для частного детектива? С целью получения рекомендаций по ведению детективной деятельности, не попадая под уголовный закон.

Целью работы является исследование особенностей правового регулирования частной сыскной (детективной) деятельности для разработки предложений к практическому использованию рекомендаций для субъектов детективной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Дать понятие частного сыска; (рассмотреть понятийный аппарат исследования)

-Установить круг субъектов и объектов частного сыска;

-Выявить уголовно-правовые детерминанты частного сыска;

-Проанализировать статистические и эмпирические материалы, раскрывающие специфику уголовно-правового регулирования частной детективной деятельности;

-Выявить проблемы правоприменения в изучаемой сфере;

-Внести предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования частной сыскной деятельности.

Методологическая и Эмпирическая  основы исследования.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод познания явлений действительности, который отражает связь практики и теории. Обоснование положений, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения логико-юридического метода правового исследования, так же обобщались статистические данные и практика зарубежных стран по данному вопросу.

Нормативной базой исследования являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон « О полиции».

Научная новизна работы выражается, прежде всего, в системно –комплексном подходе к рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с частным сыском, его возможностями и смыслом его запретов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Состояние научной разработанности темы

В настоящее время отсутствует комплексное научное и практическое исследование частной детективной деятельности как объекта уголовно правового регулирования.

Так, вопросами частной детективной и охранной деятельностью в Российской Федерации занимались такие авторы, как Понаморев А.А., Сабитов С.М., Шестаков В.И., Ефремов И.А.

Однако указанные теоретические исследования посвящены проблемам терминологии, лицензировании частной детективной деятельности и ее общим вопросам,  а не о рассмотрении ее в качестве объекта уголовного регулирования.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые связаны с регулированием государством частной детективной деятельности.

Предмет исследования являются нормы уголовного права, осуществляющие государственное регулирование частной детективной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В работе рассмотрен ряд важнейших концептуальных положений, которые как в отдельности, так и в своей совокупности в комплексном плане раскрывают теоретические и правоприменительные основы правового содержания частного сыска.

В ВКР сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства и практики, которые могут содействовать дальнейшему научному осмыслению частного сыска как важного и полезного социального института. Так же сформулированы выводы и рекомендации по повышению защиты граждан путем обращения к частной детективной и охранной деятельности.

Структура и объем работы.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Правовое регулирование частной сыскной деятельности в России

1.1. Частный сыск: понятие, развитие, субъекты и правовые основы его осуществления

Частный сыск — это частная детективная деятельность, которая состоит из частных сыскных деяний. В свою очередь, частные сыскные деяния включают в себя: а) частные сыскные действия; б) частные сыскные мероприятия; в) частные сыскные операции. В информационно-познавательном аспекте частные сыскные деяния понимаются как методы (способы) добывания фактической информации, необходимой для принятия частным сыщиком решений в частной детективной деятельности по конкретному заказу клиента.

Частные сыскные действия — это поступки, акты поведения сыщика (субъекта сыскной деятельности), направленные на решение задач, предусмотренных законодательством в области частного сыска и вытекающие из договора сыщика с клиентом.

Теоретически, в зависимости от характера частных сыскных деяний и степени их общественной значимости, таковые можно подразделить на частные сыскные деяния первой, второй и третьей категорий. К первой категории сыскных деяний (не ограничивающих конституционных прав человека и гражданина) относятся частные сыскные действия, а именно:

  • устный опрос;
  • наведение справок;
  • исследование предметов и документов;
  • внешний осмотр строений, помещений и других объектов;
  • наблюдение.

Частные сыскные деяния второй категории ограничивают конституционные права человека и гражданина;

Частные сыскные деяния третьей категории направлены на противодействие совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Законодательно частные сыскные деяния ограничены частными сыскными действиями, перечисленными выше.

Однако практика частного сыска свидетельствует о том, что деяния частного сыщика (частные сыскные действия), обусловленные объективными и субъективными факторами в рамках его договорных отношений с клиентом могут выходить (и не так редко, как представляется) за пределы законодательно установленных рамок.

Например, при необходимости проникновения внутрь материального объекта (строения, квартиры) и осмотра его изнутри конкретное частное деяние относится уже ко второй категории.

Наблюдение — простая форма частного сыскного деяния — в конкретной ситуации может повышаться до уровня частного сыскного мероприятия, сопряженного с ограничением конституционных прав человека и гражданина (например, в связи с внедрением технических средств наблюдения в жилище). Впрочем, выходы из указанных ситуаций наработаны практикой частного сыска, о чем будет сказано далее.

Устный опрос заключается в сборе первичной фактической информации, имеющей значение для решения задач сыскной деятельности, со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею. Опрос проводит сыщик (детектив). С объективной стороны различают два вида опроса: а) заранее подготовленный и б) неподготовленный, т. е. проводимый экспромтом, в связи с возникновением необходимости в нем в конкретно складывающейся ситуации. Опрос возможен только при соблюдении условия добровольности лица, давшего на него согласие сыщику.

Информация, полученная в итоге опроса, как правило, не документируется. Однако данные опроса можно при необходимости оформить заявлением лица в правоохранительные органы или его объяснением по фактическим обстоятельствам, о которых стало известно из заявления другого лица. Устный опрос как сыскное действие по признакам объективной стороны во многом схоже с опросом как оперативно-розыскным мероприятием, однако не тождественно. Опрос, проводимый частным сыщиком, отличается от опроса, проводимого оперативником сыска государственного.

Прежде всего, у них различны цели и субъекты сравниваемых действий. В первом случае — это средство для получение прибыли, применяемое частным сыщиком, чтобы выполнить заказ клиента. Во втором — это средство защиты от преступных посягательств, используемое оперативником.

Наведение справок — это официальное получение уполномоченным на то Законом частным сыщиком фактической информации (имеющей значение для решения задач сыска в рамках договора с клиентом) из криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и архивов. Сыщик может обращаться за справками и в другие хранилища документов, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, учреждений, организаций (в том числе общественных), иных юридических и физических лиц. Это сыскное действие направлено на сбор информации об определенном лице (биографические данные, образование, место проживания, возможно совершенные в прошлом преступления или иные правонарушения и др.), его родственниках и иных связях.

Наведение справок осуществляется двумя основными способами:

а) Сыщик непосредственно обращается в соответствующую организацию и знакомится с конкретным материальным носителем интересующей его информации (документом и т. п. );

б) Сыщик направляет письменный запрос соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему (или могущему располагать) интересующей его информацией. При наведении справок сыщик должен учитывать то обстоятельство, что действующее законодательство в абсолютном большинстве стран предусматривает систему защитных нормативно-правовых мер, направленных на недопущение разглашения тайны личной жизни граждан и некоторых видов профессиональной тайны (государственной, коммерческой, служебной, адвокатской, нотариальной, журналистской и др.) Наведение справок в частном сыске отличается от аналогичных действий в сыске государственном (контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности) по целям и субъектам проведения этого действия точно так же, как и опрос.

Изучение предметов и документов. Проводится сыщиком с целью получения информации, необходимой для решения задач сыска в рамках договора с клиентом. Данное действие сыщика еще называется сыскным исследованием материальных объектов. Изучение подлинников предметов и документов проводится исключительно с согласия собственника (владельца) конкретного предмета или документа.

Причем такое согласие должно быть получено в письменной форме. Кроме того, важнейшее условие исследования документов (предметов) в ходе сыскной деятельности — необходимость сохранения возможности для будущего использования предметов (документов) в процессе доказательства по делу.

Внешний осмотр объектов. Заключается в визуальном наружном обследовании сыщиком жилых и служебных помещений (строений), транспортных средств и пр., занимаемых либо используемых объектом сыска с целью возможного обнаружения информации, имеющей отношение к расследуемому делу.

Как правило, оно заключается в направленном, систематическом, визуальном непосредственном или опосредованном (с помощью технических средств) восприятия и регистрации явлений (деяний, событий, фактов, процессов), значимых для решения задач сыска явлений. Наблюдение проводит непосредственно сыщик. Различают наблюдение за материальными объектами (зданиями, автотранспортом и т. п.) и за физическими лицами.

При совершении сыскных действий законодательно допускается использование видео— и аудиозаписи, кино— и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио— и телефонной связи.

Итак, законодатель разрешает частному сыщику 5 сыскных действий, которые схожи с оперативно-розыскными мероприятиями, осуществляемыми субъектами государственного сыска.

Однако на один и тот же объект частный сыщик, оперативник уголовного розыска и контрразведчик смотрят по разному, преследуя достижение разных «ведомственных» целей, хотя и осуществляют одни и те же сыскные действия, например наблюдение. Четкое законодательное обозначение того, что разрешено, какие сыскные действия может совершать частный сыщик, может показаться весьма ограничивающим его деятельность, если бы не то обстоятельство, что ответ на вопрос как действовать остается за детективом.

Субъект — это тот, кто осуществляет предметно-практическую и познавательную деятельность (например, частный сыск), это источник активности (индивид, социальная группа), направленной на объект. Стало быть, объект — это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, то, на что направлена деятельность субъекта. Что включает система субъектов частного сыска.

Субъектами частной сыскной деятельности являются: а) негосударственное предприятие (его филиал); б) частное физическое лицо; в) государственные органы и должностные лица, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений и (или) выполнение сыскных либо охранных действий; г) клиенты частной сыскной деятельности.

Группы субъектов частного сыска выделяют две группы субъектов частного сыска:

  • Уполномоченных на то юридических лиц (негосударственные организации и государственные органы);
  • Определенных физических лиц. Негосударственные организации, как субъекты частного сыска, могут выступать в двоякой роли: а) как непосредственно осуществляющие частную сыскную деятельность (детективные предприятия); б) как клиенты частных сыскных структур.

Среди государственных органов различают две подгруппы: а) контролирующие частную детективную деятельность (органы МВД, некоторые» другие министерства и ведомства); б) надзирающие за ней (органы прокуратуры).

Среди физических лиц — субъектов частного сыска — различают три подгруппы:

а) лиц, осуществляющих частную сыскную деятельность (непосредственно оказывающих соответствующие услуги и (или) принимающих значимые решения); это детективы и руководители сыскных структур;

б) клиентов частной сыскной деятельности;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

в) лиц, контролирующих частную сыскную деятельность и надзирающих за исполнением законов при ее осуществлении; это соответствующие должностные лица органов внутренних дел и прокуратуры.

1.2. Частный сыск как объект уголовного права

Частный сыск в данной работе рассматривается как объект уголовного права. К нему относятся деяния лиц (действия или бездействие), в том числе противоправные, явления, процессы, события и факты, а также информация о них, подлежащие обнаружению, изучению, исследованию и оценке уполномоченными на то законом субъектами частного сыска (детективами) для достижения целей и решения задач частной детективной деятельности. Объектами преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, являются общественные отношения и блага (интересы), которым причиняется ущерб в результате совершенного преступления. Известно, что почти каждое преступление посягает не на одно, а на несколько смежных общественных отношений; при этом каждый объект преступного посягательства имеет сложную внутреннюю структуру.

Как показывает анализ практики, к настоящему времени частная сыскная деятельность успешно прошла этап становления и развивается в направлении активного формирования цивилизованного рынка сыскных услуг. Идет поступательный процесс ее превращения в самостоятельную отрасль, претендующую на достойное место в обеспечении безопасности бизнеса и имеющую свои корпоративные интересы.

В соответствии с действующим законодательством детективы вправе оказывать следующие услуги: сбор сведений по гражданским и уголовным делам, а также для изучения рынка, деловых переговоров; выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а равно разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах при заключении ими трудовых и иных договоров; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного юридическими или физическими лицами имущества.

При оказании детективных услуг допускается устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания этих услуг. Несмотря на обширный перечень детективных услуг и предоставленных сыщику прав, их в настоящее время явно недостаточно.

Для сравнения обратимся к зарубежному опыту. В большинстве зарубежных государств этот частный сыск осуществляется столетиями и активно развивается. Там сыскная деятельность детально и четко урегулирована законодательством, она более объемна по содержанию, оказываемым услугам, а детективы наделены значительно большими полномочиями по сравнению с их российскими коллегами. В целом ряде зарубежных стран частные детективы активно участвуют в расследовании уголовных дел, обладая при этом широкими полномочиями, вплоть до производства отдельных следственных действий.

Так, например, в ряде штатов США детективы вправе собирать информацию о преступлениях или угрозах в отношении правительства США и отдельных штатов; устанавливать и получать биографические и характеризующие данные на отдельных граждан, организации; заниматься розыском пропавших лиц; выявлять места хранения потерянного или украденного имущества; вести поиск свидетелей и собирать доказательства для правоохранительных и судебных органов.

Частным детективным бюро, как правило, передаются дела о хищении грузов, документов, подделках кредитных карточек, платежных документов, взяточничестве, финансовых махинациях, компьютерных преступлениях, кражах, совершенных сотрудниками фирмы.

Особенностью частных сыскных агентств США является то, что основным направлением их деятельности является предупреждение и недопущение совершения правонарушений, а также изыскание способов возмещения причиненных убытков. В тех случаях, когда речь идет об экономических преступлениях, бизнесмены предпочитают обращаться в сыскные агентства, а не в государственные правоохранительные органы.

Объясняется это тем, что бизнесмены стремятся избежать нежелательной утечки информации, последствия которой могут нанести больший вред престижу фирмы, чем само правонарушение. Именно стремление максимально сохранить конфиденциальность коммерческих операций побуждает по данным зарубежных социологических опросов около 70 % американских предпринимателей прибегать к услугам частных сыскных фирм.

В отдельных штатах детективам предоставлено право производить арест преступников, обыск, выемку, использование средств электронного наблюдения.

Для Великобритании, так же как и для США, характерно стремление предпринимателей к минимизации нежелательной огласки противоправной деятельности их сотрудников и таким образом недопущению подрыва репутации фирмы или банка. По этой причине многочисленные случаи экономических нарушений, мошенничества, преступлений в компьютерной сфере, хищений информации расследуются частными детективами.

Частный детектив в Великобритании наделен большими правами. Он может пользоваться широким арсеналом оперативной техники, следить за любым лицом, фотографировать его на рабочем месте, на улице, в других общественных местах. Детектив также располагает арсеналом криминалистических средств, может пользоваться услугами экспертов по дактилоскопии и даже криминалистической лабораторией полиции Большого Лондона.

В Великобритании постоянно расширяется и дифференцируется спрос на услуги частных сыскных агентств, которые способны выполнить и специфические задания, считающие незаконными для правоохранительных органов. Так, например, одно из крупных детективных агентств наряду с расследованием дел о промышленном шпионаже, обеспечением мер безопасности фирм и банков, планированием мероприятий на случай возникновения кризисных ситуаций занимается также добыванием информации о конкурентах или других частных предприятиях. Иногда детективам доверяют даже ведение переговоров с террористами.

Характерной особенностью частного сыска в Великобритании является и то, что там детективы оказывая обширные информационные услуги и обладая большими правами, как правило, работают в тесном взаимодействии с адвокатами, тем самым как бы удваивают их возможности по защите прав и законных интересов своих заказчиков. Они принимают на себя некоторую часть оперативно-розыскной деятельности, поддерживают регулярные контакты и обмениваются оперативно значимой информацией с органами полиции и контрразведки, в некоторых случаях осуществляя даже совместные мероприятия.

Тенденция последнего времени во Франции – это значительный спрос на сыскные услуги. Объясняется это потребностями национальных деловых кругов в уменьшении коммерческих рисков, особенно при работе на слабо изученных рынках, повышением безопасности предпринимательской деятельности, а в последние годы и личной безопасностью бизнесменов. Спрос на услуги частных детективов возрастает со стороны частных лиц, руководителей и высокопоставленных сотрудников коммерческих банков, страховых компаний и адвокатских контор.

Частные сыскные службы Японии принимают активное участие не только в борьбе с незначительными преступлениями, но также и с гангстерскими организациями и терроризмом. При этом частные детективы вправе вести негласное наблюдение, опрашивать пострадавших от преступлений, свидетелей и других граждан.

Зарубежный опыт наглядно свидетельствует о том, какую значительную роль в борьбе с преступностью, защите прав и интересов граждан играют частные детективы. Характерно и то, что государство поощряет этот вид деятельности, создает благоприятные условия для работы частных детективов путем принятия соответствующего законодательства, предоставления необходимой информации.

Однако сказанное вовсе не означает, что уже сегодня следует предоставить российским детективам все полномочия, которыми обладают их зарубежные коллеги. Не вызывает сомнения, что положительный зарубежный опыт в этой сфере необходимо использовать, но при этом следует учитывать целый ряд обстоятельств, а именно: этап развития, на котором в настоящее время находится частный сыск в России, различия в правовых системах, особенности российского менталитета и другие факторы.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!