Содержание
1. Введение
2. Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
1.1. Исследование проблемы развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы в трудах отечественных педагогов
1.2. Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Особенности работы воспитателя по организации театрализованной деятельности как средство приобщения к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
3. ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством детской художественной литературы
2.1 Диагностика уровня развития театрализованной деятельности к детской художественной литературе у детей дошкольного возраста
2.2. Организация педагогической работы по развитию интереса к детской художественной литературе детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности
2.3 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента
4. Заключение
5. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема организации театрализованной деятельности как средства развития интереса к детской художественной литературе у дошкольников часто недооценивается воспитателями и педагогами. Содержание воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, направленной на развитие эмоциональной сферы в процессе театральной деятельности, полностью не разработано.
По мнению Л.С. Выготского [5, с. 540], эмоциональное развитие детей должно являться одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, и начинать её надо как можно раньше, т.к. для малышей характерна эмоциональная нестабильность частые переходы из одного эмоционального состояния в другое: радости в обиду, согласия в капризы [18, с. 464].
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что развитие эмоциональной сферы дошкольников через театральную деятельность и формирование интереса к детской художественной литературе изучено недостаточно, что и определяет актуальность данного исследования.
В педагогической практике дошкольного образования возникает противоречие между: возможностью развития интереса к детской художественной литературе у дошкольников в процессе театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработкой содержания педагогической работы, основанной на использовании театрализованной деятельности. С самого раннего детства необходимо воспитывать значимость чтения для личностного развития ребёнка. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе и запоминается на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.
Целенаправленно работать с книгами ребёнок начинает ещё в дошкольный период. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес.
Но интерес со стороны детей изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации. Это явление имеет свое объяснение, и на первом месте, несомненно, развитие новых технологий и овладение ими. Ребенок, в отличие от взрослого, владеет новыми способами добывания знаний в недостаточной степени, в то время как книга, к сожалению, отходит на второй план. Как следствие, образуется некий «провал» и снижение интереса к чтению из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент.
Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо уже со старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность ребёнка, поэтому процесс формирования их у дошкольников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему Одним из эффективных методов развития интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста считают театрализованную деятельность. Интерес к детской художественной литературе и театрализованная деятельность детей тесно взаимосвязаны. [22].
Используя в работе с детьми театрализованную деятельность, мы учим их замечать интересные идеи в окружающем их мире, воплощать эти идеи, создавать собственный художественный образ персонажа, они развивают своё творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты повседневной жизни.
Основная проблема нашего исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема определила тему выпускной квалификационной работы: «Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить проблемы развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы.
Объект исследования: процесс развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить педагогические условия формирования театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методическую литературу и программные материалы по развитию театрализованной деятельности у дошкольников.
3. Проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности в процессе развития интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс театрализованных игр и упражнений по театрализованной деятельности, оценить его эффективность.
Гипотеза исследования: эффективное развитие театрализованной деятельности, посредством детской художественной литературы будет способствовать внедрение в воспитательный процесс дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются: работы Г.Бреслава, В.К.Вилюноса; А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Л.П. Стрелкова, Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Я.З. Неверович, П.М. Якобсон и др. Также над проблемой о роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей работали: Е.И. Михайлова, Е.А. Антипина, Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева и др.
Практическая значимость исследования обобщенный материал по проблеме формирования и организации театрализованной деятельности, посредством детской художественной литературы у старших дошкольников в может быть использован в практике работы воспитателей детских садов.
В работе были использованы следующие методы исследования:
— изучение научно — методической литературы по данной проблеме;
— анализ и обобщение материала, полученного в результате ознакомления с методической литературой;
— анкетирование;
— эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
— интерпретационный метод обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Московская область, г.о. Луховицы, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Сказка».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
1.1 Исследование проблемы развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы в трудах отечественных педагогов
Чтение художественной литературы играет важную роль в формировании личности ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно приучать детей смотреть на книгу не только как на источник знаний, но и как на собеседника, с которым можно общаться без помощи взрослого, например, просто рассматривая иллюстрации.
Приобщая дошкольников к художественной литературе рекомендуется давать сначала небольшие вводные задания, а именно можно предложить: внимательно рассмотреть книгу, рассмотреть то, что изображено на её страницах, найти ответ на загадку по иллюстрации. А потом уже преступать к чтению самого текста. Сначала текст читает воспитатель, а затем в процесс чтения можно вовлекать детей, которые уже умеют читать. Процесс чтения художественных произведений должен стать неотъемлемой частью приобщения дошкольников к книге и процессу чтения. А задача воспитателя – сделать процесс чтения желанным и интересным для детей. Что бы приобщить детей к процессу чтения художественной литературы, заинтересовать их, необходимо воспитателю сочетать в своей работе различные формы и виды работы по формированию интереса к книге [10].
По мнению Л. С. Выготского, для вовлечения ребенка в какую-либо деятельность, необходимо вызвать в нем первоначальный интерес, который станет стабильным при условии готовности ребенка к этой деятельности и наличии определенной самостоятельности в этой деятельности. Тоже касается и формирования интереса к художественной литературе и процессу чтения.
Формирование положительной тенденции в развитии театрализованной деятельности посредством художественным произведениям и чтению у детей старшего дошкольного возраста зависит от следующих факторов:
— подбор интересных, ярко иллюстрированных и хорошо оформленных художественных произведений;
— художественные произведения должны соответствовать возрастному развитию детей:
— работа с художественным произведением должна быть чётко организована;
— воспитатель должен создать эмоциональную атмосферу общения;
— должно присутствовать оптимальное сочетание различных методов и приемов [11].
Для старших дошкольников характерен интерес через эмоциональное восприятие, их интерес, в первую очередь, проявляется как любопытство, ведь для детей этот процесс
является неизведанным, а потому интригующим. Затем, уже на следующей
стадии, появляется любознательность. Интерес к книге, её содержанию– это избирательный интерес ребёнка к той или иной теме чтения, к желанию скорее научиться читать.
Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как воссоздание звуковой формы слов, в соответствии с их графической моделью. Ученый рассматривает метод обучения чтению как психологический механизм [30].
З. И. Романовская рассматривает чтение как основу воспитания и формирования личности ребёнка, и его духовного развития. По мнению педагога, методика обучения чтению должна быть построена таким образом, чтобы процесс чтения сочетался с искусством слова. Для этого нужно развивать потребность общения с книгой, с художественным произведением, воспитывать любовь к литературе для образного отражения действительности уже на начальном этапе обучения детей чтению. Потенциал читателя, как пишет З. И. Романовская, необходимо развивать в логическом и эстетическом направлениях. Логическое направление основано на работе с научной литературой, но основные усилия следует направить на эстетическое направление, пробуждая умение эмоционально воспринимать художественный текст [26].
Н.Н. Светловская большое внимание уделяет развитию восприятия литературных произведений, то есть осознанности художественного образа и характеру литературных героев [25].
По мнению Н.Н Светловской восприятие детьми художественных произведений основано на определённых принципах, таких как:
— заинтересованность художественным произведением, у детей начинает формироваться интерес к прочтению;
— ситуативный интерес: на данном этапе важно привлечь внимание читателя с помощью качества книг. Привлечь внимание дошкольника к книге помогают яркие, красочные иллюстрации, необычный дизайн книги, её название и обложка. Также, важной характеристикой книги является её занимательность или новизна подачи автором произведения (о чём детям должен рассказать воспитатель). Ребёнок должен захотеть взять и полистать книгу, и, в конце концов ребёнку захочется её прочитать;
— личный интерес, когда у ребёнка формируется устойчивая потребность в чтении художественных произведений. Этот интерес проявляется в ходе просмотра или прочтения книжных произведений.
У каждого человека существует способность чувствовать, понимать и оценить прочитанные произведения, т.е. читательский вкус и читательский интерес.
Учёных А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова указывают на определённые параметры, с помощью которых они определяют показатели читательского интереса — это концентрация внимания, стремление преодолевать трудности, сниженная отвлекаемость, попробовать разные способы по достижения цели.
Следовательно, читательский интерес рассматривается как разновидность самого понятия «интерес» и присущ в определённой степени индивидуальной личности [13].
Такие ученые, как H.M. Дружинина, Л.B. Озарчук, T.B. Рубцова, Г.П. Ткачук рассматривают читательский интерес в аспекте формирования научного и познавательного интереса к литературе в целом [3].
«Читательский интерес – это направленный интерес, который раскрывается в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к собственной способности самому добывать этот опыт из книг. Чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как главном компоненте книги, передающем и хранящем для читателя человеческий опыт, необходимо проявление читателем интеллектуальной и эмоциональной активности [24].
Параметры читательского интереса измеряются глубиной, избирательностью, широтой и объемом. Рассмотрим эти параметры более детально.
Основой глубины читательского интереса у дошкольников является знание жанров, авторов произведений, и измеряется уровнем начитанности в соответствии с интересами ребенка к чтению. Избирательность читательского интереса проявляется в предпочтении определенных литературных источников, которые соответствуют читательским интересам ребенка.
Широту читательского интереса дошкольника составляет тот факт, что он умеет распознавать авторов, жанры произведений, а также видит различие между художественной, публицистической, и научно-популярной литературой.
Объем читательского интереса детей старшего дошкольного возраста включает в себя введение таких параметров, как широта и глубина и проявляется в количестве произведений, которые прочитал ребенок [23].
Таким образом, проанализировав понятие «читательский интерес» в трактовке различных педагогов-ученых, мы можем прийти к самостоятельному определению этого термина. Читательский интерес, на мой взгляд, – это наличие у ребёнка устойчивого познавательного интереса к книге, к художественному произведению. В отличие от читательского интереса, который характеризуется постоянным интересом к процессу чтения, читательский интерес выражается в избирательном отношении читателя к определенным произведениям, говорящим о его литературном вкусе. Читательский интерес выражается в подборе старшим дошкольником определенных книг и произведений.
Читательский интерес характеризуется проявлением интеллектуальной и эмоциональной активности у ребёнка. Для развития интереса к чтению, к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста, воспитатель должен создавать определенные условия в процессе обучения чтению и организации воспитательного процесса.
1.2. Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Одним из эффективных методов развития интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста считают театрализованную деятельность. Интерес к детской художественной литературе и театрализованная деятельность детей тесно взаимосвязаны. Театр является одним из самых доступных для детей и демократичных видов искусства, Театр для ребёнка — полезный в решении многих актуальных психолого-педагогических проблем, связанных с нравственным, художественно-эстетическим воспитанием, коммуникативным развитием личности, развитием воображения, памяти, инициативности, фантазии у дошкольника [4].
Используя в работе с детьми театрализованную деятельность, мы учим их замечать интересные идеи в окружающем их мире, воплощать эти идеи, создавать собственный художественный образ персонажа, они развивают своё творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты повседневной жизни.
В мире вербального творчества есть колоссальные возможности для развития эмоциональной сферы дошкольников. И короткие детские стишки, и большие сказки являются для ребенка источником эмоций, вызывающих у него эмоциональный отклик; выражение собственных чувств с помощью слов, жестов, мимики, обучение сопереживанию, поощрение эмоциональной оценки действий и слов персонажей (хорошее, смешное, грустное или обиженное). Дети всегда с большим удовольствием разыгрывают различные сказки, они учат выражать большое количество эмоций: плакать, радоваться, пугаться, расстраиваться, успокаивать.
Таким образом, театрализованная деятельность понимается как игра, в которой ребенок в силу специфических черт характера должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить способы действия, адекватные образу.
Театрализованная игра как один из видов театрализованной деятельности выступает мощным средством социализации детей, когда в ходе осмысления ими нравственного смысла фольклорного или литературного произведения и участия в коллективном деле, создаются благоприятные условия для развития партнёрских отношений и овладения позитивными способами взаимодействия [2, с. 207].Подобные игры влияют и на эмоциональное развитие детей, так как дети узнают настроения, чувства героев, узнают их внешние проявления, учатся различать причины разных настроений.
Как говорил А.С. Макаренко, «…игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде, всего в игре. Игра — наиболее доступный способ ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций» [8, с. 7]. По мнению Л.С. Выготского: «в игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [5, с. 540], что делает его особенно привлекательным для партнеров по игре и порождает новое к нему эмоциональное отношение.
Театрализованная деятельность является уникальным способом развития эмоциональной сферы детей, Решение задач, направленных на её развитие, требует определения технологии, использования театральных приемов и их комбинаций.
Среди различных средств эмоционального развития дошкольников игра имеет первостепенное значение. Как известно, театральная игра — игра творческая. Это личное исполнение литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся персонажами, а их приключения, жизненные события, измененные фантазией ребёнка, становятся сюжетом игры. В процессе, в котором дошкольники развивают способность ощущать эмоциональное состояние других, способность брать на себя роль переживающего и, выполняя определенные действия, разыгрывать различные варианты взаимоотношений с другими людьми. В этом и проявляются возможности театральной игры в развитии интереса дошкольников к детской художественной литературе, к развитию их эмоциональной сферы..
Чтобы дошкольники имели возможность вместе играть в театральные игры, необходимо развивать у них:
— способность слышать, видеть, понимать и отвечать другому;
— взаимодействие как на языковом уровне, так и на уровне игрового действия;
— свободу от эмоциональных стереотипов негативного поведения и др.
Для развития эмоциональной сферы в процессе театрализованного представления необходимо соблюдение следующих условий:
— содержание театральных игр должно быть направлено на развитие различных аспектов эмоционального опыта ребенка;
— наличие обязательных контактов между сверстниками;
— движение в театрализации от простого к сложному — от простых стереотипов проявления эмоций — к более сложным, требующим определенного эмоционального восприятия.
Кроме того, для развития интереса у дошкольников к детской художественной литературе в театрализованной деятельности необходимо создать условия для дальнейшего обогащения читательского опыта детей. Среда — это один из основных способов развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Создавая среду, необходимо обеспечить условия для самостоятельной театрализованной деятельности каждого ребенка.
В группе можно организовать театральную площадку, а также «уголок» уединения, где ребенок может побыть в одиночестве или попробовать себя в роли перед зеркалом, или еще раз взглянуть на иллюстрации к спектаклю. Чтобы реализовать индивидуальные интересы детей, необходимо размещать в зоне театральной деятельности детские художественные произведения, которые можно использовать для создания небольших театральных сценок или целого спектакля, для подготовки праздников, а также разные виды кукольного искусства и детские рисунки.
В организации театрализованной деятельности большое значение отводится роли воспитателя. При работе с детьми ему необходимо использовать демонстрации и словесные указания, чтобы освоить новые способы элементарных игровых действий с теми же объектами, чтобы побудить детей создавать игровые ситуации, которые естественным образом вытекают из действий детей. Воспитатель должен побуждать ребенка говорить активно, пытаясь вызвать переживания, когда ребёнок пересказывает сказку, демонстрирует какую – то роль, читает стихотворение и т.п.
В театрализованной деятельности действия не бывают в готовом виде, а литературное произведение предлагает эти действия для ребёнка, но их еще нужно воссоздать с помощью движений, жестов и мимики. Ребенок сам выбирает средства выражения действий персонажей, событий художественного произведения или перенимает их у старших.
Для развития интереса у старших дошкольников к детским художественным произведениям, интереса к чтению можно использовать самые разные средства, а именно: чтение воспитателем детям различных художественных произведений; совместное рассматривание и обсуждение иллюстраций; обсуждение поступков литературных героев; просмотр диафильмов, фрагментов фильмов по данному литературному произведению; рисование с детьми, т.е. создание рисунков к прочитанному произведению, которые можно использовать как декорации или организовать выставку рисунков; использование в театрализованной игре различных наборов и игрушек с ярко выраженным эмоциональным наполнением.
Театрализованная игра — это средство самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общения со взрослыми. В игре формируются разные стороны личности ребенка. Брать на себя разные роли и воспроизводить действия людей помогает проникнуть в их чувства, посочувствовать им, что в конечном итоге влияет на развитие эмпатии.
Таким образом, театрализованная деятельность имеет большое значение для развития ребенка, поскольку в ней реализуются индивидуальные психические процессы, которые поднимаются на более высокую ступень развития, развивая сознание ребенка и его личность в целом.«…Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления: учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения; учится жить, проживая жизнь своих героев, любя их и не любя, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках» [3, с. 76]. Главной задачей эмоционального благополучия детей является создание в группе атмосферы любви и радости, среды, способствующей успешному развитию счастливой личности. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы детей, в том числе познавательной деятельности, воспитывает у них интерес к детской художественной литературе и чтению, способствует нравственному развитию и эффективному воображению, что способствует пониманию ребенком смыслов человеческих взаимоотношений, адекватной эмоциональной реакции.
1.3. Особенности работы воспитателя по организации театрализованной деятельности, как средство приобщения к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребёнка. Это период первоначальной социализации ребенка, его приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, момент установления исходных взаимоотношений с основными сферами жизни — миром людей, мировыми объектами, миром природы и личным внутренним миром. Уникальные особенности физического, умственного, социального и личностного развития дошкольника проявляются в своеобразии методов, форм познания и деятельности ими окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в структуре эмоциональной сферы ребёнка, происходит её усложнение, что связано с социализацией содержания.
В дошкольном возрасте меняется содержание эмоций, меняются эмоциональные переживания, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка. Под влиянием различной деятельности, знакомства с природой и окружающим его миром развиваются эстетические эмоции, такие как способность воспринимать, чувствовать и переживать красоту жизни и произведений искусства в окружающем его мире.
Работа по эмоциональному совершенствованию дошкольников должна проводиться по двум направлениям: формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: смешные, скучные, грустные, спокойные, пугающие, интересные и т. д. обучение умению правильно выражать эмоции и определять эмоции, испытываемые другими.
Современный детский сад должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционального и практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, активности, творчества, осознания собственных возможностей, самопознания — это путь, способствующий развитию эмоциональной сферы раскрытия возрастного потенциала дошкольника.
В дошкольном возрасте дети стремятся к совместной деятельности со сверстниками, которая эмоционально насыщеннее, чем со взрослыми. Это вызывает более сильное экспрессивно-мимические проявления. Соответственно при общении со сверстниками у ребёнка есть большой диапазон коммуникативных действий. Эффективным при работе со старшими дошкольниками в этом направлении является организация театрализованной деятельности и развитие интереса к детской художественной литературе.
Следует отметить, что основным приёмом развития интереса к художественной литературе при работе со старшими дошкольниками является формат творческого чтения. Суть его сделать чтение художественного произведения актом сотворчества ребёнка с создателем произведения, а также в развитии творческого самовыражения ребёнка.
Процесс работы над художественным произведением – это прежде всего взаимодействие между ребёнком–воспитателем – писателем. Что бы эффективно организовать данный процесс необходимо использовать следующие методы и приемы:
— организация «размышлений вслух» о прочитанном. Дошкольнику ещё трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, именно по этой причине у ребёнка может начать развиваться читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Ребёнку становится неинтересно и скучно, его читательская деятельность затухает и читателем не становится.
— важно учить детей обдумывать и размышлять о прочитанном, т.е. использовать правило «вдумчивого чтения», при котором прочитанное ребёнком произведение воспринимается через образы, мысли и чувства.
При этом успешным является организация театрализованной деятельности. Например, читая с детьми сказку Ш.Перро «Красная шапочка» можно предложить разыграть её по ролям, чтобы дети представили себе сказочные образы, сумели выразить их настроения и отношения между сказочными героями. Также можно предложить детям нарисовать своих персонажей. Слушая сказку, ребёнок испытывает сильные эмоциональные переживания, которые он легко передаст в театрализованной игре или своём рисунке.
Следует обратить внимание на отношение воспитателя, который должен радоваться успехам детей, сопереживать неудачам, проявлять внимание. Именно общительность и доброжелательность взрослого влияет на развитие положительных качеств у ребёнка. В таком случае ребёнок доверяет взрослому и не боится контактировать с окружающими людьми. Если же взрослый невнимателен к ребёнку, то это снижает социальную активность последнего. Это может выражаться в плаксивости, неуверенности в себе, агрессии по отношению к сверстникам, ребёнок может замыкаться в себе.
Ставя вопрос о развитии интереса детей к художественной литературе и чтению, необходимо помнить о многочисленных соблазнах современного мира, которые по мнению самих детей, намного интереснее книг (телефон, интернет и т.п.). Таким образом, мы понимаем, что развитие интереса к детской художественной литературе – очень важная тема.
Очень важно развивать интеллект, эмоциональную реакцию и эстетические потребности ребёнка. Этому способствует в первую очередь чтение, развитие интереса к книгам, этому помогает организация с детьми театрализованной деятельности.
Таким образом, детская художественная литература – одно из важнейших средств формирования личности ребёнка.. Она расширяет жизненный опыт дошкольников, создает для них духовно-эмоциональную среду, где нравственные переживания обогащают и способствует духовному развитию личности ребёнка.
Дети в дошкольном возрасте очень эмоциональны, поэтому читая произведения художественной литературы, они могут войти в образ сказочного героя и пережить события, которые с ним происходили. Также этому дошкольному возрасту свойственно подражать героям книг, которые вызвали у них наибольшую симпатию [49, с. 23]. Поэтому воспитателю можно рекомендовать чаще организовывать в работе с детьми театрализованную деятельность, а именно создавать театральные представления по басням С. Крылова, по мотивам русских народных сказок, по детским рассказам Л.Н. Толстого и т.д. Детям очень нравится быть артистами, при этом они с интересом знакомятся с литературными произведениями, учатся правильно говорить, обогащают свой словарный запах, развивают коммуникативные умения и навыки.
Всегда с успехом проходят театрализованные представления, например, сказки «Кошкин дом (авт.С.Маршак), сказки «Три поросёнка», сказки О золотой рыбке (А.С.Пушкина). Создавая театрализованные представления, воспитатель создаёт условия для развития интереса к детской художественной литературе, приобщает дошкольников к чтению.
Выбор литературных произведений для театральных постановок или сценок должен обязательно соответствовать возрастным особенностям дошкольников и их интересам, тем самым будет дана возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, в частности сказкам. Сказки и рассказы легко усваивают дети и по своей идее – победа добра над злом, по своему сюжету – борьба добра и зла, дают большие возможности для развития нравственных представлений, таких как готовность помочь другому, доброта, смелость, трудолюбие, настойчивость, ответственность, отзывчивость и справедливость. Читая детскую художественную литературу, участвуя в театрализованных представлениях дети, размышляя над содержанием произведения, формируют свои представления о нравственных понятиях, таких как забота, сострадание, любовь, взаимопомощь.
Основной задачей для воспитателя будет являться организовать работу детей с произведениями детской литературы так, чтобы, читая сказку, рассказ, басню дети могли разделить переживания с героями произведений, почувствовали сильные эмоциональные впечатления: радовались и огорчались, волновались, выносили для себя нравственные уроки из произведения [38, с. 112]. В этой работе воспитателю эффективную помощь и оказывает организация театральной деятельности с детьми.
Детская художественная литература играет в нравственном воспитании старших дошкольников большую роль. Моральные ценности в художественных произведениях бесценны, они представлены более конкретно, чем в современных изданиях детских книг и мультфильмов, искажающих первоначальный смысл произведения. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
«Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки или проигрывая её героев в театральных сценках. Как говорится в конце многих Русских народных сказках «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок», — пишет в своей публикации Е. Кузина [28].
Таким образом, главной целью развития интереса к детской художественной литературе для воспитания нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста является развитие, и воспитание в душе каждого ребенка духовного начала, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком [21, c. 6].
Эффективность организации театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и развитие их интереса к детской художественной литературе зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, от правильной организации совместной деятельности детей, от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов.
Л.Д. Короткова предлагает использовать следующие приемы:
1. Выразительность чтения.
Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2. Повторность чтения.
Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.
3. Рассматривание иллюстраций в книге.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в произведении, но после чтения.
4. Беседа по произведению.
Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков [26, c. 122]. Хорошо зная художественное произведение дети легко могут участвовать в его театрализации.
Выводы по первой главе
Таким образом, театрализованная деятельность может рассматриваться как приоритетная в эмоциональном развитии дошкольников, поскольку в этом виде деятельности у детей появляется возможность раскрыться, чего не дают другие занятия. Например, если ребенок говорит, что он король, и именно в театральной деятельности он покажет, какой он король. Это поможет ребенку выразить свои эмоции и чувства. К тому же театральная деятельность способствует развитию глубоких чувств к судьбе героев. Это, в свою очередь, учит детей с помощью интонаций, жестов, мимики распознавать эмоциональное состояние человека и выбирать соответствующие методы помощи. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, учится выражать свое отношение к добру и злу. Как и у любой сказки всегда есть моральная направленность, в ней проявляется дружба, доброта, честность, мужество и т. д. У детей есть любимые персонажи, которые помогают им преодолевать застенчивость, сомнение, страх, застенчивость, а иногда и страх.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством детской художественной литературы.
2.1 Диагностика уровня развития театрализованной деятельности к детской художественной литературе у детей дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась основными диагностическими методами — наблюдением, анкетированием, беседой и анализом в индивидуальной и групповой формах.
Исследовательская работа осуществлялась на базе: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Сказка, г.о.Луховицы. В исследовании приняли участие дети группы в количестве 18 человек.
Гипотеза исследования: эффективное развитие театрализованной деятельности, посредством детской художественной литературы будет способствовать внедрение в воспитательный процесс дошкольников.
Структура исследования включала в себя следующие этапы:
1. Диагностический: сбор информации и её анализ.
2. Формирующий: разработка программы мероприятий по развитию интереса к детской художественной литературе дошкольников посредством использования театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
3. Повторно диагностический: повторная диагностика и оценка эффективности программы.
Чтобы оценить уровень развития театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста, были разработаны критерии и показатели уровня.
Для диагностики сформированности театрализованной деятельности посредством художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста, использовались две методики:
1) беседа «Какой ты читатель?», направленная на определение уровня читательских интересов;
-2) викторина «Твоя любимая книга» (по методикам Н.Г. Малаховой, А.П. Кашкарова), направленная на осознания детьми значимости книги для собственного развития и роли театра.
Представим их характеристику.
Беседа «Какой ты читатель?»
Цель – выявить уровень интереса к книге, свойственный детям старшего дошкольного возраста, и характерные для него особенности в выборе детской художественной литературы.
Беседа с детьми состоит из 10 вопросов, на каждый из которых воспитатель предлагает три варианта ответа.
По итогам анализа ответов детей старшего дошкольного возраста, можно отнести к одной из трёх категорий любителей книг:
— если ребёнком получено от 10 до 15 баллов, то его можно считать идеальным читателем, его отличает наблюдательность, эмоциональность, сопереживание героям художественного произведения;
— при получении от 15 до 25 баллов отмечаем, что у старшего дошкольника имеется определенный читательский талант, при этом требуется развивать внимательность и навыки глубокого анализа художественного текста;
— если получено от 26 до 30 баллов, то можно отметить поверхностный характер интереса к художественной литературе, свойственный конкретному младшему дошкольнику.
Вопросы беседы воспитателя приведены в Приложении 1.
Методика «Твоя любимая книга»
Цель – выявить характер интереса к книге, отношения к чтению и читательской активности у старшего дошкольника.
Методика представляет собой 28 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет».
По итогам проведения диагностики у детей старшего дошкольного возраста, можно отнести к одному из 4-х разрядов читателей, которые выделяет А.П. Кашкаров [15]:
— если получено от 0 до 5 баллов – к разряду «новичок»;
— если получено от 6 до 14 баллов – к разряду «средний читатель – не хуже всех»;
— если получено от 15 до 18 баллов – к разряду «любитель книг»;
— если получено более 19 баллов – к разряду «настоящий специалист».
Вопросы методики приведены в Приложении 2.
Далее представим результаты диагностики уровня сформированности интереса к детской художественной литературе старших дошкольников на констатирующем этапе исследования.
№ п/п | Результаты беседы
| Результаты викторины | ||
1 | 12 баллов | идеальный читатель | 22 балла | настоящий специалист |
2 | 18 баллов | определенный читательский опыт | 16 баллов | любитель книг |
3 | 27 баллов | поверхностный характер чтения | 4 балла | Новичок |
4 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 8 баллов | средний читатель |
5 | 29 баллов | поверхностный характер чтения | 3 балла | Новичок |
6 | 11 баллов | идеальный читатель | 19 баллов | настоящий специалист |
7 | 21 баллов | определенный читательский опыт | 11 баллов | средний читатель |
8 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 15 баллов | любитель книг |
9 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 12 баллов | средний читатель |
10 | 28 баллов | поверхностный характер чтения | 10 баллов | средний читатель |
11 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 17 баллов | любитель книг |
12 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 9 баллов | средний читатель |
13 | 14 баллов | идеальный читатель | 23 балла | настоящий специалист |
14 | 22 баллов | определенный читательский опыт | 18 баллов | любитель книг |
15 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 3 балла | Новичок |
16 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 18 баллов | любитель книг |
17 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 10 баллов | средний читатель |
18 | 27 баллов | поверхностный характер чтения | 5 баллов | Новичок |
19 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 18 баллов | любитель книг |
20 | 27 баллов | поверхностный характер чтения | 5 баллов | Новичок |
21 | 18 баллов | определенный читательский опыт | 15 баллов | любитель книг |
22 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 5 баллов | Новичок |
23 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 16 баллов | любитель книг |
24 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 16 баллов | любитель книг |
25 | 18 баллов | определенный читательский опыт | 17 баллов | любитель книг |
Таблица 1. Результаты диагностики уровня сформированности театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.
Наглядно диагностические результаты констатирующего эксперимента приведены в диаграммах на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Результаты диагностики уровня сформированности театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.
Рисунок 2. Результаты диагностики уровня сформированности театрализованной деятельности посредством детской художественной литератыу детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования. (по А.П. Кашкарову).
Согласно данным, полученным на констатирующем этапе исследования, отмечаем следующее.
По итогам беседы самый развитый тип читателя – «идеальный читатель» – выявлен только у 12% старших дошкольников. «Идеальный читатель» демонстрирует самый высокий уровень читательских навыков. Для него характерна активная направленность на чтение, развитая наблюдательность и внимательность, высокий интерес к процессу чтения, навыки обсуждения прочитанного и анализа.
Большинство старших дошкольников можно отнести к читателям, имеющим определенный опыт — 52%. Читатели с определенным опытом характеризуются средним уровнем читательских навыков. Они характеризуются слабо выраженной познавательной направленностью на чтение, слабым развитием читательского интереса, бессистемным чтением, плохой ориентацией детей в литературных произведениях.
При этом процент старших дошкольников с поверхностным характером чтения в детской группе высок – 36%. Такие ребята отличаются низким уровнем развития читательских навыков. Их характеризует отсутствие познавательной направленности на чтение, неразвитый читательский интерес, отсутствие интереса к литературе.
По итогам проведения методики А.П. Кашкарова мы узнали, что к категории «настоящий специалист» на констатирующем этапе исследования можно отнести 12%. «Настоящего специалиста» отличает большой читательский опыт, способность обеспечивать пропаганду чтению среди сверстников, читать литературу для ребят более старшего возраста, делать выводы из прочитанного.
В категорию «любитель книг» попали 40% старших дошкольников. «Любителя книг» отличает развитый интерес к чтению. При этом у «любителей» имеет место значительный ресурс для развития.
К «средним читателям» можно отнести 24%. «Средний читатель» уже способен понять, что процесс чтения ему интересен, но испытывает проблемы с тем, чтобы среди разнообразия книг выделить именно те произведения, что по-настоящему его заинтересуют.
К категории «новичок» относится также 24%. «Новичок» еще не опытен, только начинает читать самостоятельно, нуждается в поддержке и предложении книг, не очень сложных по сюжету и форме.
Полученные на констатирующем этапе исследования результаты актуализируют организацию работы по формированию интереса к детской художественной литературе старших дошкольников при включении их в театрализованную деятельность.
2.2 Организация педагогической работы по развитию интереса к детской художественной литературе детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности.
В теоретической части работы на основе анализа литературы были выявлены основные теоретические основы содержания педагогической работы, раскрывающие потенциал театрализованной деятельности в развитии интереса к детской художественной литературе у старших дошкольников, а именно:
1) развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы в дошкольном детстве — процесс последовательный. Поэтому эффективность использования театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста требует поэтапных действий со стороны воспитателя. И чем чётче определены действия воспитателя, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребёнком;
2) моделирование системы социально-эмоциональных отношений в наглядной и действенной форме в конкретных театрализованных условиях, их изучение ребенком и ориентация в этих отношениях;
3) изменение позиции ребенка в сторону преодоления когнитивного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, за счет чего возникает осознание собственного «Я» в театральной игре и увеличивается мера социальной компетентности и способности разрешать проблемные ситуации;
4) формирование, наряду с театральной игрой, реальных отношений, как равноправных партнерских отношений сотрудничества и сотрудничества между ребенком и сверстниками, дающих возможность для позитивного личностного развития;
5) организация постепенного освоения в театральной игре новых, более адекватных способов ориентации ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризации и усвоения;
6) организовать руководство для ребенка, чтобы выделить эмоциональные состояния, которые он переживает, обеспечивая его осознание посредством вербализации и, следовательно, понимания значения проблемной ситуации и формализации ее новых значений;
7) развитие у ребенка способности добровольно регулировать деятельность на основе подчинения поведения системе моральных правил и правил, регулирующих исполнение роли в игре, развитие игрового театрального действия.
С учетом этих положений определено содержание педагогической работы по развитию интереса к книге дошкольников в процессе театральной деятельности, под которой мы понимаем игровую деятельность, в которой ребенок по своим специфическим характеристикам должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить соответствующему образу способ действия. Исходя из этого определения, в содержание театральной деятельности входят игры-этюды, игры-драматизация, игры-импровизации, художественные сценки по мотивам детских книг и т.д.
Тематическое планирование по внедрению комплекса театрализованных игр и упражнений для развития детей дошкольного возраста:
1 БЛОК (Приложение 1)
Цель деятельности 1 блока:
1. познакомить детей с эмоциями: радостью, грустью, гневом, страхом;
2. учить понимать свои чувства и чувства других людей;
3. формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям;
4. развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
5. способствовать снижению психологического напряжения.
2 БЛОК (Приложение 2)
Цель деятельности 2 блока:
1. продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, гнева, страха;
2. закрепить умения изображать радость, грусть, гнев, страх;
3. расширить представления детей об эмоциях, их видах;
4. развивать воображение.
Таким образом, для развития театрализованной деятельности дошкольников необходима особая работа в этом направлении. Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить свою активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, освободить движение, выразить свои чувства. Этот вид деятельности дает возможность перевоплощения ребенка, создавая условия для полноценного развития дошкольника. В процессе театральной деятельности ребенок играет определенную роль в образе различных игровых персонажей, что даёт ему чувство эмоционального единства и привязанности к ним, способствует реализации и выражению его собственных, присущих ему чувств, проявляя таким образом и обогащая его эмоциональные и чувственные переживания. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя со своими любимыми персонажами.
2.3 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента
Исходя из выдвинутой в начале исследования гипотезы о том, что развитие театрализованной деятельности дошкольников будет более успешным, если воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми будут использовать театрализованную деятельность, способствующую обогащению знаний детей о книгах, их героях, обучению способам выражения и управления эмоциями, их пониманию были разработаны мероприятия по развитию интереса к книгам у дошкольников посредством театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. С этой целью можно использовать программу «Этот сказочный мир эмоций», цель которой
развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, прежде всего, используя сказку.
Задачи программы:
1. Развивать интерес дошкольников к детской книге и прежде всего к сказкам.
2. Познакомить детей с чувствами, эмоциями и способами их выражения, изображая героев сказок в театральных представлениях.
3. Расширить словарный запас детей посредством изучения новых слов, которыми говорят герои сказок, словами, которые обозначают всевозможные чувства, эмоции, настроения, которые выражают персонажи.
4. Познакомить детей с возможными способами выражения своих эмоций посредством мимики, жестов, позы, слов, чтобы изобразить своего героя из сказки.
5. Научить детей распознавать и анализировать свои эмоциональные состояния.
6. Сформировать эмпатию.
7. Научить детей открыто проявлять свои эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
Предполагаемый результат реализации данной программы»
сформировать аргументированное заключение о характере эмоционального состояния каждого ребенка в группе;
провести оценку уровня эмоционального развития дошкольников;
определить несформированные умения в эмоционально-регулятивной сфере детей;
выявить страхи и тревожность детей, что сдерживает эмоциональное развитие дошкольников;
определить связь эмоционального развития с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками).
Средства, применяемые в ходе реализации программы – использование сказки. Реализация мероприятий программы проходила в форме групповой работы с детьми.
Каждое занятие в рамках реализации программы проходило несколько последовательных этапов. В самом начале занятия, задача педагога состояла в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе. Затем дети вместе с педагогом мысленно осуществляли зарисовку картины на заданную тему и, соответственно, повествовали группе о том, что им представилось. В ходе рассказов детей воспитатель подводил ребят к нужному выводу. Далее осуществлялась непосредственная работа со сказочным сюжетом в соответствие с тематикой и изучением тех или иных эмоций и чувств. После озвучивания сказки, шло общее ее обсуждение.
В ходе работы со сказочным материалом, было выявлено, что одна сказка может вбирать в себя решение многих различных вопросов, которые требуют помощи ребенка в их развязке посредством сопоставления ребенка с персонажами.
Таким образом, в рамках настоящего исследования, реализуя программу «Этот сказочный мир эмоций» дети научились справляться с трудностями в общении, понимать переживания друг друга, находить правильное выражение своим разнообразным эмоциям, чувствам и состояниям. А главное детям нравилось устраивать театральные представления по различным сказкам, узнавать и читать всё новые и новые сказки. Они с интересом их пересказывали, изображали понравившимся им сказочных персонажей, рисовали декорации.
Повторная диагностика и сравнительный анализ данных показал, что различия в показателях уровня сформированности интереса к детской художественной литературе и театрализованной деятельности дошкольников в целом имеют положительную динамику (рисунок 2).
на 28% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности;
на 16% снизилось количество детей со средним уровнем сформированности;
на 12% снизилось количество детей с низким уровнем сформированности.
Рисунок 2 — Уровень сформированности
Вывод: исходя из выдвинутой в начале нашего исследования гипотезы о том, что развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у дошкольников будет более успешным, если воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми будут использовать данную деятельность, можно сказать, что гипотеза верна.
Таким образом, анализируя полученные результаты видно, что, если вести систематическую работу по организации театрализованной деятельности, то у детей дошкольного возраста наблюдается положительная динамика по формированию интереса к детской книге.
Выводы по главе 2
Таким образом, мы установили, что данную работу по развитию театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы необходимо проводить систематически, с использованием всех видов ресурсов. Об этом свидетельствуют итоговые показатели эксперимента. Дети любят заниматься театром и часто делают это даже в одиночку. Чтобы поддержать инициативу, интерес к театральному творчеству и импровизации, нужно создать в коллективе условия для театральной игры. Для творческого самовыражения и передачи эмоционального состояния детей можно установить театральный подиум в детской группе детского сада, спроектировать различные театральные постановки по содержанию детских книг. Целенаправленное развитие детей дошкольного возраста осуществляется с использованием возможностей театрализованной деятельности в единстве структурных компонентов. В ходе театрализованной деятельности ребенок вживается в определенную роль, в образ различных персонажей. Все это придаёт ему ощущение эмоционального единства, способствует выражению ребенком собственных, присущих ему чувств, благодаря чему он обогащается и у него проявляется собственный эмоциональный опыт.
Заключение
Анализ литературы и сравнение позиций разных авторов по данной проблеме показали, что развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей в дошкольном возрасте связано и успешно формируется благодаря вовлечению детей в данную деятельность. Это захватывает ребёнка и оказывает влияние на развитие его личности и формирует его представлений о разнообразии человеческих эмоций, развития эмоциональной реакции, эмоциональной реакции выражение и сочувствие.
В развитии интереса дошкольников к детской книге действенным средством является театральная деятельность, как художественно-образно-педагогическое средство воздействия на внутренний эмоциональный мир ребенка.
Таким образом, театрализованная деятельность понимается нами как игра, в которой ребёнок распознать своего героя, уметь выражать его эмоции, входить в театральную импровизацию и находить способы действия, адекватные сюжету.
В процессе работы нами были раскрыты возможности театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и способы формирования интересов к детской художественной литературе.
Театрализованная деятельность способствует:
— обогащению эмоционально-сенсорного опыта дошкольников;
— осознанию и выражению ребенком своего, присущего ему
чувства и эмоции;
— формированию опыта эмпатического поведения на основе отождествления ребенка с любимыми персонажами из любимых книг;
— интериоризации различных моделей действий и поступков ребенком дошкольного возраста;
— развитию способности к саморегулированию эмоциональных проявлений.
Для развития театрализованной деятельности дошкольников разработан комплекс занятий, включающий театральные игры, драматические игры, игры-импровизации, ролевые игры, режиссерские игры, а также подготовку и постановку спектаклей.
Проделанная работа позволила доказать, что применение театрализованной деятельности в воспитательном процессе детского дошкольного учреждения будет способствовать эффективному развитию интереса к детской книге дошкольников подтвердилась.
Список использованной литературы
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Издательство: «Медицина», 1977. — 302 с.
4. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. — 2006. — No12. С. 27-28.
5. Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге [Текст] // Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2012. – № 12. – С. 27-28.
6. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение. С. 1988. — 479.
7. Бородина В.А. Культура чтения // Читательская социализация в контексте стандарта общего образования. – М.: Просвещение, 2004. С. 36-40.
8. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста — М.: Просвещение, 2011. — 207 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. — М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 2016. — 76 с.
8. Броневская Е.Н. Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников посредством театрализованных игр // Воспитатель ДОУ. — 2017. -№ 4. — С.32-38.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 536 — 540.
10. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1989. – 10с.
11.Гриценко, З. А. Своеобразие читательского становления [Текст] / З. А. Гриценко // Журнал «Начальная школа». – 2008. – No 2. – С. 15.
12. Данилина Т.А., В мире детских эмоций [Текст]: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004.-160с.
13. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
14. Еникеев М.И. Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр// Для студента. — 2014. — № 7.- С. 4-7.
15. Запорожец А.В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1986. — 210 с.
16. Кайль Д.Г. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. ФГОС (+CD). М: Учитель, 2015. — 90 с.
17. Карпекина Н.И. Развитие эмоциональной сферы дошкольников // Дошкольное образование. — 2016. — № 4. — С.28-30.
18.Кашкаров, А.П. Как приохотить ребенка к чтению. Нестандартные методики / А.П. Кашкаров. – Москва: Феникс, 2014. – 76 с.
19.Кашкаров, А.П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению [Электронный ресурс]. – Москва, 2021. – Режим доступа: https://innostud.am/application/library/43eb8357.pdf. – Загл. с экрана.
20. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Эмоциональная сфера человека. — М.: Ростов-на-Дону: Просвещение, 2013. — с.338-350.
21. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 2015. — 199 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф