Меню Услуги

Дипломная работа на тему: «Деятельность представительных (исполнительных) органов государственной власти по регулированию социальной сферы (на примере «Московской городской Думы»)». Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4


2.2. Анализ деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы

 

Регулирование социальной сферы в настоящее время выступает одним из приоритетных направлений деятельности Московской городской Думы. Следует отметить, что бюджет города Москвы традиционно имеет социальную направленность – в частности, ассигнования на социальную поддержку граждан, функционирование и развитие системы образования, здравоохранения, культуры, спорта составляют более 53% расходной части бюджета города Москвы. В соответствии с бюджетом города Москвы на 2015 год, в абсолютном выражении совокупный объем финансирования социальных программ составляет 854 млрд. рублей, а с учетом средств обязательного медицинского страхования, направляемых в сферу здравоохранения – 970 млрд. рублей. На выплату социальных пособий и компенсаций в соответствии с бюджетом города Москвы в 2015-2017 гг. планируется направить более 500 млрд. рублей, а с учетом неденежных мер социальной поддержки – льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, оплаты проезда на транспорте, еще порядка 300 млрд. рублей.

В настоящее время социальную поддержку в Москве получают примерно 3,5 млн. граждан, в том числе:

— пользуются правом бесплатного проезда – около 3,5 млн. человек;

— получают скидки по оплате жилья и коммунальных услуг – более 2,2 млн. человек;

— получают компенсацию на оплату услуг связи – более 920 тыс. человек;

— санаторно-курортным лечением в 2015 году обеспечено около 139 тыс. человек;

— бесплатный проезд к месту лечения по путевкам, полученным в органах соцзащиты, предоставлен 95 тыс. граждан;

— социально-бытовые и социально-медицинские услуги на дому получают около 140 тыс. граждан.

Для регулирования социальной сферы в составе Московской городской Думы предусмотрена отдельная комиссия – по социальной политике и трудовым отношениям. В функции данной комиссии в настоящее время входят следующие вопросы по регулированию социальной сферы города Москва:

— рассмотрение и анализ предложений, планов и программ Правительства Москвы в области социальной политики (социальная сфера Москвы, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, жилищная политика и другие области);

— участие в разработке планов социально-экономического развития города Москвы, в частности рассмотрение проектов городского бюджета и бюджетов государственных страховых фондов, контроль за распределением средств, направляемых на финансирование городских социальных программ, в пределах компетенции комиссии;

— рассмотрение вопросов, связанных с ходом реализации государственных программ города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы» и «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.»;

— законодательное регулирование социально-трудовых отношений, в частности социальные гарантии, оплата труда, занятость населения, квотирование рабочих мест, использование иностранной рабочей силы, развитие системы социального партнерства, обеспечение надлежащих условий и охраны труда, отдыха и оздоровления трудящихся и членов их семей, адаптация (переквалификация) уволенных с военной службы жителей города Москвы;

— участие в разработке нормативных правовых актов в области социальной политики;

— совершенствование законодательства в плане оказания более адресной государственной помощи наиболее социально незащищенным семьям: многодетным, с детьми-инвалидами, неполным, детям-сиротам, семьям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

— участие в разработке правовых актов и взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями ветеранов, инвалидов, репрессированных, женщин, иными некоммерческими организациями, в том числе профессиональными, предпринимательскими, религиозными и благотворительными, в целях дальнейшего развития адресной социальной помощи и защиты ветеранов и членов их семей, инвалидов, льготных и малоимущих категорий населения;

— разработка предложений по совершенствованию законодательства в области семейной и молодежной политики, защиты прав материнства, отцовства и детства, взаимодействие с институтом Уполномоченного по правам человека в части вопросов, относящихся к ведению комиссии;

— осуществление связей со средствами массовой информации по вопросам социальной политики и трудовых отношений;

— взаимодействие со структурными подразделениями Думы, федеральными и региональными органами власти, фондами обязательного медицинского и социального страхования, Пенсионным фондом и объединениями общественных организаций по вопросам, относящимся к ведению комиссии.

Таким образом, в компетенции Московской городской Думы находится достаточно широкий перечень вопросов в области регулирования социальной сферы города Москвы.

Проведем анализ основных направлений деятельности комиссии по социальной политике и трудовым отношениям.

Одним из ключевых направлений деятельности комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы является законотворческая деятельность, которая реализуется в рамках заседаний исследуемого органа представительной власти. В таблице 4 представлены данные о количестве и типах заседаний, проведенных комиссией.

Таблица 4. Типы заседаний, проводимые комиссией по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы в 2013-2015 гг.

Типы заседаний Значение по годам Изменение
2013 2014 2015 2014/2013 2015/2014
Проведено заседаний всего, в том числе:  

28

 

28

 

15

 

0

 

-13

— заседания комиссии 17 15 7 -2 -8
— совместные заседания с другими комиссиями Думы 7 9 7 2 -2
— выездные заседания 2 2 1 0 -1
— формат «круглого стола» 1 2 0 1 -2
— формат «депутатские слушания» 1 0 0 -1 0

 

Как видно из таблицы 4 в 2015 году комиссией по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы проведено 15 заседаний, в том числе семь совместных заседаний: с комиссиями по здравоохранению и охране общественного здоровья, по образованию и молодежной политике, бюджетно-финансовой комиссией и по законодательству. Также было проведено одно выездное заседание. Следует отметить, что количество заседаний, проведенных комиссией по социальной политике и трудовым отношениям в 2014 году, значительно сократилось по сравнению с 2013 и 2014 гг., когда проводилось 28 заседаний. Кроме того, не использовались такие формы заседаний, как формат «круглый стол» и «депутатские слушания». В целом, сокращение количества проводимых заседаний при изменении количества депутатов исследуемой комиссии следует рассматривать в качестве отрицательной тенденции.

В целях выявления основных направлений проводимых заседаний комиссии, были изучены протоколы проведенных заседаний в 2015 году.

Таблица 5. Основные направления заседаний комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы в январе-сентябре 2015 года

Дата заседания Повестка дня
1 2
26.01.2015 О плане работы комиссии на 1 полугодие 2015 года; о проектах федеральных законов, поступивших в комиссию
26.01.2015 (совместное) О работе центра занятости медицинских работников города Москвы «Содействие»
03.02.2015 (совместное) О программе организации отдыха и оздоровления детей в городе Москве в 2015 году
16.02.2015 (совместное) О работе многофункционального миграционного Центра в городе Москве
11.03.2015 (выездное) О реализации мер социальной защиты населения города Москвы
30.03.2015 (выездное) О проектах федеральных законов, поступивших в Комиссию
20.04.2015 О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2015 году

О проекте закона города Москвы «О детях войны»

Отзывы на проекты федеральных законов, поступивших в Комиссию

22.04.2015 (круглый стол) Об актуальных мерах поддержки многодетных семей в городе Москве
18.05.2015 (совместное) О ходе подготовки к летней оздоровительной кампании 2015 года для детей и подростков в город Москве
18.05.2015 О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года № 11 «Об охране труда в городе Москве», о проектах федеральных законов, поступивших в Комиссию
25.05.2015 (совместное) О проекте закона города Москвы «Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год»
08.06.2015 (совместное) О ходе летней оздоровительной кампании 2015 года для детей и подростков в городе Москве
18.06.2015 (совместное) О программах трудоустройства выпускников высших учебных заведений и программах временного трудоустройства молодежи
25.06.2015 (совместное) О состоянии и практике квотирования рабочих мест на предприятиях города Москвы
14.09.2015 (совместное) Об итогах летней оздоровительной кампании 2015 года для детей и подростков в городе Москве
28.09.2015 (совместное) О ходе реализации проекта «Московский стандарт поликлиники» в амбулаторных центрах и поликлиниках города Москвы в части обслуживания взрослого населения; о проектах федеральных законов, поступивших в Комиссию

 

Как видно из таблицы, в период с января по сентябрь 2015 года, комиссией по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы было проведено 16 заседаний. Основной формой проводимых заседаний являются совместные заседания с другими комиссиями Московской городской Думы, поскольку социальные вопросы являются комплексными и требуют совместной проработки различными комиссиями представительного органа власти. Совместные заседания направлены на заслушивание отчетов о результатах работы социальных учреждений города Москвы (например, центра занятости медицинских работников города Москвы «Содействие», многофункционального миграционного Центра в городе Москве и других), обсуждение результатов реализации социальных программ города Москвы и другие аналогичные вопросы. В форме «круглого стола» в апреле 2015 года проведено обсуждение актуальных мер поддержки многодетных семей в городе Москве. На внутренних заседаниях комиссии по социальной политике и трудовым отношениям преимущественно осуществляется обсуждение проектов федеральных законов, поступивших в комиссию, с последующим формированием отзывов на законопроекты. В составе конкретных законодательных инициатив Московской городской Думы в 2015 году следует выделить законопроекты «О детях войны», а также «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года № 11 «Об охране труда в городе Москве»».

Также, комиссия по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы участвует в ежегодном обсуждении бюджетных законопроектов, в частности:

— бюджета города Москвы и отчета об его исполнении в части социальных расходов;

— бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования;

— отчета об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетные законопроекты являются основой для финансирования мероприятий социальной политики на территории города Москвы.

Результаты работы Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям характеризует таблица 6.

Таблица 6. Основные результаты работы комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы в 2013-2015 гг.

Показатели Значение по годам Изменение
2013 2014 2015 2014/2013 2015/2014
Рассмотрено вопросов на заседаниях, всего, в том числе:  

99

 

198

 

93

 

99

 

-105

— проектов законов города Москвы 9 9 6 0 -3
— постановления Московской городской Думы 3 9 4 6 -5
— проекты федеральных законов 87 180 83 93 -97

 

Как видно из приведенной таблицы, всего на заседаниях комиссии по социальной политике и трудовым отношениям в 2015 году было рассмотрено 93 вопроса, в том числе:

— 6 проектов законов города Москвы;

— 4 проекта постановлений Московской городской Думы (из них комиссия внесла 3 проекта постановлений о положительных отзывах на проекты федеральных законов и рассмотрела и одобрила доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Москве о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2015 году», утвержденный постановлением Московской городской Думы).

— 83 проекта федеральных законов, поступивших на рассмотрение в комиссию по социальной политике и трудовым отношениям в 2015 году.

В целом, следует отметить снижение законотворческой активности исследуемой комиссии в 2015 году по сравнению с 2013 годом, и особенно по сравнению с 2014 годом. Так, в 2014 году было рассмотрено значительно больше проектов федеральных законов, а также законопроектов и постановлений Московской городской Думы. Также, основная часть законотворческой деятельности комиссии по социальной политике и трудовым отношениям приходится на обсуждение проектов федеральных законов.

За период функционирования Московской городской Думы был принят ряд нормативных правовых актов, оказавших значительное влияние на социальную ситуацию в Москве. Выделим наиболее значимые законы в социальных сферах города Москвы:

1) сфера трудовых отношений Москвы – является одной из наиболее развитых среди регионов России. В сфере трудовых отношений в Москве сформировалась социально-экономическая система, в которой эффективно взаимодействуют государственная власть, профсоюзы и предприниматели. Важную роль в развитии сферы трудовых соглашений сыграло заключение трехстороннего соглашения на 2012-2015 гг. между Правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов, Московским объединением промышленников и предпринимателей. Стороны, в частности, приняли на себя обязательство ограничить долю иностранных работников в численности занятого населения города до 3,1% или не более 200 тыс. чел. и снизить долю низкоквалифицированных иностранных работников до 20% от общей численности привлекаемых иностранных работников. Это способствует росту занятости граждан РФ на рынке труда города Москвы, сокращению социальной напряженности. По Соглашению о минимальной заработной плате на 2015 год, подписанному 18 декабря 2014 года, уровень минимальной заработной платы в Москве увеличен с 1 января 2015 года – до 14 500 рублей, с 1 апреля 2015 года – до 15 000 рублей. Это практически в 2,5 раза больше по сравнению с минимальным размером оплаты труда, действующим в России. Высокий уровень минимальной заработной платы является основой для повышения уровня жизни населения города.

В обеспечении занятости инвалидов и молодежи важное значение имеет Закон города Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест». Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства молодежи. В целях создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатели ежемесячно добровольно вносят в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты.

Размеры социальной и материальной поддержки безработных граждан определены в Законе города Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в городе Москва».

В целях содействия рационализации структуры трудовой занятости населения города Москвы с учетом приоритетов развития экономики в период с 2012 по 2016 год разработана подпрограмма «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 гг.» в составе Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.», а с 1 января 2015 года – в составе Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы на 2012-2018 годы». О высокой эффективности политики занятости населения города Москвы говорит крайне низкий по сравнению с другими регионами России уровень безработицы – на начало 2015 года лишь 0,39% от численности экономически активного населения. Это говорит о правильности законодательного регулирования сферы трудовых отношений в Москве.

2) социальное обеспечение жителей города Москва – традиционно является одним из ключевых направлений законодательной деятельности Московской городской Думы. В Москве в настоящее время действует комплексная единая система социальной защиты населения – престарелых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Последовательная социальная политика и гарантированная социальная защита являются основой для повышения качества жизни населения.

Закон города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» направлен на создание необходимых условий для жизни и воспитания граждан, находящихся под опекой и попечительством. Предусмотрена система льгот для родителей, принявших на воспитание троих и более детей, в частности увеличенные размеры материальной помощи, право бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, возмещение расходов по оплате телефона, за жилое помещение, коммунальные услуги. Размеры и порядок получения материальной помощи на содержание детей, находящихся под попечительством, определены Законом города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)». Следует отметить, что в 2014 году в данный закон Московской городской Думой были внесены изменения. В частности, была предусмотрена возможность назначения денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), как органами местного самоуправления, так и территориальными подразделениями Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В целях социальной поддержки малообеспеченных семей, имеющих несовершеннолетних детей, принят Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».

В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, принят Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». В соответствии с данным нормативным правовым актом, в Москве предоставляются 23 вида выплат семьям с детьми. Закон достаточно важен для социальной сферы города Москвы, поскольку в настоящее время в семьях Москвы воспитываются 1,8 млн. детей. Социальная поддержка семей с детьми выступает инструментом стимулирования рождаемости на территории города. В 2014 году объемы социальной поддержки семей с детьми были расширены Законом города Москвы от 22 января 2014 года № 1 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». В частности, законом дополнительно предусмотрено право на получение продуктов питания детей третьего года жизни (адаптированные молочные смеси, молоко, кисломолочные продукты, творог, каши, мясные, овощные и фруктовые пюре, плодоовощные соки), беременных женщин и кормящих матерей (ранее продукты питания отпускались только на детей первого и второго года жизни). Численность новой категории составляет 98,0 тыс. детей третьего года жизни и 115,0 тыс. беременных женщин и кормящих матерей.

Порядок социальной защиты детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, регламентируется Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве».

Повышенное внимание в законотворческой деятельности Московской городской Думы уделяется повышению уровня и качества жизни инвалидов. В частности, на решение данной задачи направлен Закон города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

На территории города Москва предусмотрен расширенный объем потребительской корзины в соответствии с Законом города Москвы от 19 июня 2013 года № 32 «О потребительской корзине в городе Москве». Так, в потребительской корзине населения в городе Москва увеличена пищевая и биологическая ценность продовольственной составляющей потребительской корзины в соответствии с рекомендованными федеральным законодательством нормами потребления продуктов питания и с учетом сложившейся структуры питания в городе Москве.

Законом города Москвы от 29 октября 2014 года № 48 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2015 год» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в размере 9 046 рублей. До указанного размера региональная социальная доплата к пенсиям устанавливается неработающим гражданам, получающим пенсию в городе Москве и зарегистрированным по месту пребывания или по месту жительства в городе Москве менее 10 лет. Неработающим пенсионерам, проживающим в Москве не менее 10 лет в общей сложности, устанавливается региональная социальная доплата до величины городского социального стандарта, размер которого в 2013-2015 годах составляет 12000 рублей.

Закон города Москвы от 6 июня 2007 года № 14 «О мерах социальной поддержки лиц, проживающих в сельской местности и работающих (работавших) в учреждениях социальной сферы города Москвы» направлен на повышение уровня социальной защиты работников учреждений социальной сферы, проживающих в сельской местности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании принят Закон города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы». В 2014 году в данный закон были внесены изменения. Так, в целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации государственная социальная помощь на территории города Москвы в настоящее время оказывается на основании социального контракта малообеспеченным гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в городе Москве.

Оказание социальных услуг на территории города Москвы осуществляется на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Следует отметить, что в настоящее время 133 тыс. жителей города Москвы получают социальные услуги на дому, свыше 75 тыс. получают разовые услуги через мобильные социальные службы, 62 тыс. москвичей обслуживаются в отделениях дневного пребывания, 14 тыс. находятся на постоянном проживании в стационарных учреждениях

Закон города Москвы от 4 октября 2006 года № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» регламентирует систему бесплатной юридической помощи в городе Москве социально незащищенным категориям граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе в Москве сформирована комплексная система нормативных правовых актов, регламентирующая различные аспекты социальной помощи населению. В целом, в Москве предоставляется расширенный объем социальной поддержки населения по сравнению с регионами, поддерживается высокий уровень минимального размера оплаты труда и пенсий. Вместе с тем, основная часть законодательства в социальной сфере была сформирована в период 2000-х годов. В настоящее время, законодательная деятельность Московской городской Думы носит уточняющий характер и направлена на доработку законов города Москвы в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также на внесение небольших изменений в нормативные правовые акты, в том числе и расширяющие объемы социальной поддержки населения. В 2014 году законодательная деятельность Московской городской Думы в социальной сфере охватывала следующие нормативные правовые акты:

— О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»;

— О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)»;

— О реализации городской программы социальной поддержки ветеранов войны и труда в 2013 году и планах на 2014-2015 годы (совместно с Советом Московского Дома Ветеранов Войн и Вооруженных Сил);

— О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 33 «О транспортном налоге» (в части расширения круга получателей налоговых льгот для налогоплательщиков из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан);

— О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения в городе Москве»;

— О проекте закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;

— О ходе реализации программы обеспечения детей-инвалидов путевками в детские реабилитационные учреждения в 2014 году.

— Об изменении правового регулирования отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— О реализации законов города Москвы от 1 октября 2008 года № 46 «О занятости населения в городе Москве» и от 22 декабря 2004 года № 90 «О квотировании рабочих мест» в части трудоустройства инвалидов и молодежи в 2013 году.

Традиционно повышенное внимание комиссией по социальной политике и трудовым отношениям уделяется работе над бюджетом города Москвы в части социальных расходов.

В рамках проводимых заседаний, комиссия по социальной политике и трудовым отношениям оперативно реагирует на ситуации, возникающие в социальной сфере города Москвы, по итогам обсуждения вопросов на заседаниях принимает решения и направляет их в соответствующие департаменты и комитеты Правительства Москвы, федеральные органы исполнительной власти, Московскую Федерацию профсоюзов в целях своевременного устранения негативных последствий.

Деятельность комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы осуществляется в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти города Москвы. Наиболее тесное сотрудничество налажено с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Департаментом труда и занятости населения города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Комитетом общественных связей города Москвы, Общественной палатой города Москвы, Московской городской организацией Всероссийского общества инвалидов, Московским городским советом ветеранов, Московской федерацией профсоюзов, Контрольно-счетной палатой Москвы и общественными организациями, занимающимися социальной защитой жителей города Москвы во всех ее аспектах.

Кроме того, депутаты Московской городской Думы принимают активное участие в городских и окружных мероприятиях, направленных на улучшение работы учреждений социальной сферы города Москвы. Также, члены комиссии принимают участие в мероприятиях, проводимых в городе Москва и в избирательных округах ветеранскими организациями и организациями инвалидов города Москвы, на которых в ходе непосредственного общения решают вопросы защиты социально незащищенных слоев населения.

Одним из направлений деятельности комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы выступает реагирование на конкретные обращения граждан и организаций. В частности, в 2013 году обработано 420 обращений, в 2014 году 447 обращений, в 2015 году 112 обращений. Все поступающие в комиссию обращения внимательно и предметно рассматриваются председателем, заместителем председателя и членами комиссии. По результатам рассмотрения направляются запросы и обращения в различные инстанции, принимаются решения и направляются ответы заявителям. Так, в 2015 году в процессе работы с обращениями граждан и организаций направлено 139 запросов в органы исполнительной власти города Москвы и Российской Федерации, в различные организации и предприятия. Авторам обращений направлено 200 ответов (из них — 96 уведомлений), в которых даны разъяснения по сути обращений или предоставлена информация о ходе рассмотрения обращений. Изучение состава обращений, позволило выделить следующие наиболее распространенные тематики обращений:

— назначение и выплата пенсий, пособий и социальных льгот;

— отклики и предложения по изменению существующего законодательства, сообщения о неисполнении законодательства;

— присвоение званий, дающих право на льготы;

— жалобы на нарушение трудового законодательства и оплаты труда;

— социальное обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, других льготных категорий;

— предоставление путевок в санатории и дома отдыха;

— социальная адаптация инвалидов (трудоустройство, спецтранспорт);

— плата за пользование жилищным фондом и коммунальными услугами;

— жалобы на работу городского пассажирского транспорта;

— отвод земельных участков для многодетных семей;

— трудоустройство и трудовая миграция.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В отдельных случаях, обращения выносятся председателем комиссии на проводимые заседания.

 

2.3. Основные проблемы, снижающие эффективность деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы

 

Проведенный анализ показал, что регулирование социальной сферы выступает одним из ключевых направлений деятельности Московской городской Думы. Вместе с тем, можно выделить ряд проблем, снижающих эффективность данной деятельности:

1) система социальной защиты населения города Москвы является наиболее развитой в России и представлена различными учреждениями социального обслуживания; Департаментами, реализующими функции в области социальной политики. Вместе с тем, механизм взаимодействия между различными институтами в рамках законотворческой деятельности и реализации социальных мероприятий на текущем этапе недостаточно отлажен и не имеет соответствующей правовой проработки, что снижает эффективность работы по социальной защите населения. Конкретными проявлениями выделенной проблемы выступает длительный процесс согласования между участниками законопроектов и предусмотренных программных социальных мероприятий, неполное освоение бюджетных средств в рамках реализации социальных программ, задержки сроков реализации программных мероприятий. Кроме того, имеет место рассогласование целей между муниципальным (Управы районов) и региональным уровнями власти города Москвы.

2) одним из ключевых направлений регулирования социальной сферы Московской городской Думы выступает законотворческая деятельность. Вместе с тем, как показал проведенный анализ, в рамках социальной политики Московской городской Думы имеет место дефицит законодательных инициатив – основная часть законотворческой деятельности сводится к рассмотрению проектов федеральных законов, затрагивающих социальную сферу. Соотношение между различными видами законодательных инициатив, рассмотренных Московской городской Думой в области социальной политики в 2015 году, представлено на рисунке 5

Рис. 5. Соотношение между различными видами законодательных инициатив, рассмотренных Московской городской Думой в области социальной политики в 2015 году

 

Приведенный рисунок подтверждает, что 89% социальных вопросов связано с рассмотрением проектов федеральных законов в социальной сфере. Непосредственно на законопроекты города Москвы в социальной сфере приходится лишь 11% законодательных инициатив, при этом ряд из них носит ежегодный обязательный характер, в частности утверждение проекта бюджета города Москвы и отчетов о его выполнении, бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и отчета о его выполнении. По большинству рассматриваемых проектов федеральных законов, Московской городской Думой дается положительное заключение, либо заключение с незначительными предложениями, что также говорит о пассивной законотворческой деятельности.

3) проведенный анализ показал, что в Москве сформирована достаточно развитая система законодательства в социальной сфере, ориентированная на предоставление населению города расширенного объема социальных льгот и выплат. Вместе с тем, основная часть нормативных правовых актов Москвы в рассматриваемой сфере была сформирована в 2000-2009 гг.

В настоящее время законотворческая деятельность Московской городской Думы направлена на внесение изменений и дополнений в данные законы. Социально значимых законов и программ в последние годы не принималось. Вместе с тем, есть целый перечень актуальных социальных проблем, требующих решения.

Так, ежегодно в Московскую городскую Думу поступают обращения граждан о введении льготной категории «дети войны». Данный вопрос на протяжении нескольких лет рассматривался Московской городской Думой и органами исполнительной власти города и согласованная позиция была выработана лишь в конце 2014 года. В настоящее время разработан проект закона города Москвы «О детях войны», который рассматривается комиссиями Московской городской Думы. Рассмотренная ситуация ещё раз подтверждает наличие проблемы длительного согласования вопросов в области социальной политики между представительными и исполнительными органами власти города Москвы. Это, в свою очередь, снижает эффективность системы законодательного регулирования города Москвы.

4) основными социальными программами города Москвы программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» и «Стимулирование экономической активности на 2012-2018гг.». На заседаниях Московской городской Думы неоднократно отмечалась проблема рассогласованности мероприятий программ и нормативных правовых актов города Москвы в социальной сфере, что требовало соответствующих изменений в законодательстве.

5) в 2016 году бюджет города Москвы, как и в целом бюджетная система РФ, столкнулся с проблемой бюджетного дефицита. В таких условиях накладываются значительные финансовые ограничения на дальнейшее расширение системы социальной защиты населения города Москва.

6) недостаточно эффективна система реагирования на обращения граждан в Московскую городскую Думу по социальным вопросам. Несмотря на то, что все решения изучаются и рассматриваются депутатами Думы, зачастую это не приводит к решению проблем. Так, как уже отмечалось выше, в течение нескольких лет решался вопрос о введении льготной категории «дети войны».

В настоящее время, в неопределенном состоянии находится вопрос о закреплении за инвалидами земельных участков под снесенными гаражами на внутридомовых территориях. В 2015 году поступило 14 обращений инвалидов по данному вопросу.   В неопределенном состоянии находится вопрос о присвоении звания «Ветеран труда Москвы» с предоставлением социальных льгот. Вопрос об установлении городских мер социальной поддержки неработающим пенсионерам, отмеченным наградами города Москвы либо удостоенным почетных званий города Москвы, а также награжденных медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения». Не решен вопрос с назначением доплат пенсионерам по двум основаниям в случае, если эти доплаты производятся из бюджетов разного уровня. В связи с введением на территории Москвы ценза оседлости появились проблемы с выплатой ребенку пенсии по потере кормильца, если оставшийся родитель – получатель пенсии не прожил в Москве 10 лет, и ребенку не исполнилось 10 лет. В целом, сама законодательная инициатива введения ценза оседлости в части социальных выплат и выплаты пенсий, является сомнительной и способствует формированию неравенства среди населения города Москвы за счет разделения существующего населения Москвы на социальные группы, проживающие в Москве до 10 лет и более 10 лет (с соответствующими различиями в размерах социальных выплат).

Ежегодно в комиссию поступают жалобы на неисполнение отдельными органами социальной защиты требований действующего законодательства (например, Постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2013 года учреждено звание «Почетный донор Москвы», однако никаких социальных льгот, гарантированных данным постановлением доноры на текущем этапе не получают), нарушение требований трудового законодательства и оплаты труда, нарушения в части обеспечения инвалидов бесплатными лекарственными средствами, низкое качество жилищно-коммунальных услуг, жалобы на работу городского общественного транспорта, социального такси. Несмотря на отправляемые запросы в организации социальной сферы, адекватная обратная связь отсутствует и проблемы повторяются из года в год. В связи с этим, механизм работы с жалобами и обращениями граждан по социальным вопросам требует совершенствования. Кроме того, требуется построение более эффективных инструментов контроля за деятельностью организаций социальной сферы города Москвы.

7) одним из важнейших нововведений последних лет в социальной сфере города Москвы является создание сети многофункциональных центров, работающих по принципу «единого окна». Московской городской Думой в соответствующих нормативных правовых актах закреплен перечень государственных услуг, оказываемых в центрах. В настоящее время оказывается 234 услуги, в том числе в социальной сфере, сфере образования. Развитие сети многофункциональных центров имеет важное социальное значение, поскольку позволяет жителям Москвы получать государственные услуги по месту пребывания в одном месте и с минимальными затратами времени. Вместе с тем, можно выделить ряд недостатков существующей системы многофункциональных центров:

— принцип «единого окна», позволяющий получать государственные услуги в одном месте и в одно время, окончательно не реализован. Для получения нескольких государственных услуг, относящихся к различным ведомствам, гражданин должен обращаться в различные окна со своей электронной очередью. Также, следует отметить, что перечень предоставляемых государственных услуг ограничен в МФЦ и не охватывает полный комплекс услуг, востребованных населением, что лишь частично решает проблему необходимости обращения в различные органы социальной защиты с предоставлением одинакового пакета документов;

— система МФЦ на текущем этапе ориентирована на обслуживание физических лиц, вместе с тем государственные услуги востребованы и юридическими лицами;

— в Московскую городскую Думу на регулярной основе поступают обращения граждан с жалобами на работу многофункциональных центров. В частности, неоднократно отмечался неудобный график работы МФЦ для работающего населения (в настоящее время данная проблема решена путем введения единого ежедневного графика работы МФЦ с 8.00 до 20.00), жалобы на неуважительное отношение к заявителям, долгий срок ожидания приема в нерабочее время (на наиболее востребованных видах социальных услуг), задержки в выдаче документов и другие;

— перечень непосредственно социальных услуг, которые могут быть получены в МФЦ, достаточно ограничен, в частности типовой состав услуг в рассматриваемой сфере выглядит следующим образом: постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформление парковочных разрешений инвалидам, получение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

По результатам выполнения данной главы выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

1) регулирование социальной сферы в настоящее время выступает одним из приоритетных направлений деятельности Московской городской Думы. В Москве на современном этапе сформирована комплексная система нормативных правовых актов, регламентирующая различные аспекты социальной помощи населению. В целом, в Москве предоставляется расширенный объем социальной поддержки населения по сравнению с регионами, поддерживается высокий уровень минимального размера оплаты труда и пенсий.

Основным инструментом регулирования социальной сферы, применяемым Московской городской Думой, выступает законодательное регулирование. Для регулирования социальной сферы в составе Московской городской Думы предусмотрена отдельная комиссия – по социальной политике и трудовым отношениям.

Помимо законодательного регулирования, Московской городской Думой реализуется контрольная функция, заключающаяся в утверждении отчетов об исполнении бюджета Москвы, реализации государственных целевых программ.

2) проведенное исследование позволило выделить ряд недостатков, снижающих эффективность регулирования социальной сферы Московской городской Думой, в частности: длительный срок согласования законопроектов в социальной сфере как результат правовой неотработанности механизма взаимодействия между различными институтами в рамках законотворческой деятельности; дефицит законодательных инициатив в социальной сфере в последние годы; рассогласованность мероприятий целевых программ и нормативных правовых актов города Москвы в социальной сфере.

По данным проведенного анализа необходимо разработать рекомендации и мероприятия, которые позволят повысить уровень эффективности регулирования социальной сфера.

Предложения по совершенствованию деятельности Московской городской Думы в области регулирования социальной сферы будут предложены в третьей главе.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4