Меню Услуги

Разработка мероприятий совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Велес»


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическая характеристика управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях торговли
  • 1.1 Понятие и сущность управления дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующих субъектов
  • 1.2 Классификация факторов возникновения дебиторской задолженности на предприятиях торговли
  • 1.3 Характеристика внутрихозяйственных факторов возникновения дебиторской и кредиторской задолженности
  • 1.4 Методы диагностики уровня дебиторской и кредиторской задолженности на предприятиях торговли.
  • Глава 2. Анализ управления кредиторской и дебиторской задолженностью на примере компании ООО «Велес».
  • 2.1 Экономико-организационная характеристика торговой компании ООО «Велес»
  • 2.2. Общая характеристика финансового состояния торгового предприятия ООО «Велес»
  • 2.3. Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности
  • 2.4 Оборачиваемость дебиторской задолженности и кредиторской задолженности
  • 2.5 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности
  • Глава 3. Разработка мероприятий совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии ООО «Велес»
  • 3.1 Разработка мероприятий по оптимизации структуры дебиторской и кредиторской задолженностью
  • 3.2 Характеристика путей совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью
  • 3.3 Планирование основных показателей хозяйственной деятельности
  • Список использованной литературы

 

Введение

Современные экономические условия развития бизнеса, усиление конкуренции на рынке и политические регламенты работы компаний способствуют повышению требования к торговым предприятиям. Особенно важным в данном случае становиться финансовая устойчивость компании, возможность управления движением денежных средств, что, прежде всего, выражается через два основных показателя: дебиторская и кредиторская задолженность. В случае, когда предприятие имеет высокую финансовую устойчивость, быструю оборачиваемость дебиторской задолженности и возможность привлекать кредиты поставщиков, компания приобретает возможность увеличить свою конкурентоспособность, прибыль и рентабельность хозяйственной деятельности компании.

Высокий уровень финансовой устойчивости и ликвидности, дает возможность предприятию быть независимым от условий рынка, что снижает риск возможного банкротства. Следовательно, практически каждое предприятие, которое осуществляет коммерческую деятельность, обладает определенным ресурсным потенциал, который выражается в виде основного и оборотного капитала. Оборотные средства представляют собой материальные и денежные ресурсы. Большое значение приобретает эффективность использования оборотного капитала предприятия, что выражается, прежде всего, в товарных ресурсах и дебиторской задолженности. От эффективного управления дебиторской задолженностью зависит уровень ликвидности на предприятии.

Следовательно, можно утверждать, что на показатель оборачиваемости капитала, и как результат на финансовое состояние предприятия оказывает большое влияние состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Своевременная оценка процесса изменения оборота ресурсов, которые вложены в запасы и расчеты, предоставляет возможным рассчитать резервы снижения необходимости в оборотных ресурсах, благодаря оптимизации запасов, и их относительного уменьшения, в сравнении с повышением реализации товара, ускорении расчетов. Правильное и организованное управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия гарантирует успешное развитие хозяйственной деятельности компании, благодаря приросту прибыли и капитала, при сохранении необходимого уровня платежеспособности и ликвидности при определенном уровне риска. Так как основная цель хозяйственной деятельности получение прибыли, перед финансовым директором и руководством компании встает важный вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которых может стать причиной снижения финансовой устойчивости предприятия.

Основной проблемой увеличения показателей дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии является низкий уровень управления денежными потоками. Оперативное управление денежными ресурсами позволяет планировать денежные потоки на предприятии. Данное управление зависит напрямую от системы контроля над дебиторской и кредиторской задолженностью. Получение искаженных данных о задолженности на предприятии демонстрирует зависимоть от правильного и четкого планирования объема денежных средств для предстоящих выплат. Организация системы контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности позволяет улучшить расчетно-платежную дисциплину. Фактором определяющим систему контроля является показатель оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности. Динамика оборачиваемости дебиторской задолженности зависит от кредитной политики предприятия, а также от существующей на предприятии системы контроля, что обеспечивает своевременность поступления оплаты.

Высокий уровень оборачиваемости кредиторской задолженности дает возможность утверждать о улучшении платежеспособности на предприятии. В целом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью оперативного и эффективного управления на современном предприятии. Предварительный анализ деятельности ООО «Велес» показал актуальность и острую необходимость решения указанных проблемных вопросов.

Объектом исследования торговое предприятие ООО «Велес».

Предметом исследования является дебиторская и кредиторская задолженность предприятия торговли ООО «Велес».

Цель работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ООО «Велес».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность управления дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующих субъектов;
  • дать экономико-организационную характеристику торговой компании ООО «Велес»;
  • провести анализ финансового состояния ООО «Велес»
  • провести оценку структуры и оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Велес»;
  • разработать мероприятия по оптимизации структуры дебиторской и кредиторской задолженности, а также дать экономическое обоснование эффективности данных мероприятий.

Практическая значимость работы заключается в реализации разработанных мероприятий по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Велес».

Методы исследования. Основными методами исследования стали метод экономико-статистического анализа, индексный метод, метод единства исторического и логического.

Информационная база. Работа выполнена на базе законодательства РФ и локальных нормативных актах, бухгалтерском балансе, отчета о прибылях и убытках, штатного расписания, внутренних инструкциях и положениях в компании ООО «Велес».

Теоретической базой служат исследования научных трудов отечественных и зарубежных авторов в сфере экономики. Среди таких исследований можно выделить работы ученых: Соломатин А.Н., Савицкая Г.В., Войтоловский Н.В. и т.д.

Структура дипломной работы.

Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дипломной работы дается описание актуальности выбранной темы, ставятся цели и задачи исследования, определяется объект и предмет дипломного проекта.

В первой главе проводится теоретическое описание показателей дебиторской и кредиторской задолженности. Вторая глава – аналитическая, посвящена вопросом общей оценки работы изучаемого предприятия ООО «Велес», а также подробного анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Третья глава – проектная, направлена на разработку мероприятий по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженности. В заключении дипломного проекта сделаны основные выводы и рекомендации по реализации предложенных мероприятий.

 

Глава 1. Теоретическая характеристика управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятиях торговли

1.1. Понятие и сущность управления дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующих субъектов

В процессе хозяйственной деятельности у предприятий и организаций возникают договорные отношения с различными юридическими и физическими лицами при осуществлении товарных операций, выполнении работ и оказании услуг. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной договора в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором.[8., стр. 408]

В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).

В случае покупки организацией товаров, продукции, а также приемки работ и услуг у других юридических и физических лиц у нее возникает кредиторская задолженность. В состав кредиторской задолженности организации включается задолженность бюджету по налогам, в том числе по единому социальному налогу органам социального страхования и обеспечения и фондам медицинского страхования, а также другим юридическим и физическим лицам по обязательствам, возникающим согласно действующему законодательству или условиям договоров.[7., стр. 411]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.

Однако балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.[10., стр. 108]

По существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.[16., стр.425]

Управление движением кредиторской задолженности — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Следовательно, практически речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.[8., стр. 218]

В конечном счете, все это позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.

Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включается задолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность перед органами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, что начисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляются соответствующие платежи) и пр.[10., стр. 174]

Таким образом, дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.

Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.

Дебиторская задолженность по своему характеру в зависимости от расчетных отношений может подразделяться на нормальную, которая является следствием хозяйственной деятельности организации и просроченную дебиторскую задолженность, которая создает финансовые затруднения для приобретения производственных запасов, выплаты з/пл.. Такая дебиторская задолженность должна быть в центре внимания, и должны быть приняты срочные оперативные меры по ее исключению.

Для целей учета и анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла.

С позиций финансового контроллинга дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, «нормальный» рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности.

В настоящее время, выделяют следующие виды: дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам.

Для более наглядного представления структуры дебиторской задолженности рассмотрим рисунок 1.1.[10., стр. 176]

Рисунок 1.1. Структура дебиторской задолженности по источникам формирования

В условиях рыночной системы любая компания стремится как можно скорее реализовать свои товары и услуги с целью получения денежной наличности. Однако рост объемов продаж товаров и услуг в кредит увеличивает сроки поступления денег на расчетные счета. Увеличению продаж в кредит способствуют следующие факторы:

— усиление конкуренции между товаропроизводителями на рынке;

— стремление уменьшить «пролеживание» товаров и запасов, а значит, и складские расходы;

— увеличение оборачиваемости и эффективности использования оборотных фондов.

При продажах товаров и услуг в кредит в бухгалтерских книгах организации открываются счета к получению. Прежде чем открыть эти счета, кредитный отдел анализирует кредитоспособность покупателей и на основе рейтинга кредитоспособности составляет классифицированный кредитный портфель компании по компаниям-дебиторам. Практика рыночного хозяйствования свидетельствует, что особую осторожность должны вызывать организации со сроком работы в бизнесе от нескольких месяцев до года и от года до двух лет, так как именно такие компании составляют 50-70% общего числа компаний, потерпевших крах.[11., стр. 215]

С другой стороны, сама организация, покупая сырьё и материалы, берет на себя денежные обязательства, которые она должна выполнить в конкретный срок и в конкретном размере. Кроме того, имеют место финансовые обязательства организации перед налоговыми службами и персоналом по своевременной выплате заработной платы. Таким образом, возникают проблемы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностями, которые отражаются на соответствующих счетах.[16., стр. 137]

Зеркальным отражением работы с дебиторскими счетами является работа с кредиторскими счетами, по которым необходимо своевременно и в необходимом размере осуществлять денежные выплаты другим организациям. С одной стороны, задержка и «размазывание» выплат по времени увеличивает доходы, ликвидность организации, а с другой — создает проблемы в отношениях с предприятиями-поставщиками, банками и другими кредиторами, например, по дополнительным выплатам судебных издержек. Рано или поздно плохая репутация несвоевременного плательщика заставит и остальных поставщиков не только ликвидировать торговые скидки, но и увеличить цены на поставляемые сырье, материалы и товары.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые возникают в ходе различных фактов хозяйственной деятельности.

Кредиторская задолженность делится на краткосрочную или долгосрочную кредиторскую задолженность (долгосрочные и краткосрочные пассивы).

К долгосрочным пассивам относятся [7., стр. 413]:

— долгосрочные кредиты банка, используемые для капитальных вложений на длительный срок: на приобретение дорогостоящего оборудования, строительство зданий, модернизацию производства;

— долгосрочные займы, отражающие долгосрочные кредиты (кроме банковских) и другие привлечённые средства на срок более одного года, в том числе по выпущенным предприятием долгосрочным облигациям и выданным долгосрочным векселям.

К краткосрочным пассивам относятся обязательства, которые покрываются оборотными средствами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются в течение сравнительно короткого периода времени (обычно в течение года).

Состояние кредиторской задолженности характеризует расчётные взаимоотношения с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими. При проверке сумм, относящимся к поставщикам акцептованным расчётным документам и неотфактурованным поставкам, следует иметь в виду, что их величина во многом зависит от равномерности и объёма поставок в конце отчётного периода, применяемых форм и порядка расчётов и т.д.[15., стр. 179]

Каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами. Необходимо выделить, что у ряда предприятий значительная часть кредиторской задолженности относится к просроченной задолженности поставщика.

Анализируя состояние кредиторской задолженности, необходимо отличать реальную и нереальную (неоправданную) задолженность. В ходе анализа кредиторской задолженности производят выборку обязательств, сроки погашения которых наступают в отчетном периоде, а также отсроченных и просроченных обязательств.

В целях управления дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.

1.2. Классификация факторов возникновения дебиторской задолженности на предприятиях торговли

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств).

Величина дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами. Условно эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.

Согласно исследованиям Всемирного банка, причиной возникновения неплатежей в России явилось несоответствие требований макро- и микроэкономической политики государства. Как отмечается в работах В.С. Зимина, они явились следствие противоречивой экономической политики, имеющей в своей основе мягкие бюджетные ограничения для предприятий и быструю дезинфляцию, при неадекватности фискальных реформ. На современном этапе стабилизации рыночных отношений данная проблема утратила остроту: сформирована нормативно-правовая база, повысилась эффективность производства, реализация продукции, управления оборотными средствами на основе внедрения действенных и научно-обоснованных экономических механизмов и так далее. Однако статистические данные структуры и динамики дебиторской задолженности предприятий Российской федерации свидетельствуют о наличии нерешенных задач, связанных со своевременным поступлением средств как на счета конкретных предприятий, так и на государственном уровне.[22., стр. 274]

Несвоевременное исполнение денежных обязательств само по себе еще не является проблемой глобального масштаба. Неплатежи существуют как в развивающихся странах, странах с переходной экономикой, так и в индустриально развитых экономиках. Однако в развитой экономической системе существует отлаженный механизм решения данных проблем, основанный на четких правовых отношениях и функционировании эффективных расчетно-платежных схем. в случае невозможности уплаты неплательщик подвергается процедуре банкротства. В данной дипломной работе систематизированы причины задержки платежей в Российской Федерации в современных условиях и представлены в виде схемы на рисунке 1.2.[12., стр. 241]

Возникновение просроченных обязательств перед кредиторами может происходить преднамеренно и быть вызвано необходимостью.

В первом случае задержка платежа выгодна неплательщику. В зависимости от законодательства и фактического его исполнения, условий договоров, рыночной конъюнктуры, выражающейся в доступности других источников заимствования, заемщик может принять решение о задержке платежа.[10., стр. 89]

Это своего рода кредит, отмечает в своих научных исследованиях Луговой О., т он имеет свою стоимость, выражающуюся в штрафах, пенях, завышенных ценах, а также деловой репутации и судебных издержках, и если данный вид заимствования более выгоден для заемщика, то его использование наиболее вероятно.

Рисунок 1.2 — факторы и причины возникновения неплатежей в Российской Федерации в современных условиях

Издержки, связанные с неплатежами для заемщика, определяются, прежде всего, поведением кредитора, который может соглашаться либо не соглашаться с предоставлением кредита и, исходя из этого, проводить или не проводить активных действий с целью возвращения долгов. Если кредитор заинтересован в предоставлении средств то, по-видимому, такую ситуацию не стоит связывать с неплатежами.

Теоретически, такая задолженность не является просроченной, поскольку обе стороны согласны на отсрочку платежа. юридически возможна ситуация оформления возникающих обязательств как просроченных в зависимости от существующего законодательства.

Внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия, и ограничить их влияние менее возможно, а в отдельных случаях практически невозможно. К внешним факторам следует отнести: спад производства; уровень инфляции; вид продукции – если это сезонная продукция; насыщенность рынка данным видом продукции.[9., стр. 118]

Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.

Количественная величина дебиторской задолженности определяется двумя факторами [16., стр. 332]:

  1. Объемом реализации работ и услуг в кредит.
  2. Средним промежутком времени между реализацией товаров и услуг и фактическим получением выручки.

Задолженность должна подтверждаться следующими документами:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • договором между кредитором и дебитором с приложением первичных документов, подтверждающих собственно возникновение задолженности и время ее продолжительности (накладные, счета-фактуры и т. д.);
  • акты сверки дебиторской задолженности, оформленные надлежащим образом.

При отсутствии или неправильном юридическом оформлении этих документов вероятность оплаты контрагентом значительно снижается.

Трудность может вызывать наличие нескольких договоров с одним дебитором и частичная выплата по каждому из них, причем в произвольные сроки и по разным схемам. Например, покупатель – «сетевик».

У него есть склад, куда доставляется товар от поставщика, а затем развозится по «точкам» – магазинам. Оплата производится по безналичному расчету. Клиенту удобно в платежном поручении указывать только номер договора и выплачивать «круглые» суммы, примерно равные стоимости заявки. Но и каждый отдельный магазин имеет возможность оформить заказ, оплатив наличными. В результате может возникнуть путаница в оплате. Для этого необходимо установить периодичность сверок расчетов по каждому из договоров.[19., стр. 208]

Увеличение количества денег на счетах фирмы свидетельствует об укреплении ее финансового состояния. Денежная сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для погашения всех первоочередных платежей поставщикам.

1.3. Характеристика политики управления и внутрихозяйственных факторов возникновения дебиторской и кредиторской задолженности

Задолженность по кредиту может возникать при отсутствии денежных средств, необходимых для беспрепятственного погашения взятого займа. Также одной из причин появления долгов такого типа является невыполнение заёмщиком своих непосредственных обязанностей перед кредитором, прописанных в договоре о сотрудничестве. Списание всех имеющихся долгов может происходить исключительно по факту проведённого погашения или в связи с окончанием срока исковой давности. Инициировать процедуру списания задолженности может также и лицо, выступающее в качестве кредитодателя. В данном случае долги аннулируются по обоюдному согласию сторон. Возникновению кредиторской задолженности предшествует ситуации, в которой указанная дата непосредственного поступления товаров или услуг не совпадает с датой фактического совершения акта оплаты их использования. Если сторона, которая является плательщиком по кредиту не соблюдает выполнение финансовой составляющей договора, то это автоматически влечёт за собой появление кредиторской или дебиторской задолженности.[33]

Анализ состояния займа должен осуществляться на основе финансовой отчётности учреждения. Разрешение такой ситуации может быть разным. Если стороны не придут к обоюдной согласованности последующих действия, то возникший спор должен разрешаться исключительно при непосредственном участии третьей стороны. Присутствия судебных представителей с целью урегулирования ситуации в таком случае избежать не удастся. Следует добавить, что за злостное уклонение от оплаты кредиторской задолженности лицо, являющееся должником в данном ситуации, может быть привлечено к ответственности.[11., стр. 108-109]

Согласно законодательству, срок действия исковой давности составляет не более трёх лет. На протяжении указанного промежутка времени истец должен успеть подать заявление, касающееся последующего взыскания задолженности. Если этого не сделать, вопрос лишается своей актуальности. Исключением можно назвать разрешение ситуаций с участием лиц, не являющихся резидентами отдельно взятой страны. В таком случае срок действия исковой давности может быть автоматически продлён ещё на один год. Такого же принципа придерживаются и при погашении дебиторской задолженности. Вдобавок к этому, задолженность может быть списана как безнадёжная. Это автоматически происходит в случае признания заёмщика неплатёжеспособным или при условии наличия судебного отказа в удовлетворения иска.[5., стр. 94]

Систему экономического управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока (направления)[42]:

  1. кредитная политика, позволяющая максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж;
  2. комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть:

  • жесткой – предоставление минимальной отсрочки платежей или непредоставление отсрочек вообще;
  • либеральной – предоставление значительной отсрочки платежей.

Жесткая кредитная политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Преимущества такой политики – минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженности и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.

Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Преимущество такой кредитной политики – стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. либеральная кредитная политика является фактором конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков, в частности, потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.[9., стр. 271]

Либеральная кредитная политика имеет следующие признаки [12., стр. 124-125]:

  • большой срок погашения дебиторской задолженности, например, превышающий полтора–два месяца;
  • наличие существенной долгосрочной дебиторской задолженности;
  • более высокий темп прироста дебиторской задолженности покупателей по сравнению с темпом прироста выручки;
  • наличие списанной в убыток задолженности и убытков от списания задолженности в размере, превышающем 1 % соответственно дебиторской задолженности и выручки;
  • наличие резервов по сомнительным долгам.

На предварительном этапе разработки кредитной политики оценивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят [18., стр. 56-59]:

  • определение лимита дебиторской задолженности в целом по предприятию;
  • оценку надежности и выгодности покупателей;
  • определение лимита дебиторской задолженности и срока платежей по отдельным покупателям;
  • оценку эффективности кредитной политики.

Кредитная политика формируется службами заместителя директора по финансовым вопросам (финансового директора) и может строиться на следующих условиях коммерческого кредитования:

  • стоимости коммерческого кредита. При установлении цены коммерческого кредита необходимо руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями предприятия и рыночными условиями. Методику и варианты расчета стоимости определяет служба заместителя директора по финансовым вопросам (финансового директора);
  • сроке кредитования. Здесь следует учесть фактор оборачиваемости дебиторской задолженности: средняя оборачиваемость дебиторской задолженности должна быть ниже аналогичного показателя по кредиторской задолженности. В противном случае возникает дефицит денежных средств;
  • размере дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики необходимо определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, предприятие должно ориентироваться на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).

К некоторым техническим мерам проведения кредитной политики могут относиться следующие меры, осуществляемые отделом сбыта, работу которого координирует юридическая служба:

  1. депозит вместе с заказом. При поставках товаров или услуг, производимых по специальному заказу клиентов, необходимо внести требование о внесении задатка;
  2. выставление промежуточного счета. Включение в условия договоров возможности выставления промежуточных платежных требований;
  3. кредитные лимиты. Установление кредитных лимитов на каждого корпоративного клиента, определяющих максимальный размер разрешенного кредита, т.к. нет уверенности в том, что клиент выполнит свои обязательства (т.е. существует риск возникновения просроченной или безнадежной ковзысканию дебиторской задолженности).

Одним из эффективных способов оценки платежеспособности покупателя является анализ накопленного опыта работы с ним, в т.ч. нарушений договорных условий. Далее следует анализ статистики по объемам отгрузки в кредит.

Основные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности можно разделить:

на главные:

  • слабая работа экономистов отдела сбыта: нет системы организации работы с дебиторами (работа ведется хаотично по мере возникновения просроченной дебиторской задолженности; отсутствие заинтересованности экономистов, которое заключается в боязни потерять клиентов; поощрение недисциплинированности клиентов (скрытое, неосознанное); отсутствие планирования дебиторской задолженности);
  • недисциплинированность клиентов;

факультативные:

  • неплатежеспособность клиентов. Отсутствие у экономистов навыков определять фирмы-однодневки;
  • отсутствие спроса, слабый маркетинг.

Исходя из анализа причин возникновения просроченной дебиторской задолженности, необходимо разработать комплекс мер (стратегию), направленных на управление дебиторской задолженностью, снижение риска возникновения просроченной или безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности.

Практический регламент управления дебиторской задолженностью должен включать:

  • методику оценки финансового состояния контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;
  • формирование условий договоров, чтобы они побуждали контрагентов избегать нарушения сроков оплаты;
  • планирование объема дебиторской задолженности и мотивацию на его достижение сотрудников предприятия, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
  • конкретные права и обязанности сотрудников, вовлеченных в процесс управления дебиторской задолженностью;
  • разработку (приобретение) информационной системы по управлению дебиторской задолженностью;
  • сбор информации о финансовом положении должника и изучение документов, подтверждающих возникновение задолженности;
  • мониторинг (ранжирование) покупателей;
  • реструктуризацию дебиторской задолженности;
  • претензионную работу (внесудебное погашение просроченной задолженности);
  • исковую работу.

Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!