СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………. 3
- Теоретические предпосылки исследования уровня профессионального выгорания среди медицинских работников………….
1.1. Анализ состояния проблемы «профессионального выгорания» в современной психологической науке………………………..
1.1.1. Синдром «эмоционального выгорания» ……………………..….5
1.1.2. Динамика и психологическая симптоматика синдрома «эмоционального выгорания»……………………………………………………6
1.1.3. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» и меры ее профилактики…………………………………………..10
1.2. Состояние проблемы профессиональной деформации в медицинских профессиях
1.2.1. Факторы риска профессиональной деформации у медицинских работников……………………………………………………15
1.2.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников……………………………………………………..19
1.2.3. Подходы к решению проблемы профессиональной деформации в медицинских профессиях…………………………………….29
- Эмпирическое исследование уровня профессионального выгорания среди медицинских работников…………………………………………….
2.1. Замысел и процедуры эмпирического исследования……….….35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………38
2.3. Рекомендации для профилактики профессиональной деформации у медицинских работников…………………………………..54
Заключение………………………………………………………………
Список источников………………………………………………………
Приложения
Введение
В нашей стране конец XX века был ознаменован природными и искусственными катаклизмами. Одну экономическую формацию сменила другая. На фоне острых социально-политических сдвигов и экономического кризиса для большей части населения были созданы условия, способствующие развитию серьезных стрессовых расстройств. Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу. Им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей семьи и круга друзей [7, 8].
Сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний [5]. Уровень самоубийств среди врачей, включая психиатров, значительно выше, чем среди других категорий населения [10]. По данным В.Е. Кузнецова [1], который цитирует Н.И. Пивоварова (1912), в начале XX века группу высокого риска по суицидальным действиям представляют врачи и другие медицинские работники.
В работах ряда отечественных и зарубежных авторов: Б.Д. Карвасарского, Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Г.И. Куценко, Е.И. Сошникова, Б.Н. Минчина, В.П. Рубана, И. Харди, Р. Калимо и др. [1,2,14,16,20,27,29,32] уделяется повышенное внимание социально-психологическим особенностям профессиональной адаптации медицинских работников к условиям деятельности. В работах Г.С. Абрамовой, Л.Ф. Тихомировой, Р. Конечного, Г.К. Ушакова, М. Боухала, Э.В. Боллза и др. [1,2,15,17,29] изучаются социально–психологические факторы профессиональной деятельности медицинских работников, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы. В данных исследованиях, таким образом, изучаются преимущественно факторы, способствующие профессиональной деформации медицинских работников.
В научных исследованиях установлен факт влияния особенностей профессиональной деятельности медицинского работника на личность, в частности – широко известен феномен эмоционального выгорания личности медицинского работника.
Freudenberger [8] предложил термин «выгорание» для описания деморализации, разочарования и чрезмерной усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Некоторые авторы [7] возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например посттравматическим стрессовым расстройством и депрессией, либо рассматривали его как странную психиатрическую проблему [11]. По мнению авторов, «выгорание» — это конечный результат процесса «сгорание до тла» [13-15]. «Выгорание» проявляется изменением в поведении, в чувствах, в мышлении и здоровье. В настоящее время существует много исследований, документально подтверждающих широко распространенную неудовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры [2].
В отечественной психологии есть немало исследований, посвященных феномену «выгорания» в среде педагогов (А.А. Реан, Л.М. Митина, Т.И. Ронгинская, О.А. Баронина и др.), у медицинских работников (Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц, Н.В. Козина и др.), социальных работников (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.); управленцев (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова и др.), у торгового персонала, менеджеров (А.Р. Фонарев, Н.Е. Водопьянова и др.), у психологов (Е.Г. Лешукова, А.Н. Моперховиков и др.).
Актуальность и социальная значимость выбранной темы обусловлена сложным характером синдрома эмоционального выгорания, а также разнородностью интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария. Медицинский персонал лечебных учреждений является наиболее многочисленным по составу, принимая на себя наибольшую часть рабочих нагрузок в ходе оказания лечебно-профилактической помощи населению.
Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы и, в то же время, ее недостаточная разработанность обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и задач.
Объект исследования: профессиональное эмоциональное выгорание как психологический феномен.
Предмет: особенности профессионального эмоционального выгорания у медицинских работников.
Целью работы является исследование уровня профессионального выгорания медицинских работников.
Задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы исследования;
2) подобрать методики и методы, адекватные цели исследования;
3) провести эмпирическое исследование профессионального выгорания среди медицинских работников;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания связан с уровнем эмпатийных тенденций медицинских работников.
Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) методы теоретического анализа (анализ, синтез, сравнение, интерпретация научных данных);
2) методы психологической диагностики:
– методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
– опросник (MBI) Авторы американские психологи К. Маслач и С. Джексон (данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой);
– методика исследование уровня эмпатийных тенденций (Юсупов И.М.);
б) методы математической обработки данных:
— корреляционный анализ (коэффициент линейной корреляции r Пирсона и коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена);
– U-критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в центральной районной больнице города Торопец. Выборку составили женщины: медсестры и младший медперсонал в возрасте от 35 до 50 лет. Стаж работы составляет от 5 лет. В исследовании принимали участие и 20 медсестер и 11 санитарок – всего 31 человек.
Заключение
Исследование проводилось в центральной районной больнице города Торопец. В исследовании принимали участие и 20 медсестер и 11 санитарок – всего 31 человек. Выборку составили женщины: медсестры и младший медперсонал в возрасте от 35 до 50 лет. Стаж работы составляет 5 и более лет.
Целью экспериментального исследования явилось изучение взаимосвязи особенностей содержания помощи и тенденций профессиональной деформации у медицинских работников.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. В группе работников операционной хирургического отделения практически не выражена подгруппа со сформированными признаками эмоционального выгорания. Большинство испытуемых этой группы (67%) обнаруживают признаки складывающегося симптома, у 33% такие признаки не проявляются вовсе. Во второй группе, «хирургия», было выявлено, 4 человека (31%) без признаков выгорания, 6 работников (46%) имеют симптомы начинающегося эмоционального выгорания, и 3 человека (23%) уже сложившийся синдромом эмоционального выгорания.
В группе «хирургия» риск развития синдрома профессиональной деформации выше, чем в двух других экспериментальных группах.
В группе работников хирургического отделения симптомы эмоционального выгорания выражены в большей степени, чем у испытуемых других опытных групп.
Исключение составляет только симптом «эмоциональная отстраненность», который в большей степени выражен у работников операционной хирургического отделения. Вероятно, это объясняется практически полным отсутствием эмоционального контакта с больными работников операционной. Больные выступают для них «бесчувственным» объектом, на «преобразование» которого нацелены их профессиональные действия.
Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания работников хирургического отделения являются редукция профессиональных обязанностей, эмоциональная и личностная отстраненность.
В группе работников хирургического отделения в большей мере, чем в других опытных группах выражен такой признак выгорания, как эмоциональное истощение (симптом обнаружен у 46% испытуемых). При этом они достаточно высоко оценивают свои профессиональные достижения. Отчасти это может быть связано с не вполне адекватным распределением ответственности за исход лечения – хирургия – как бы отвечает только за качество инструментальных действий, а не за выздоровление больного в целом. Хотя это предположение, безусловно, требует дополнительной проверки.
В группе «хирургия» в меньшей степени, чем в других группах представлен параметр «деперсонализация». Под деперсонализацией понимается расстройство самовосприятия, при котором собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими, это часто сопровождается явлениями дереализации.
В значительной степени этот симптом проявляется в группах работников операционной и реанимации. Можно предположить, что общаясь с больными как с субъектами (находящимися в сознательном состоянии, испытывающими боль), сталкиваясь с нестандартными ситуациями, как в ходе операции, так и сразу после неё, связанными с индивидуальными особенностями пациента, медработники из этих групп могут испытывать чувство растерянности и тревоги в связи с риском осложнений в состоянии больного, что может приводить к нарастанию явления деперсонализации. В этой же группе мы наблюдаем снижение ощущения профессиональной успешности, что является, по мнению автором методики признаком эмоционального выгорания специалиста.
Низкий уровень эмпатийных тенденций (способности к сопереживанию) ни в одной из экспериментальных групп не обнаруживается явно. Большинство испытуемых демонстрируют средний уровень развития эмпатийных тенденций.
Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем, они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем проявлении чувств собеседника теряют терпение. То есть в общении они бывают весьма сдержанны и предпочитают не слишком поддаваться эмоциональным порывам. В выборке также представлены испытуемые с высоким уровнем развития способности к сопереживанию, количество которых больше всего в группе работников операционной.
Таким образом, гипотеза о том, что разная по содержанию операций деятельность медицинских работников приводит к разным тенденциям эмоционального выгорания, нашла в ходе экспериментального исследования частичное подтверждение.
Приведенные в работе данные экспериментального исследования, как и предлагаемые автором мероприятия по профилактике и снижению выраженности симптомов эмоционального выгорания медицинских работников могут служить обоснование необходимости такой работы в учреждениях здравоохранения.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
