Заявка на расчет
Меню Услуги

Дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр……………………
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста………
1.2. Специфика развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………
1.3.Дидактические игры как средство развития ребенка дошкольного возраста…
Выводы по первой главе………………………………………………………………
Глава 2. Использование математических игр для развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………..
2.1. Игровая деятельность старших дошкольников…………………………………
2.2 Ход и содержание эксперимента…………………………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

Введение

На современном этапе развития общества проблема умственного развитии детей не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что значение интеллектуальных способностей в современном технологическом обществе значительно возрастает. В дошкольном возрасте умственное развитие наиболее интенсивно происходит в процессе формированию элементарных математических представлений. Большое внимание в ходе математического развития дошкольников, уделяется овладению специальными видами деятельности, которые включают в себя две группы. Первая группа содержит ведущие математические виды деятельности, такие, как счет, измерения, простые вычисления на основе арифметических действий. Вторая группа включает в себя доматематические, специально сконструированные виды деятельности, такие, как сравнение предметов путем наложения или приложения, уравнивание и комплектование, сопоставление и уравнивание.
Как показывает практика, не все дети при поступлении в школу в достаточной мере владеют такими элементарными математическими представлениями, как геометрические представления, моделирование.
Актуальность работы обусловлена рядом факторов:
— социальным заказом по формированию элементарных математических представлений у детей с момента дошкольного детства;
— возможностью совершенствования качества формирования первичных математических понятий у старших дошкольников путем применения дидактических игр на занятиях по математике.
В современное время проведены исследования игр с математическим содержанием: - дидактические игры математического содержания (А.А.Смоленцева);
- дидактические игры с элементами информатики и моделирования (А.А.Столяр);
- игры направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А.Зак, З.А.Михайлова).
Дидактическая игра также привлекла внимание многих психологов: Е.И.Тихееву, Ф.Н.Блехер, А.П.Усову, Б.Н.Хачапуридзе. Дидактические игры математического уклона способствуют не только расширению знаний дошкольников, но и закреплению представлений детей о величине, геометрических фигурах, количестве, а также направленности времени. Содержание таких дидактических игр способствует проявлению и формированию у ребенка интереса к познавательной деятельности, выявлению закономерностей, связей и взаимозависимостей предметов и явлений окружающей действительности. Живой естественный интерес у детей вызывает проведение дидактических игр. Это способствует развитию самостоятельности их мышления, а главное, развитию их методов познания. Дидактические игры для формирования общих представлений о геометрических фигурах содержат игровые приемы, помогающие детям познакомиться со свойствами каждой из фигур, научиться выделять качества каждой фигуры, находить данную фигуру из нескольких предложенных, сравнивать геометрическую фигуру с предметами окружающего мира, учить называть элементы каждой фигуры. Дидактические игры на выполнение операций с геометрическими фигурами направлены на развитие у детей умения составлять из разных фигур данную фигуру, располагать фигуры в заданном отношении друг к другу, делить одну фигуру на несколько составных частей, строить из фигур определенные предметы. Дидактические игры на формирование представления о форме предметов направлены на создание условий для интеллектуального развития ребенка, его понимания и видения геометрических фигур в предметах окружающей действительности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрическом представлении у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как способ формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста
Цель исследования – разработать и апробировать систему упражнений на формирование геометрических представлений с помощью игр с математическим содержанием.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить психолого-педагогические особенности восприятия геометрических представлений детьми дошкольного возраста.
2.Описать особенности развития понятия геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать использование дидактической игры как средство развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Подобрать и разработать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста .
5. Провести эксперимент и проверить эфеективность использования дидактических игр для развития геометрических способносте у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна заключается в проведении экспериментальной работы по развитию геометрических представлений у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования. Имеющиеся методические разработки по организации игровой деятельности как условия геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать в педагогической работе воспитателей, педагогов ДОУ и педагогических работников, занимающихся математическим развитием старших дошкольников.
Гипотеза исследования – если использовать дидактические игры с математическим содержанием, то это будет способствовать не только ФЭМП, но и развитию геометрических представлений.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 9». В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Жизнь ребенка в дошкольном возрасте построена на чувствах, которые способны придать ей выразительность и яркость. Так как дошкольник еще не способен контролировать свои эмоции, то они захватывают его полностью, и ребенок становится зависим от них.
По мнению Ахаева А.В., характер чувств дошкольника отличается от чувств взрослого. Они более непосредственные, бурные, непроизвольные. Они быстро вспыхивают и гаснут. Поэтому часто можно увидеть перемену в настроение малыша: вот только он смеялся и уже плачет [4].
Переживания дошкольника во многом зависит от отношения к нему окружающих: взрослых и сверстников. Если малыш чувствует, что его любят, уважают его права, уделяют достаточно внимания, он чувствует себя защищенным и уверенным. Это говорит о чувстве эмоционального благополучия. Оно способствует формированию положительных качеств личности, которые важны при взаимоотношениях с другими людьми.
По мнению Джанпеисовой Г.Э, важным фактором в развитии детей является эмоционально-волевая сфера, потому что взаимодействие не может быть эффективным, если участники не научатся владеть своими личными эмоциями и понимать эмоциональные состояния других людей. Эмоциональная сфера личности ребенка напрямую влияет на любые изменения в познавательной деятельности, происходящие в детстве [18].
Известный русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что важность эмоций и непреодолимой воли в развитии личности ребенка и настаивает на важности детских чувств и эмоций в осуществлении воспитания. Эмоционально-волевая сфера является главной составляющей в развитии ребенка. Это связано с тем, что общение и взаимодействие может быть эффективным только в том случае, если дети не научились «читать» эмоции других людей и контролировать свои собственные. Понимание своих чувств и эмоций также является важным моментом в становлении развивающейся личности. Волевые качества старшего дошкольного возраста создают основу для систематического обучения и в то же время развиваются в процессе этого обучения.
Специалисты в области педагогике и психологии выделяют основные особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников: дети проявляют сильные, неосознанные эмоции в течение коротких периодов времени; эмоции доминируют в поведении ребенка; когда что-то идет не так, то дети расстраиваются или сердятся, но вскоре забывают об этом; дети обычно не могут скрывать свои чувства и эмоции [1, 5, 6].
По мнению Калининой И.Г, компонентами эмоционально-волевой сферы дошкольного возраста являются: эмоции, чувства, настроение и воля, тесно связанные и влияют друг на друга по мере роста и развития ребенка. При нормальном развитии эмоционально-волевой сферы, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляются мотивы, интересы и потребности, которые становятся «двигателем» его деятельности и поступков, у него начинает у ребенка формироваться представления об окружающем мире, корректное отношение к окружающим, а также представления о том, что такое «хорошо» и «плохо», развивается навык оценивания окружающих и самого себя, как части общества [20].
В старшем дошкольном возрасте дети открывают для себя определенную относительность постоянства предметов, при этом используют большое количество предметов в зависимости от их функционального назначения и испытывают ценностное отношение к окружающему предметному миру.
Характерны для детей старшего дошкольного возраста резкие, но не долгие эмоциональные реакции. В этом возрасте они еще не умеют скрывать свои переживания. До 8 лет дети легко, возбудимы, их чувства очень быстро меняются, грусть меняется на радость, спокойное состояние приходит на смену раздражению.
Дети дошкольного возраста переживают то, что связано с настоящим моментом. Так, например, они радуются тому, что научились строить из кубиков замок и помогли бабушке убрать со стола. Умеют сочувствовать человеку, у которого неприятности.
Проведенное исследование психолого–педагогической литературы прямо показывает, что в дошкольном возрасте происходит развитие и воспитание ребенка, при этом чувства дошкольника проявляются в первую очередь с помощью красочных, завораживающих предметов, расположенных вокруг него. Сенсорные процессы считаются областью эмоционального существования детей, которая заряжает и регулирует все их психологические функции без исключения. Сенсорные образы и сенсорный контроль считаются целью и продуктом образования [22].

1.2. Специфика развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

Утюмова Е.А. указывает, что форма выступает одним из фундаментальных признаков предмета: «не выделив и, не опознав которую, невозможно узнать предмет» [41].
Согласно определению Расуловой Л.Г, форма представляет собой одно из свойств окружающих предметов, основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство, позволяющее отличать один предмет от другого. Далее она указывает, что важно помнить о том, что понятия «форма» и «очертание» не являются тождественными. В частности, «форма» является более общим термином, в то время как «очертание» представляет собой более специфическое понятие. Свое обобщенное отражение форма обретает в геометрических фигурах [34].
Термином «фигура», как правило, обозначают множества, расположенные на некоторой плоскости, ограниченные конечным числом линий. Геометрические фигуры выступают эталонами, при обращении к которым, индивид оказывается способным определить форму предметов и их частей [44].
Знание геометрических фигур является важным для познания окружающего мира. Благодаря им ребенок может анализировать предметы, объекты, сравнивать их, выделять общее и отличное. Классифицировать геометрические фигуры можно как по чувственному, так и по логическому критерию. Однако ребенок-дошкольник, как правило, еще не различает фигуру как отдельную категорию мышления. Он воспринимает форму фигуры вместе с предметом, целостно: зрительно, осязательно, а также двигательным способом [45].
Ученые пришли к выводу, что совершенствование с возрастом способов обследования фигур неразрывно связано с улучшением их узнавания.
Познавательные, гностические функции руки не только не опережают соответствующих функций глаза, но и возникают и формируются под руководством зрения.
Существование нескольких точек зрения по данному вопросу доказывает сложность взаимоотношения ориентировочных движений руки и глаза в процессе восприятия, познавания детьми окружающего мира. Можно предположить, что на протяжении дошкольного детства рука и глаз развиваются параллельно, оказывая взаимообучающее воздействие друг на друга [49].
Штепа М.А. изучал процесс развития словесного обозначения детьми формы геометрических фигур и выделил несколько этапов:
1. Этап опредмечивания – ребенок, не зная обозначений геометрических форм, дает им названия по аналогии с предметом, который та или иная форма ему напоминает (треугольник – крыша, круг – солнышко).
2. Предэталонный этап – из всех окружающих предметов ребенок выбирает в качестве эталона предмет, обладающий постоянной формой, и сравнивает с ним все другие предметы (это как солнышко, как окошко) [49].
Ребенок правильно определяет формы предметов, используя эталонные знания (платок квадратной формы).
Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходит постепенное развитие восприятия, усвоенное детьми общественно выработанных эталонов формы (геометрических фигур) и овладение перцептивными действиями. Практические действия ребенка с объектами постепенно расщепляются на ориентировочную, обследующую свойства объекта, и исполнительскую части; ориентировочное действие становится самостоятельным и переносится во внутренний план.
Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста происходит таким образом, что сначала геометрическая фигура воспринимается ребенком как целое. Дети еще не способны выделить в ней отдельные элементы, заметить характерные для разных фигур сходства и различия, также каждую фигуру они воспринимают как отдельную. Затем дошкольники начинают при опознании фигуры использовать ее контур [16].
Предеина Ю.А. указывает на то, что знакомство дошкольников с геометрическими фигурами следует начинать с различения округлых предметов и предметов, имеющих углы. Данное обучение необходимо производить методами рассматривания и ощупывания предметов простых форм, близких к геометрическим формам, и которые не имеют составных деталей [33]. Вначале обучения представляется целесообразным использовать однотипные предметы, не сильно различающиеся по размеру и материалу, из которого они состоят, но имеющие разную форму. Исследователь рекомендует использовать разноцветные флажки разной формы: треугольной, квадратной, прямоугольной. По мнению ученой, такое деление поможет ребятам выделить признак формы из всех других признаков, а цвет будет помогать ему в этом. Лишь после того, как ребенок усвоил разницу ему можно предложить любые предметы простой формы, такие как: мячик, баранки, колесо
Воспитатель учит дошкольников обследовать форму предметов осязательно-двигательным путем, делая акцент на слове «форма». В качестве специально применяющихся приемов можно назвать обведение контура предмета своими руками и руками ребенка, проведение рукой по поверхности предмета с речевым сопровождением: «Это колесо. Колесо круглое! Круглой формы» [40].
Деева Л.О указывает, что в этом возрасте дошкольников важно привлечь к совместной деятельности. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети следили глазами за движением его рук, зрительно, таким образом, как бы помогая производить аналогичные движения рукой в воздухе. Контур предмета должен быть обведен так два или три раза, чтобы у малышей сохранилась устойчивая ассоциация между ним и его формой. Каждый раз движение завершается скольжением рукой по поверхности предмета, иначе представление о форме может связаться с линией контура. Для развития представлений о геометрических фигурах и форме рекомендуется использовать игры «Катится, не катится», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что в руке». [16 ].
В младшей дошкольной группе воспитателю рекомендуется продолжать накапливать у детей опыт восприятия предметов разной формы. Дети рассматривают и воспроизводят в рисунке, лепке и др. предметы простой и более сложной формы, состоящие из двух-трех частей, форма этих частей пока еще близка к геометрическим эталонам (это могут быть неваляшка, кружка, цыпленок и т.п.). [40].
Предеина Ю.А. предлагает организовать осязательно-двигательное и зрительное обследование формы предметов Результаты обследования закрепляются в словах: круглый, прямоугольный и т.д. В этом возрасте с детьми можно проводить следующие дидактические игры: «Что предмет рассказывает о себе», «Узнай предмет по его части», «Домино предметов», а также использовать кубики, разрезные картинки, изображающие кружки, треугольники и другие фигуры. Их рекомендуется использовать как наглядный материал при первичном обучении счету. Дошкольники младшей группы, определяя количество фигур, должны стараться назвать их. [33].
Для закрепления умений различать и называть фигуры используются дидактические и подвижные игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Домино форм», «Покажи такую же фигуру».
Бурханов К.Т. в процессе формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников предлагает следующее. Для ознакомления с формами использовать цветные геометрические фигуры. Их можно изготавливать, обводить цветными карандашами, выкладывать с их помощью разные предметы. Пользуясь деревянными трафаретами, дети могут приготовить для игры лото на геометрические формы. На больших картах наклеить по две, три или четыре формы, к ним маленькие карточки, которые ребенок кладет на пустые квадраты рядом. Формы могут быть разных цветов. Он отмечает, что потребность называть формы в игре лото лучше всяких нарочитых уроков обеспечит овладение ими и установление соответствия между формой и названием. [7].
Применение игровых элементов приветствуется всеми педагогами. Игра может иметь форму конструирования чего-либо. В качестве примеров можно назвать игры-занятия со строительными материалами, в которых дети учатся накладывать одни фигуры на другие, а также распределять их по рядам, понимать назначение данного «строительного материала» (кубиков, кирпичиков и др.), производить более сложные постройки из большого количества фигур разной формы. Так, воспитатель может попросить детей построить «Дорожку для куклы», «Комнату для матрешки», «Берлогу для медведя», «Кресло для котика», «Будку для собачки
Требования, которые предъявляются к педагогу как организатору процесса обучения, являются следующими:
1. Педагогу необходимо помнить о том, что познание свойств геометрических фигур детьми происходит наиболее успешно в активных и игровых формах деятельности, куда включены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование объемных игрушек определенной формы, а также геометрических фигур позволяет приобщить дошкольников к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам.
3. Обучение необходимо осуществлять не только на занятиях в детском саду, но и дома, для чего важно наладить сотрудничество с родителями детей, объяснить для них значение формирования представлений о форме у дошкольников.
4. Игры и задания необходимо подбирать с учетом возраста и уровня развития детей.
5. Целенаправленное развитие и закрепление элементарных геометрических представлений должно осуществляться систематически на протяжении всего дошкольного периода. [40].
Таким образом, в результате анализа литературы можно сформулировать следующие выводы:
— в процессе развития у детей дошкольного возраста представлений о форме необходимо учитывать их возрастные и психофизиологические особенности развития;
— следует стремиться накапливать сенсорный опыт у детей, обучая их различным способам обследования объектов;
— при обучении детей выделению признаков формы из других признаков нужно исходить из геометрических эталонов (геометрических фигур), где форма ярко выражена в чистом виде и обобщена. Если у ребенка имеется в представлении такой обобщенный образ формы, то ему легче выделить ее в окружающих предметах.
— необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения.
В развитии сенсорного восприятия ребенка важную роль играет усвоение общепринятых сенсорных эталонов — образцов внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки, в роли эталонов формы — простейшие геометрические фигуры, эталонов величины — метрическая система мер. Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в определенной последовательности. Сначала он узнает основные образцы, а затем — их разновидности. При этом важно не забывать, что разные эталоны должны называться и сопоставляться между собой сначала взрослыми, а потом ребенком. Лишь тогда они будут хорошо сохраняться в памяти. Хорошо развивают сенсорные способности ребенка рисование, лепка, аппликация, оригами, вышивание. Усвоению знаний способствуют игры, во время которых ребенок самостоятельно изображает, а потом вырезает и раскрашивает различные фигуры [32].
В области восприятия человеком цвета сенсорными эталонами являются хроматические цвета (фиолетовый, зеленый, синий, желтый, красный, оранжевый, голубой) и ахроматические цвета (черный, белый, серый). Чтобы усвоить эталоны формы, ребенок должен уметь узнавать соответствующую форму предмета, называть ее, уметь найти ей применение во время совершения действий, а не производить анализ с точки зрения величины и количества сторон, углов и прочего. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен освоить три основные фигуры: круг, треугольник и квадрат. Далее нужно вводить все новые фигуры, приручая ребенка к разновидностям прямоугольников, овалов, треугольников, и т. д. Главное – умение ребенком самостоятельно их различать [11].
Овладение эталонами размерности дается ребенку несколько сложнее, чем эталонами цвета и формы. В величине нет «абсолютного» значения, и ее определяют посредством условных мер. Усвоить их — сложная задача, которая требует от ребенка определенной математической подготовки — дошкольникам трудно решить ее. Но для восприятия пользоваться метрической системой не обязательно. Объект может оцениваться как большой в сравнении с другим, который в данном случае будет являться маленьким.
Когда усвоены сенсорные эталоны, нужно научить ребенка использовать их в роли образцов при изучении разных предметов. Самая сложная задача для детей этого возраста является — это оценить сочетание форм, величин и цветов у предмета со сложной структурой [24].
Воспринимать цвета конкретных предметов ребенок научится быстро — это несложная задача, когда эти предметы имеют чистый цвет. Но, когда цвет будет содержать элементы разных тонов, выраженные в разной степени (к примеру, бордовый, кофейный, шоколадный и другие), задача станет непростой, требующей специальной тренировки, умения различать и выделять объекты с разными оттенками цвета. Точного умения воспринимать отдельные оттенки и цвета будет недостаточно. В произведениях искусства и природе цвета находятся в разнообразных сочетаниях. Ребенка 3-4 лет следует учить разглядывать эти сочетания, видеть определенный ритм расположения отдельных тонов, различать цвета
Обучение ребенка определению формы предмета, в первую очередь, это обучение умению находить сходство между простой геометрической фигурой и формой предмета. Далее важно научить обозначать словесно форму предмета (тарелка — круглая, телевизор – квадратный и т. д.). Однако не все предметы имеют форму, которая однозначно напоминает какую-либо геометрическую фигуру. Во многих случаях форма сложнее: выделяются общие очертания, форма основной части, форма и расположение отдельных частей. На всех этапах обучения можно использовать один простой прием — предложить обводить ребенку контур и части предмета. Это помогает сопоставить обводимую им форму с эталонами.
Обучая ребенка обследованию величины объектов нужно направлять программу на развитие глазомера. При этом нужно учить ребенка решать сложные «глазомерные» задачи, с каждым разом все сложнее. Сначала он старается сравнивать два предмета, при этом прикладывая один предмет к другому, подбирать два предмета на глаз, которые равны третьему по суммарной величине. Далее он должен овладевать более сложными способами обследования величины предмета — научиться использовать простейшую мерку. Например, при выборе предмета, который равен образцу, этот образец ребенок измеряет полоской картона, а затем отыскивает предмет, равный этой мерке. Ребенок подбирает недостающие для постройки нужные, детали, в лепке он делит комок глины, для того чтобы он хватил для всех частей, а также в аппликации, в рисовании и, безусловно, в играх. [36].
Ребенок, овладевая сенсорным эталоном, закрепляет его в памяти, связывая со словом. Слово фиксирует этот эталон, оставляет в памяти те свойства, которые принадлежат именно этому эталону. Эталон, связанный со словом становится гораздо проще применять в действии, притом эта простота подкрепляется более точным и осознанным применением
По словам Вершининой Л.В., в период дошкольного детства формируется три главных вида перцептивных действий: идентификация, отнесение к эталону, моделирующее действие [11].
Если ребенок развивается нормально, то в младшем дошкольном возрасте его восприятие становится более осмысленным, анализирующим, целенаправленным, произвольным.
К трем годам у ребенка оформлены основные компоненты волевого действия, но они недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны.
Исходя из вышеизложенного, взрослый должен:
1. Перед ребенком ставить такую цель, которая им была бы не только понята, но и принята – тогда ребенок сам захочет ее достичь.
2. Помогать ребенку, направлять его к достижению цели.
3. Приручать ребенка не сдаваться, несмотря на трудности, которые перед ним возникнут.
4. Играть в различные игры-головоломки, где перед ребенком поставлена определенная цель
Умение хорошо организовать место работы, поддерживая не нем порядок, и своевременно начинать работать – очень важные навыки, которые нужно сформировать к моменту начала школьного обучения [44].
Данные нейропсихологов свидетельствуют о том, что лобные отделы головного мозга у детей только-только формируются к 7 годам. До этого управляемое, произвольное поведение ребенка будет затрудненным. Учитывая эти особенности ребенка, а в частности нерегулируемое, непосредственно эмоциональное и непроизвольное поведение, нужно развивать его физические данные, направлять ребенка в двигательную сферу: скорость, ловкость, быстроту, пластику в играх, в прыжках, беге и метании.
Следует использовать данный период для увеличения познаний ребенка, накопления опыта. На базе общего развития ребенок перейдет на новый уровень – уровень контролируемого, управляемого и разумного поведения.
Безусловно, взрослый человек должен являться посредником при этом переходе, он должен направлять ребенка, учить контролировать поведение и оценивать то, что он делает
Взрослый должен стараться научить ребенка:
1. во-первых, понимать, а во-вторых, принимать поставленную задачу и ее цель;
2. строить планы относительно своей деятельности;
3. искать пути достижения цели;
4. преодолевать трудности;
5. давать оценку результатам своей деятельности;
6. не отказываться от помощи.
Необходимо сразу же нацеливать ребенка на выполнение поставленного задания до конца, не важно, уборка ли в комнате, помощь родителям, конструирование – все это своего рода задания, и ребенок должен стараться выполнять их от начала до конца. При этом ребенок не должен приручаться к тому, что, если он сделал дело до конца, значит, он справился, несмотря на качество достигнутого результата. Ребенок должен стараться выполнить задание хорошо, с максимально достигнутым результатом. Если у него не получается сделать что-либо с успехом, взрослый должен ориентировать ребенка на то, что в следующий раз он сможет, просто нужно приложить больше усилий. [38].
При наличии ошибок лучше попросить ребенка постараться найти их самому – это и есть начальная форма самоконтроля.
При воспитании в ребенке умения планировать свои действия взрослый должен пользоваться вопросами: «А как ты будешь это делать?», «Что ты сделаешь сначала
Подведение итогов – важная часть деятельности. При возможности нужно демонстрировать окружающим успехи ребенка, ребенку должно это нравиться, иначе он не будет стремиться в следующий раз добиться такого же результата.
Проблемы со зрительным восприятием у ребенка могут быть связаны не только с нарушениями целенаправленности и произвольности, во многих случаях расстройства, связанные со зрительным анализатором являются причинами этих нарушений.
Зрительный анализатор – сложная нейрорецепторная система, обеспечивающая восприятие и анализ зрительных раздражений. Зрительный анализатор состоит из органа зрения (глаза), проводящих путей (зрительный нерв, зрительный тракт) и подкорковых и корковых центров зрения (нижние холмики среднего мозга, заднее ядро таламуса, медиальная поверхность коры затылочной доли больших полушарий головного мозга). Через зрение ребенок получает большую часть информации об окружающем мире.
Как считает Попова С.В., для нормального функционирования, глазное яблоко должно производить следующие движения, которые регулируются тремя парами глазодвигательных мышц:
1. Саккадические движения (совместные скачкообразные движения для слежения за объектом);
2. Дивергенция – конвергенция (для фиксации изображения);
3. Тремор (микрокалебания);
4. Медленный дрейф;
5. Прослеживание. [32].
Все эти движения, согласованные с движениями скелетной мускулатуры, и составляют основу зрительно- моторной координации. Слабая зрительно- моторная координация часто служит причиной глупых ошибок, которые допускаются ребенком во время копирования изображений или же списывании текста. Причиной слабой зрительно- моторной координации служат функциональные отклонения в деятельности головного мозга.
По мнению Тупикиной Д.В., по такой же причине могут наблюдаться и отклонении развития аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора. Зрительный анализатор, как уже было сказано, состоит из органа зрения, проводящих путей и подкорковых и корковых центров. В подкорковых центрах происходит первичный анализ раздражения, передаваемого от палочек и колбочек, находящихся в сетчатке глаза. Далее нервный импульс направляется в корковый центр, где происходит сознательный анализ зрительного раздражения [40]. Однако сигнал от подкорковых центров в некоторых случаях может не доходить до корковых центров. Это необходимо для быстрого ответа организма на какие-либо опасности (моргание при резком ярком свете). Данные ответы организма будут носить бессознательный характер, так как они не контролируются корой больших полушарий. Эти рефлексы будут сохраняться и при повреждении корковых центров. Сознательными же являются более сложные рефлексы, такие как анализ, синтез зрительных раздражений. Данные процессы развиваются у человека не сразу, лишь к середине первого года жизни ребенка они только начинают свое развитие.
Нормально развитое зрение обеспечивает ребенку возможность получать информацию об окружающем мире, контролировать действия, ориентироваться в пространстве, управлять точными операциями. У каждого человека, несмотря на то, что видим мы, казалось бы, все одинаково, свои особенности зрения. Степень сформированности различных зрительных способностей человека, по Г.И. Рожковой, можно разделить на 3 группы.
Первая группа включает в себя оптико-физиологические показатели, которые обеспечивают оптимальные условия деятельности зрительной системы.
Данные показатели содержат диапазоны, в пределах которых зрение у человека может функционировать, а также характерные для самой системы ограничения вследствие ее физиологических и анатомических особенностей. К группе принадлежат: величины полей зрения, объем аккомодации, показатели рефракции, размеры слепого пятна, скорости адаптации, время сохранения информации о световом раздражении. Во вторую группу включаются базовые показатели зрения: острота зрения,
В третью группу входят комплексные показатели, которые отражают точность работы высших механизмов зрения, эффективность согласованной деятельности зрительной и других систем организма (глазодвигательной системы, внимания и памяти) и определяющие работоспособность зрения. По словам Г.И. Рожковой, “…такие показатели имеют прямое отношение к познавательным способностям и обучаемости человека”.
Нарушения показателей зрения второй и первой групп часто замечают родители или же сам ребенок.
Нарушения комплексных зрительных показателей часто остаются незамеченными, так как не влияют на обыденную жизнь ребенка и проявляют себя только в определенных условиях, примером которых может послужить обучение чтению. Стандартное офтальмологическое обследование отклонения в развитии данных функций, обычно, не выявляет. Но именно эти показатели логопедами, психоневрологами и психологами, коррекционными педагогами рассматриваются как серьезная преграда для полноценного и своевременного овладения чтением и письмом.

1.3. Дидактические игры как средство развития ребенка дошкольного возраста.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.
Игра – важнейший вид деятельности для детей дошкольного возраста, в котором выражается, формируется и интенсивно развивается психика ребенка. В частности, технология игрушек стала популярной, потому что она содержит самые важные элементы для воспитания, развития и ухода за детьми.
Проблема модификации внимания детей требует нового подхода, и общей нитью является идея использования различных игрушечных учебных пособий.
Игры с древности использовались в качестве образовательного метода для передачи опыта старшего поколения младшему. Игра широко используется в народной педагогике, в дошкольном воспитании и во внешкольных учреждениях. В современных дошкольных
учреждениях игры используются с целью активизации и повышения эффективности учебного процесса [22] Лушникова Е.В. пишет, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ребенок в игре будет таким же, как во взрослой жизни и на работе. Для ребенка игра – это социальная практика, реальная жизнь со сверстниками. Поэтому неоспоримо, что игра помогает всестороннему развитию [25].
Наглядное представление дошкольниками человеческих отношений и задач в игре помогает им понять и пережить эту реальность и является решающим фактором в развитии высокого чувства человечности и воспитании воображения и творческого мышления.
Именно в игре реализуется потенциал, первое творческое выражение личности ребенка.
Функция игры напрямую связана с психологическими характеристиками, выявленными в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и других.
Мильковская И.Ю. отмечает, что дети охотнее учатся новому, играя, и предлагает учителям стараться сделать обучение более веселым. По мнению автора, грань между игрой и обучением не должна стираться [28]. Это означает, что в классе следует использовать больше обучающих игр и игровых приемов. Многие ученые обращали внимание на важную роль обучающих игр. Педагоги могут расширить практический опыт детей и закрепить их знания об окружающем мире.
Термин «игровые технологии» охватывает довольно широкую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме различных развивающих игр [35].
Игровые технологии – это целенаправленная система, которая ориентирована на ребенка как на самостоятельную личность, способную к саморазвитию. Цели игровой технологии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самореализации. Этот тип технологий фокусируется на индивидуальности ребенка, а не на его проблеме, и основное внимание здесь уделяется так, что ребенок становится личностью, которая лучше подготовлена к решению текущих и будущих проблем.
Игровые технологии представлены в двух формах: инсценированной и несценированной [28].
Разница между ними заключается в функции и роли педагога. В игре, где ребенок обсуждает свои чувства, эмоции и поведение, то есть принимает активную роль, во втором варианте ребенок полностью самостоятелен, осознает себя, свои сильные и слабые стороны в игре, то он может в дальнейшем преодолевать трудности и разрешать конфликты самостоятельно.
Целью использования игровых технологий является не изменение или перестройка ребенка, не обучение конкретным поведенческим навыкам, а предоставление ребенку, при достаточном внимании и сочувствии взрослого, возможности пережить игровые ситуации, которые помогут ему приобрести необходимые навыки общения [11].
Задачи игровых технологий:
• Развивать чувство контроля;
• Развивать чувствительность к процессу манипулирования;
• Развивать чувство внутренней признательности; развивать в себе чувство
уверенности.
• Развивать когнитивные и физиологические функции до уровня готовности,
необходимого для обучения;
• Развивать артикуляционный аппарат;
• Развивать зрительно-пространственную ориентацию;
• Развивать тонкие мышцы рук;
• Развивать навыки эффективного общения в двух сферах контактов с окружающими взрослыми и сверстниками, а также видеть особую роль каждой сферы в психическом
состоянии и развитии личности ребенка;
• Развивать способность размышлять о собственном поведении и спонтанно
саморегулироваться;
• Развивать эмоциональную сферу ребенка, эмпатию и сочувствие [38].
Важность игровых технологий отмечали зарубежные представители педагогики О. Деклори, Ж. Дрор, Э. Сеган. Отечественные ученые Л.С. Выготский, А.И. Граволов, Е.А. Ексанова, Т.С. Комарова и др. Они говорили о том, что игровая деятельность приводит к развитию органов чувств ребенка, формирует мотивацию и потребности продуктивной деятельности, а также способствует развитию восприятия, спонтанного внимания, воображения, мелкой моторики [18].
Это включает в себя стимулирование познавательной активности ребенка, использование наглядных игровых материалов для размышлений, задавание вопросов взрослым и сверстникам, умозаключения и выводы, воображение и творчество, сотрудничество в групповой игре, объективную оценку себя и сверстников [32].
Традиция широкого использования дидактических игр в целях обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Этой проблемой занимались такие педагоги и психологи как: А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.И. Тимофеева, В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, З.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Г.А. Репина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и методом обучения, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
По мнению Ахаева А.Д, игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма познания и труда, общения и искусства. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные способности ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Отсюда и названия игр: познавательные, строительные, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные, дидактические [4].
Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Как уже было определено для развития геометрических представлений необходимо создавать специальные условия. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее удобной и эффективной моделью развития памяти является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой игровой процесс, в который внедряют специальные образовательные инструменты.
По мнению Вануйто О.В., прежде чем игра стала способом развития детей, она использовались как просто элемент повседневной деятельности детей. Но если проанализировать даже обычную игровую деятельность, можно понять, что игра позволяет ребенку эффективно развивать коммуникативные навыки, реализовывать творческий потенциал, тем самым его и развивая. Именно поэтому в настоящее время все дошкольные образовательные учреждения активно используют дидактические игры как средство развития многие психических процессов [8].
Как считает Бурханов К.Т., уникальность дидактической игры состоит в том, что она никак не нарушает уникальность простой игры, в которую привыкли играть дети. Например, если игра подразумевает путешествие, то дети вместе с педагогом будут выходить за рамки образовательного учреждения в поисках приключений и путешествия, если дидактическая игра требует от педагога разделения на группы, то он разделит учащихся по группам для проведения занятия. Дидактические игры соответствуют нормам представления детей о самой игре, не нарушают основной вид деятельности и развивают двигательные и творческие способности. Дидактические игры обладают большим разнообразием, особенно это касается развития памяти, но прежде чем изучить уникальность конкретных дидактических игр на развитие памяти, необходимо изучить условия подготовки к проведению данных игр [7].
Выводы по первой главе.

Дошкольный возраст представляет собой уникальный период, в котором происходит постоянное развитие ребенка. Развиваются и улучшаются многообразные психические процессы, которые позволяют ребенку наиболее лучше осознавать и анализировать мир, в котором он находится, а также готовится к переходу в новый жизненный этап.
Поскольку данный возраст представляет собой игровую направленность со стороны ведущей деятельности, то и игра становится для ребенка источником развития. Дидактические игры как средство и условие развитие памяти представляет собой большой набор разнообразных приемов и инструментов, которые педагог и родители могут использовать в рамках постоянного взаимодействия с детьми. Дидактические игры обладают необходимым арсеналом, который позволяет ребенку наиболее эффективно развивать память и совершенствовать ее состояние. Для того, чтобы дидактические игры могли развивать геометрические представления, необходимо соблюдать и организовывать наиболее благоприятные условия, в которых ребенок будет осуществлять свою образовательную деятельность. Учитывая условия, правильный педагогический подход и рациональное количество дидактических игр, ребенок сможет развивать все высшие психические процессы.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф