Меню Услуги

Деятельность медицинской сестры поликлиники в реабилитационном процессе. Часть 2.

Страницы:   1   2


1.3. Реабилитационный процесс при заболеваниях органов дыхательной системы детей на поликлиническом этапе

 

Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и работоспособности организма, нарушенного болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Этапы ребилитации:

Амбулаторный этап реабилитации, длится с момента выявления больного и до его госпитализации. Задачами этого этапа реабилитации являются:

  • своевременное выявление заболевших и пострадавших;
  • уточнение характера заболевания;
  • взятие больного на диспансерный учет;
  • определение показаний для стационарного или санаторного лечения, выработка предполагаемых сроков и программы реабилитации;
  • проведение амбулаторного восстановительного лечения.

В содержание амбулаторного этапа реабилитации чаще всего входят применение медикаментозной и функциональной реабилитации (лекарственные препараты, аэрозоли, ЛФК, массаж, физиопроцедуры), но немаловажное значение н этом этапе имеют и элементы психологической (контакт врача с больным, вера больного в излечение) и профессионально-социальной реабилитации (освобождение от работы по листкам временной нетрудоспособности, сокращение рабочего дня и др.).

Стационарный этап реабилитации. Продолжительность стационарного этапа реабилитации определяется формой и фазой основного заболевания, характером осложнений и сопутствующих болезней, возрастом больного. Не в каждом отдельном случае важен индивидуальный подход.

Основные задачи стационарного этапа реабилитации:

  • уточнение диагноза (формы, фазы, протяженности процесса, осложнений и сопутствующих заболеваний);
  • определение срока, выработка и проведение в жизнь наиболее оптимального варианта лечебно-восстановительных мероприятий;
  • в показанных случаях освидетельствование (переосвидетельствование) больного на ВТЭК;
  • подготовка организма больного к режиму реабилитационного отделения санатория или амбулаторного этапа реабилитации.

Санаторный этап реабилитации ,наиболее эффективен, если он производится в специализированном санаторном отделении реабилитации. Основной целью реабилитации в специализированном санаторном отделении является закрепление результатов восстановительного лечения, достигнутого на стационарном или амбулаторном этапах реабилитации, восстановление или

Поликлинический или диспансерный этап реабилитации характеризуется динамическим наблюдением за состоянием здоровья больного ребенка, для его оздоровления и поддерживающего лечения. Данный этап является наиболее важным в системе реабилитации. На нем предполагается полная реадаптация и ресоциализация к предшествовавшим заболеванию нагрузкам и условиям[13, c.67].

Основные виды реабилитации детей с заболеваниями органов дыхательной системы и их особенности:

Физическая реабилитация. Она предполагает собой широкий спектр различных физических тренировок, систему дыхательных упражнений, элементы йоги, звуковую и дренажную гимнастику, постуральный дренаж.

Физические тренировки проходят в форме ЛФК, ходьбы, бега, плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, круговой тренировки.

Дыхательные упражнения. Лучше всего дыхательные упражнения применять в комплексе с лечебной гимнастикой. В таком случаи они оказывают не только физическую тренировку, но и оказывают позитивное влияние на дренажную функцию бронхов, вентиляцию бронхов, улучшают газообмен и т.д.[17, c.18]

Лечебное плавание. Плавание рекомендуют проводить в бассейнах как закрытого, так и открытого типа. Температура воды должна быть 26 — 28°С.

Занятия в бассейне позволяют не только сочетать физические тренировки с гимнастикой, но и позволяют входить под воду, что создает положительное давление в конце выхода.

Физические тренировки на тренажерах. Данный вид реабилитации пока что не широко не используется, но если сравнивать его с ходьбой на лыжах или же плаванием, то по эффективности он занимает первое место в реабилитации детей болеющих заболеваниями органов дыхания[12, c.46].

Методика круговой тренировки. В большинстве случаев данный вид реабилитации рекомендуют при заболеваниях легких необструктивного течения. Упражнения отбираются из гимнастики и складываются в единый цикл. Сами по себе упражнения не сложные, повторяются много раз, в чем, собственно говоря, и заключается тренировка.

Звуковая гимнастика. Суть заключается в применении упражнений, которые предполагают произнесение в определенной последовательности и правильным способом с первоначальным выполнением двух обязательных упражнений. Это «закрытый стон» – мммм и «очистительный выдох» – пффф.

Самой главной особенностью звуковой гимнастики можно считать то, что ее можно применять в амбулаторных условиях после обучения упражнениям больных[5, c.32].

Лечебный массаж. В реабилитации детей с заболеваниями дыхательных органов все чаще используют массаж. С помощью массажа снимется ощущение утомления дыхательной мускулатуры, улучшается кровообращение, происходит стимуляция отхождения мокроты и даже удается снять спазм дыхательной мускулатуры.

На практике используют много видов массажа. Это классический массаж – массаж мышц спины и грудной клетки; точечный – предполагает надавливание в определенных точках на поверхности тела и, конечно же, самомассаж – больной самостоятельно применяет доступные ему способы классического и точечного массажа.

Самомассаж играет очень важную роль при реабилитации домашней или амбулаторной. Также очень важным в данном случае является обучение самомассажа на санаторном или стационарном этапе реабилитации.

Постоянный электрический ток. Его используют для стимуляции обменных процессов в патологическом очаге и для введения лекарствметодом электрофареза. Импульсные токи применяют для стимуляции дыхательных мышц, снижения тонуса гладкой мускулатуры бронхов, улучшения отхождения мокроты[8, c.14].

Ультрафиолетовые облучения. Применяются как способ снижения реактивности организма. В настоящее время круг показателей для УФО при бронхолегочных заболеваниях значительно сузился вследствие обнаруженного эффекта угнетения клеточного иммунитета.

Тепловые процедуры. Применяются такими теплоносителями как парафин, озокерит, грязи, глина. Они способствуют снижению спазмов в бронхах, стимулируют процесс отхождения мокроты, улучшают кровообращение в легких. Обязательно нужно учитывать химический состав грязей. Облучение видимым светом, а также инфракрасными лучами тоже относят к тепловым процедурам[9, c.28].

Ультразвуковые колебания. Чаще всего их используют для стимуляции отхождения мокроты, улучшения кровообращения профилактики спаечных процессов в плевральной полости. Назначение процедур ультрафонофореза назначают в тех случаях, если нужно сочетать указанные свойств ультразвука и особенности влияния лекарственных средств.

Магнитотерапия. Данный вид реабилитации не используется широко, так как считается не очень эффективным, тем не менее, он считается очень эффективным при лечении затяжных пневмоний и бронхитов.

Аэрозольная терапия. Данная терапия занимает очень важное место в реабилитации больных с заболеваниями органов дыхания. Сюда же относят лечение в хлоридных и соляных комнатах[11, c.13].

Скипидарные ванны. Они раздражают кожные покровы, тем самым улучшают периферическую микроциркуляцию, снимают воспалительные процессы.Проникающий через кожу и дыхательные пути скипидар вызывает рефлекторные изменения в регуляции работы дыхания, усиливает дренажную функцию бронхов.

Мануальная терапия. Данный вид терапии используют в основном для ликвидации болей при травмировании грудного отдела позвоночника, который приводит к ограничениям подвижности грудной клетки[12, c.23].

Психотерапия. Использование психотерапии позволяет влиять на невротический компонент соматического заболевания и на личность больного с целью изменения его реакции на болезнь, коррекции масштаба переживания болезни, улучшения ее функционирования в новых условиях соматического заболевания.

 

Глава 2 Анализ деятельности медицинской сестры поликлиники в реабилитационном процессе у детей с заболеваниями дыхательной системы

 

2.1. Оценки по статистическим показателей у детей заболеваний дыхательной системы

 

На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания. Они проявляются в своеобразии реакций детского организма на инфекцию и другие повреждающие факторы. Наличие у ребёнка аллергических заболеваний, иммунных нарушений, пороков развития дыхательной системы, а также неблагоприятные экологические факторы могут повышать риск развития заболеваний органов дыхания.

На сегодняшний день заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными болезнями. В общей таблице заболеваемости данные болезни составляют 60 %, подростков и взрослых 50% и 30 %. К данным болезням относят такие всем известные заболевания, как ОРВИ, бронхиты, грипп и др. [12, с. 54].

Только гриппом в период эпидемии заболевает от 5 до 10% населения страны, при этом около 50% заболевших составляют дети. По данным Института пульмонологии Минздрава России, ежегодный рост заболеваемости болезнями органов дыхания в России составляет 5-7%. Исследования показывают, что наибольшую долю среди заболеваний, лечение которых проводится в амбулаторно-поликлинических условиях, составляет патология органов дыхания [1].

Болезни органов дыхания несут для общества большие экономические потери, которые определяются затратами по временной нетрудоспособности и инвалидности, а также смертностью. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности им принадлежит ведущее место − 42,6% среди всех причин, или 38,2% среди всех заболеваний. Число случаев временной нетрудоспособности по этому классу болезней составляет около 26,6 на 100 работающих [18].

По данным официальной статистики, болезни органов дыхания стабильно находятся на первом месте в структуре общей заболеваемости детей, составив в 2015 году их половину. Уровень общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет по данным обращаемости составил в 2015 году 225065,4; из них на болезни органов дыхания приходится 112297,8 случаев на 100 000 детей. Обращаемость подростков в возрасте 15-17 лет по поводу болезней органов дыхания значительно ниже (в 2015 году 61820,0 случаев на 100 000 детей), что от общей заболеваемости (186949,6) составляет 33%.

В Российской Федерации в структуре общей заболеваемости болезнями органов дыхания у детей в возрасте 0-14 лет первое ранговое место занимают хронические болезни миндалин и аденоидов (3612,9 на 100 000 детского населения), уровень которых превышает уровень других болезней органов дыхания в несколько раз, второе − бронхиальная астма (1189,4), третье – острые пневмонии (814,3), четвертое − хронический фарингит и назофарингит (662,7), пятое – аллергический ринит (448,8), шестое – хронический бронхит и эмфизема легких (204,3) и седьмое – другая хроническая обструктивная легочная и бронхоэктатическая болезнь (88,1(таблица 1)) .

Таблица 1 Структура заболеваемости болезнями органов дыхания у детей

 

№п/п

 

 

Болезнь

Возраст Количество на 2015 г. на 100 000 детского населения
1. хронические болезни миндалин и аденоидов 0-14 лет 3612,9
2. бронхиальная астма 0-17 лет 1189,4
3. острые пневмонии 0-17 лет 814,3
4. хронический фарингит и назофарингит 0-14 лет 662,7
5. аллергический ринит 0-14 лет 448,8
6. хронический бронхит и эмфизема легких 0-17лет 204,3
7. другая хроническая обструктивная легочная и бронхоэктатическая болезнь 0-12 лет 88,1

 

 

2.2.  Деятельность медицинской сестры поликлиники в реабилитационном процессе у детей с заболеваниями дыхательной системы

 

Реабилитация при бронхиальной астме позволяет пациенту пройти все промежуточные этапы заболевания, максимально восполнив возможности собственного организма.

Больные БА должны находиться на диспансерном учёте у участковых врачей, которые в случае необходимости консультируют их с пульмонологом и др. специалистами (аллергологом, дерматологом, ЛОР врачом), решают вопросы госпитализации, трудоустройства.

Переход на ступень вверх (усиление медикаментозного лечения) необходим в случаях невозможности контроля заболевания на предыдущей ступени при условии правильного выполнения больным назначений врача.

Санаторно — курортное лечение показано большинству больных лёгкого и среднетяжёлого течения в фазе ремиссии при удовлетворительных показаниях ФВД. БА тяжёлого течения, гормонозависимый вариант, являются противопоказаниями к направлению на СКЛ.

СКЛ в местных условиях даёт хороший клинико — функциональный эффект у большинства больных БА. При отсутствии эффекта в местных условиях или неблагоприятном климате зоны проживания рекомендуется лечение в другом климатическом поясе: Крыма, Кавказа, Средней Азии, Прибалтики.

Профилактика БА заключается в санации оча­гов инфекции, предупреждении и своевременном лечении острых респираторных заболеваний, хронического бронхита. Имеет значение соблюдение техники безопасности на химических заводах, борьба за оздоровление экологии. Вторичная профилактика проводится по ли­нии диспансеризации пациентов в поликлиниках.

Во время преддипломной практики я курировала пациента Маликова Евгения Александровича 7 лет с бронхиальной астмой легкого течения.

С истории болезни Евгения мы знаем, что он состоит на диспансерном учете с 12.02.2016 г по группе Д III. По плану он должен проходить осмотр 3 раза в год.

Мною была разработана и применена на практике следующая программа реабилитации пациента Маликова Евгения Александровича.

Реабилитация пациента Маликова Евгения Александровича с бронхиальной астмой легкого течения.

Цель: закрепить положительные результаты, достигнутые на этапе стационарного лечения, и провести комплекс реабилитационных мер, направленных на достижение устойчивой ремиссии.

Задачи:

  • Уменьшение спазмов бронхов и бронхиол.
  • Улучшение вентиляции легких.
  • Активизация трофических процессов в тканях
  • Противодействие развитию эмфиземы легких.
  • Обучение пациента управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его
  • Обучение удлиненному выдоху.
  • Восстановлению нормального механизма дыхания.

Мы будем использовать:

  • ЛФК
  • Физиотерапевтические методы
  • Закаливание
  • Массаж

Курс ЛФК делится на три периода:

  • Щадящий (в стационаре).
  • Функциональный (в стационаре).
  • Тренировочный (в условиях поликлиники или санатория).

Первые два периода пациент прошел в стационаре.

Третий период – рекомендации:

Формы занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба.

Занятия лечебной гимнастикой включают специальные упражнения:

  • Дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.
  • Дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол.
  • Упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей.
  • Диафрагмальное дыхание.
  • Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха.

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно включают паузы отдыха в течение 20-30 секунд для расслабления мышц. Дозировка упражнений 4-12 раз. Темп медленный и средний.

Курс 14 дней.

Еще один курс 7 дней со следующими рекомендациями.

Исходное положение – стоя. Применяют те же специальные упражнения, что в предыдущем периоде. Добавляем дозированные занятия греблей, лыжами, коньками, волейбол и баскетбол.

Физиотерапевтические методы лечения:

  • Электроаэрозоли, бронхоспазматические препараты для снятия обструктивных нарушений со стороны бронхов.
  • Электрофорез, с использованием 2% калия йода.
  • Амплипульстерапия паравертебрально на грудной отдел. Режим воздействия -1,род работы 3-4, по 5 минут каждый. Частота 90 Гц. Сила тока 10-12 мА.

Процедуру проводят ежедневно. Курс лечения 10 процедур.

Амплипульстерапия по методике электростимуляции диафрагмального нерва и диафрагмы. Продолжительность 8-10 минут, процедуру проводят ежедневно. Курс лечения 8-10 процедур

Ультрафиолетовое облучение кожи грудной клетки по 2-3 биодозы, через день. Курс лечения 4-5 процедур.

Стимулирующий массаж грудной клетки с преобладанием ударных приемов вибрации, 25 минут, курс лечения 10 процедур.

Галотерапия (после купирования приступов). Концентрация натрия хлорида 2-4 мг/м3. Продолжительность 45-60 минут, ежедневно. Курс лечения 15 процедур.

Массаж

Длительность массажа спины 8—10 мин. Массаж передней стенки грудной клетки проводится, когда больной лежит на спине. Направление массажных движений от нижнего края реберных дуг к ключице, плечам и подмышечным ямкам, особенно тщательно проводится массаж фуди в над- и подключичной области. Используют приемы поглаживания, кругового растирания, продольного разминания. Заканчивается массаж груди мягким сжатием грудной клетки несколько раз во время выдоха. Длительность массажа груди 5—6 мин, общее время процедуры — 15 мин, курс лечения 12—15 процедур ежедневно.

Для пациента Маликова Евгения Александровича рекомендуется:

  • В летний период времени пройти курс реабилитации в условиях санатория.

На каждого пациента составляется индивидуальная программа реабилитации со своими целями и задачами, мерами ,средствами и методами в зависимости от болезни и ее степени тяжести.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек очень взаимосвязан с окружающей средой. Умело собранный, четко продуманный, своевременный анамнез помогает не только правильно распознавать болезни, но в то же время позволяет контролировать состояние окружающей среды.

Проанализировав течение и природу болезней дыхательных путей можно однозначно сказать, что оздоровление окружающей среды – одна из самых важнейших задач нашего государства.

Также можно сделать вывод, что за последние годы очень возросла смертность, связанная с бронхиальной астмой и не только в России, а и в зарубежных странах. Вместо того что бы решать проблему у нас выпускается огромное количество выпускаемых разнообразных противоастматических и диагностических средств. Всё это явно свидетельствует о недостаточной эффективности существующей системы помощи.

На сегодняшний день можно также утверждать, что ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений. Очень важную роль в процессе полного выздоровления играет реабилитация.

Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение, а также занимается реабилитацией пациентов.

В условиях поликлиники важную роль в реабилитации играет медицинская сестра, которая непосредственно является составителем и контролером выполнения всей программы.

Можно сделать вывод, что профилактикой бронхиальной астмы есть предупреждение и своевременное лечение инфекционных заболеваний, хронического бронхита. Вторичная профилактика осуществляется на этапе диспансеризации в поликлинике.

Как оказалось, на практике составлять и разрабатывать программу реабилитации, если ты досконально изучил эту тему, не составляет особого труда, а вот воплощение ее в жизнь намного труднее. Очень мало пациентов, а в данном случае родителей подходят сознательно к реабилитации в домашних условиях и выполнении всех указаний амбулаторно. Поэтому, чаще всего, поставленные цели не достигаются, как случилось и в моем случае.

Мы можем сделать вывод, что нужно еще много времени и работы не только ученых, но и сотрудников всей сферы медицины, дабы донести до родителей, что в реабилитации детей с заболеваниями дыхательной системы на поликлиническом этапе важную роль и большую долю ответственности отводится именно им.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Болотовский, Г.В. Бронхиальная астма.: заболевание которое в настоящее время считается неизлечимым / Г.В. Болотовский., Ф. А Брокгауза.- М.: Медицина, 2010.-345c.
  2. Боголюбов, В.М. Внутренние болезни. Учебная литература для учащихся медицинских училищ / В.М. Боголюбов.- М.: Медицина. М.: Изд- во: Эксмо, 2010.-123с.
  3. Воробьева, Н.С. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. Учебное пособие/ Н.С. Воробьева – М.: Изд-во: Эксмо, 2011.- 960с.
  4. Галкин, В.А. Внутренние болезни / В.А. Галкин. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Медицина, 2011.- 400с.
  5. Давлицарова, К. Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь: Учебное пособие / К. Е. Давлицарова. — М.: Форум: Инфа – М, 2010.-386с.
  6. Иванов, С.М. Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой./ С. М. Иванов — М.: Медицина, 2011.- 134c.
  7. Князев, Ю.А., Никберг. И.И. Бронхиальная астма/ Ю.А. Князев, И.И Никберг. — М.: медицина, 2010.-237с.
  8. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С.А. Мухина, И.И Тарновская. — М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. — 512 с.
  9. Медицинская сестра. Научно — практический и публицистический журнал — Издательский дом «Русский врач» — №1-2010, №5 2010. -78с.
  10. Медсестра — Научно-практический журнал — Медиздат — №2-2011.-127с.
  11. Мокина, Н. А. Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. / Н. А. Мокина .№3, 2011.-89с.
  12. Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях. Под ред. Д.И. Зелинской. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

 


Страницы:   1   2