Меню Услуги

Оценка и анализ дебиторской задолженности организации на примере ООО «ПромЭкспертиза»


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки дебиторской задолженности предприятия
  • 1.1. Дебиторская задолженность: сущность и формирование
  • 1.2. Цели, задачи и значение анализа и оценки дебиторской задолженности организации
  • 1.3. Методы оценки и приемы анализа дебиторской задолженности организации
  • 1.4. Информационная база для анализа и оценки дебиторской задолженности организации
  • Вывод по 1 главе
  • Глава 2. Методические основы оценки и анализа дебиторской задолженности организации
  • 2.1. Методика оценки и анализа дебиторской задолженности организации
  • 2.2. Управление дебиторской задолженностью организации
  • 2.3. Оптимизация финансового цикла организации
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Практический пример оценки и анализа дебиторской задолженности организации ООО «ПромЭкспертиза»
  • 3.1. Характеристика организации ООО «ПромЭкспертиза»
  • 3.2. Анализ дебиторской задолженности ООО «ПромЭкспертиза»
  • 3.3. Оценка стоимости дебиторской задолженности ООО «ПромЭкспертиза»
  • 3.4. Построение финансового цикла ООО «ПромЭкспертиза» и его оптимизация
  • 3.5. Выводы и рекомендации по управлению дебиторской задолженностью ООО «ПромЭкспертиза»
  • Вывод по 3 главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список литературы

 

Введение

В настоящее время, неизбежным следствием существующей системы денежных расчетов между организациями является дебиторская задолженность, при которой всегда имеется временная пауза между моментом платежа и моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.

Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.

Вследствие всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема данной работы весьма актуальна.

Целью настоящей дипломной работы является анализ и оценка дебиторской задолженности предприятия ООО «ПромЭкспертиза», а также разработка рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью.

Исходя из поставленной цели, необходимо осуществить решение следующих задач:

— рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;

— рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;

— рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;

— дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «ПромЭкспертиза»;

— проанализировать составом дебиторской задолженности на ООО «ПромЭкспертиза»;

— ознакомиться с политикой ООО «ПромЭкспертиза» в области коммерческого кредитования;

— определить пути совершенствования управления дебиторской задолженностью.

Объектом исследования данной дипломной работы является ООО «ПромЭкспертиза».

Предметом анализа является дебиторская задолженность ООО «ПромЭкспертиза».

В данной работе использовались следующие методы:

— экономико-математический;

— статистико-экономический;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе бакалаврской работы представлен теоретический обзор дебиторской задолженности её оценке и анализу целом.

Вторая глава представляет из себя оценку и анализ дебиторской задолженности фирмы ООО «ПромЭкспертиза» и влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ООО «ПромЭкспертиза».

Третья глава посвящена совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью ООО «ПромЭкспертиза».

В заключении подводятся итоги, проделанной работе и выдаются конечные рекомендации.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки дебиторской задолженности предприятия

1.1. Дебиторская задолженность: сущность и формирование

Одним из основных видов долговых обязательств является дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлеченные средства из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами. Дебиторская задолженность основана на разрыве между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа.

Возникновение и необходимость учета дебиторской задолженности первоначально было связано с предоставлением денег и материальных ценностей в долг, т.е. с последующим возвратом. По мере развития торговли долговые обязательства увеличивались не только по количеству и суммам, но и видам задолженности. Чтобы увеличить объем продаж, а, следовательно, прибыли от продажи товаров, продавцы наиболее надежным и доверенным покупателям уже в давние времена отпускали их, не требуя немедленной оплаты, т.е. в долг. Постепенно это стало обычной практикой, получившей в условиях развития рынка широкое распространение. Подавляющее большинство торговых сделок совершается сейчас именно таким образом.

Организация, предоставляющая товары, работы, услуги в кредит, является кредитором, а организация, их получающая, — дебитором. В более широком смысле кредитор — это сторона в обязательстве, имеющая право требовать от другой стороны (дебитора) исполнения долговых обязательств, а дебитор — должник в договоре ином обязательстве.

С позиции бухгалтерского учета дебитором является юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию. Это могут быть организация — покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары, рабочий или служащий, получивший аванс на командировку или на другие расходы и многие другие должники.

Дебиторская задолженность с юридической позиции- это капитал организации — кредитора, но не всегда ее собственный. Только тогда, когда в процессе экономического оборота находящиеся у организаций — должников средства возвращаются во владение организации — кредитора, они включаются в текущие активы последней либо направляются на погашение ее кредиторской задолженности [8].

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам – таблица 1.

Таблица 1 – Виды дебиторской задолженности

Задолженность Сроки наступления Особенности
1. Срочная В пределах срока, установленного договором Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или как результат отсрочки платежа.
2. Просроченная — сомнительная Более срока, установленного договором Часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности.
3. Безнадежная — истек срок исковой давности Более 3 лет с момента окончания срока исполнения Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности;

Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы;

Отражается на забалансовом счете.

4. Находящаяся на забалансовом счете В течение 5 лет с момента списания Цель — контроль за возможностью ее получения.

 

Порядок формирования дебиторской задолженности зависит от условий сделки, в рамках которой она возникла. В общем случае ее сумма равна договорной цене реализуемых товаров, работ или услуг. При этом в ряде ситуаций она формируется в особом порядке. Так, сумма задолженности может быть увеличена или уменьшена, если компания предоставляет покупателям коммерческий кредит, скидки, бонусы, если задолженность выражена в условных денежных единицах или иностранной валюте и т.д. Кроме того, специальный порядок установлен и для задолженностей по товарообменным сделкам.

Сумму дебиторской задолженности определяют по правилам, которые установлены Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)*(151). Согласно пункту 6.1 этого документа размер дебиторской задолженности покупателя за поставленный ему товар, работы или услуги определяют исходя из цены, установленной договором, в рамках которого они реализованы. При этом в данную цену, а, следовательно, и в размер дебиторской задолженности включают все налоги, учтенные в стоимости товаров (НДС и акцизы)[5].

Если цена товаров не установлена договором и не может быть определена из его условий, то сумму дебиторской задолженности определяют исходя из тех цен, по которым компания определяет выручку в отношении аналогичных товаров в аналогичных обстоятельствах (то есть с учетом количества проданных товаров, условий их поставки и т.д.)*(152).

Задолженность в инвалюте или условных денежных единицах

Стоимость товаров, отгружаемых покупателю, может быть выражена в условных денежных единицах или иностранной валюте (долларах США или евро). При отгрузке товаров дебиторскую задолженность рассчитывают исходя из официального курса иностранной валюты, действующего на эту дату (возможен расчет долга по любому другому курсу, установленному договором). Это предусмотрено пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)*(153)[5].

В связи с тем, что курсы иностранных валют, действующие на день отгрузки ценностей и на день формирования отчетности или на дату их оплаты, будут различаться, в бухгалтерском учете компании возникнут курсовые разницы*(154).

Поэтому бухгалтеру следует пересчитывать и сумму задолженности. Это делают на наиболее раннюю из дат*(155):

— на день погашения задолженности;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— на день составления бухгалтерской отчетности[5].

Если курс валюты, действующий в момент отгрузки ценностей, меньше, чем на дату пересчета долга, в учете возникают положительные курсовые разницы. Их отражают в составе прочих доходов компании и на их сумму увеличивают дебиторскую задолженность.

Если курс валюты, действующий в момент отгрузки ценностей, больше, чем на дату пересчета долга, в учете возникают отрицательные курсовые разницы. Их отражают в составе прочих расходов компании и на их сумму уменьшают дебиторскую задолженность.

Дебиторскую задолженность, которая возникла в результате перечисления поставщику аванса, на дату формирования бухгалтерской отчетности не переоценивают. Ее отражают по курсу иностранной валюты, который действовал на день перечисления средств. По сути, размер такой задолженности равен сумме денежных средств, перечисленных поставщику.

В аналогичном порядке отражают операции по реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту (в том числе и в части перечисленных авансов).

Коммерческий кредит

Договором поставки товаров может быть предусмотрено предоставление покупателю отсрочки платежа — коммерческого кредита*(156). Как правило, подобная услуга является платной. То есть помимо стоимости самого товара покупатель должен перечислить и проценты за отсрочку в его оплате. По общему правилу по кредитам устанавливают годовой процент, с последующим расчетом его суммы исходя из фактического времени пользования заемными средствами. При этом стороны договора вправе установить и любой другой порядок расчета процентов.

Если компания-продавец предоставила покупателю коммерческий кредит, то в сумму выручки от продаж и, следовательно, в состав дебиторской задолженности включают как стоимость товара, так и сумму процентов по кредиту*(157). Их начисляют в момент перехода к покупателю права собственности на отгруженный товар.

Данное правило применимо, если продавец может достоверно рассчитать сумму процентов, которую должен заплатить покупатель. Однако в некоторых ситуациях это сделать невозможно. Например, если проценты по кредиту начисляются за каждый день отсрочки платежа, при этом заранее не известен срок, в течение которого покупатель расплатится с продавцом. А по правилам бухгалтерского учета выручку отражают только при условии, что ее сумма может быть определена*(158).

В данной ситуации бухгалтер может поступить так:

— отразить дебиторскую задолженность и сумму выручки на день отгрузки товаров без учета суммы процентов по коммерческому кредиту;

— увеличивать дебиторскую задолженность и доначислять сумму выручки по итогам каждого месяца, по окончании которого товар оплачен не был, исходя из суммы процентов, которые причитаются к получению.

После поступления выручки производится окончательный расчет и дебиторской задолженности, и суммы выручки. Проценты, начисленные по коммерческому кредиту, облагают НДС как суммы, связанные с расчетами за поставленные товары, работы или услуги. Конечно, при условии, что сами товары (работы, услуги) облагают этим налогом. В противном случае НДС с суммы процентов не платят. Налог определяют по расчетной ставке 18/118 или 10/110 в зависимости от того, по какой ставке облагают НДС сами товары (работы, услуги). Причем налог нужно начислить лишь после того, как проценты будут фактически получены компанией-продавцом.

Товарообменные сделки

Сумму дебиторской задолженности, возникшей по договору мены*(159), устанавливают исходя из стоимости товаров, работ или услуг, полученных в обмен*(160). Ее определяют в соответствии с ценами, по которым компания приобретает аналогичное имущество в сравнимых обстоятельствах.

Если стоимость ценностей, полученных в обмен, установить невозможно, сумму дебиторской задолженности определяют исходя из стоимости переданного имущества. За основу берут те цены, по которым «в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров)»*(161).

Посреднические сделки

Компания может реализовывать свои товары, работы или услуги через посредника. Например, в рамках договора комиссии или поручения. В данном случае дебиторскую задолженность покупателя и выручку от продаж отражают после отгрузки товаров посредником в адрес конечного покупателя. Если посредник участвует в расчетах, он вправе удержать с доходов от продажи товаров сумму своего вознаграждения (то есть перечислить выручку, поступившую от покупателя, за вычетом этих сумм). Однако дебиторскую задолженность и сумму выручки отражают в полной сумме, которая равна задолженности конечного покупателя. Вознаграждение посредника на нее не влияет. Его сумму фирма должна включить в состав своих расходов (кредиторской задолженности).

Скидки, предоставленные покупателям

Размер дебиторской задолженности определяют с учетом всех скидок, предоставленных покупателям согласно договору*(162).

Применяемые на практике скидки с точки зрения различия в учете условно можно разделить на 2 группы. Первые предоставляют путем пересмотра в договоре цены сделки в сторону уменьшения. Вторые — путем выплаты премии, отгрузки товара или списания задолженности. При этом цена договора не изменяется.

Учет скидки, связанной с изменением цены, зависит не только от ее вида, но и от момента ее предоставления. Есть 2 варианта. В одном продавец предоставляет скидку покупателю в момент отгрузки товара (или до него). В другом — после передачи товара покупателю.

В первой ситуации в момент реализации первичные документы и счета-фактуры составляют с учетом предоставленной скидки. То есть товар просто отгружают по другой цене. Поэтому в бухгалтерском учете операции по реализации отражают уже с учетом уменьшенных на величину скидки цен. Этот вид предоставления скидок не требует никаких корректировок в учете и отчетности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

После этой операции продавцу придется внести уменьшенную сумму товара и НДС в первичные документы, а также в счета-фактуры того периода, в котором товар был реализован*(163). Сделать это надо независимо от того, оплачен товар до момента предоставления скидки или нет.

Откорректировать необходимо не только свои документы, но и экземпляры покупателя. Отметим, что законодательство не предусматривает возможность выписывать новые счета-фактуры взамен старых, равно как и выставлять такие документы на отрицательные суммы.

Скидки без изменения цены являются по своей сути формой поощрения покупателя за выполнение определенных условий договора. Есть несколько способов предоставления подобных скидок покупателям:

— путем пересмотра суммы задолженности;

— в виде выплаты премии;

— в виде дополнительно отгруженного товара.

Если покупатель уже оплатил ранее приобретенный товар, то он обычно получает скидку в виде денежной премии или бонуса. Если же товар еще не оплачен или оплачен не полностью, то продавец чаще всего прощает контрагенту часть долга.

В бухгалтерском учете сумму выплаченного вознаграждения за выполнение определенных условий договора (в том числе путем списания дебиторской задолженности) отражают в составе прочих расходов.

1.2. Цели, задачи и значение анализа и оценки дебиторской задолженности организации

Разработка системы анализа дебиторской задолженности напрямую зависит от стратегических целей развития компании, которые определяют характер работы компании с дебиторами, кредитную политику и подходы к оценке инвестиций в дебиторскую задолженность.

На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:

  • объем продаж. С ростом объема продаж растет дебиторская задолженность;
  • условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;
  • политика взыскания дебиторской задолженности. Чем активнее предприятие в деле взыскания дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности;
  • платежная дисциплина покупателей. Объективными причинами, определяющими платежную дисциплину покупателей и заказчиков, следует назвать общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности;
  • качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов[12].

При удовлетворительном состоянии аналитической работы на предприятии должно быть обеспечено получение информации о следующих факторах:

  • величине и структуре дебиторской задолженности по срокам ее образования;
  • наличии и объеме просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия;
  • риске несвоевременной уплаты, а также возможных потерях.

Наличие такой информации позволяет проводить анализ надежности дебиторской задолженности, разработку приемов ее прогнозного анализа; обоснование вариантов решений о выборе рациональной политики управления расчетами с покупателями. Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого, в основном, к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающего целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

Основной целью анализа дебиторской задолженности является разработка и обоснование политики кредитования покупателей, направленной на ускорение расчетов и снижение риска неплатежей. Вместе с тем кредитная политика должна способствовать стимулированию продаж.

Основными задачами анализа являются:

  • оценка состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры;
  • формирование аналитической информации, позволяющей прогнозировать ожидаемые значения дебиторской задолженности;
  • анализ и разработка кредитной политики, включая обоснование кредитных лимитов и сроков предоставления кредита отдельным видам покупателей;
  • определение реальной стоимости дебиторской задолженности в условиях меняющейся покупательной способности денежных средств;
  • контроль за соотношением условий предоставления кредита покупателям и получения от поставщиков коммерческого кредита[15].

В наиболее общем виде величину и структуру дебиторской задолженности можно проанализировать с помощью данных баланса. Для целей внутреннего анализа следует привлечь сведения управленческого учета.

Управление дебиторской задолженностью состоит из тех же не специфических любым другим видом управленческих функций:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация;
  • контроль и анализ.

Планирование дебиторской задолженности- это процесс предварительных финансовых расчетов, оценки управленческих решений. Чтобы планирование дебиторской задолженности было реальным, а значит — эффективным, необходимо сформулировать стратегию организации, определить политику сбыта, выбрать рациональные параметры задолженности. Планирование величины дебиторской задолженности — был, есть и будет одним из важнейших.

Организация управления дебиторской задолженностью, текущая работа с дебиторской задолженностью, должен стать обязательным моментом сбытового подразделения и потребует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов — проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства. Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

Для управления дебиторской задолженностью необходима прозрачная, цельная, своевременная и актуальная информация о дебиторах, платежах и задолженности: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета[18].

Под мотивацией подразумевается совокупность административных, психологических моментов, которые определяют поведение должника, менеджера компании в целом.

Действия по контролю дебиторской задолженности- подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными. В процессе выполнения контроля дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения.  Анализ дебиторской задолженности — исследование и выделение факторов, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей[18].


Страницы:   1   2   3   4