Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством детской художественной литературы.
2.1 Диагностика уровня развития театрализованной деятельности к детской художественной литературе у детей дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась основными диагностическими методами — наблюдением, анкетированием, беседой и анализом в индивидуальной и групповой формах.
Исследовательская работа осуществлялась на базе: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Сказка, г.о.Луховицы. В исследовании приняли участие дети группы в количестве 18 человек.
Гипотеза исследования: эффективное развитие театрализованной деятельности, посредством детской художественной литературы будет способствовать внедрение в воспитательный процесс дошкольников.
Структура исследования включала в себя следующие этапы:
- Диагностический: сбор информации и её анализ.
- Формирующий: разработка программы мероприятий по развитию интереса к детской художественной литературе дошкольников посредством использования театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
- Повторно диагностический: повторная диагностика и оценка эффективности программы.
Чтобы оценить уровень развития театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста, были разработаны критерии и показатели уровня.
Для диагностики сформированности театрализованной деятельности посредством художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста, использовались две методики:
1) беседа «Какой ты читатель?», направленная на определение уровня читательских интересов;
-2) викторина «Твоя любимая книга» (по методикам Н.Г. Малаховой, А.П. Кашкарова), направленная на осознания детьми значимости книги для собственного развития и роли театра.
Представим их характеристику.
Беседа «Какой ты читатель?»
Цель – выявить уровень интереса к книге, свойственный детям старшего дошкольного возраста, и характерные для него особенности в выборе детской художественной литературы.
Беседа с детьми состоит из 10 вопросов, на каждый из которых воспитатель предлагает три варианта ответа.
По итогам анализа ответов детей старшего дошкольного возраста, можно отнести к одной из трёх категорий любителей книг:
— если ребёнком получено от 10 до 15 баллов, то его можно считать идеальным читателем, его отличает наблюдательность, эмоциональность, сопереживание героям художественного произведения;
— при получении от 15 до 25 баллов отмечаем, что у старшего дошкольника имеется определенный читательский талант, при этом требуется развивать внимательность и навыки глубокого анализа художественного текста;
— если получено от 26 до 30 баллов, то можно отметить поверхностный характер интереса к художественной литературе, свойственный конкретному младшему дошкольнику.
Вопросы беседы воспитателя приведены в Приложении 1.
Методика «Твоя любимая книга»
Цель – выявить характер интереса к книге, отношения к чтению и читательской активности у старшего дошкольника.
Методика представляет собой 28 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет».
По итогам проведения диагностики у детей старшего дошкольного возраста, можно отнести к одному из 4-х разрядов читателей, которые выделяет А.П. Кашкаров [15]:
— если получено от 0 до 5 баллов – к разряду «новичок»;
— если получено от 6 до 14 баллов – к разряду «средний читатель – не хуже всех»;
— если получено от 15 до 18 баллов – к разряду «любитель книг»;
— если получено более 19 баллов – к разряду «настоящий специалист».
Вопросы методики приведены в Приложении 2.
Далее представим результаты диагностики уровня сформированности интереса к детской художественной литературе старших дошкольников на констатирующем этапе исследования.
| № п/п | Результаты беседы
| Результаты викторины | ||
| 1 | 12 баллов | идеальный читатель | 22 балла | настоящий специалист |
| 2 | 18 баллов | определенный читательский опыт | 16 баллов | любитель книг |
| 3 | 27 баллов | поверхностный характер чтения | 4 балла | Новичок |
| 4 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 8 баллов | средний читатель |
| 5 | 29 баллов | поверхностный характер чтения | 3 балла | Новичок |
| 6 | 11 баллов | идеальный читатель | 19 баллов | настоящий специалист |
| 7 | 21 баллов | определенный читательский опыт | 11 баллов | средний читатель |
| 8 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 15 баллов | любитель книг |
| 9 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 12 баллов | средний читатель |
| 10 | 28 баллов | поверхностный характер чтения | 10 баллов | средний читатель |
| 11 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 17 баллов | любитель книг |
| 12 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 9 баллов | средний читатель |
| 13 | 14 баллов | идеальный читатель | 23 балла | настоящий специалист |
| 14 | 22 баллов | определенный читательский опыт | 18 баллов | любитель книг |
| 15 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 3 балла | Новичок |
| 16 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 18 баллов | любитель книг |
| 17 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 10 баллов | средний читатель |
| 18 | 27 баллов | поверхностный характер чтения | 5 баллов | Новичок |
| 19 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 18 баллов | любитель книг |
| 20 | 27 баллов | поверхностный характер чтения | 5 баллов | Новичок |
| 21 | 18 баллов | определенный читательский опыт | 15 баллов | любитель книг |
| 22 | 26 баллов | поверхностный характер чтения | 5 баллов | Новичок |
| 23 | 20 баллов | определенный читательский опыт | 16 баллов | любитель книг |
| 24 | 19 баллов | определенный читательский опыт | 16 баллов | любитель книг |
| 25 | 18 баллов | определенный читательский опыт | 17 баллов | любитель книг |
Таблица 1. Результаты диагностики уровня сформированности театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.
Наглядно диагностические результаты констатирующего эксперимента приведены в диаграммах на рисунках 1 и 2.


Согласно данным, полученным на констатирующем этапе исследования, отмечаем следующее.
По итогам беседы самый развитый тип читателя – «идеальный читатель» – выявлен только у 12% старших дошкольников. «Идеальный читатель» демонстрирует самый высокий уровень читательских навыков. Для него характерна активная направленность на чтение, развитая наблюдательность и внимательность, высокий интерес к процессу чтения, навыки обсуждения прочитанного и анализа.
Большинство старших дошкольников можно отнести к читателям, имеющим определенный опыт — 52%. Читатели с определенным опытом характеризуются средним уровнем читательских навыков. Они характеризуются слабо выраженной познавательной направленностью на чтение, слабым развитием читательского интереса, бессистемным чтением, плохой ориентацией детей в литературных произведениях.
При этом процент старших дошкольников с поверхностным характером чтения в детской группе высок – 36%. Такие ребята отличаются низким уровнем развития читательских навыков. Их характеризует отсутствие познавательной направленности на чтение, неразвитый читательский интерес, отсутствие интереса к литературе.
По итогам проведения методики А.П. Кашкарова мы узнали, что к категории «настоящий специалист» на констатирующем этапе исследования можно отнести 12%. «Настоящего специалиста» отличает большой читательский опыт, способность обеспечивать пропаганду чтению среди сверстников, читать литературу для ребят более старшего возраста, делать выводы из прочитанного.
В категорию «любитель книг» попали 40% старших дошкольников. «Любителя книг» отличает развитый интерес к чтению. При этом у «любителей» имеет место значительный ресурс для развития.
К «средним читателям» можно отнести 24%. «Средний читатель» уже способен понять, что процесс чтения ему интересен, но испытывает проблемы с тем, чтобы среди разнообразия книг выделить именно те произведения, что по-настоящему его заинтересуют.
К категории «новичок» относится также 24%. «Новичок» еще не опытен, только начинает читать самостоятельно, нуждается в поддержке и предложении книг, не очень сложных по сюжету и форме.
Полученные на констатирующем этапе исследования результаты актуализируют организацию работы по формированию интереса к детской художественной литературе старших дошкольников при включении их в театрализованную деятельность.
2.2 Организация педагогической работы по развитию интереса к детской художественной литературе детей старшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности.
В теоретической части работы на основе анализа литературы были выявлены основные теоретические основы содержания педагогической работы, раскрывающие потенциал театрализованной деятельности в развитии интереса к детской художественной литературе у старших дошкольников, а именно:
- развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы в дошкольном детстве — процесс последовательный. Поэтому эффективность использования театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста требует поэтапных действий со стороны воспитателя. И чем чётче определены действия воспитателя, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребёнком;
- моделирование системы социально-эмоциональных отношений в наглядной и действенной форме в конкретных театрализованных условиях, их изучение ребенком и ориентация в этих отношениях;
- изменение позиции ребенка в сторону преодоления когнитивного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, за счет чего возникает осознание собственного «Я» в театральной игре и увеличивается мера социальной компетентности и способности разрешать проблемные ситуации;
- формирование, наряду с театральной игрой, реальных отношений, как равноправных партнерских отношений сотрудничества и сотрудничества между ребенком и сверстниками, дающих возможность для позитивного личностного развития;
- организация постепенного освоения в театральной игре новых, более адекватных способов ориентации ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризации и усвоения;
- организовать руководство для ребенка, чтобы выделить эмоциональные состояния, которые он переживает, обеспечивая его осознание посредством вербализации и, следовательно, понимания значения проблемной ситуации и формализации ее новых значений;
- развитие у ребенка способности добровольно регулировать деятельность на основе подчинения поведения системе моральных правил и правил, регулирующих исполнение роли в игре, развитие игрового театрального действия.
С учетом этих положений определено содержание педагогической работы по развитию интереса к книге дошкольников в процессе театральной деятельности, под которой мы понимаем игровую деятельность, в которой ребенок по своим специфическим характеристикам должен уметь распознавать и выражать эмоции, входить в образ и находить соответствующему образу способ действия. Исходя из этого определения, в содержание театральной деятельности входят игры-этюды, игры-драматизация, игры-импровизации, художественные сценки по мотивам детских книг и т.д.
Тематическое планирование по внедрению комплекса театрализованных игр и упражнений для развития детей дошкольного возраста:
1 БЛОК (Приложение 1)
Цель деятельности 1 блока:
- познакомить детей с эмоциями: радостью, грустью, гневом, страхом;
- учить понимать свои чувства и чувства других людей;
- формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям;
- развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
- способствовать снижению психологического напряжения.
2 БЛОК (Приложение 2)
Цель деятельности 2 блока:
- продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, гнева, страха;
- закрепить умения изображать радость, грусть, гнев, страх;
- расширить представления детей об эмоциях, их видах;
- развивать воображение.
Таким образом, для развития театрализованной деятельности дошкольников необходима особая работа в этом направлении. Театральная деятельность позволяет каждому ребенку проявить свою активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, освободить движение, выразить свои чувства. Этот вид деятельности дает возможность перевоплощения ребенка, создавая условия для полноценного развития дошкольника. В процессе театральной деятельности ребенок играет определенную роль в образе различных игровых персонажей, что даёт ему чувство эмоционального единства и привязанности к ним, способствует реализации и выражению его собственных, присущих ему чувств, проявляя таким образом и обогащая его эмоциональные и чувственные переживания. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя со своими любимыми персонажами.
2.3 Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента
Исходя из выдвинутой в начале исследования гипотезы о том, что развитие театрализованной деятельности дошкольников будет более успешным, если воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми будут использовать театрализованную деятельность, способствующую обогащению знаний детей о книгах, их героях, обучению способам выражения и управления эмоциями, их пониманию были разработаны мероприятия по развитию интереса к книгам у дошкольников посредством театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. С этой целью можно использовать программу «Этот сказочный мир эмоций», цель которой
развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, прежде всего, используя сказку.
Задачи программы:
- Развивать интерес дошкольников к детской книге и прежде всего к сказкам.
- Познакомить детей с чувствами, эмоциями и способами их выражения, изображая героев сказок в театральных представлениях.
- Расширить словарный запас детей посредством изучения новых слов, которыми говорят герои сказок, словами, которые обозначают всевозможные чувства, эмоции, настроения, которые выражают персонажи.
- Познакомить детей с возможными способами выражения своих эмоций посредством мимики, жестов, позы, слов, чтобы изобразить своего героя из сказки.
- Научить детей распознавать и анализировать свои эмоциональные состояния.
- Сформировать эмпатию.
- Научить детей открыто проявлять свои эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
Предполагаемый результат реализации данной программы»
- сформировать аргументированное заключение о характере эмоционального состояния каждого ребенка в группе;
- провести оценку уровня эмоционального развития дошкольников;
- определить несформированные умения в эмоционально-регулятивной сфере детей;
- выявить страхи и тревожность детей, что сдерживает эмоциональное развитие дошкольников;
- определить связь эмоционального развития с социальной ситуацией развития дошкольника (отношения со взрослыми и сверстниками).
Средства, применяемые в ходе реализации программы – использование сказки. Реализация мероприятий программы проходила в форме групповой работы с детьми.
Каждое занятие в рамках реализации программы проходило несколько последовательных этапов. В самом начале занятия, задача педагога состояла в создании положительной эмоциональной атмосферы в группе. Затем дети вместе с педагогом мысленно осуществляли зарисовку картины на заданную тему и, соответственно, повествовали группе о том, что им представилось. В ходе рассказов детей воспитатель подводил ребят к нужному выводу. Далее осуществлялась непосредственная работа со сказочным сюжетом в соответствие с тематикой и изучением тех или иных эмоций и чувств. После озвучивания сказки, шло общее ее обсуждение.
В ходе работы со сказочным материалом, было выявлено, что одна сказка может вбирать в себя решение многих различных вопросов, которые требуют помощи ребенка в их развязке посредством сопоставления ребенка с персонажами.
Таким образом, в рамках настоящего исследования, реализуя программу «Этот сказочный мир эмоций» дети научились справляться с трудностями в общении, понимать переживания друг друга, находить правильное выражение своим разнообразным эмоциям, чувствам и состояниям. А главное детям нравилось устраивать театральные представления по различным сказкам, узнавать и читать всё новые и новые сказки. Они с интересом их пересказывали, изображали понравившимся им сказочных персонажей, рисовали декорации.
Повторная диагностика и сравнительный анализ данных показал, что различия в показателях уровня сформированности интереса к детской художественной литературе и театрализованной деятельности дошкольников в целом имеют положительную динамику (рисунок 2).
- на 28% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности;
- на 16% снизилось количество детей со средним уровнем сформированности;
- на 12% снизилось количество детей с низким уровнем сформированности.
Рисунок 2 — Уровень сформированности
Вывод: исходя из выдвинутой в начале нашего исследования гипотезы о том, что развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у дошкольников будет более успешным, если воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми будут использовать данную деятельность, можно сказать, что гипотеза верна.
Таким образом, анализируя полученные результаты видно, что, если вести систематическую работу по организации театрализованной деятельности, то у детей дошкольного возраста наблюдается положительная динамика по формированию интереса к детской книге.
Выводы по главе 2.
Таким образом, мы установили, что данную работу по развитию театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы необходимо проводить систематически, с использованием всех видов ресурсов. Об этом свидетельствуют итоговые показатели эксперимента. Дети любят заниматься театром и часто делают это даже в одиночку. Чтобы поддержать инициативу, интерес к театральному творчеству и импровизации, нужно создать в коллективе условия для театральной игры. Для творческого самовыражения и передачи эмоционального состояния детей можно установить театральный подиум в детской группе детского сада, спроектировать различные театральные постановки по содержанию детских книг. Целенаправленное развитие детей дошкольного возраста осуществляется с использованием возможностей театрализованной деятельности в единстве структурных компонентов. В ходе театрализованной деятельности ребенок вживается в определенную роль, в образ различных персонажей. Все это придаёт ему ощущение эмоционального единства, способствует выражению ребенком собственных, присущих ему чувств, благодаря чему он обогащается и у него проявляется собственный эмоциональный опыт.
Заключение
Анализ литературы и сравнение позиций разных авторов по данной проблеме показали, что развитие театрализованной деятельности посредством детской художественной литературы у детей в дошкольном возрасте связано и успешно формируется благодаря вовлечению детей в данную деятельность. Это захватывает ребёнка и оказывает влияние на развитие его личности и формирует его представлений о разнообразии человеческих эмоций, развития эмоциональной реакции, эмоциональной реакции выражение и сочувствие.
В развитии интереса дошкольников к детской книге действенным средством является театральная деятельность, как художественно-образно-педагогическое средство воздействия на внутренний эмоциональный мир ребенка.
Таким образом, театрализованная деятельность понимается нами как игра, в которой ребёнок распознать своего героя, уметь выражать его эмоции, входить в театральную импровизацию и находить способы действия, адекватные сюжету.
В процессе работы нами были раскрыты возможности театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и способы формирования интересов к детской художественной литературе.
Театрализованная деятельность способствует:
— обогащению эмоционально-сенсорного опыта дошкольников;
— осознанию и выражению ребенком своего, присущего ему
чувства и эмоции;
— формированию опыта эмпатического поведения на основе отождествления ребенка с любимыми персонажами из любимых книг;
— интериоризации различных моделей действий и поступков ребенком дошкольного возраста;
— развитию способности к саморегулированию эмоциональных проявлений.
Для развития театрализованной деятельности дошкольников разработан комплекс занятий, включающий театральные игры, драматические игры, игры-импровизации, ролевые игры, режиссерские игры, а также подготовку и постановку спектаклей.
Проделанная работа позволила доказать, что применение театрализованной деятельности в воспитательном процессе детского дошкольного учреждения будет способствовать эффективному развитию интереса к детской книге дошкольников подтвердилась.
Список использованной литературы
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Издательство: «Медицина», 1977. — 302 с.
- Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. — 2006. — No12. С. 27-28.
- Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге [Текст] // Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2012. – № 12. – С. 27-28.
- Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение. С. 1988. — 479.
- Бородина В.А. Культура чтения // Читательская социализация в контексте стандарта общего образования. – М.: Просвещение, 2004. С. 36-40.
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста — М.: Просвещение, 2011. — 207 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. — М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 2016. — 76 с.
- Броневская Е.Н. Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников посредством театрализованных игр // Воспитатель ДОУ. — 2017. -№ 4. — С.32-38.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 536 — 540.
- Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1989. – 10с.
11.Гриценко, З. А. Своеобразие читательского становления [Текст] / З. А. Гриценко // Журнал «Начальная школа». – 2008. – No 2. – С. 15.
- Данилина Т.А., В мире детских эмоций [Текст]: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004.-160с.
- Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
- Еникеев М.И. Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр// Для студента. — 2014. — № 7.- С. 4-7.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1986. — 210 с.
- Кайль Д.Г. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. ФГОС (+CD). М: Учитель, 2015. — 90 с.
- Карпекина Н.И. Развитие эмоциональной сферы дошкольников // Дошкольное образование. — 2016. — № 4. — С.28-30.
18.Кашкаров, А.П. Как приохотить ребенка к чтению. Нестандартные методики / А.П. Кашкаров. – Москва: Феникс, 2014. – 76 с.
19.Кашкаров, А.П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению [Электронный ресурс]. – Москва, 2021. – Режим доступа: https://innostud.am/application/library/43eb8357.pdf. – Загл. с экрана.
- Котова И.Б., Канаркевич О.С. Эмоциональная сфера человека. — М.: Ростов-на-Дону: Просвещение, 2013. — с.338-350.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 2015. — 199 с.
- Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — М.: Ярославль: Академия развития, 2012. — 208 с.
- Малахова, Н.Г. Растим читателя: программы литературного развития детей 3-9 лет / Н.Г. Малахова. – Москва: Пушкинская библиотека, 2015. – 249 с.
- Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. — М.:ТЦ «Сфера», 2011 — 169 с.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. 192 с.
- Образовательная программа детского сада «Золушка», 2014., 246 с.
- Программа дошкольного образования Мозаика. ФГОС. М.: Русское слово, 2014. — 464 с.
- Стрелкова, Л.П. Психические особенности развития эмпатии в детском коллективе /Л.П. Стрелкова //Нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста /Под ред. Е.О. Смирновой — М.: Детство-Пресс, 2008 – 54 – 67с.
- Тулайкина С.О. Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности // Дошкольное воспитание. — 2013. -№ 2. — С.12-15.
- Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). М.: Центр педагогического образования, 2014.? 32 с.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа: file:///C:/Users/Админ/Downloads/razvitie-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-skazkoterapii-na-primere-mladshih-doshkolnikov-mbdou-detskiy-sad-10-ivushka-goroda-essentuki.pdf
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.
- Юрчук Е.Н. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. Разработки занятий, диагностика и дидактический материал. — Волгоград: Учитель, 2016. — 123 с.
Страницы: 1 2
