Меню Услуги

Депозитные операции коммерческого банка проблемы и пути их решения» на примере ООО КБ «Кольцо Урала»


Страница:   1   2


Содержание

  • Введение
  • 1.1 Сущность, понятие, классификация операций коммерческого банка
  • 1.2 Депозитные операции коммерческого банка: сущность, понятие, классификация
  • 1.3 Сущность и содержание депозитной политики коммерческого банка
  • 2.1 Характеристика ООО КБ «Кольцо Урала»
  • 2.2 Анализ финансовой деятельности ООО КБ «Кольцо Урала»
  • 2.3 Анализ депозитного портфеля и депозитных операций ООО КБ «Кольцо Урала»
  • 3.1 Проблемы организации депозитных операций коммерческого банка
  • 3.2 Пути решения проблем организации депозитных операций коммерческого банка
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования кредитной организации.

К настоящему времени практически отсутствуют работы, посвященные специальным ком­плексным исследованиям сущности депозитной политики коммерческого банка, целей и задач ее проведения, факторов, определяющих специфику по­строения модели депозитной политики российских коммерческих банков, а также критериев выбора оптимальной депозитной политики. В то же время важность исследования этих вопросов подчеркивают многие ученые-эконо­мисты.

Цель дипломной работы — на основании анализа организации депозитных операций в ООО КБ «Кольцо Урала», выявить проблемы и предложить пути их решения.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  • изучить сущность, понятие и классификацию операций коммерческого банка;
  • рассмотреть теоретические основы депозитной политики коммерческого банка, раскрыв ее сущность и принципы формирования;
  • изучить финансово-хозяйственную деятельность ООО КБ «Кольцо Урала»;
  • провести анализ депозитных операций и определить их роль в обеспечении устойчивости коммерческого банка на примере ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА»;
  • выявить основные проблемы при реализации ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» своей депозитной политики;
  • предложить мероприятия по росту эффективности депозитной политики в ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» и привести их экономическое обоснование.

Объектом исследования работы выступает ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».

Предметом исследования работы выступают особенности депозитной политики ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».

Информационной базой работы являются статистические данные, публикуемые Центральным банком РФ и другими официальными органами, данные международных банковских организаций, вторичная информация из периодической печати. Исследование практики организации работы коммерческих банков по формированию и реализации депозитной политики прове­дены на основе данных, предоставленных ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» и публикуемой информацией на сайте данного банка.

В первой главе определено место и роли банка в экономической системе, рассмотрены операции коммерческих банков, дана характеристика депозитных операций, рассмотрен рынок депозитных услуг на российском банковском рынке.

Во второй главе проанализирована депозитная политика ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».

В третьей главе определены проблемы формирования депозитного портфеля  и пути совершенствования депозитной политики ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА».

1.1 Сущность, понятие, классификация операций коммерческого банка

На сегодня банковская система России имеет два уровня. Первый (верхний) уровень банковской системы — Банк России (далее Центральный банк РФ или ЦБ РФ) и второй (нижний) уровень — кредитные организации, филиалы и представительства ино­странных банков.

В банковской системе центральный банк страны играет ключе­вую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, Централь­ный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Коммерческий банк является вторым уровнем банковской системы.

Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на   договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических и физических лиц путем совершения  операций  и оказания услуг. Основной целью их деятельности является получение прибыли. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям [1].

Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средств [2].

Деятельность банка как выражение его экономических отношений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные особенности:

  • банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства;
  • банк – в определенном смысле торговый институт; не будучи собственником денежных средств, отражающих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по более дорогой цене;
  • банк – это коммерческое предприятие; операции банков совершаются на платной основе;
  • деятельность банка носит предпринимательский характер; благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают работать у других;
  • банк – не только коммерческое предприятие, но и общественный институт;
  • банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер.

Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими ее элемента­ми, прежде всего с банковской инфраструктурой. Банковская инфраструктура — совокупность элементов, которая обеспе­чивает жизнедеятельность банков. Внутренний ее блок обеспе­чивает стабильность банка, внешний — его взаимодействие с внешней средой.

Банковская деятельность может иметь особенности, обу­словленные различием направлений деятельности банков. Все это дает основание рассматривать операции банка в зависимо­сти от определенных критериев.

Операция — конкретный вид действий по созданию бан­ковского продукта. Банковская деятельность — сложный про­цесс, реализуемый в рамках банковской системы, подчиняющий­ся единым правилам ведения операций. Операции осуществляются посредством финансовых, бухгалтерских и технических приемов и способов, в совокупности образующих технологию банковских услуг.

Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» определены следующие операции, которые имеют право осуществлять коммерческие банки [4]:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  •    осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). (п. 9 введен Федеральным законом от 31.07.1998 г. N 151-ФЗ).

По приемам и способам различают финансовые, бухгал­терские и статистические операции, по отношению к балансу банка — активные, пассивные и забалансовые операции.

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Принято различать четыре формы пассивных операций коммерческих банков, представленных на рисунке 1.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций [5].

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов — собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов — заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему средства. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Обычно государство устанавливает для банков минимальную границу соотношения между собственными и привлеченными ресурсами.

Значение собственных ресурсов банка состоит, прежде всего, в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы, без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Как собственные, так и привлеченные ресурсы коммерческого банка отражаются на корреспондентском счете, открываемом в Центральном банке России. Собственные средства банка — это совокупность различных по назначению фондов, обеспечивающих экономическую самостоятельность и стабильность функционирования банка.

Собственные средства включают уставный фонд, специальные фонды банка, износ основных средств, фонды экономического стимулирования, средства, направленные банком из прибыли на производственное и социальное развитие, фонд переоценки валютных средств, прибыль текущего года и прошлых лет, а также резервные фонды, созданные для покрытия рисков по отдельным банковским операциям. Установлено, что на долю собственных средств приходится от 12% до 20% общей суммы пассивов банка[6, с. 58].

В составе собственных средств банка выделяют собственный капитал, который включает: уставный фонд (капитал); учредительскую прибыль, законодательно создаваемый резервный фонд на общие риски, нераспределенную прибыль прошлых лет.

Cобственный капитал банка имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости банка и эффективности его работы, он необходим на начальных этапах деятельности банка, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов, без которых банк не может начать свою работу.

В заключение отметим, что пассивные операции банка имеют первостепенное значение, т.к. они являются источником финансирования кредитной и прочей деятельности банка. Пассивные операции привлекают в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.

1.2 Депозитные операции коммерческого банка: сущность, понятие, классификация

В соответствии с экономическими и толковыми словарями терминов рыночной экономики, а также в соответствии с малым энциклопедическим словарем, депозиты имеют более широкое толкование, одним из видов которого и являются вклады.

Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится до 95% пассивов.

В качестве субъектов пассивных операций могут выступать:

  • государственные предприятия и организации;
  • государственные учреждения;
  • кооперативы;
  • акционерные общества;
  • смешанные предприятия с участием иностранного капитала;
  • общественные организации и фонды;
  • финансовые и страховые компании;
  • инвестиционные и трастовые компании и фонды;
  • отдельные физические лица и объединения этих лиц;
  • банки и другие кредитные учреждения.

Объектами депозитных операций являются депозиты — суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые в силу действующего порядка осуществления банковских операций на определенное время сосредотачиваются на счетах в банках.

В свою очередь каждая из этих групп классифицируется по разным признакам. Принято различать срочные депозиты в зависимости от их срока:

  • депозиты со сроком до 3 месяцев;
  • депозиты со сроком от 3 до 6 месяцев;
  • депозиты со сроком от 6 до 9 месяцев;
  • депозиты со сроком от 9 до 12 месяцев;
  • депозиты со сроком свыше 12 месяцев.

Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах: средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций разных форм собственности; средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов.

Сберегательные средства в зависимости от особенностей их хранения, например, подразделяются на срочные, срочные с дополнительными взносами, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, молодежно-премиальные, условные, на предъявителя, на текущие счета, до востребования, сберегательные сертификаты, пластиковые карточки. Каждый из видов депозитов имеет свои достоинства и недостатки.

Депозиты до востребования наиболее ликвидные. Их владельцы могут в любой момент использовать деньги, находящиеся на счетах до востребования. Особенности депозитного счета до востребования следующие:

  • деньги на этот счет вносят или изымаются как частями, так и полностью без ограничений;
  • разрешается брать с этого счета в установленном ЦБ РФ порядке наличные деньги;
  • по депозитам до востребования банк обязан хранить минимальный резерв в ЦБ РФ в большей пропорции, чем по срочным вкладам.

Основными недостатками депозитов до востребования являются:

  • для их владельцев — практически отсутствие уплаты процентов по счету;
  • для банка — необходимость иметь более высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности.

Срочные депозитные счета имеют четко установленный срок, по ним владельцам уплачивается фиксированный процент и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию вкладов. Для денежных средств, хранящихся на срочных депозитных счетах, устанавливается более низкая норма обязательных резервов, чем по депозитам до востребования.

Достоинством срочных депозитных счетов для клиента является получение высокого процента, а для банка — возможность поддержания ликвидности с меньшим оперативным резервом.

Недостаток срочных депозитных счетов для клиентов состоит в низкой ликвидности и невозможности использовать средства на счетах срочных депозитов для расчетов и текущих платежей, а также для получения наличных денег. Для банка недостаток состоит в необходимости выплат повышенных процентов по вкладам и снижении, таким образом, банковской маржи [1].

Сберегательные вклады выгодны банкам тем, что носят долгосрочный характер и, следовательно, могут служить источником долгосрочных вложений. Недостатком их является подверженность этих вкладов самым различным факторам (политическим, экономическим, психологическим), что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих вкладов и потери ликвидности банка.

Коммерческим банкам в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов необходимо постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов.

Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активных операций.

К традиционным пассивным операциям банка относятся вклады.

Депозит – это форма выражения кредитных отношений банка с вкладчиком по поводу предоставления последними банку своих собственных средств во временное пользование [1].

В основах гражданского законодательства предусмотрено, что по договору банковского вклада банк обязуется хранить вложенные вкладчиком денежные средства, выплачивать по ним все виды процентов или иной форме, выполнять поручения вкладчика по расчетам вклада и возвратить сумму вклада по первому требованию вкладчика на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством и договором для вклада данного вида.

Вклады граждан вправе принимать только банки, обеспечивающие их сохранность и своевременный возврат страхованием или другими способами, предусмотренными законодательством. Для защиты населения, сохранения доверия к коммерческим банкам и поддержания стабильности банковской системы России по вновь создаваемым банкам с 1 января 1995 года лицензия на проведение операций по привлечению денежных средств населения во вклады предоставляется только на следующих условиях [5].

Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации должна быть:

  • финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России);
  • выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
  • не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;
  • выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;
  • соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций.

Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валют, в дополнение к требованиям, перечисленным выше, должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [4].

Депозиты являются источником образования ссудного капитала банка, который используется на выдачу кредитов, осуществление инвестиций и т.п. Эти банковские операции приносят банку доход. Поэтому банк оплачивает гражданину его депозит. Процент за депозитные вклады гражданину и является платой за вложенные деньги.

Депозит может быть использован в двух значениях:

а) Депозит представляет собой денежные средства или бумаги, вносимые должником в финансово–кредитные, судебные или административные учреждения для хранения с последующей передачей (при определенных условиях) тем или иным хозяйствующим субъектам или гражданам – депозитором (взносы в оплату таможенных пошлин, взносы на депозитные счета судов в обеспечении иска и для передачи взыскателям, взносы в нотариальные конторы, при невозможности вручить деньги или ценные бумаги непосредственно получателю).

б) Депозит представляет собой вклад денежных средств или ценных бумаг в банки. Депозит – это вклад на определенный срок и на определённых условиях возврата денежных средств или ценных бумаг.

Депозитные операции – это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определённый срок, либо до востребования [9, с. 104].

Депозитные операции – понятие широкое, поскольку к ним относится вся деятельность банка, связанная с привлечением средств во вклады. Особенностью этой группы пассивных операций является то, что банк имеет сравнительно слабый контроль над объемом таких операций, т.к. инициатива в помещении средств во вклады исходит от вкладчиков. При том, как показывает практика, вкладчика интересуют не только выплаченные банком проценты, но и надежность сохранения доверенных банку средств [1].

Прием любого депозита означает возникновение определенного денежного обязательства банка перед клиентом.

Субъекты депозитных операций – это предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица. Объектами же выступают депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.

Исследуя сущность банковского депозита, некоторые финансисты отмечают особенности, заключающиеся в его двойственной природе. «Депозиты являются для вкладчиков потенциальными деньгами. Вкладчик может выписать чек и пустить в оборот соответствующую сумму в циркуляцию. Но в то же время «банковские деньги» приносят процент. Они выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты… и недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал. Этот пониженный процент не случайное явление, а существенный момент природы банка. Ибо вся сущность природы банка заключается в том, что процент, платимый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различных предприятиях капитал. Эта разница в процентах… составляет около 1/4 части тех процентов, которые взимаются по активным операциям» [1].

Исходя из категории вкладчиков, различают:

—  депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);

  • депозиты физических лиц.

По форме изъятия средств депозиты можно разделить на:

  • депозиты до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);
  • срочные депозиты (обязательства, имеющие определённый срок);
  • условные депозиты (средства, подлежащие возврату при наступлении заранее оговоренных условий).

Банки последнее время стали использовать такую форму депозитов, при которой применяется режим счетов до востребования с режимом срочных вкладов. Сделав такой депозит, вкладчик может за счет хранящихся там средств дать банку указание перечислять третьему лицу. Обычно такие операции проводились по счетам до востребования, теперь по ним начисляют проценты, как по срочным вкладам.

Классификацию депозитов можно представить схематично рисунок 5 [8, с. 114].

ЛОРО До 3 месяцев Срочные
3-6 месяцев Срочные с дополнительными взносами
Контокоррент 6-9 месяцев Условные
Овердрафт На предъявителя
НОСТРО 9-12 месяцев До востребования
Свыше 12 месяцев На текущем счете

Рисунок 5 — Классификация депозитов коммерческого банка [30, с. 108]

Депозиты до востребования. У большинства коммерческих банков депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Это, как правило, самый дешевый источник образования банковских средств.

Режим работы данных счетов регулируется договором банковского счета и договором корреспондентского счета. На таких счетах оседают временно свободные средства физических лиц, хозяйствующих субъектов, бюджетов и бюджетных организаций, а так же банков-корреспондентов.

Вклады до востребования размещаются в банках на различных счетах, открываемых по собственной инициативе клиентами. Они предназначены для осуществления текущих расчетов и в любой момент могут быть полностью или частично востребованы. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных (средств) расчетов.

При регулярном использовании хранящихся средств на текущих счетах у клиентов все равно остаются определенные неиспользованные остатки средств. Наличие остатков на счетах клиентов связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках в течение отрезка времени.

Такими являются расчетные, текущие или бюджетные счета юридических и физических лиц, специальные счета, на которых хранятся целевые средства, корреспондентские по расчетам с другими банками, а также средства в расчетах. Банк, открывая счета клиентам, использует кредитовые остатки по счетам для проведения активных операций.

Таким образом, депозитные счета могут быть самыми разнообразными и в основу их классификации могут быть положены такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д., однако, наиболее часто в качестве критерия выступает категория вкладчика и формы изъятия вклада.

1.3 Сущность и содержание депозитной политики коммерческого банка

Основную часть ресурсов банка формируют привлеченные средства, которые покрывают до 90% всей потребности в денежных средствах для осуществления активных банковских операций. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия ими соответствующих счетов. Привлекаемые банком средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты).

Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной депозитной политики.

При осуществлении пассивных операций коммерческие банки ориентируются на следующие принципы [12, с. 53]:

  • при формировании ресурсной базы должны соблюдаться законодательные и нормативные требования, а также выполняться установленные ограничения по пассивным операциям;
  • пассивные операции должны содействовать получению банком прибыли либо создавать условия для получения прибыли в перспективе;
  • операции по привлечению ресурсов должны обеспечивать лик­видность банка, поэтому особое внимание следует уделять привлече­нию срочных ресурсов, а также взаимосвязи и взаимосогласованности пассивных и активных операций;
  • при осуществлении пассивных операций для обеспечения ста­бильности ресурсной базы следует максимально дифференцировать привлеченные ресурсы, как по субъектам, так и по видам привлечен­ных ресурсов;
  • следует принимать меры к поддержанию положительного имид­жа банка, развитию банковских услуг и повышению качества обслуживания, что способствует привлечению ресурсов.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет банку сформиро­вать как стратегические, так и тактические направления в организации депо­зитного процесса, обеспечивая тем самым эффективность и оптимизацию его депозитной политики.

Для привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Важным средством конкурентной борьбы между банками является процентная политика, т.к. величина дохода на вложенные средства – это весомый стимул для помещения клиентами свои временно свободных средств во вклады.

Уровень процентных ставок каждый коммерческий банк устанавливает самостоятельно. При этом учитываются такие факторы как ставка рефинансирования, состояние денежного рынка. Прежде всего, процентная ставка зависит от вида депозита. По депозитам «до востребования» устанавливается минимальная процентная ставка, т.к. они отличаются нестабильностью остатка и большой мобильностью.

С целью стимулирования клиентов к поддержанию стабильных остатков на счетах «до востребования» банки иногда устанавливают повышенные проценты по ним при условии, что остаток на счете не ниже минимального. Эта величина устанавливается банком и согласуется с клиентом  (что оговаривается в договоре банковского счета).

При установлении размера процентной ставки по срочным депозитам определяющими факторами являются срок и суммы вклада: чем больше срок, тем выше процентная ставка. Тоже самое можно сказать и о сумме вклада: чем крупнее сумма вклада, тем выше процентная ставка. Чем реже выплачивается доход по депозиту, тем выше процентная ставка. Таким образом, процентная ставка по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода. По отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется так же спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг, наконец, зависит от соблюдения клиентом условий вклада [10, с. 62].

Нужно отметить, что выплата банком процентов по ставке, значительно превышающей экономически обоснованный уровень, не является противозаконной. В этом случае материальная выгода, полученная от разницы между ставкой рефинансирования ЦБ РФ и ставкой кредитной организации по конкретным вкладам, должна облагаться подоходным налогом.

Выплата процентов по депозиту может производиться:

  • один раз в месяц;
  • один раз в квартал;
  • по окончании срока действия договора.

Традиционным видом исчисления дохода являются простые проценты, когда в качестве базы для расчета используется фактический остаток вклада и с установленной периодичностью, исходя из предусмотренного договором процента, происходит расчет и выплата по вкладу.

Другим видом расчета дохода являются сложные проценты (начисление процента на процент). В этом случае по истечении расчетного периода на сумму вклада начисляется процент, и полученная величина присоединяется к сумме вклада. Таким образом, в следующем расчетном периоде процентная ставка применяется к новой, возросшей на сумму начисленного ранее дохода, базе. Таким образом, проценты капитализируются.

Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе.

Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Некоторые банки, с целью компенсации инфляционных потерь, предлагают вклад процентов вперед. В данном случае вкладчик при помещении средств на срок сразу же получает причитающийся ему доход [5].

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения средств банки должны создавать вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады. Для обеспечения гарантии надежности и защиты интересов вкладчиков в случае банкротства банков под эгидой Центрального Банка России создается страховой фонд. Норматив начисления в этот фонд установлен 1% от дохода коммерческого банка. Участие в формировании страхового фонда дает банку в случае его неплатежеспособности право на компенсацию вкладов своих клиентов. Разновидностью срочных вкладов, как отмечалось нами ранее, являются депозитные и сберегательные сертификаты.

Развитию депозитов принадлежит важная роль в управлении ресурсами банков. Термин «мультипликация» обозначает коэффициент изменения размера кредитных ресурсов банков под влиянием изменения величины вкладов (депозитов).

На основе теории мультипликации доказывается возможность значительно увеличить сумму платежных средств, оседающих в виде депозитов на счетах клиентов. Ссуды, выданные одним банком своему клиенту, зачисленные на его счет и осевшие в виде вклада, создают возможность увеличивать кредитные ресурсы у других банков. Однако такая мультипликация ограничивается рядом факторов:

  • экономическими потребностями хозяйства в увеличении таких ресурсов (кредитов);
  • суммой привлечения других кредитных ресурсов (пассивов) банков;
  • суммой обязательных резервов, депонируемых в Центральном Банке.

Укрепление депозитной базы очень важно для банков. За счет увеличения общего объема вкладов и расширения круга вкладчиков юридических лиц и физических лиц, можно улучшить организацию депозитных операций и систему стимулирования привлечения вкладов.

Это можно достигнуть путем расширения депозитных счетов юридических и физических лиц до востребования, что позволит полнее удовлетворить потребности клиентов, улучшить обслуживание, повысить заинтересованность в размещении средств в банках.

Депозитная политика коммерческого банка представляет собой банковскую политику по привлечению денежных средств вкладчиков в депозиты и эффективному управлению процессом привлечения. Депозитная политика включает стратегию и тактику банка по привлече­нию банковских ресурсов [7, с. 46].

Реализацию депозитной политики можно рассматривать с двух по­зиций. В широком смысле — это деятельность банка, связанная с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов, а также определением (регулированием) соответствующей комбинации источников средств. В узком смысле — это действия, направленные на удовлетво­рение потребности банка в ликвидности путем активного изыскания и привлечения средств, в том числе и заемных.

Депозитная политика банка должна соответствовать его стратеги­ческим целям. Поэтому при ее формировании чрезвычайно важен вы­бор генеральной линии. Банк может выбрать в качестве своих потенци­альных клиентов либо частных вкладчиков — «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и дру­гих. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населени­ем банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и продуктам, затем — стратегию развития и ди­версификации.

В условиях конкуренции банки вынуждены проводить агрессив­ную политику. На рынке частных вкладов стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России.

Стратегию конкурента, направленную на достижение конкурент­ного преимущества на рынке путем развития филиальной сети, разра­ботки и внедрения новых видов продуктов и услуг по всем направлени­ям банковской деятельности, установления привлекательных процен­тов по вкладам и осуществления больших затрат на рекламу, могут выбирать только крупные банки.

Стратегия специалиста означает, что банк не конкурирует с лиде­ром по всем направлениям деятельности, а специализируется на одной или нескольких видах услуг (например, оказание услуг по телефону или через Интернет).

Стратегия догоняющего предполагает, что банк не разрабатывает но­вых продуктов и услуг, а внедряет в жизнь те из них, которые хорошо себя зарекомендовали в других банках и по которым ясно, что затраты окупят­ся. Этой стратегии придерживается большинство российских банков.

Немаловажное значение имеет разработка тактических вопросов. Для привлечения клиентов необходима гибкая процентная политика, удобные условия обслуживания и дополнительные услуги, сопровож­дающие вкладные операции.

Депозитная политика банка предполагает, что особое внимание должно уделяться управлению рисками в области пассивных операций. Ее основу составляет постоянное поддержание необходимого уровня диверсификации депозитных ресурсов, а также обеспечение возмож­ности привлечения денежных средств из других источников и поддер­жание сбалансированности пассивов банка с его активами по срокам и процентным ставкам.

Задачами депозитной политики могут быть: соблюдение ликвид­ности баланса банка, привлечение ресурсов с минимальными расходами, привлечение в депозиты необходимого количества ресурсов на возможно более длительный срок, создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных средств [8, с. 102].

Поддержание стабильных остатков на счетах клиентов может стимулироваться, например, путем установления более высокой ставки процента, но на минимальный остаток средств на счете либо посредством дифференциации процента в зависимости от размера минимального остатка.

Депозитная политика банка должна быть оформлена документаль­но. Она может быть зафиксирована в виде самостоятельного докумен­та на 1-2 года либо представлена отдельными положениями о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.

Положение о депозитной политике банка может содержать следую­щие разделы [9, с. 54]:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • общие положения;
  • цели ресурсной политики банка;
  • взаимодействие структурных подразделений банка;
  • структура ресурсов банка.

Каждая кредитная организация разрабатывает собственную депозитную политику для осуществления депозитных операций. Это документ, который разрабатывается на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка.

В нем должна быть определена стратегия банка по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач. В этом документе банк предусматривает перспективы роста собственных средств, структуру привлеченных заемных средств, предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения; соотношение между срочными вкладами и депозитами «до востребования». Так же в нем оговариваются способы привлечения депозитов (на основе договоров банковского счета, корреспондентского счета, банковского вклада, путем выпуска собственных сертификатов, векселей); соотношение между рублевыми и валютными депозитами, новые способы привлечения средств в депозиты; меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам.

Рассматривая сущность депозитной политики коммерческих банков, необходимо затронуть такие вопросы, как: субъекты и объекты депозитной политики, принципы ее формирования, а также границы депозитной политики.

В состав субъектов депозитной политики ком­мерческого банка включены клиенты банка, коммерческие банки и государственные учреждения. К объектам депозитной политики отнесены привлеченные средства банка и дополнительные услуги банка (комплексное обслуживание).

Под общими принципами депозитной политики понимаются принципы, единые и для государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ, проводимой на макроэкономическом уровне, и для полити­ки на уровне каждого конкретного коммерческого банка. К ним следует от­нести принципы комплексного подхода, научной обоснованности, оптималь­ности и эффективности, а также единство всех элементов депозитной поли­тики банка. Комплексный подход выражается как в разработке теоретических основ, приоритетных направлений депозитной политики банка с точки зрения стратегии его развития, так и в определении наиболее эффективных и оптимальных для данного этапа развития банка тактических приемов и методов ее реализации.

В основе формирования депозитной политики коммерческого банка лежат как общие, так и специфические принципы.

Разработкой и реализацией депозитной политики занимается целый ряд структурных подразделений банка, а так же органы управления банком: правление банком и комитет по управлению активами и пассивами. Так правление банка определяет и утверждает основные направления депозитной политики, утверждает порядок и условия привлечения депозитов, осуществляет общий контроль над реализацией депозитной политики.

Комитет по управлению активами и пассивами принимает принципиальные решения по вопросам формирования портфеля депозитов, анализирует структуру и динамику ресурсов, их сопряженность по срокам и суммам с активами банка, осуществляет контроль реализации депозитной политики [10, с. 62].

Финансовое управление банка определяет общую потребность в депозитных средствах на год с разбивкой по кварталам, устанавливает размеры процентных ставок по каждому виду ресурсов, определяет объемы резервирования привлеченных средств в Банке России и т.д.

Непосредственным привлечением депозитов в различных формах занимаются специальные отделы банка: отдел вкладов граждан, отдел ценных бумаг, кредитный отдел и другие отделы в зависимости от внутренней организационной структуры каждого банка.

Для осуществления вкладных операций по привлечению средств банки разрабатывают Положения по вкладам физических лиц и по депозитам юридических лиц, в которых оговариваются: правила и условия приема депозитов; порядок заключения договора банковского вклада; его содержание; способы приема и выдачи вклада; перечень документации, необходимой для открытия и пользования депозитом и т.д. [11, с. 102]

Внутри банковские инструкции о порядке совершения конкретных депозитных операций содержат организацию работы филиала банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов при совершении конкретной операции; схему их документооборота; отражение в бухгалтерском учете по приему и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним. Объемы средств, которые банк привлекает в депозиты, находятся в зависимости от спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка и состояния рынка депозитов.

В заключение данного параграфа отметим следующее.

Депозитная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:

  • содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;
  • регулировать значения процентных ставок по депозитам и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций;
  • обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;
  • поддерживать ликвидность баланса;
  • минимизировать процентный риск.

Депозитная политика является неотъемлемой частью формирования депозитной политики коммерческого банка. Это заключается в соблюдении ряда принципов, на которых должна базироваться оптимальная процентная политика банка. Среди них, в первую очередь, следует назвать принцип дифференциации процента в зависимости от срока хранения и размера сбережений, принцип «социальной» дифференциации процента по вкладам, принцип обеспечения рентабельности банковской деятельности и принцип сохранения и защиты сбережений вкладчиков. При формировании эффективной процентной и депозитной политики банка требуется сочетание всех этих принципов.

2.1 Характеристика ООО КБ «Кольцо Урала»

ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» — один из первых коммерческих банков России, основанный в феврале 1989 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Сегодня банк является универсальным кредитным учреждением, оказывающим весь спектр финансовых услуг населению и юридическим лицам.

Организационно-правовая форма хозяйствования – общество с ограниченной ответственностью.

Активное развитие банка подкреплено финансовой поддержкой участников банка. В настоящее время 95% долей уставного капитала банка принадлежат Медногорскому медно-серному комбинату (ООО «ММСК»), единственным участником которого в настоящее время является ОАО «УГМК» — один из крупнейших металлургических холдингов страны.

По данным российского РБК.Рейтинг, «Кольцо Урала» входит в число крупнейших российских банков по размеру активов, капиталу, кредитному и депозитному портфелям. По активам банк занимает 107 строчку общероссийского рейтинга. По объему кредитов населению банк занимает 60 место в стране и 64 строчку рейтинга по депозитам населения.

Банк является юридическим лицом, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществляет банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» оказывает широкий спектр услуг:

  • расчетно-кассовое обслуживание, в том числе через систему удаленного обслуживания расчетного счета (системы «Клиент—Банк», «Интернет—Банк»);
  • кредитование (Банк предлагает практически все виды кредитов в рублях и иностранной валюте);
  • привлечение средств во вклады и депозиты;
  • операции с иностранной валютой, в том числе: международные расчеты с использованием системы SWIFT, осуществление валютного контроля внешнеэкономической деятельности, предоставление банковских гарантий;
  • операции с ценными бумагами (покупка и продажа собственных векселей и векселей сторонних эмитентов, брокерское и депозитарное обслуживание);
  • зарплатные проекты (использование банковских карт при начислении и выплате заработной платы работникам предприятия);
  • выдача и обслуживание пластиковых карт международной платежной системы MasterCard и VISA;
  • моментальные переводы с помощью систем Western Union, Contact, Migom, Золотая Корона.

На протяжении всего периода деятельности Банк зарекомендовал себя как надежное и стабильно развивающееся финансовое учреждение.

ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» имеет следующие рейтинги:

  • рейтингового агентства «Эксперт РА» — рейтинг кредитоспособности на уровне А (высокий уровень кредитоспособности);
  • международного рейтингового агентства «Standard & Poor’s»;
  • долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале на уровне В-.
  • краткосрочный кредитный рейтинг по международной шкале на уровне С;
  • долгосрочный кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне ruBBB-.

ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» обладает широкой территориальной сетью. Головной офис Банка находится в г. Екатеринбург. Офисная сеть банка постоянно расширяется и на сегодня включает в себя 73 отделения, работающие в 54 населенных пунктах страны. Так, офисы банка работают в Свердловской, Курганской, Кемеровской, Кировской, Томской, Оренбургской, Тюменской областях, Красноярском крае, Республике Башкортостан:

  • 5 филиалов за пределами Свердловской области (в г. Кирове, г. Шадринске, г. Оренбурге, г. Учалы, г. Кемерово),
  • 13 офисов в г. Екатеринбурге;
  • 9 дополнительных офисов и 1 операционная касса вне кассового узла на территории Свердловской области;
  • 42 офиса за пределами Свердловской обл.: в ХМАО и ЯНАО — 14, в г. Киров — 2, в г. Шадринск — 1, в Оренбургской области — 6, в республике Башкортостан — 7, в Кемеровской области — 9 и в Красноярском крае — 3.

Основные направления экспансии Банка — регионы с повышенным спросом на банковские услуги.

ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» является:

  • участником Системы страхования вкладов;
  • членом Московской межбанковской валютной биржи;
  • членом Российской Национальной ассоциации Членов СВИФТ;
  • членом Ассоциация российских банков;
  • членом Уральского банковского союза.

В соответствии со своей стратегией ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» активно реализует стратегию универсального коммерческого банка, направляя усилия на совершенствование обслуживания всех групп клиентов (физических и юридических лиц), создание бизнеса, устойчивого к возможным экономическим потрясениям, обеспечение требуемого от Банка уровня эффективности деятельности, и нормы достаточности капитала.

Приоритетными направлениями деятельности Банка является предоставление кредитов и полного спектра финансовых услуг физическим лицам, а также субъектам малого и среднего предпринимательства. Банк активно реализует свою стратегию путем предложения клиентам новой линейки кредитных продуктов, депозитных продуктов (вклады, банковские карты, текущие счета, зарплатные проекты) через филиальную сеть, а также проведения гибкой процентной политики и индивидуального подхода к клиентам.

По состоянию на 1.01.2014 года основную долю в работающих активах банка составляют кредиты, предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Значительные объемы кредитования обеспечиваются благодаря проведенной разработке стандартизированных розничных продуктов, налаживанию внутренних бизнес-процессов и созданию необходимой IT-инфраструктуры.

В источниках фондирования главную роль Банк отводит привлечению средств клиентов. Основной поставленной и достигнутой целью стало достижение объема вкладов свыше 12 млрд руб., темп роста которых аналогичен темпам агрессивно настроенных и раскрученных банков-конкурентов имеющих широкую филиальную сеть. Значительная динамика в этом направлении достигается за счет постоянно проводимой политики привлечения клиентов и удобной линейки вкладов и депозитов.

Важную роль в продвижении розницы ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА» отводит развитию бизнеса пластиковых карт. Ориентируясь на комплексное удовлетворение потребностей клиентов, Банк осуществляет эмиссию банковских карт, предоставляет универсальные кредитные продукты, а также ряд связанных инновационных продуктов — овердрафтные карты, систему «Телебанк», расширяет функции банкоматов по перечислению средств и пополнению вкладов, постоянно расширяет банкоматную сеть, создает основы для расширения каналов продаж в будущем.

Средства юридических лиц являются одним из важнейших источников ресурсной базы Банка. Одна из основных целей Банка — быть клиентоориентированным банком, который может предложить своим клиентам, как из числа существующих, так и из числа потенциальных потребителей, конкурентоспособные условия кредитования и вкладов, которые смогут удовлетворить потребительские запросы, а также полный спектр банковских и финансовых услуг для построения долгосрочных отношений с клиентом, таких как: вклады и текущие счета, дебетовые карты, интернет-банкинг, смс-оповещение и др.

Комплексное предложение банковских продуктов, развитие услуг и применение клиентоориентированного подхода позволили нарастить объемы комиссионных доходов, позволяя покрывать большую часть производственных издержек Банка.

Итак, сегодня на рынке банковских услуг ООО КБ «Кольцо Урала» обладает следующими конкурентными преимуществами:

  • сформированный имидж банка как одного из наиболее динамично развивающихся финансовых институтов РФ;
  • значимость бизнеса основного акционера банка в экономике России;
  • сильные маркетинговая и рекламная позиции банка;
  • широкая и динамично развивающаяся сеть продающих площадок на всей территории России;
  • удачное территориальное расположение филиалов и дополнительных офисов на центральных улицах и в деловых центрах городов позволяют позиционировать банк на новых территориях как институт розничных услуг;
  • наличие практически всех наиболее востребованных рынком банковских продуктов, уверенное присутствие на рынке и прогрессирующая динамика по объемам основных видов банковских операций;
  • постоянное техническое и технологическое совершенствование продуктов банка;
  • наличие высококвалифицированных специалистов на ключевых участках бизнеса, регулярное обучение персонала банка.

Страница:   1   2