Заявка на расчет
Меню Услуги

Диагностика уровня толерантности субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе национального согласия. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


1.2. Типология и виды конфликтов

Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации определяется тем, что интересует исследователя в данном конкретном случае. [22,с.165]

Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон, например, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций, между государствами и, нациями и т. д.

Отечественный исследователь А.Г. Здравомыслов приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон: 1. Межиндивидуальные конфликты. 2. Межгрупповые конфликты (при этом выделяются отдельные типы групп: а) группы интересов; б) группы этнонационального характера; в) группы, объединённые общностью положений). 3. Конфликты между ассоциациями (партиями). 4. Внутри- межинституциональные конфликты. 5. Конфликты между секторами общественного разделения труда. 6. Конфликты между государственными образованиями. 7. Конфликты между культурами или типами культур. [34].

Для любой типологии необходим какой-то один определённый признак, т.е. основание классификации. Например, качественный состав участников (конфликт отцов и детей конфликта), его содержание, эмоциональный или деловой конфликт, его длительность, его причины, степень его интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы его разрешения и множество других оснований. Ещё раз подчеркнём, что любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания, типа и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, «противоборства». Семейная драма, служебный конфликт, забастовка на предприятии, вооружённое столкновение соседних государств, межэтническое неприятие, личная драма – во всех этих конфликтах присутствует столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, тенденций и т. д. [50,52]

В данном разделе работы мы рассмотрим только некоторые типы конфликтов, различающиеся по составу их участников.

Внутриличностный конфликт – это состояние примерно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей и интересов, влечений и чувств у одно и того же человека, отражающее противоречивые связи как с самим собой, так и с другими.[25,29] Таким образом, внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;

Особенно часто вступают в конфликт чувства, относящиеся к различным уровням нравственной «иерархической лестницы». Например, высшие социальные чувства, такие как патриотизм, чувство долга и чести вступают в противоречие с чувствами более низкого ряда, такими как страх за свою жизнь, страх потерять высокооплачиваемую работу (особенно сегодня), внешнее благополучие; между нравственной позицией, совестью и наживой, стяжательством и коррупций, между уровнем притязаний и возможностями человека. То есть в основе любого внутриличностного конфликта лежит проблема выбора. Индивиду практически всегда заданы несколько вариантов действий, моделей поведения в одной и той же социально значимой ситуации: богатство или любовь, личная жизнь или карьера, семья или работа. Именно противоборство взаимоисключающих стремлений и порождает внутриличностный конфликт. Кроме этого некритичность человека по отношению к нелогичности своего поведения также указывает на внутриличностный конфликт.[38,52]

Примеров причин внутриличностного конфликта в реальной жизни и художественной литературе более чем достаточно. Яркий пример внутриличностного конфликта является поведение одного из героев кинофильма режиссёра Ларисы Шепитько «Восхождение» по фамилии Рыбак актёр Владимир Гостюхин). Не выдержав пыток фашистов, он предал Родину и согласился служить фашистам. Для другого же героя этого фильма советского офицера Сотникова (артист Борис Плотников) не стояла проблема выбора. Он погиб, оставаясь человеком высокого долга и чести.

Отметим, что чем выше чувство, тем более широкую группу людей оно защищает. Самые высокие чувства – действенный патриотизм, чувство общечеловеческой солидарности, сплочённости и ответственности и по своей природе они всегда социальны.

Причиной внутриличностного конфликта может быть и базальный конфликт – это противоречие и борьба между нашими инстинктивными влечениями с их слепым стремлением к удовлетворению и налагающим запреты окружением – семьёй и обществом. [50, с. 191)]. Базальный конфликт, как правило, вызывает базальную тревожность. Это переживаемые ребёнком чувства одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире. Хорни К. отмечает, что «чувство незащищённости может породить у ребёнка широкий диапазон неблагоприятных факторов: явное или скрытое доминирование, безразличие, сумасбродное поведение, отсутствие уважения к индивидуальным потребностям ребёнка, отсутствие реального руководства, пренебрежительное отношение, чрезмерное восхищение или его полное отсутствие, недостаток доверительности и теплоты, необходимость принимать чью-либо сторону при разногласиях родителей, слишком малая или чрезмерная ответственность, излишняя опека, изоляция от других детей,, несправедливость, дискриминация, невыполнение обещаний, враждебная атмосфера» [50, с. 191-192]

