Заявка на расчет
Меню Услуги

Динамика качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями в процессе обучения навыкам психологической самопомощи

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Страницы: 1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С АУТОИММУННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ
1.1 Понятие и сущность саморегуляции
1.2 Психологические особенности лиц с аутоиммунными заболеваниями.
1.3 Методы организации системы психологической самопомощи и развития способности к саморегуляции лицам с аутоиммунными заболеваниями
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С АУТОИММУННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ
2.1 Организация исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Количественный и качественный анализ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Нервная и иммунная системы имеют ряд сходств на феноменологическом уровне. Обе они связаны с реакцией организма на изменения окружающей среды (внешней и внутренней). Это направление активно изучается и разрабатывается в последнее время. Факторы иммунного ответа влияют на нервную систему. В результате формируется нейроимунная связь.
На данный момент наблюдается увеличение случаев аутоиммунных заболеваний после заболевания COVID-19. Некоторые из заболеваний, которые могут проявляться после COVID-19, включают аутоиммунный тиреоидит, ревматоидный артрит, системную красную волчанку, сахарный диабет, васкулиты и другие заболевания.
Хотя исследования в этой области все еще продолжаются, увеличение случаев аутоиммунных заболеваний связывается с более широкими воздействиями на иммунную систему, вызванными COVID-19. Например, некоторые люди развивают стойкие нарушения иммунной системы, которые могут привести к развитию аутоиммунных заболеваний. Кроме того, роль прямого воздействия вируса на иммунные клетки также может быть важной в развитии аутоиммунных заболеваний после COVID-19.
Аутоиммунные заболевания являются широко распространенными и могут проявляться с разной степенью тяжести. По данным Американской коллегии ревматологов (American College of Rheumatology), более 50 миллионов людей в США страдают от какого-либо вида аутоиммунного заболевания. По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), аутоиммунные заболевания являются одной из десяти наиболее распространенных причин инвалидности и смерти.
В связи с необходимостью перманентного лечения и мониторинга показателей здоровья, а также соблюдение определенного образа жизни и стиля питания, лицам с аутоиммунными заболеваниями важна развитая способность к саморегуляции. Так как само заболевание и лечение являются дополнительными стрессовыми факторами как для физического функционирования (возможно снижение мотивационно-волевой сферы и когнитивных процессов) так и психологического комфорта. развитый навык саморегуляции будет способствовать улучшению качества жизни.
Существует большое количество психотехник, основная задача которых – аутокоррекция, во время которой человек самостоятельно сможет урегулировать проблемы своего психологического благополучия. Сегодня современная жизнь максимально цифровизована и оказывает мощное информационное воздействие на человека. Часто такое воздействие является негативным, приводит к нарушению внимания и оксидативному стрессу. В свою очередь аутоиммунные заболевания влияют на качество жизни, так как они могут вызывать хроническую усталость, болезненность, нарушения сна, изменения настроения и депрессию. В некоторых случаях они могут привести к ограничению физической активности и трудоспособности. Также аутоиммунные заболевания требуют частых посещений врача, которые могут отнимать время и деньги и вносить дополнительный стресс в жизнь пациента. Кроме того, лечение аутоиммунных заболеваний может иметь побочные эффекты, которые могут ухудшить качество жизни. По этой причине и появляется необходимость в выработки определенных механизмов саморегуляции.
Таким образом, существует тесная связь между качеством жизни и саморегуляцией. Саморегуляция — это способность индивида эффективно управлять своими мыслями, эмоциями и поведением, чтобы достигать своих целей и приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Когда речь идет о качестве жизни, саморегуляция может играть важную роль в нескольких аспектах:
Физическое здоровье: Саморегуляция может помочь в поддержании здорового образа жизни, такого как правильное питание, физическая активность и отказ от вредных привычек. Через саморегуляцию люди могут контролировать свои привычки, соблюдать режим и заботиться о своем физическом состоянии, что может положительно сказываться на их общем физическом здоровье и качестве жизни.
Эмоциональное благополучие: Саморегуляция эмоций имеет важное значение для ментального здоровья и качества жизни. Люди, которые умеют управлять своими эмоциями, могут более эффективно справляться с стрессом, адаптироваться к трудностям и поддерживать позитивные отношения с окружающими. Хорошая саморегуляция эмоций может способствовать повышению уровня психологического комфорта, улучшению отношений и общей эмоциональной устойчивости.
Социальная адаптация: Саморегуляция также играет важную роль в социальной сфере и качестве межличностных отношений. Люди, способные контролировать свое поведение и реагировать адекватно на социальные ситуации, могут лучше устанавливать и поддерживать здоровые и удовлетворительные отношения с другими людьми. Это может положительно сказываться на их социальной поддержке, уровне удовлетворенности отношениями и общем качестве жизни.
Цель исследования: изучить динамику качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями в процессе обучения навыкам психологической самопомощи.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и подходы к изучению саморегуляции.
2. Рассмотреть психологические особенности лиц с АИЗ.
3. Проанализировать психологическую самопомощь как раздел психогигиены
4. Организовать и провести эмпирическое исследование с участием лиц с аутоиммунными заболеваниями.
5. Провести сравнительный анализ оценки качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями, осваивающих навыки психологической самопомощи.
6. Проанализировать взаимосвязи качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями в процессе овладения навыками психологической самопомощи.
Объект: психологическая саморегуляция.
Предмет: динамика показателей качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями (АИЗ) в процессе обучения навыкам психологической самопомощи
Гипотеза исследования: предполагается положительная динамика качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями в процессе обучения навыкам психологической самопомощи.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие концепции и авторы: подходы к определению саморегуляции (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и А.К. Осницкий, И.С. Осипова, Р. Райан и Э. Деци, У. Мишель, К. Двек); психологические особенности лиц с АИЗ (И.А. Новикова, Г.И. Сторожакова, J. Bienenstock, S. Collins, F. De Luca, J. Fedorova), психосоматический подход развития заболеваний (А.Л. Гройсман, Н.Ф. Жукова, Д.Б. Колесников, С.И. Рапопорт, Л.А. Вознесенская, А.В. Минченков, Н. Б. Елпидифоров, О.Г. Сыропятов) психологическая самопомощь и психогигиена (Л.Н. Антилогова,, С.Л. Соловьева, А.Н. Соловьева).
Методы исследования:
В исследовании будет использован комплекс методов: теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, статей и других научных публикаций, отражающих особенности оценки качества жизни и саморегуляции у лиц с аутоиммунными заболеваниями в процессе обучения навыкам психологической самопомощи; эмпирическое изучение исследуемой темы с помощью психодиагностических методик; математико-статистического анализа с использованием качественных и количественных методов обработки данных.
В качестве психодиагностических методик использованы:
1. Опросник SF-36 «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ» — это сокращенная версия опросника, разработанного для измерения здоровья и качества жизни (Health-Related Quality of Life, HRQoL).
2. «Стиль саморегуляции поведения- ССП- 98» В.И. Моросановой.
3. Анкета самооценки навыков самопомощи.
Выборка испытуемых: 45 человек (женщины среднего возраста преимущественно с диагнозом системная красная волчанка, неспецифический язвенный колит аутоиммунный тиреоидит и ревматоидный артрит) распределены на 2 группы экспериментальная- которая участвует в программе и контрольная- которая не участвует в программе.
Практическая значимость работы заключается возможности использования разработанной программы развития навыков саморегуляции и самопомощи для лиц с АИЗ в процессе психологической работы и психологической помощи данным группам лиц.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С АУТОИММУННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ

1.1 Понятие и подходы к изучению саморегуляции

Изучение саморегуляции личности привлекло значительное внимание как отечественной, так и зарубежной психологии. За годы исследований по данной тематике накоплен обширный багаж знаний.
Разработкой вопросов саморегуляции занимались психоаналитические теоретики, такие как З. Фрейд, которые рассматривают саморегуляцию как защитный механизм, предохраняющий личность от разрушительного воздействия чрезмерной тревоги. Бихевиористы, такие как А. Бандура, Б. Скиннер и Дж. Уотсон, описывают саморегуляцию как исполнительный акт, обусловленный ожиданием самоподкрепления и самооценкой, которая влияет на торможение или мотивацию действий. Когнитивисты, в том числе М. Арнольд, Дж. Келли, Л. Колберг, Р. Лазарус и Ж. Пиаже, утверждают, что когнитивные процессы играют регулирующую роль в формировании поведения индивида [2]. Рассмотрим далее различные точки зрения на определение сущности понятия «саморегуляция».
Авторы О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и А.К. Осницкий придерживаются мнения, что саморегуляция − это процесс постановки и достижения целей деятельности, а также контроль за их достижением, включающую в себя систематическое задействование различных психологических процессов, явлений и уровней [19; 23; 26].
В статье И.С. Осиповой саморегуляция рассматривается как специфическая деятельность, осуществляемая личностью для преобразования своего состояния, выступая тем самым в качестве действия. Она включается в рамки деятельности, направленной на повышение продуктивности и восстановление физического благополучия. Во-вторых, саморегуляция рассматривается как преобразующая деятельность, при которой собственные функции субъекта организуются и рассматриваются как объект изучения [25].
В психологии в понятие саморегуляции входит широкий спектр определений. Учитывая сложность понятия и его использование в разных сферах, можно выделить множество интерпретаций его значения. В словаре С.Я. Головина саморегуляция включает целенаправленные изменения, вносимые человеком в механизмы, управляющие функциями психики, в частности, связанные с формированием способов управления [7].
В.А. Ганзен утверждает, что саморегуляция является ключевой функцией сознания, признанной классиками отечественной психологии. Взаимодействие этих функций поддерживает психологическую целостность разнообразных познавательных процессов [6].
Отличительной чертой саморегуляции человека является ее способность не только «адаптировать» человека, но и способствовать развитию эффективных жизненных ориентаций. Она вызывает чувство онтологической приемлемости, самоуважения и целостности, как подчеркивает И.С. Кон [18].
Г.Ш. Габдреева подчеркивает, что саморегуляция, особенно в прикладных отраслях психологии, подразумевает психический механизм, направленный на оптимизацию благополучия индивида. Эта точка зрения предполагает существование специализированных техник и практик для самонаправленных действий [27].
Более широкий взгляд на саморегуляцию, по мнению А.А. Кацеро, охватывает не только оптимизацию своего состояния, но и процессы, связанные с индивидуальностью, жизненной траекторией, смыслами и целями (такие как самореализация и самопреодоление). Это распространяется на типы субъекта, включая когнитивную активность (самоорганизация) [16].
Теперь рассмотрим определение саморегуляции с точки зрения авторов, представляющих различные направления в зарубежной психологии.
Зарубежные авторы также предлагают разные определения и подходы к понятию саморегуляции. Вот некоторые из них:
Альберт Бандура, представитель теории социального научения, рассматривает саморегуляцию как процесс установления целей, мониторинга собственных действий, регулирования поведения и оценки результатов. Он подчеркивает важность самоконтроля и самоэффективности в саморегуляции.
Ричард Райан и Эдвард Деци, представители теории самоопределения, рассматривают саморегуляцию как способность индивида регулировать свое поведение и эмоции в соответствии с личными ценностями и целями. Они выделяют три основных аспекта саморегуляции: автономию (свободу выбора и самостоятельное принятие решений), компетентность (ощущение своей способности справляться с задачами) и связь (ощущение принадлежности и поддержки со стороны других людей).
Уолтер Мишель, представитель теории самоконтроля, определяет саморегуляцию как способность контролировать и регулировать свое поведение, эмоции и мысли с целью достижения долгосрочных целей. Он выделяет понятие «эго-истощения» и исследует механизмы, которые помогают сохранять и восстанавливать ресурсы самоконтроля.
Каролина Двек, представительница позитивной психологии, рассматривает саморегуляцию как процесс осознанного управления своими мыслями, эмоциями и поведением с целью достижения благополучия и личного развития. Она акцентирует внимание на понятии «потока» — состоянии погружения в деятельность, при котором человек полностью поглощен и удовлетворен своей деятельностью.
Эти различные подходы отражают разнообразие точек зрения на саморегуляцию в зарубежной психологии [2].
Отечественный психолог Б.В. Зейгарник представляет саморегуляцию, направленную на осуществление контроля над своим поведением. Этот процесс включает в себя сознательную перестройку и генерацию новых смыслов. Саморегуляция становится особенно эффективной в критических ситуациях, когда стремление к важнейшим для личности целям и мотивам становится недостижимым в силу объективных обстоятельств. Она выступает как компонент процесса переживания, который Б.В. Зейгарник определяет, как особую внутреннюю активность субъекта, сосредоточенную вокруг смыслопорождения, особенно активизирующуюся в критических ситуациях [13].
Кроме того, важно изучить разнообразные точки зрения на саморегуляцию в зарубежной психологии. Согласно ей, люди обладают врожденной тенденцией к саморегуляции, стремятся привести свои мысли, чувства и действия в соответствие со своей аутентичной сущностью и реализовать свой уникальный потенциал.
С социокультурной точки зрения, подчеркивают роль социальных взаимодействий и культурных влияний в развитии саморегуляции. Они утверждают, что саморегуляция возникает в процессе усвоения социальных норм, ценностей и когнитивных инструментов, что позволяет людям регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями и целями общества.
В области позитивной психологии ученые проливают свет на связь между саморегуляцией и благополучием. Они утверждают, что саморегуляция тесно связана с переживанием потока − состоянием оптимальной вовлеченности в деятельность и концентрации на ней без усилий. Эффективно управляя своим вниманием, мотивацией и эмоциями, люди могут улучшить свое благополучие и воспитать в себе чувство удовлетворения и удовлетворения жизнью.
Кроме того, в области нейронауки исследователи изучают нейронные механизмы, лежащие в основе саморегуляции. Исследования с использованием методов визуализации мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), показали участие префронтальных областей коры в процессах саморегуляции. Эти области мозга связаны с когнитивным контролем, принятием решений и регуляцией эмоций, что дает ценное представление о нейробиологических основах саморегуляции.
В целом, многогранная природа саморегуляции очевидна благодаря множеству точек зрения, предложенных учеными из различных психологических дисциплин. От гуманистических подходов до социокультурных влияний, позитивной психологии и нейронауки, каждая точка зрения вносит свой вклад в комплексное понимание саморегуляции как жизненно важного процесса в психологии человека.
А.А. Кацеро подчеркивает, что анализ механизмов саморегуляции включает в себя исследование индивидуальных стилей регуляции, регуляцию психической деятельности, выполнение волевой деятельности (такой как работа и образование), а также аспекты развития, связанные с возрастом [15].
Кроме того, интересным представляется вопрос о коллективном потенциале саморегуляции, который возникает на основе стабильности индивидуального содержания и семантики, охватывая возможности индивида к действию. Однако этот потенциал подвержен влиянию объективных и социальных реалий, имеющих для индивида существенное значение. Эти влияния могут привести к отказу от ранее принятых целей и мобилизации ресурсов для достижения вновь принятых целей. А.Г. Асмолов подчеркивает, что психология саморегуляции отражает задачу навигации «меняющейся личности в меняющемся мире» [4].
Для всестороннего понимания осознанной регуляции О.А. Конопкин дает подробное описание структурно-функциональной модели. Опираясь на эту модель, автор разрабатывает концепцию осознанной саморегуляции в деятельности человека, направленной на достижение целей в различных сферах [20].
По мнению О.А. Конопкина, «человек, обладающий осознанием своих задач и условий, становится субъектом собственной деятельности. Он самостоятельно выбирает условия, которые соответствуют предстоящей задаче, и, используя программу действий как руководство, исследует различные пути преобразования исходной ситуации. Они оценивают результат и принимают решения о необходимости внесения изменений в свои действия» [20].
К.А. Абульханова-Славская, известный автор в этой области, дает взгляд на личность субъекта, подчеркивая роль саморегуляции как организатора многогранных личностных качеств, необходимых для эффективного функционирования в деятельности и разрешения противоречий. Эта точка зрения поддерживается и такими известными учеными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, которые раскрыли значение саморегуляции [1].
В статье М.Ю. Лемещенко автор солидаризируется с точкой зрения В.П. Бояринцева, который утверждает, что «саморегуляция служит механизмом, облегчающим внутреннюю психическую активность с помощью разнообразных средств. Лемещенко подчеркивает взаимодействие активности и саморегуляции как взаимодополняющих граней» [21].
Более того, изучение произвольных процессов, направленное на понимание сложных способов, с помощью которых люди регулируют свои когнитивные состояния. Одним из важнейших результатов этих исследований является неоспоримое влияние осознанных образов. Содержание осознанного образа служит для человека фокусом для эффективной регуляции его состояний. Это позволяет предположить, что построение и активация сознательных образов играют важную роль в руководстве и формировании процессов саморегуляции, осуществляемых людьми.
Эти идеи проливают свет на сложную и запутанную природу саморегуляции, подчеркивая ее многогранные аспекты и ее взаимодействие с различными аспектами функционирования человека. Подчеркивается интегративная роль саморегуляции в координации личностных качеств, управлении противоречиями и содействии эффективному участию в деятельности. От координации личностных качеств до регуляции когнитивных и физиологических состояний, саморегуляция пронизывает множество слоев человеческого опыта и вносит вклад в общее функционирование и благополучие человека.
Среди некоторых исследователей существует тенденция к разделению саморегуляции на отдельные компоненты регуляторного процесса. Примером может служить недавняя теория, выдвинутая Н.И. Чуприковой, в которой большое значение придается роли силы воли. В этой теории саморегуляция, хотя и не упоминается в явном виде, рассматривается автором как функция воли. Она отвечает за формирование программ и целей, которые направляют исполнительные функции. Как системное качество самосознания человека, саморегуляция охватывает не только волевые процессы, но и другие психические явления, такие как когнитивные компоненты и мотивы, как подчеркивает Чуприкова [34].
В статье В.Н. Шляпникова, посвященной рассмотрению саморегуляции в современной зарубежной психологии, проводится различие между саморегуляцией и самоконтролем. В узком аспекте саморегуляция рассматривается как стратегия поведения, которая действует без усилий и бессознательно, в то время как самоконтроль предполагает сознательные волевые усилия [35].
Современные зарубежные авторы, как отмечает О.А. Исайчева, концептуализируют саморегуляцию как процесс, позволяющий человеку управлять своим поведением в ответ на изменяющиеся условия. Он включает в себя регулирование внимания, поведения, мыслей и эмоций. Процесс саморегуляции вступает в игру, когда при выполнении задачи возникают внешние или внутренние препятствия. Исаичева согласна с мнением Ю. Куля о том, что саморегуляция является неотъемлемым компонентом волевой регуляции, действующим на двух уровнях: самоконтроля и саморегуляции [14].
Изучая различные точки зрения и теории саморегуляции, исследователи стремятся получить полное представление о ее многогранной природе и роли в руководстве поведением человека. Независимо от того, рассматривается ли она через призму силы воли, как отдельная стратегия поведения или как сложное взаимодействие между волевыми усилиями и сознательной адаптацией, саморегуляция остается ключевым механизмом, позволяющим людям ориентироваться и адаптироваться к вызовам и требованиям окружающей среды [14].
Самая известное обсуждение этого явления затрагивало организацию Cole и соавторов [37], а также Eisenberg, Spinrad [41]. Оно сводилось к следующему.
Согласно заверениям Cole и соавторов, управление эмоциями перекликается с изменениям, связанным с активизацией эмоций. Они затрагивают смену отдельно взятой эмоции во времени или глубине проявлений, а также связаны с проявлениями психологии — социализацией, памятью и т. д. [37] Eisenberg, Spinrad утверждают, что определение управления эмоциями Cole и соавторов превышено. Вместе с тем они утверждают, что приравнивание управления эмоциями путём смены текущего процесса или поведения — излишне однобокое определение.
Они характеризуют самостоятельное управление эмоциями как их появление, ускорение или приостановку, уклонение или фиксацию на любой из них. В ряде случаев меняется и причина, форма, глубина проявления, время удержания определённой эмоции, связанной с конкретными процессами физиологии. Смене подвержены и эмоции, связанные с вниманием, мотивацией или проявлениями определённого поведения, цель которого — биосоциальное приспособление, выполнение разнообразных задач. [40].
Под определением самоуправления эмоций учёные понимают два типа явлений регуляции: ведущие человека и ведомые человеком эмоции. Большинство авторов настаивает на определении эмоций как управляемого явления. [44]. Управляемая эмоция — изменение задействованной эмоции. Это значит, что интенсивность эмоции, её время возникает у человека в единении с самим собой (самостоятельное успокоение) или между двумя и более людьми (один человек вызывает позитивную или негативную реакцию у своего оппонента).
С учётом вариабельности эмоций отдельно взятого человека, выражение им эмоций, чья цель — выполнение поставленной задачи, отличается от тех, которые не имеют такой цели. Оказываемый эффект, когда он не применяется как средство регулирования эмоций или проявлений личности этого же человека, обозначается другим явлением, отличным от управления эмоциями. Авторы данного тезиса утверждают, что регулирование эмоций как отдельное явление ограничен понятием эмоций как бы истолкованным с разных позиций и многогранным.
Согласно мнению авторов, различаются следующие аспекты саморегуляции:
• управление эмоциями и их регуляция;
• смоделированное и действительное управление эмоциями;
• управление ими же — например, через взрослых, которые оказывают влияние на поведение детей, а также через его самостоятельные действия и выводы с учётом сложившейся ситуации;
• непреднамеренное и условное поведение — второе больше завязано на цели, поставленные перед отдельно взятым человеком в данный момент;
• произвольное управление эмоциями, которое сравнивается с аналогичным явлением у другого человека, чьё поведение контролируется извне меньше [40].
Каждый аспект требует отдельного рассмотрения.
Контроль эмоций — торможение или ограничение. Высказывается предположение, что и то, и другое постепенно растёт от минимального до повышенного ограничения. Контролирование эмоций — часть регулирования при его произвольности. Регуляция эмоций вмещает в себя явления, выходящие за рамки управляемого торможения. Распространённый пример — активация нужного поведения, перенос фокуса внимания и планирование. Приспособляемая регуляция состоит из адекватного управления эмоциями и склонность к запуску определённых действий по мере необходимости. Это значит, что регуляция эмоций — приспособляемая характеристика, и это же не относится в полной мере к контролю: он, в свою очередь, адаптивен или дезадаптивен, исходя из возможности им управлять извне. [51] Выявление эмоций до их проявления состоит из эмоциональных реакций, которые берутся под произвольное управление до их естественного возникновения. Учитываются также и влияние познавательных процессов. Далее выбираются ситуации сосредоточения эмоций и методы их переосмысливания. [47] К примеру, предварительное регулирование эмоций или активное копирование зачастую состоят из предотвращения ситуации, которое их вызывает, когда это предотвращение возможно. К примеру, скрытный человек, наперекор своей импульсивной реакции, является на масштабное культурно-развлекательное мероприятие, — или берётся за дело, которое могло бы вызвать у него опасения, что он не справится с поставленной задачей.
Самостоятельное управление эмоциями, как следует из вышесказанного, возникает в целях предотвращения их появления. Несколько иная ситуация — создание обстоятельств, которые вырабатывают у человека определённый опыт переживания эмоций и управления ими.
В итоге, определение “эмоциональная саморегуляция”, по мнению большинства мыслителей, — запуск, приостановка и смена эмоционального фона человека, который действует в целях биосоциального приспособления, связанного с выполнением задач и достижения других целей определённого круга. Данный процесс не состоит лишь из одного контроля эмоций. Чаще всего он обладает произвольным течением, имеет в корне определённые цели. Его назначение — взять под управление эмоции этого же человека, не позволяя последнему действовать не вполне адекватно, — с учётом развившейся ситуации. Контроль и управления эмоциями на всех стадиях — осознаваемый человеком процесс, в свою очередь, подконтрольный ему во всех смыслах [45].
Резюме: в психологии определён ряд методов, позволяющих понимать и осознавать человеком самостоятельную регуляцию эмоциональной его составляющей. Эта саморегуляция основана на исследовании всевозможных аспектов устройства человеческой психики. Объединив и в то же время разграничив точки зрения разных авторов, можно прийти к следующему выводу: самостоятельное регулирование эмоций — целенаправленная активность человека, выстраиваемая посредством всевозможных явлений, процессов и уровней психики. Познания в области самостоятельной регуляции эмоций личности время от времени совершенствуются. Вместе с тем они трактуются по-разному, отличаются противоречивостью взглядов. Это, в свою очередь, вынуждает исследователей идти дальше в своих тематических изысканиях — с учётом конкретных черт личности человека как такового.

1.2 Психологические особенности лиц с аутоиммунными заболеваниями

Сегодня во всех странах мира существует около 100 аутоиммунных заболеваний. По данным из ряда иных источников, их количество ограничено 120. Наиболее распространённые – ревматоидный артрит, аутоиммунный тиреоидит, рассеянный склероз, болезнь Крона, системная красная волчанка, целиакия, псориаз и т. д.
Трактуя статистические данные Национального института здоровья, на западе аутоиммунные заболевания отмечены у более 25 млн. человек. Для России таких данных не приводится. Общество обладает скудными сведениями о проблематике аутоиммунных заболеваний, не предпринимает системных мер по снижению числа заболевших болезнями данного спектра.
К аутоиммунным заболеваниям относят нарушения в работе иммунной системы, который враждебно воспринимает определённые виды тканей в органах, считая их чужеродными [46].
Аутоиммунные болезни приходятся на ⅕ случаев всех патологий. Самыми частыми — до 1% всех случаев — считаются нарушения в работе щитовидной железы, ревматоидный артрит и аутоиммунные нарушения желудка. Женщины обретают АИЗ чаще мужчин: причина — в особенностях их гормонального фона.
Этиологические и патогенетические факторы АИЗ, невзирая на значительное количество исследований в данном направлении, на сегодня выявлены не полностью. Учитывается влияние следующих из них [39].
Сбой в элиминации аутореактивных Т- и В-лимфоцитов на стадии лимфопоэза. Согласно вышеизложенному, у человека имеется алгоритм негативной выборочности, от которого погибают созревающие Т- и В-лимфоциты, взаимодействующие с антигенами тканей этого же человека. Когда элиминация клеток не завершена, то создаются их “неправильные” копии, что вынуждает иммунитет организма атаковать их.
Срыв целостного состояния гистолого-гематологических барьеров. Часть тканей в организме человека, включая, к примеру, глазные оболочки и прослойки, ткань мозга и половых желез, обладает гистогематическими барьерами, защищающими этот же организм от аутоиммунной агрессии. Толерантность к ним при становлении иммунитета не вырабатывается должным образом. При повреждении гистогематологического барьера, к примеру, при воспалении, антигены выбрасываются в кровь, в результате Т-лимфоциты распознают их как чужой антиген, отчего вырабатывается устойчивый иммунитет.
Генетические особенности. Исследования, выполненные на людях-близнецах, сведения о связи отдельно взятых АИЗ и хромосомными отклонениями заставляют вспомнить медиков о предрасполагающих факторах, способствующих развитию отдельно взятого заболевания у человека с несколько необычной наследственностью. Генотип такого человека определяют не только общий предрасполагающий фактор на выработанные организмом антигены, но и на тот орган, который подвергается иммунной атаке. Родственники людей, у которых зафиксирован случай тиреоидита Хашимото, демонстрируют повышенную частоту обнаружения и завышенные титры тиреоидных аутоиммунных антител. Схожий эффект обнаружен и в отношении пернициозной анемии [52].
Бактерийное и вирусное заражение. Инфекция активирует аутоиммунные процессы благодаря основным алгоритмам ответа иммунитета на выработанные этим же организмом антигены.
Сбой в алгоритме регуляции реагирования иммунной системы- при ее активации сразу же включаются супрессорные процессы, препятствующие быстрой выработке иммунных клеток позволяющие ему претерпеть спад после полной ликвидации антигена. Наиболее важную роль в обеспечении отрицательной регуляции отводится гормонам-суппрессорам, например, кортикальным стероидам, цитокинам и отдельные колонии лимфоцитов [55].
Медики доказали, что нервная система обеспечивает электрическую проводимость центральных и второстепенных иммунокомпетентных органов. Лимфатические клетки и макрофаги также реагируют с нервной тканью. [10] Также было выяснено, что нервная и иммунная система взаимодействуют комплексно. Данное взаимодействие начинается с афферентных отделов на первичных стадиях выработки иммунитета — и заканчивается приведением в действие эфферентных звеньев нервной и иммунной систем. Благодаря такой взаимосвязи цитокины действуют как регуляторы иммунного ответа и нейропептидного агента.
Специалисты отмечают, что взаимодействие нервной и иммунной системы человека комплексно интегрировано в его организм. В частности, иммунореактивная субстанция действует на афферентные анализаторы и вносит изменения в показатель выработки иммунитета на гематическом уровне, и на основные характеристики работы нервной системы. [8] Работа мозга заключается не только в психической и неврологической функциях, но и в использовании набора лимфоидных и нелимфоиидных элементов нервных клеток и их гуморальных производных. Он принимает участие выработке и управлении иммунного ответа в центральной нервной и общеиммунной системах. [11] Он также реагирует — в целях выработки иммунокомпетентных- на работу определённых морфологических вспомогательных систем, отличающихся по своему собственному функционалу. К этим системам относят:
• лимфоидные клетки ликвора, включая Т- и В-лимфоциты и их собственные наборы;
• клетки-«убийцы» естественного происхождения;
• моноциты;
• макрофаги;
• нервные клетки нелимфоидного происхождения, включая микроглиозные образования, астроциты, дуодендроциты, эндотелиальные клетки сосудов мозга;
• гуморальные характеристики;
• биоактивные медиаторы;
• цитокиновая среда;
• пептиды.
Имеется выявленная взаимосвязь между активностью микробиоты и функциональными характеристиками нервной системы. [36] Молекулярный алгоритм данной взаимосвязи устанавливается путём взаимодействия лёгких по структуре молекулы метаболитов микробов, относящихся к нормальному микробиому человека, с нервными окончаниями в месте их синаптической связи с эпителием слизистых оболочек. Импульсы о таком взаимодействии передаются в центральную нервную систему для выработки общей реакции организма человека. [53] Полезные бактерии кишечника активируют выработку предварителных механизмов по части физиологии и будущего иммунитета в перинатальном периоде. Эти бактерии защищают организм человека от ряда заболеваний всю его дальнейшую жизнь. Периферические нервы кишечника (КНС), эндокринная система (гипоталамо-гипофизарный адренерготракт, или ГГА) и другие основные определяющие физиологии желудка и кишечника. КНС обеспечивает правильный иммунный ответ на кишечные бактерии со тороны всего организма. [5] Психологические особенности у пациентов с аутоиммунными состояниями схожи. В частности, объяснялись они с точки зрения патологии ЦНС и реакцией пациента на прогрессирование его болезни. По современным данным, особенности психической деятельности и аутоиммунные нарушения связаны со снижением показателей качества жизни и патологией, которая в ряде случаев усугубляется.
Тяжелые проявления аутоиммунных заболеваний приводят к возникновению непривычных психологических обстоятельств для отдельных людей, в результате чего формируется особый объективный социально-психологический контекст. Складывающаяся социальная ситуация значительно снижает возможности удовлетворения насущных потребностей и препятствует социальной, профессиональной и личностной самореализации. Как следствие, возникает состояние фрустрации. Опыт преодоления болезни оказывает глубокое влияние на характер человека, приводит к постепенной трансформации его эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, глубокой переоценке жизненных установок и общественных ценностей. Более того, оно служит катализатором развития дезадаптивных моделей поведения [29].
Влияние болезней на эмоциональное состояние человека можно легко заметить. Энергетический потенциал снижается, уступая место вялости, апатии, депрессии, разочарованию и часто дезадаптивному поведению. Каждый пациент сталкивается со своими уникальными обстоятельствами, и каждый в отдельности борется со страхами, вызванными непредсказуемым течением болезни и межличностными отношениями.
Кроме того, в настоящее время все большее внимание уделяется психосоматическому подходу к пониманию развития аутоиммунных и связанных с иммунной системой расстройств. Уже давно признано, что чрезмерное напряжение и стресс играют роль в провоцировании, обострении и препятствии выздоровлению от аутоиммунных заболеваний. Эти факторы также способствуют стойкому ухудшению самочувствия человека [50] Аутоиммунные заболевания служат яркими примерами психосоматических расстройств. Психосоматические расстройства представляют собой особую клиническую категорию, характеризующуюся телесными симптомами и/или поведенческими проявлениями, которые причиняют психологический, социальный и моральный дистресс, препятствуя функционированию личности. Нарушения иммунной функции и защитных механизмов организма представляют собой глубокие нарушения в социальной и психологической сферах существования, являясь как причинами, так и следствиями этих заболеваний. Область психосоматики, или психосоциальной медицины, изучает эти многогранные аспекты.
Область аутоиммунной психологии охватывает обширную совокупность научных и практических знаний, интегрируя теоретические и эмпирические исследования из иммунологии и психосоматической медицины с клинической, социальной, персонифицированной, развивающей и другими отраслями психологии и психотерапии. Она направлена на понимание уникальных психологических, социальных, духовных и моральных аспектов людей с иммунными и аутоиммунными расстройствами. Эти состояния часто возникают в результате чрезмерного психологического стресса, инфекций в ослабленном организме или внутренних дисфункций, вызванных перенапряжением и внешними патогенами. Следовательно, они имеют неотъемлемые психологические последствия и охватывают различные «психологические аспекты», такие как осознание болезни и поведение пациента.
Результаты исследования свидетельствуют о теоретическом осмыслении психологических, социальных и духовно-нравственных измерений в развитии личности и формировании внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений при аутоиммунных и комбинированных типах расстройств. Невротические и психические отклонения возникают как последствия деформаций, нарушений и преувеличений в осознании, защитных механизмах и укреплении личностных «контактных границ» [32]. Эмпирические и теоретические данные, а также модели психологов свидетельствуют о том, что степень удовлетворения потребностей и достижения психологического и психофизиологического благополучия и личностного роста зависит от способности человека эффективно, продуктивно и конгруэнтно устанавливать и реконструировать свои контактные границы и отношения с собой и миром [3]. Кроме того, исследования проливают свет на сложное взаимодействие психологических, социальных и духовно-нравственных факторов в сфере иммунных расстройств. Оно показывает, что люди, имеющие данные заболевания, часто сталкиваются с уникальными проблемами в плане своего эмоционального благополучия, социального взаимодействия и морального мировоззрения. Психологическое воздействие аутоиммунных расстройств выходит за рамки физиологических аспектов, охватывая сложную область человеческого существования.
В области психосоматической парадигмы исследователи открыли глубокое понимание глубинных механизмов, которые способствуют развитию и прогрессированию этих расстройств. Они выявили сложную взаимосвязь между психологическими стрессорами, дисрегуляцией иммунной системы и последующим проявлением симптомов. Стало очевидно, что психологические и эмоциональные факторы могут существенно влиять на течение болезни, либо усугубляя ее последствия, либо потенциально поддерживая процесс выздоровления.
Исследование подчеркивает важность целостного подхода в понимании и удовлетворении потребностей людей с иммунными и аутоиммунными расстройствами. В нем признается многогранная природа этих заболеваний, в которых переплетаются физиологические, психологические, социальные и духовные аспекты. Поэтому комплексные стратегии лечения и поддержки должны охватывать целый ряд дисциплин, включая иммунологию, психосоматическую медицину, клиническую психологию, социальную психологию и психотерапию. Интегрируя эти разнообразные области знаний, специалисты смогут обеспечить более эффективное лечение, учитывающее сложное взаимодействие между разумом, телом и социальной средой.
Практики психотерапии и консультирования, а также теоретики выделили несколько распространенных нарушений контактной границы. Эти нарушения изменяют взаимодействие с окружающей средой, включая межличностные обмены, таким образом, что они становятся неконгруэнтными, непродуктивными и неэффективными. В рамках целостной системы отношений положительные и отрицательные эмоциональные инвестиции, контакт и забота формируют и конфигурируют эту динамику отношений. Это всеобъемлющее поле существует как диалектически дифференцированное единство, где организм и среда сосуществуют и взаимно влияют друг на друга — включающее аспекты «я» и «другой», полезного и вредного, эгоизма и альтруизма, субъективного и объективного и так далее. Когда объект ассимилируется или уничтожается, это означает возникновение положительного или отрицательного эмоционального вложения. Таким образом, когда контакт или забота осуществляются всесторонне и надлежащим образом, а общий результат удовлетворяет человека, объект и связанная с ним потребность исчезают из окружающей среды. Взаимодействие со средой, отстранение от нее, принятие и отвержение − это основные функции интегрированной, прозрачной (конгруэнтной и аутентичной) здоровой личности, обладающей хорошо развитой способностью к дифференциации.
И наоборот, личность человека, отягощенного болезнью, которого в просторечии называют «больным человеком», испытывает значительные нарушения в способности и склонности к дифференциации. Следовательно, они могут трансформироваться в невротическую личность или продолжать свой путь в качестве страдающего человека, включая тех, кто страдает иммунными и аутоиммунными расстройствами. Такие личности нуждаются в гармоничных связях, наполненных признанием, благодарностью, пониманием и реалистичным взаимодействием с другими. Они могут по-настоящему быть самими собой только тогда, когда контакт и забота сбалансированы. Дисбаланс возникает, когда и человек, и группа одновременно испытывают разрозненные и противоречивые потребности и желания. Их потребности становятся запутанными, неопределенными, и им не хватает способности и готовности различать, какие потребности имеют большее значение − отличать истинные внутренние потребности от навязанных внешних желаний. Когда потребности, взаимосвязанные потребности и желания вступают в конфликт, человек должен принять окончательное и удовлетворяющее его решение, например, остаться или уйти. Однако если принятое решение не удовлетворяет ни самого человека, ни окружающих его людей, но они не могут или не хотят ни остаться, ни уйти, пагубное воздействие отражается на их отношениях с самими собой, друг с другом и с более широкой социальной структурой.
Неоднократные эмпирические исследования, проведенные в области онкопсихологии, ревматоидных заболеваний и иммунопсихологии в целом, последовательно подтверждают существование различных нарушений границ контакта и циклических паттернов контакта и заботы у людей с ограниченными возможностями, обусловленными аутоиммунными заболеваниями. Эти нарушения охватывают сложную динамику отношений, такую как болезненно неполные связи, запутанные сети отношений, двойные связи, разрушительная динамика «преследователь-жертва-спаситель» и отношения, характеризующиеся патологизацией ролей [17]. Основополагающим аспектом является (пере)формирование взгляда человека на жизнь, утверждающего или отрицающего ее ценность. Это включает в себя их опыт и осознание полезности или бесполезности, совершенства или несовершенства, податливости или неизменности мира, а также их отношение к себе и уровень удовлетворенности − позитивный или негативный, полезный или непродуктивный, совершенный или несовершенный, и то, как они воспринимают мир через подобную призму. Многие пациенты, несмотря на достижение различных уровней успеха в карьере и профессиональной деятельности, демонстрируют «неудачи» в межличностных отношениях, семейной динамике или личной жизни. Они активно стремятся избежать признания их значимости. Это двойное отрицание усиливается тем, что они стремятся к иллюзорным целям социального статуса и превосходства, пренебрегая подлинными стремлениями к любви и служению. Их целью становится «не быть никем», «не быть нелюбимыми», «не быть ненужными» или «не считаться плохими», что приводит к самоотречению и отрицанию самой жизни [24]. Пытаясь разрешить кажущиеся непреодолимыми ситуации и доказать другим, люди тратят драгоценную энергию, которую можно было бы направить на достижение альтернативных целей, реализацию различных проектов и воспитание более здоровых отношений. Ища силы и демонстрируя власть в ситуациях, требующих смирения и уязвимости, сетуя на непонятливость и забывчивость других и пренебрегая возможностью оказать помощь, когда мир в ней нуждается, люди невольно попадают в ловушку отрицания жизни, впадая в депрессию и уныние. В процессе лечения пациенты и их близкие часто сталкиваются с накоплением причин и оправданий, которые углубляют их отчаяние. Для людей становится необходимым избавиться от ненужного багажа в своей жизни. Часто бессознательно, они стремятся избавиться от лишних желаний, внушенных семьей и давлением общества, в пользу удовлетворения подлинных потребностей своего разума, тела и души, а также осмыслить и исправить прошлые ошибки, допущенные в отношениях с собой и близкими.
Интенсивность и характер нарушения связаны со степенью отклонения в сфере ведущих критериев здоровья человека как целостности: самопонимание как осознание, переживание и удержание непрерывности, постоянства и идентичности различных фрагментов своего «я»: физического, психо-социального, духовного; понимание мира как переживание и представление о постоянстве и изменчивости мира и умение соответствовать ситуации, различая одинаковые и разные значения ситуаций, действий и слов; саморефлексия как принятие и критичность к себе и к своим психическим продуктам (деятельности) и ее результатам; самоутверждение как соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте воздействий окружающей среды, социальным обстоятельствам и ситуациям; самоменеджмент как способность управлять собой в соответствии со своими, внутренними и внешними, социальными нормами, правилами и законами; самопроектирование как способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать планы; гибкость как способность менять способ поведения в зависимости от изменения жизненных ситуаций и обстоятельств [9].
Рассмотрим каждый из аспектов более подробно:
Самопонимание: Включает осознание, переживание и поддержание непрерывности, постоянства и идентичности различных аспектов личности. Нарушения в этой сфере могут привести к расстройствам самоидентификации и низкой самооценке.
Понимание мира: Включает переживание и представление о постоянстве и изменчивости мира, а также способность соответствовать ситуации, различать одинаковые и разные значения ситуаций, действий и слов. Нарушения в этой сфере могут проявляться в неправильном восприятии реальности, трудностях в адаптации и понимании социальных ситуаций.
Саморефлексия: Включает принятие и критичность по отношению к себе и своим психическим продуктам (деятельности) и их результатам. Нарушения в этой сфере могут проявляться в недостатке самокритики или, наоборот, в чрезмерной самокритичности.
Самоутверждение: Включает соответствие психических реакций силе и частоте воздействий окружающей среды, социальным обстоятельствам и ситуациям. Нарушения в этой сфере могут проявляться в неправильной адаптации к различным ситуациям, недостаточной или чрезмерной реакции на внешние воздействия.
Самоменеджмент: Включает способность управлять собой в соответствии со своими внутренними и внешними социальными нормами, правилами и законами. Нарушения в этой сфере могут проявляться в недостаточной самодисциплине, проблемах с управлением временем и собственными ресурсами.
Самопроектирование: Включает способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать планы. Нарушения в области самопроектирования могут проявляться различными способами. Например, некоторые люди могут испытывать трудности в постановке целей и разработке конкретных планов действий для их достижения. Другие могут сталкиваться с проблемами в планировании своего времени и организации ресурсов. Некоторые люди могут иметь трудности в постановке приоритетов и выборе наиболее значимых целей для себя.
Нарушения в области самопроектирования могут привести к неуверенности в своих действиях, отсутствию направленности и чувству потери или бесцельности. Также это может приводить к недостаточной мотивации и неспособности последовательно следовать задуманным планам.
Важно развивать навыки самопроектирования, чтобы более эффективно планировать свою жизнедеятельность и достигать поставленных целей. Это может включать разработку ясных и конкретных целей, умение разбивать их на более маленькие задачи, управление временем и ресурсами, а также гибкость в адаптации и корректировке планов в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
Коррекция или лечение (ауто)иммунных заболеваний может быть очень стрессовым периодом в жизни. Иммунные нарушения и расстройства могут существенно влиять на физическое и эмоциональное благополучие человека, а также на его взаимодействие с окружающим миром.
У людей, страдающих иммунными заболеваниями, депрессия может быть частым сопутствующим состоянием. Физические симптомы, хроническая усталость и ограничения в повседневной жизни могут вызывать чувство беспомощности, печали и отчуждения. Более того, некоторые лекарства, используемые для лечения иммунных заболеваний, могут оказывать влияние на настроение и психическое состояние.
Кризисные ситуации или сложные события, связанные с оперативными вмешательствами или другими проблемами здоровья, также могут усиливать эмоциональный стресс у людей с иммунными нарушениями. Они могут испытывать страх, тревогу и беспокойство по поводу возможных осложнений или воздействия на их уже ослабленный организм.
Часто люди с аутоиммунными заболеваниями ощущают потребность уйти в изоляцию и избегать контактов с другими людьми. Это может быть связано с боязнью сильных эмоций, непониманием со стороны окружающих или просто нехваткой энергии для поддержания социальных связей. Однако, изоляция и отказ от общения могут усугублять депрессию и ощущение одиночества.
Важно понимать, что эмоциональная поддержка и психологическое благополучие являются неотъемлемой частью общего лечения человека с иммунными нарушениями. Психологическая помощь, поддержка со стороны близких людей, групповая терапия или участие в поддерживающих сообществах могут помочь справиться с эмоциональными трудностями и повысить качество жизни.
Постоянное напряжение и стресс могут негативно влиять на течение основного и сопутствующих аутоиммунных заболеваний. Стресс может вызывать воспалительные процессы в организме и усиливать симптомы иммунных нарушений.
Однако важно отметить, что психологические реакции людей с иммунными нарушениями могут быть разнообразными и не всегда негативными. Как указали, некоторые пациенты, особенно в стабильном состоянии или ремиссии, могут находить особый смысл в своей болезни.
Некоторые люди с иммунными заболеваниями отмечают, что болезнь изменила их мировоззрение и помогла переосмыслить свои ценности и приоритеты. Они могут развить новое понимание о значимости здоровья, научиться более глубоко принимать и понимать себя, а также стать более открытыми к принятию мира и окружающих людей. Это может способствовать утверждению жизни и поискам смысла в своей ситуации.
Понимание и принятие собственной болезни могут также способствовать лучшему управлению заболеванием и соблюдению лечебного режима. Некоторые пациенты могут стать активными приверженцами своего здоровья, изучать свою болезнь, общаться с другими пациентами и становиться сторонниками изменений в системе здравоохранения. постоянное напряжение и стресс могут негативно влиять на течение основного и сопутствующих аутоиммунных заболеваний. Стресс может вызывать воспалительные процессы в организме и усиливать симптомы иммунных нарушений [28].
Процесс сброса ненужного бремени и принятия своих подлинных потребностей является важнейшим шагом на пути к исцелению и самореализации. Люди, имеющие от аутоиммунные заболевания, должны начать глубокое интроспективное исследование, позволяющее им разглядеть истинную суть своих желаний и стремлений. Освободившись от общественных ожиданий и семейной обусловленности, они могут выбрать путь, который соответствует их внутренним ценностям и желаниям.
Этот трансформационный процесс включает в себя глубокое понимание ошибок и промахов, которые сформировали их прошлые отношения. Он требует смелого противостояния моделям самоотречения, самопожертвования и неверно расставленных приоритетов, которые препятствовали их личностному росту и самореализации. В ходе этого интроспективного путешествия люди могут определить полученные уроки и применить их для создания более здоровых и питательных связей [12].
Стремясь к подлинности, люди постепенно становятся внимательными к собственным потребностям и желаниям, набираются сил, чтобы сказать «нет» тому, что больше не служит им, и «да» тому, что действительно резонирует с их душой. Они учатся отличать ожидания общества от своих истинных желаний, возвращая себе самостоятельность и независимость. Принимая свою уникальную индивидуальность и цель, люди могут строить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении и взаимности.
Однако этот процесс не лишен трудностей. Он требует стойкости и настойчивости, чтобы справиться со сложностями, связанными с распутыванием глубоко укоренившихся моделей поведения и противостоянием ригидным убеждениям. Это требует готовности столкнуться с дискомфортом и неопределенностью, поскольку люди заново определяют свои ценности, границы и приоритеты. Поддержка со стороны сострадательных профессионалов, близких и сообщества людей, проходящих аналогичный путь, может стать бесценным руководством и ободрением.
Можно сделать выводы, что процесс работы с людьми, имеющими аутоиммунные расстройства и заболевания, вращается вокруг сложной задачи гармонизации, согласования и координации границ контакта и заботы. В этой сфере применение направленных психотерапевтических и консультационных вмешательств является ключом к преодолению аутоиммунных расстройств наиболее эффективным, продуктивным, комплексным и конгруэнтным способом. Современная психоиммунология стремится выйти за рамки узкой перспективы, сфокусированной исключительно на сущности аутоиммунных расстройств. Она начинает поиск целостности, стремясь к холистическому подходу, который объединяет медицинскую, социально-психологическую и образовательную поддержку наряду с самопомощью и помощью, ориентированной на пациента, для людей, страдающих от аутоиммунных расстройств.
Аутоиммунные расстройства имеют многомерную природу, и для эффективного управления этими состояниями необходим многосторонний и интегративный подход.
Интегративный подход признает взаимосвязь между физиологическими, психологическими и социальными аспектами аутоиммунных расстройств. Физиологические факторы, такие как особенности иммунной системы, системное воспаление и генетика, играют важную роль в развитии и течении этих заболеваний. Однако психологические факторы, включая стресс-менеджмент, эмоциональное благополучие и качество жизни, также оказывают значительное влияние на симптомы и прогрессирование заболевания.
Коллаборация между медицинскими работниками, психологами, педагогами и самими пациентами играет важную роль в обеспечении целостного ухода и поддержки. Врачи, психологи и педагоги могут работать в команде, чтобы обеспечить комплексный подход к управлению аутоиммунными расстройствами. Это может включать медицинское лечение, психологическую поддержку, образовательные программы, рекомендации по образу жизни и другие ресурсы, которые помогут пациентам улучшить свое физическое и эмоциональное благополучие.
Создание сплоченной сети поддержки также является важным аспектом интегративного подхода. Это может включать поддерживающие сообщества, групповую терапию, онлайн-ресурсы и возможности обмена опытом для пациентов. Взаимодействие и обмен информацией между пациентами, а также пациентами и специалистами, помогает создать поддерживающую и понимающую среду, где люди могут получать информацию, поддержку и вдохновение.
Медицинские знания об аутоиммунных расстройствах включают понимание иммунной системы, физиологических процессов и медицинского лечения. Это позволяет определить основные причины и механизмы развития этих заболеваний, а также разработать соответствующие медицинские стратегии лечения и управления.
Однако социально-психологическое понимание добавляет важные аспекты к комплексному взгляду на аутоиммунные расстройства. Это включает понимание психосоциальных факторов, таких как стресс, эмоциональное благополучие, качество жизни, отношения с окружающими людьми и социальная поддержка. Эти факторы могут влиять на развитие, прогрессирование и лечение аутоиммунных расстройств.
Социально-психологический подход позволяет рассмотреть взаимосвязь между психологическим состоянием пациентов и их физическим здоровьем, а также понять, как социальные факторы и контекст влияют на прогрессирование и управление заболеванием. Он также акцентирует важность эмоциональной поддержки, психологической помощи, образования пациентов и формирования поддерживающих сообществ.
Интеграция медицинских и социально-психологических знаний позволяет более целостно и системно рассмотреть факторы, влияющие на аутоиммунные расстройства, и разработать более эффективные стратегии лечения и поддержки. Это способствует созданию подхода к управлению аутоиммунными расстройствами, где медицинская и психологическая поддержка дополняют друг друга для достижения наилучших результатов для пациентов.

Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф