Меню Услуги

Деятельность представительных (исполнительных) органов государственной власти по регулированию социальной сферы (на примере «Московской городской Думы»)

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

 

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования деятельности представительных (исполнительных) органов государственной власти по регулированию социальной сферы
  • 1.1. Понятие, сущность и правовые основы социальной защиты населения в РФ
  • 1.2. Особенности регулирования социальной сферы на региональном уровне
  • 1.3. Роль представительных (исполнительных) органов государственной власти в регулировании социальной сферы
  • ГЛАВА 2. Исследование деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы
  • 2.1. Организационно-экономическая характеристика Московской городской Думы
  • 2.2. Анализ деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы
  • 2.3. Основные проблемы, снижающие эффективность деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы
  • ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию деятельности Московской городской Думы в области регулирования социальной сферы
  • 3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности Московской городской Думы в области регулирования социальной сферы
  • 3.2. Расчет и обоснование социально-экономической эффективности мероприятий
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

 

 

В выпускной квалификационной работе исследуются особенности деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы по регулированию социальной сферы – Московской городской Думы. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что социальная сфера является одной из ключевых сфер региональной политики и непосредственно определяет качество и уровень жизни местного населения. В связи с этим, повышенное внимание должно уделяться регулированию и повышению эффективности социальной сферы.

Одной из важнейших подсистем социальной сферы выступает социальная защита населения. Эффективная система социальной защиты населения позволяет предоставлять малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, предусмотренным законодательством, социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары. Тем самым повышается уровень жизни социально незащищенных слоев населения.

Основная функция социальной защиты населения – помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или предупреждение возникновения такой ситуации. Следует отметить, что система социальной защиты населения выступает одним из основных объектов регулирования со стороны представительных органов власти региона.

Всеобщая декларация прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства…

  1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
  2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г. (вступил в силу 3 января 1976г.).

Произошедшие изменения российского общества в последние десятилетия ХХ и в начале ХХI века привели к расколу общества, когда одна часть населения непомерно вознеслась, а другая оказалась в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех гражданах, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества – это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки.

В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Выбранная тема исследования имеет важное социальное значение применительно к выбранному региону исследования – городу Москве. В Москве проживает большое количество граждан, нуждающихся в социальной защите, в частности престарелые граждане, инвалиды, семьи с детьми, а также иные нетрудоспособные и малообеспеченные группы населения. В этом и заключается актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ системы регулирования социальной сферы, осуществляемой Московской городской Думой, и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

Для достижения данной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность и правовые основы социальной защиты населения РФ;

— рассмотреть роль представительных и исполнительных органов государственной власти в регулировании социальной сферы;

— проанализировать деятельность Московской городской Думы по регулированию социальной сферы;

— выявить основные проблемы, снижающие эффективность деятельности Московской городской Думы по регулированию социальной сферы;

— разработать мероприятия по совершенствованию деятельности Московской городской Думы в области регулирования социальной сферы;

— рассчитать социально-экономическую эффективность мероприятий.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает деятельность законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы — Московской городской Думы.

Предметом исследования в выпускной квалификационной работе выступают особенности регулирования социальной сферы, осуществляемого Московской городской Думой.

Московская городская Дума является основным законодательным (представительным) органом власти на территории города Москвы, в том числе и в социальной сфере. Следует отметить, что социальные вопросы рассматриваются Московской городской Думой в качестве ключевой сферы – в частности, 53% расходов бюджета города Москвы направляется именно на социальные цели.

Методологическая база исследования основана на трудах таких авторов, как Аверин А.Н., Бойко В.К., Гембаренко В.И., Григорьянц Г.Н., Замараева З.П., Кузнецов Г.Г., Лепихов М. И., Литягин Н.Н., Лычкань Л.П., Никифорова О.Н., Павлюченко В.Г., Роик В.Д., Суховский А., Якимчук С.В.

Информационной базой выпускной квалификационной работы являются федеральные законы и постановления Правительства РФ по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, нормативные правовые акты города Москвы, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социальной защиты населения, законодательные и нормативные документы РФ по вопросам управления социальной защитой населения; теоретические модели и концепции научных школ по организации управления сферой социальной защиты в целом, региональной и муниципальной социальной защитой, в частности.

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили общенаучные методы исследования, ситуационный и системный подходы, структурно-функциональный анализ, методы научной абстракции, статистические методы.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования деятельности представительных (исполнительных) органов государственной власти по регулированию социальной сферы

1.1. Понятие, сущность и правовые основы социальной защиты населения в РФ

 

 

В связи со сложившейся в современном российском обществе реальной ситуацией, возникает острая необходимость в целенаправленном научном поиске новых подходов к формированию системы социальной защиты населения, которая могла бы направлять деятельность всех учреждений и служб на ликвидацию возникающих социальных проблем. Необходимо отметить, что современная наука достаточно активно развивает проблематику социальной защиты населения. Вместе с тем, до сих пор в России не сложилась целостная, теоретически обоснованная и ресурсно обеспеченная система социальной защиты населения, органично сочетающая в себе принцип социальной справедливости с рыночной конкуренцией и борьбой за выживание каждого социального субъекта. Не проявилась в полной мере и роль государства как надежного гаранта социальной защиты населения.

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям.

Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с которым были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. После этого данный термин стал широко применяться и другими странами, а также Международной организацией труда.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вместе с тем, устойчивое цивилизационное развитие общества, его способность надежно гарантировать высокую социальную защищенность населения страны является фундаментальным критерием оценки научных доктрин и общественной практики.

В научной литературе нет однозначной формулировки понятия «социальная защита», это зависит от того, с какой позиции рассматривается понятие, с научной или прикладной, или с точки зрения синтеза этих подходов.

Так, например, определение, которое дала Павлюченко В.Г., в большей степени носит прикладной характер и охватывает все слои населения – как трудоспособное, так и нетрудоспособное. Под социальной защитой данный автор понимает «совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и так далее)».

По мнению Замараевой З.П., система социальной защиты населения страны представляет собой «относительно устойчивую форму совместной организации социальной жизни и деятельности людей, социальных организаций и государственных учреждений, лиц, наделенных необходимыми полномочиями и ресурсами для осуществления равным образом функций, как социальной помощи, так и социального страхования, удовлетворения индивидуальной и общественной потребности в повышении жизненного уровня объектов социальной защиты на условиях активизации их ресурсного потенциала». Данным автором применяется ресурсно-потенциальный подход к формированию системы социальной защиты населения.

Однако наиболее полное понимание значения социальной защиты дает подход, который объединяет научные категории и практическое значение. В качестве примера можно привести понимание социальной защиты профессором Осадчей Г.И. В понимании данного автора социальная защита представляет собой «систему социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал».

В Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» под государственной социальной помощью понимается «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, предусмотренных законодательством, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

Сущность социальной защиты населения раскрывается в выполняемых ею функциях. Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием – по сути, это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или предупреждение возникновения такой ситуации.

В научной литературе существуют различные классификации функций социальной защиты. Так, Якимчук С.В., выделяет три основные функции социальной защиты населения:

— компенсирующая функция – подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение;

— защитная функция – гарантирует материальное обеспечение, достаточное для покрытия основных нужд человека;

— стабилизирующая функция – предназначена для согласования интересов работников, работодателей и государства.

Классификация Якимчук С.В. недостаточно глубоко описывает все функциональные особенности социальной защиты населения. Более развернутую классификацию дает Роик В.Д. По его мнению, функции социальной защиты делятся на четыре категории:

— профилактически-предупредительная функция – заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан;

— экономическая функция – направлена на замещение утраченной заработной платы или дохода в связи с утратой трудоспособности по причине болезни, несчастного случая, преклонного возраста или по причине потери кормильца (для членов его семьи), для компенсации дополнительных расходов в связи с лечением или инвалидностью;

— социально-реабилитационная функция – заключается в формировании комплекса мер медицинской, профессиональной, социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности;

— политическая функция – обеспечивает формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.

Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основными категориями системы социальной защиты населения выступают:

— социальное страхование;

— социальное обеспечение;

— социальная помощь.

Кроме того можно отнести к системе социальной защиты благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.

Схематически основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 1.1.

Рис. 1. Основные элементы системы социальной защиты населения

 

В текущий период времени в России основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование, так как в эту форму вовлечено большинство граждан России. Социальную защиту в РФ можно рассматривать как систему мер, направленных на сохранение установленных обществом стандартов жизни каждого человека. С экономической точки зрения эта система выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков.

Субъектами социальной защиты в РФ выступают: работник, работодатель, государство, страховые организации, общественные организации, внебюджетные фонды, благотворительные фонды и отдельные меценаты.

Объектами социальной защиты выступают: население (наемные работники, пенсионеры, инвалиды, бедные семьи, безработные и так далее).

Система социальной защиты населения строится на следующих принципах:

1) Принцип всеобщности и обязательности – этот принцип распространяется как на процесс получения компенсационных выплат, так и на процесс уплаты обязательных платежей, установленных в государстве. Всеобщность предполагает, что она распространяется на всех членов общества без исключения и обеспечивает свободный доступ ко всем видам социальных услуг – медицинской помощи, образованию, культуре, свободный доступ к трудовой деятельности, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортному лечению, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры.

2) Принцип солидарности – этот принцип говорит о том, что в условиях риска находятся все члены общества, но подвергаются риску не все, в результате кто-то получает полную компенсацию, кто-то частичную, кто-то вообще не получает социальную защиту и ресурсы перераспределяются от тех, кто не получает выплат в пользу тех, кому данная помощь необходима, в том числе и финансовые ресурсы. Заранее определить с кем и когда может произойти тот или иной риск невозможно, поэтому данный принцип необходим для защиты при возникновении внезапных рисков.

3) Принцип солидарной справедливости – этот принцип работает в противовес принципу солидарности, так как существуют риски, которым подвергаются практически все без исключения граждане, например риск дожития до старости – здесь и используется принцип солидарной справедливости, исключающий уравнивание граждан в пенсионном обеспечении. В расчете пенсии используются различные условия, которые позволяют гражданам, имеющим больший по сроку трудовой стаж или имеющим стаж работы на вредном производстве, получать пенсию выше, чем гражданам, не имеющим большого стажа работы, или работающим на простых видах работ.

4) Принцип автономности – данный принцип необходим, чтобы оградить социальную защиту от рисков использования средств, предназначенных для социальных выплат на другие цели, что может повлечь за собой отсутствие средств на предусмотренную законодательством компенсацию граждан. В данном случае предусматривается необходимость не смешивать бюджеты разных фондов.

5) Принцип социального партнерства – в случае возникновения спорных ситуаций в первую очередь подразумевается мирное разрешение споров.

6) Принцип обеспечения контроля – данный принцип обеспечивает контроль за руководящими органами со стороны населения. В первую очередь речь идет о профсоюзах.

Важную роль в системе социальной защиты населения играет нормативно-правовое регулирование. Следует отметить, что система нормативно-правового регулирования социальной защиты в России начала формироваться ещё в 1991 году и прошла долгий путь развития. При этом реформирование системы социальной защиты населения РФ продолжается и в настоящее время.

Первым нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере стало Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», принятое в 1991 году. В соответствии с данным Постановлением, было впервые принято решение о формировании государственной системы социальной помощи семье, в том числе и комитетов по социальным вопросам на региональном уровне, были определены цели и задачи данной системы.

В последующем система социальной защиты населения нашла отражение в различных нормативных правовых актах, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в Конституции РФ. В середине 1990-х годов в России на законодательном уровне были заложены основы социальной защиты отдельных категорий населения, в частности пенсионеров, инвалидов, беженцев и других.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Важным шагом в развитии системы социальной защиты населения РФ стала разработка и реализация государственной программы социальных реформ в 1996-2000 гг. Данная программа предусматривала существенные изменения в системе социальной защиты населения РФ, в частности:

— совершенствование системы государственных социальных гарантий;

— направления социальной поддержки семей с детьми;

— внедрение в практику работы современных социальных технологий;

— создание сети специализированных учреждений по направлениям социальной защиты и обслуживания населения;

— расширение перечня и объемов социальной помощи населения.

В рамках реформирования системы социальной защиты населения был принят ряд нормативных правовых актов, в частности:

— Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»;

— Федеральный Закон «О государственной социальной помощи».

Данные нормативные правовые акты заложили в качестве одного из основных элементов системы социальной защиты населения РФ понятие прожиточного минимума.

В настоящее время правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации регламентируются следующей системой нормативных правовых актов:

1) Конституцией РФ – в статьях 37-48 заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб. В частности в соответствии со статьей 39, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В статье 40 зафиксировано право малоимущих и иных предусмотренных законодательством граждан на бесплатное или льготное получение жилья в соответствии с установленными нормами. Статьей 41 закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Статьей 43 закреплено право граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, граждане РФ имеют право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

2) Комплексом федеративных законов, касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3) Правовыми актами субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения.

4) Подзаконными нормативными актами, устанавливающими порядок управления системой и подсистемами социального обслуживания.

5) Нормативной регламентацией деятельности учреждений и категорий специальных социальных служб.

6) Правовыми актами, обеспечивающими деятельность социальных служб.

7) Правовыми актами, обеспечивающими защиту прав клиента.

Важную роль в нормативно-правовом регулировании социальной защиты населения в РФ имеет Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ. В частности, в данном нормативном правовом акте определены цели оказания государственной социальной помощи:

— поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

— адресное использование бюджетных средств;

— усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

— создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

— снижение уровня социального неравенства;

— повышение доходов населения.

В 2013 году принят Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данным нормативным правовым актом устанавливаются:

— основные принципы социального обслуживания в РФ;

— права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг;

— перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;

— порядок рассмотрения обращения о предоставлении социальных услуг;

— требования к договору о предоставлении социальных услуг.

 

1.2. Особенности регулирования социальной сферы на региональном уровне

 

 

Важную роль в функционировании системы социальной защиты населения страны играет ее реализация и регулирование на региональном уровне, что обусловлено следующими факторами:

— региональная политика сравнительно новый, но весьма важный для России элемент системы государственного регулирования экономики. Роль регионов постоянно возрастает во всех сферах общественной жизни, в том числе и в социальной сфере;

— в региональной политике чрезвычайно велико значение социальной составляющей. В конечном счете, первоочередной задачей принимаемых в рамках этой политики экономических и финансовых мер является именно приоритетное решение социальных проблем и лишь во вторую очередь – пространственное размещение производительных сил;

— вопросы координации и взаимной увязки социальной и региональной политик представляют особый интерес для современной России. Региональная политика может рассматриваться как инструмент, который позволяет эффективно и с меньшими общественными издержками осуществлять децентрализацию социального управления, адаптировать общие принципы социальной политики к региональным условиям с учетом сложной экономической, социальной, национальной, этнической, религиозной структуры страны.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

На исходном этапе рассмотрим основные модели построения системы социальной защиты населения на региональном уровне. Следует отметить, что на региональном уровне можно выделить две основные модели построения системы социальной защиты населения, в основе которых лежат различные механизмы предоставления социальных услуг населению региона – это централизованная и децентрализованная модель.

В основе построения централизованной модели социальной защиты населения на региональном уровне лежит функциональный принцип. В соответствии с данным принципом, социальная поддержка населения региона (социальные трансферты, социальная помощь по региональным и местным программам) представляются муниципальными центрами социальной помощи населению при региональном подразделении социальной защиты. Недостатком данной модели построения системы социальной защиты населения является то, что департаменты социальной защиты субъектов РФ взаимодействуют с данными центрами, однако обладают ограниченным объемом полномочий в части регулирования их деятельности. В результате, предоставление социальных услуг осуществляется социальными службами на муниципальном уровне отдельно, что отрицательно влияет на эффективность региональной социальной политики. В основе централизованного подхода к построению системы региональной защиты лежит распределительный подход, в рамках которого реализовано механическое перераспределение бюджетных средств на социальные трансферты для наиболее бедных слоев населения. По мнению исследователей, подобный подход лишь консервирует бедность и в ещё большей степени создает условия для социального неравенства. Кроме того, при больших объемах бюджетного финансирования может возникать ещё одна проблема – иждивенческие настроения у определенных социальных групп, что приводит к росту бюджетных расходов в виде социальной помощи.

Централизованная модель построения системы социальной защиты населения, которая на текущем этапе является основной в России, требует существенного реформирования. Для построения эффективной системы социальной защиты на региональном уровне, органам представительной и исполнительной власти в субъектах РФ должны делегироваться необходимые полномочия по организации социальных служб в зависимости от реальных потребностей местного населения (прежде всего, финансовые полномочия). Это позволит повысить эффективность регулирования социальной сферы на региональном уровне, учесть территориальные особенности при построении системы социальной защиты.

Другим вариантом построения системы социальной защиты населения на региональном уровне является децентрализованная модель. В основу данной модели положен категориальный принцип. Следует отметить, что децентрализованные модели социальной защиты населения являются наиболее распространенными в практике развитых стран и демонстрируют высокую эффективность. В рамках децентрализованной модели, региональные и местные органы власти наделены большим объемом полномочий в регулировании социальной сферы. При этом за каждое направление социальной работы отвечает определенный департамент или служба, которые в совокупности образуют систему социальной защиты населения региона. Так, предоставление детских пособий осуществляется подразделениями Департамента социальной защиты региона, предоставление жилищных субсидий – соответствующими службами жилищных субсидий при Департаменте жилищно-коммунального хозяйства региона, социальные услуги оказываются соответствующими социальными учреждениями региона.

Конкретными инструментами регулирования социальной сферы, применяемыми на региональном уровне, выступают:

— введение на территории региона социальных пособий и компенсаций (сверх выплат, предусмотренных федеральным законодательством) за счет средств регионального и местного бюджетов;

— определение перечня оснований для признания граждан, проживающих на территории региона, нуждающимися в социальном обслуживании (перечень оснований, закрепленных на федеральном уровне, является открытым);

— поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;

— развитие на территории региона сети учреждений социального обслуживания населения для повышения доступности социальных услуг;

— контроль и проведение независимой экспертизы качества работы учреждений социального обслуживания на территории региона;

— разработка и реализация региональных программ в области социальной защиты населения региона;

— участие в федеральных программах в области социальной защиты населения региона;

— законодательное регулирование социальной сферы;

— включение в региональный бюджет затрат на мероприятия в области социальной защиты населения;

— применение налоговых инструментов регулирования социальной сферы;

— регулирование инвестиционного процесса в социальной сфере;

— финансовое регулирование в социальной сфере, в частности регулирование цен на социально значимые товары и др.

Таким образом, региональные органы власти имеют достаточно широкий перечень инструментов для регулирования социальной сферы.

Современная система социальной защиты населения в регионах России и ее регулирование на текущем этапе характеризуются рядом существенных недостатков, в частности:

— существующая система социальной защиты построена по принципу освоения бюджетных средств, при этом практически не уделяется внимание оценке и повышению эффективности социальных расходов;

— органы власти субъектов РФ не уделяют достаточное внимание регулирующей деятельности в социальной сфере, разработке собственных региональных целевых программ. В результате, во многих регионах, социальная политика сводится к техническому выполнению функций по реализации федеральных целевых программ, которые не учитывают в полной мере социальные проблемы, характерные для конкретной территории;

— специалисты органов социальной защиты имеют весьма слабое представление о целях и задачах региональной и федеральной социальной политики. В результате труд исполнителей не направлен на решение социальных задач и целей;

— отсутствие взаимоувязки региональной социальной политики и социальной политики муниципальных образований;

— низкий уровень материально-технического развития социальных учреждений региона;

— невысокий уровень оплаты труда региональных и муниципальных управленцев, что делает невозможным привлечение в систему управления социальной защитой населения квалифицированных специалистов-управленцев.

В контексте рассматриваемой тематики работы, интерес представляет исследование зарубежного опыта регулирования социальной сферы в развитых стран в целях оценки возможности использования данного опыта для развития отечественной системы социальной защиты. Следует отметить, что характерной особенностью политики развитых стран в социальной сфере в последние десятилетия выступает формирование смешанной социально ориентированной экономики, характеризующейся расширением сферы институциональных механизмов и возрастанием ответственности региональных инстанций. В их ведение частично или полностью перешли многие вопросы социальной политики: помощь малообеспеченным слоям населения, борьба с безработицей, образование, здравоохранение, а также жилищное строительство, охрана общественного порядка и ряд других.

Современная региональная политика регулирования социальной сферы в развитых странах характеризуется высокой степенью децентрализации принятия решений и свободы местных властей в выборе приоритетных целей, методов и средств их достижения. Зарубежный опыт показывает, что несмотря на широкий набор национальных средств решения социально-экономических проблем, в основе региональной политики западных стран в социальной сфере лежит одно простое правило. В периоды благоприятной конъюнктуры, когда увеличиваются экономические возможности государства, происходит наращивание бюджетных средств, идущих на региональное развитие. При нарастании экономических трудностей централизованные средства, предназначенные для осуществления региональной социальной политики, сокращаются.

Одной из наиболее результативных моделей политики регулирования социальной сферы выступает США. В рамках применяемой модели страна достигла апогея регулирования доходов граждан и перераспределения ресурсов между штатами. Так, уже к 60-м годам ХХ века в США был введен законодательный стандарт минимального прожиточного минимума (потребительской корзины), в соответствии с которым установлен одинаковый норматив всех граждан в размере не менее 7 долларов в час. Данный норматив стал не только базой зарабатываемых доходов, но и всех социальных пособий. Его введение можно считать важнейшим признаком смешанной экономики социальной ориентации, характерной для развитых стран. Следует отметить, опыт использования единой базы для начисления социальных пособий используется и в России – в конце 1990-х годов введено понятие прожиточного минимума.

Важная роль в социальной политике развитых стран отводится системе образования. При решении проблем занятости приоритет отдается поощрению малого и среднего предпринимательства, в том числе и в сфере услуг. Важность такой поддержки очевидна, если учесть, что в середине 90-х годов в развитых странах Западной Европы из 18 миллионов промышленных и торговых предприятий 99,8% составляли мелкие и средние предприятия, на которых приходилось 2/3 занятого населения.

В 80-е годы широкое распространение в США и Великобритании получили предпринимательские зоны, где промышленные и коммерческие предприятия на 10 лет освобождаются от уплаты налога на заработную плату, инвестируемую прибыль и так далее. Основным критерием для основания предпринимательской зоны в США выступает уровень безработицы и бедности, превышающий средний по стране. Тем самым, решение социальных проблем регионов осуществляется не на основе выплат социальной помощи, а на основе стимулирования предпринимательской активности в регионе в целях создания необходимой базы для формирования достаточного уровня доходов населения. Данный опыт можно учитывать при разработке программ социальной защиты населения. В таких условиях, государство в рамках политики регулирования переводит акцент с прямой финансовой поддержки на косвенные формы – финансовые и налоговые льготы, гранты, субсидии, целевое финансирование. В российских условиях предоставление грантов индивидуальным предпринимателям также может выступать в качестве одного из инструментов снижения безработицы и повышения уровня доходов местного населения.

О необходимости стимулирования инвестиционной активности в социальной сфере России говорят многие исследователи, и определенная работа в данном направлении ведется. В частности социально ориентированные некоммерческие организации имеют возможности привлечения государственной поддержки для реализации социально значимых социальных проектов. Важной задачей является развитие механизмов самофинансирования социальной сферы. В этой связи с положительной стороны следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ, которым предусмотрено создание автономных учреждений и Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, которым предусмотрено создание казенных учреждений. Целью данных преобразований выступает развитие инициативы, повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений, создание условий для сокращения бюджетных затрат на их содержание и развитие механизмов самофинансирования. Рассматривая указанные преобразования в инвестиционном аспекте, следует отметить рост потенциальных возможностей социальных учреждений для самофинансирования и инвестирования.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4