Меню Услуги

Диагностика хозяйственной деятельности. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4


3.     РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ООО «АК БАРС МЕТАЛЛ»

3.1. Обоснование необходимости горизонтальной диверсификации на ООО «Ак Барс Металл»

 

Опираясь на результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Ак Барс Металл», проведенного во второй главе выпускной квалификационной работы, принято решение о формировании мероприятий по диверсификации хозяйственной деятельности или расширению номенклатуры.

Целью данного мероприятия является расширение границ деятельности предприятия, завоевание новых рынков, получение конкурентных преимуществ, динамичный рост прибыли в долгосрочной перспективе.

Диверсификация требует значительных финансовых вложений, и, как показывает анализ финансово-экономического состояния, предприятие имеет 9 млн. чистой прибыли, часть которой можно направить на развитие.

Основные направления диверсификации с учетом принципа взаимодействия стратегических зон хозяйствования (далее – СЗХ), представлены в виде типовой структуры:

– несвязанная (неродственная) диверсификация – достижение гибкости извне;

– связанная (родственная) стратегия центрированной и горизонтальной диверсификации – реализация стратегических соответствий и достижение внутренней гибкости;

– комбинированная диверсификация.

Латеральная (несвязанная) диверсификации – новая деятельность, которая предполагает полное отсутствие открытых связей СЗХ с уже имеющимися сферами бизнеса.

Речь идет о расширении деятельности компании за счет производства нового продукта, технологически никак не связанного с текущим производством, который подлежит реализации на совершенно другом рынке.

Выбор СЗХ при этом осуществляется, исходя из следующих признаков:

– капитал вкладывается только в привлекательные отрасли при относительно невысоких затратах на вхождение;

– в приоритете СЗХ с ускоренным финансовым ростом;

– реализация диверсификации происходит через приобретение стратегической зоны, а не с учетом их создания.

Несвязанная диверсификация не требует пересмотра при стабильном росте прибыли компании, поскольку обладает достаточными преимуществами (внешней гибкостью, эффективным использованием финансовых ресурсов). Вместе с тем, она является наиболее сложной для реализации, т. к. зависит от множества различных факторов.

Далее рассматривается связанная вертикальная и горизонтальная диверсификация.

Подобная стратегия соответствует организации новой деятельности компании, которая приводят к достижению уникального эффекта синергизма, являясь основой для формирования конкурентного преимущества. Имеющаяся связь с СЗХ может быть легко выявлена посредством поиска стратегических совпадений среди общих ценностей.

Различают следующие стратегические совпадения (соответствия):

– производственные – единство мощностей, сходство технологий и т. д.;

– маркетинговые – общая база клиентов и поставщиков, география территорий, совместные каналы сбыта, объединенные рекламные усилия и др.;

– менеджментные – единая управленческая система.

Связанная диверсификация может быть реализована по пути:

– стратегии центрированной (вертикальной) диверсификации, которая основана на поиске дополнительных возможностей для нового производства в пределах существующего бизнеса;

При этом СЗХ остается в центре внимания бизнеса и освоенного рынка сбыта, а новая зона хозяйствования всего лишь исходит из потенциала, который заключен в уже освоенном рынке либо в иных приоритетных сторонах компании.

– стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск потенциала в условиях существующего рынка за счет новой продукции и новых технологий, отличных от используемой.

В этом случае, компания ориентирована на производство сопутствующих, но технологически не связанных продуктов с использованием имеющихся возможностей (к примеру, в области поставок).

Далее рассматривается смешанная (комбинированная) диверсификация.

Нередко для диверсификационного роста компании может быть реализован один из вариантов смешанного (комбинированного) типа диверсификации:

– наполненность «портфеля» множеством связанных и несвязанных СЗХ;

– в состав «портфеля» входят несколько несмежных групп связанных СЗХ, т. е. могут присутствовать несвязанные СЗХ, но существует также связанная диверсификация в рамках каждой из отраслей.

Выбор между типами диверсификации зависит от сопоставления роста прибыльности и дополнительных затрат на управление.

Для рассматриваемого предприятия ООО «Ак Барс Металл» был выбран связанный тип диверсификации, поскольку в ходе освоения технологически близкого вида услуг предприятия имеет возможность использовать общую технологическую базу, квалификацию и накопленный опыт работающих, каналы снабжения сырьем, каналы сбыта, опыт управления производством, хорошо знакомую торговую марку, наработанные деловые связи. Это дает мощный потенциал в виде конкурентного преимущества в определенном секторе рынка.

Кроме того финансовая заинтересованность в проведении диверсификации в родственный бизнес обоснована таким значимым элементом, как экономия издержек производства. Использование одного и того же или сходного исходного сырья в процессе производства, а также технологии, ведет к снижению расходов, в частности на исследования, освоение новых видов производств, подготовку и переподготовку кадров и др.

Одним из основных мероприятий по диверсификации производства предприятия ООО «Ак Барс Металл» является внедрение новой продукции – дорожные ограждения барьерного типа.

Производство дорожных ограждений – актуальная сфера деятельности. Подобные конструкции выполняют на дорогах одновременно несколько задач:

  1. Не дают автомобилям возможности съезда с обочины дороги, моста или эстакады.
  2. Ограждают опасные участки дорог, а также места, где ведутся строительные работы или произошло ДТП.
  3. Не позволяют пешеходам переходить дорогу в неположенных местах, создавая угрозу и собственной жизни, и водителям, придерживающимся правил.

За рубежом интенсивное использование дорожных удерживающих ограждений началось в 1930-е годы, когда были разработаны и испытаны первые конструкции из железобетона, а также металлические профильные и тросовые (с ненатянутыми тросами). В России же начало интенсивного внедрения дорожных ограждений относится к 70–80 годам прошлого века. Расчетные скорости автомобилей при наезде на такие ограждения составляли тогда 40–60 км/ч.

С увеличением скоростей и интенсивности движения, а также массы автомобилей повысилось количество ДТП, усилилась тяжесть их последствий, поэтому вопрос о повышении мер безопасности на дорогах (в том числе — пассивной) стал весьма актуальным. Наиболее остры вопросы обеспечения пассивной безопасности на автодорогах для стран с большими территориями, со сложной пересеченной местностью, меняющимся климатом. Это прежде всего Канада, США, Австралия, Скандинавские страны и Российская Федерация. В этой связи в течение последних 20 лет ведется поиск новых решений, способных обеспечить радикальный пересмотр требований к повышению пассивной безопасности и установке ограждений.

Таким образом, дорожные ограждения – это сооружения, обеспечивающие безопасность всех участников движения, в том числе и водителей, и пешеходов. Благодаря их наличию заметно снижается число ДТП и разного рода происшествий.

На территории России применяются два государственных стандарта, регламентирующих выпуск и монтаж подобных конструкций:

  1. ГОСТ 26804-86, который описывает характеристику и возможные виды дорожных ограждений.
  2. ГОСТ 52289-2004. Здесь собраны правила, которым должны руководствоваться установщики при монтаже выполнении монтажных работ.

В большинстве случаев дорожные ограждения представляют собой конструкции барьерного типа, выполненные из металла. Секция ограждения состоит из трех основных конструктивных элементов:

  1. Стойки. Для их изготовления используется стальной профиль или металлический двутавр.
  2. Непосредственно секции. Чаще всего, их делают путем изгибания профиля. Готовые секции соединяются при помощи специальных болтов.
  3. Светоотражающие элементы. Обязательная часть любого дорожного ограждения. Материал, из которого выполняют их, – листовая сталь. Крепятся эти элементы на готовые секции при монтаже всей конструкции.

В зависимости от выполняемой функции, ограждения делят на:

– мостовые (односторонние, двухсторонние, односторонние, усиленные балкой или трубой);

– дорожные (двухсторонние или односторонние).

Дорожное ограждение барьерного типа имеет волновой профиль. Задача подобного ограждения – смягчить удар автомобиля без полной его остановки и вернуть на дорожное полотно под углом в 30 градусов. Возможность изготовления волновых конструкций позволит значительно погасить энергию автомобиля, снизив повреждения и ущерб здоровью водителя и пассажиров.

На фоне активного роста числа автомобилей в России, строительства и модернизации автотрасс продажа дорожных ограждений становится популярной, их используют как дорожные службы, так и крупные предприятия, желающие на своей территории эффективно организовать дорожное движение и предотвратить ДТП.

Производятся силовые ограждения из высококачественной стали и с покрытием методом горячего цинкования. Благодаря этому они имеют высокую долговечность, прочность и надежность.

Еще одно преимущество, которое имеют металлические барьерные ограждения, – простота технического обслуживания. Так, например, после ДТП ограждения барьерного типа можно запросто отремонтировать заменой поврежденного участка, а если учесть, что элементы стандартны, то на работы уйдет немного времени, так как они всегда есть в наличии в необходимом количестве.

Гарантийный срок службы дорожных ограждений составляет 15 лет. Это достигается использованием различных антикоррозийных материалов. Эффективность и надежность работы металлических барьеров определяется не только их качеством, но и правильностью монтажных работ.

Помимо производства дорожных ограждений в данной работе будет предложена новая для предприятия услуга – монтаж дорожных ограждений.

Оказание нового вида услуги позволит увеличить прибыль предприятия. Кроме того, заказчикам будет очень удобно получить продукцию и услуги по ее монтажу на одном предприятии.

Для этого нужно будет принять в штат бригаду монтажников.

Таким образом, расширение номенклатуры позволит предприятию повысить прибыль, увеличить долю собственного капитала, что приведет к увеличению финансовой устойчивости предприятия, повышению его платежеспособности.

 

3.2. Проект производства металлических дорожных барьерных ограждений

 

В данной работе предлагается расширение номенклатуры, а именно производство нового вида продукции – барьерных дорожных ограждений.

Состояние дел в отрасти таково, что сегодня Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) реализуется Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», согласно которой необходимо выполнять соответствующий комплекс мер. Среди них, например, оборудование искусственным освещением мест концентрации ДТП, а также установка светодиодных индикаторов на участках федеральных магистралей, проходящих в черте населенных пунктов и т.д., т.е. принимать все меры для соблюдения безопасности на дорогах.

Что касается автомобилистов, то для предотвращения выезда на встречную полосу должны устанавливаться барьерные удерживающие ограждения, способные значительно снизить тяжесть последствий в случае ДТП. Эти барьерные ограждения уже применяются на ряде участков федеральных дорог с четырехполосным движением, в результате чего аварийность там значительно снизилась.

Как сообщает Росавтодор, в этом году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и мостовых сооружений из бюджета Татарстана выделят 1,3 млрд. рублей. Эти деньги пойдут, в том числе на строительство мостового перехода через Каму у села Сорочьи Горы (100 млн. руб.), дороги Коморгузя — Новая Юльба в Атнинском районе (20 млн. руб.), подъезда к деревне Малая Буинка в Буинском районе (30 млн. руб.), подъезда к причалу на острове Свияжск (26,6 млн. руб.), путепровода через железную дорогу на станции Зеленый Дол (170 млн. руб.), «М-7 Волга» — Соколка» — Верхний Секенесь (70 млн. руб.), «Базарные Матаки — Мамыково» — Чебатырово» — Кызыл Юл (38 млн. руб.).

Самый крупный объект по реконструкции — реализация второго этапа дороги «Елабуга-Ижевск» в районе Новоменделеевского химического завода. На это предусмотрено 214 млн. рублей.

Продолжается программа по соединению населенных пунктов с «большой землей». Некоторые села республики в распутицу остаются без связи с внешним миром. К ним в зависимости от количества жителей и того, имеются ли фермерские хозяйства, проложат дороги с щебеночным или асфальтовым покрытием. На строительство выделят 79,4 млн., на реконструкцию — 324,3 млн. рублей.

Самый финансовоемкий объект по реконструкции — дорога Тюково — Татарские Ямалы, участок от села Буляк в Актанышском районе (78 млн. руб.). По строительству в этом же районе – дорога от села Шайчурино до трассы «М-7 Волга», 32,8 млн. рублей. Всего дорогами с твердым покрытием планируют соединить 44 населенных пункта.

На ремонт дорог и мостов в 2016 году предусмотрено 4,56 млрд. рублей. В эту сумму входит не только устройство асфальтобетонного покрытия, но и установка ограждений, дорожных знаков, водопропускных труб. В рамках этой программы из бюджета Татарстана выделят деньги и на Казань. В столице отремонтируют дорогу от улицы Осиновской до улицы Тэцевской. Также отремонтируют дорогу Альметьевск — Азнакаево — Бугульма, Чистополь — Нурлат, включая мост через реку Киреметь, Алексеевское — Билярск, Казань — Камское Устье — Тетюши, Набережные Челны — Заинск — Альметьевск, Мамадыш — Кукмор, Актаныш — Муслюмово, всего более 90 дорог по всей республике. Это не только пути, соединяющие населенные пункты, но и дорожная сеть внутри сел и городов.

Таким образом, исходя из вышесказанного, автором данной выпускной квалификационной работы сделан вывод, что в республике Татарстан в ближайшее время будет производиться строительство и реконструкция дорог. На этих участках необходимо будет установить, в том числе барьерные ограждения.

То есть предприятие ООО «Ак Барс Металл» имеет все шансы получить государственный заказ на изготовление и монтаж металлических барьерных ограждений в республике Татарстан.

Кроме того, в 2016 году Росавтодор планирует провести масштабные дорожные работы на федеральной автодороге М-7 «Волга» во Владимирской области. Будут отремонтированы и капитально отремонтированы более 36 километров трассы и два моста, а на почти 113 километрах будет произведено устройство электроосвещения.

В частности, в городской черте города Лакинска на 4,5-километровом участке федеральной дороги будет усилена дорожная одежда, устроены переходно-скоростные полосы, местные проезды, тротуары, отводные сооружения, линии электроосвещения и барьерное ограждение. Кроме того, предусмотрена замена автобусных остановочных павильонов. Работы планируется завершить в ноябре этого года.

Также на М-7 «Волга» будут капитально отремонтированы два моста. На мосту через реку Клязьму на 219 километре подъезда к городу Владимиру будут заменены пролетные строения, опоры, фундаменты и устроено освещение. На мосту через реку Рпень на 18 километре подъезда к городу Иваново, помимо капитального ремонта береговых и промежуточных опор, балок пролетных строений, запланированы укрепительные работы, устройство водосборных и очистных сооружений, лестничных сходов, тротуаров, нового электроосвещения и перильного ограждения. Также установят двустороннее барьерное ограждение по краям проезжей части и новые дорожные знаки.

В ходе ремонтных работ подведомственным Росавтодору ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород особое внимание будет уделено мероприятиям по ликвидации очагов аварийности на федеральной дороге М-7«Волга». В целях повышения уровня безопасности дорожного движения на трассе во Владимирской области будет установлено 21,7 километров металлического барьерного ограждения по оси дороги с целью разделения транспортных потоков встречных направлений.

То есть предприятие ООО «Ак Барс Металл» имеет все шансы получить государственный заказ на изготовление и монтаж металлических барьерных ограждений и вне республики.

Рассматривая конкурентную среду рынка дорожных барьерных ограждений, необходимо отметить, что в России существует достаточно большое количество предприятий, производящих данную продукцию.

Можно выделить трех главных конкурентов: Группа компаний «Вадэн» г. Москва, ООО «СибДорКомплект» г. Москва, ООО «Тимакс», г. Владивосток.

Основными конкурентами, ближайшими территориально к республике Татарстан являются: АО «КТЦ «Металлоконструкция», г. Ульяновск, ООО НПО «Легион», г. Самара, ООО «Точинвест Урал», г. Пермь.

Конкурентным преимуществом предприятия ОАО «Ак Барс Металл» будет являться то, ООО «Ак Барс Металл» является самым крупным предприятием по производству строительных металлоконструкций в Республике Татарстан и зарекомендовало себя как надежный поставщик металлических конструкций.

Для оценки конкурентоспособности проекта следует также отметить и то, что производство дорожных барьерных ограждений существует в ближайших городах, таких как Казань, Пермь, Уфа, но не было реализовано в г. Набережные Челны пока еще ни одним предприятием. В этом смысле производство данного нового вида продукции для ООО «Ак Барс Металл» позволяет рассчитывать на успешное занятие этого сегмента рынка при условии грамотной маркетинговой, рекламной, сбытовой, управленческой политики предприятия.

 

3.3. Оценка экономической эффективности производства металлических дорожных барьерных ограждений на предприятии ООО «Ак Барс Металл»

Обзор прайсов предприятий-конкурентов показал, что среднерыночная цена за 1 км барьерных дорожных ограждений колеблется от 1100 до 2950 тыс. руб. В данной работе планируется в первый год деятельности реализовывать продукцию по цене ниже рыночной для того, чтобы завоевать лояльность потребителей. Предприятие имеет такую возможность, т.к. металлоконструкции для изготовления дорожных ограждений производятся самостоятельно, а это означает экономия средств на материалы, соответственно низкая себестоимость.

Перечень новой продукции, услуг и цены на них представлены в таблице 21.

Таблица 21 – Перечень предоставляемых услуг, тыс. руб./км.

Наименование услуги Цена
Барьерные дорожные ограждения 850
Монтаж ограждений 300

 

Производственные мощности предприятия, как показал анализ использования основные средств ООО «Ак Барс Металл» имеют резерв повышения выпуска продукции. Исходя из этого, нет необходимости покупать дополнительно оборудование для производства металлоконструкций, необходимо будет приобрести только профилегибочный станок. Исходя из планируемой загрузки оборудования, на предприятии будет возможно производить до 1000 км барьерных ограждений в год. В первое время реализации мероприятия, на предприятии будет выпускаться 100 км продукции. Далее объем реализации продукции будет повышаться (для этого есть еще резерв повышения выпуска продукции) в связи с ростом лояльности потребителей.

Профиль будет производиться с покрытием грунт.

Помимо изготовления профиля для ограждающих конструкций, в дальнейшем можно будет изготавливать стойки и другие дополнительные элементы, и поставлять полный комплект дорожных ограждений.

Суммарная выручка от продаж новой продукции, представлена в таблице 22.

Таблица 22 – Планируемый объем выручки от продаж услуг

Наименование продукции/услуги Ед. измерения Годы прогнозируемого периода
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Ограждение км 100 100 100 100 100
 тыс.руб. 85000 89250 93713 98398 103318
Монтаж км 70 70 70 70 70
 тыс.руб. 21000 22050 23153 24310 25526
ИТОГО тыс. руб. 106000 111300 116865 122708 128844

 

Для внедрения мероприятия необходимо производственное здание площадью 400 м2. Особых требований к помещению не предъявляется. В помещении должна быть ровная бетонная площадка под установку оборудования, и нельзя допускать попадания атмосферных осадков.

В распоряжении ООО «Ак Барс Металл» есть свободное помещение площадью 430 м2. Там необходимо провести реконструкцию и оно будет готово к использованию. На реконструкцию потребуется 2500 тыс. руб.

Ниже приведен расчет потребности в основных фондах (таблица 23).

Таблица 23 – Потребность в основных фондах, тыс. руб.

№ п/п Наименование основных фондов Количество, шт. Цена, тыс. руб. Стоимость, тыс. руб.
1 Профилегибочный станок 1 4000 4000
2 Машины для монтажа 2 1800 3600
ИТОГО: 3 7600

 

Для производства дорожных ограждений существует специальное профилегибочное оборудование. В данной работе запланировано к приобретению автоматическая линия для производства профилей дорожных ограждений и строительных профилей мощностью 30 кВт, которую предлагает ООО «НЗПО» (г. Новолипецк).

В состав линии входит:

– разматыватель штрипс с прижимом,

– правильный стан, стан прокатный узкопрофильный,

– гильотинные ножницы,

– рольганг и система автоматического управления.

На предлагаемом оборудовании можно изготавливать несколько видов профилей. Обслуживающий персонал составляет 2 человека. Стоимость линии – 4 млн. рублей.

Помимо этого также потребуется машины для монтажа барьерных ограждений.

Машины для монтажа барьерных дорожных ограждений используются для облегчения работы монтажников и повышения производительности их труда. Помимо этого, эксплуатация данного оборудования гарантирует правильную, в соответствии со всеми рекомендациями и стандартами, установку барьерных ограждений.

В настоящее время наиболее распространёнными видами машин для монтажа барьерных дорожных ограждений являются бортовые и самоходные сваебойные установки. Это специальное оборудование, которое может быть, как навесным, так и стационарным.

Работа данного оборудования обеспечивается независимой гидравлической дизельной или бензиновой станцией с двигателем. Самоходные установки целиком и полностью работают в автономном режиме и могут применяться как для монтажа, так и для ремонта дорожных ограждений.

Без необходимости осуществления предварительного бурения машины для монтажа барьерных дорожных ограждений способны забивать стойки различных размеров, на которых впоследствии и устанавливаются ограждения. Машины для монтажа барьерных дорожных ограждений могут эксплуатироваться, как в горной, так на равнинной местности.

В таблице 24 содержатся данные о потребности в материальных ресурсах.

Таблица 24 – Потребность в материальных ресурсах

Расход сырья и материалов (в единицах)
Производство ограждений Плановый расход на единицу продукции
Сталь 10,0 тн
Полимеры 18,0 кг
Фурнитура 15,0 кг
Монтаж ограждений Плановый расход на единицу продукции
Эмаль 80,0 кг
Обмазки 12,0 кг
Облицовка 16,0 кг

 

Элементы металлического дорожного ограждения изготавливается из листовой металлической стали толщиной 3 или 4 мм. В дальнейшем элементы грунтуются и имеют высокие антикоррозионные свойства. Кроме того, производят обработку специальными огнестойкими обмазками и облицовками для предотвращения контакта металла с огнём.

Барьерное ограждение состоит из секций балки прямой и радиусной длинной 4320 мм и 6320 мм (где 320 мм – замковая часть), стойки дорожной или мостовой (швеллера), стойки и элемента начального и конечного участка, консоль-амортизатора, комплекта крепежа, и при необходимости комплектуется усиливающими и световозвращающими элементами.

Таблица 25 – Цена на материальные ресурсы, тыс. руб./ед.

Наименование Цена за 1 ед.
Производство ограждений
Сталь 42,00
Полимеры 6,90
Фурнитура 2,80
Монтаж ограждений
Эмаль 1,50
Обмазки 3,50
Облицовка 5,80

 

Материальные затраты проиндексированы с учетом инфляции.

Ниже приведен расчет потребности в трудовых ресурсах и суммы фонда оплаты труда (таблица 26).

Трудоемкость устройства дорожного ограждения составляет 1,35 чел.- час/ м. Рабочее звено из шести исполнителей за смену продолжительностью 8 часов может установить до 355 метров ограждений, в год с учетом 5-ти дневной рабочей недели – около 90 км.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таблица 26 – Потребность в трудовых ресурсах, тыс. руб.

Категории работников Количество, чел. Сумма, тыс. руб. Затраты на заработную плату, тыс. руб.
2017 2018 2019 2020 2021
Дорожный рабочий 10 25 3000 3300 3630 3993 4392
Сварщик 3 20 720 792 871 958 1054
Бурильщик 2 20 480 504 529 556 583
Монтажник 6 20 1440 1512 1588 1667 1750
Оператор ЧПУ 2 23 552 580 609 639 671
Машинист 4 25 1200 1260 1323 1389 1459
ИТОГО: 27 7392 7948 8550 9202 9910
Страховые взносы (30,4%) 2247 2416 2599 2797 3013
Итого со страховыми взносами 9639 10364 11149 12000 12922

 

Заработная плата проиндексирована с учетом инфляции.

Полная себестоимость изготовления продукции и оказания услуг представлена в таблице 27.

Таблица 27 – Себестоимость продукции и оказания услуг, тыс. руб.

Статьи затрат Период
2017 2018 2019 2020 2021
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Материальные затраты 19679 19679 19679 19679 82651 86783 91122 95679
Затраты на заработную плату 1848 1848 1848 1848 7948 8550 9202 9910
Страховые взносы 562 562 562 562 2416 2599 2797 3013
Амортизационные отчисления на полное восстановление 190 190 190 190 760 760 760 760
Прочие 2228 2228 2228 2228 9377 9869 10388 10936
Полная себестоимость 24506 24506 24506 24506 103152 108561 114270 120297

 

Инвестиционные затраты, необходимые для внедрения проекта, представлены в таблице 28.

Таблица 28 – Инвестиционные затраты, тыс. руб.

Номер расчетного периода 0 2017 Всего
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Реконструкция 2500 2500
Основные средства 7600 7600
Реклама 150 150
Итого: 10250 0 0,00 0,00 0,00 10250

 

Источниками финансирования будут являться собственные средства в размере 5 млн. руб. и заемные в размере 5 250 000. Для осуществления данного мероприятия планируется взять кредит в «Сбербанке» на сумму 5250 тыс. руб. под 22% годовых на 2 года. Выплата будут производиться равными частями ежемесячно.

Таблица 29 – Расчет условия кредита, тыс. руб.

Показатель 2017 2018 Всего
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Оплата кредита 656 656 656 656 2625 5250
Проценты за кредит 144 144 144 144 578 1155
Итого: 801 801 801 801 3203 6405

 

Прогнозный отчет о доходах и расходах представлен в таблице 30.

Таблица 30 – Прогнозный отчет о доходах и расходах, тыс. руб.

Номер расчетного периода Всего 2017 2018 2019 2020 2021
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Объем реализации (выручка) 585717 26500 26500 26500 26500 111300 116865 122708 128844
Полная себестоимость продукции 544306 24506 24506 24506 24506 103152 108561 114270 120297
В том числе амортизация 3800 190 190 190 190 760 760 760 760
Прибыль до вычета налогов 41411 1994 1994 1994 1994 8148 8304 8438 8547
Налог на прибыль (20%) 8282 399 399 399 399 1630 1661 1688 1709
Прибыль после вычета налогов 33129 1595 1595 1595 1595 6519 6643 6750 6837
Чистая прибыль 31974 1451 1451 1451 1451 5941 6643 6750 6837
Доходы от реализации 35774 1641 1641 1641 1641 6701 7403 7510 7597

 

Движение денежных потоков представлено в таблице 31.

Таблица 31 – Движение денежных потоков

Номер расчетного периода Всего 2016 г. 2017 г 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Доходы от реализации 35774 1641 1641 1641 1641 6701 7403 7510 7597
Коэффициент дисконтирования Kdt 1 0,95 0,89 0,85 0,80 0,64 0,51 0,41 0,33
Дисконтированная величина дохода от реализации проекта в ценах года принятия решения 19364 1551 1467 1388 1312 4289 3790 3076 2489
Дисконтированная величина инвестиций в ценах года принятия решения 0 10250 0 0 0 0 0 0 0 0
Кумулятивная величина дохода 35774 1641 3281 4922 6562 13263 20666 28177 35774
Кумулятивная величина инвестиций 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250
Кумулятивная дисконтированная величина дохода 19364 1551 3019 4407 5719 10008 13798 16874 19364
Кумулятивная дисконтированная величина инвестиций 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250 10250
Сальдо чистого накопленного потока СЧНП (дохода) с нарастающим итогом 25524 -10250 -8609 -6969 -5328 -3688 3013 10416 17927 25524
Сальдо дисконтированного накопленного потока СДНП (дохода) с нарастающим итогом 9114 -10250 -8699 -7231 -5843 -4531 -242 3548 6624 9114

 

Оценка экономической эффективности мероприятий осуществляется по следующим показателям:

1) чистый доход;

2) чистый дисконтированный доход;

3) срок окупаемости;

4) срок окупаемости с учетом дисконтирования;

5) внутренняя норма доходности.

Чистым доходом называется накопленный текущий эффект (доход, сальдо накопленного потока) за расчетный период. ЧД определяется по формуле:

где, Т – продолжительность расчетного периода; (год, квартал);

t – шаг расчета (номер расчетного шага, плановый период), год, квартал, месяц;

Pt – текущий доход от проекта в t-м году, квартале, месяце;

Jt – инвестиции в t –ом году, квартале, месяце.

В состав дохода Pt входит чистая прибыль, амортизация, изменение оборотных средств и уплаченные проценты за банковские кредиты (в пределах нормы).

ЧД =35774-10250 = 25524 тыс. руб.

Срок окупаемости инвестиций определяется следующим образом:

где, ЧД1 < 0 – чистый поток денежных средств (разность чистого дохода и чистых инвестиций) года, предшествующего переходу ЧД через «нуль»;

ЧД2 > 0 – чистый поток денежных средств (разность чистого дохода и чистых инвестиций) года, последующего переходу ЧД через «нуль»;

СО1 – год, предшествующий переходу ЧД через «нуль»;

СО2 – год, последующий переходу ЧД через «нуль».

Срок окупаемости инвестиций позволяет узнать, пренебрегая влиянием дисконтирования, сколько потребуется времени для того, чтобы инвестиции принесли столько денежных средств, сколько на них пришлось потратить.

Таким образом, проект окупится за 1,89 года.

Далее определяются показатели проекта с учетом дисконтирования.

Для этого используется коэффициент дисконтирования (KDt), который определяется по формуле:

где, r – ставка дисконтирования;
i – годовой темп инфляции;
p – доля премии за риск;
d – принятая норма дисконта или принятая норма эффективности капитала (откорректированная на инфляцию и риск ставка дисконтирования), далее в тексте норма дисконта или норма эффективности капитала.
Ставка дисконтирования составит 25%, которая включает в себя ставку кредитования банка – 22% и премию за риск в размере 3%.
Расчет коэффициента дисконтирования по годам представлен ниже:

Дисконтированный доход и дисконтированные инвестиции находится путем умножения на коэффициент дисконтирования.

Чистый дисконтированный доход – это сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенных к году начала инвестирования.

ЧДД определяется по формуле:

ЧДД = ДД – ДИ(3.4)

где ДД – дисконтированный денежный поток

ДИ – дисконтированный поток инвестиций

ЧДД= 19364 – 10250 = 9144 тыс. руб.

Если ЧДД > 0, то вложения инвестиций являются эффективными. Чем выше при этом величина ЧДД, тем эффективнее в этом случае планируемый проект. Если ЧДД < 0, то инвестиции являются неэффективными; при ЧДД = 0 – от инвестиций нет ни прибыли, ни убытков.

Таким образом, ЧДД проекта равно 9144 тыс. руб. Поскольку полученное значение ЧДД > 0, инвестиционный проект следует считать эффективным.

Далее находится индекс доходности (ИД). Он представляет собой отношение дисконтированного денежного дохода к дисконтированной сумме инвестиций.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций (ТО) находят по формуле:

где ЧДД1< 0 – чистый поток денежных средств (разность чистого дохода и чистых инвестиций) года, предшествующего переходу ЧДД через «нуль»;

ЧДД2– чистый поток денежных средств (разность чистого дохода и чистых инвестиций) года, последующего переходу ЧДД через «нуль»;

ТО1 – год, предшествующий переходу ЧДД через «нуль»;

ТО2– год, последующий переходу ЧДД через «нуль».

Окупаемость по дисконтированному денежному потоку или текущая окупаемость учитывает временную стоимость денег. Текущая окупаемость больше, чем окупаемость, рассчитанная по ЧД. При определении текущей окупаемости суммируются ЧДД, пока их сумма не будет равняться сумме ДИ.

Внутренняя норма доходности (ВНД) инвестиций является нормой дисконта, при которой эффект от инвестиций равен нулю, т.е. ЧДД равна к нулю.

ВНД показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Рассчитанная величина ВНД сравнивается с процентной нормой дисконта «d». Инвестиции будут оправданы только в том случае, если ВНД будет равна или превышать процентную норму дисконта.

Определяется ВНД путем подбора нормы дисконта, приравнивающей ЧДД к нулю.

При норме дисконта (d1) 30% чистый поток денежных средств (ЧДД1) имеет значение 7345 тыс. руб. А при d2= 72% чистый поток денежных средств (ЧДД2) составил 228 тыс. руб. убытка.

Тогда:

Таким образом, результаты расчета экономической эффективности мероприятия следующие:

Простой срок окупаемости инвестиций: 1,89 года.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций: 2,06 года.

Чистый дисконтированный доход: 9144 тыс. руб.

Индекс доходности: 1,55. Значение индекса доходности превышает единицу, что служит признаком эффективности предлагаемого мероприятия.

Внутренняя норма доходности: 0,69. Внутренняя норма доходности превышает норму дисконта, это означает, что инвестиции, вложенные в предлагаемое мероприятие, будут оправданы.

В результате проведения данного мероприятия предприятие получит через 5 лет прирост чистой прибыли на 9144 тыс. руб.

 

Выводы по главе 3

 

В данной главе дипломной работы разработан проект по освоению производства дорожных ограждений барьерного типа.

Производство дорожных ограждений – актуальная сфера деятельности. Подобные конструкции выполняют на дорогах одновременно несколько задач:

  1. Не дают автомобилям возможности съезда с обочины дороги, моста или эстакады.
  2. Ограждают опасные участки дорог, а также места, где ведутся строительные работы или произошло ДТП.
  3. Не позволяют пешеходам переходить дорогу в неположенных местах, создавая угрозу и собственной жизни, и водителям, придерживающимся правил.

За рубежом интенсивное использование дорожных удерживающих ограждений началось в 1930-е годы, когда были разработаны и испытаны первые конструкции из железобетона, а также металлические профильные и тросовые (с ненатянутыми тросами). В России же начало интенсивного внедрения дорожных ограждений относится к 70–80 годам прошлого века. Расчетные скорости автомобилей при наезде на такие ограждения составляли тогда 40–60 км/ч.

С увеличением скоростей и интенсивности движения, а также массы автомобилей повысилось количество ДТП, усилилась тяжесть их последствий, поэтому вопрос о повышении мер безопасности на дорогах (в том числе — пассивной) стал весьма актуальным. Наиболее остры вопросы обеспечения пассивной безопасности на автодорогах для стран с большими территориями, со сложной пересеченной местностью, меняющимся климатом. Это прежде всего Канада, США, Австралия, Скандинавские страны и Российская Федерация. В этой связи в течение последних 20 лет ведется поиск новых решений, способных обеспечить радикальный пересмотр требований к повышению пассивной безопасности и установке ограждений.

Таким образом, дорожные ограждения – это сооружения, обеспечивающие безопасность всех участников движения, в том числе и водителей, и пешеходов. Благодаря их наличию заметно снижается число ДТП и разного рода происшествий.

После проведения расчетов экономической эффективности мероприятий был сделан вывод что инвестиции, вложенные в предлагаемое мероприятие, будут оправданы. Результаты расчета экономической эффективности мероприятия следующие:

–дисконтированный срок окупаемости инвестиций (DPP): 0,89 года.

–чистый дисконтированный доход (NPV): 10835 тыс. руб.

–индекс доходности (Pi): 2,3. Значение индекса доходности превышает единицу, что служит признаком эффективности предлагаемого мероприятия.

–внутренняя норма доходности (IRR): 2,3.

Внутренняя норма доходности превышает норму дисконта, это означает, что инвестиции, вложенные в предлагаемое мероприятие, будут оправданы.

На основании полученных расчетов можно сделать вывод, что рассмотренный проект ведет к диверсификации деятельности организации, и позволяют ему повысить объем своих продаж, уровень прибыли и снизить риски. Кроме того, вывод нового продукта на рынок поможет компании привлечь новых покупателей, переманив их у конкурентов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Диверсификация – это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав деятельности хозяйствующего субъекта новых сфер. После проведения мер по диверсификации организация расширяет свою сферу деятельности, переходит в большинстве случаев в категорию крупной и высоко интегрированной. В результате снижаются издержки производства, и появляется синергетический эффект.

В России наблюдаются два пути диверсификации:

– последовательное проведение диверсификации на базе основного вида деятельности организации, т.е. той отраслевой специализации, которая была основной до проведения диверсификации с использованием, в большинстве своем, уже освоенной технологии и имеющихся в распоряжении основных средств (так называемая связанная диверсификация);

– отход от основной области деятельности и переход на производство новых товаров и услуг и освоение новых рынков сбыта. Это направление включает два вида диверсификации: несвязанную (конгломератную) и горизонтальную.

В строительной сфере диверсификация также широко используется, хотя имеется некоторая специфика. Для дальнейшего развития диверсификации в строительстве необходимо иметь инструментарий для определения эффективности диверсификационных процессов в отрасли.

По анализу производства и реализации продукции ООО «Ак Барс Металл» можно сделать вывод, что динамика производства продукции отрицательная за период 2012-2014 гг. Среднегодовой темп роста составил 94,97%.Анализ структуры продукции позволил выявить, что если бы сохранилась та структура продукции, которая была запланирована, фактическая выручка была бы 144 тыс. руб. больше. В целом, за период 2012-2014 гг. план по выпуску товарной продукции был перевыполнен на 0,46%.

По анализу эффективности использования основных фондов предприятия можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общем объеме основных фондов на предприятии занимают промышленно-производственные фонды. Движение основных средств в течение года привело к их уменьшению на 43464 тыс. руб. или 5%, что оценивается отрицательно. Высокий процент (около 50%) активной части основных средств оценивается положительно, т.к. это означает, что около половины фондов непосредственно участвуют в производственном процессе. Предприятие своевременно обновляет основные фонды, что способствует эффективному их использованию, фонды на 96% новые. В целом, можно сделать вывод о высоком техническом уровне развития предприятия ООО «Ак Барс Металл». В то же время можно сделать вывод о снижении эффективности использовании основных средств на предприятии в 2015 г. по сравнению с 2013-2014 гг., т.к. все показатели эффективности использования основных средств имеют тенденцию к уменьшению.

На каждый процент увеличения объемов производства в 2015 г. произошло увеличение численности персонала на 0,6%, оплаты труда на 2,6%, материальных затрат на 2,8%, основных производственных фондов на 8,8%, снижение оборотных средств на 1,5%. Совокупный относительный прирост ресурсов составил 16580 тысяч рублей. На каждый процент увеличения объемов производства объем совокупных затрат увеличивается на 1,3%.

По анализу прибыли и рентабельности предприятия можно сделать вывод о положительной динамике рентабельности деятельности предприятия в 2014 по сравнению с 2013 г. и об отрицательной динамике рентабельности деятельности предприятия в 2015 г. по сравнению с 2013-2014 гг.

Подводя итог по анализу финансового состояния предприятия можно отметить, что за период с 2013 по 2015 гг. валюта баланса предприятия увеличилась на 31%. Наибольший удельный вес в структуре оборотных активов занимают запасы и дебиторская задолженность. Внеоборотные активы представлены большей частью основными средствами. По анализу ликвидности предприятие можно назвать неплатёжеспособным. По анализу финансовой устойчивости положение предприятия можно оценивать как финансово не устойчивое. В 2013 г. предприятие имеет 23% собственных средств в общей их сумме. В 2014 и 2015 гг. данный показатель снизился до 21%. Показатели оборачиваемости имеют тенденцию к снижению, что оценивается отрицательно.

На протяжении всего отчетного периода вероятность банкротства предприятия очень высокая. Это означает, что предприятию необходимо принимать меры по снижению риска банкротства.

Одним из основных мероприятий, предложенных в третьей главе по диверсификации производства предприятия ООО «Ак Барс Металл» стало внедрение новой продукции – дорожные ограждения барьерного типа.

Подобные конструкции выполняют на дорогах одновременно несколько задач:

— не дают автомобилям возможности съезда с обочины дороги, моста или эстакады.

— ограждают опасные участки дорог, а также места, где ведутся строительные работы или произошло ДТП.

— не позволяют пешеходам переходить дорогу в неположенных местах, создавая угрозу и собственной жизни, и водителям, придерживающимся правил.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»
  2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

Страницы:   1   2   3   4