Меню Услуги

Диагностика уровня толерантности субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе национального согласия


Страницы:   1   2   3   4


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы межэтнических конфликтов

1.1. Понятие конфликта

1.2. Типология и виды конфликтов

1.3. Межэтнические конфликты: причины возникновения и способы их регулирования

Глава 2

2.1. Диагностика уровня толерантности субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе национального согласия «Заисток» г. Томска.

2.2. Толерантность как способ предупреждения и регулирования межэтнических конфликтов в начальных классах школы национального согласия   «Заисток» г. Томска.

Заключение

Литература

Введение

Актуальность проблемы. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия, борьба добра и зла всегда были и остаются одними из центральных социальных проблем во всех цивилизациях мира. Время, в которое мы живём, до предела насыщено самыми разными конфликтами. Но даже на таком неблагополучном фоне межэтнические, межнациональные конфликты занимают особое место среди всех других видов конфликтов и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям для России и бывших республик Советского Союза. На территории бывшего СССР за период 1992 года было зафиксировано около 200 этнотерриториальных споров, к 1996 году сохранили актуальность 140 территориальных притязаний. [40, с 249]

К сожалению, межэтнические конфликты носят «хронический» характер, они не имеют окончательного разрешения. Этнические отношения всегда были весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему. [2,5]

Межэтнические конфликты часто переплетены с конфликтами иного рода – политическими, экономическими, культурными и другими. Порой они служат лишь поводом, прикрытием, а иногда своеобразным «усилителем» противоборства, открытой борьбы политических и иных сил. В некоторых регионах социальные группы с негативной установкой, мафиозные кланы, националисты, «новые демократы», неофашисты, русофобы и прочее, используя острые национальные проблемы, рвутся к власти и часто достигают своих целей. Массы же людей, вовлечённые в конфликт, иногда не осознают этой подоплёки и скоро разочаровываются в новой власти. Нечистоплотные политиканские цели стали распространённой практикой нашего времени, источником многих кровавых конфликтов, которые принесли огромный вред развитию нормальных, дружеских межнациональных отношений. [43,с. 89]

Появившись с человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не являлись предметом научного исследования. Однако с изменением условий жизни, в особенности социально-политических и экономических, видоизменялись и конфликты, становясь, всё более острыми, часто непримиримыми, приобретая, при этом, новые физические, экономические и социальные последствия. Сегодня уже невозможно относиться к конфликтам как явлению обыденному, само по себе приходящему, существующему и уходящему. Необходим научный, конфликтологический подход в понимании мотивов, причин их возникновения, поиск наиболее эффективных методов, способов, приёмов их регулирования и разрешения в самых разных ситуациях жизни и деятельности человека, группы, общества в целом, ибо конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить.[48,51]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наибольшуюостроту иактуальность приобрели сегодня в России межэтнические конфликты. На территории бывшего СССР тлеет масса этно-политических конфликтов. Это связано с тем, что, во-первых, этно-политические отношения сами по себе конфликтогенны и, во-вторых, некоторые политические ошибки руководства, допущенные в отношении национальной политики, многократно увеличивают их число. Это известные конфликты, «порождённые проблемой восстановления прав депортированных народов (ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев), произвольными территориальными изменениями, нарушавшими целостность этносов (Южная Осетия, Нагорный Карабах, Крым), чрезмерной русификацией всей социальной жизни в районах компактного проживания национальных меньшинств и т. д.». [40, с. 240]

Россия – исторически многонациональная страна (в России более 150 этносов, народностей, наций.), много конфессиональная и, разумеется, между нациями, народностями, этническими группами возникают самые разные по своей остроте социально-экономические, экологические и культурные противоречия, которые необходимо снимать, регулировать, создавая при этом условия для мирной, созидательной жизни в единой России. Необходимо отметить, что с развалом Советского Союза, государственная национальная политика, практически, прекратила своё существования, что крайне негативно сказалось на характере межэтнических отношений в России.

В современной России также проводится мониторинг межэтнических отношений. Один из центров исследования национальных конфликтов совместно с созданным информационным агентством «Клуб Регионов» опубликовали рейтинг межэтнической напряженности в Регионах России, составленный по результатам исследования с сентября 2013 по март 2014 годов. Специалисты составили интерактивную карту конфликтов, в которой все регионы распределили по зонам: 1) очень высокая напряженность, 2) высокая напряженность, 3) средняя напряженность, 4) низкая напряженность, 5) очень низкая напряженность.[55]

В первую группу ( с самым большим накалом) были отнесены Москва, Дагестан, Татарстан и Ставропольский край. Немного уступают по напряженности и занимают вторую отрицательную позицию Ростовская, Самарская, Саратовская, Челябинская, Астраханская, Нижегородская, Московская области, ХМАО и Краснодарский край.

На третьем месте в списке регионов со «средней напряженностью» оказались Башкирия, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Ленинградская область, Липецкая область, Новосибирская область, Омская область, Пермский край, Свердловская область, Томская область, Хабаровский край. Там эксперты зафиксировали неоднократные случаи целенаправленных насильственных этнически мотивированных действий, массовые ненасильственные действия.[55]

К регионам с низкой напряженностью отнесли Адыгею, Алтайский край, Архангельскую область, Бурятию, Забайкальский край, Иркутскую область, Калужскую область, Камчатский край, Карелию, Кемеровскую область, Кировскую область, Коми, Курганскую область, Курскую область, Мордовию, Мурманскую область, Новгородскую область, Приморский край, Псковскую область, Рязанскую область, Тверскую область, Тульскую область, Удмуртию, Чувашию, Ярославскую область. Если в этих регионах и возникали единичные этнические конфликты, то ненасильственные.

Самыми благополучными оказались Амурская область, Белгородская область, Брянская область, Вологодская область, Еврейская АО, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калининградская область, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Костромская область, Красноярский край, Магаданская область, Марий Эл, Ненецкий АО, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Алтай, Сахалинская область, Северная Осетия, Смоленская область, Тамбовская область, Тува, Тюменская область, Ульяновская область, Хакасия, Чечня, Чукотка, Якутия, ЯНАО. В этих регионах межнационального насилия за последние полгода не было вовсе.

К регионам с неэффективной национальной политикой отнесены Краснодарский и Ставропольский край, Москва. Среди регионов с успешной национальной политикой эксперты назвали Саратовскую, Оренбургскую области, Мордовию, Чувашию. Благополучную ситуацию в Чечне эксперты назвали результатом авторитарного стиля управления и вытеснением нечеченского населения из республики.[55]

Также эксперты попытались спрогнозировать будущие межэтнические конфликты и составили список «сейсмоопасных» территорий. В него попали Москва, Московская область, Петербург, Северный Кавказ и в Поволжье. Регионами с очень сложной ситуацией были названы Чечня и Ингушетия (катализатор – многолетний территориальный конфликт), Кабардино-Балкария (конфликт между тюркскими и кавказскими народами), а также Калмыкия (конфликт между ногайцами и калмыками).

К «зоне риска» также были отнесены несколько регионов Сибири и Дальнего Востока. По мнению исследователей, серьезным дестабилизирующим фактором в этих регионах может стать распространение радикального ислама среди приезжих.[55]

Тюменская область, ХМАО и ЯНАО находятся в потенциальной зоне риска из-за большого притока мигрантов-иностранцев и граждан России из других регионов. Кроме того, там отмечается рост влияния криминализированных кавказских диаспор.Серьезной проблемой называют присутствие мигрантов и сезонных рабочих из Китая на Дальнем Востоке.Эксперты констатировали рост в целом по России межэтнической напряженности. С 1 сентября 2013 года по 20 марта 2014 года в стране произошло 570 межнациональных конфликтов разной степени интенсивности.

В связи с острым противоречием между желаемым и реальным положением дел в сфере межэтнических отношений в России, президент Российской Федерации В.В. Путин 13 марта 2015 г. предложил, а 1 апреля 2015 г. подписал Указ о воссоздании Федерального агенства по делам национальностей. [58] Президент особое внимание обратил на то, что необходимо не просто повторить, скопировать программу по национальной политике, которая осуществлялась в советское время, а, во-первых, саму проблему обозначить как наиболее приоритетную, социально значимую и остро актуальную; во-вторых, создать программу, которая необходимо восстановила бы потерянные межнациональные экономические связи, и способствовала бы развитию и повышению уровня национальных культур, литературы, искусства в целом и, в-третьих, выработать ясную, прозрачную общую концепцию национальной политики и национального строительства в мультиэтнической России. То есть поднять эту, крайне сложную, трудно разрешимую проблему межнациональных отношений на качественно новый уровень с тем, чтобы минимизировать этнонациональные конфликты.[56]

Чтобы реально решать проблемы межэтнических конфликтов необходимо глубоко изучать, знать и учитывать национальные особенности, национальный характер (менталитет), изучать причины и особенности межэтнических конфликтов, причины их возникновения с тем, чтобы прогнозировать, вовремя находить способы их предупреждения и регулирования. Этими вопросами занимаются многие известные отечественные и зарубежные социологи, социальные психологи такие как: Гришина Н.В., Здравомыслов А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Емельянов С.М., Солдатова Г.У., Хасан Б.И., Левин К., Хорни К, Черняк Е.Б., Шапиро Даниэль, Курбатов В.И., Гребёнкин Е.В. и многие другие. [43,28]Так Гришина Н.В. занимается проблемами психологии конфликта в целом; Здравомыслов А.Г.особое вниманиеуделяет разработке межнациональных конфликтов после распада Советского Союза[34]; у Бородкина Ф.М. и Коряк Н.М. вызывают интерес выводы авторов о путях предотвращения конфликтных ситуаций, прогнозирования их развития и управления ими; Емельянов С.М. разработал современные педагогические технологии регулирования конфликтов, а также наиболее популярные методики социально-психологической диагностики конфликтов; для Солдатовой Г.У. предметом её научного интереса является психология межэтнической напряжённости в России;Хасан Б.И. разрабатывает психотехнику конфликта и конфликтной компетентности, предлагает конструктивные способы регулирования конфликтов; Хорни К. занимается проблемами внутриличностных конфликтов, в частности,. базальными конфликтами; Гребёнкин Е.В. исследует проблемы школьных конфликтов; Левин К. представил типы конфликтов и способы разрешения социальных конфликтов и т. д. Но, вместе с тем, проблем межэтнических конфликтов не становится меньше, что требует дальнейшей разработки данной проблематики. [51]

Таким образом, актуальность проблемы и её социальная острота и значимость определила тему выпускной квалификационной работы: «Особенности межэтнических конфликтов в России: способы регулирования».

Цель. Изучить современные технологии по профилактике и регулированию межэтнических конфликтов

Гипотеза. Целенаправленная и систематическая работа всех социальных институтов: школы, семьи, общественных организаций, государства в целом и их взаимодействие по формированию толерантности, уважительного отношения к представителям других национальностей, иного вероисповедания способствует регулированию и снятию межэтнических конфликтов.

Цель и гипотеза определили решение следующих задач.

  1. Проанализировать литературу по проблеме межэтнических конфликтов.
  2. Диагностировать характер взаимоотношений между детьми различных национальностей, обучающихся в одном классе.
  3. Использовать эффективные способы регулирования конфликтов
  4. Проанализировать и сравнить результаты первого и второго этапов исследования.

Объект исследования; межэтнические конфликты.

Предмет исследования: технологии регулирования и профилактики межэтнических конфликтов.

Методологической основой явились теоретические разработки проблемы конфликта Гришиной Н.В. (2008), Здравомыслова А.Г. (2010), Емельянова С.М (2009), Левина К. (2000); Бородкина Ф.М., Коряк Н.М. (2013); Хорни К (2007), Курбатова В.И (2009), Гребёнкина Е.В. (2013) и других учёных социологов и социальных психологов.

Методической основой послужили практические наработки и рекомендации отечественных и зарубежных психологов-практиков по разрешению и регулированию самых разных видов и типов конфликтов. Были использованы: «Методика диагностики межличностных отношений» (Т. Лари); «Социометрическое исследование межличностных отношений у подростков» (Дж. Морено); «Изучение и диагностика социально-психологической адаптации подростков в коллективе» (К. Роджерс).

В работе были использованы следующие методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме межэтнических конфликтов в России и способов их разрешения, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг частоты возникновения конфликтов в группе (классе).

Научная новизна: впервые в начальной школе г. Томска проведено исследование по профилактике и регулированию межэтнических конфликтов, в котором участвовали дети, их родители и учителя.

Теоретическая значимость: результаты проведённого исследования вносят свой скромный вклад в теорию и практику регулирования межэтнических конфликтов в пространстве начальной школы национального согласия.

Практическая значимость проведённой работы: рекомендации, выработанные в ходе совместной деятельности детей, родителей, учителей и всех субъектов воспитательно-образовательного процесса могут быть использованы в практической педагогической деятельности всех заинтересованных в решение данной проблемы.

Выборка: исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения (МАОУ СОШ № 12, статусное подразделение «Заисток» — школа национального согласия) г. Томска. В исследовании участвовали дети разных национальностей.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы межэтнических конфликтов

1.1. Понятие конфликта

В русский язык слово «конфликт» пришло из латыни. В латинском языке conflictus — означает буквально столкновение (серьёзное разногласие, удар, .спор, борьба.) Это международное слово, то есть звучание и значение его в разных языках примерно одинаково. Так в немецком языке – «konflikt» — конфликт, столкновение, в английском — «conflict» — конфликт – столкновение, борьба.  [70]

Отметим, что в словаре В.И. Даля его ещё нет, а у С.И Ожегова (современный «Толковый словарь русского языка») оно есть и толкуется как «столкновение, серьёзное разногласие, спор». Психологический словарь определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» Данное определение не даёт ответа на вопрос о содержании конфликта, а скорее ставит новые вопросы, например, что значит «трудно разрешимые» или, «острые переживания»? А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [4, с, 8]. Предложенное понимание конфликта предполагает в качестве его обязательных компонентов негативные чувства и противодействие субъектов

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Необходимо подчеркнуть, что любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Достаточно очевидным является то, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении, т. е. в данном случае сам конфликт рассматривается как характеристика взаимодействия..

Многочисленные исследования показывают, что источниками конфликта являются:

  • неточная или неполная информация;
  • кажущиеся несовместимости цели;
  • неприемлемые методы руководства;
  • несоответствие интересов и навыков работы;
  • неточно поставлена задача;
  • не обеспечена поддержка в ресурсах;
  • не соблюдены нравственные требования;
  • негативные чувства по отношению друг к другу. [45,с. 215]

Таким образом, в основе любого конфликта лежит та или иная ситуация, как правило, включающая:

  • противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
  • противоположные цели или средства их достижения в определённых условиях;
  • несовпадение интересов, желаний, влечений, намерений, смыслов, установок, характера направленности на оппонента и людей в целом;
  • различные уровни общей культуры, воспитанности, ответственности, интеллигентности субъектов конфликта.
  • Стремление всех к равенству, которого не может быть никогда, ибо сама природа наделяет нас совершенно разными, т.е. индивидуально-психологическими особенностями и возможностями (не путать с равноправием как социальной проблемой); мечта об одинаковых привилегиях; желание иметь то, что имеют другие; соперничество; честолюбие и многое другое.[5,с.312]

Чтобы конфликт (столкновение) начал развиваться, необходим инцидент. Отметим, что инцидент во многих языках имеет один и тот же смысл и переводится как неприятный случай, сиюминутное происшествие, событие, приключение, недоразумение с элементами противоречия, это своеобразный толчок для дальнейшего действия.[71]Одним словом, инцидент имеет место быть тогда, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. И если другая сторона отвечает тем же (зло на зло), не считая нужным или не умея найти разумный компромисс, то потенциальный конфликт, который всегда заложен в инциденте, перерастает в актуальный. То есть инцидент – это первоначальный акт, провоцирующий конфликт, который вызывается внешними обстоятельствами. Внешние обстоятельства диктуют ситуации скорейшее начало конфликта, и тогда это будет не причина конфликта, а его повод.

Необходимо помнить, что прямое столкновение, как правило, имеет негативные последствия для каждого из участников конфликта. Но если хотя бы одна из сторон возникшего инцидента понимает его негативные последствия и, что очень важно отметить, является носителем высокой общей культуры, умеет не просто говорить, а разговаривать, т.е. вести диалог, то инцидент может быть исчерпан, он не перерастает в прямое столкновение или не перерастает в конфликтную ситуацию.

Конфликтная ситуация – это психологически неблагоприятна (эмоционально напряжённая) обстановка.[11,с.143] Напряжённость свидетельствует об осознании субъектами назревшего противоречия и потребности его разрешения. Начало конфликтного действия предполагает наличие мотивов. Но мотив — не причина, а совокупность намерений субъекта. Он формируется на основе оценивания конфликтной ситуации.

По времени конфликтная ситуация может длиться от нескольких минут до нескольких лет и, если она затяжная, то неизбежно ведёт к разрушению психического, физического, эмоционального здоровья членов любого социума и в дальнейшем – к распаду этого социума. Если существует конфликтная ситуация, то конфликт может возникнуть каждую минуту, если исчерпываются возможности мирного разрешения противоречия.

В конфликте, как социальном явлении, заложены определённые функции: положительные (конструктивные) и отрицательные (деструктивные). Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей разрешения и позволяет её понять. Конфликт стимулирует процесс познания интересов, ценностей, целей оппонента. В ходе столкновений соперники лучше узнают друг друга, усваивают полезные знания, накапливают опыт взаимодействия с другими в самых различных ситуациях конфликта. Часто разногласия и дискуссия, как формы конфликтного поведения, способствуют поиску истины. Отсюда известное высказывание: «в споре рождается истина». Однако истина может родиться только там и тогда, где и когда люди во взаимодействии умеют и хотят слушать друг друга. [29,с.65]

Другая функция конфликта – интегративная, т.е. объединяющая людей. Возникновение, развитие конфликта, а главное – его разрешение, урегулирование, способствует гармонизации общественных отношений, в том числе и в особенности межнациональных.

Как в любом другом явлении, в конфликте существует его оборотная сторона, т.е. – деструктивная (разрушающая). Поэтому конфликт является фактором социальной – дифференциации, что является оборотной стороной интеграции. [49,с.189 ]Это выражается в расколе общества на полярные группы, политические и национальные сообщества, взаимодействия которых доходит до самых острых столкновений, нередко и до вооружённых.[14] Конфликты, чаще всего, ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешают совместным согласованным действиям для его выполнения; портят отношения между людьми; вызывают нервное напряжение и стрессы, и, что самое важное, разрушают наше здоровье и многое другое. Но с другой стороны, как заметил Ч. Диксон: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» [26, с. 17].

Конфликт, как известно – явление динамичное, часто спонтанное и мало предсказуемое. Однако им всё же можно и нужно управлять. Поэтому сегодня особое место в теории конфликта занимает проблема его предупреждения. Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на какую-либо сферу человеческих отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Само прогнозирование – это представление о будущем конфликте с определённой вероятностью указания его места и времени возникновения. (Такой способностью должны обладать руководители любой группы, сообщества, коллектива) В первую очередь следует обозначить возможные противоречия. Следующим шагом разработки прогноза служит выявление тенденций изменения конфликтной ситуации, развития противоречий. На основе подобного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев развития конфликта. Разумеется, что точно и однозначно предвидеть, предугадать место и время будущего конфликта, оценить его остроту и последствия – задача крайне сложная. Она посильна тем людям, которые обладают определёнными личностными качествами, социально-психологическими знаниями и интуицией.[52,с.48]

Интуиция в переводе с латинского языка – «пристально, внимательно смотреть» и означает «чутьё, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте». Интуиция – отыскание, часто практически моментальное, решение задачи при недостаточности логических оснований, знание, возникающее без осознания путей и условий их получения – как результат «непосредственного усмотрения». Это характеристика, так называемой чувственной интуиции. В контексте данного исследования такая интуиция недостаточна для предвидения, предвосхищения, прогнозирования конфликтов. Необходима интеллектуальная, научная интуиция, основанная не только на предчувствии, природно обусловленном, но и на глубоких знаниях, проанализированном опыте, научном наблюдении, логических программ поиска решения задач и др. [65]

К слову, такой интуицией, такой психологической зоркостью обладал Антон Семёнович Макаренко (1888- 1939 г.г.), выдающийся отечественный педагог, работавший в двадцатые годы в колонии для малолетних правонарушителей. Зная возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников, Антон Семёнович, по собственному признанию, умел с первого взгляда, по внешним признакам, по каким-то мельчайшим «завиткам» личности сравнительно точно предсказывать, например, кто совершил тот или иной поступок, его причины и мотивы. И в связи с этим точно и целесообразно выбирал воспитательное воздействие. Он читал мысли и чувства воспитанников по их внешнему облику, по глубине взгляда и по многим другим признакам. Всё это помогало Макаренко избегать ошибок во взаимодействии с воспитанниками и, что очень важно, от возможных конфликтов в колонии. А причин для конфликтов в колонии было предостаточно.[21]


Страницы:   1   2   3   4