Страницы: 1 2
Глава 2 Исследование агрессивного поведения в юношеском возрасте
2.1. Этапы, методы и методики исследования
Целью констатирующего этапа эмпирического исследования стало исследование агрессивного поведения в юношеском возрасте.
В исследовании уровня агрессивного поведения в юношеском возрасте приняли участие учащиеся 10 «а» (30 человек, возраст 16-17 лет).
Таким образом, в ходе исследования использовались следующие методы:
1 — изучение научной литературы по теме;
2 — беседа, наблюдение за детьми;
3 — методики:
— Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии» (см. приложение 1);
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнее как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
— Тест Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» (см. приложение 2);
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Тест состоит из двадцати вопросов, каждый из которых включает в себя три варианта ответа. Человеку предлагается выбрать один ответ из трех. Ответы следуют в определенном порядке.
После этого подсчитываются баллы. У каждого ответа свой «вес». Таким образом первый ответ равен одному баллу, второй – двум, а третий равен трем. В зависимости от количества набранных баллов, может быть получен один из трех портретов личности.
Полученные результаты позволяют понять предрасположенность индивида к конфликтам и спрогнозировать его поведение в возможных ситуациях.
— Методика диагностики межличностных отношений Лири.
Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
В зависимости от соответствующих показателей выделяются ряд ориентаций — типов отношения к окружающим. Делаются выводы о выраженности типа, о степени адаптированности поведения — степени соответствия (несоответствия) между целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Очень большая неадаптивность поведения (при представлении результатов выделяется красным цветом) может свидетельствовать о невротических отклонениях, дисгармониях в сфере принятия решений или являться результатом каких-либо экстремальных ситуаций.
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей («со стороны»). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива) можно составить обобщенный «представленческий» портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Далее представим результаты исследования по каждой методике.
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования
По результатам проведенного исследования, нами установлено, что что у лиц юношей превалирует высокий уровень «Физической агрессии» и высокий уровень «Вербальной агрессии», также обращает на себя внимание тот факт, что шкала «Чувство вины» имеет высокие показатели. Выражены в меньшей степени показатели шкалы «Обида» «Подозрительность», «Негативизм».
Вероятнее всего, такая динамика обусловлена как внешними, так и внутренними факторами, необходимо принимать во внимание тот факт, что человек имеет био-психо-социальную природу. Учитывая высокие показатели шкалы «Физическая агрессия», можно говорить о том, что у испытуемых, участвующих в нашем исследовании есть некая предрасположенность к проявлению физической силы против других лиц.
Проявление вербальной агрессии применяется многих молодыми людьми как способ коммуникации (ненормативная лексика, ругательства, обызвательства и др.), также признаками вербальной агрессии могут выступать интонационные приемы (ссора, крик, визг). Подводя предварительный итог полученным данным можно сказать о том, что испытуемые нашей выборки показали умеренный и средний уровень агрессивности.
Для изучения взаимоотношений в малых группах была использована методика Т. Лири. (1954) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».
В равной степени представлены следующие типы отношения к людям:
– авторитарный тип;
– эгоистичный тип;
– агрессивный тип;
– зависимый тип;
– дружелюбный тип.
Причем степень проявления данных показателей умеренная. Это указывает на то, что в целом выборка подобралась более менее однородная.
Рисунок 2.3. Анализ межличностных отношений предельным показателям
Особое внимание на себя обращает тот факт, что у обследуемых юношей представлены такие качества как, авторитарность, альтруистичность наряду с этим – дружелюбность. Менее выражены такие показатели как – зависимость, эгоистичность, доминирование, агрессивность.
Таблица 2.1
Корреляционные связи показателей
Шкала Басса-Дарки | Шкала Т. Лири | r= | Описание связи по результатам исследования |
Физическая агрессия | Подчинение | 0,453 | Выявлена отрицательная средняя корреляционная взаимосвязь показателей физической агрессии и подчинения. Высокий уровень физической агрессии предполагает низкие значения подчиняемости, что объясняется достаточно логичено в рамках нашего исследования. |
Подозрительность | Косвенная агрессия | 0,348 | Выявлена слабая положительная корреляционная взаимосвязь. Проявление косвенной агрессии на высоком уровень предполагает высокий уровень подозрительности. Те при высоком уровне подозрительности у юношей может проявляться косвенная агрессия. |
Раздражение | Подозрительный | 0,468 | Выявлена средняя положительная значимая корреляция. При высоких значениях раздражительности у испытуемых выявлены высокие значения подозрительности. |
Вербальная агрессия | Агрессивный | 0,559 | Выявлена положительная сильная значимая корреляция. Высокие значения вербальной агрессии подразумевают повышенный уровень агрессивности в целом. Также у людей с высоким уровнем агрессивности выявлен высокий уровень вербальной агрессии. |
Обида | Подозрительный | 0,466 | Выявлена положительная средняя значимая корреляция. Повышенные значения обиды наблюдаются у тех представителей, у кого высокие значения подозрительности. Также при высоких значениях подозрительности наблюдаются высокие значения и проявления обиды. |
Чувство вины | Зависимый | 038 | Выявлена положительная слабая значимая корреляция. Высокие значения чувства вины предполагают высокие значения зависимости. При высоких значениях зависимости повышается также уровень чувства вины. |
Обращает на себя внимание тот факт, что нами не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический. Результаты проведенного исследования позволили выявить следующие сложные типы в отношения, которые свойственны для наших испытуемых: агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый. Наибольшую сложность представляет «подозрительный» тип в отношениях. Для такого типа свойственны сложности в построении взаимоотношений.
Самый сложный тип в отношениях – подозрительный, т.к. он проявляет косвенную агрессию, раздражение, вербальную агрессию, обиду и подозрительность. Это значит, что такие люди чаще подозрительные, обидчивые, склонные к сомнению во всем, злопамятные, занимают экстернальную позицию, то есть внешне обвиняющую позицию, винят в своих неудачах, всем недовольны, вспыльчивы, грубы, у них присутствуют вспышки ярости, которые сопровождаются криками, проклятиями и визгом. После вспышек гнева такие люди могут убеждать окружающих в том, что они является плохими, что поступают зло, а также испытывают угрызения совести, часто просят прощения, но затем ситуация так же часто повторяется.
Так же сложным является в отношениях тип Агрессивный, т.к. он проявляет раздражение, вербальную агрессию, обиду и подозрительность. Такие люди жестоки и враждебны к окружающим, агрессивность может провлятся в асоциальных формах поведения. Высокий уровень требовательности к окружающим, склонность к обвинению окружающих, завистливость, раздражительность. Вспышки гнева сопровождаются криками, визгом и проклятиями.
Люди Зависимого типа в отношениях проявляют раздражительность, обидчивость, подозрительность и имеют высокий уровень чувства вины. Такие люди чаще всего неуверенность в себе, имеют навязчивые страхи, опасения, тревожатся по любому поводу, наблюдается зависимость мнения других людей. Низкий уровень сопротивляемости изменениям и давлению окружения, искренне считают, что другие всегда правы. Очень обидчивы и долго помнят свои обиды. В отличие от первых двух, у этого типа не проявлена вербальная агрессия, но проявлено чувство вины, следовательно, его агрессия чаще всего направлена на себя и, можно предположить, что такие люди могут иметь суицидальные наклонности.
В отношениях люди Подчиняемого типа проявляют раздражительность, обидчивость, подозрительность и имеют высокий уровень чувства вины. Такие люди имеют склонность к самоунижению, слабоволию, уступчивости и часто самоосуждению, самообвинению, пассивности, для данного типа крайне важно иметь опору в ком-либо более сильном, но все же с осторожностью и подозрением относятся к окружающим. Часто раздражительны, могут наблюдаться вспышки гнева.
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте
Цель программы: коррекция агрессивного поведения у подростков, по средствам обучения социальным приемам и способам снижения уровня агрессивности.
Задачи программы:
— снижение уровня личностной тревожности;
— формирование осознанности собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
— развитие позитивной самооценки, уверенности в себе;
— обучение реагированию своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих;
-обучение техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;
-обучение методам и приемам конструктивного общения и поведения.
Структура программы. В начале использования программы происходит диагностика «на входе», с помощью следующих методик: опросник А. Басса и А. Дарки; методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин); «Несуществующее животное»; а так же с помощью наблюдения, беседы с педагогами, учащимися. Выявляются дети с высокой личностной тревожностью, уровнем враждебности и гнева, с проявлениями физической и вербальной агрессией. Далее с детьми проводится цикл занятий по программе. Все занятия распределены по тематическим блокам. Согласно учебно-тематическому плану первые занятия посвящены блоку «Развитие позитивной самооценки», в котором происходит реконструкция положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании.
Далее рассматривается блок «Осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей, развитие эмпатии». С помощью игр и творческой деятельности дети учатся осознавать собственные чувства и чувства других люде.
Далее работа строится по блоку «Коррекционная работа, направленная на обучение приемлемым способом выражения гнева». Дети разбираются в том, что такое агрессивное поведение и гнев. Им предоставляются практические приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
Далее ведется работа по блоку «Коррекционная работа, направленная на обучение навыкам саморегуляции и контроля над гневом». Формируются навыки управлением собственным гневом и контроля над ним, обучают детей некоторым приемам саморегуляции, которые помогут им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
Далее рассматривается блок «Коррекционная работа, направленная на обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации». С помощью игр и упражнений дети приобретают и закрепляют навыки позитивного межличностного общения, формируются поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.
В заключении происходит диагностический этап «на выходе».
Структура занятий. Структура каждого занятия включает три этапа: вводный, основной, заключительный.
Вводный этап содержит упражнения способствующие активизации учащихся, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы, сплочению группы.
Основной этап занятия составляют ролевые и сюжетно-ролевые игры, тренинговые упражнения, моделирование эмоционально острых ситуаций взаимодействия, которые помогают понять и качественно воспринимать материал.
Заключительный этап включает в себя рефлексию занятия, чтобы учащиеся могли поделиться своими впечатлениями о проведенном занятии.
Методы: устный опрос для выявления проблем учащихся; экспертные опросы родителей и учителя; обращение к личному опыту, к фактам биографии, к жизненным историям; ролевые и сюжетно-ролевые игры; дискуссии; тренинговые упражнения; моделирование эмоционально острых ситуаций и ситуаций и взаимодействия; беседы; контроль уровня достижений учащихся; наблюдения; рефлексия занятия.
Противопоказания. К обучению не допускаются дети, находящиеся в стрессовой ситуации; дети с нервно-психическими заболеваниями; дети, имеющие в анамнезе повреждения головного мозга; дети, стоящие на учете у невропатолога; дети с ярко выраженной агрессией, в целях обеспечения безопасности других участников.
Перед реализацией программы психолог должен получить согласие родителей на участие ребенка в обучении. Психолог не использует информацию о проведении ребенка на занятии с педагогом. За ребенком сохраняется право не участвовать в играх. Родители и педагог обязаны строить свои отношения с ребенком в соответствии с рекомендациями психолога, и предупреждаются о зоне ответственности. В программе есть риск нарушения прав конфиденциальности.
Психолог, реализующий программу, должен быть специалист высшей категории, с опытом работы не менее трех лет. В целях успешной реализации программы выделяются следующие принципы работы психолога с детьми: контакт с ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; без оценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыком саморегуляции и контроля.
Материально-техническое обеспечение: бумага формата А4, ручки, карандаши простые и цветные, фломастеры, маркер, цветные восковые мелки, коврики для релаксационных упражнений, магнитофон с музыкой. Помещение должно находиться вдали от шумных коридоров и недоступное для вмешательства постороннего взрослого. Для каждого ребенка необходим стул и стол.
Сроки реализации: три месяца, 1 раза в неделю, занятие по 40 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы: низкий уровень гнева, враждебности и агрессивности у подростков.
Программа содержит предварительную и итоговую диагностику обучающихся, которая соответствует целям и содержанию программы, возрастным характеристикам участников, а так же структурированное наблюдение в процессе занятий и в реальной жизни, экспертные опросы родителей и педагога, а так же консультирование родителей, педагогов по проблемам агрессивного поведения (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1 – Содержание программы
№ | Наименование тем | всего часов | в том числе | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 0,2 | 0,8 | обсуждение |
2 | Развитие позитивной самооценки. | 2 | 0,4 | 1,6 | обсуждение |
3 | Осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей, развитие эмпатии. | 2 | 0,4 | 1,6 | обсуждение |
4 | Коррекционная работа, направленная на обучение приемлемыми способами выражению гнева. | 3 | 0,6 | 2,4 | обсуждение |
5 | Коррекционная работа, направленная на обучение навыкам саморегуляции и контроля над гневом. | 2 | 0,4 | 1,6 | обсуждение |
6 | Коррекционная работа, направленная на обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. | 2 | 0,4 | 1,6 | обсуждение |
7 | Завершающее занятие | 1 | 0.2 | 0,8 | обобщение |
8 | Диагностика | 1 | 0,4 | 0,6 | обработка результатов |
Итого | 14 | 3 | 11 |
Основное содержание программы представлено в приложении 4.
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования агрессивного поведения старших подростков
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования агрессивного поведения старших подростков проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим полученные результаты.
По результатам повторного исследования, нами установлено, что у старших подростков по результатам реализации программы уровень физической агрессии значительно снизился. Так же значительное снижение отмечается и по показателю «Вербальная агрессия», «Подозрительность» и «Обида».
Данные изменения указывают на эффективность разработанной программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Графически полученные результаты представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1. Показатели проявления агрессии среди молодежи
Для изучения взаимоотношений в малых группах так же была использована методика Т. Лири.
Представленные на рисунке 3.2. результаты показывают снижение показателей по таким типам, как: авторитарный, агрессивный, эгоистичный и подозрительный. Причем степень проявления данных показателей умеренная. Это указывает на то, что в целом выборка подобралась более менее однородная.
Рисунок 3.2. Показатели типов отношения к людям в самооценке и взаимооценке
Анализ межличностных отношений предельным показателям приведен на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3. Анализ межличностных отношений предельным показателям
Особое внимание на себя обращает тот факт, что у обследуемых юношей снизились уровни по таким качествам, как эгоистичный, зависимый, агрессивный.
Представленные результаты повторного исследования подтверждают эффективность разработанной программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте.
3.3. Рекомендации
Практически все образовательные учреждения так или иначе сталкиваются с проблемами агрессии учеников. Агрессивное поведение может быть направлено и на педагогов, и на родителей, и на других учащихся. При этом в роли агрессоров могут выступать не только сами учащиеся, но и представители педсостава, и родители учеников.
Соответственно, любое звено образовательной структуры может как инициировать агрессию, так и пострадать от нее. Более того, страх общества перед проявлениями внешней агрессии (террористы, вторжение иностранных войск и т.п.) все более явно уступает место страху перед агрессией со стороны своих же детей. Формы и способы проявления этой агрессии многообразны, равно как и степень выраженности.
Профилактика такого явления, как агрессивное поведение учеников, будет иметь должную эффективность лишь при воздействии на собственно причины этого явления. Соответственно, в зону ответственности школьного психолога попадает обнаружение и, в меру возможности, устранение обстоятельств, продуцирующих детскую агрессию. Такие обстоятельства могут быть как внешними, так и внутренними.
Внешние факторы – это факторы социума и, прежде всего, семьи. Внутрисемейные конфликты, свары и ссоры, агрессивное поведение родителей в отношении друг друга, детей и старшего поколения, почти неизбежно порождает агрессию у самих детей. Аналогичная ситуация возникает в семьях, где образ жизни родителей явно антисоциален, нередко – в семьях, где родители не работают и не имеют других источников дохода, кроме как детское пособие.
Отчасти провоцирующим фактором может стать факт неполной семьи – так, по мнению Д. Ильясова, при отсутствии одного из родителей ребенок может расти в условиях определенной эмоциональной депривации (Д.Ф. Ильясов, 2019). Однако и внешне благополучные семьи могут порождать в детях агрессию. Прежде всего это касается ситуации, когда ребенок вступил в фазу пубертата, а со стороны родителей имеет место гиперопека, повышенный контроль и не всегда обоснованные ограничения.
К факторам среды относятся так же и условия, и обстоятельства обучения ребенка, педагогический фактор. Попав в условия, не соответствующие его психофизиологическим особенностям, ребенок начинает ощущать внутреннее напряжение. Трудности с усвоением программы это напряжение дополнительно усиливают. Как результат, возникает постоянная тревожность, ухудшение соматики, падает мотивация к обучению, появляется агрессия.
Не последнюю роль в этом процессе играют различные профдеформации самих педагогов (авторитарность, раздражительность, социальное лицемерие), занижение оценок, отсутствие психологической поддержки учащегося, постоянное давление на него.
В специальной литературе импульсивное, враждебное или конфронтационное поведение педагога определяют как конфликтогенный фактор. Если педагог явно негативно настроен по отношению к определенным ученикам, ответной реакцией будет их негативное состояние.
Особенностью XXI века является то, что на детей (как и взрослых обучающихся) воздействует не только ближайший социум, но и та «псевдокультура», которая демонстрируется с различного рода «голубых экранов», культивируется в определенных группах в соцсетях и утверждает насилие как самый эффективный и простой способ решения проблем. В силу гораздо более высокой яркости и эмоциональности, все то, что идет с экрана, убеждает намного сильнее.
Одновременно многие дети переживают ситуации одиночества, страха, тревожности, замкнутости. Из этих состояний так же может «вырасти» агрессия, причем в своей гораздо более серьезной форме – в форме личностной агрессии, которая намного глубже и устойчивей, нежели ситуативная. Внешняя среда может как нейтрализовать проявления агрессии, так и будировать их, и в этом смысле влияние среды остается важным.
Обобщим причины, продуцирующие агрессию у обучаемых разных возрастов:
— воздействие семьи и социума;
— педагогический фактор;
— отношения с другими детьми;
— воздействие телевидения и интернета;
— собственно психологические особенности ребенка и конкретные психические состояния.
Родители и педагоги так же могут проявлять агрессию и являться ее носителями. В большинстве случаев это ответная реакция на агрессию ребенка, однако важно понимать, что взрослый человек несет главную ответственность за разрешение педагогических ситуаций. Современному педагогу необходимо иметь максимальные компетенции в области конфликтологии. Достаточно значимая часть конфликтных ситуаций в процессе обучения провоцируются некорректной коммуникацией со стороны педагога. Любая профессиональная деформация педагогического работника вызывает у обучающихся реакции раздражения и агрессии.
Наиболее частой формой агрессии со стороны учителя является вербальная: неконструктивная критика, прямые оскорбления, унизительные или саркастические замечания, негативная оценка не знаний, но личности обучающегося; а иногда даже физическое воздействие. Следствием неизбежно становится либо страх, либо злость со стороны ребенка. Надо сказать, что случаи прямого физического воздействия подпадают под действие современного законодательства и предусматривают меры ответственности со стороны педагога.
Кроме того, такие случаи, как правило, доводятся до сведения общественности. Это обуславливает важность профилактической просветительной работы с педсоставом со стороны школьного педагога-психолога, принимать меры в направлении улучшения коммуникативных компетенций педсостава, организовывать помощь по профилактике «выгорания». Сами педагоги нередко констатируют, что их собственное эмоциональное напряжение усиливается при столкновениях с агрессивным поведением учеников и родителей.
Дефакто возникает замкнутый круг: растущее число конфликтных родителей, недовольных системой образования, обвиняют школу и педагогов в проблемах своего эмоционально неуравновешенного ребенка. Агрессия порождает агрессию. Это обуславливает особенное значение регулярного проведения практических занятий, на которых все участники образовательного процесса получают навыки конструктивного общения.
Родители учащихся – достаточно значимая группа участников образовательных отношений, которая так же может демонстрировать агрессию.
Для педагога работа с родителями обучаемых – один из важнейших аспектов работы, но и самый трудный и сложный. В этом случае речь идет о работе со взрослыми людьми, со сложившейся картиной мира, ценностями и убеждениями, не склонными, как правило, менять свою точку зрения. Помочь родителям сформировать конструктивную модель взаимоотношений с детьми для профилактики агрессии – важнейшая задача педагога и важный шаг в сторону профилактики агрессии, однако выполнение ее зачастую крайне затруднено.
Чаще всего со стороны родителей учеников наблюдается вербальная агрессия, направленная как на педагогов, так и на собственных детей. Еще одна современная реалия: поскольку как правило в таких мессенджерах, как Viber или WhatsApp обязательно существует «группа класса», общение родителей в этих группах так же может носить агрессивный характер как в отношении педагога, так и в отношении друг друга.
Таким образом, на сегодняшний день в рамках образовательного учреждения можно наблюдать агрессивные проявления со стороны всех участников образовательных отношений. В случае реализации акта насилия результатом может быть причинение морального и физического вреда многим людям. Именно поэтому настолько важна работа школьного психолога по профилактике агрессии всех категорий лиц, задействованных в образовательном процессе.
Данная работа является краеугольным камнем и базовым условием построения конструктивного образовательного процесса. При этом необходимо сознавать, что данный процесс объективно сложен и должен носить системный и комплексный характер. Разовые действия будут иметь кратковременный эффект либо не будут иметь никакого эффекта, вот почему необходима системность. Комплексность же означает задействование в процессе как внутренних специалистов (педагогов и психологов), так и внешних – социальных партнеров.
Выделяют первичный и вторичный уровень профилактики агрессии. Первичная профилактика предусматривает создание комфортного психологического климата как для учителей, так и для учеников, как залог возможностей конструктивного общения. Благодаря тому, что школьный психолог знаком с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, он может соответственно выбирать и предлагать механизмы взаимодействия сторон.
Современные образовательные технологии не могут обойти необходимость учета того, что дети сегодня привыкли к яркой визуальной форме подачи любой информации. Здоровьесберегающие технологии должны быть направлены на создание учащимся возможности социально приемлемым способом «сбросить» копящееся напряжение, не дожидаясь вспышек агрессии.
Важным направлением профилактики агрессии у детей следует назвать формирование у них ценности здорового и безопасного образа жизни.
Не менее важно своевременно предлагать педагогам рекомендации, как помочь учащимся повысить уверенность в себе, почувствовать себя успешными – это сделает ненужным прибегание к деструктивным формам самореализации. При этом следует убедить педсостав в том, что профилактика агрессии учащихся должна иметь место систематически, буквально на каждом уроке.
Например, уроки физкультуры можно использовать для выброса физической активности. Уроки музыки, рисования, технологии – для возможности учащимся выявить способности к тому или иному виду деятельности, а так же для снятия напряжения непосредственно через деятельность.
Гуманитарные предметы могут предусматривать проведение бесед о жизненных ценностях, дружбе и взаимоотношениях, умении вести диалог в любой ситуации. Обсуждение исторических героев или литературных персонажей даст возможность обратить внимание на их поступки и результаты этих поступков. Внеурочная деятельность и занятия блока дополнительного образования займут свободное время учеников и так же помогут выявить склонности и способности детей.
Разумный уровень социальной активности (проведение акций, квестов, флешмобов, проектов и т.п.) внесет свою лепту в профилактику детской агрессии. Вторичная профилактика агрессии действует намного более адресно, напрямую обозначая понятия агрессии и формы ее проявления. Прежде всего подразумевается профилактика буллинга во всех его проявлениях (в т.ч. кибербуллинга), явной вербальной и физической агрессии, аутоагрессии, употребления ПАВ и правонарушений.
Учащиеся должны быть знакомы с означенными явлениями, причинами их возникновения, механизмами действия и последствиями. Возможно использование фрагментов из художественных фильмов или сериалов для обсуждения различных видов агрессии, их девиаций и воздействия на все стороны, задействованные в процессе. Такие обсуждения целесообразно проводить с участием не только учителей, но и социальных педагогов. Значимым направлением профилактики является регулярное осуществление диагностик коллектива, отслеживание степени вероятности возникновения перечисленных выше видов агрессии и девиаций, обучение учащихся навыкам и способам конструктивного взаимодействия.
Педагог-психолог может использовать родительские собрания и педсоветы как возможность донести до родителей и учителей практические советы по профилактике детской агрессии. В направлении включения в профилактическую работу всех участников образовательного процесса следует рассмотреть целесообразность создания в школе службы школьной медиации.
Данный этап профилактики включает в себя так же и индивидуальную работу с учениками, проявляющими агрессивное поведение. Это важно для предупреждения трансформации девиантного поведения в делинквентное. Школьный психолог и классный руководитель встречаются с родителями таких детей, обсуждают проблему, к этой работе привлекается так же социальный педагог, а при необходимости — специалисты комиссии по делам несовершеннолетних для проведения разъяснительных бесед с учащимися и их родителями.
Однако в направлении профилактики агрессии в стенах образовательного учреждения важную роль могут сыграть не только психологи, учителя и классные руководители, но и любые другие школьные персоналии – библиотекари, организаторы, представители администрации, и т.д. Подведем итог вышесказанному: предупреждение агрессии учащихся – задача, требующая систематических и комплексных решения, а так же включение в этот процесс максимального количества участников образовательных отношений.
Заключение
Под агрессивным поведением в работе понимается поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой
В рамках данной работы было проведено опытно-экспериментальное исследование агрессивного поведения.
На констатирующем этапе проведенный анализ особенностей проявления агрессивности у представителей юношеского возраста позволил установить тот факт, что агрессивность в целом у молодежи находится на среднем и умеренном уровне. Установлено, что в преобладающем большинстве представлены следующие типы в отношениях: Зависимый, и Подозрительный Подчиняемый Агрессивный. Интересен от факт, что не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический. Высокий уровень проявления агрессивности может негативным образом повлиять на коммуникационную сферу у юношей, также может вызвать сложности в адаптации к новым условиям существования.
В нашем исследовании выявлено, что большинство испытуемых показали высокий и средний уровень агрессивности. По результатам исследования выявлены показатели взаимосвязи шкал диагностики состояния агрессии и шкал диагностики межличностных отношений. По характеру связь выявлена прямая и обратная. В работе предложены следующие рекомендации для педагогов-психологов. Это работа с самооценкой студентов, но такая работа должна базироваться на основе определенных умений и навыков студентов, т.е. педагогом-психологом создается ситуация успеха. Так же для снижения агрессивности можно проводить различные занятия, связанные с творчеством (рисование, художественная самодеятельность и т.д.).
По результатам проведенного обследования в работе разработана программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте, целью которой является коррекция агрессивного поведения у подростков, по средствам обучения социальным приемам и способам снижения уровня агрессивности.
Структура каждого занятия программы включает три этапа: вводный, основной, заключительный. Вводный этап содержит упражнения способствующие активизации учащихся, созданию непринужденной доброжелательной атмосферы, сплочению группы. Основной этап занятия составляют ролевые и сюжетно-ролевые игры, тренинговые упражнения, моделирование эмоционально острых ситуаций взаимодействия, которые помогают понять и качественно воспринимать материал. Заключительный этап включает в себя рефлексию занятия.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования агрессивного поведения старших подростков проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. По результатам повторного исследования, нами установлено, что у старших подростков по результатам реализации программы уровень физической агрессии значительно снизился. Так же значительное снижение отмечается и по показателю «Вербальная агрессия», «Подозрительность» и «Обида».
Особое внимание на себя обращает тот факт, что у обследуемых юношей снизились уровни по таким качествам, как эгоистичный, зависимый, агрессивный. Представленные результаты повторного исследования подтверждают эффективность разработанной программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Библиографический список
- Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. — М.: Русайнс, 2018. — 320 c.
- Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. — СПб.: Питер, 2018. — 624 c.
- Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2018. — 477 c.
- Бэрон Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
- Гогоберидзе А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. — М.: ЦПО, 2019. — 128 c.
- Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 377 c.
- Григорьева О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / О.А. Григорьева. — СПб.: Лань, 2019. — 256 c.
- Гринькова М.Ю. Профилактика агрессивного поведения подростков как направление деятельности социального педагога в условиях общеобразовательной организации // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. С. 67-70.
- Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. — М.: Юнити, 2018. — 80 c.
- Ениколопов С. Н., Чудова Н. В. Агрессивность и имплицитная теория насилия // Прикладная юридическая психология. 2017. №2. С. 18-26.
- Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: Инфра-М, 2019. — 248 c.
- Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. — М.: Академия, 2019. — 288 c.
- Зембатова Л.Т. Коррекция отклоняющегося поведения подростков на основе воспитательно-профилактической деятельности педагога // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 202-204.
- Ильясов Д. Ф. Исследование влияния неблагоприятного социального контекста на предрасположенность школьников к противоправному поведению / Д. Ф. Ильясов, К. С. Буров, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (135). С. 71‒77.
- Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. — М.: Дашков и К, 2019. — 224 c.
- Козлова Е.А. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. 2021. С. 326-330.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Макушкина О.А., Гурина О.И., Голенкова В.А. Биологические основы агрессивного поведения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2022. № 1. С. 76-81.
- Рахматуллина А.А. Агрессивное поведение современных подростков: виды и методы преодоления // Вестник науки. 2022. № 4 (49). С. 141-145.
- Тимченко Т.В., Данилов Е.В., Халфина Р.Р. Гендерные различия проявления агрессии у подростков // Вестник психофизиологии. – 2019. – № 3. – С. 114-115.
- Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2019. №2. С.37-31.
- Федорова Ю.А., Седова А.А. Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2022. № 15 (410). С. 230-232.
- Филиппова С.А. Агрессивность современного человека: причины и формы проявления // Инновационные социально-психологические технологии: от теории к практике. 2021. С. 241-246.
- Халфина Р.Р., Огуречников Д.Г., Махумутов И.С. Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – Выпуск 56. – Ч. 7. – С. 354-361
- Халфина Р.Р., Сафронова Е.В., Сафронов А.М. Психологические особенности склонности к делинквентному поведению подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 75-79.
- Шигапова Е.И. Причины агрессивного поведения подростков // Студенческий вестник. 2022. № 4-2 (196). С. 27-30.
- Юлгильдина З.З., Давлетбаева З.К., Kulueva Yu.A. Факторы и причины агрессивного поведения студентов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика. 2021. С. 231-232.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф