Меню Услуги

Деятельность таможенных органов по контролю перемещаемых через государственную границу РФ видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой уничтожения


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

Введение

На сегодняшний день мы столкнулись с величайшей проблемой — катастрофическая экологическая ситуация в мире. Эта ситуация усугубляется также исчезновением некоторых видов животных и растений из-за браконьерства и незаконной торговли. Поэтому в настоящее время защита окружающей среды вышла на первый план. Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что незаконные операции с объектами дикой флоры и фауны по доходности стоят на одном уровне с нелегальным оборотом оружия, наркотиков, драгоценных металлов и камней. Даже единичная операция способна принести прибыль практически при минимальных затратах. Это наносит непоправимый ущерб растительному и животному миру. Также существует и опасность для общества. Незаконно ввезенные животные не проходят ветеринарного контроля, следовательно, высока вероятность ввоза больных животных, которых впоследствии продают на черном рынке. Россия является не только местом сбыта экзотических животных и растений.

Наша страна обладает уникальной и многообразной фауной и флорой, что вызывает большой интерес за рубежом. Объектами преступных посягательств становятся части медведя, оленя, кабарги, женьшеня, осетровых видов рыб, ареалом обитания которых является Дальний Восток (нелегально вывозятся в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая), икра осетровых видов рыб бассейна Каспийского моря, соколиные птицы из Сибирского региона (балабаны, кречеты), которые вывозятся в качестве ловчих птиц в государства Аравийского полуострова. Россия в силу своего географического положения  является не только импортером и  экспортером, но  страной транзита нелегального товара. Например, в Западной Европе растет интерес к восточной медицине. Поток контрабанды идет через Транссибирскую магистраль из Китая в Европу. Все перемещаемые препараты содержат компоненты растительно-животного происхождения: рог сайгака, желчь медведя, кабарожья струя, волчья желчь, компоненты птиц, ящериц, змей. Таможенные органы Российской Федерации активно сотрудничают с природоохранительными органами,  анализируют  и проверяют сведения о возможных правонарушениях, поступающих из других правоохранительных органов и заинтересованных организаций. Таким образом, тема дипломной работы является весьма актуальной.

Цель дипломной работы – изучение сферы деятельности таможенных органов  в сфере контроля за незаконным перемещением через границу объектов животного и растительного происхождения, которые находятся под угрозой исчезновения.

Объект исследования: правовые отношения, возникающие при перемещение объектов дикой флоры и фауны через таможенную границу, выявление и пресечение незаконного перемещения объектов дикой флоры и фауны.

Предмет исследования: деятельность таможенных органов в сфере перемещения объектов дикой флоры и фауны через таможенную границу.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и изложить международную законодательную базу в области контроля за перемещением объектов дикой флоры и фауны.
  2. Определить специфику контрабанды объектами дикой флоры и фауны, изучены методы и способы контрабанды.
  3. Изучить деятельность таможенных органов в области борьбы с незаконным перемещением объектов дикой флоры и фауны, находящейся под угрозой исчезновения.
  4. Определить пути решения проблемы незаконного перемещения через границу дикой флоры и фауны.

Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из 3-х глав, введения и заключения.

1.1. Понятие и классификация флоры и фауны

Фауна — исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы. Домашние животные, животные в зоопарках и т. п. не входят в состав фауны. В понятие фауны вкладывается как систематическое, так и географическое содержание, поэтому принцип ограничения должен быть географическим (фауна острова Куба, фауна Зимбабве, фауна Евразии и т. д.) и систематическим (фауна птиц [орнитофауна], фауна насекомых [энтомофауна], фауна рыб [ихтиофауна] и т. д.). Последнее обстоятельство связано с тем, что на практике невозможно получить полный список видов данной территории по причине как огромного их разнообразия, так и недостатка специалистов-систематиков.

Животные (лат. Animalia или Metazoa) — традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

Животные относятся к эукариотам. Классическими признаками животных считаются гетеротрофность (питание готовыми органическими соединениями) и способность активно передвигаться. Впрочем, существует немало животных, ведущих неподвижный образ жизни, а гетеротрофность свойственна также грибам и некоторым растениям-паразитам.

В быту часто под словом животные понимаются лишь четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). В науке за термином животные закреплено более широкое значение, соответствующее латинскому Animalia (см. выше). Поэтому говорят, что к животным, помимо млекопитающих, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д. Человек относится к царству животных, но традиционно рассматривается отдельно — даже профессиональные биологи употребляют обороты «животные и человек» или «животные, включая человека».

При этом, ранее к этому царству относили многих гетеротрофных протистов и делили животных на подцарства: одноклеточные Protozoa и многоклеточные Metazoa. Сейчас название «животные» в таксономическом смысле закрепилось за многоклеточными. В таком понимании животные как таксон имеют более определённые признаки — для них характерны оогамия, многотканевое строение, наличие как минимум двух зародышевых листков, стадий бластулы и гаструлы в зародышевом развитии. У подавляющего большинства животных есть мышцы и нервы, а не имеющие их группы — губки, плакозои, мезозои, книдоспоридии — возможно, лишились их вторично. В то же время, в науке термин «животные» иногда предлагается использовать и в ещё более широком значении, подразумевая под животными не таксон, а тип организации — жизненную форму, основанный на подвижности, гетеротрофности и голозойном питании.

Флора (в ботанике, лат. flora) — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. Комнатные растения, растения в оранжереях и т. п. не входят в состав флоры. Название термина произошло от имени римской богини цветов и весеннего цветения Флоры.  

Растения (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко (как в данной статье) к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы, и др.

Растения являются объектом исследования науки Ботаника.

Таблица 1 Эволюция систем классификации

Геккель (1894)
Три царства
Уиттекер (1969)
Пять царств
Вёзе (1977)
Шесть царств
Вёзе (1990)
Три домена
Кавалье-Смит (1998)
Два домена
и семь царств
Животные Животные Животные Эукариоты Эукариоты Животные
Растения Грибы Грибы Грибы
Растения Растения Растения
Простейшие Простейшие Хромисты
Протисты Протисты
Monera Археи Археи Прокариоты Археи
Эубактерии Эубактерии Эубактерии

1.2. Таможенный контроль

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательств государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят: — из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

— используется система управления рисками;

— сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами;

— взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

— таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

— при проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

ТК ТС установлены следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

12) таможенная проверка.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В данной работе формы таможенного контроля детально раскрываться не будут.

Дополнительной гарантией соблюдения прав лиц при проведении таможенными органами таможенного контроля является недопустимость  причинение неправомерного вреда таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств-членов таможенного союза.

Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

Вышеперечисленные товары, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии с пунктом 4 статьи 200 ТК ТС;

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

4) обращения в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Эти же товары, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Товары, указанные выше, фактически не вывезенные с таможенной территории таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со ст.192 ТК ТС.

Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу в соответствии с таможенными процедурами.

Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза и (или) международными договорами.

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Дополнительно следует учитывать, что таможенными органами может проводиться таможенный контроль и после осуществления выпуска товаров, но только в течение 3(трех) лет  со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Товары под таможенную процедуру лица, определенные ТК ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС.

Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия опечаток, технических или грамматических ошибок, которые не изменяют содержащиеся в документах данные, влияющие на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров.

Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.

Формы таможенных документов определяются решением Комиссии таможенного союза.

Таможенные документы заполняются на русском языке, если иное не установлено в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и международными договорами государств-членов таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.

Декларанты, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза и иными международными договорами.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств-членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств-членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства-члены таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и иными международными договорами.

Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств-членов таможенного союза, перемещается через таможенную границу;

3) выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах государств-членов таможенного союза.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Идентификация товаров и транспортных средств, в ряде случаев необходимая в соответствии с положениями ТК ТС, не установлена ТК ТС как самостоятельная форма таможенного контроля, но, по своей сути, представляет собой применяемый таможенными органами комплекс мер, направленных на установление соответствия (тождественности) товаров, и транспортных средств, помещаемых под выбранною таможенную процедуру.

Идентификация проводится путем сопоставления индивидуальных признаков, свойств и характеристик товаров и транспортных средств. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.

В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

1.3. Особенности таможенного контроля и совершение таможенных операций объектов дикой флоры и фауны

Выявление и пресечение контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела, связанных с незаконным оборотом объектов фауны и флоры происходит и в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля, и в ходе ведения оперативно-розыскной деятельности. В ходе совершения таможенных операций и таможенного контроля выявление и пресечение контрабанды объектов фауны и флоры осуществляется в процессе деятельности отделов таможенного оформления и таможенного контроля, отделов нетарифного экспортного контроля, отделов таможенных режимов. В процессе производства совершения таможенных операций, пресечение незаконного перемещения объектов фауны и флоры возможно в результате выявления:

— фактов обманного использования документов или средств идентификации при перемещении диких животных или растений, их частей и дериватов;

— таможенного недекларирования, недостоверного декларирования или декларирования не своим наименованием объектов фауны и флоры, ввоз которых в Российскую Федерацию и вывоз которых из Российской Федерации запрещен.

В процессе применения различных форм таможенного контроля к физическим, должностным и юридическим лицам возможно выявление и пресечение незаконного перемещения объектов фауны и флоры. Особая роль принадлежит качественному проведению:

— проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей при перемещении животных и растений, их частей и дериватов;

— таможенного досмотра предъявляемых товаров и транспортных средств;

— личного досмотра при наличии оснований предполагать, что лицо незаконно перемещает объекты фауны и флоры.

Сотруднику таможенного органа необходимо осуществлять:

— предварительный сбор и анализ информации;

— учет психологических факторов в поведении лиц в период таможенного оформления и контроля;

— тщательную проверку и изучение предъявляемой для таможенного оформления и контроля документации;

— качественный досмотр ручной клади, багажа, груза, транспортных средств.

Предварительный сбор и анализ информации в процессе таможенного оформления и таможенного контроля включает в себя:

— изучение ориентировок и информационных бюллетеней;

— изучение перечня ввозимого и вывозимого товара;

— изучение списков пассажиров, членов экипажей судов, самолетов и других транспортных средств;

— получение информации о готовящихся попытках незаконного перемещения объектов фауны и флоры;

— выявление лиц, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, ранее замеченных в контрабанде, и тех, чья специальность связана с торговлей животными, растениями либо переработкой и изготовлением товаров из животных, растений и их частей; а также лиц, связанных с этими людьми. Учет психологических факторов в поведении лиц в период таможенного оформления и контроля предполагает наличие у сотрудников таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный досмотр, знаний особенностей поведения этих лиц (характерных признаков напряжения, волнения, стрессового состояния).

Тщательная проверка и изучение документации, предъявляемой для таможенного оформления и контроля, предусматривает:

— проверку и изучение всех типов деклараций в целях установления достоверности декларирования фактически ввозимых или вывозимых животных, растений, их частей и дериватов, их видов, количества, размера и возраста;

— проверку и изучение предъявляемых для таможенных органов разрешительных документов (лицензий, разрешений, сертификатов СИТЕС) с целью установления действительности предъявляемых документов и соответствия между документами и предъявляемым товаром.

Изучение документации включает в себя:

— выявление подлинности печатей, подписей должностных лиц, марки на сертификате СИТЕС;

— выявление наличия на бланках лицензий Министерства экономического развития и торговли согласования с Министерством природных ресурсов, Минздравмедпромом и другими соответствующими ведомствами и министерствами;

— установление соответствия документа, разрешающего перемещение через таможенную границу животных, растений их частей и дериватов, установленной форме или образцу на данный момент;

— установление соответствия предъявляемого для таможенного контроля товара животного или растительного происхождения товару, указанному в документах, предъявленных для таможенного оформления;

— исключение возможности внесения в разрешительные документы видов животных и растений, запрещенных к вывозу (ввозу);

— выявление фактов внесения недостоверных сведений о видах животных и растений, их частей и дериватов в документы, предъявляемые для таможенных целей.

Качественный досмотр ручной клади, багажа, груза в процессе таможенного контроля производится в целях исключения возможности контрабандного ввоза (вывоза) животных, растений, их частей и дериватов. Качественный досмотр подразумевает собой  неукоснительное соблюдение требований технологии досмотра, включая применение технических средств таможенного контроля. Выявление и пресечение незаконного перемещения объектов фауны и флоры через таможенную границу также осуществляется в процессе нетарифного регулирования при перемещении специфического товара животного и растительного происхождения через таможенную границу Российской Федерации. Эта функция возложена на отделы нетарифного экспортного контроля. Сотрудники этих отделов выявляют попытки незаконного перемещения объектов фауны и флоры непосредственно в процессе контроля лицензирования и квотирования, а именно:

— в результате выявления фактов обманного использования документов (предъявления поддельных документов; документов, полученных незаконным путем; документов, содержащих недостоверные сведения) при перемещении диких животных или растений, их частей и дериватов в процессе проверки правильности оформления лицензий;

— в ходе проверки сведений, указанных в документах, предоставленных для таможенных целей;

— в ходе проверки соответствия сведений, указанных в грузовой таможенной декларации, сведениям, указанным в лицензии (в иных разрешительных документах, например, в разрешении Административного органа СИТЕС, сертификате ветеринарного пограничного контроля).

В случае нарушения таможенных режимов — временного ввоза, временного вывоза, транзита — выявление незаконного перемещения диких животных, растений и дериватов возможно в процессе деятельности сотрудников отделов таможенных режимов. Так как, например, перемещение зоовыставок,  цирковых животных происходит в режиме временного вывоза (ввоза), контроль за своевременным возвращением временно ввезенных (вывезенных) животных возлагается на отделы таможенного режима.

Задержанные части и дериваты животных и растений передаются на таможенный склад по акту. В случае задержания контрабандно вывозимых за пределы территории России живых диких животных, они помещаются в изолированные помещения. Вызываются представители ветеринарной службы и территориальных природоохранных органов. Из представителей таможенной службы, ветеринарной службы, природоохранных органов создается комиссия, после чего животные выпускаются на природу. По факту выпуска диких животных на природу составляется акт, который приобщается к протоколу об административном правонарушении. При наличии центров спасения животных, дикие животные по акту передаются представителям природоохранных органов, после чего помещаются в вышеуказанные центры для лечения (при наличии травм или заболеваний) и последующего выпуска на природу, либо передачи в зоопарки. В случае задержания диких животных, ввозимых на территорию России, необходимо, соблюдая меры предосторожности, поместить их в отдельные изолированные помещения, в специальные клетки или резервуары. Одновременно при обнаружении животных вызываются представители ветеринарной службы и природоохранных органов. При наличии центров спасения, животные передаются им, при отсутствии таковых — принимаются меры для возвращения животных в страну происхождения. В случае отсутствия центров спасения животных и невозможности вернуть животных в страну происхождения, задержанные живые дикие животные могут помещаться на ответственное хранение в специализированные учреждения, организации, предприятия, имеющие в своем штате ветеринаров, и способные обеспечить соответствующий уход и кормление, для последующей передачи в зоопарки, либо реализации.

Важнейшую роль в выявлении и пресечении контрабанды и таможенных правонарушений в сфере незаконного оборота объектов фауны и флоры играет деятельность оперативно-розыскных отделов и отделов и отделений по борьбе с особо опасными видами контрабанды.

Седьмая статья Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение контрабанды объектов фауны и флоры. Ими являются:

— наличие возбужденного уголовного дела;

— ставшие известными таможенным органам сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации;

— поручения следователя, указание прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве таможенных органов;

— запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Основными задачами оперативно-розыскных отделов в ходе борьбы с контрабандой видов диких животных и растений, их частей и дериватов, являются:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших контрабандное перемещение объектов фауны и флоры;

— ранее осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, предусмотренного статьей 188 Уголовного кодекса Российской Федерации за контрабандное перемещение объектов фауны и флоры( в настоящее время данная статья отменена, ответственность за преступления в изучаемой сфере будет рассмотрена в главе 3);

— добывание информации о событиях или действиях, связанных с контрабандным перемещением объектов фауны и флоры и создающих угрозу экологической безопасности Российской Федерации.

Крайне важным является своевременное получение оперативно-розыскными подразделениями таможен предупреждающей информации в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших контрабандное перемещение животных, растений, их частей и дериватов. В процессе выявления и пресечения контрабанды объектов фауны и флоры важную роль в работе оперативно-розыскных отделов и отделов по борьбе с особо опасными видами контрабанды играет информационно-аналитическая деятельность оперативных работников, позволяющая на основе анализа имеющихся данных:

— оценить сложившуюся оперативную обстановку на соответствующем направлении либо на соответствующем участке деятельности;

— осуществить прогнозирование возможного развития событий, связанных с подготовкой и совершением контрабанды объектов фауны и флоры;

— организовать планирование оперативно-служебной деятельности в деле выявления и пресечения контрабанды объектов фауны и флоры;

— организовать проведение мероприятий по пресечению нарушений таможенных правил и преступлений в сфере таможенного дела, связанных с незаконным оборотом объектов фауны и флоры;

— установить лиц, причастных к противоправной деятельности, выявить каналы и направления незаконного перемещения видов животных и растений, их частей и дериватов.

Борьба с незаконным перемещением видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов должна осуществляться на следующих направлениях:

— выявление и пресечение контрабанды животных и растений, охраняемых российским законодательством и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации.

— выявление и пресечение контрабанды объектов фауны и флоры, охраняемых международным законодательством и включенных в Красную книгу Международного союза охраны природы и подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС);

— выявление и пресечение контрабанды редких особо ценных видов лекарственных растений, специфического товара животного и растительного происхождения, частей и дериватов диких животных, применяемых в медицине и фармацевтике;

— выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации диких животных и растений, их частей и дериватов, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Страница:   1   2   3