Заявка на расчет
Меню Услуги

Особенности деятельности банков на финансовом рынке в России. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Функции банков в экономике развитых стран

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их историче­ского развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной де­нежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эф­фективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Английская банковская система в начале XX в. была двухуровневой и включала на первом уровне Банк Англии — центральный банк; на втором уровне — депозитные банки, занимающиеся приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд предприятиям крупной торговли и аристократии под залог надежных ценных бумаг (государственных и др.), а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на бирже; кредитные и торговые банки, не принимающие вкладов и выполняющие практически только учредительские (спекулятивные) операции, а также выдающие экспортные кредиты; кредитные посредники, представляющие собой вексельных маклеров, осуществляющих главным образом покупку векселей и перепродажу их банкам, и фондовых маклеров, обеспечивающих посреднические услуги при заключении биржевых сделок; клиринговые дома.

Особый банковский статус характеризует деятельность двух крупнейших банков: Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка. Последний — квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с населением.

В Германии двухуровневая структура банковской системы включает Дойче Бундесбанк (федеральный центральный банк); коммерческие (универсальные) банки; сберегательные банки; кооперативные центральные банки; кредитные кооперативы; банки специального назначения (государственные и частные ипотечные банки); почтовые, коммунальные и сберегательные банки; специализированные банки.

Основное преимущество универсальной немецкой банковской системы по сравнению с англосаксонской с разделением функций заключается в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Банк, действующий на универсальной основе, в состоянии предоставить клиенту широкий круг операций и услуг, за счет чего он может перераспределить доходы и потери от банковской деятельности. Наряду с универсальными коммерческими банками в Германии существует ряд специализированных банков.

Основными звеньями банковской системы Франции являются: Банк Франции; депозитные банки; инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»; банки среднесрочного и долгосрочного кредита.

Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции (Банк де Франс). Он был учрежден в 1800 г. в качестве частной акционерной компании с капиталом 30 млн франков.

При банке имеется учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета — специального государственною органа для регулирования кредита в стране.

В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франции выпускает в обращение банкноты.

В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные, или деловые, банки, финансирующие промышленность. Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесро чного кредита.

Во Франции практически все крупные государственные или полу государственные банки универсальны. Однако в отличие от Германии они ведут активную борьбу за клиента, а клиенты активно сопротивляются установлению исключительных отношений с каким-либо одним банком. Сегодня универсальные структуры — крупнейший кооперативный сельскохозяйственный банк (Credit Agricole), национальные депозитные банки и большое число сберегательных банков и кредитных союзов — объединены в контролируемый государством траст.

Кроме универсальных банков во Франции существует еще несколько крупных деловых банков. Появились они относительно недавно, и основной сферой их деятельности стали инвестиции и операции с ценными бумагами. Используя холдинговую структуру, они осуществляют небанковские капиталовложения и владеют пакетами акций различных компаний, контролируя их де-факто.

Особенность французской системы еще и в том, что, за исключением небольших частных банков, их руководство назначается и смещается правительством.

По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция занимает первое место. Это выразилось, во-первых, в превращении после.

Во-вторых, государство участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными».

Доля государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.

В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят восемь представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов.

Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковская контрольная комиссия в составе шести членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.

Государство проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т.д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.

В-четвертых, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.

Банковская система Японии является сегодня одной из наиболее мощных не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японские банки входят в число 10 ведущих банковских учреждений мира, причем три из них занимали первые места. Они были центром гигантских по капиталу финансово-промышленных групп, осуществлявших промышленные инвестиции в страны Азии, Западной Европы и в США. Образование таких групп, возглавляемых крупными частными коммерческими банками, вокруг которых сосредоточиваются промышленные компании, является особенностью развития банковской системы Японии с послевоенных времен.

Формирование банковской системы Японии осуществлялось на принципах заимствования опыта становления и развития фи- нансово-кредитных систем развитых стран и в большей степени США. Примерами таких заимствований являются: неоднократное (как и в США) установление Японией, а впоследствии отмена золотого стандарта — возможности обмена японских банкнот на золото; установление узкой специализации кредитных институтов, в том числе разделение их коммерческой и инвестиционной деятельности; учреждение однотипных с европейскими и американскими государственных кредитных институтов, порой даже с одинаковыми названиями и т.д.

Однако в отличие от некоторых развитых европейских стран, например Франции, Италии, основные финансовые рычаги в Японии после войны остались в руках частных банков, хотя степень государственного контроля за их деятельностью была очень высокой. В Японии, в отличие от США, нет большого количества законодательных предписаний для банков, последние руководствуются в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. И хотя они не имеют силы закона, тем не менее коммерческие банки в основном их выполняют.

Общенациональные банки составляют основу банковской системы Японии. Число этих банков в начале 2008 г. превышало 150, количество филиалов — порядка 17 тыс., общий объем капитала — 80% объема капитала всей банковской системы страны, объем предоставленных ссуд — около 80% всего объема банковского кредитования.

Система общенациональных банков включает в себя: городские банки; региональные; региональные банки второго уровня; банки долгосрочного кредитования; трастовые банки.

Ядром кредитно-банковской системы выступают так называемые городские банки (общее число их к началу 2008 г. — 9, филиалов — около 4000, объем капитала — 36% от общего, объем кредитования — 40%). Крупнейшими городскими банками, интегрированными в промышленно-финансовые группы, являются: Дайите Кангс Банк, Сакура, Фудзи Банк, Мицубиси Банк, Сумитомо Банк, Токай банк. Большинство штаб-квартир этих банков находится в Токио и Осаке, а деятельность их носит достаточно универсальный характер.

Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, однако уступают им по объему капитала и выполняемых операций. В основном они расположены в малых и средних городах, где имеют огромную сеть небольших во величине филиалов. В 2008 г. насчитывалось 64 региональных банка с числом филиалов около 7,5 тыс. Они кредитуют средние и малые предприятия, органы местного самоуправления, принимают сберегательные вклады, осуществляют операции за рубежом.

Региональные банки второго уровня, как правило, имеют небольшие капиталы; в их деятельности преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями.

Банки долгосрочного кредитования дополняют городские и региональные коммерческие банки, предоставляющие в основном кратко- и среднесрочные ссуды. К банкам долгосрочного кредитования относятся: Промышленный банк Японии, Японский банк долгосрочного кредита, Японский кредитный банк. Деятельность таких банков регулируется Законом о банках и Законом о долгосрочном кредите. Первые два банка из названных предоставляют свои услуги крупнейшим предприятиям, третий — ипотечный банк — специализируется на услугах мелким и средним предприятиям.7

Банки долгосрочного кредитования и городские банки рефинансируются в основном путем купли-продажи валютных финансовых инструментов, а также выпуска облигаций сроком до пяти лет (т.е. используют в качестве своих ресурсов в основном заемные средства). Напротив, региональные банки и почтовая сеть привлекают средства в виде депозитов, занимая лидирующее положение в этой области.

Трастовые банки создавались изначально для управления имуществом клиентов, но после Второй мировой войны стали осуществлять и банковские функции — долгосрочное финансирование, финансовое управление и др. Всего действует 7 траст-банков с 430 филиалами. На долю предоставленных ими ссуд приходится около 10% от общего объема кредитования при доле банковского капитала 15%.

Следующую довольно крупную группу кредитно-финансовых учреждений Японии составляют банки ценных бумаг — учреждений, которым разрешено принимать в виде вкладов биржевые инструменты — акции, облигации, производные инструменты, фьючерсы, хранить их и осуществлять управление портфелями, т.е. по поручению и за счет владельцев покупать или перепродавать их в целях получения доходов на разнице в их цене и в виде дивидендов, а также оказывать помощь предприятиям в выпуске или покупке ценных бумаг. Для осуществления биржевых операций банки ценных бумаг должны иметь официальное место на Токийской фондовой бирже.

Все эти финансовые учреждения выдают небольшие кредиты малым предприятиям, рабочим и служащим, принимают вклады своих членов и сберегательные вклады (т.е. с начислением по ним процентов) не членов.

Государственные финансовые институты. Государство в Японии активно участвует в деятельности финансовых институтов. Известными государственными банками являются Японский банк развития и Экспортно-импортный банк Японии (созданный по аншюгии с американским Эксимбанком). Занимается Эксимбанк Японии финансированием экспорта оборудования и технической помощи, а также гарантирует различные финансовые обязательства во внешней торговле. Государственные экспортные кредиты нередко выдаются по более низкой процентной ставке, чем кредиты частных банков.

Деятельность Японского банка развития (называемого также Японским промышленным банком) сосредоточена на льготном, как правило, сроком менее одного года, кредитовании отраслей экономики и на выдаче кредитов, в предоставлении которых по разным причинам не заинтересованы частные банки (например, сфера приложения капитала является высокорисковой, малодоходной, однако социально значимой и т.д.). Сегодня Японский банк развития играет важную роль и в реализации крупномасштабных зарубежных проектов.

Филиалы иностранных банков. Разнообразие кредитных японских учреждений дополняется широкой сетью филиалов зарубежных банков. Действующие в Японии иностранные банки отличаются друг от друга и по размерам активов, и по видам основных операций, и по положению, занимаемому ими в банковской системе страны. Однако господствующее положение постоянно занимают несколько давно созданных американских банков (например, Чейз Манхэттен бэнк, Бэнк оф Америка, Фест Нэшнл Ситибэнк).

Итак, японская банковская система является сегодня одной из крупнейших в мире, несмотря на тяжелое положение, вызванное финансовым кризисом 1995 г.

Кредитная система США состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы — ФРС, выполняющей функции центрального банка страны; коммерческих банков; инвестиционных банков; сберегательных банков; ссудо-сберегательных ассоциаций) и небанковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс; финансовых компаний; кредитных кооперативов; страховых компаний; пенсионных фондов; фондов социального страхования; обществ взаимного кредита; институтов страхования депозитов и проч.8

Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей в построении и организации ее работы. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, банки — члены ФРС. Система независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее. Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. По закону каждый банк — член ФРС должен держать определенную долю привлеченных средств в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, а частью — в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа.

Не члены ФРС — коммерческие банки штатов — тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством; во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Последнее подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.

Множество других видов кредитных учреждений (в том числе пенсионные фонды, доверительные паевые фонды, специализированные финансовые институты и проч.) выполняют отдельные банковские операции, но при этом не имеют права именовать себя банками, и вынуждены конкурировать как с последними, так и между собой.

 

Глава 2. Особенности деятельности банков на финансовом рынке в России

2.1. Специфика образования и функционирования банков в нашей стране

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики.

Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 2 декабря 1990г. № 395-1 «O банках и банковской деятельности» (ред. от 11.07.2011), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направленность их деятельности.

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Центральный банк РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России).

Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.

В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.

Для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т.е. выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Федеральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Германии, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций, предельные величины рисков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности.

Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанковских кредитных организаций.

Банк России выступает лицензирующим органом по отношению к кредитным организациям: выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разрешения на открытие заграничных филиалов, а также на участие в капитале кредитных организаций-нерезидентов.

Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной службой по финансовым рынкам. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Федеральной таможенной службой и Министерством экономического развития РФ.

Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц. Регулирующее воздействие Банка России носит особый характер, распространяется только на банки, что связано с их исключительной ролью в экономике и необходимостью обеспечения устойчивой работы для функционирования платежной системы, а также сохранности сбережений и денежных резервов.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции — краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специализация банков по видам их операций.

Универсальный статус банков позволяет снижать риски за счет диверсификации услуг, обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов. Вместе с тем универсальный статус банков таит в себе опасность в виде консервации неэффективной структуры банковских продуктов, поскольку создает возможность компенсировать низкую рентабельность одних услуг высокой доходностью других.

Выполнение одним банком коммерческих и инвестиционных услуг обостряет так называемый «конфликт интересов» между ним и клиентами, что повышает значение систем внутреннего контроля в таких банках. Однако в настоящее время признано, что универсальный статус банков отвечает базовым потребностям российской экономики и обеспечивает благоприятные условия для развития банковской системы, адекватной потребностям экономического роста.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. Во многих странах наряду с коммерческими существуют и некоммерческие кредитные организации (например, кооперативные банки), которые в качестве своей цели не ставят получение прибыли, а создаются для удовлетворения потребностей своих участников в финансовых услугах.

Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систему, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в состав банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.).

Вторую группу кредитных организаций иногда называют пара банковскими (похожими на банковские).

Банк согласно российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

— привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

— размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

— открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

В соответствии с принципом универсальности все российские банки могут развиваться как универсальные. Несмотря на то, что некоторые банки приняли названия «инновационный банк», «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк», все они, в настоящее время подчиняются единым нормам банковского законодательства.

Банк России предъявляет к ним одинаковые требования, для всех установлены единые нормативы, регулирующие их деятельность (за исключением Сбербанка России).

Однако в отличие от зарубежных муниципальных (коммунальных, городских) банков все российские банки, даже если их капитал сформирован за счет собственности и средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов, действуют на принципах обществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ), и местные органы власти никакой дополнительной ответственности и дополнительных обязательств по отношению к этим банкам не принимают. Иными словами, все так называемые муниципальные банки работают как банки, главной целью которых является получение прибыли, а не финансовое обеспечение социально значимых проектов.

Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурами банковской системы и реального сектора экономики является создание банковских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим законодательством.

Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) из них оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.

Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо (головная организация банковского холдинга), не представляющее кредитную организацию, имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций. Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг.

Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать: во-первых, в силу преобладающего участия головной организации в уставном капитале других кредитных организаций; во-вторых, в силу договора между участниками банковской группы или банковского холдинга, закрепляющего право головной организации определять решения других кредитных организаций.

О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле.

Приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением последних совместно с Федеральной антимонопольной службой.

Кредитные организации, входящие в банковскую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов организаций — членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ).

Ассоциация российских банков объединяет около 80% банковских учреждений России, которым принадлежит более 92% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций и свыше 93% всех активов российской банковской системы.

По состоянию на 1 ноября 2011г. Ассоциация российских банков насчитывает 708 членов, в том числе 518 кредитных организаций, которые имеют 2964 филиала. Банки — члены АРБ и их филиалы осуществляют свою деятельность во всех регионах Российской Федерации.

Ассоциация выражает интересы как крупных банков (все 30 крупнейших банков — члены АРБ), так и малых и средних банков (10% банков — членов АРБ имеют уставный капитал до 30 млн. руб., 47% — от 30 до 300 млн. руб.). В числе членов АРБ 55 банков со 100%-ным и 17 банков с более 50%-ным иностранным участием в уставном капитале, 15 представительств иностранных банков, а также все члены «большой аудиторской четверки».

Ассоциация российских банков в своей деятельности активно сотрудничает с 51 региональными банковскими ассоциациями и союзами, а также банковским сообществом 18 регионов России.

Ассоциация российских банков представляет позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России, защищает их интересы, оказывает разнообразные услуги, принимает непосредственное участие в решении возникающих у них проблем. Она организует обучение банковских специалистов в различных регионах России, используя для этого региональные учебно-деловые центры. АРБ выступает учредителем и принимает активное участие в деятельности ряда других центров профессионального образования и подготовки кадров.

Она активно развивает контакты с международными и национальными банковскими и предпринимательскими ассоциациями, финансовыми и внешнеторговыми организациями.

Информационные возможности АРБ позволяют предоставлять подробную и качественную информацию своим членам при поиске ими банков-партнеров, выборе аудиторских фирм, расширении международного сотрудничества.

Наряду с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных банковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.

Можно выделить две волны образования новых банков. Первая пришлась на период до 1992 г. и была обусловлена процессами акционирования и разукрупнения государственных специализированных банков, их преобразования в коммерческие. Из образованных в 1990 г. 202 новых банков 87% было создано на базе бывших контор специализированных банков.

Вторая волна «банковского бума» связана с периодом высокой инфляции 1992-1994 гг. Только за 1994 г. было зарегистрировано 560 кредитных организаций, а общее их число на 1 января 1995 г. составило 2517. В 1995 г. наметилась тенденция к стабилизации числа создаваемых банков, в этом году было зарегистрировано уже лишь 86 новых банков, а в 1996 г. — 21 и 4 небанковские кредитные организации. Одновременно росло число ликвидируемых банков. Если в 1994 г. Банк России отозвал лицензии у 65 банков, то в 1995 г. — уже у 225, а в 1996 г. количество банков уменьшилось еще на 265, включая 11 банков, преобразованных или ликвидированных по решению собраний акционеров.

В результате число кредитных организаций на 1 января 1998 г. сократилось до 1697 (против 2295 на 1 января 1996 г. и 2074 на 1 января 1997 г.) и оставалось практически неизменным до середины 1998 г.

Кризис 1998 г. привел к снижению устойчивости и платежеспособности банковской системы, а также выявил нестабильность финансового положения многих, особенно крупных, банков. В ходе реструктуризации банковской системы в первой половине 1999 г. были отозваны лицензии у 64 банков, всего лицензий лишились 1232 банка (по состоянию на конец мая 1999 г.). На 1 января 1999 г. в РФ действовали 1476 кредитных организаций, в том числе — 1447 банков и 29 небанковских кредитных организаций, 139 кредитных организаций формировали уставный капитал с привлечением иностранных участников, 20 из них — со 100%-м иностранным участием.

В 2000 г. продолжилась тенденция к сокращению числа действующих кредитных организаций, на 1 января 2000 г. действовали 1349 кредитных организаций (в том числе 34 небанковские кредитные организации), а на 1 мая 2000 г. — только 1330. За 1999-2000 гг. были отозваны лицензии у 145 банков, в том числе у Уз части крупнейших банков, закрыты 578 филиалов банков.

К 1 января 2001 г. количество кредитных организаций сократилось до 1311. Начиная с 2001 г. происходит незначительное увеличение числа действующих кредитных организаций: на 1 января 2002 г. оно достигло 1319, а на 1 января 2003 г. — 1331.

С 2004 года российские банки должны предоставлять свою отчётность как в соответствии с российскими стандартами, так и в соответствии с международными. Банковский и реальный секторы экономики Российской Федерации должны одновременно проводить мероприятия по внедрению принципов бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

В 2006 году началось ухудшение ситуации на рынке недвижимости США, вслед за этим убытки начали демонстрировать финансовые институты, наиболее активно работавшие с нестандартными ипотечными кредитами и ценными бумагами, где такие кредиты выступали базовыми активами. Масштаб проблем в финансовом секторе США нарастал постепенно: резкое ухудшение качества ипотечных кредитов стало очевидным уже в 2006 году, однако ликвидность и уровень оптимизма на глобальном рынке еще оставались высокими, что позволило весной 2007 года Сбербанку РФ и ВТБ успешно провести размещение своих акций.

Первый тревожный сигнал до российских кредитных организаций дошел в июле-августе 2007 года, когда российская банковская система столкнулась с сокращением лимитов со стороны банков-контрагентов, а затем и с определенным дефицитом ликвидности. Банк России существенно увеличил объем рефинансирования банков с использованием имеющихся инструментов (преимущественно сделки репо на 2-7 дней, объем которых в августе-октябре вырос на порядок – с десятков до сотен миллиардов рублей в день), что восстановило приемлемый уровень ставок на денежном рынке.

Во второй половине 2007-го – первой половине 2008 года время от времени (прежде всего, в период налоговых выплат) наблюдался повышенный спрос на рублевую ликвидность, который удовлетворялся за счет стандартных инструментов Банка России.

Хотя и в меньшем объеме, российские банки продолжали привлекать средства на рынке долгового капитала. Сохранялись высокие темпы роста банковского кредитования, как розничного, так и корпоративного.

В 1999 — 2001 гг. в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

Очень важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и сбережений, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь вследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения.

Это относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и к сектору предприятий, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс представляет собой огромный вызов для банковской системы, которая получает эти ресурсы и должна правильно ими распорядиться.

Национальная банковская система является важнейшим инструментом реализации государственной политики ускоренного роста и модернизации экономики16.

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции), проводит свой перечень денежных операций или сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности.

В структурном плане это надо понимать так, что в банковскую систему следует включать все те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции или сделки.

Если говорить о функциях, выполняемых различными кредитными институтами, то они широки и имеют много общего. К основным из них можно отнести следующие:

Для современной банковской системы характерны две главные особенности: во-первых, эта система регулируемая (как со стороный ЦБ РФ, так и саморегулирование), а во-вторых, рыночная. На конец лета 2014 года в России зарегистрировано  1057 кредитных организаций в форме ООО, ОАО, ЗАО, из них у 184 отозваны лицензии, а у 3 лицензии аннулированы, из чего следует, что действующих банка в России 870.

На сегодня банк является  ведущей структурной единицей сферы денежного обращения, которая имеет исключительное право проводить такие операции банка как открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение во вклады, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также многие другие. Коммерческая организация  является  посредником в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Теоретически, банковская система представляет собой совокупность кредитных организаций, функционирующих в рамках единого банковского законодательства, общее регулирование деятельности которых осуществляет Центральным Банком России.

Банковская система активно воздействует на состояние всех секторов экономики, в этой связи находится под непосредственным государственным контролем. Регулирование банковской системы производится в соответствии с ежегодно утверждаемой единой государственной денежно-кредитной политикой и государственным бюджетом.

Банковская система РФ является многоуровневой:

Банковская деятельность в России в последние десятилетие переживает период бурных изменений, которые вызваны, с одной стороны, радикальными преобразованиями экономической системы, а с другой — внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков.

На волне радикальных рыночных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: она приобрела двухуровневую структуру, значительно увеличилось количество банковских организаций, при этом они все основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф