1.2.3. Обоснования необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
На рисунке 12 приведена схема документооборота в технологии организации учета материальных ценностей ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

В таблице 8 приведена оценка частоты формирования отчетных документов.
Таблица 8
Частота формирования отчетных документов
| № | Название документа | Время формирования без применения автоматизации | Время формирования с применением автоматизации | Частота формирования, раз в год |
| 1 | Приходная накладная | 15 мин. | 0,5 мин | 6000 |
| 2 | Акт передачи материальных ценностей | 15 мин. | 0,5 мин. | 4000 |
| 3 | Акт на списание | 15 мин. | 0,5 мин. | 4000 |
| 4 | Заявка на передачу материальных ценностей | 15 мин. | 0,5 мин. | 6000 |
| 5 | Инвентаризационная ведомость | 15 мин. | 1 мин. | 7000 |
| 6 | Журнал основных средств | 15 мин. | 1 мин. | 6000 |
| 7 | Сводный отчет | 2 ч. | 1 мин. | 12 |
Таким образом, автоматизация функций учета материальных ценностей обеспечит значительное сокращение временных затрат на выполнение основных технологических операций.
1.2.4. Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
Защита информационной системы ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, в том числе информационной системы, необходима для отражения следующих угроз [1]:
Активность вредоносного ПО;
Потеря данных в результате технологических сбоев
Потери данных в результате нарушения пользовательских полномочий
Компрометации ключей электронной подписи, утеря аппаратных средств аутентификации, паролей доступа к информационным ресурсам;
Утечки коммерчески значимой информации, содержащейся в резюме и кадровых документах;
Несанкционированного копирования данных
Использования Интернет — трафика не по назначению
В целях сохранности данных информационной системы необходимо выполнение мер технического и организационного характера. Работу по защите информации в информационной системе администрации курирует специалист по информационным технологиям.
К техническим мерам защиты информации относятся [34]:
Наличие системы резервного копирования базы данных на внешний носитель
Определение уровня доступа пользователей к информационным ресурсам
Централизованное администрирование
Использование систем защиты от вредоносных программ;
Наличие системы разграничения доступа к сети Интернет, а также файрвола
Использование криптографических средств для шифрования особо ценной информации.
К организационным мерам защиты информации относятся [30]:
Запрещение использования неучтенных носителей информации
Опечатывание серверов и рабочих станций с установленными критосредствами
Регламентация использования Интернета
Наличие инструкции по внутриобъектовому режиму и ограничение доступа в центры обработки информации (серверные, а также кабинетов, где хранятся резервные копии баз данных)
Определение приказом ответственности персонала за нарушение правил защиты информации
В ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ разработаны следующие нормативные документы в области обеспечения информационной безопасности:
— «Инструкция о порядке обращения машинных носителей информации в ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (регламентирует учет, хранение и использование носителей информации внутри организации, запрещает использование неучтенных носителей информации)
— «Инструкция по работе с криптографическими средствами защиты информации» (регламентирует использование криптосредств, используемых в работе. К ним относятся средства электронного документооборота)
— «Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму» (определяет пропускной режим, а также правила использования помещений, где обрабатывается информация конфиденциального характера)
— «Инструкция по использованию ресурсов внешней сети» (регламентирует использование сети Интернет сотрудниками учреждения)
— «Инструкция по парольной защите в ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (регламентирует использование парольной защиты, определяет правила использования паролей и ведения документации).
Версия используемого антивирусного ПО: Kaspersky Security Center 11.
1.3. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
1.3.1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
Существует множество программных решений, обеспечивающих возможность автоматизации технологии учета материальных ценностей.
Как правило, данные системы являются компонентами систем автоматизации бухучета, учета складских запасов, ERP-систем. Решение о внедрении системы автоматизации в технологию учёта материальных ценностей должно приниматься на основании соответствия реализованного функционала специфике работы учреждения.
В таблице 9 приведено описание функциональных возможностей наиболее распространенных программных систем указанного класса.
Таблица 9
Функциональные возможности систем автоматизации материально-технического учёта
|
| 1С: Бухгал-терский учет | 1С: Рарус: учет склада | 1С: Камин. Бухгалтерский учет |
| Ведение реестра оборудования | + | + | + |
| Учет размещения оборудования | — | + | — |
| Учет передачи оборудования между сотрудниками | — | + | — |
| Формирование инвентаризационных ведомостей | + | + | + |
| Формирование актов передачи | — | — | — |
| Формирование перечня оборудования для списания | — | — | — |
Как показано в таблице 9, функциональные возможности рассмотренных систем не в полной мере соответствуют технологии учета материальных ценностей.
Для автоматизации материально-технического учета ФКУ ЦИТОВГУФСИН России по Свердловской области был выбран подход, связанный с разработкой собственного программного обеспечения. Такое решение было принято по следующим причинам:
1) Высокая стоимость существующих программных продуктов автоматизации материально-технического учета. Не каждое предприятие может позволить себе программное обеспечение стоимостью от 15 до 50 тысяч рублей на одно рабочее место;
2) Рассмотренные программные решения включают в себя функционал, не используемый в условиях ФКУ ЦИТОВГУФСИН России по Свердловской области, что при их внедрении приведет к необоснованным затратам;
3) Мала вероятность того, что приобретенное программное обеспечение будет полностью удовлетворять требованиям конкретного предприятия. Возможно, возникнет необходимость доработки некоторых модулей программы.
1.3.2. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи
Далее определим стратегию автоматизации изучаемого бизнес-процесса в условиях ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Стратегии автоматизации технологии учета материальных ценностей могут быть выбраны из следующих вариантов включают следующие виды [13]:
хаотичная автоматизация, предполагающая использование разнородных программных решений отдельно для каждой прикладной задачи;
автоматизация по участкам, в рамках которой для каждого участка работы разрабатывается собственное программное решение;
автоматизация по направлениям, в рамках которой для каждого направления работы разрабатывается собственное программное решение;
использование интегрированного решения для автоматизации всех направлений деятельности учреждения (пример – системы класса ERP).
Системы класса ERP обеспечивают возможности полного управления ресурсами предприятия. Использование программного обеспечения указанного типа эффективно в случаях, когда актуальной задачей является получение данных, с помощью которых можно получать показатели работы в разрезе различных показателей, подразделений учреждения, выявлять резервы возможного повышения эффективности, снижения издержек, определять возможности сокращения жизненного цикла работы с заказами клиентов.
Основными компаниями, в которых могут использоваться ERP-систем, являются производственные предприятия, учреждения с развитой филиальной сетью, имеющие множество направлений деятельности.
Основными модулями ERP-систем являются:
системы учета производства продукции;
системы анализа состояния производственного оборудования;
системы учета проводимых платежей;
модули формирования аналитической отчетности;
модули документооборота, которые можно связывать с бизнес-процессами;
модули управления проектами;
модули управления ИТ-инфраструктурой.
Доступ к каждому из модулей предоставляется в рамках имеющихся должностных обязанностей. Руководители компаний получают возможности доступа к анализу данных по основной деятельности всех подразделений предприятия.
Проведем более подробный анализ данных стратегий.
Хаотичная стратегия автоматизации подразумевает отсутствие единой стратегии функционирования информационной системы предприятия. Каждый специалист, либо группа специалистов в рамках данной стратегии принимает решение о внедрении той или иной информационной системы, что приводит полному отсутствию управляемости системой, сложностям в администрировании и невозможности интеграции различных направлений работы специалистов. Такая стратегия автоматизации характерна для малых предприятий, зачастую не имеющих в штате ИТ-специалистов, когда каждый специалист устанавливает себе системное, офисное, антивирусное ПО, а также отвечает за функционал прикладного ПО. Например, бухгалтер самостоятельно выбирает более удобную с его точки зрения программу, не согласовывая свои действия, например, с кадровой службой, которая также имеет свой функционал, например, при учете сотрудников или табелей рабочего времени. Такая стратегия автоматизации является неэффективной, ведет к росту расходов на программное обеспечение, увеличивает трудозатраты в случае необходимости интеграции различных участков работы, значительно повышает уязвимость системы и усложняет администрирование [3].
Стратегия автоматизации «по участкам» предполагает единый подход при внедрении программного обеспечения в рамках выполнения единого функционала. Так, в данном случае, например в технологии учета заработной платы, единое ПО уже будут использовать бухгалтер и специалист по кадрам, что позволит объединить функционал данных специалистов в единую технологическую цепочку. При этом и в данном случае остается ряд недостатков, характерных для хаотичной автоматизации, так как не предполагается единый подход к использованию информационных ресурсов системы (так как в данном случае не используется единая СУБД, аппаратная платформа, системное ПО, что также увеличивает расходы на использование системы) [15].
Стратегия автоматизации «по направлениям» предполагает единые подходы к внедрению информационных систем согласно направлениям деятельности предприятия. Например, блок бухгалтерии при данной стратегии будет использовать базу «1С: Комплексная автоматизация», в которой реализован функционал всего бухучета – учета заработной платы, основных средств, оперативного, складского учета и при этом все это объединено в единую базу и позволяет получать сводную информацию о состоянии данного объекта управления. При этом в рамках единого ПО отражена вся технологическая цепочка подразделения (от ввода первичных данных до формирования отчетности и электронного документооборота).
Стратегия полной автоматизации предполагает автоматизацию всех направлений деятельности на единой платформе управления. Подобный тип автоматизации является оптимальным, хотя встречается довольно редко – в крупных компаниях, так как требует наличия собственного штата разработчиков ПО [16].
Основываясь на том, что нам необходимо автоматизировать бизнес-процесс инвентаризации, целесообразно выбрать стратегию автоматизации «по направлениям».
1.3.3. Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации комплекса задач
Определим способ приобретения программного обеспечения для автоматизации защищенного обмена данными.
Стратегия, связанная с приобретением готовых программных решений имеет следующие преимущества [19]:
— Отсутствие необходимости расходов на разработку ПО;
— Готовые решения, как правило, соответствуют стандартным технологиям работы специалистов;
— Приобретение лицензионного ПО предполагает возможность технической поддержки конечных пользователей, доработки ПО в соответствии с изменениями законодательства.
Также в настоящее время возможно приобретение «облачных» решений, что предполагает аренду ПО, развернутого на удаленном сервере. При этом не требуется временных затрат на установку и обслуживание ПО, но имеются риски, связанные со стабильностью каналов связи, а также с нахождением данных организации на сервере сторонней фирмы. При этом в случае возникновения проблемных ситуаций возможна блокировка доступа к ресурсам [18].
К недостаткам готовых решений относят необходимость адаптации под специфику организации, зачастую наличие неиспользуемого функционала. Риски, связанные с зависимостью от фирмы-разработчика.
Также возможно использование стратегии ПО, связанной с покупкой и доработкой существующих решений. В этом случае приобретается ядро системы (например, в бухгалтерии это проводки), а остальной функционал дорабатывается.
К преимуществам данной стратегии можно отнести [6]:
Покупаемое ядро является отлаженным и законченным компонентом;
Возможная доработка именно требуемой функциональности;
Отсутствие необходимости в оплате неиспользуемого функционала.
К недостаткам [17]:
Необходимость наличия в штате фирмы отдела информационных технологий
Эффективность данной схемы можно достичь при относительно небольших объемах доработок
Доработки возможны только в рамках реализованного ядра готовой системы
Стратегия собственной разработки программного обеспечения имеет преимущества [13]:
Возможность адаптации к предъявляемым требованиям
Индивидуализация проекта
Возможность реализации изменений под требования организации
Недостатки данной стратегии [10]:
Необходимость создания команды, либо создания дополнительной нагрузки на специалистов ИТ отдела;
Отсутствие профессиональных постановщиков задач может вносить ошибки в бизнес-логику уже на стадии технического задания;
Проект может захлебнуться [25]:
– Из-за недостаточной квалификации разработчиков и специалистов – профильных отделов
– Из-за ухода ведущих специалистов
– Из-за нехватки внутренних ресурсов
– Смена руководства учреждения может привести к решению о закрытии проекта
• Часто плохая документированность системы
В данном случае оптимален способ автоматизации путем покупки ядра системы и ее последующей доработки.
В результате рассмотрения параметров основных стратегий автоматизации было принято решение о разработке собственной автоматизированной системы, учитывающей специфику учета платных услуг компьютерных курсов, так как в рассмотренных выше существующих разработках отсутствует интегрированное решение всех поставленных задач, а если покупать готовые решения разных производителей, ориентирующиеся на решение отдельных задач, тогда получим недостатки, характерные для хаотичной автоматизации. Кроме того, руководством учреждения было принято решение о рассмотрении возможности снижения расходов на приобретение программного обеспечения.
Выводы по разделу
Автоматизация деятельности ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ включает возможности работы по обмену данными в рамках основной деятельности. Рассмотренные программные решения не в полной мере соответствуют специфике технологии обмена данными в условиях ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, в качестве способа приобретения программного решения выбрана собственная разработка.
ИТ-инфраструктура учреждения позволяет провести реализацию и развёртывание информационной системы.
1.4. Обоснование проектных решений
1.4.1.Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Информационное обеспечение – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации (единой системы классификации и кодирования информации унифицированных систем документации, схем информационных потоков), циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных. [35]
Все информационного обеспечения можно разделить на два типа: внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.
Внемашинное информационное обеспечение включает показатели, необходимые для решения управленческих задач; их объемно-временные характеристики и информационные связи; различные классификаторы и коды; унифицированную систему документации для отражения показателей; формы вывода результатов обработки [18].
Автоматизация управленческих операций требует приведения всего множества показателей в единую, целостную систему, установления их содержательного и терминологического единства (однозначности), а также четких взаимодействий между ними.
В процессе проектирования информационной системы ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ потребуется использование ряда классификаторов:
Локальный классификатор видов МТО;
Данные о местах установки МТО;
Данные о сотрудниках.
В качестве входных документов информационной системы используются:
— Поступление материальных ценностей;
— Запрос на списание материальных ценностей;
— Запрос на передачу (отгрузку) материальных ценностей.
Выходная информация:
Инвентаризационная ведомость;
Отчетность по наличию МТО, закрепленного за материально ответственными сотрудниками.
При проектировании информационной системы используются реляционные базы данных, позволяющие устанавливать межтабличные связи по ключевым полям, запросы к базам данных, содержащие реквизиты из различных полей.
1.4.2 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Программное обеспечение — совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ. [6]
В таблице 10 приведен перечень проектных решений по видам программного обеспечения, используемых в данной работе.
Таблица 10
Перечень программного обеспечения, используемого в проекте автоматизации технологии работы ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
| Тип ПО | Наименование ПО | Назначение ПО |
| Системное ПО | Microsoft Windows 2016 Server Standart | Управление ресурсами вычислительной сети администрации, контроль учетных записей, использование административных политик |
| Офисное ПО | OpenOffice.org 4.1, Microsoft Office 2010 и 2016. | Работа по подготовке документов, электронных таблиц, отчетности различного типа, вывод данных из внешних приложений |
| Инструментальное ПО | 1С: Предприятие 8.3. | Разработка приложения для автоматизации технологии работы специалистов |
| СУБД | Microsoft SQL Server 2014 Std | Работа с базами данных прикладных программных комплексов |
| Прикладное ПО | 1С: Предприятие 8.3 | Работа специалистов по кадрам, бухгалтерскому учету, расчёта заработной платы, ведения кадрового учёта |
| ПО для обеспечения информационной безопасности | Kaspersky End Point Security 11, 360 Total Security | Обеспечение антивирусной защиты |
Таким образом, при расчете требований к параметрам технического обеспечения необходимо учитывать системные требования для обеспечения функционирования всего комплекса программного обеспечения, используемого в условиях ФКУ ЦИТОВГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
При выборе средства разработки необходимо учитывать факторы, связанные с возможностью проведения разработки системы в соответствии с поставленными задачами, параметрами быстродействия, совместимости с ИТ-инфраструктурой учреждения, стоимостью лицензии, наличием возможностей быстрой разработки, обмена данными, инструментов защиты информации и др. В таблице 11 приведена сравнительная характеристика наиболее распространенных средств разработки приложений.
Таблица 11
Сравнительная характеристика наиболее распространенных средств разработки приложений
|
| 1С: Предприятие | MS Visual Studio 2019 | QT Creator |
| Совместимость в ИТ-инфраструктурой учреждения | + | — | — |
| Наличие инструментов разработки отчетов | + | + | — |
| Возможности экспорта и импорта данных из СУБД различного формата | + | + | + |
| Параметры быстродействия разработки приложения | Оптимально | Приемлемо | Приемлемо |
| Необходимость установки дополнительного ПО | — | + | + |
| Наличие инструментов управления пользователями и ролями | + | Через программную реализацию или средствами СУБД | Через программную реализацию или средствами СУБД |
В условиях исследуемого учреждения системы автоматизации бухучета, кадров и склада реализованы в среде «1С: Предприятие». Таким образом, создание системы учета поставок в данной среде позволит обеспечить возможности обмена данными, интеграции систем для получения необходимых справочных данных. Также в системе «1С: Предприятие» присутствуют системы, позволяющие проводить разграничение по ролям пользователей, установку прав доступа к каждому из объектов конфигурации. Таким образом, данная система выбрана в качестве среды разработки в рамках данного проекта.
1.4.3 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению
Под техническим (аппаратным) обеспечением информационной системы понимается весь комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы и/или сети, исключая программное обеспечение и хранимую информацию. В этот комплекс входят: компьютеры, периферийные устройства ввода/вывода и хранения информации, а также сетевое оборудование различных типов и энергетическое оборудование (батареи и аккумуляторы) [3].
Требования к техническому обеспечению формировались исходя из аппаратных требований используемого программного обеспечения, и представлены в таблице 12.
Таблица 12
Аппаратные требования информационной системы
|
| Сервер | Клиент |
| Процессор | 2,9 ГГц (с архитектурой x64). Оптимальное число ядер – от 2. | От 2,6 ГГц |
| ОЗУ | От 32ГБ | От 4ГБ |
| Видеокарта и монитор | монитор SVGA (с минимальным разрешением 1024х768 точек) | |
| Жесткий диск | В зависимости от размера БД | Для работы программы необходимо от 100 МБ |
| Устройства ввода | клавиатура и мышь | |
| ЛВС | Пропускная способность 1GB/c | От 100 MB/s |
Параметры аппаратного обеспечения серверной части определены согласно требованиям к СУБД, требования к рабочей станции – по оценке нагрузки на рабочую станцию приложения для автоматизации технологии обмена данными.
Анализ аппаратных требований дает основание утверждать, что существующих средств технического обеспечения для функционирования создаваемой информационной системы автоматизации работы компьютерных курсов достаточно, необходимость в модернизации и замене отсутствует.
II. Проектная часть
2.1 Разработка проекта автоматизации
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации
Далее в рамках проектирования информационной системы учета наличия и отгрузки материальных ценностей необходимо провести планирование процесса разработки, выбрать модель жизненного цикла[2].
Стадии разработки и внедрения программных решений включают: планирование, разработку (программную реализацию), тестирование, использование, поддержку эксплуатации, связанную с выпуском обновлений, стадию вывода из эксплуатации [11].
Планирование этапов проекта должно соответствовать специфике решаемых задач, на начальном этапе необходимо провести планирование каждой из стадий, их продолжительность, заинтересованные стороны и ответственных специалистов.
Модель жизненного цикла выбирается из вариантов [15]:
Каскадной модели, в рамках которой обеспечивается поочередное выполнение всех работ в рамках проекта в заданном порядке. Переход к последующей стадии производится только после окончания предыдущего этапа.
Итерационная модель, в рамках которой этапы проекта разделяются на заданную последовательность итераций, каждая из которых представляет собой «мини-проект», в котором также выделяются этапы реализации. Цель каждой итерации — получение работающей версии программного продукта, включающей функциональность, определённую интегрированным содержанием всех предыдущих, и текущей итерации. Результат финальной итерации содержит всю требуемую функциональность продукта.
Спиральная модель — складывается из нескольких итераций (витков спирали) путем создания прототипов (черновых версий программы). Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии программного обеспечения, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации.
Схема каскадной модели представлена на рисунке 13.
Рисунок 13 – Схема каскадной модели жизненного цикла
Недостатками каскадной модели является вероятное затягивание сроков проекта, так как переход к последующей стадии производится только при полном завершении предыдущего этапа.
На рисунке 14 приведена схема итерационной модели жизненного цикла.
Рисунок 14 – Схема итерационной модели жизненного цикла
Недостатком итерационной модели является затягивание сроков проекта, так как в рамках него предполагаются возможности постоянного возврата к предыдущим этапам при обнаружении ошибок.
Для разработки требуемого приложения автоматизации тестирования сотрудников выбрана спиральная модель, представленная на рисунке 15. Структура модели жизненного цикла программного обеспечения приведена в соответствии со стандартом ГОСТ Р МЭК 62304 —2013. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.
