Вид работы: Проект
Тема: Человек, личность, гражданин в государстве
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важнейшим атрибутом правовой системы любого государства, где гарантируется демократическая и правовая организация публичной власти, являются права и свободы человека и гражданина. Связи с этим данная проблематика с древних времен находилась в центре внимания ученых. И наш век не исключения. Отношение государства к правам человека и гражданина служит главным показателем демократичности государства в современном мире. Проблема взаимоотношений между государством и человеком — одна из важнейших проблем правового государства.
Неограниченная свобода людей в обществе может привести к хаосу, произволу, поэтому в демократических государствах границы свободы личности определяются легитимными законами. В юридическом смысле она представляет собой закрепленную нормативную возможность совершать действия, поступки, по своему усмотрению, не нарушая свободы других.
Юридическое ограничение свободы поступков людей в обществе — объективная необходимость. Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем они определяются в интересах самих же людей, с тем, чтобы человек не пострадал от свободы другого человека. В проблеме государство и личность очень важно уяснить их взаимную ответственность. Если личность отвечает за свои поступки, то государство — за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества.
Объектом исследования дипломной работы являются совокупность социально-правовых, конституционных отношений человека, личности гражданина в правовом государстве.
Предметом исследования выступают международные правовые нормы, нормы законодательства Российской Федерации (прежде всего Конституции РФ), определяющие роль личности человека в правовом государстве.
Цель исследования – определить место, роль личности, человека, гражданина в правовом сообществе. Данной цели подчинены следующие задачи:
- Раскрыть правовую сущность и понятие правового государства.
- Рассмотреть понятие человек, гражданин личность.
- Раскрыть классификацию конституционных прав и обязанностей граждан.
- Ознакомится с особенностями реализации основных прав, свобод и обязанностей.
- Определить проблемы защиты прав и обязанностей человека и гражданина.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды ряда авторов-правоведов учебных пособий, главным образом по Конституционному праву РФ, а также статей периодических изданий. Нормативно-правовую базу исследования составили ряд нормативно- правовых актов Российской Федерации и международного права – прежде всего, Конституция РФ, Гражданский, Гражданский процессуальный.
В ходе исследования широко применялись такие методы, как диалектический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный, иные методы познания, выработанные юридической наукой.
Степень научной разработанности темы. Определения роли и места личности, гражданина в правовом государстве находилась в сфере интересов как зарубежных, так и отечественных исследователей. Срреди наиболее выдающихся исследователей можно особо выделить — С.А. Авакьян, И.Ф. Амельчаков, С.Н. Бабурин, Е.Ю. Бархатова, Я.Л. Ванюшин, П.М. Горшнева и др.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Понятие и сущность правового государства
В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу.
Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. Так, по мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости.
В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.
В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства. Доктор юридических наук А. В. Малько считает правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений[1]. Другой ученый А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина»[2].
А. И. Коваленко под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества[3].
Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство — системообразующая структура, состоящая из ряда элементов.
В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки. В юридической литературе называется и обосновывается более полутора десятков признаков. При этом, чем выше уровень обобщения, тем большее количество признаков приписывается правовому государству.
Можно выделить следующие основные (принципиальные) признаки правового государства, которые взаимообуславливают и дополняют друг друга:
- Наличие полноценного, дееспособного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством.
- Верховенство права и его господство над государством.
3.Существование эффективно действующего механизма самоограничения власти.
- Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина.
- Взаимная ответственность государства и личности.
6.Создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.
Остановимся более подробно, на последнем признаке правового государства, поскольку он, на наш взгляд, наиболее полно характеризует и определяет его сущность. Общеизвестно, что подлинно демократичным может быть только правовое государство.
Демократичность государства – это степень предоставления им своим гражданам возможностей решать и защищать личные интересы без ущерба интересам других.
Демократия очень тесно взаимосвязана с законностью. Так, Е. А. Лукашина в своей работе «Социалистическое правосознание и законность» отмечает, что «… демократия и законность неотрывны одна от другой. Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение социалистической законности есть акция, не демократичная по существу»[4].
Законность существует там, где есть развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры. Ключевым аспектом любого демократического правового государства наряду с законностью выступает режим конституционности, который подразумевает реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции, ее соблюдение всеми членами общества, в том числе и должностными лицами органов государственной власти.
Как видно из вышеизложенного, внутреннее содержание правового государства определяется его подлинной народностью, уважительным отношением к праву, демократичностью взаимоотношений как с обществом в целом, так и каждым членом общества. Это и есть его главные, сущностные показатели.
Таким образом, правовое государство – это сложный продукт цивилизованного общества, нацеленный на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни только в народных интересах.
Человек, личность, гражданин в правовом государстве
Человеческое общество на протяжении всего своего исторического развития – является формой объединения людей, которые обладают общими интересами, имеют единые цели и вступают во взаимодействие друг с другом в связи с необходимостью распределения ресурсов и материальных благ, а также для совместного управления общественными делами и различными видами деятельности. Вне этих социальных отношений и связей индивид, предстает как живое существо (человек).
Человек является частью живой природы, и обладает определенными физиологическими и психическими признаками такими как: строение скелета, головного мозга, способность к членораздельной речи и прямохождению, именно благодаря этим особенностям человек отличается от животных. С.А. Комаров даёт следующее определение: «Человек – это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт- homo sapiens. Но для нас существенное значение имеет другая сторона природного существа – его социальная природа»[5].
Рассматривая понятие человек и его правовые характеристики, необходимо, прежде всего, оценить его значение, которое придается ему такими актами как: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В них определено минимальное количество прав и свобод, которыми обладает абсолютно любой человек, в независимости от того, в какой стране он проживает. К числу таких прав относят: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность, равенство всех перед законом, право на свободу слова и т.д.
В литературе не редко понятие «человек» и «личность» используется в одном смысле, однако мы считаем необходимым различать эти понятия. По мнению Ю.В. Анохина, человек выделяет себя и становится необходимым обществу как личность именно благодаря тому, что он непосредственно воздействует на развитие и изменение общественных отношений. Человек, не способный совершать осознанные действия, отвечать за свои поступки, лишен свойств, характеризующих его как личность.
Поддерживая позицию Ю.В. Анохина, мы считаем, что личность – это человек, который осознает себя и своё место в обществе, обладает определенными правами и обязанностями, вступает в многочисленные социальные связи с другими людьми.
Личность – это социальное понятие, которое охватывает общественную сущность человека. В.А. Кучинский считает, что личностью становятся. Чтобы родившийся человек стал личностью, он должен пройти соответствующие стадии природного и социального развития: не только достигнуть определенного уровня физического и умственного развития, но и приобрести необходимый социальный опыт в процессе общения с другими людьми.
Как уже было отмечено выше, личность обладает определенным кругом прав и обязанностей, которые установлены государством, то есть имеет правовой статус. Правовой статус личности представляет собой все основные права, обязанности, свободы, закрепленные в Конституции, а также включает в себя такие элементы как: гражданство, правосубъектность, юридическая ответственность и законные интересы.
Права и обязанности человека складываются объективно и независимо от их признания государством, их формирование происходит в процессе развития общества и производства, улучшения экономики, создания новых материальных и культурных благ. Также понятие правовой статус личности включает в себя такой элементы как правосубъектность, законные интересы и гражданство.
Гражданство – это устойчивая правовая связь между человеком и государством, которая выражается в том, что у государства по отношению к гражданину, как и у гражданина по отношению к государству имеются взаимные права, обязанности и ответственность, основанная на уважении достоинства, прав и свобод человека.
Объем прав и обязанностей того или иного лица находится в прямой зависимости от гражданства, не любой человек имеет статус гражданина. В конституционном праве гражданином считается физическое лицо, принадлежащее, т.е. имеющее документальное подтверждение принадлежности, к данному государству и обладающее его гражданством. Категория «гражданин» предполагает возможность лиц участвовать в политической жизни данного общества и государства, управлении общественными и государственными делами, что не характерно для иных категорий физических лиц, находящихся на территории государства (иностранных граждан и лиц без гражданства).
На основании определения, данного выше можно сказать о том, что в учебной и научной литературе понятию гражданин довольно часто придают узкое значение, рассматривая в таком качестве лишь личность, которая участвует в политической жизни государства и имеет в этой сфере определенные права и обязанности.
По-нашему мнению, гражданин обладает устойчивой политико-правовой связью с государством, эта связь включает в себя: юридическую принадлежность лица к определенному государству, защиту гражданина внутри страны и за её пределами, а также наличие у гражданина специфических свойств, прав и обязанностей.
Юридическое положение гражданина отличается от правового статуса человека и личности тем, что оно дополняется другими правами и свободами, которые обусловлены правовой связью гражданина с конкретным государством. Так, например гражданин государства обладает правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, право находится на военной и иной государственной службе и т.д. А правоохранительные органы защищают прав и свободы человека и гражданина .
Человек, который не является гражданином государства, даже если он законно проживает на его территории, подобными правами не обладает. На него в значительно меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, которые предусмотрены для граждан государства.
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие вывод о том, что в научной литературе довольно часто понятие «человек» и «личность», употребляются в одинаковом смысле, но мы считаем, что необходимо четко различать данные понятия, так как человек является частью живой природы, биологическим существом, наделенным в отличие от других представителей животного мира сознанием, способностью действовать разумно и познавать сущность внешнего мира, а личность – это социальное понятие, которое охватывает общественную сущность человека.
Личностью становятся в процессе социального развития, приобретения опыта общения с другими людьми.
Необходимо учитывать то, что понятие «гражданин» отличается от понятий «человек» и «личность» более основательными политико-юридическими связями лица и государства. Гражданин конкретного государства обладает определенными правами и свободами, например, права быть избирать и быть избранным в органы государственной власти, право находится на военной и государственной службе, право обращения в государственные органы и т.д.
Понятие, сущность конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права и в соответствии с данным нормативно-правовым актом. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ. Конституция Российской Федерации нормативно закрепляет такие термины, как «основные и общепризнанные права[6]». Но в российском законодательстве отсутствует их определения. Это порождает различные толкований данных понятий в научной и учебной литературе.
В отличие от российского законодательства в американской теории права все субъективные права подразделены на:
— «права человека» под которыми понимаю комплекс прав, закрепленных в международных нормативно-правовых актах.
— «конституционные права», включающие в себя: «свобода слова, свобода вероисповеданию, защита от незаконных обысков и ареста, произвольного изъятия собственности и наказания согласно поправкам, к Конституции Соединенных Штатов и доктринам, и теориям, которые были разработаны в соответствии с данными поправками американскими судами и Американской юриспруденцией».
Но права, нашедшие свое закрепление в конституциях и законодательстве штатов вообще не относят к какой-либо категории. Как верно указывается в научной литературе общетеоретическое исследование определенной категории может принести результаты, только если оно будет основано на изучении всего исторического материала.
Для начала следует исследовать такое понятие как «основные (конституционные) права». При этом мы будем опираться на накопленные юридической наукой знания. Отметим, что данный вопрос является дискуссионным и многие ученые считают понятия, содержащиеся в ст. 55 Конституции РФ, некорректными. Поскольку основные (конституционные) права являются составной частью целостной системы прав и обязанностей, имеют общую сущность с остальными правами, для начала необходимо сформулировать общие черты.
По словам Л.Д. Воеводина, лишь на основе общего понятия можно раскрыть специфические признаки конституционных прав. Такого же мнения придерживается и М.С. Строгович, по словам которого «в более широком плане одно и то же право формулируется как конституционное, основное, а в более конкретизированном, детализированном виде оно же находит выражение в соответствующей отрасли права[7]».
В российской юридической науке принято считать, что права человека – это определенная возможность поступать так, а не иначе. Исходя из этого достаточно часто слова «право» и «возможность» употребляются как близкие по значению понятия.
Основополагающей категорией при исследовании прав человека является возможность, но оно не определяет полностью данное понятие. Как мы указывали выше, основные (конституционные) права составляют часть от всех иных прав, поэтому понятие основных прав не должно сильно отличаться от понятия субъективного права вообще. Поскольку эти права имеют ряд специфических признаков, то их можно выделить в особую категорию. Конституционные права, являясь субъективными правами означают — возможность самостоятельно выбирать вид и меру своего поведения, возможность требовать от других лиц содействия и защиты или, по крайней мере, невмешательства.
Основные права регулируют наиболее существенные, значимые отношения, которые складываются в обществе и государстве, следовательно, являются основными.
Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека».
На наш взгляд правы те ученые, которые указывают на то, что категория основных прав включает в себя все права, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и обеспечения достоинства личности, а другие права либо дополняют, расширяют права, либо являются факультативными, т.е. обеспечивают какие-либо дополни- тельные привилегии.
Многие ученые предлагают понятие «основных прав» истолковывать по-иному. Одни считают, что под «основными правами» следует подразумевать права, закрепленные во второй главе Конституции РФ.
Например, авторы одного из комментариев к гл. 2 Конституции считают, что в данной главе «изложены права и свободы, которые должны соблюдаться в любое время на всех уровнях государственной власти, независимо от сферы ее деятельности. Обобщенно такие права и свободы принято называть «основными правами».
Б.С. Эбзеев, говоря об «основных правах» подразумевает под ними права, закрепленные, а Конституции. Аналогичное мнение указано в учебнике под редакцией А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина, в котором отмечается: «Определяющую роль среди… прав и свобод играют те относительно немногие права и свободы, которые установлены Конституцией РФ и именуются конституционными или основными», то есть авторами эти термины отождествляются[8].
На наш взгляд правы ученые, определяющие основные права и конституционные права как два термина, обозначающие одну и ту же категорию, и не включающие в себя субъективные права, за- крепленные в международных документах.
Хотелось бы отметить следующее. Права, провозглашенные Конституцией РФ, соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к основным правам. Таким образом, термины конституционные и основные права, используемые в Конституции РФ – синонимы. Основные права содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений в связи, с чем можно с уверенностью сказать, что они — юридическая база для всех других прав и обязанностей. Еще раз уточним, что и основные права и свободы, и все остальные носят самостоятельный характер. Соотношение конституционных и иных прав заключается в следующем: конституционные права, действуя непосредственно, указывают исходное, главное направление всей системы прав.
Таким образом, мы видим, что в российском конституционном праве нет единого определения такой категории как основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. На наш взгляд наиболее верное определение основным правам дал Невирко Д.Д.: «Основные права — это закрепленные в основополагающих документах государства и гарантированные им и обществом возможности, являющиеся основой правового статуса личности, позволяющие каждому человеку и гражданину самостоятельно, в пределах закона, избирать вид и меру своего поведения, а также гарантирующие достойную жизнь и свободное развитие вне зависимости от каких-либо других факторов».
Литература
[1] Малько А. В. Правовое государство. Правоведение, 1997. № 3 [2] Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений: моногр. под.ред. А.П.Поповой . М.: Статут, 2016. С.57. [3] Там же 60. [4] Лукашина Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М. Юридическая литература, 1973. С.104. [5] Марченко, М. Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). Учебное пособи. М.: Проспект, 2015. С.109. [6] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Режим доступа: http://www.consultant.ru/do [7] Теория государства и права. ред. К.А. Мокичев. М.: Юридическая литература, 2016. С.82. [8] Актуальные проблемы правовой теории государства. по.ред. С.В.Семеновой М.: Юнити-Дана, 2013. С.73 [9] https://www.igormachin.comПрикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