Причиной внутриличностного конфликта может стать так называемый ролевой конфликт. Известно, что одна и та же личность в реальной повседневной жизни играет большое количество ролей т каждая роль требует определённого поведения. Но далеко не каждый человек может соотнести логику своего поведения с логикой социальных норм и ожиданий. И в этом случае возникает ролевой конфликт – столкновение между не сочетающимися ролями, например, роль семьянина и роль руководителя предприятия. В семье, дома, с близкими людьми человек один, на работе совершенно другой. Разумеется, что конкретный социальный статус требует соответственного ожидаемого поведения. Но бесконечно разыгрывать несвойственные для человека роли он не может. От постоянного напряжения он начинает уставать, раздражаться, эмоциональная сфера от неестественного функционирования истощается и наступает так называемое «эмоциональное выгорание» и когнитивный диссонанс (конфликт познавательных структур личности). В конечном итоге ситуация становится трагичной.

Однако в реальной жизни часто ролевой конфликт разрешается менее трагично: «Герои успевают спрятаться, переодеться, выдать себя за другого, изобразить болезнь или сумасшествие, навести соперника на ложный след или разрядить напряжение остроумным словцом, а иногда и просто разыграть неведение» [49, с. 111].

Таким образом, как отмечает Т. Шибутани: «Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представления человека о себе, сложившемся на основе последовательного обращения с ним окружающих» [52, с. 204]. То есть, если меняются внешние ожидания, направленные на человека, то может измениться и его поведение, сделав его более продуктивным, когда человек не «ломает» себя, а стремится соответствовать ситуации, расширяя тем самым свой ролевой репертуар. Расширение ролевого репертуара и приведение его в соответствие со своим внутренним «Я», личностной установкой, ценностными ориентациями, жизненными целями и смыслами человек может значительно снизить внутренний разлад и в некотором смысле значительно снять проблему внутриличностного конфликта.

Заслуживает особого внимания подход американского психолога К. Левина к трактовке внутриличностных конфликтов, который выводит эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Его различение трех основных типов внутриличностных конфликтов считается классическим.

[См.: 43, 2000]

Первый тип конфликта — это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта не было бы, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализовали бы свои желания последовательно.

Второй тип конфликта близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями.

Третий тип конфликта, по К. Левину, — это когда одна и та же цель в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы».

Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину.

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение-

приближение)

Конфликт возникает, когда человек выбирает между двумя объектами, обладающими положительными валентностями. Валентность- это способность объекта притягивать или отталкивать. Сам по себе объект не является ни притягательным, ни отталкивающим. Компромисс
Витальный (избегание-избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение-избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствует привлекательная и непривлекательная сторона Примирение

Причиной внутриличностного конфликта могут служить и соответствующие уровни притязания: завышенная, заниженная и адекватная самооценки, а также локус контроля: экстернальная и интернальная установка на успех и неудачу и многие другие причины.

Необходимо сделать вывод о том, что ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Переживание является формой активности, возникающей при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов жизни, в крушении идеалов и ценностей; проявляется в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Данная форма активности, позволяет в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность своего существования. [11,с.205]

Таким образом, любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я» — это мощный внутренний двигатель, который заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым, наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

1.2.2. Межличностные конфликты

В социальной психологии межличностные конфликты рассматриваются как случаи взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Межличностные отношения – это те непосредственные связи, которые складываются в реальной жизни между живыми, мыслящими и чувствующими индивидами.[29,22]

Межличностный конфликт – это ситуация противоречия, при которой оппоненты либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. В межличностных конфликтах люди сталкиваются друг с другом непосредственно лицом к лицу. Разумеется, что при этом между ними возникают эмоционально напряжённые отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляя при этом достаточно ярко свои черты характера, личностные качества, индивидуально-психологические особенности и возможности, общую культуру, уровень нравственного сознания, этические нормы и правила и часто в процессе затяжного межличностного конфликта спорящие забывают из-за чего, ради какого дела начался конфликт, какой вопрос они хотят решить. После такого конфликта остаётся чувство острой неудовлетворённости с обеих сторон.

В межличностном конфликте следует различать содержательную сторону, т. е. когда есть конкретный предмет спора, заинтересованность в деле, его положительном результате, вопрос, вызывающий разногласия. И эмоциональную (психологическую) сторону конфликта, связанную с личностными особенностями его участников, с характером их взаимоотношений (симпатия, сочувствие, сопереживание, антипатия, равнодушие), с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, его процесс и способы урегулирования. В данном случае в сфере межличностных отношений доминируют чувства, эмоции, страсти, желания. К сожалению, именно эмоциональная сторона является специфической для межличностных конфликтов. [50,52]

Необходимо обратить внимание на то, что межличностные конфликты на эмоциональном уровне достаточно опасны по своим последствиям. Каждый его участник стремится всеми возможными и невозможными способами и средствами самоутвердиться, максимально удовлетворить свои потребности и интересы и во что бы то ни стало достичь своих целей.

Участники межличностного конфликта по-разному воспринимают и трактуют конкретную ситуацию столкновения, по-разному видят пути и способы выхода из конфликта. Если в межличностном конфликте доминируют эмоции, то наиболее очевидными их проявлениями выступают взаимные обвинения, споры, всякого рода нападки, доходящие до прямых оскорблений, унижения человеческого достоинства оппонента и нравственно не одобряемых способов защиты. Доминирование эмоциональной стороны конфликта приводит к тому, что, казалось бы, самый незначительный, несущественный повод для разногласий часто разрастается в целый пожар и вовлекает в свой процесс всё большее количество людей, которые демонстрируют самые разные стороны их отношений. Деструктивная сторона межличностного конфликта проявляется именно тогда, когда один из оппонентов прибегает к недопустимым методам борьбы, выяснением не проблемы, а личностных отношений, при этом стремится психологически, морально подавить партнёра, унизить его достоинство в присутствии других людей (коллег, значимых для него людей). Такой «разговор» сопровождается взаимными оскорблениями, при этом решение проблемы становится невозможным. Кроме этого, что, особенно важно, деструктивные конфликты наносят непоправимый вред здоровью человека, ибо «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Как показывают данные исследований социальных психологов, после деструктивных межличностных конфликтов человек не может успокоиться как минимум на протяжении 48 часов. В это время он плохо спит, плохо ест (или, наоборот, много ест), крайне раздражён, образно говоря, он выбит из привычной бытовой и профессиональной колеи.[43,38]

Очень часто межличностные конфликты возникают на работе, когда отношения между коллегами носят откровенно грубый, бестактный характер, а иногда разного рода придирки, притеснения, несправедливость носят прикрытый, завуалированный характер, что приводит к невозможности оставаться в данном коллективе. Когда конфликтанты переходят на личности, то отношения между ними могут испортиться навсегда и желания их восстанавливать не возникает ни у кого.

Наступает время, когда вся группа знает о каждом её члене практически всё, что только можно о нём узнать. Допустимы частые повторения «излияния своей души». Новизны в беседах становится всё меньше и меньше, интерес к собеседникам падает, а повторения начинают раздражать. Вот почему мы редко выбираем со своего класса, любой другой группы друзей, приятелей, казалось, что чужие лучше, интереснее, привлекательнее, потому что они новы. У них много для нас непознанного. Можно сделать вывод, чем экономнее расходуется информация, которой располагает человек, тем надёжнее он защищён от опасности стать надоедливым. Большую ошибку делает человек, вступающий в новый коллектив, стремясь как можно скорее и полнее рассказать всё о себе. Необходимо помнить, что личное счастье человека содержится не в нём самом, не в так называемом социальном окружении как таковом, оно содержится в сфере положительных межличностных отношениях[60].

Содержательная сторона конфликта, конечно же, приносит гораздо больше пользы в решении проблем и регулировании межличностных отношений. Однакообилие формальных контактов с людьми приводит, с одной стороны, к тому, что «никто не лезет в душу», не навязывает своего мнения, не контролирует эту душу, а с другой стороны, эту же душу формальное взаимодействие истощает, потому что она не востребована, и потому не функционирует. В человеке выхолащивается его уникальное «Я», неповторимо человеческое, индивидуально-личностное и наращивается стереотипно-социальное. Но счастье человека зависит не столько от того, насколько он удачлив и успешен в социальной карьере, сколько от того, насколько он удачлив во взаимоотношениях со значимыми людьми – родными, близкими по духу, мировоззрению, ценнсотным ориентациям друзьями, интересными коллегами. [61]

Довольно часто причиной межличностных конфликтов сегодня являются гендерные различия, связанные с полом, а вернее, с моделями поведения мужчин и женщин. Прежде всего, это взаимное непонимание, неприятие друг друга по очень разным причинам, расхождение интересов, ценностных ориентаций, подходов к профессиональной деятельности, разрешению возникающих проблем. Например, женщинам, в сравнении с мужчинами, свойственны более выраженная консервативность, но вместе с тем более высокий уровень ответственности, терпение, способность к выполнению монотонной работы и многое другое.[65]

1.3. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы их регулировани

Прежде всего, для исследования межэтнических конфликтов и причин их возникновения, необходимо дать определение и характеристику таким понятиям как «нация», «этнос», «национальность». В Большом философском словаре находим следующее определение нации: «нация (от лат. natio – племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования их территорий, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, характера». [61]Для сложившейся нации характерны национальный дух, национальный характер, национальное сознание, общность духовной жизни. Но самым высоким национальным чувством является национальное самосознание, которое, возникнув, становится важным условием дальнейшего существования и развития нации, а также условием взаимоотношений с другими нациями, народностями, этносами. Т.е. её жизненность и позитивная активность в значительной мере определяется характером и уровнем национального самосознания.

Практически, идентичное «нации» является понятие «этнос». В греческом языке ethnos — народ, племя – исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей; племя, народ, нация. Нация может быть этнически неоднородной, например, этнические типы русской нации, множество этнических типов кавказских национальностей, которые отличаются по языку, диалекту, имеют этнические признаки внешности и др. [71]

Для правильного понимания сущности нации, её этнических особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия — «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, является более узким, чем понятие «нация». Различение их помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность (этнические особенности языка, культуры) с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной нации. Например, японец, китаец, русский, еврей и др., живущие в США, уже не являются носителями своей нации. [70]Они американцы японского, китайского, русского, еврейского и т. д. происхождения. В данном случае национальность выражает гражданскую принадлежность, равно как и россиянин – это гражданская национальностьпредставителей любой нации, любого этноса, живущих на территории России и имеющие российское гражданство.

Разумеется, что такое многообразие национальностей, народностей, этносов в одной стране, со своей самобытной культурой, нравами, обычаями, традициями, менталитетом, самосознанием вносит существенные трудности в их отношения, в их взаимопонимание.[55]

Для выявления причин межэтнических конфликтов, равно как и других, нужен всесторонний и глубокий анализ характера взаимоотношений этнических групп. Не вдаваясь в глубокий ретроспективный анализ национального вопроса в России, отметим только некоторые предпосылки для возникновения межэтнических конфликтов.

Присоединение к России территорий с нерусским населением (начиная с 16 века) не столько усиливало мощь России, сколько всё больше и больше прибавляло проблем межнационального характера. Любая попытка какого-то этноса выйти из-под власти самодержавия воспринималась как тяжкое государственное преступление. Известно, что любое притеснение, любое угнетение одного народа другим усиливает напряжённость в их взаимоотношениях. В России волнения на национальной почве подавлялись подобно обычному бунту, но проблемы оставались и накапливались. Вместе с этим в своём православно-великорусском самолюбовании самодержавие несколько высокомерно смотрело на нерусские национальности, что, естественно, унижало национальное достоинство и болезненно отражалось на самосознании той или иной нации, народности, этноса. [5,с.456]

Царское правительство заботилось лишь о том, чтобы «инородцы» исправно платили подати и демонстрировали лояльность власти. Разумеется, что при таком отношении к нерусским национальностям и речи не шло о поддержке развития их национальных культур, например, открытии университетов с преподаванием на национальном языке, сохранении обычаев, нравов, традиций, т. е. всего того, что является особенностью, лицом нации.

В советское время хотя и декларировалась «дружба народов», однако национальный вопрос всегда оставался достаточно острым, и проблемы только накапливались. Большевики, придя к власти, вполне последовательно проводили политику «единой и неделимой» страны, культура объявлялась единой во всём её многообразии «социалистической по содержанию, национальной по форме».[50,29] Официально считалось, что формируется историческая общность нового типа – «советский народ». Но, как показало время, какого-то особенного «советского народа» невозможно сформировать, что говорит об исторической ошибке в данном вопросе.

Кроме этого, большой вред национальному самосознанию нанесло многократное перекраивание границ между административными единицами, при этом национальные объединения то укрупнялись, то дробились. Одни народы в «наказание» были депортированы, а другие насильно переселены в освободившиеся после депортации территории. Государственные чиновники считали, что может быть даже лучше создавать так называемую национальную чересполосицу с тем, чтобы процесс формирования человека «нового типа», вызревания новой «советской» культуры пошёл ещё быстрее. Оказалось, что новой «советской»культуры нет, а есть культура как общечеловеческая ценность.

В конечном итоге оказалось, что национальная политика не только не способствовала разрешению национальных проблем, но в большинстве случаев прибавляла их. Они, эти проблемы, подспудно накапливались и переходили в латентные (скрытые, вялотекущие) конфликты. Но «видимые» благополучные межнациональные отношения не могли бесконечно долго продолжаться. Перед распадом СССР межэтнические конфликты вспыхнули в Нагорном Карабахе, в Тбилиси, в Баку, в Вильнюсе и в других районах Советского Союза. Это были очень серьёзные вооружённые столкновения с пролитой кровью. После распада Советского Союза межнациональные конфликты не исчезли, скорее, наоборот, запылали с ещё большей силой.

В книге «Психология межэтнической напряжённости» Г.У. Солдатова отмечает: «В новых социально-политических условиях народы России проходят скорее этап разъединения. Его психологической основой является разрушение того уровня идентичности, который объединял народы Советского Союза. Субъект межэтнического взаимодействия становится всё более «первичным» … Общая идентичность даже не «разламывается», она «крошится». Главное значение приобретают различия не цивилизованного или национального уровней, а этнического или даже субэтнического. Например, у северокавказских народов снизилось общее чувство общей «кавказской» идентичности, усилилась дифференциация между этническими группами и внутри этнических групп. Поэтому в качестве активных субъектов деятельности и взаимодействия на Северном Кавказе следует рассматривать не отдельные республики, а составляющие их народы». [49, с, 348].

Межэтнический, межнациональный конфликт возникает там и тогда, где и когда в качестве конфликтующих сторон выступают отдельные нации, народности, этносы, преследующие несовместимые цели и требования. «Этнонациональные конфликты — это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии «этнические общности». [40 с. 243].

Межэтнический конфликт это одна из форм межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы. В связи с этим Курбатов В.И. отмечает, что «многие этнонациональные конфликты можно назвать ложными из-за высокой составляющей эмоционального характера. Слишком высокая степень эмоциональной насыщенности затрудняет адекватное восприятие ситуации и противоположной стороны, рождая ложные образы и опасения, агрессивность и дегуманизируя восприятие оппонента» [40, с.246].

Однако, большинство этноконфликтов возникают на основе реальных национальных интересов, когда их источниками являются не только и не столько чисто этнические противоречия, сколько социально-политические, экономические, например, из-за неравного доступа различных этносов к природным ресурсам, неравного распределения объёмов и полномочий власти даже противоречия экологического характера. Известно, что далеко не всегда доходы, получаемые от нефти, газа, леса, золота, алмазов и других природных богатств, расположенных на севере нашей страны идут на экономическое и культурное развитие малочисленных коренных народов, живущих на данных территориях, таких как эвенки, ненцы, ханты, манси, ульчи, нанайцы и многие другие народы и этносы. Разумеется, что возникает совершенно естественное желание стать полноправными хозяевами природных богатств, повысить тем самым свой национальный статус, стать более свободными, суверенными, установить наиболее справедливые взаимоотношения с центром и с другими нациями и народностями. Но пока в полной мере этого непроисходит, и отсюда возникают острые противоречия между центром и населением богатых территорий, между потребителями и донорами. Всё это приводит к напряжённости в их взаимоотношениях.

Не меньшую напряжённость создают современные экологические проблемы, которые приводят к самым разным негативным последствиям для жизни (часто выживания) коренных малочисленных народов России. Необходимо восстановить баланс между обществом и природой, остановить бездумную эксплуатацию природы в угоду обогащения современным российским олигарфам.[69]

Неумение или нежелание государственных деятелей снимать межнациональное напряжение до прямого столкновения приводит к увеличению поводов для межэтнических конфликтов. Нарастание межэтнического конфликта сопровождается: 1) ростом эгоцентризма, свойственного этническому самосознанию любого уровня развития; 2) усилением интенсивности и активности в обществе этнических негативных стереотипов, таких, например, как националистическая идеология, что крайне актуально для сегодняшнего дня. [68]Напомним, что для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от характера сложившихся взаимоотношений данной нации с другими. Националистическая идеология поддерживает непримиримую агрессию по отношению к другим нациям, приверженность к крайним взглядам и мерам (экстремизм). Здесь же рядом процветает неофашизм, антисемитизм, русофобия и др. Их лозунгами являются следующие: «побеждает сильнейший», «бороться до победы и уничтожения противника», при этом ни одна из сторон не желает идти на компромисс. Компромисс рассматривается как поражение, как предательство собственных интересов, а не как взаимные уступки для мирного решения проблем с наименьшими материальными потерями и человеческими жертвами. В такой ситуации общие черты, общие интересы с национальными соседями становятся малосущественными, а межэтнические различияприобретают повышенно важное значение. Известно, что различия всегда оцениваются в свою пользу, и это становится дополнительным источником конфликта. В ситуации противоборства, вражды всё своё расценивается как позитивное, человеческое, а поведение соседа другой национальности трактуется как негативное, нечеловеческое. В сознании конфликтующих сторон формируется образ соседа «врага» и «образ своих». [61,62]При возникновении конфликта эти образы становятся всё примитивнее, грубее, прямолинейнее. Всё это сегодня наблюдается в отношениях между Украиной и Россией. На протяжении десятилетий новые украинские учебники с искажением исторической правды, грубая пропаганда, СМИ добились изменения национального сознания украинцев, в особенности молодого поколения, которому внушалась исключительность, особенность украинской нации. Ненависть ко всему русскому не знает пределов, на всех уровнях Россия представляется как враг Украины, и что она всегда была агрессивной страной не только по отношению к Украине, но и ко всему миру. Националистические предрассудки, преувеличенное или извращённое проявление национальных чувств – явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, особенно необразованных, недостаточно зрелых в политическом и культурном отношениях.

Внутренним (собственно этническим) источником конфликта может быть столкновение национальных интересов в той же социально-политической и экономической сферах. [11,с.278]Осознание этих интересов всё большей частью данной этнической группы в ситуации столкновения приводит к осознанию угрозы этим интересам (действительной или мнимой) и потребности защищать их. Кроме этого источником конфликта может стать политизация этнической принадлежности. Это процесс, в котором противостоящие слои и социальные группы поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах конфликт приобретает от большого эмоционального потенциала этнического самосознания.

Любой конфликт возникает и развёртывается в определённом культурном пространстве. И если культура обусловливает образ мышления и поведения людей в самых разнообразных жизненных ситуациях, то это же она делает и в ситуациях конфликтных. Россия – это поликультурное пространство и с нарушением культурных связей обостряется и проблема межэтнического общения.

Существует множество способов выхода из конфликта. Но все их с разными вариациями в зависимости от условий, уровня напряжённости между конфликтующими сторонами, целей конфликта можно объединить в три класса способов. Это: 1) насилие; 2) разъединение и 3) примирение. [ 40].

  1. История человечества наполнена множеством примеров обращения к силе для разрешения конфликтов, когда более сильная сторона принуждает к подчинению более слабую сторону. Насилие решает конфликт по принципу: «Сильный всегда прав», «Начальник всегда прав», «Богатый всегда прав» и т. п. Эти принципы говорят о торжестве глупости — сила есть, ума не надо гласит известная русская поговорка,

Ещё раз подчеркнём, что насилие никогда не являлось продуктивным способом разрешения конфликта. Конфликт, с применением военной, материальной, интеллектуальной силы не исчерпывал себя, он лишь переходил в другую форму сосуществования и, рано или поздно, возобновляется с ещё большей разрушительной силой. Разрешение конфликта с позиции силы часто оказывается для победителя оченьдорогим по затратам и к тому же далеко не всегда надёжным успехом. Конфликт, с применением насилия может окончательно разрешиться только в случае полного уничтожения слабой стороны. И если «победитель» считает, что победителей не судят, то это совсем не так, они получают моральное осуждение в истории на долгие годы.[65]

  1. Разъединение как способ прекращения конфликта завершается путём прекращения взаимодействия, разрывом отношений между конфликтующими сторонами. Однако полного разъединения часто невозможно осуществить по достаточно серьёзным причинам. Например, враждующие национальные группы не могут и не хотят уходить с территории, где они живут рядом друг с другом долгие годы. Существует такой путь разъединения как бегство одной из конфликтующих сторон. К этому способу обычно прибегает слабейшая сторона, чтобы уйти от насилия и избежать его последствий. Из истории известно, что с помощью бегства спасали себя не только отдельные личности, но и многочисленные социальные группы. В связи с этим стоит вспомнить трагическое событие, происшедшее в 16 столетии и получившее название Варфоломеевской ночи. Кровавая резня междугугенотами и католиками в Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года в преддверии дня св. Варфоломея вошла в историю как Варфоломеевская ночь. Разъярённая толпа врывалась в дома и убивала всех тех, кто не желал исповедовать католицизм. Эта ужасающая по своей жестокости бойня являет собой непримиримый, острый религиозный конфликт между католиками и протестантами (гугенотами). За одну ночь былоубито 3 тысячи человек. Протестанты бежали из католической Европы в Америку и другие страны, где их не преследовали. Однако, любой конфликт, любая война, рано или поздно, заканчивается. Так война между католиками и протестантами завершилась Сен-Жерменским миром. С тех пор ни католики, ни протестанты не желали, чтобы Варфоломеевская ночь повторилась. Она напугала всех неконтролируемым народным бунтом, а само название приобрело нарицательное значение. С тех пор организованные массовые убийства стали называть именно так.[68]

В 2015 году отмечается страшная трагическая дата — столетие армянского геноцида, когда Османская империя на национальной почве уничтожила около полутора миллионов армян.[62] Оставшиеся спасались бегством в разные страны мира, в том числе и в Россию, создавая по всему миру армянские диаспоры, армянские сообщества, которые существуют и по сегодняшний день.

Известно, что и в России в своё время было бегство староверов из мест постоянного проживания в глухие леса, чтобы избежать преследований за веру.

Сегодня межнациональные конфликты с новой силой вспыхивают по всему миру. Бесконечный конфликт между Палестиной и Израилем, между исламистами – фанатиками разных стран и православными христианами.

В Йемене эктсремистами было убито 148 студентов – христиан Йеменского университета только лишь за то, что они не смогли процитировать главы из Корана.[68]

Отметим, что разъединение, как способ выхода из конфликта, ведёт к постконфликтной ситуации, которая может оказаться достаточно болезненной для одной или для обеих конфликтующих сторон. Это связано с тем, что расставшиеся стороны, избавившись от конфликтных отношений друг с другом, вынуждены искать контакты с другими партнёрами и входить сними в экономические и культурные отношения. И нет никаких гарантий, что с новыми партнёрами не возникнут те же самые проблемы. Поэтому разъединение далеко не всегда является эффективным способом выхода из конфликта, необходимо искать более продуктивные способы профилактики , предотвращения потенциальных конфликтов.

  1. Примирение как способ выхода из конфликта достигается исключительно в результате переговоров между конфликтующими сторонами. Но если мирное улаживание разногласий происходит как бы «само собой» на основе молчаливого прекращения спора, то в этом случае конфликт не исчерпывается, а на время утихает. Такой мир хрупок и ненадёжен и конфликт может вспыхнуть в любое время даже по всякому пустяковому поводу.

На практике, если даже одна из конфликтующих сторон обладает достаточным уровнем общей культуры, умением вести деловой разговор, слушать доводы другой стороны, то они обычно пытаются вступить в переговоры прежде, чем использовать насилие или разъединение, потому что переговоры – это основная и наиболее эффективная форма разрешения конфликтов.

Творческий руководитель, накапливая опыт управления конфликтами, постепенно превращает его в своего рода свод правил или кодекс принципов. Один из существующих кодексов управления конфликтами предлагает В.И. Курбатов. Этот свод правил может быть успешно использован и в управлении межэтническими конфликтами:

  1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.
  3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
  5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
  6. Традиции хороши, но до определённого предела.
  7. Сказать правду, тоже надо уметь.
  8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
  9. Не превращайте настойчивость в назойливость!
  10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.
  11. Не переоценивайте свои способности и возможности.
  12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  13. Проявляйте доброжелательность!
  14. Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации.
  15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах! [ 40].

Умение разрешать любые конфликты — это важная часть социально-психологической компетентности любого человека, позволяющая жить в мире и согласии с любыми другими. Умение же предупреждать, разрешать, регулировать межэтнические конфликты — это забота государства и компетенция лиц, занимающихся государственной национальной политикой, основная функция которых является профилактика, предвидение и предупреждение потенциальных конфликтов на территории России, а именно:

  1. Государственная политика должна быть направлена на строгое соблюдение национального равноправия, достижение фактического равенства в экономической, политической и культурной областях, внимательное, позитивное, даже деликатное отношение к культуре, традициям, нуждам и особенностям малочисленных (не малых, а именно малочисленных) народов, психология которых крайне уязвима.
  2. Необходимо искать точки соприкосновения сотрудничества, взаимодействия, установления взаимовыгодных экономических и культурных связей.
  3. Глубоко изучать причины межэтнических противоречий, прогнозировать возможные прямые столкновения и предотвращать их.
  4. Силовое, грубое, приказное решение межэтнических проблем недопустимо, что должно быть зафиксировано в различных законодательных актах.
  5. Строго соблюдать дипломатические приёмы в решении национальных вопросов. Научиться не приказывать, а разговаривать, а в разговоре, как известно, основным условием установления нормальных отношений является умение слушать и понимать проблемы оппонента.
  6. Необходимы объединительные межнациональные процессы, иначе межнациональным выяснениям отношений не будет конца.
  7. Создание условий для повышения не только уровня жизни представителей всех национальностей, народностей, этносов, но, что очень важно, повышение качества их жизни, которое во многом зависит от образовательного и общекультурного уровня, ценностных ориентаций, мотивов, потребностей и интересов, мировоззрения в целом.
  8. Глубокий анализ причинно-следственных связей относительно межэтнических конфликтов и максимально возможное устранение причин их побуждающих.
  9. Для профилактики и регулирования межэтнических конфликтов необходимы прочные, постоянно развивающиеся культурные связи, творческий взаимообмен, обогащающий всех субъектов межэтнических отношений.
  10. Продуманная, разумная национальная политика снизит уровень национальных амбиций, национальных обид.[62]

Эти и другие условия предупреждения конфликтов являются объективными, внешними, осуществление которых зависит от государственной политики.

В этом вопросе правительство Российской Федерации идет стратегическим путем. 16.11.2006 — рассмотрен Советом ГД ФС РФ Проект Федерального закона n 369190-3 «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ). [63]14 марта 2011 г. в Институте социологии РАН по инициативе Научного совета по проблемам национальной политики Отделения общественных наук РАН с участием ученых РГГУ состоялось заседание круглого стола, посвящённого обсуждению вопросов обеспечения и укрепления межнационального и межконфессионального согласия, вынесенных на повестку дня заседания Президиума Государственного совета, прошедшего 11 февраля в Уфе.[64]17.06.2011 состоялся круглый стол «Пути достижения межнационального согласия», в котором приняли участие ученые московских вузов (РГГУ, РУДН, НИУВШЭ, ГАУГН) и академических учреждений.[62]

19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». До этого времени в России действовал силу Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»22.10.2013 г. состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. На нем обсуждались вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики. В частности было рекомендовано проработать предложение о совершенствование системы этнологического образования и подготовки кадров в сфере государственной национальной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений. Было одобрено предложение по формированию этического кодекса журналистов, работающих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Признано целесообразным проработать вопрос об установлении административной ответственности СМИ за распространение недостоверной информации, провоцирующей конфликты на национальной почве. Было признано необходимым создание единой методологической основы для системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов.[64] Признано целесообразным создание федерального центра анализа и мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений при Президенте РФ.12.11.2013 г. В пресс-центре РИА Новости прошел круглый стол на тему «Модели межэтнической и межконфессиональной толерантности на постсоветском пространстве», инициированный Порталом «Россия для всех» и проведенный при участии РГГУ.[62]05.12.2013 г. в Госдуме прошли парламентские слушания «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025: задачи и перспективы».В соответствии с Указом № 602 Президента РФ рабочая группа Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям подготовила Проект Стратегии по национальной политики.Проект был разослан в субъекты Российской Федерации и обсуждался в исполнительных органах, научных учреждениях и общественных организациях. [63] По Проекту было получено более полутора тысяч предложений. По возможности их учитывали при работе над Проектом Стратегии.Проект Стратегии был обсужден на Расширенном заседании рабочей группы с представителями регионов.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 168 образовано Федеральное агентство по делам национальностей.Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. № 368 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» утверждено Положение о Федеральном агентстве по делам национальностей. Можно констатировать факт, что на государственном уровне делается все возможное для урегулирования межэтнических конфликтов.[62]

Но существуют и субъективные условия предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов, которые зависят от отдельного человека, как субъекта, воспитательного процесса в семье, школе, общественных организациях Субъективной стороне предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов посвящена вторая глава данной работы.


Страницы:   1   2   3   4


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф