Меню Услуги

Деятельность представительных (исполнительных) органов государственной власти по регулированию социальной сферы (на примере «Московской городской Думы»). Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4


1.3. Роль представительных (исполнительных) органов государственной власти в регулировании социальной сферы

 

 

Важную роль в регулировании социальной сферы играют представительные и исполнительные органы государственной власти.

Основными направлениями регулирующей деятельности в социальной сфере представительных органов власти выступает принятие законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ по социальным вопросам.

Представительные органы власти на региональном уровне могут функционировать в следующих формах:

— на уровне республики – Государственный Совет, Государственное Собрание, Народный Хурал, Народное Собрание, Парламент Республики, Законодательное собрание, Верховный Совет, Верховный Хурал;

— на уровне края – Законодательное Собрание, Государственная краевая Дума, Законодательная Дума;

— на уровне области – основным представительным органом власти выступает областная Дума. Также в отдельных регионах России функционируют Законодательные Собрания (например, Амурская область, Кировская область), Совет народных депутатов (Кемеровская область);

— на уровне городов федерального значения – Московская городская Дума, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание города Севастополя.

Представительные органы власти играют определяющую роль в системе социальной защиты населения региона – именно данными органами власти принимаются нормативные правовые акты в социальной сфере, определяющие основные направления региональной социальной политики[1].

Традиционным подходом к построению органов представительной власти региона выступает выделение в их структуре комитетов по основным направлениям региональной политики. Каждый из комитетов рассматривает определенный круг вопросов, относимый к его компетенции. Определяющее значение в регулировании социальной сферы в субъекте РФ играют Комитеты (комиссии) по социальным вопросам. В различных региональных думах подобные комитеты могут носить различное название, например, Комитет по социальной политике, Комитет по социальной защите населения. Комитет по социальной, демографической политике и здравоохранению и так далее. Типичными функциями Комитетов Думы по социальным вопросам выступают[2]:

— рассмотрение, анализ и принятие региональных программ в части социальной, демографической, семейной политики, здравоохранения, социальной поддержки населения, занятости населения, утверждение отчетов об их выполнении;

— регулирование деятельности в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, семьи и детства, охраны труда, занятости, социального обеспечения и социальной защиты населения субъекта РФ;

— законодательная инициатива Думы субъекта РФ по социальным вопросам в Федеральном Собрании РФ;

— рассмотрение обращений граждан по социальным вопросам, поступившим в Комитет;

— осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ в области социальной политики, информирование Думы субъекта РФ об их исполнении;

— взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами муниципальных образований, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества по социальным вопросам;

— участие в разработке планов социально-экономического развития регионов;

— выработка предложений по развитию регионального законодательства в социальной сфере.

Как видно из представленного перечня функций, Комитеты (комиссии) по социальным вопросам играют определяющую роль в регулировании социальной сферы на региональном уровне, разрабатывая и принимая нормативные правовые акты в социальной сфере – практически любая форма социальной поддержки населения требует соответствующего законодательного закрепления. Областные Думы наделены полномочиями законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ по социальным вопросам. Другим важным направлением социальной работы представительных органов государственной власти выступает разработка и утверждение региональных программ в социальной сфере, учитывающих специфические особенности территории[3].

Очевидно, что в регулировании социальной сферы региона определенную роль играют и другие Комитеты (комиссии) областных Дум, в частности:

— финансирование социальных программ и мероприятий в области социальной политики требует соответствующего закрепления в региональном бюджете, что обуславливает тесную связь деятельности Комитетов по социальным вопросам с Комитетами по бюджетной политике;

— вопросы выделения бесплатного жилья социально незащищенным слоям населения (малоимущим семьям, многодетным семьям и так далее) прорабатываются совместно с Комитетами по градостроительной политике;

— вопросы предоставления жилищных субсидий прорабатываются совместно с Комитетами по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;

— на уровне регионов функционируют комитеты (комиссии), регулирующие деятельность в таких важных социальных сферах, как образование, культура, спорт, молодежная политика и др.

В связи с этим, в основе построения эффективной системы законодательного регулирования социальной сферы лежит взаимодействие представительных органов власти субъекта РФ в вопросах социальной политики региона.

Реализацию социальной политики на территории региона осуществляют исполнительные органы власти, которые также играют важную роль в регулировании социальной сферы. Так, основные параметры социальной политики регионов определяют соответствующие Управления или Департаменты социальной защиты населения, входящие в состав Правительства региона. Кроме того, в систему социальной защиты населения вовлечены следующие учреждения[4]:

— государственные казенные учреждения социального обслуживания;

— районные Управления социальной защиты населения, подведомственные соответствующим Управлениям социальной защиты регионов;

— центры социального обслуживания.

Типовой состав функций, которые выполняют в социальной сфере исполнительные органы власти на региональном уровне, выглядит следующим образом:

— организация социальных выплат и пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством (назначение, пересчет, выплаты социального характера);

— участие в разработке региональных программ социального развития территории;

— контроль результатов реализации региональных программ социального развития субъекта РФ, а также федеральных целевых программ по направлениям деятельности;

— организация социального обслуживания населения субъекта РФ;

— участие в подготовке нормативных правовых актов в области социальной политики субъекта РФ;

— обеспечение минимальных социальных стандартов, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ;

— развитие сети учреждений социального обслуживания субъекта РФ;

— проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания субъекта РФ, выработка мероприятий по повышению качества социального обслуживания;

— поддержка социально ориентированных некоммерческих организации на территории субъекта РФ;

— регулирование занятости населения субъекта РФ и другие функции.

По результатам выполнения данной главы выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

1) социальная защита населения в современных условиях является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти. Социальная защита представляет собой систему социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал. Социальная защита населения реализует в современном обществе такие функции, как профилактически-предупредительная функция, экономическая функция, социально-реабилитационная функция, политическая функция.

2) важную роль в функционировании системы социальной защиты населения страны играет ее реализация и регулирование на региональном уровне. Конкретными инструментами регулирования социальной сферы, применяемыми на региональном уровне, выступают дополнительные социальные пособия и компенсации (сверх выплат, предусмотренных федеральным законодательством), развитие на территории региона сети учреждений социального обслуживания населения для повышения доступности социальных услуг, разработка и реализация региональных целевых программ в области социальной политики, законодательное регулирование социальной сферы и другие инструменты;

3) определяющую роль в реализации социальной политики субъектов РФ играют представительные и исполнительные органы власти. Основной функцией представительных органов власти выступает законодательное регулирование системы социальной защиты субъектов РФ. Реализацию социальной политики на территории региона осуществляют исполнительные органы власти.

В следующей главе будет проведено исследование деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы, как основного законодательного (представительного) органа власти города Москвы, организационно-экономическая характеристика Думы, анализ деятельности, основные проблемы, снижающие эффективность деятельности по регулированию социальной сферы, а также деятельность комиссии Московской городской Думы по социальной политике и трудовым отношениям.


ГЛАВА 2. Исследование деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы

2.1. Организационно-экономическая характеристика Московской городской Думы

 

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает Московская городская Дума — основной законодательный (представительный) орган власти города Москвы.

Полномочия, задачи и функции Московской городской Думы определены нормативными правовыми актами города Москвы:

— Устав города Москва (в ред. от 02.07.2014);

— Закон города Москвы от 14.12.2001 № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы»;

— Закон города Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы»;

— Постановление Московской городской Думы от 16 ноября 2005 года № 320 «О регламенте Московской городской Думы»;

— Закон города Москвы от 30.04.2014 № 22 «О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В частности, в соответствии с Уставом города Москвы, на Московскую городскую Думу возложены следующие полномочия:

— принимает Устав города Москвы;

— принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы;

— принимает постановления Московской городской Думы;

— осуществляет контроль за исполнением законов города Москвы;

— осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

— назначает выборы в Московскую городскую Думу, выборы Мэра Москвы, голосование по отзыву Мэра Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

— заслушивает ежегодные отчеты Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой, и выполняет другие функции.

Структура Московской городской Думы включает в себя комиссии, состав которых представлен в таблице 1.

Таблица 1. Структура комиссий Московской городской Думы

Комиссии Московской городской Думы
Комиссия по безопасности
Комиссия по городскому хозяйству и жилищной политике
Комиссия по государственному строительству и местному самоуправлению
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
Комиссия по делам общественных объединений и религиозных организаций
Комиссия по законодательству, регламенту, правилам и процедурам
Комиссия по здравоохранению и охране общественного здоровья
Комиссия по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы
Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Московской городской Думы
Комиссия по культуре и массовым коммуникациям
Комиссия по науке и промышленности
Комиссия по образованию
Комиссия по организации работы Думы
Комиссия по социальной политике и трудовым отношениям
Комиссия по физической культуре, спорту и молодежной политике
Комиссия по экологической политике
Комиссия по экономической политике и финансам

 

Из приведенной таблицы видно, что в структуру Московской городской Думы входят различные комиссии по направлениям законотворческой деятельности.

Организационная структура Аппарата Московской городской Думы представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Организационная структура Аппарата Московской городской Думы

 

Как видно из рисунка 2, организационная структура Аппарата Московской городской Думы построена по линейно-функциональному принципу.

Общее руководство Аппаратом Московской городской Думы возложено на Руководителя Аппарата. В непосредственном подчинении у Руководителя Аппарата Московской городской Думы находятся:

— отдел Руководителя Аппарата;

— управление делами Думы (включает такие подразделения, как оперативно-распорядительный отдел; отдел по эксплуатации зданий Думы; отдел планово-экономического и материального обеспечения; отдел социального обеспечения; отдел межпарламентского сотрудничества и официального протокола; отдел автоматизированной подготовки документов; отдел технической поддержки документооборота; отдел технического обеспечения информационно-вычислительных систем; отдел телекоммуникационных и серверных систем; отдел электронно-технических систем);

— государственно-правовое управление (включает такие подразделения, как отдел защиты прав и интересов Думы, отдел правого анализа законопроектов, отдел мониторинга законодательства, отдел юридико-лингвистической экспертизы);

— управление контрактной службы (включает такие подразделения, как отдел закупок и заключения государственных контрактов; отдел планирования, договорной и претензионной работы);

— управление защиты государственной тайны и режима (в данное управление входят такие подразделения, как отдел защиты государственной тайны; отдел режима; отдел специальных работ);

— управление государственной гражданской службы и кадров (включает такие подразделения, как отдел обеспечения прохождения государственной гражданской службы и повышения квалификации; отдел по учету кадров; отдел оформления документов по работе с кадрами);

— отдел Председателя Думы;

— управление бухгалтерского учета (отдел расчета заработной платы; финансовый отдел; отдел учета нефинансовых активов);

— аппараты фракций;

— помощники (советники) депутатов.

В подчинении у Руководителя Аппарата Московской городской Думы находятся два заместителя. Первый заместитель Руководителя Аппарата выполняет поручения Руководителя Аппарата, курирует вопросы организационного, документационного обеспечения деятельности Думы, вопросы, связанные с обращением граждан и приемом посетителей Думы. В его подчинении находятся следующие подразделения:

— организационное управление (отдел организационного обеспечения заседаний Думы; отдел по обеспечению деятельности структурных подразделений Думы; отдел по связи с территориальными органами власти, общественными организациями и объединениями; отдел планирования и контроля; отдел оформления принятых правовых актов; отдел протоколов и стенограмм; организационно-технический отдел, отдел автоматизированной подготовки документов);

— управление документационного обеспечения (отдел служебной корреспонденции; отдел приема и отправки корреспонденции; отдел архивного фонда Думы);

— приемная Думы (отдел по организации приема граждан; отдел писем граждан; информационно-справочный отдел).

Заместитель Руководителя Аппарата Московской городской Думы выполняет поручения Руководителя Аппарата, курирует вопросы аналитического и информационного обеспечения деятельности Думы. Заместитель Руководителя Аппарата руководит следующими подразделениями:

— информационно-аналитическое управление (включает в себя следующие подразделения: отдел аналитических исследований; отдел информации и статистики; отдел программно-технологического обеспечения; отдел библиотечных фондов);

— управление по связям с общественностью и средствами массовой информации (отдел по работе с печатными средствами массовой информации; отдел по работе с телевидением и радио; редакционно-издательский отдел; отдел мониторинга средств массовой информации и изучения общественного мнения).

В таблице 2. представлена динамика численности персонала исследуемого представительного органа власти города Москвы.

Таблица 2.Анализ динамики численности персонала Московской городской Думы по категориям персонала в 2013-2015 гг. (человек)

Категории персонала 2013 год 2014 год 2015 год Изменение
2014 к 2015 2015 к 2014
Государственные гражданские служащие структурных подразделений Аппарата Думы 288 284 294 -4 10
— руководители 31 31 32 0 1
— специалисты 234 229 235 -5 6
— обеспечивающие специалисты 23 24 27 1 3
Помощники (советники) депутатов Думы 164 159 139 -5 -20
Итого численность государственных гражданских служащих 452 443 433 -9 -10
Численность депутатов Московской городской Думы 35 35 45 0 10

 

Как видно из таблицы 2, численность государственных гражданских служащих Аппарата Московской городской Думы в анализируемом периоде сокращается, что обусловлено, прежде всего, проводимыми мероприятиями по оптимизации состава помощников (советников) депутатов Думы – численность данной категории персонала в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 25 человек. При этом численность государственных гражданских служащих структурных подразделений Аппарата Думы выросла на шесть человек. Численность депутатов Московской городской Думы изменилась в 2015, в связи с присоединением к Москве новых территорий – Троицкого и Новомосковского административных округов, и составляет на данный момент 45 человек.

Возрастная и половая структура государственных гражданских служащих структурных подразделений Аппарата Думы представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Возрастная и половая структура государственных гражданских служащих структурных подразделений Аппарата Думы (по состоянию на конец 2015 года)

 

Как видно из рисунка, в структуре персонала преобладают женщины – на их долю приходится 71% от общей численности персонала Аппарата Думы. Наиболее представленной возрастной группой персонала являются сотрудники в возрасте от 50 до 59 лет – 28 мужчин (33,33% от общей численности персонала мужского пола) и 68 женщин (32,38%).

Образовательная структура государственных гражданских служащих структурных подразделений Аппарата Думы представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Образовательная структура государственных гражданских служащих структурных подразделений Аппарата Думы
(по состоянию на конец 2015 года)

 

Как видно из рисунка 4, образовательный уровень государственных гражданских служащих Аппарата Думы достаточно высокий – высшее образование имеют 92% от общей численности персонала. Среднее профессиональное образование имеют 21 человек. При этом в кадровом составе Аппарата Думы состоят 16 кандидатов наук, а также 21 служащий, имеющий два высших образования. Следует отметить, что высокому профессионально-квалификационному составу уделяется особое внимание при формировании штата Думы.

В наибольшем количестве в структуре Аппарата Московской городской Думы представлены сотрудники, имеющие базовое профессиональное образование в области гуманитарных и социальных наук (28%), а также экономики и управления (25%). Среди 139 помощников (советников) депутатов — один доктор наук, 9 кандидатов наук; 24 помощника (советника) имеют два высших образования.

В таблице 3. представлена структура расходов на обеспечение деятельности Московской городской Думы в 2016 году.

Таблица 3. Структура расходов на обеспечение деятельности Московской городской Думы в 2016 году

Статьи расходов Сумма, тысяч рублей Структура, %
Функционирование представительных органов государственной власти 1 370 308,7 90,53
Расходы, связанные с эксплуатацией информационных систем и ресурсов 70 300 4,64
Непрограммные направления деятельности органов государственной власти, связанные с общегосударственным управлением 73 000 4,82
Итого 1 513 608,7 100

 

Как видно из приведенной таблицы, бюджет расходов Московской городской Думы составляет в 2016 году 1 513 608,7 тыс. рублей. При этом основная часть расходов связана с обеспечением функционирования исследуемого представительного органа государственной власти.

Московская городская Дума сотрудничает с городскими законодательными и представительными органами государственной власти иностранных государств, в частности: Городская Дума города Софии, Сеульский Столичный Совет, Рада города Кракова, Хурал народных представителей города Улан-Батора, Муниципальный совет города Бейрута, Народный Совет города Ханоя, Палата депутатов города Берлина, Постоянный комитет Городского Собрания Народных представителей города Пекина, Совет Брюссельского столичного региона, Ландтаг города Вены, Баварский Ландтаг, Сенат штата Калифорния, Законодательное собрание автономного города Буэнос-Айрес, Таллинское городское Собрание, Коммунальная администрация города Флоренции, Бишкекский городской Кенеш депутатов, органы представительной и исполнительной власти Луганской области, Рижская Дума, Донецкий городской Совет, Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики.

На базе Московской городской Думы в настоящее время функционируют следующие депутатские объединения:

— фракция партии «Единая Россия»;

— фракция «Коммунистическая партия России»;

— фракция «Родина»;

— постоянное депутатское объединение «Моя Москва».

В состав Московской городской Думы также входят: Молодежная палата, Комиссия по монументальному искусству, Общественный консультативный совет политических партий, Комиссия Московской городской Думы и Правительства Москвы по рассмотрению материалов и предложений о присвоении звания «Почетный гражданин города Москвы» (от Московской городской Думы), Объединенная комиссия Московской городской Думы и Московской областной Думы по координации законотворческой деятельности.

Также при комиссиях Московской городской Думы образованы экспертные группы и экспертные советы: экспертная группа при комиссии по безопасности — 4 человека; экспертный совет при комиссии по безопасности — 30 человек; экспертный совет при комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению – 29 человек; экспертный совет при комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию – 30 человек; экспертный совет при комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций – 15 человек; экспертный совет при комиссии по науке и промышленности – 30 человек; экспертный совет при комиссии по физической культуре, спорту и молодежной политике – 15 человек.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4