1 2
Введение
Серьезнейшей угрозой национальной безопасности России является молодежный экстремизм, который в связи с глобализацией приобретает значительные масштабы и проявляется в различных сферах жизнедеятельности.
Экстремизм среди молодежи, как приверженность к крайним взглядам и действиям, определяет поведение, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития, которое выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании.
От влияния социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Молодые люди, таким образом, пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических целях.
Агрессивно развиваются такие явления, как ксенофобия, сепаратизм, националистические настроения и насильственный экстремизм. Для России, как многонациональной страны, они представляют наисерьезнейшую опасность, угрожающую мирному сосуществованию различных социальных и этнических групп.
Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих поступков, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих, пусть и агрессивных, действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
В сегодняшней политической обстановке и создавшимися напряженными международными отношениями (в связи с войной в Украине с нацистским режимом и его последствиями), молодежный экстремизм является одной из наиболее значимых проблем настоящего.
Одна из структур Российского государства — прокуратура- призвана наравне с другими правоохранительными органами РФ предотвратить и устранить последствия молодежного экстремизма.
Актуальность данного исследования в том, что на сегодняшний день противодействие экстремизму в молодежной среде является одной из первостепенных задач нашего государства. Одним из важнейших направлений функционирования органов прокуратуры стал контроль за исполнением законодательства по противодействию экстремистской и террористической деятельности в молодежной среде.
Объект исследования: комплекс правоотношений, возникающих в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов Российской Федерации по борьбе с экстремистскими действиями среди молодежи.
Предмет данной работы — правовое регулирование и практическая деятельность прокуратуры в области противодействия экстремисткой деятельности, а также вопросы прокурорского надзора, методики проведения прокурорского надзора в целях своевременного выявления, предупреждения и способы устранения правонарушений в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде всеми возможными средствами прокурорского надзора.
Цель исследования: дать комплексный анализ проблем экстремизма в молодежной среде, выработать стратегию совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в области противодействия экстремизму среди молодежи, изучить и проанализировать соответствующее законодательство, а также практику его реализации.
В настоящее время это борьба с нацизмом в Украине и вошедших в состав Российской Федерации республик Донбасса, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. где ведутся кровопролитные бои за независимость, являются острой и необходимой для понимания нашей молодежи, формирования у них правильной системы координат в духовном и материальном плане и верному развитию патриотизма среди нее.
Осуществить поставленную цель поможет эффективное решение комплекса следующих задач:
— раскрыть и охарактеризовать основное содержание теоретических и правовых аспектов прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию экстремистским проявлениям среди молодежи при имеющихся политических условиях;
— дать характеристику особенности прокурорской деятельности в области противодействия экстремизму в молодежной среде;
— раскрыть специфику предмета, пределов и особо значимых задач прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию экстремизму в молодежной среде;
— дать анализ состоянию законодательных и регулирующих документов, в целях выявления типовых правонарушений в исследуемой области, определить направления развития законодательства Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности в сегодняшних условиях;
— анализировать типичные нарушения в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде, выявляемые органами прокуратуры;
— раскрыть проблемы, выработать тактику и стратегию совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в области противодействия экстремизму среди молодежи в сложившейся на сегодня политической ситуации в стране, на основе анализа и обобщения практики прокурорского надзора в области противодействия экстремисткой деятельности среди молодежи.
Методами исследования служат общенаучные и специальные методы познания, сравнительно-правовой, системный метод, логический, исторический, статистиче6ский, социологический и другие, применение которых позволило изучить вопрос о прокурорском надзоре в сфере противодействия экстремистской деятельности в молодежной среде разносторонне и комплексно.
Теоретическая значимость исследования в том, что работой обоснованы и уточнены определения ряда понятий, относящихся к организации прокурорского надзора по противодействию экстремизму в молодежной среде.
Практическая значимость заключается в том, что рекомендации по совершенствованию системы прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию экстремизму среди молодежи могут быть использованы в процессе правоприменительной деятельности.
Исследование и анализ различных литературных источников говорит, что вопросы в сфере противодействия экстремистской деятельности освещаются в работах российских ученых: А.П. Абрамов, З.С. Арухов, A.B. Коровиков, A. A. Нурулаев, А. Ю. Винокуров, С. М. Кочон, B. В. Меркурьев, А.Г. Залужный, Б. К. Мартыненко, В. А. Бурковская, В. В. Устинов, С.В. Борисов, В.Н. Томалинцев, В.Б. Ястребов, В.И. Басков, В.Л. Назаров, Е.И. Загороднюк, Т.А. Корнилов и другие.
Основу законодательства исследования составили:
— положения Конституции Российской Федерации; общепринятые принципы и нормы международного права;
— международные договоры РФ;
— Федеральные законы, такие как УК РФ, КоАП РФ, «О прокуратуре
Российской Федерации», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О средствах массовой информации», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях», «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности»;
— указы Президента РФ;
— постановления Правительства РФ;
— приказы и указания Генерального прокурора РФ
и другие нормативные акты, регулирующие законодательство в сфере
борьбы с экстремистской деятельностью.
Работа состоит из введения, трех глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАВО ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
§ 1.1. Правовое регулирование противодействия экстремизму
«Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, который выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции.
Экстремизм — убежденность в «правоте» положений определенной экстремисткой идеологии и готовность к действию»1.
Осветим весь спектр теоретических и правовых аспектов экстремизма в конкретной группе нашего социума — молодежи, самой уязвимой группе в связи с ее тягой к новому, но не совсем понятному и опасному действию как экстремизм. Помощь органов прокуратуры в понимании этой проблемы среди молодежи является значимой работой в сфере воспитания подрастающего поколения нашего государства.
«Дадим анализ факторов, оказывающих негативное воздействие на качество и эффективность противодействия экстремизму в РФ:
1) организация борьбы с преступностью экстремистской направленности проводится в ходе реагирования на фактически совершенные преступления;
2) совместная работа по предупреждению преступных посягательств, разрушению межрегиональных и международных связей преступных группировок, и, как следствие, ликвидации экстремистских подразделений, ведется недостаточно эффективно;
3) имеется необходимость в создании совместного и полноценного информационного банка данных обо всех ранее совершенных преступлениях экстремистскими и террористическими группами и участниками этих групп;
4) в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом, имеется ведомственная
разобщенность, что отрицательно сказывается на работу в данной сфере. В результате искажается достоверность статистических данных, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией;
5) вне поля зрения остаются многие лица, отбывшие наказание за совершенные преступления экстремистского характера. Некоторые из них продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске;
6) обыски, неоднократное осуществляемые по инициативе органов внутренних дел по месту жительства предполагаемых членов экстремистских и террористических группировок, оказываются безрезультатными»2.
Основное назначение политики по противодействию экстремизму предоставляется в выработке и осуществлении научно обоснованной стратегии и тактики российского государства в сфере исполнения антиэкстремистского законодательства.
Правоприменительная политика формулирует официальную позицию РФ по вопросам противодействия экстремизму и должна обеспечивать ее законную и последовательную реализацию в работе всех органов и должностных лиц (федеральных, региональных, местного самоуправления).
Следующие нормы Конституции РФ имеют принципиальное значение:
«- провозглашение Российской Федерации демократическим государством (ч.1.ст.1);
— признание человека, его прав и свобод высшей ценность (ст.2);
— закрепление принципа политического и идеологического многообразия
(ч.ч.1,2 и 3 ст.13);
— провозглашение России светским государством, признание равенства прав граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.28);
— провозглашение свободы мысли и слова (ч.1 ст.29);
— предоставление гражданам права на объединение, обеспечение свободы деятельности общественных объединений (ст.30);
— закрепление свободы творчества и преподавания (ст.44);
— запрет создания и деятельности общественных организаций, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований разжигание социальной расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13);
— запрет пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства (ч.2 ст.29)»3.
Правоприменительная стратегия борьбы с экстремистской деятельностью, призвана: выделять государственные приоритеты в рассматриваемой сфере; устанавливать ключевые принципы взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, а также связь между органами российского государства, институтами государственного и гражданского общества в области борьбы против экстремизма. Важным моментом является исполнение регулирования указанной деятельности; организация мер, направленных на стимулирование правоохранительной, правовоспитательной и аналогичной деятельности, по противодействию экстремизму; разработка инновационных форм, методов, средств противодействия экстремизму; формулировка научно-обоснованных критериев эффективности антиэкстремистской деятельности; обеспечение развитости правовых коммуникаций, доступность информации о проводимых в стране совместных мероприятиях по противодействию экстремизму и терроризму, их целях и достигнутых результатах; решение задач.
«Противодействие экстремизму на сегодняшний момент рассматривается, как одно из важнейших направлений государственной политики России в сфере национальной безопасности. Так, в Указе Президента РФ от 31.12.2015
№ 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечено, что «главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения терроризма и экстремизма» (п. 44)»4.
«Одним из основных источников угроз государственной и общественной безопасности называется экстремистская деятельность неонацистских, религиозных, этнических и других преступных организаций, связанная с подрывом и нарушением стабильности внутриполитической и социальной не только территориальной целостности РФ, но и стран мира»5.
Сейчас в условиях открытой конфронтации некоторых стран против России в связи с положением в Украине, возникает необходимость в противодействия экстремизму среди молодежи в нашей стране. Ситуация стала чрезвычайно актуальной.
Во многих странах, столкнувшихся с терроризмом и экстремизмом, принимались соответствующие законодательные акты с целью ликвидации всех видов экстремистской активности. Правовая основа борьбы с экстремистской деятельностью определена целым рядом нормативных подзаконных актов в России, фундаментальную роль среди которых занимает Конституция РФ, отраслевым законодательством (прежде всего УК РФ), а также ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»6.
«Очень важно обратить внимание на то обстоятельство, что статья 4 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», заявляя о субъектах противодействия экстремистской деятельности, органы прокуратуры не упоминает. Анализируемый закон в последующих статьях называет органы прокуратуры в числе органов, находящихся, без преувеличения, на передовом рубеже борьбы с экстремизмом. Данная позиция прослеживается в предоставлении прокурорам дополнительных полномочий, направленных как на пресечение, так и на устранение проявлений экстремизма»7.
Согласно статьи 25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» » одной из мер прокурорского реагирования является предостережение о недопустимости нарушения закона. Основанием для объявления предостережения о недопустимости осуществления экстремистской и террористической деятельности является наличие достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности (ст.1.21 и 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»)»8.
Для принятия решения о применении данного юридического инструмента, генпрокурор должен руководствоваться критериями, изложенными в статье 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которые лежат в основе определения понятия экстремизма. Это указывает на то, что не в каждой ситуации наличие информации, будь она получена опосредованно или в результате обращения в органы прокуратуры, послужит основанием для незамедлительного отклика.
В современных условиях правонарушения экстремистской направленности являются серьезной угрозой для российского общества. В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537 (обновленная редакция Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года №400) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленное на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране» названа одним из основных источников угроз национальной безопасности.
«Противодействие нарушениям экстремистской направленности представляет специфическую сферу правоохранительной деятельности, поскольку такие правонарушения имеют «идейно-мировоззренческую» мотивацию — ненависть и вражду к представителям иных этноконфессиональных и социальных групп»9.
В главе II «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 29 мая
2020г. №344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», пунктом 9 указан один из основных источников угроз экстремизма в современной России: «Внешними экстремистскими угрозами являются попытки осуществления националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и объединениями, отдельными лицами экстремистской деятельности для реализации своих целей, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранных граждан в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов.
К внутренним угрозам также относятся межнациональные (межэтнические) и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации, обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям заключающимся в попытках нарушения территориальной целостности Российской Федерации ( в том числе отделения части ее территории) или дезинтеграция государства, а также в организации и подготовке таких действий, пособничестве в их совершении, подстрекательстве к их осуществлению.»10.
«Особенную обеспокоенность вызывают проявления экстремизма в молодежной среде, так как представители этой возрастной группы наиболее подвержены негативному информационно-психологическому воздействию со стороны лиц и группировок экстремистской направленности. Сложности социально-экономического развития вызывают у определенной части молодежи чувства безысходности, утраты жизненной перспективы, отчаяния. В условиях отсутствия должного воспитания, образовательного и культурного уровня, жизненного опыта часть молодых людей становится на путь антисоциального поведения, совершает правонарушения экстремистской направленности»11.
Основная проблема заключается в том, что определение экстремистской активности довольно размыто, поэтому прокурору, возможно, придется проконсультироваться с экспертами не только в области юриспруденции, но также и с историками, этнографами и т.п. Тщательность генпрокурора в принятии решения о предупреждении обеспечивается также возможностью оспаривать данное решение через суд. В соответствии с вышеуказанным законом, общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.
Если предупреждение было признано судом незаконным, а также, если в установленный в нем срок общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, не устранены нарушения, которые послужили основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения были обнаружены новые факты, которые свидетельствуют о наличии признаков экстремизма в их деятельности, прокурору следует обращаться в суд с заявлением о ликвидации таких организаций или объединений, или об их запрете, если они не являются юридическими лицами.
Статья 8 ФЗ » О противодействии экстремистской деятельности» определяет, что» в случае распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, либо получения фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) средств массовой информации, Генеральным прокурором России и подчиненными ему прокурорами, вместе со специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим регистрацию средства массовой информации, а равно федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, выносится в письменной форме предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов или исполнения экстремистской деятельности»12.
В упомянутом законе указано, что период для устранения нарушений, отмеченных в предупреждении средствами массовой информации, не должен составлять менее десяти дней с момента его получения. Причины для прекращения функционирования медиа аналогичны причинам, предусмотренным для общественных объединений. В данной ситуации стоит обратить внимание на закономерно установленный двенадцатимесячный период для совершения повторного правонарушения, именно как основу для прекращения деятельности средств коммуникации. В соответствии со статьями 9 и 11 рассматриваемого закона, Генеральный Прокурор РФ и его подчиненные прокуроры обладают дополнительными полномочиями для инициирования вопросов в суде о роспуске общественных и иных объединений, запрете их действий, а также прекращении функционирования СМИ. Закон относит к числу преступлений экстремистской направленности нарушение прав и свобод человека, нанесение ущерба личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, законным экономическим интересам юрлиц и частных лиц, обществу и государству или создание реальной опасности такого ущерба. В данной ситуации, Генеральный Прокурор России вправе установить в заявке вопрос относительно приостановления активности общественного или религиозного объединения до момента рассмотрения судом по существу (ст. 10). Кроме этого, аналогичными полномочиями обладают соответствующие органы юстиции и органы по контролю за деятельностью СМИ.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 13) генпрокурору предоставлено еще одно дополнительное полномочие: при обнаружении прокурором, по его убеждению, в печатных, аудио-, аудиовизуальных и других материалах, указанных в данной статье признаков, вносит в федеральный суд по месту нахжения организации представление об устранения наличия в информационных материалах таких признаков.
Положительное решение суда служит основанием для изъятия нереализованных материалов. В то же время, повторное публикование экстремистских материалов в течение 12 месяцев влечет за собой лишение права заниматься деятельностью в СМИ.
Основными угрозами государственной и общественной безопасности в настоящее время являются деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «Цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной ответственности в обществе.
Согласно этому, органы государственной власти, правоохранительные органы, специальные службы, органы государственного контроля (надзора) должны принимать комплекс мер для повышения защищенности молодежи от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных спецслужб и пропагандистских структур.
Трудно переоценить роль органов прокуратуры в обеспечении надлежащего уровня эффективности противодействий экстремистской деятельности в молодежной среде. В данном поднаправлении при осуществлении надзора, необходимо учитывать особенности, характерные для надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму.
Учитывая, что в целом надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи рассматривается в качестве комплексного направления прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодежной среде, является его составной частью, предмет данного поднаправления надзора включает — соблюдение Конституции Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и международных договоров с участием Российской Федерации, исполнение Федеральных законов от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма» органами власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными объектами надзора, перечисленными в ст.21 Закона о прокуратуре.
Правовая база противодействия экстремистской деятельности основывается на законодательстве в сфере борьбы с экстремизмом. Такие основы утверждены в Основном Законе — Конституции Российской Федерации, который гарантирует равенство граждан перед законами и судами, включая права на жизнь, свободу передвижения, определение своей национальной идентичности, использование родного языка, свободу вероисповедания и учет сознания, активное и пассивное избирательные права. Действия экстремистов нацелены на нарушение большей части нормативов, содержащихся в разделах 1 и 2 Конституции.
В тексте Конституции Российской Федерации не употребляется понятие «экстремизм», но в системе конституционных положений легко усматривается граница между допустимыми и недопустимыми формами общественно-политической активности граждан.
Необходимо подчеркнуть, что «предмет прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию разного рода экстремистских проявлений базируется на общем родовом понятии предмета прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и реализации законов, законностью правовых актов, определенном в статьях 1,21 и 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»13.
«Согласно исследованию и анализу, изучение конкретных задач прокурорского контроля за соблюдением законов в области противодействия экстремизму позволяет определить важные характеристики предмета такого надзора. Эти характеристики определяются наличием многоаспектных правовых норм, регулирующих вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности на территории РФ. Кроме того, учитывается полный перечень государственных структур и других субъектов, служб и органов, подконтрольных прокуратуре»14.
Основываясь на теоретических предпосылках и результатах исследования практики прокурорского контроля, можно выразить выводы о том, что границы прокурорского надзора в отношении соблюдения законов по предотвращению экстремизма стоит определить следующим образом:
— детальной характеристикой требований законодательства, регламентирующего сферы деятельности в системе прокурорского надзора по противодействию экстремистской и террористической деятельности;
— многообразием функциональных полномочий органов государственного контроля и правового применения, действующих в регионе (районе, городе, субъекте РФ);
— списком объектов, касающихся данной сферы, поднадзорных прокурору соответствующего уровня и числом субъектов правоотношений в сфере прокурорского надзора за исполнением законов по противодействию экстремизму и терроризму.
Оценка количества и характера экстремистских правонарушений на основе правового и социального анализа, а также использование полномочий прокурора по выявлению нарушений и применение соответствующих средств правовой реакции определяют рамки прокурорского реагирования.
Государственным структурам для повышения эффективности противодействия экстремисткой деятельности не достает организованности, целенаправленности, целостности и плановости. В наши дни существует острота в вопросе создания и осуществления соответствующей политики правоприменения в Российской Федерации.
§ 1.2. Предмет, пределы и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму и терроризму
Свои характерные признаки и отличительные черты имеют особенности предмета исследования и пределов прокурорского надзора за исполнением законов в области противодействия экстремистской направленности.
«Весомую роль для определения содержания надзорной деятельности прокуратуры, ее сущности и специфики играет понятие предмета и определение пределов прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму. Именно от решения этого вопроса зависит эффективность деятельности прокурора»15.
«Предметом прокурорского надзора служат отступления от закона в деятельности органов власти и управления, организаций, учреждений, должностных лиц и граждан. Под предметом понимается содержание деятельности прокурора и его важнейшая функция. Определить надзор предметно — значит указать на характер прокурорской деятельности и область объединяемых ею общественных отношений. Важно иметь ввиду, что предмет одной отрасли надзора не может быть исследована без учета ее согласованности с прочими отраслями и с прокурорским надзором в целом, а прокурорский надзор — обособленно от всего механизма, гарантирующего соблюдение законности в государстве»16.
В правовой литературе нет общего мнения касательно вопросов понятия границ данного надзора. С точки зрения Н.А. Стручкова, имеется 2 положения, формирующие основу для решения рассматриваемого вопроса. Суть рассматриваемых позиций относится к следующим пунктам:
«во-первых, прокурор, осуществляющий надзор, не должен выступать в качестве руководителя (начальника) проверяемых учреждений и организаций;
во-вторых, прокурору, исходя из характера предоставленных ему полномочий, на надлежит вмешиваться в ту сферу, которая лежит за пределами права».
По мнению Н.А. Стручкова, «прокурор обязан осуществлять надзор за соблюдением не только законов, но и подзаконных актов». Такой позиции придерживаются А.П. Сафонов, Л.А. Новикова, Г.А. Сопраньков. По мнению С.А. Емельянова, «прокуратура судит о действиях государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан с точки зрения соответствия этих действий закону, и лишь допущенное нарушение законности дает право (и порождает обязанность) вмешательства прокурора». По его мнению, «вмешательство прокурора в сферу отношений, не регламентированных законом и не в связи с нарушениями законности, неправомерно и выходит за предел его компетенции». В пределы прокурорского надзора, по мнению С.А. Емельянова, «входят также выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, а также круг правовых средств, применяемых прокурором для устранения правонарушений»17.
В.И. Басков, характеризуя предмет и пределы общего надзора пишет, что «прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов и иных нормативных актов». Он одновременно подчеркивает, что «критерием, определяющим границы общего надзора, служит правило, содержание которого состоит в том, что там, где действует закон, должен «срабатывать» общий надзор»18.
Прокурорский надзор реализуется от имени РФ. Данный фактор является одним из наиболее существенных отличий рассматриваемой разновидности надзора от других типов контроля. К таковым относится проверка выполнения законодательства прочими госорганами.
«Прокурорский надзор, в отличии от контрольной деятельности других государственных органов, распространяется на все урегулированные ими сферы жизни. Он распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделены только органы прокуратуры»19.
Статьей 129 Конституции Российской Федерации установлено, что «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом»20.
Таким образом, именно компетенция прокуратуры, содержание ее полномочий по реализации возложенных на нее функций являются параметрами, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.
«Основные задачи прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму и терроризму:
— обеспечение исполнения госорганами задач в сфере противодействия экстремизму, установленных ФЗ «О противодействии террористической деятельности;
— обеспечение исполнения госорганами задач в сфере противодействия экстремизму, установленных ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»;
— своевременная профилактика экстремистских проявлений»21.
Основными задачами органов прокуратуры, в следствие указанных требований ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», «при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, следует отметить следующие:
— предельное и целенаправленное осуществление надзора органами прокуратуры за соблюдением законодательства о борьбе с экстремизмом;
— целостное и своевременное вскрытие правовых актов, противоречащих законодательству и Конституции Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности в общем и в молодежной среде в частности;
— своевременное раскрытие правонарушений, связанных с организацией проявлений экстремистской деятельности в молодежной среде и оперативная организация по принятию радикальных мер по пресечению и возобновлению нарушенных прав граждан, интересов общества и государства;
— организация розыска и установления лиц, виновных в нарушении законодательства в области экстремизма в молодежной среде, и привлечение лиц, их совершивших, к установленной законом ответственности за данные преступления»22.
Содержание прокурорского надзора за противодействием террористической и экстремистской деятельности установлены положениями Конституции Российской Федерации. В ней определены «запреты на организацию и деятельность общественных объединений, цели или действия которых способствуют разжиганию международной социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13), на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), пропаганду и агитацию такого превосходства (ч.2 ст.29)»23.
«В то же время, Конституция РФ является базой для формирования и развития права, направленного на противостояние экстремизму. Тут содержатся предпосылки для создания прочих законов, которые будут способствовать решения рассматриваемых проблем. К примеру, 25.07.2002 утвержден ФЗ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». После этого принято несколько подзаконных актов «24.
Необходимо отметить, в части 1 статьи 8 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено положение, в соответствии с которым «работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и прокуроры, находящиеся в его подчинении»25.
«В обязанности прокурора было введено согласовывать работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Так были взяты за основу цели органов прокуратуры РФ, регламентированные Конституцией РФ и законами, действующими на территории РФ, полномочиями органов прокуратуры РФ (в том числе и на положениях статьи 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», характеризующей данные о прокуратуре РФ, как системе органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ). Вследствие вышесказанного следует отметить выводы о том, что «важнейшей задачей прокуратуры РФ в организации прокурорского надзора по противодействию экстремизму и терроризму, будет целенаправленное и эффективное осуществление надзора за соблюдением законодательства»26.
«Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности в теории и практике прокурорского надзора отнесен к надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации.
Реализация данного направления надзора содержит в себе основные элементы определения нарушений законодательства, а также реагирования на выявленные нарушения. Это обстоятельство обусловливает содержание задач, стоящими перед органами прокуратуры»27.
Осуществление данного направления надзора включает в себя в качестве ее составляющих, выявление нарушений закона и реагирования на выявление правонарушений. Это обстоятельство обуславливает содержание задач, стоящих перед органами прокуратуры»28.
Одной из задач является полное и своевременное выявление правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству о противодействии экстремизму в молодежной среде.
Поставленная задача обеспечивается наличием следующих условий, дающих эффективное ее решение:
1. Наличием соответствующих полномочий прокуратуры;
2. Специфическими инструментами прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской и террористической деятельности;
3. Достаточной профессиональной подготовкой кадров.
Проблемой решения другой задачи связано со «своевременным выявлением органами прокуратуры нарушений законодательства по противодействию экстремистской и террористической деятельности, оперативным принятием действенных мер по их пресечению и восстановлению нарушенных прав граждан, интересов общества и государства»29.
Органы прокуратуры Российской Федерации, благодаря своей многофункциональной природе, могут обеспечивать активную защиту национальных интересов Российской Федерации путем непосредственного осуществления целенаправленных правовых действий по выявлению и нейтрализации средствами прокурорского надзора угроз национальной безопасности Российской Федерации с помощью согласованности деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвуя в правотворческой деятельности, решая неотложные задачи борьбы с посягательствами на интересы личности, общества и государства.
Принимая во внимание особенности положения, которые присутствуют в механизме государственной власти, применяя существующие сейчас оригинальные методики деятельности, прокуратура РФ активно участвует в соблюдении национальных интересов государства в сфере национальной безопасности Российской Федерации.
Деятельность прокуратуры РФ нацелена на создание более крепкого конституционного строя. Также она помогает утвердить авторитет права, оградить общество не только от противоправных, но и от иных негативных явлений и процессов, способных причинить ущерб национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно статистическим данным Прокуратуры Пензенской области из общих сведений о совершенных преступлениях в Пензенской области за 7 месяцев 2022 года экстремистской направленности — 6, в 2021 году их было 3.
Расследовано преступлений совершенных несовершеннолетними или с их участием: 2022-89, 2021-93.
за 7 месяцев 2022 г. | ||||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ПРЕСТУПНОСТИ | Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде | |||
| ||||
2022 | 2021 | |||
Всего | 8 049 | 8 518 | ||
в том числе | особо тяжких | 564 | 485 | |
тяжких | 1 861 | 2 039 | ||
средней тяжести | 1 438 | 1 432 | ||
небольшой тяжести | 4 186 | 4 562 | ||
экономической направленности | 555 | 499 | ||
налоговых преступлений | 10 | 10 | ||
коррупционной направленности | 127 | 132 | ||
экологических | 77 | 51 | ||
связанных с незаконным оборотом | наркотиков | 823 | 760 | |
оружия | 95 | 98 | ||
совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий | 2 506 | 2 660 | ||
экстремистской направленности | 6 | 3 | ||
террористического характера | 14 | 15 | ||
совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства | 14 | 9 | ||
связанных с оборонно-промышленным комплексом | 10 | 5 | ||
совершенных в особо крупном размере либо сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере | 145 | 120 | ||
совершенных в крупном (значительном) размере либо причинивших крупный (значительный) ущерб | 1 791 | 1 893 | ||
убийство и покушение на убийство | 30 | 52 | ||
кража | 2 278 | 3 327 | ||
мелкое хищение | 140 | 141 | ||
мошенничество | 1 469 | 1 935 | ||
хищение чужого имущества, совершенное путем присвоения или растраты | 73 | 72 | ||
грабеж | 63 | 71 | ||
разбой | 1 | 16 | ||
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, двух или более лиц | 39 | 63 | ||
нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ) | 317 | 439 | ||
| ||||
СВЕДЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ЛИЦ (ПО РАССЛЕДОВАННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ) |
| |||
2022 г. | 2021 г. | |||
Всего расследовано преступлений | 5 195 | 4 862 | ||
в том числе совершенных | несовершеннолетними или при их соучастии | 89 | 93 | |
ранее совершавшими преступления | 3 182 | 3 048 | ||
ранее судимыми | 1 587 | 1 680 | ||
группой лиц | 11 | 8 | ||
группой лиц по предварительному сговору | 385 | 259 | ||
организованной группой | 360 | 67 | ||
преступным сообществом (преступной организацией) | 4 | 4 | ||
в состоянии опьянения: алкогольного | 1 602 | 1 747 | ||
в состоянии опьянения: наркотического | 9 | 15 | ||
в состоянии опьянения: токсического | 0 | 0 |
По статистическим данным Прокуратуры Саратовской области в сведениях о зарегистрированных преступлениях экстремистской направленности за 6 месяцев 2022г., регистрация преступлений по этой категории выросла на 29,4% и составила 22 по сравнению с этим же периодом 2021г.
Основная часть анализируемых преступных действий связана с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ) -13 (59,1%), возбуждением ненависти либо вражды, а равно унижением человеческого достоинства (ст.282 УК РФ) — 5 (22,7%), а также с организацией деятельности экстремистской организации (ст.282.2 УК РФ) — 4 (18,2%).
В данном отчетном периоде окончено предварительное расследование по 8 преступлениям (-38,5%), выявлено 7 лиц, их совершивших. Указанные лица являются гражданами РФ, из них ранее совершали преступления — 2 лица, без постоянного источника дохода — 3.
На учет поставлено 17 преступлений, совершенных в указанной сфере с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ст.260 УК РФ -13, ст.282 УК РФ -4). В первом полугодии 2022г. прокурорами возбуждено по ст.20.3.1 КоАП РФ «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» — 7 административных производств, по ст.20.29 КоАП РФ » производство и распространение экстремистских материалов» — 5. По результатам их рассмотрения к
административной ответственности привлечено 12 лиц. Общая сумма наложенного штрафа составила 61 тыс. рублей»31.
Прокуратура в РФ имеет довольно высокий потенциал в составлении прогнозов. Это дает возможность ей вести деятельность с учетом упреждения противоправных действий . Здесь принимаются во внимание не только уже сформированные, но и уже появившиеся угрозы в разных жизненных сферах социума и государства. особое внимание уделяется тем проявлениям, которые приводят к нестабильности в социуме.
Можно сделать «следующие выводы:
1. Экстремистские действия представляют собой непосредственную угрозу нарушения конституционного строя Российской Федерации, разрушают единство и безопасность государства, подрывает идеи равноправия людей независимо от их социальной, политической расовой, национальной или религиозной принадлежности.
2. Принимаемые государственными органами меры не являются достаточно эффективными.
3. Тенденция к усилению межнациональных отношений, возрастание активности организованных экстремистских групп, не только в Российской Федерации, но и во всем мире, повышают актуальность в объединении результативного противодействия экстремизму и, как следствие, повышения эффективности работы органов прокуратуры по исполнению надзора в сфере законодательства о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремистской деятельности в молодежной среде»32.
Организация прокурорского надзора за правомерностью в области противодействия экстремизму в молодежной среде, является типичным видом государственной деятельности в нашей стране. Она относится к наиболее высокой форме государственного контроля. Следует отметить, что иные госорганы не могут осуществлять данную деятельность.
Создание более прочной законности и правового порядка в рамках рассматриваемой системы с использованием полномочий прокурора, становится достаточно важной целью организации деятельности в сфере прокурорского надзора за исполнением законодательства, касающегося борьбы с экстремистской деятельностью среди молодежи в РФ. Неотделимыми от целей прокурорского надзора стоят его задачи, под которыми подразумевают конкретные действия, необходимые для выполнения определенной цели.
Исходя из актуальной политической ситуации, важность усиления эффективности деятельности прокурорского надзора за исполнением законодательства по противодействию экстремистской деятельности в молодежной среде, а также расследование проблем, связанных с организацией преступной деятельности в этой области, поспособствует своевременной постановке правовых вопросов, которые смогут помочь в выработке современных подходов к определению специфики предмета и пределов прокурорского надзора, а также совершенствованию тактики и методики надзорной деятельности прокуратуры в данной сфере.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф