Страницы: 1 2
Содержание
Введение
Глава 1 Агрессивное поведение в юношеском возрасте как психолого- педагогическая проблема
1.1. Понятие агрессивного поведения в юношеском возрасте в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
Глава 2 Исследование агрессивного поведения в юношеском возрасте
2.1. Этапы, методы и методики исследования
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования агрессивного поведения старших подростков
3.3. Рекомендации
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Современные аспекты взаимодействия молодежи обращают на себя внимание многих специалистов, особенно проявление новых форм проявления агрессии (вербальная агрессия, буллинг, троллинг, мобинг и др). Проявление агрессивности, особенно в общении, многие воспринимается как норма, как вариант отстаивания личных границ и прочее, более того, это становится нормой жизни.
В последнее время проблемные вопросы агрессивного поведения молодежи вызывает всё более острую социальную направление и интересует специалистов разных сфер: от представителей юриспруденции до педагогических работников и, конечно же, психологов, труд которых непосредственно связан с соприкосновением и результатами проявления агрессии среди молодёжи (А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л. Соловьева, И.А. Фурманов и др.).
Многочисленные публикации различных авторов на эту тему подтверждают актуальность и необходимость разработки и изучения данного аспекта более детально и глубоко с учетом индивидуально-0психологчисеких особенностей подростков, также возрастными психофизиологическими особенностями протекания подросткового периода.
Целью данной работы является исследование агрессивного поведения в юношеском возрасте и разработка рекомендаций по результатам исследования.
Задачи:
— изучить понятие агрессивного поведения в юношеском возрасте в психолого-педагогической литературе;
— выделить особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте;
— рассмотреть модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения;
— определить этапы, методы и методики исследования;
— дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования;
— разработать программу психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте;
— проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования агрессивного поведения старших подростков.
Объект исследования – эмоциональная сфера старших подростков.
Предмет исследования – агрессивное поведение в юношеском возрасте.
Гипотеза: реализация разработанной программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте будет способствовать снижению уровня агрессии старших подростков.
Эмпирические методы исследования:
− Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»;
− Тест Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»;
− Методика диагностики межличностных отношений Лири.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Глава 1 Агрессивное поведение в юношеском возрасте как психолого- педагогическая проблема
1.1. Понятие агрессивного поведения в юношеском возрасте в психолого-педагогической литературе
Существуют разные трактовки понятия «агрессии» и «агрессивного поведении», но глубокий смысл отражен в каждом из них. Так или иначе, но под агрессией понимают «поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой».
Различными авторами предложено множество определений агрессивного поведения, но наиболее общее дают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, определяя агрессивность как свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу [4].
Остановимся более подробно на видах проявления агрессии. Согласно классификации, предложенной Л. Г. Почебут, существует пять видов агрессии:
— вербальная;
— физическая;
— предметная;
— эмоциональная;
— самоагрессия.
Вербальная агрессия может выражаться в крике, употреблении бранных, оскорбительных и унижающих слов, и т.п. Такой вид агрессии присущ обучающимся разных возрастов, причем направлена эта агрессия может быть на кого угодно: сверстников, педагогов, родителей, незнакомых людей. Результатом воздействия вербальной агрессии является в основном расстройство психоэмоционального состояния, угнетенное состояние, в ряде случаев могут быть последствия для здоровья, вызванные психосоматическими факторами.
Физическое воздействие отличается совершенно конкретным вредом, наносимым другим людям: школьники могут колоть других карандашом или линейкой, тыкать или резать ножницами и т.п. Более старшие ученики, имеющие доступ не только к холодному 5 оружию (ножи, топоры), но и к пневматике или даже огнестрельному оружию либо взрывчатым веществам, могут не только нанести вред здоровью других, но и своими действиями повлечь смерть одного или более лиц [13].
Предметная агрессия выражается в порче предметов: школьник может скомкать или разорвать тетрадь, учебник, сломать карандаш или линейку, какой-то механизм и т.п. По сравнению с физической агрессией этот вид агрессии менее опасен, однако вызываемые им материальные убытки могут быть достаточно значительными.
Эмоциональная агрессия выражается в том, что обучающийся находится в постоянно раздраженном состоянии, резко реагируя на любые внешние моменты, ощущая обиду, враждебность, неприязнь к кому-то или чему-то. Результатом может стать либо замкнутость ребенка и сведение к минимуму коммуникаций с другими, либо повышенная конфликтность.
Самоагрессия выражается в причинении вреда человека самому себе. Например, дошкольник начинает биться головой об стол или стену, кусать себя, вырывать волосы, расковыривать прыщи и болячки и пр. В подростковом возрасте самоагрессия может принимать суицидальный характер. Во всех случаях физическая боль переключает человека от эмоциональных переживаний на физические [16].
На данный момент рост агрессивности среди старших подростков вызвана по причине катастрофического повышения «случаев буллинга (травли) в образовательной среде и кибербуллинга (травли в сети Интернет)».
В тоже время нельзя забывать о влиянии возрастных и психофизиологических особенностей данного возраста и изменениям в эмоциональной сфере в период взросления. В подростковом возрасте дети уже способны испытывать глубокие «взрослые» чувства, серьезные и стабильные чувства.
Кроме того, причинами агрессивного поведения могут стать внутренние проблемы, неблагополучие и конфликты в семье, недовольство своим внешним видом.
В возрасте 13 — 16 лет подростки способны к овладению различными поведенческими формами, включая и ситуативное поведение. Чаще всего это проявляется в противостоянии с существующим общественными, культурными, семейными ценностями, а также формированием глубокого чувства «погружения в себя». Здесь трудно не согласится с мнением К. Хорни, который считает, что проявление агрессивности связано с наличием внутренних неразрешенных конфликтов и такое поведение считается неустойчивым безответственным и негативистским [7].
В существующей реальной действительности старшие подростки способны на многие формы проявления агрессии, начиная с безобидных казалось бы мелких детских драк и ругательств и, заканчивая более серьезными – убийством и суицидом! Но и среди агрессивных детей встречаются индивидуумы, развитые в социальном и интеллектуальном отношении. Для них агрессия «выступает средством поднятия престижа и демонстрацией своей самостоятельности и взрослости».
В психолого-педагогической науке все варианты воплощения современной подростковой агрессии можно свести в два основных способа:
1 способ связан с открытым проявлением и демонстрацией «под копирку» поведения взрослых, что приводит к ошибкам и появлению жизненного опыта, который либо приведет к созданию престижа и авторитета личности подростка, способного к дальнейшей самореализации, либо к ее деморализации и упадку.
Самыми яркими проявлениями агрессии следует считать алкогольную, наркотическую, сигаретную зависимость, также рустующую интернет – зависимость, влияние социальных сетей и групп. Нельзя забывать про драки, воровство и сквернословие, прецеденты травли и унижений внутри (семья, класс и т. д.) и вне (через интернет). Печальные последствия девиантного поведения могут привести подростка к тюрьме, больничной койке или даже к смерти (насильственной или суицидальной);
2 способ связан с сокрытием и подавлением внутренней агрессии в себе. Он опаснее первого, поскольку считается внутренним и его труднее распознать, вовремя обнаружить. Это может привести к потери подростковой энергичности, утрате стремления полноценно реализовать себя в жизни. Подавленность и внутренняя несостоятельность привести подростка к неврозам и серьезным психосоматическим заболевания [10].
Анализируя виды агрессивного поведения подростков, необходимо выделить следующие:
1) физическая агрессия (связана с применением физической силы друг против друга);
2) косвенная агрессия (связана с непрямым воздействием, а прежде всего через вербальные методы (сплетни, злобные шутки, резкие высказывания) или направленным взрывом ярости, порой даже без конкретного адресата (хлопанье дверьми, топанье ногами, истерические крики);
3) вербальная агрессия (связана с демонстрацией негативных чувств через форму (ссора, крик или визг) или через содержание словесных ответов (проклятия, ругань, угрозы);
4) раздражение (связана с готовностью появления при малейшей резкости, грубости, вспыльчивости, возбуждении);
5) обида (связана с завистными и ненавистными чувствами горечи и гнева к окружающим и миру);
6) подозрительность (связана с осторожностью и недоверием к окружающим на основе личных убеждений).
Своевременная диагностика и профилактика, направленная против развития подростковой агрессии, как на личностном, так и на групповом уровнях позволит уменьшить пагубность и масштабность развития. Огромная роль здесь отводится коррекции. В данном случае под коррекцией необходимо понимать систему психолого-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития личности, и ее воспитания в семье, образовательном учреждении, досуговом центре и др [15].
Психолого–педагогическая коррекция агрессивного поведения кроется в формировании умений детей позитивно воспринимать окружающий мир, ближайшее окружение, в том числе и своих сверстников. Педагоги и психологи обязаны приложить все усилия для обучения детей находить мирные и цивилизованные альтернативы в решении ежедневных спорных и проблемных вопросов. Выстраивая профессиональную психолого-педагогическую деятельность с подростками, у которых удалось выявить повышенный уровень агрессии, необходимо аккуратно, шаг за шагом выстраивать деятельность, направленную на выход из наметившегося кризиса. Выход кроется в познании внутреннего мира подростка, в котором сосредоточилось слишком много отрицательных эмоций. Ребенок не может самостоятельно найти выход и тогда в дело вступают квалифицированные специалисты (педагоги, психологи и др.).
Таким образом, необходимо организовать успешную психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения, построенную на следующих принципах:
1) установление непосредственного контакта с подростком;
2) построение вежливого отношения к подростку;
3) позитивный настрой к внутреннему миру подростка;
4) безоценочное восприятие личности, принятие его таким, каков он есть;
5) сотрудничество с подростком во время поиска выхода из проблемной ситуации. Для того, чтобы добиться необходимых результатов, недостаточно придерживаться вышеуказанных принципов. Также необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия, для осуществления коррекции агрессивного поведения в образовательных учреждениях. Среди них следует отметить:
1) создание современной структурной диагностики и профилактических мероприятий по коррекции агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте, как целостной системы психолого-педагогического процесса;
2) организация деятельности по коррекции агрессивного поведения должна быть построена при взаимодействии всеми специалистами образовательного заведения, начиная с директора и заканчивая педагогами-предметниками;
3) коррекционная деятельность с воспитанниками должна строится на основании личностно- ориентированного подхода, уважения к личности, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
4) формирование эффективного диалога между специалистами образовательной сферы и родителями (опекунами) агрессивных подростков;
5) понятие важности и ответственности за результаты и итоги применяемых методов психолого-педагогических корректировок с детьми с высокой степенью агрессивности [9].
Важно помнить, что причины агрессивного поведения подростков следует искать в окружающей его социальной среде и помнить, что порой агрессия — это его защитная функция. Без учета всех действующих факторов проявления агрессии нельзя добиться положительных результатов методов психолого-педагогической коррекции. Только на основании индивидуального подхода к каждому конкретному случаю агрессивного поведения ребенка возможно принять правильное решение в выборе методов коррекции и устранении существующей проблемы.
1.2. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте
Старший подростковый возраст является одним из непростых этапов развития человека. Он включает период развития детей от 14 до 16 лет, что соответствует возрасту учеников 9–11 классов средней школы. Это возраст полового созревания, показатели которого определяют границы подросткового периода.
Старшеклассников продолжают волновать проблемы унаследованные из подросткового возраста – это отстаивание права на самостоятельность, проблемы взаимоотношений в социуме, оценки успеваимости. Но социальное и личностное самоопределение уже имеет четкую ориентацию на определение свободного места в мире взрослых. Старший подросток вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь.
Особую актуальность приобретают задачи социального, личностного и профессионального самоопределения. Это связано с такими факторами, как поиск себя и своего места в мире взрослых.
На данном этапе происходят изменения эмоционально–волевой сферы: проявляются эмоционально выраженные стремления к познанию окружающей действительности, к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умение самообладания, самоуправление своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества [20].
Связь между познавательными и учебными интересами у старших подростков становится постоянной и прочной. Появляется большая разборчивость при выборе учебных предметов и одновременно – интерес к решению к выяснению мировоззренческой и моральной ценности самых общих познавательных проблем.
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Ведущей деятельностью данного возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство зрелости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников [13].
В школьном обучении подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, на которые должен опираться педагог. Одно из них – это готовность подростка ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Подростку нравиться мыслить, соображать, исследовать, проникать в сущность явления, устанавливать причинно–следственные связи, делать самостоятельные открытия. При этом для него в равной степени имеют значение и содержание, и процесс, и способы, и приемы овладения знаниями.
Неудовлетворение познавательной потребности вызывает снижение общего интереса к учебе, школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
У старших школьников формируется особое отношение к окружающему миру и к себе. Увеличивается объем знаний, расширяется кругозор, появляются новые интересы. Это дает толчок в «философствованию». Серьезные суждения подростков переплетаются с детскими суждениями. Старшие подростки любят мечтать. В мечтах они проигрывают разные варианты своей будущей жизни p14].
Появление агрессивного поведения у старших подростков оказывается для его родных, знакомых, одноклассников и других свидетелей совершенно неожиданным, ничем не объяснимым. Изучая особенности агрессивного поведения подростков нельзя не учитывать гендерные различия. Считается, что мальчики более агрессивны, чем девочки, но в действительности это не всегда так. Просто мальчишеская агрессия проявляется более открыто, без страха наказания, а девочки стремятся скрыть свое недовольство, опасаясь порицаний со стороны. Мальчикам–подросткам присуще даже одобрять всяческие проявления физической агрессии и обвинять их жертву. У девочек же косвенноя агрессия имеет нарастающий характер.
Как отмечают многие ученые, в последние десятилетия разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается. Результаты многих исследований показывают, например, более высокий уровень физической агрессии у девочек–подростков, что уже не вызывает таких безузловных осуждений , как это было ранее. Таким девочкам намного проще приспосабливаться в сложном школьном коллективе [8].
У агрессивных подростков есть некоторые особенности. Это такие черты, как примитивность, отсутствие и изменчивость увлечений, узкий кругозор, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражание. Они характеризуются эмоциональной грубостью, гневом, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается либо максимальная положительная, либо максимальная отрицательная самооценка, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
В отношении детей подросткового и юношеского возраста ситуация с агрессивным поведением имеет ряд особенностей. Работа именно с этой группа учащихся доставляет наибольшее количество сложностей.
Прежде всего потому, что дети взрослеют, включается механизм сепарации от традиционных ценностей и одновременной «проверки их на прочность». Способы и методы предупреждения агрессии играют здесь доминирующую роль. Любому проявлению агрессии – вербальному или физическому — предшествует эмоциональное напряжение.
Педагогу-психологу необходимо быть знакомым с особенностями физиологии подростков, которые в значительной степени продуцируют их вспыльчивость и яркую реакцию на, казалось бы, незначительные раздражители. В разговоре с этой группой учащихся особенно важно правильно подбирать слова, фразы и обороты, т.к. они крайне болезненно реагируют на любую критику [19].
Следует так же помнить, что если даже подросток не проявляет направленной на других физической агрессии, он может вымещать накапливаемое напряжение на самом себе в виде аутоагрессии.
Налаживание личностного общения — ведущая деятельность в период пубертата. Поэтому одна из задач школы – обучение детей навыкам конструктивной коммуникации.
Подростковый период предназначен для постепенного формирования у детей ощущения взрослости. И процесс обучения может создать для этого условия, позволив подростку обозначать свою позицию, но и обучая учитывать мнение других. Таким образом, создаются необходимые условия самореализации. Если же таких условий нет, дети начинают создавать конфликтные ситуации, в том числе, и для привлечения к себе внимания.
Подростковая агрессия часто является именно способом самореализации и самоутверждения. Вот почему создание условий для конструктивного самоутверждение выступает серьезным фактором профилактики агрессии – например, через проведение классных конкурсов, соревнований, квестов и т.п.
Все эти рекомендации актуальны и для старших школьников. Несмотря на то, что переход от подросткового периода к ранней юности несет увеличение эмоциональной стабильности, опасность агрессивных вспышек остается. Однако профилактика агрессии должна вестись уже с учетом возрастных особенностей этой группы [6].
Прежде всего, нужно ориентироваться на то, что ведущая деятельность в этом возрасте – учебно-профессиональная. Соответственно, следует демонстрировать и помочь осознать важность учебы для будущей профессии и жизни, подчеркивать необходимость умения взаимодействовать с самыми разными людьми, пусть даже не всегда позитивно настроенными.
Для старшеклассников актуальной становится задача выражения своих мыслей в конструктивной форме. Особенную важность работе по предупреждению агрессии среди учащихся подросткового и старшего школьного возраста придает то обстоятельство, что они зачастую физически сильнее многих участников образовательного процесса (младших детей, многих учителей и даже собственных родителей) и их агрессивные действия могут причинить серьезный вред здоровью и жизни окружающих. Если же агрессивную вспышку школьников этого возраста не удалось предупредить или пресечь на начальной стадии, очень важно правильно отреагировать на произошедшее. Когда конфликтная ситуация завершена, ее следует спокойно обсудить, обозначить желание, что этого больше не будет, показать школьнику, что у него есть возможность конструктивного поведения и помочь ему сделать этот выбор.
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
Существенным фактором в становлении личности подростков является социальная приемлемость поведения. Неблагоприятное сочетание психологических, семейных, социальных условий усугубляет формирование способностей к межличностному взаимодействию, одним из видов нарушения которых, является агрессивное поведение.
Агрессивное поведение подростка негативно сказывается на процессе его социализации, деструктивно влияет на развитие личностных качеств и способностей ребёнка, усложняет процесс получения образования, а затем, комплекс нерешённых проблем может привести несовершеннолетнего к правонарушениям и преступным деяниям.
Для эффективного предотвращения деструктивных процессов в образовательной организации, необходимо обеспечить качественное сотрудничество социальных педагогов и психологов, которые способны первыми отреагировать, скорректировать и в последующем минимизировать агрессивное поведение подростков [11].
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность специалиста, направленная на разработку и реализацию системы комплексного социально-педагогического и психологического воздействия, с целью исправления тех особенностей поведения, которые не соответствуют принятым в обществе нормам и стандартам.
Основная задача специалиста состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть деструктивные изменения в поведении подростков агрессивного характера, посредством активизации и направлении ресурсов субъектов, задействованных в процессе социализации подростка.
Коррекция агрессивного поведения у подростков быть организована с помощью следующих методов:
1. Тренинг – метод социально-педагогического и психологического воздействия, основанный на активной работе в группах (А.Г. Лидерс, А.Б. Петрова, В.И. Долгова). В форме специально организованного общения участники и организаторы тренинга совместно решают вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, активируя способности по преодолению стереотипов и решению внутриличностных проблем участников [25].
2. Гештальт-терапия представляет собой работу, направленную на познание ребёнком собственных эмоций и чувств, посредством предоставления возможности выбора их выражения, обучения и развития эмпатии, навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и ровесниками. Осуществляется данная деятельность в рамках разнообразных видов творчества и игр.
3. Психодрама – метод театральной импровизации, в ходе которой человеком приобретается целый ряд возможностей: выплеск накопленных негативных эмоций и чувств (с последующим анализом); «принятие и примерка» на себя нового образа, с последующим изучением новых компетенций, коммуникативных навыков и социальных ролей; проигрывание наиболее проблематичных и конфликтных моментов и т.д [21].
Формы, активно использующиеся в коррекционной деятельности социального педагога:
1. Индивидуальная форма работы с ребёнком – организованная форма коррекции, основанная на создании доверительных отношений с ребёнком и совместной работе над затруднениями и отклонениями в социализации;
2. Групповая – заключается в организованной работе в группе, направленной на решение общей задачи и достижении общей цели;
3. Семейная – направлена на решение внутрисемейных конфликтов, установлении доверительных отношений между членами семьи;
4. Соучастие и помощь в творческой жизни коллектива, образовательной организации – направлена на сплочение в ходе совместной организации мероприятия, праздника, игры и т.д.
5. Деятельность профориентационной направленности – ориентирована на определение профессиональных наклонностей ребенка и дальнейших стратегий для профессионального саморазвития ребёнка;
6. Консультирование – это форма работы, в ходе которой ребёнку предлагаются варианты решения и помощи в затруднительно для него самого ситуации [1].
Средства, которые могут быть использованы социальным педагогом по коррекции агрессивного поведения у подростков, склонных к правонарушениям:
Проявление доброжелательного отношения к ребёнку;
Установление доверительных отношений;
Ролевые и деловые игры;
Кино;
Ситуации успеха;
Кейсы;
Ситуационные карты.
Посредством использования социальным педагогом, перечисленных выше методов, форм и средств, осуществляется стабилизация эмоционального состояния подростков, преподнесение новых вариантов, моделей и способов поведения, а также происходит интеграция в социум, способствующих активной социализации и развитию личности дезадаптированного подростка. Сложность и своеобразие агрессивного поведения подростков требуют методологического подхода к его анализу и психокоррекционным воздействиям. При работе с детьми используются следующие базисные принципы:
1. Принцип комплексности всех воздействий. Данный принцип направлен на учёт факторов развития несовершеннолетнего и ресурсов его социальной среды;
2. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает анализ необходимости участия ребёнка в процессе, посредством выявления его особенностей поведения после участия в диагностических мероприятиях, также как и в процессе коррекции происходит установление качеств, которые невозможно раскрыть диагностическими методиками;
3. В результате соблюдения принципа личностного подхода, учитывается сложность и многообразие особенностей каждого ребёнка (темперамента, характера, интеллекта и т.д.), что позволяет социальному педагогу более продуктивно осуществлять коррекционную деятельность;
4. Принцип деятельностного подхода исходит из невозможности изменений только посредством изучения теории, а её практическим закреплением посредством упражнений и регулярных тренировок.
5. Рассмотрение и устранение источников агрессивного поведения закреплено каузальным принципом, так как данная девиация является лишь симптомом проблем в межличностных отношениях с ближайшим окружением.
К примеру, стабилизация семейных отношений будет главным направлением работы психолога и социального педагога с ребёнком, если причиной выбора данной стратегии поведения послужила конфликтность во взаимоотношениях с родителями.
Обеспечение результативности предпринимаемых действий по коррекции агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации, видится уместным с созданием комплексной программы, в которой будет зафиксированы особенности, план-график мероприятий, а также ожидаемые результаты смоделированных социально-педагогических воздействий по устранению недостатков и улучшению процесса социализации подростков с выявленной девиацией [12].
Для осуществления социально-педагогической коррекции в рамках общеобразовательного учреждения, представляется целесообразным выделение следующих этапов реализации программы, которые соответствуют потребностям, как учеников, так и сотрудников администрации и педагогического состава:
1. Сбор необходимой информации о несовершеннолетних, возможных подопечных. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья детей. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.;
2. Анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в социально-педагогической коррекции и помощи;
3. Совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагогов, родителей, специалистов; составление программы коррекции, для оказания комплексной помощи для каждого проблемного обучающегося;
4. Консультирование всех участников коррекционной деятельности о сущности дальнейшей работы, в рамках реализации программы;
5. Решение проблем, то есть реализация программы, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в коррекционной деятельности;
7. Подведение итогов эффективности реализации-программы;
8. Отслеживание и дальнейший анализ результатов реализации программы, развития ребенка.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных методических основ коррекции девиантного и агрессивного поведения у подростков в условиях общеобразовательной организации, можно выделить особенности осуществления этой деятельности в социально-педагогическом направлении, которые состоят во взаимодействии и сотрудничестве социальных институтов, участвующих в осуществлении и регуляции воспитания, образования и развития ребёнка. В том числе, следует отметить уникальность возможности использования ресурсов органов и субъектов (администрации школы, классных руководителей, педагогов, психологов), осуществляющих свои функции в рамках социализации, образования и воспитания личности одновременно. Это позволяет добиваться устранения асоциальности и различных девиаций в поведении, на долговременной основе, реализуемой в рамках как учебного периода, так и во внеучебное время.
Осуществляемое в общеобразовательной организации развитие личности подростка не ограничивается одной сферой жизнедеятельности (дополнительном и основном образовании, семейном воспитании и т.д.). Оно происходит посредством анализа и изучения положительных и негативных качеств, как ребёнка, так и окружающего его социума, способностей и одарённостей индивидуума, а также учёта недостатков в осуществлении обязанностей и соблюдении прав ребёнка субъектами социализации.
Вовлечение подростка в активную образовательную и творческую деятельность не результативно без удовлетворения его базовых потребностей, разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, а также стабилизации самооценки и других аспектов социальнопедагогической коррекции, реализуемой в общеобразовательной организации, и имеющей направленность на эффективную самоактуализацию личности, как внутри, так и за её пределами [16].
Вариативность и комбинация используемых упражнений в работе достаточно высока, поскольку проблема агрессивного поведения распространена в каждой образовательной организации и требует индивидуального подхода, с учётом особенностей территориального управления, требований администрации школ, а также учёта личностных характеристик каждого обучающегося.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф