Меню Услуги

Деятельность таможенных органов по контролю перемещаемых через государственную границу РФ видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой уничтожения. Часть 3.


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.1. Контрабанда видов дикой фауны и флоры в РФ

Термин «контрабанда» занимает одно из центральных мест в экономике таможенного дела. Свое происхождение он ведет от итальянских слов «contra» — против и «bando» — правительственный указ. Таким образом, контрабанда означает действия, предпринимаемые кем-либо вопреки решению властей, связанные с незаконным ввозом или вывозом товаров без уплаты таможенных сборов и пошлин.

Так как контрабанда осуществляется при помощи сокрытия перемещаемого через таможенную границу товара, или вообще минуя таможенный контроль, современная трактовка контрабанды содержит уточняющие положения.

В более точной формулировке контрабанда – это перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, оговоренных законодательством той или иной страны, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Ввоз или вывоз товаров в обход уплаты установленных властями сборов и пошлин – очень древний бизнес. Зародился он одновременно с появлением первых государственных образований и попытками законодательного регулирования внешней торговли. Отдельные купцы, судовладельцы, жители приграничных районов и целые организованные сообщества контрабандистов становились на тернистый и опасный путь ухода от налогов и пошлин, посягая на монополию государства в данной сфере. Возможность приобретения дополнительных барышей с одной стороны, и преследования властей, с другой, делали во все времена контрабанду занятием высоко рискованным. Правительства, справедливо полагая, что контрабанда подрывает экономические основы государства и дискредитирует власть, устанавливали за таможенные правонарушения суровые наказания. Контрабанда и в настоящее время считается в большинстве стран мира тяжким преступлением и преследуется законом максимально жестко. Контрабанда — перемещение через  границу Российской Федерации товаров или иных предметов, которое было совершено помимо  или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Контрабанда животными существует в основном двух типов:

Тип 1. Организованная, структурная контрабанда, каждое звено которой занимается строго своими функциями. Данный преступный синдикат мало уязвим при проведении временных операций по предотвращению контрабанды животными; как правило, члены этой организации вовремя получают необходимую информацию от осведомителей или  “своих людей”. Для данного типа контрабанды не существенен провал отдельной операции. В тех государствах, где контрабанда животными и их дериватами достигает значительного объема в денежном выражении, где эти объемы составляют заметную долю в национальном доходе (естественно не афишируемые в официальных государственных документах), где объекты, представляющие интерес для контрабанды, являются своеобразным природным ресурсом, велика вероятность или даже опасность создания сильных коррупционных связей, которые будут стоять на позициях сохранения благоприятных условий для преступного бизнеса и разграбления дикой живой природы. Поставить преграду на пути создания таких организаций и наладить эффективное противодействие контрабанде животными способно развитие международного сотрудничества с применением адекватных мер к нарушителям международных соглашений. Подпольные синдикаты по контрабанде представителями дикой природы часто мало уязвимы в юридическом отношении. Гораздо больший эффект достигается, когда устраняется сама причина интереса, на удовлетворение которой была направлена деятельность контрабандистской организации.

Тип 2. Стихийная контрабанда животными, имеющая своей целью получение сиюминутной выгоды. Этот тип контрабанды животными практически очень сложно поддается какой-либо более четкой классификации, ибо включает в себя весь спектр подпольной торговли, не контролируемый соответствующими организованными контрабандными структурами. “Дикая” контрабанда живым товаром носит обычно либо целевой, либо случайный характер, но ограничивается чаще всего разовым действием. Данный тип контрабанды по своему характеру имеет несколько особенностей:

1) при случайном характере контрабанды животных лицо, задержанное за нарушение:

— либо не информировано о правилах (или полном запрете) провоза того или иного животного, и, следовательно, не может квалифицироваться как преследование корыстных целей, ибо чаще всего объект контрабанды находится в ручной клади и предназначается в дальнейшем для личного владения;

— либо попытка контрабандного провоза животных совершается с целью получения экономической выгоды, но как разовая торговая операция с непредсказуемым исходом, т.е. финансовым риском;

— либо контрабанда животных представляет торговую сделку с корыстной целью при неосведомленности данного лица о правилах и запретах на провоз диких животных.

Обычно в первом и третьем случаях среди животных, перевозимых нелегально и (или) незаконно, редко встречаются виды животных, находящихся под охраной или запрещенные к торговле.

2)  при целевом характере контрабанды животных наличествуют совершенно другие особенности:

— лицо, имеющее контрабандный груз животных, совершает подобную сделку незаконно и само об этом прекрасно знает;

— нелегальный провоз животных осуществляется в подавляющем большинстве из-за корыстных целей, т.е. с последующей перепродажей;

— реализация контрабандного груза животных имеет либо адресный характер, т.е. по предварительному заказу покупателя, либо сам груз является редким, что гарантирует 100%-ую его реализацию со значительной прибылью для торговца: в этом случае, как правило, все виды животных, незаконно экспортируемые или импортируемые, пользуются повышенным спросом или находятся под охраной и включены в Приложение I или II СИТЕС.

Удачный для контрабандистов исход разовой торговой операции являет собой обоснованную предпосылку для повторного нелегального действия, что в дальнейшем способствует образованию подпольной организации, специализирующейся на контрабанде животными.

При определении специфики объектов контрабанды животными можно выделить следующие характерные черты:

1)  запрет в законодательном порядке на торговлю конкретным видом животного. Это вызывает резкий ажиотаж на данный вид животного;

2)  наличие в дикой природе животных, имеющих исключительно экзотическую или необычную окраску, оперение, форму тела, певчие способности. К примеру, различные птицы, млекопитающие, растения. Некоторые из них попадают не в руки  определённого хозяина, а на чёрный рынок. Вот  некоторые расценки:

Цена в $:

Хамелеон-500

Питон-2 тыс.

Удав-400-600

Амурский тигр-8-10 тыс.

Кенгуру-30-40 тыс.

Амазонская пиранья-50-100 тыс.

Перуанская бабочка-500  тыс.

3)  редкость и уникальность вида определяют постоянный интерес к нему. Например, Новороссийские таможенники познакомились с редким для России видом контрабанды — кораллами, занесенными в Красную книгу. По данным Южного таможенного управления, некий краснодарский предприниматель вез их из Турции под видом сувенирной продукции. И действительно, упакованные в 588 коробов кораллы выглядели как обычные сувениры. Но таможенников смутил их чересчур экзотический вид. «Сувениры» направили на кафедру зоологии Ростовского госуниверситета для экспертизы, где и выяснилось, что в страну нелегально пытаются ввезти исчезающий вид филиппинских кораллов. Чтобы импортировать их на законных основаниях, обычной декларации мало. Россия — участник конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны, и для ввоза в страну редких животных или растений требуется разрешение специального органа, следящего за соблюдением конвенции. Кроме того, нужен ветеринарный сертификат. Кораллы  были изъяты и определена их подлинная стоимость.

4)  малочисленность вида, что очень важно для коллекционеров и они стараются любой ценой заполучить данный вид. Например, байбак европейский, сахалинская кабарга, дальневосточная черепаха, кавказская гадюка.

5)  представители дикой природы, используемые для питания людей. Сейчас стала очень популярна экзотическая кухня, в которой используют в пищу черепах, крокодилов, рептилий. Клиент ресторана может сам выбрать себе  в пищу любое животное , которое выставлено в террариуме. С Российской территории на территорию Юго-Восточной Азии для использования в пищу перевозятся: дериваты бурого медведя, оленя, кабарги.

6) использование частей животных в медицине (например, в традиционной китайской медицине: дериваты кабарги, бурого медведя). Используется в медицине также дикий женьшень ,который занесён в Международную Красную книгу. Высота дикого женьшеня достигает 30-70 см., длина корня 20-25 см. Женьшень принадлежит к царству растений, отдел покрытосеменные, класс двудольные, порядок зонтикоцветные, семейство аралиевые, род женьшень.

Анализ выявленных и пресеченных попыток контрабандного перемещения объектов фауны и флоры через российскую таможенную границу, а также попыток их незаконного вывоза и ввоза, ответственность за которое до июля 2002 г. предусматривалась Таможенным кодексом РФ, а с июля 2002 г.— Кодексом об административных правонарушениях, позволяет установить наиболее часто встречающиеся и применяющиеся методы и способы незаконного перемещения животных, растений, их частей и дериватов.

Основные методы:

— перемещение диких животных и дикорастущих растений, их частей и дериватов минуя места таможенного контроля;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— перемещение объектов фауны и флоры с сокрытием от таможенного контроля;

— перемещение объектов фауны и флоры с обманным использованием документов, предназначенных для таможенных целей;

— перемещение объектов фауны и флоры без декларирования в установленном порядке;

— перемещение объектов фауны и флоры путем недостоверного декларирования;

— несоблюдение мер нетарифного регулирования при ввозе и вывозе специфического товара животного и растительного происхождения;

— экспорт отдельных видов специфического товара животного и растительного происхождения без последующего зачисления валютной выручки на счета уполномоченных банков.

Способы незаконного перемещения объектов фауны и флоры через  границу РФ:

Незаконное перемещение через таможенную границу живых диких животных, а также крупных партий частей животных и их дериватов осуществляется:

— С сокрытием от таможенного контроля в специально изготовленных герметически заваренных ящиках, помещенных в транспортные средства, груженные материалами, затрудняющими качественный таможенный досмотр (лес, лесоматериалы, металлолом и другой товар, перемещаемый навалом.

— В контейнерах, оборудованных двойным днищем либо двойными стенками.

— В конструктивных полостях локомотивов и вагонов железнодорожного транспорта.

— В подсобных и служебных помещениях морского и речного транспорта. Туши диких животных в охлажденном состоянии помещают в судовые холодильники в провизионных кладовых, маскируя под судовые запасы. Части и дериваты могут помещаться в трюмы, коффердамы, под пайолы и в другие труднодоступные места.

— Помимо таможенного контроля путем незаконного пересечения государственной границы либо путем подкупа должностных лиц.  При незаконном перемещении крупных партий лекарственных растений и грибов нередко в таможенные органы предъявляются поддельные либо недействительные документы (лицензии),  добытые обманным путем. В подобных случаях нередко в таможенные органы предъявляются лицензии Министерства экономического развития и торговли, выданные уполномоченными лицами на основании согласованных лицензий территориальных органов Минприроды, содержащих недостоверные сведения, якобы подтверждающие  легальность сбора растений, грибов и т. п., фактически не произрастающих на территории данного субъекта Российской Федерации.

При незаконном перемещении частей животных и растений, а также их дериватов, обладающих характерным специфическим запахом, таких как сушеный трепанг, лапы медведя, корни дикорастущего женьшеня, мускусной железы кабарги, части тигра и т. п., для исключения реагирования на чужеродные и новые запахи служебных собак, контрабандисты упаковывают товар в целлофан или целлофановые мешки, реже — в металлическую фольгу. Упакованный товар помещается в плотные бумажные мешки либо перематывается скотчем.

При рассмотрении способов незаконного перемещения объектов фауны и флоры через таможенную границу, сотрудник таможенных органов   должен знать следующее:

а) Единичные экземпляры частей животных и их дериватов, незаконно перемещаются в ручной клади, багаже, на теле провозителя, в специально изготовленных карманах в поясах, в нательном белье, обуви и верхней одежде с сокрытием от таможенного контроля.

б) Единичные либо небольшие партии желчи медведя, мускуса кабарги, пенисов животных, пантов оленей, корней женьшеня выявлялись сотрудниками таможенных органов в карманах нательного белья; приклеенными скотчем к телу; внутри кармашков поясов брюк; внутри пакетов с печеньем, перцем, стиральным порошком; внутри коробок электробритв.

Незаконное перемещение через таможенную границу небольших партий частей животных и их дериватов осуществляется внутри конструктивных полостей транспортных средств либо в специальных тайниках, заготовленных и находящихся в транспортных  средствах. Незаконное перемещение живых птиц нередко осуществляется с сокрытием от таможенного контроля. Для перемещения крупных хищных птиц в дорожных сумках, багажных ящиках специально изготавливается двойное дно. Птицы помещаются в своеобразные тубусы из картона или другого материала и укладываются под второе дно. При незаконной перевозке птиц из Приложения I Конвенции СИТЕС (например, попугай ара), животных сначала «успокаивают» при помощи транквилизаторов,  наркотических средств или обматывают их клювы скотчем, связывают лапки и пеленают. Затем бросают в спортивную сумку или даже пытаются пронести как ручную кладь. Птиц помельче перевозят в коробках: из-под  DVD-плейера, из-под ксерокса (может поместиться 100-150 особей).

Анализ работы таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений, их частей и дериватов показывает, что:

— в подготовке и организации контрабанды крупной партии редких видов животных и растений, их частей и дериватов принимают участие организованные группы лиц, состоящие из граждан России и граждан зарубежных стран;

— конечными покупателями и владельцами контрабандно вывозимых крупных партий редких видов животных и растений, их частей и дериватов являются граждане Китая, Вьетнама, Японии и Республики Корея, т.к. из России в эти страны везут жилы, эмбрионы  и железы различных животных(например, мускусная железа кабарги; глаза, лапы, желчь и кости медведя и тигра; засушенные эмбрионы изюбря) являющиеся сырьём для препаратов традиционной восточной медицины.

— транспортировка от места браконьерской заготовки редких видов животных и растений, их частей и дериватов к месту контрабандного вывоза, как правило, осуществляется устойчивыми организованными группами нелегально;

— при контрабанде крупной партии редких видов животных и растений,  их частей и дериватов нередко предпринимается подкуп должностных лиц таможенных и иных правоохранительных органов, военнослужащих погранвойск;

— при контрабанде крупной партии редких видов животных и растений,  их частей и дериватов в незаконном вывозе, непосредственное участие принимает обслуживающий персонал транспортных средств: водители автомобилей, машинисты и проводники железнодорожного транспорта, члены экипажей воздушных, морских.

Именно на Дальнем Востоке Россия наиболее остро столкнулась с проблемой сохранения биоразнообразия. В этих целях еще в 1911 г. была подписана Вашингтонская конвенция об охране морских котиков, принятая Россией, США, Великобританией и Японией и устанавливающая запрет морской охоты на котиков в Беринговом, Камчатском, Охотском и Японском морях.

По словам главного государственного таможенного инспектора отдела торговых ограничений и экспортного контроля ДВТУ Ирины Сиропар, в Дальневосточном регионе встречается 192 вида животных и растений, внесенных в Приложения СИТЕС. Некоторые из них постоянно обитают на территории Дальнего Востока, другие – являются пролетными и залетными птицами или заходящими в дальневосточные моря и реки рыбами и черепахами.

Статистика работы таможенных органов последние годы демонстрирует рост числа выявленных попыток контрабанды редких растений и животных и числа нарушителей, среди которых преобладают граждане КНР.  Среди предметов незаконного вывоза часто фигурируют лапы и желчь медведя, кости и шкура амурского тигра, мускусные железы кабарги, корень женьшеня, различные пресноводные рыбы – осетровые, верхогляд – их части и икра.

Только с начала 2008 г. таможнями Дальневосточного региона по фактам незаконного вывоза объектов дикой природы возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, отметил начальник отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды ДВОТ Александр Орлов. При осмотрах изъято 54 части дериватов животных, 2 мягкотелые черепахи, 20 шкурок ценных пушных зверей, 51 кг пресноводной рыбы верхогляд ханкайский. Все правонарушения были совершены гражданами Китая.

3.2. Ответственность за преступления, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу РФ объектов флоры и фауны на примере Дальневосточного таможенного управления

В Уголовном кодексе РФ от 1 января 1997 года можно было использовать четыре статьи для привлечения к уголовной ответственности по факту контрабанды животными:

это статья 188 ( в настоящее время утратила силу), в которой давалось понятие  контрабанды и ответственность за нее.

  1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации …, стратегически важных сырьевых товаров …, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой, … настоящей статьи, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда”.

Однако применение статьи 188 УК РФ практически во всех случаях  было затруднительно, что видимо и привело к ее отмене.

Статья 245, в которой указано наказание за жестокое обращение с животными.

  1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено…, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, —  наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда…”

Ответственность за преступления, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу объектов флоры и фауны, предусмотренная в Таможенном кодексе: понятие контрабанды полностью отсутствует. Можно привлечь к ответственности по следующей статье:

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

1.Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере — наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда…”.

Статья 258. Незаконная охота

  1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

  1. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Также ответственность предусмотрена Кодексом об Административных Правонарушениях:

Статья 8.35. КоАП РФ Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения  видов животных или растений,  занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие),  которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений,  их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением,  либо с нарушением иного установленного порядка — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений,  а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Но разве можно оценить в рублях тот вред, который наносится нашей уникальной Дальневосточной природе при уничтожении диких животных: тех же тигров, медведей, кабарги или лягушек. Более того, в практике имеют место случаи пресечения незаконного вывоза запрещенных к обороту объектов флоры и фауны. Рынок таких предметов отсутствует, в связи с чем установить их стоимость и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности не представляется возможным.

В период с 2009 года по настоящее время таможенными органами Дальневосточного региона выявлено 130 фактов незаконного вывоза объектов флоры и фауны. При этом за 2 года и 9 месяцев ввиду вышеизложенных обстоятельств возбуждено только 15 уголовных дел. В остальных 115 случаях таможенные органы возбуждали административное производство, поскольку стоимость перемещаемых товаров не превышала 250000 рублей.

Очень важно разделить постоянно действующие каналы контрабандного вывоза объектов флоры и фауны, организованные преступными группировками, и одноразовые правонарушения  незаконопослушных или просто неосведомленных граждан. В последнем случае высокую эффективность по пресечению таких правонарушений покажет своевременное информирование. И здесь очень помогут различные информационные стенды, плакаты и т.п. Вот почему специалисты Владивостокского филиала Российской таможенной академии совместно с представителями Административных органов СИТЕС России и Китая,  а также специалистами Всемирного фонда дикой природы России и Китая разработали специальные стенды, посвященные выполнению российского и международного законодательства при трансграничном перемещении объектов фауны и флоры. Стенды на русском и китайском языках, безусловно, привлекут внимание всех граждан, пересекающих таможенную границу России, к проблеме нелегального перемещения товаров животного и растительного происхождения.

Стенды будут установлены на 16 пунктах пропуска таможен в зоне деятельности ДВТУ вдоль российско-китайской границы,  в том числе, и в аэропорту города Владивостока. Помимо показательных фотографий русских и китайских контрабандистов, понесших наказания за преступления, связанные с контрабандой биоресурсов, а также  фотографий наиболее часто вывозимых животных и растений, стенды содержат информацию о мерах наказания за контрабанду по законодательствам России и Китая, что остановит как русских, так и китайских граждан, планирующих заработать на природных богатствах Дальнего Востока России.

Такая наглядная агитация, считают в Дальневосточной оперативной таможне, должна быть на всех пунктах пропуска. Дело в том, что большинство российских и китайских граждан не задумываются о серьезности наказания за такое преступление, да и преступлением это не считают. Они думают примерно так: «Ну, что там, два корешка женьшеня товарищу везу. Что в этом такого?» и попадая под административное или уголовное преследование, начинают сожалеть о сделанном. Если у них постоянно перед глазами будет такая информация, то возможно они и поостерегутся нарушать закон. Кроме того, оснащение пунктов пропуска информационными плакатами, позволяет их использовать в процессе доказывания субъективной стороны преступления, т.е. умысла.

Несмотря на то, что на Дальнем Востоке это первый опыт привлечения  внимания общественности к проблеме нелегального перевоза товаров  животного и растительного происхождения, подобная работа уже давно проводится и в аэропорту Шереметьево, и в аэропортах других стран мира от Лондона в Великобритании до Нью-Дели в Индии. Это свидетельствует о важности и  масштабности проблемы, которая по данным Интерпола, в мире уступает  по объемам только обороту наркотиков. Особенно важно привлекать внимание  к данной проблеме именно сейчас в период экономического кризиса, когда  люди в силу разных обстоятельств пытаются найти альтернативные способы дополнительных  заработков.

3.3. Пути решения проблем контрабанды дикой флоры и фауны, находящейся под угрозой исчезновения

В настоящее время контрабанда и незаконная торговля объектами флоры и фауны является очень прибыльным бизнесом. По официальной статистике, объём мирового незаконного торгового оборота объектами дикой флоры и фауны, находящейся под угрозой уничтожения, достигает более 6 миллиардов долларов США в год. На данный момент, незаконная торговля растениями и животными находится по прибыли  на втором  месте, после незаконной торговли оружием и наркотиками. Главными поставщиками на российский рынок дикой флоры и фауны, находящейся под угрозой исчезновения, являются:

Европа (энтомологические коллекции насекомых)

Африка и Южная Америка (экзотические животные и птицы)

Юго-Восточная Азия (рептилии, амфибии, земноводные)

Для того, чтобы сохранить редкие, исчезающие виды флоры и фауны, нужно выбрать альтернативы:

-Ужесточение законодательства в отношении дикой флоры и фауны, находившейся под угрозой уничтожения; совершенствование законодательных актов. Представители Федеральной Таможенной Службы и различных природоохранительных организаций отмечают, что штрафы за контрабанду дикой флоры и фауны очень малы по сравнению с их стоимостью на черном рынке. Например, общие штрафы, предусмотренные Кодексом об Административных Правонарушений РФ- для граждан  предусмотрен штраф в размере от 1,5 тысяч до 2,5 тысяч рублей с конфискацией животных и растений; для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей с конфискацией; для юридических лиц предусмотрен штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией. А цена этих животных на черном рынке колеблется  от 500 долларов США до 500 тысяч долларов США.

-Разработка программ на национальном и международном уровне по организации зоологических центров разведения в неволе тех видов животных, спрос на которых особенно значителен на “черном” рынке; причем, разведение таких животных должно быть поставлено на коммерческую основу, для того, чтобы снизить браконьерское изъятие животных из дикой природы. Например, разведение на ферме крокодилов, страусов, крупных черепах.

-Исследование ситуации в области нелегальной торговли животными должно способствовать совершенствованию законодательной базы и принятию законов и правовых актов, которые бы являлись защитной мерой от контрабанды дикой флоры и фауны и являлось бы эффективным правовым заслоном на ее пути.

-Непосредственно в процессе осуществления правоохранительной деятельности в сфере выявления и пресечения преступлений и таможенных правонарушений, совершаемых при перемещении через российскую таможенную границу объектов дикой фауны и флоры, взаимодействие таможенных органов со следующими правоохранительными органами:

— природоохранная и транспортная прокуратуры;

— Федеральная служба безопасности (УФСБ по краям, областям, республикам; УФСБ по ДВО, ТОФ, ТОРУ);

— Министерство внутренних дел (УВД по краям, областям, республикам; территориальными подразделениями, РУБОП и т. д.);

— Федеральная пограничная служба (ТОРУ ФПС, соответствующие подразделения ФПС в зоне ответственности таможен).

Содействуя осуществлению мер по защите животных и растений, охране окружающей природной среды, по борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, таможенные органы взаимодействуют с государственными природоохранными органами и учреждениями и неправительственными природоохранными организациями.

Среди государственных природоохранных органов и учреждений необходимо выделить:

— Министерство природных ресурсов (территориальные подразделения в зоне ответственности ДВТУ);

— Биологические научно-исследовательские институты (Биологопочвенный институт ДВО РАН, ТИНРО и др.);

— Заповедники, заказники и иные охраняемые природные территории Дальнего Востока;

— Специализированные государственные инспекции («Тигр», «Сова» и т. п.).

Среди неправительственных природоохранных организаций необходимо выделить:

— Всемирный фонд дикой природы;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Международный союз охраны природы;

— Международный фонд защиты животных;

— Фонд «Феникс» и др..

Формами реализации различных видов взаимодействия являются:

— обмен в установленном порядке оперативной и долгосрочной информацией, представляющей взаимный интерес;

— совместная разработка и проведение совместных оперативных мероприятий по пресечению незаконного оборота объектов дикой фауны и флоры;

— создание и работа совместных координационных советов;

— использование экспертов, технических специалистов, кинологов и других специалистов взаимодействующих сторон;

— совместная проверка лиц, причастных к незаконному обороту объектов дикой фауны и флоры;

— создание совместных рабочих групп и координация их деятельности;

— осуществление рабочих встреч с целью выработки совместной стратегии и тактики в деле выявления и пресечения незаконного оборота объектов дикой фауны и флоры;

— совместный анализ оперативной обстановки и профилактическая деятельность по выявлению и пресечению незаконного оборота объектов дикой фауны и флоры;

— совместное проведение симпозиумов, конференций, рабочих семинаров и выставок;

— совместное представление материалов в средства массовой информации;

— проведение консультаций для заинтересованных взаимодействующих сторон;

— организация обучения и подготовки специалистов взаимодействующих сторон и другие формы в зависимости от принадлежности взаимодействующих сторон к тому или иному ведомству.

Заключение

Сохранение и благополучие в природе многих видов животных существенно зависит от интенсивности их изъятия из природы. А это, в свою очередь, часто прямо определяется вовлечённостью животных (их производных — дериватов) в торговый оборот.

Особенно серьёзную угрозу представляет трансграничный оборот, поскольку с ним обычно связаны более значительные денежные потоки, он осуществляется организованными группами, сознательно нарушающими законодательство, и потому приводит к более тяжёлым последствиям для природных популяций животных.

В Российской Федерации действует законодательство, ограничивающее и регулирующее оборот диких животных (и их дериватов) с целью сохранения редких и угрожаемых видов. Оно включает, прежде всего, нормы федерального законодательства о Красной книге РФ и международного законодательства в рамках подписанной Россией Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г. (Конвенции СИТЕС). Помимо этого, нормативно-правовыми актами регулируется не только добывание, но и оборот многих видов, являющихся объектами охоты.

К сожалению, действующее экологическое законодательство в этой сфере содержит множество пробелов и нестыковок. В ряде случаев важным подспорьем являются более проработанные нормы законодательства о ветеринарии. Также может привлекаться законодательство об охране культурного наследия РФ.

При этом международные соглашения имеют приоритет. Если вид занесён в Красную книгу РФ и списки Приложений СИТЕС, в первую очередь должны соблюдаться требования СИТЕС.

В данной выпускной квалификационной работе было рассмотрено понятие контрабанды, её специфика, ответственность за преступления, связанные с незаконном перемещением через границу РФ объектов флоры и фауны, борьба и взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами, предложены пути решения проблемы контрабанды флоры и фауны.

На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы :

  1. Контрабанда объектами дикой флоры и фауны по доходности стоят на одном уровне с нелегальным оборотом оружия, наркотиков, драгоценных металлов и камней, единичная операция способна принести прибыль практически при минимальных затратах. Также существует и опасность для общества. Незаконно ввезенные животные не проходят ветеринарного контроля, а следовательно, высока вероятность ввоза больных животных, которых впоследствии продают на черном рынке. Контрабанда животными существует в основном двух типов: Тип 1. Организованная, структурная контрабанда, каждое звено которой занимается строго своими функциями. Данный преступный синдикат мало уязвим при проведении временных операций по предотвращению контрабанды животными. В тех государствах, где контрабанда животными и их дериватами достигает значительного объема в денежном выражении, где эти объемы составляют заметную долю в национальном доходе (естественно не афишируемые в официальных государственных документах), где объекты, представляющие интерес для контрабанды, являются своеобразным природным ресурсом, велика вероятность или даже опасность создания сильных коррупционных связей, которые будут стоять на позициях сохранения благоприятных условий для преступного бизнеса и разграбления дикой живой природы. Поставить преграду на пути создания таких организаций и наладить эффективное противодействие контрабанде животными способно развитие международного сотрудничества с применением адекватных мер к нарушителям международных соглашений. Тип 2. Стихийная контрабанда животными, имеющая своей целью получение сиюминутной выгоды. Этот тип контрабанды животными практически очень сложно поддается какой-либо более четкой классификации, ибо включает в себя весь спектр подпольной торговли, не контролируемый соответствующими организованными контрабандными структурами. “Дикая” контрабанда живым товаром носит обычно либо целевой, либо случайный характер, но ограничивается чаще всего разовым действием.
  2. Выявление и пресечение контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела, связанных с незаконным оборотом объектов фауны и флоры происходит и в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, и в ходе ведения оперативно-розыскной деятельности. В ходе таможенного оформления и таможенного контроля выявление и пресечение контрабанды объектов фауны и флоры осуществляется в процессе деятельности отделов таможенного оформления и таможенного контроля, отделов нетарифного экспортного контроля, отделов таможенных режимов.
  3. Порядок взаимодействия таможенных органов с иными государственными, правоохранительными и природоохранительными органами в сфере выявления и пресечения незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры осуществляется на основе ТК ТС, а также в соответствии с требованиями федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, нормативных и иных актов Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации.

Целями взаимодействия являются:

— сохранение редких и исчезающих видов диких животных и растений в Российской Федерации;

— охрана окружающей природной среды;

— соблюдение международных обязательств, принятых на себя российской стороной в отношении международной торговли видами дикой фауны и флоры, находящимися на грани исчезновения.

Задачами взаимодействия являются:

— совершенствование методов контроля за использованием объектов дикой фауны и флоры;

— совершенствование методов таможенного контроля за перемещением через таможенную границу объектов дикой фауны и флоры;

— предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота диких животных и растений, их частей и дериватов;

— подготовка и обучение сотрудников взаимодействующих сторон методам и способам пресечения незаконного оборота диких животных и растений, их частей и дериватов;

— оперативно-информационное обеспечение взаимодействующих сторон и другие в зависимости от принадлежности к тому или иному ведомству.

  1. Решить проблемы контрабанды можно следующими способами: Ужесточить  законодательство в отношении дикой флоры и фауны, находившейся под угрозой уничтожения; усовершенствовать законодательные  акты. Представители Федеральной Таможенной Службы и различных природоохранительных организаций отмечают, что штрафы за контрабанду дикой флоры и фауны очень малы по сравнению с их стоимостью на черном рынке. Например, общие штрафы, предусмотренные Кодексом об Административных Правонарушений РФ- для граждан  предусмотрен штраф в размере от 1,5 тысяч до 2,5 тысяч рублей с конфискацией животных и растений; для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей с конфискацией; для юридических лиц предусмотрен штраф от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией. А цена этих животных на черном рынке колеблется  от 500 долларов США до 500 тысяч долларов США.
  2. Разработать программы на национальном и международном уровне по организации зоологических центров разведения в неволе тех видов животных, спрос на которых особенно значителен на “черном” рынке; причем, разведение таких животных должно быть поставлено на коммерческую основу, для того, чтобы снизить браконьерское изъятие животных из дикой природы. Например, разведение на ферме крокодилов, страусов, крупных черепах.

Исследование ситуации в области нелегальной торговли животными должно способствовать совершенствованию законодательной базы и принятию законов и правовых актов, которые бы являлись защитной мерой от контрабанды дикой флоры и фауны и являлось бы эффективным правовым заслоном на ее пути.


Страница:   1   2   3