Страницы: 1 2
Глава 2. Использование математических игр для развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Поэтому сегодня внедряются новые более эффективные методы и разнообразные формы обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
Проблемой использования дидактических игр в обучении дошкольников занимались такие ученые как В.Н. Аванесова, Е.Л. Агеева, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Т.С. Комарова, Л.В. Артемова, Г.Г. Григорьева, О.Д. Дьяченко, Е.О. Смирнова. Много внимания дидактической игре уделяли педагоги К.Д Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, А.П. Усова, С. Никитин. Результат дидактической игры по их мнению – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений
Ученые предлагают использовать ряд методических приемов, такие как: наблюдение, указание, пояснения, графическое и словесное обозначение пространственных направлений, а также дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Дидактические игры – это один из разновидностей игр с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их применение помогает наиболее глубокому усвоению материала, ребенок становится активным участником познавательной деятельности. Они широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатывается таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.
Дидактическая игра всегда имеет определенный результат, который придает законченность игре и является ее финалом. Результат выступает, прежде всего, в виде решения поставленной игрой образовательной задачи и дает воспитанникам умственное и моральное удовлетворение. Для педагога результат игры — показатель уровня достижений усвоения знаний детьми или в их применении
Анализ исследований свидетельствует о том, что для развития пространственных ориентировок необходима организация специальных игр-занятий, дидактических игр и упражнений на математическом содержании.
В истории развития методики математических представлений большое внимание уделялось роли занимательного материала. В 20 веке З.А. Михайловой создана классификация занимательного математического материала. В основе данной классификации лежит многообразие занимательного материала [29] – игры, задачи, головоломки, что дает основание разбить на группы данный материал.
На основе исследований З.А. Михайловой занимательный математический материал можно классифицировать по следующим признакам:
— по назначению и содержанию;
— характеру мыслительных операций;
— направленности на развитие тех или иных умений [29, 30].
Занимательный математический материал в зависимости от его применения можно разделить на 3 группы:
- Развлечения. К данной группе относят загадки, загадки-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты и т.д. Наиболее известными являются игры, на плоскостное моделирование, такие как: «Танграм», «Кубики для всех», «Волшебный круг» и др.
- Математические игры и задачи. К ним можно отнести: блоки, кубики на включение, нахождение; шашки, шахматы.
- Развивающие (дидактические) игры и упражнения с наглядным материалом и словесные.
В литературе представлены разработки математических праздников и развлечений, лабиринты, игры на преобразование, различные головоломки и пр. Данный материал интересен по содержанию и форме, необычен, отличается парадоксальностью результата. Рассмотрим в качестве примера головоломки. Они могут быть: буквенными в виде кроссвордов и шарад, геометрическими, сгибание проволоки и разрезание бумаги или арифметическими на угадывание чисел и пр.
Математические игры включают в себя: логические и математические упражнения и задачи, а также чисто логические игры. Эта группа занимательного материала способствует тренировке мышления и развитию логических операций и структур.
К третьей группе можно отнести дидактические игры, которые занимательны как по форме, так и по содержанию. Они способствуют развитию компонентов логического мышления, пространственных ориентировок, а также их можно применять при счете и вычислении.
Таким образом, можно сделать вывод, что при развитии у детей старшего дошкольного возраста геометрических представлений должны использоваться занимательные по форме и содержанию логические и математические игры и упражнения. Они отличаются от типичных заданий необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.
2.1. Игровая деятельность старших дошкольников.
Очень важная особенность игр заключается в том, что они выступают эффективным средством интеллектуальной подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В.Н. Аванесов выделял две функции в процессе обучения:
- Закрепление и совершенствование знаний.
- Дети усваивают новые знания и умения различного содержания.
Рассмотрим образовательную область – познавательное развитие, куда входит математическое развитие детей дошкольного возраста, о чем нам говорит текст ФГОС ДО, который выдвигает ряд требований к структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» программа должна выдвигать на первый план всестороннее развитие детей, через различные виды деятельности. Не менее важно создать эффективные педагогические условия, которая будет стимулировать актуализацию личного опыта ребенка: организация игровой деятельности, создание связей между содержанием деятельности и временным отрезком. При подборе игр, педагог должен обращать своё внимание на преемственность, целью которой является физиологическое и психологическое благополучие ребенка, а также полноценное развитие личности и организация плавности перехода из одной образовательной ступени к другой. Если у старших дошкольников не будут сформированы познавательные мотивы, то будет очень непросто воспитать в них желание учиться.
Дошкольный период является сенситивным периодом для развития мотивационной сферы ребёнка. Развитие познавательной мотивации является характерным для детей старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная мотивация не является обязательным проявлением у данной категории детей.
Для развития математического мышления у детей дошкольного возраста используются разнообразные игровые формы: игры по плоскостному проектированию (головоломки, геометрические конструкторы, квадрат «Пифагора», «Танграм», игры Воскобовича и др.), развивающие игры, кроссворды, ребусы, задачи, игры головоломки. Во всем игровом инструментарии, применяемом с дошкольниками, при формировании математических представлений, основным является развитие логического мышления т.е. на развитие таких логических операций как, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и пр. Важным условием, направленным на положительный результат является творческий подход к образовательному процессу например, проведение занятий в игровой форме, разнообразие игровых действий, постепенное усложнение материала и т.п.
Окружающая ребенка действительность – является содержанием дидактических игр, что способствует быстрому пониманию и способов путей решения игровой проблемной задачи. Большое значение в данном виде игр имеют правила, при помощи которых дошкольник находит путь к достижению цели. Правила помогают сформировать способность торможения, особенно это актуально для детей младшего школьного возраста, так же помогают ребенку управлять своим поведением, сделать его произвольным. Дидактическая игра в дошкольном образовании является многоплановым, многогранным педагогическим явлением. Она проявляется через игровой метод обучения, направленный на всестороннее развитие дошкольников, а также является одним из эффективных средств для формирования познавательной активности и математического развития.
Старший дошкольный возраст – это важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы. Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.
На данном возрастном этапе игра достигает своего расцвета и характеризуется высоким уровнем развития. Этому способствует: расширение детского кругозора, развитие интереса к окружающему миру, освоение коммуникативной культуры, развития мышления и воображения. Игровая ситуация моделируется детьми. Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы). Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр. Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
- Сюжетно-ролевые творческие игры.
- Игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные игры;
д) игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся:
1.Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настольно-печатные, музыкально-дидактические.
Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
Механизм игровой деятельности:
1.Всякая игра – свободная деятельность.
2.Игра – это жизнедеятельность детей.
3.Изолированность игры (у любой игры есть место и время).
4.Создание игровых ассоциаций – круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).
5.У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.
Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо:
1.Игровой педагог, т.е. носитель игрового опыта.
2.Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.
3.Преодоления тенденции использования в работе игр одного вида.
4.Учет интересов и желаний детей.
5.Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно-развивающая среда; диагностика.
Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку. Для игр старших дошкольников характерны многообразие тематики и сюжетов: бытовая, трудовая, общественная, на темы литературных произведений.
Для данного возраста представляет особый интерес возможность реализовать свои фантазии. Об этом свидетельствует возникновение особого вида игр – игр -фантазирований. По форме такие игры представляют собой совместные сочинения и разыгрывания сюжетов. Тематика их разнообразна, в них дети отражают и комбинируют реальные события, которые они наблюдали и в которых сами участвовали, а также придумывают сказочные, фантастические сюжеты. Содержание таких игр нередко становится сюжетом игр.
Игры старших дошкольников приобретают характер совместной коллективной деятельности. Дети этого возраста объединяются в подгруппы на основе привязанностей, симпатий и интереса к теме игры. Количество участников может быть до 10-15 человек (чаще 3-5). При выборе ролей старшие дошкольники ориентируются на их значимость для развития общей игры, характеристики героев. Время игр – от 30- 40 мин до нескольких дней.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся реализовать в роли собственное отношение к изображаемому герою. Они создают игровой образ, используя все возможные средства выразительности. Важно отметить, что дети этого возраста стремятся довести роль до логического завершения. Однако тематика и содержание интересующих детей игр часто требует большего количества участников, нежели имеющихся в игровой подгруппе. Отсюда направление работы – обучение умению изменять роль и ролевое поведение по ходу игры в зависимости от содержания новой игровой ситуации.
Игровые правила в сюжетно-ролевой игре детей могут устанавливаться самостоятельно. Реальные правила ребят переносят из повседневной жизни.
Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.
Характерной особенностью игр старших дошкольников является стремление объединить сюжеты разных игр в одну. Отсюда задача – обучать старших дошкольников сюжето — сложению. Это умение выстраивать разнообразные логически связанные события. Поэтому проводятся игры-фантазирования.
- Игры – фантазирования и овладение новым способом сюжето — сложения.
- «Расшатывания» сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок (замена героев).
МЕТОДИКА:
1.Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).
- Частичное преобразование сказки (замена героев, его задачи, волшебного средства).
- Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.
- Введение разно контекстных ролей (Баба Яга и продавец).
- Сочинение историй на основе реалистических событий.
10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:
ПРЯМЫЕ:
Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.
КОСВЕННЫЕ:
Старший возраст:
— чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
2.2 Ход и содержание эксперимента
Экспериментальное исследование по созданию условий для обучения порядковому счёту дошкольников проводилось на базе МБДОУ «Детский сад 9 » г. о. Шатура. В ней участвовали дети старшей группы детского сада, в количестве 20 человек. Возраст детей — 5-6 лет.
Опытно-поисковая работа проходила в три этапа:
- констатирующий эксперимент (исходная диагностика сформированности геометрических представлений у детей);
- формирующий эксперимент (проектирование и реализация педагогических условий для формирования геометрических представлений у старших дошкольников);
- контрольный эксперимент (итоговая диагностика сформированности о геометрических представлениях посредством дидактических игр у детей посредством дидактических игр и сравнение ее результатов с результатами исходной диагностики для установления динамики и определения эффективности проведенной работы).
Цель констатирующего этапа: определить уровень сформированности о геометрических представлениях у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
- Определить критерии, показатели и дать характеристики уровней (высокого, среднего и низкого) сформированности о геометрических представлениях у детей старшего дошкольного возраста.
- Подобрать задания для диагностики уровней представлений о геометрических представлениях у детей.
- Провести диагностику детей, обработать полученные результаты и
сделать выводы.
Для решения первой задачи нами определены критерии и показатели, выделенные на основе требований основной образовательной программы «От рождения до школы».
На основе выделенных критериев и параметров были определены уровни сформированности о геометрических представлениях у старших дошкольников: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень: ребенок имеет достаточно широкие представления о геометрических фигурах и смогли безошибочно определить названия представленных геометрических фигур, их составные части и составляющие. Понимает и правильно использует математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Средний уровень: ребенок старается самостоятельно справиться с заданиями, однако для этого ему требовалась помощь воспитателя либо неоднократное повторение инструкции с подробными разъяснениями условиями выполнения задания. Ребенок путал геометрические фигуры и их названия и не с первого раза определяли их равнозначные части. Он допускает 1-2 ошибки. Не всегда понимает и правильно использует математические понятия и термины.
Низкий уровень: ребенок путаются либо не знают название основных геометрических фигур, не могут правильно выделить их составные части и разделить на равноценные части. Он допускает 3 и более ошибок. Не понимает смысла и почти не использует математические понятия и термины.
Методика диагностического исследования включала 5 диагностических заданий, предложенных Л. Г. Петерсон и Н. П. Холиной.
Для определения сформированности о геометрических представлениях детей использовалось три диагностических задания.
Задание 1. Цель: определение геометрических фигур
Методика проведения.
Воспитатель просит ребенка:
- Назвать и показать геометрическую фигуру (при затруднении ребенку предлагается подумать, а потом ответить на этот вопрос);
- ответить на вопрос: «Что ты видишь на картинке?» (показываются геометрические фигуры большие и маленькие);
- сложить из палочек геометрические фигуры;
- сложить из фигур предмет изображенный на картинке
Задание 2. «Блиц опрос»
Цель: Разгадывание загадок о геометрических фигурах, обращая внимание на свойства фигур.
Методика проведения.
Каждому ребенку загадывается загадка:
- Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат) Обращая внимание на свойства, дети рассказывают, что в загадке сказано: у квадрата все четыре стороны и четыре угла равны. чего на картинке больше: машин или кукол? чего меньше?
2) Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? — … (Треугольник) Ребята рассказывают, что треугольник состоит из трех углов и трех сторон.
3) Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг) Круг – фигура без углов и т.д».
Задание 3. «Составь»
Цель: составить фигуру по образцу.
Методика проведения.
Каждой группе выдается набор геометрических фигур («Танграм» [9]), из которых необходимо составить фигуру по образцу (например, зайца, лису и т.д.)
Задание 4. «Нарисуй недостающую фигуру»
Цель: понимание формирования геометрических представлений.
Методика проведения.
Экспериментатор просит ребенка. Нарисовать недостающую фигуру
Задание 5. «Финальный блиц»
Цель: оценить знания о геометрических фигурах.
Методика проведения.
Перед детьми выкладывается геометрическая фигура, ребятам необходимо назвать предметы, имеющие похожую форму (например, круг – тарелка, иллюминатор; шар – солнце, футбольный мяч и т.д.)
За каждое диагностическое задание ребенок может получить от 1 до 3 баллов:
- высокий уровень — 3 балла — задание выполнено самостоятельно и без ошибок;
- средний уровень — 2 балла — ребенок допускает 1-2 ошибки, пользуется помощью взрослого;
- низкий уровень — 1 балл — ребенок допускает 3 и более ошибок, даже при помощи взрослого не может выполнить задание.
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый испытуемый ребенок за выполнение всех диагностических заданий, -21 балл.
Распределение детей по уровням сформированности счетной деятельности осуществлялось на основе следующей шкалы:
- высокий уровень — 13-15 баллов;
- средний уровень — 8-12 баллов;
- низкий уровень — 7 баллов и меньше.
Диагностика детей по этим заданиям проводилась индивидуально с каждым ребенком. Во время диагностики дети выполняли задания старательно, проявляли активность. Никаких нарушений в поведении детей не отмечено.
Таким образом, нами определены критерии, параметры и дана характеристика уровней диагностики сформированности геометрических представлений у старших дошкольников, подобраны диагностические задания для этого изучения.
Качественный анализ результатов обследования показал, что можно сделать вывод, что в основном дети находятся на среднем. Не все дети различают и называют геометрические фигуры, большинство детей узнают форму геометрических фигур в окружающих предметах, умеют выделять некоторые признаки геометрических форм.
Однако, как выяснилось, дети не могут применять знания и умения в решении проблемных и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических, в частности, геометрических свойствах и закономерностях, у детей слабые навыки классификации.
В результате диагностики исходные показатели сформированности геометрических представлений у старших дошкольников занесены в сводный протокол (Таблица 1)
Таблица 1.
Исходные показатели сформированности о геометрических представлениях у старших дошкольников
№ пп / Имя ребенка | Критерии и параметры
| Сумма баллов | Общий уровень | ||||
Зад.1 | Зад.2 | Зад.З | Зад.4 | Зад.5 | |||
1.Андрей | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | низкий |
2.Илья | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 10 | средний |
З.Вика | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | низкий |
4.Юля | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | средний |
5.Диана | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | низкий |
б.Настя | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | высокий |
7.Костя | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 7 | низкий |
8.Богдан | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | низкий |
9.Дима | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
10.Ксения | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | средний |
11.Эля | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 | низкий |
12.Семён | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 | средний |
13. Полина | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | высокий |
14.Даша | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | низкий |
15.Аня | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | низкий |
16.Наташа | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 10 | средний |
17.Дана | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | низкий |
18.Саша | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | средний |
19.Матвей | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 9 | средний |
20.Катя | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 | средний |
Количественные результаты уровня сформированности геометрических представлений у детей по показателю (задание №1) на начальном этапе опытно-экспериментальной работы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Исходные уровни сформированности геометрических представлений у
старших дошкольников по показателю (задание №1), в %
Данные рис. 1 показывают, что на начальном этапе опытно экспериментальной работы по показателю (задание №1) 2 детей (10%) имеют высокий уровень, 13 детей (65%) — средний уровень и 5 детей (25%) — низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у детей преобладает средний уровень знания номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета.
Количественные результаты уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №2) на начальном этапе опытно-экспериментальной работы представлены на рис. 2.
Рис. 2 Исходные уровни сформированности геометрических представлений у
старших дошкольников по показателю (задание №2), в %
Данные, представленные на рис. 2, показывают, что на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по показателю (задание №2) 3 детей (15%) имеют высокий уровень, 7 детей (35%) — средний уровень и 10 детей (50%) — низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень.
Количественные результаты уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №3) на начальном этапе опытно — экспериментальной работы представлены на рис. 3.
Рис. 3. Исходные уровни сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №3), в %
Данные, представленные на рис. 3, показывают, что на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по показателю «Составь» (задание №3) 1 ребенок (5%) имеет высокий уровень, 9 детей (45%) — средний уровень и 10 детей (50%) — низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень.
Количественные результаты сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №4) на начальном этапе опытно — экспериментальной работы представлены на рис. 4.
Рис. 4. Исходные уровни сформированности геометрических представлений
у старших дошкольников по показателю (задание №4), в %
Данные, представленные на рис. 5, показывают, что на начальном этапе опытно-экспериментальной работы по показателю (задание №4) 2 детей (10%) имеет высокий уровень, 6 детей (30%) — средний уровень и 12 детей (60%) — низкий уровень счетной деятельности. Таким образом, у старших дошкольников преобладает низкий уровень.
Количественные результаты общего уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников (по сумме 5 диагностических заданий) на начальном этапе опытно -экспериментальной работы представлены на рис. 6.
Рис. 5. Исходные уровни сформированнности геометрических представлений у старших дошкольников (по сумме 5 диагностических заданий), в %
Данные рис. 5 показывают, что на начальном этапе опытно — экспериментальной работы 2 детей (10%) имеют высокий уровень, 9 детей (45%) — средний уровень и 9 детей (45%) — низкий уровень. Таким образом, у старших дошкольников преобладают средний и низкий уровни геометрических представлений.
Дадим характеристику выделенным группам детей.
Первая группа со низким уровнем геометрических представлений
(45% — 9 детей). Дети (Андрей, Вика, Диана, Костя, Богдан, Эля, Даша, Аня и Дана) при выполнении диагностических заданий не смогли самостоятельно правильно назвать геометрические фигуры, допустили 3 и более ошибок. Даже при помощи взрослого они не смогли правильно назвать и показать геометрические фигуры. Они не знают и/или не понимают смысла многих математических терминов.
Вторая группа со средним уровнем сформированности геометрических представлений (45% — 9 детей). Дети (Илья, Юля, Дима, Ксения, Семён, Наташа, Саша, Матвей и Катя) при выполнении диагностических заданий старались выполнить самостоятельно, но допускали при этом 1-2 ошибки, которые исправляли при помощи взрослого. Они не всегда понимают, что нужно выполнять. Эти дети не всегда понимают и правильно используют математические понятия и термины, знаковые обозначения.
Третья группа с высоким уровнем сформированности геометрических представлений (10% — 2 детей). Дети (Настя и Полина). Эти дети правильно называют геометрические фигуры, понимают, как образовывать фигуры. Они без ошибок выполняют все задания. Понимают и правильно используют математические понятия и термины.
Итак, на начальном этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень сформированности о геометрических представлениях у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий. Это означает, что большинство детей испытывают затруднения.
Таким образом, дальнейшая наша работа была направлена на разработку и внедрение программы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет создать все необходимые условия для успеха данного процесса.
На основе анализа результатов педагогической диагностики начального этапа опытно-поисковой работы мы убедились в необходимости разработки комплекса занятий направленного на повышение уровня знаний и умений геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
При разработке комплекса занятий, направленного на формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, учитывались компоненты, рекомендованные:
— Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) реализуемой в детском саду;
- учебным пособием «Современные технологии математического образования дошкольников» (под редакцией Л.В. Ворониной, Е.А. Утюмовой);
- Авторской методикой Фребеля Ф. «Дары Фрёбеля».
Далее представим общую методику работы в рамках разработанной педагогической работы по формированию приёмов порядкового счёта у детей старшего дошкольного возраста.
На первом занятии, в игровой форме, дети познакомились с царицей «математикой» и необходимостью владения геометрических представлений в различных видах профессиональной деятельности. На последующих восьми занятиях продолжали формировать у детей навык геометрических представлений, умению называть геометрические фигуры их элементы, учили распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, учили изображать, располагать на плоскости, упорядочить по размерам, классифицировать, группировать по цвету, познакомили с многоугольником, учили моделировать геометрические фигуры, воссоздавали сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению. Десятое занятие — математическое путешествие — итоговое.
В педагогической работе широко использовались методы поэтапного формирования умственных действий, наглядно-практические и проблемнопоисковые, укрупненных дидактических единиц, представления информации в наглядно-образной форме; приемы сравнения, обобщения, индукции, аналогии. Это позволяло решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, мотивируя ребёнка на взаимодействие, обмен взглядами и впечатлениями. В педагогической работе осуществлялся укрупненный подход к построению содержания учебного материала, который раскрывается в наглядности и визуализации нового материала, также акцентирование внимания на наиболее сложных и проблемных математических операциях для дошкольников, их детальный разбор и разъяснение.
Методика формирования представлений о геометрических представлениях имела поэтапное и планомерное изучение. Ознакомление с геометрическими фигурами по средствам применения дидактических игр «Дары Фребеля» «Дидактические игры на развитие чувства форм», «Дидактические игры на развитие мышления».
Затем детям предлагалось самостоятельно с помощью дидактических игр объяснить понятия «геометрической формы» и «геометрического предмета». Воссоздавали сложные модели геометрических фигур. Дети в игре закрепляли знания. Понимали профессии, которые используют знания о геометрических представлениях, такие как инженеры, конструкторы, дизайнеры и т.п.
На основе представленных диагностических заданий, требований к организации занятий и учётом компонентов и показателей уровня геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста нами подбирались дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, литературные произведения (с использованием геометрических фигур), тематика занятий, представляя разработанный комплекс занятий.
В своей педагогической работе мы в большей степени уделяли внимание играм с геометрическими фигурами, направленными на обучение формы.
При знакомстве детей с геометрическими формами, использовали сказочный сюжет и дидактические игры: «Где чья тень», «Сложи фигуру», «Превращения» и др. Учили сравнивать большие и маленькие группы предметов. Сравнивая две группы предметов, располагали их то на плоскости и накладывали друг на друга. Это делали для того, чтобы у детей не складывалось ошибочное представление о том, что все фигуры одинаковые. При рассматривании предметов старались чтобы дети не только проговаривали названия и действия, но и работали непосредственно руками: прикасались к предметам двигали их, составляя уже моделированные предметы, или показывали пальцем на каждую сделанную фигуру. Это позволяло, на уровне кинестетики, формированию правильного понимания детьми основного принципа строения фигуры и её формы.
По мере знакомства детей с геометрическими фигурами предлагались следующие игровые упражнения с применением дидактических игр:
«Чья тень?»
На доске педагог раздает карточки с геометрическими фигурами и тень предметов:
Какая тень откуда?
Сколько одинаковых геометрических фигур?
В чем различие?
«Сложи фигуру»
Детям педагог раздает комплекты форм. Педагог предлагал детям внимательно посмотреть и с помощью накладывания разных форм друг на друга получить что-то новое и интересное. Новыми формами могут быть неваляшки, домики, фонарики, цветы и т.п.
3.«Покажи такую фигуру, которую ты увидишь».
Детям раздаются карточки с фигурами. Педагог в воздухе рисует фигуру. Дети показывают карточки с фигурами.
«Превращения».
Педагог предлагает поиграть в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом по замыслу лепят 2-3 изображения. Педагогу нужно стремиться, чтобы каждый ребенок предложил свой вариант ответа.
5.Наведи порядок
Все фигуры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить фигуры по цвету.
Соедини стрелкой одинаковые фигуры по цвету.
Назови геометрическую фигуру.
6.Перед ребёнком счетные палочки. Взрослый предлагает ребёнку собрать любую геометрическую фигуру и назвать её.
Для закрепления геометрических представлений детям предлагались несложные игры «Дары Фребеля»:
Игра 1.
Объяснительные фигуры
Дидактическая игра состоит в том, что дети пытаются разделить тело (третий дар Фребеля –куб, составленный из восьми кубиков) на части (кубики) изменить его форму с целью открытия в нем новых качеств, изобрести новые способы его употребления.
Игра 2.
Изящные фигуры
Дидактическая игра состоит в том, что дети из тел собрать геометрические фигуры.
Вся экспериментальная работа имела несколько серий игр, которые постепенно усложнялись. В первой серии игр у детей формировались умения использовать и называть геометрические фигуры в ходе настольно-печатных игр и игровых упражнений: «Домики», «Матрешки», «Кружки», «Собери поезд». Во второй серии игры усложнялись тем, что добавлялись новая геометрическая фигура многоугольник. Кроме того, использовались подвижные игры, в ходе которых собирались геометрические фигуры. Это были такие игры: «Встань на свое место», «Новоселье», «Четвертый лишний», «Почтальон» и др. В третьей серии использовались сюжетно-дидактические игры, которые приближают детей к использованию моделирования предметов из геометрических фигур в реальной жизни. Использовались дидактические игры: «Дары Фрёбеля». В ходе наблюдения за детьми было видно, что детям нравятся дидактические игры и они с удовольствием играли в них. Все это позволяло им успешно осваивать знания о геометрических представлениях.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в соответствии с поставленной задачей разработали и провели комплекс занятий, направленный на формирование геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
При проведении данных занятий с учетом реализации педагогических условий все дети проявляли интерес. Предложенные занятия позволяли создать у детей более полное представление о назначении и применении геометрических представлений в разных видах деятельности. А также способствовали подготовке его руки к письму, математических знаков и предполагали формирование не только знаний, умений и навыков, но и качеств, необходимых для обучения в школе:
- понимание предложенной задачи;
- умение самостоятельно решать;
- проведение самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Для определения эффективности реализованных условий для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап.
Цели контрольного этапа — проведение итоговой диагностики детей и сравнение ее результатов с результатами исходной диагностики.
Итоговая диагностика детей проводилась по тем же критериям и показателям и с помощью тех же 5-ти диагностических заданий, что и исходная диагностика.
В результате диагностики итоговые показатели сформированности геометрических представлений у старших дошкольников занесены в сводный протокол (таблица 2).
Таблица 2.
Итоговые показатели сформированности о геометрических представлениях у старших дошкольников
№ пп / Имя ребенка | Критерии и параметры
| Сумма баллов | Общий уровень | ||||
Зад.1 | Зад.2 | Зад.З | Зад.4 | Зад.5 | |||
1.Андрей | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | средний |
2.Илья | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | высокий |
З.Вика | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | средний |
4.Юля | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | средний |
5.Диана | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | средний |
б.Настя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | высокий |
7.Костя | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
8.Богдан | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 9 | средний |
9.Дима | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 14 | высокий |
10.Ксения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
11.Эля | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 9 | средний |
12.Стас | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
13. Полина | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | высокий |
14.Даша | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | средний |
15.Аня | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 8 | средний |
16.Наташа | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 | высокий |
17.Дана | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
18.Саша | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
19.Матвей | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 13 | высокий |
20.Катя | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | средний |
Сравним полученные результаты диагностического исследования геометрических представлений у старших дошкольников на начальном и итоговом этапах работы отдельно по пяти заданиям.
Сравнительные результаты уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №1) на начальном и итоговом этапах опытно -экспериментальной работы представлены на рис. 6.
Рис. 6. Сравнительные результаты уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю «определение геометрических фигур» (задание №1) на начальном и итоговом этапах опытно -экспериментальной работы, в %
Данные, представленные на рис. 6 показывают положительную динамику. На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы по показателю (задание №1) на 25% (5 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем (было 10% (2 детей), стало 35% (7 детей). Количество детей со средним уровнем осталось прежним — 65% (13 детей). Не осталось детей с низким уровнем, тогда как в начале было 25% (5 детей) с низким уровнем.
Сравнительные результаты уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №2) на начальном и итоговом этапах опытно -экспериментальной работы представлены на рис. 7.
Рис. 7. Сравнительные результаты уровня сформированности
геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №2) на начальном и итоговом этапах опытно — экспериментальной работы, в %
Данные, представленные на рис. 7, показывают положительную динамику. На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы по показателю (задание №2) на 10% (2 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем (было 15% (3 детей), стало 25% (5 детей). На 20% (4 детей) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 35% (7 детей), стало 55% (11 детей). На 30% (6 детей) уменьшилось количество детей с низким уровнем (было 50% (10 детей), осталось 20% (4 детей).
Сравнительные результаты уровня геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №3) на начальном и итоговом этапах опытно — экспериментальной работы представлены на рис. 8.
Рис. 8. Сравнительные результаты сформированности геометрических представлений
у старших дошкольников по показателю (задание №3) на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы, в %
Данные, представленные на рис. 8, показывают положительную динамику. На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы по показателю (задание №3) на 20% (4 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем (было 5% (1 ребенок), стало 25% (5 детей). На 30% (6 детей) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 45% (9 детей), стало 75% (15 детей). Не осталось детей с низким уровнем, тогда как в начале их было 50% (10 детей).
Сравнительные результаты уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №4) на начальном и итоговом этапе опытно-экспериментальной работы представлены на рис. 9.
Рис. 9. Сравнительные результаты сформированности геометрических представлений у старших дошкольников по показателю (задание №4) на начальном и итоговом этапах опытно-экспериментальной работы, в %
Данные, представленные на рис. 10, показывают положительную динамику. На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы по показателю (задание №4) на 25% (5 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем (было 10% (2 детей), стало 35% (7 детей). На 25% (5 детей) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 30% (6 детей), стало 55% (11 детей). На 50% (10 детей) уменьшилось количество детей с низким уровнем (было 60% (12 детей), осталось 10% (2 детей).
Сравнительные результаты общего уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников на начальном и итоговом этапе опытно -экспериментальной работы представлены на рис. 10.
Рис. 10. Сравнительные результаты сформированности
геометрических представлений у старших дошкольников, в %
Данные рис. 10 показывают положительную динамику. На итоговом этапе экспериментальной работы на 15% (3 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем (было 10% (2 детей), стало 25% (5 детей). На 30% (6 детей) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 45% (9 детей), стало 75% (15 детей). Не осталось детей с низким уровнем, тогда как в начале работы их было 45% (9 детей).
Таким образом, у старших дошкольников преобладает средний уровень представлений о геометрических представлениях. Положительная динамика по всем критериям и показателям формирования геометрических представлений у старших дошкольников свидетельствует об эффективности созданных нами условий для этой деятельности.
Выводы по главе 2.
При формировании и развитии у детей старшего дошкольного возраста геометрических представлений должны использоваться занимательные по форме и содержанию логические и математические игры и упражнения. Они отличаются от типичных заданий необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.
При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Диагностика детей по заданиям проводилась индивидуально с каждым ребенком. Во время диагностики дети выполняли задания старательно, проявляли активность. Никаких нарушений в поведении детей не отмечено.
При разработке комплекса занятий, направленного на формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, учитывались компоненты, рекомендованные:
— Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) реализуемой в детском саду;
- учебным пособием «Современные технологии математического образования дошкольников» (под редакцией Л.В. Ворониной, Е.А. Утюмовой);
- Авторской методикой Фребеля Ф. «Дары Фрёбеля».
Заключение
Проведённое исследование формирования представлений о геометрических представлениях у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр позволяет сделать следующие выводы.
На протяжении дошкольного возраста необходимо работать с детьми над понятием формы. Повышенное внимание должно уделяться формированию представлений о геометрических фигурах.
Для того, чтобы были реализованы задачи геометрических представлений у дошкольника, требуется организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Практические действия ребёнка с элементами различных предметов, восприятие предметов, звуков, движений, явлений и последующее обозначение их соответствующим словом создают необходимую основу для формирования понятия формы, так как дети начинают замечать общее свойство любых сравниваемых групп объектов, объединять и различать разные формы.
Для успешного овладения данным видом деятельности ребенок должен обладать достаточным уровнем развития различных психических функций: сенсорного развития; ориентировки в пространстве и времени; зрительной памяти; мелкой моторики рук; координации перцептивно-моторных функций; зрительного и слухового восприятия; мыслительных действий и речи во всех ее аспектах.
Педагогические условия способствуют формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в предметно-практической деятельности. Работа с детьми способствует расширению геометрических представлений и представлений о моделировании, формированию навыков располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, цвету.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень сформированности о геометрических представлениях у детей старшего дошкольного возраста оказался невысокий. Это означает, что большинство детей испытывают затруднения в определении гомерических фигур, моделировании и образовании целого и части. У детей недостаточно хорошо сформировано умение сравнивать. Дети испытывают затруднения при понимании многоугольника.
Дальнейшая наша работа была направлена на разработку и внедрение программы формирования о геометрических представлениях у детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет создать все необходимые условия для успеха данного процесса.
На итоговом этапе экспериментальной работы на 15% (3 детей) увеличилось количество детей с высоким уровнем (было 10% (2 детей), стало 25% (5 детей). На 30% (6 детей) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 45% (9 детей), стало 75% (15 детей). Не осталось детей с низким уровнем, тогда как в начале работы их было 45% (9 детей).
Таким образом, у старших дошкольников преобладает средний уровень представлений о геометрических представлениях. Положительная динамика по всем критериям и показателям формирования о геометрических представлениях у старших дошкольников свидетельствует об эффективности созданных нами условий для этой деятельности.
Список использованной литературы
- Алексеева Е. Е., Погребная А. В. Современные подходы математического развития детей дошкольного возраста // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 4-5 (74). С. 392-394. URL: https://disk.yandex.ru/i/y1zGp1ZVkSvLKA
- Андреева Т. А. Использование дидактических игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста // Преемственность в образовании. 2021. № 28 (3). С. 17-21. URL: http://www.journal-preemstvennost.ru/2021/04/15/v2804-2021-s48/#v2803-2021-s48/V2803-2021-s48-p1
- Антонова Л. В. Роль дидактической игры в познавательной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 3 (88). С. 129-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskoy-igry-v-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah
- Ахаев А. В., Стеблецова И. С., Ахаева Н. В. Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста // Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 5-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-igrovyh-tehnologiy-kak-odno-iz-usloviy-sozdaniya-predmetno-razvivayuschey-sredy-dlya-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
- Беккалиева Р. К., Мамаева Р. М., Игнатьева О. Ю. Игровая деятельность как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-12. С. 42-45. URL: https://disk.yandex.ru/i/6jktRTvxZH1P3w
- Бокова О. А., Рыбин Д. Н., Никурдина И. И. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр: результаты опытно-экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 260-264. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-naglyadno-obraznogo-myshleniya-doshkolnikov-sredstvami-didakticheskih-igr-rezultaty-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti
- Бурханов К. Т., Шукруулова М. А. Роль дидактических игр на развитие мышления элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). 2020. № 2 (2). С. 62-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-na-razvitie-myshleniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
- Вануйто О. В. Дидактическая игра как средство развития представлений о геометрических фигурах у детей 6-7 лет // Вопросы педагогики. 2022. № 12-2. С. 18-23. URL: https://disk.yandex.ru/i/mf6SUNURF4L0Yg
- Васенина С. И., Винокурова Н. В. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами математических досугов // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 2 (135). С. 47-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-starshih-doshkolnikov-sredstvami-matematicheskih-dosugov
- Вершинина А. Ю. Развивающие игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 49-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschie-igry-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- Вершинина Л. В., Каримова А. С. Реализация принципа индивидуализации в процессе освоения дошкольниками математических представлений // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 3 (21). С. 32-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-individualizatsii-v-protsesse-osvoeniya-doshkolnikami-matematicheskih-predstavleniy
- Викторова Ю. А., Жуйкова Т. П. Развитие вычислительной деятельности, средствами математических игр, детей старшего дошкольного возраста // The Scientific Heritage. 2020. № 55-4. С. 12-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vychislitelnoy-deyatelnosti-sredstvami-matematicheskih-igr-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- Воронина К. Р. Использование дидактических игр в развитии геометрических представлений у дошкольников // Школа Науки. 2020. № 12 (37). С. 71-72. URL: https://disk.yandex.ru/i/Kn6XvOojf7KyqQ
- Гавриш А. И., Покрыщенко А. Ю. Развитие математических способностей у дошкольников и младших школьников через изучение геометрического материала // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 72-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-matematicheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-cherez-izuchenie-geometricheskogo-materiala
- Гордиенко Т. П., Амет-Уста З. Р., Эннанова Л. Ф. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2021. 119 с. URL: https://disk.yandex.ru/i/pHJY8SnjfxEoqg
- Деева Л. О. Из теории о формировании элементарных математических представлений // Глобус: психология и педагогика. 2019. № 7 (35). С. 9-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-teorii-o-formirovanii-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy
- Деркач А. С. Развитие математических способностей дошкольников в играх на плоскостное моделирование // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2019. № 1. С. 34-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-matematicheskih-sposobnosteydoshkolnikov-v-igrah-na-ploskostnoe-modelirovanie
- Джанпеисова Г. Э. Активизация познавательной математической деятельности дошкольников в центре развития // Национальная ассоциация ученых. 2022. № 80. С. 23-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-matematicheskoy-deyatelnosti-doshkolnikov-v-tsentre-razvitiya
- Измайлова Р. Г. Способность к усвоению математической терминологии в дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 119-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-usvoeniyu-matematicheskoy-terminologii-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
- Калинина И. Г., Толкова Н. М., Тимохина Т. В. Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 351-360. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-inklyuzivnyh-grupp
- Киричек К. А. Теория и технологии развития математических представлений у детей. Ставрополь: Изд-во Ставролит, 2018. 144 с. URL: https://disk.yandex.ru/i/SgoK4vjRrr-_gw
- Коваленко Л. И., Штер Т. В. Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру // Вестник науки. 2020. Т. 5. № 5 (26). С. 24-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-v-detskom-sadu-cherez-igru
- Костерина Д. М. Развитие геометрических представлений дошкольников в процессе 3d моделирования // Вестник ТОГИРРО. 2019. № 1 (42). С. 19. URL: https://tobolsk.utmn.ru/upload/medialibrary/555/Sbornik-konferentsii.pdf#page=74
- Ломаева М. В. Роботизированные игрушки и математическое развитие дошкольников в контексте steаm образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-3. С. 159-163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/robotizirovannye-igrushki-i-matematicheskoe-razvitie-doshkolnikov-v-kontekste-steam-obrazovaniya
- Лушникова Е. В. Интеграция образовательных областей посредством игр В. В. Воскобовича в условиях дошкольных групп // Вестник науки. 2022. Т. 2. № 7 (52). С. 97-106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovatelnyh-oblastey-posredstvom-igr-v-v-voskobovicha-v-usloviyah-doshkolnyh-grupp
- Малыхина В. В., Литвиненко Т. В. Развивающая предметно-пространственная среда как средство математического развития дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. № 1. С. 14-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-kak-sredstvo-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov
- Микляева Н. В., Мурылева И. С. «Живые задачки» в обучении дошкольников математике // Дошкольное воспитание. 2021. № 4. С. 17-26. URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2021/04/miklyaeva_dv_04_2021.pdf
- Мильковская И. Ю. Особенности влияния игровых многофункциональных модулей на развитие детей младшего дошкольного возраста // Вестник ВИЭПП. 2021. № 2. С. 23-32. URL: http://www.vviepp.ru/images/vviepp2021no2.pdf#page=23
- Михайлова Л. А., Шайхутдинова А. Е. Развитие математических способностей дошкольников 6-7 лет посредством дидактических игр // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 1 (28). С. 28-30. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4707/
- Паньков А. В., Гафиятова О. В., Храмкова Е. А. Развитие познавательного интереса к обучению математике у старших дошкольников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 5 (223). С. 132-147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-k-obucheniyu-matematike-u-starshih-doshkolnikov
- Парфенова Т. В. Логико-математические игры в работе с детьми дошкольного возраста // Вестник дошкольного образования. 2020. № 36 (62). С. 10-11. URL: https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/62.pdf#page=11
- Попова С. В., Санина Т. Л. Формирование элементарных математических представлений посредством игры // Science Time. 2018. № 5 (53). С. 128-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-posredstvom-igry
- Предеина Ю. А. Социально-педагогическое значение геометрической игры для развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2020. № 2. С. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-znachenie-geometricheskoy-igry-dlya-razvitiya-u-doshkolnikov-predstavleniy-o-geometricheskih-figurah
- Расулова Л. Г. Формирование и развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математического развития // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). С. 57-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-logicheskogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-matematicheskogo-razvitiya
- Сапронова Л. В. Формирование элементарных геометрических знаний у детей дошкольного возраста // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. № 13-2. С. 543-547. URL: https://disk.yandex.ru/i/NJhpqzt7s28vRg
- Сиротина И. К. Образовательная математическая игра MiniQuali: дидактический аспект // Физико-математическое образование. 2018. № 1 (15). С. 294-297. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-matematicheskaya-igra-miniquali-didakticheskiy-aspekt
- Сырман И. В. Математические игры как дидактическое средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 1012-1016. URL: https://disk.yandex.ru/i/B_Wi8cpevoJwGg
- Толкова Н. М., Мотова И. В. Дидактические игры как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 226-228. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- Третьяков А. Л. Педагогическая роль дидактических игр в развитии математических способностей у дошкольников: современное состояние проблемы // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 1 (25). С. 108-112. URL: https://disk.yandex.ru/i/_c5S6bbVREPCYA
- Тупикина Д. В., Мартынова Н. В., Гурьянова И. В. Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста // Современное педагогическое образование. 2018. № 3. С. 98-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-vnimaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
- Утюмова Е. А., Воронина Л. В. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития математических представлений // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 52-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskih-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-razvitiya-matematicheskih-predstavleniy
- Федорова С. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (12). С. 108-110. URL: https://disk.yandex.ru/i/m6zpisA2elgGyA
- Финкельштейн Г. С. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью визуальной загадки — Друдла // Матрица научного познания. 2023. № 1-1. С. 336-343. URL: https://disk.yandex.ru/i/ySzDERUgbJ-lFw
- Хайдукова Н. В. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий // Наука через призму времени. 2018. № 7 (16). С. 134-137. URL: https://disk.yandex.ru/i/aqxGwxPptrmxYw
- Чумакова И. В., Васина Ю. М., Гайдукова С. А. Психолого-педагогические условия использования образовательных технологий в процессе математического развития детей дошкольного возраста // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 3. С. 348-352. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-ispolzovaniya-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-protsesse-matematicheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo
- Швецова Р. Ф., Серова О. В. Использование дидактически подготовленной среды в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 242-245. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheski-podgotovlennoy-sredy-v-razvitii-samostoyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta
- Шепилова Н. А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 20-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy
- Шмелёва Н. А. Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 250-253. URL: https://moluch.ru/archive/266/61623/
- Штепа М. А. Математические игры как способ развития математических навыков // Вестник науки и образования. № 23-1 (101). С. 21-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-igry-kak-sposob-razvitiya-matematicheskih-navykov
- Эргашева Г. Б., Раджабова И. Х. Дидактические требования к занятиям математикой в дошкольных учреждениях // Проблемы педагогики. 2020. № 6 (51). С. 55-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-trebovaniya-k-zanyatiyam-matematikoy-v-doshkolnyh-uchrezhdeniyah
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф