Меню Услуги

Договор финансовой аренды в гражданском праве


Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

1.1. История возникновения и развития финансовой аренды в России и в мире

1.2. Понятие, значение и правовое регулирование финансовой аренды

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

2.1. Предмет и существенные условия договора финансовой аренды

2.2. Порядок заключения, изменения и расторжения договора финансовой аренды

2.3. Права, обязанности и ответственность сторон по договору финансовой аренды

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1. Лизинговые отношения на современном этапе

3.2. Правовые проблемы в сфере договора финансовой аренды в современном законодательстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.Проблема обновления основных фондов предприятия и развития материально–технической базы остро стоит перед большинством российских компаний. Достаточно часто компании не обладают необходимым объемом собственных средств, для реализации проектов развития и модернизации. Возможность размещения и выпуска облигаций, акций, дополнительных эмиссий ценных бумаг, как правило, обладают лишь крупные компании. Банки на данном этапе экономического состояния государства в целом предпочитают кредитовать компании, имеющие хорошую кредитную историю и обладающие высоколиквидными средствами. На российском рынке заемных средств, преобладают краткосрочные кредиты, при этом постоянно растет  внутренний спрос на актуальное долгосрочное финансирование.

В современной экономике лизинг оборудования и других основных активов является весьма крупным источником капитала, особенно для мелких и средних компаний. Поскольку малые фирмы неохотно идут на крупные капитальные затраты, лизинг рассматривается ими как более дешевый способ формирования основных фондов по сравнению с покупкой оборудования[59].

Нельзя не согласиться с В.А. Горемыкиным, что привлекательность лизинговых услуг состоит также и в том, что применение их в хозяйственной практике позволяет начинающим предпринимателям открыть или значительно расширить собственное дело даже при весьма ограниченном стартовом капитале[14] .

Отмеченные выше факты достаточно красноречиво свидетельствует об актуальности выбранной темы выпускного квалификационного исследования в целом, и для развития отрасли гражданского права в частности.

В настоящей работе предпринята попытка системного анализа правовых механизмов, регулирующих финансовую аренду, и высказывающих некоторые практические рекомендации в решении сложных коллизионных проблем в этой сфере.

Важно отметить, что некоторые ученые юристы утверждают, что лизинг это своего рода товарный кредит. Другие специалисты, например, госпожа Е.В Кабатова[24,с.13],с мнением которой автор данного исследования в большинстве случаев полностью соглашается и, которая на протяжении десятка лет освещает тему лизинга в Российской Федерации, говорит о лизинге как о комплексе договоров, куда входят договор купли-продажи, займа, и собственно лизинга.

Объектом исследования выступает комплекс гражданско-правовых отношений возникающих в результате заключения, исполнения и реализации договора лизинга.

Предметом исследования выступает нормативно правовые акты регулирующие договор лизинга.

Цель работы  — исследовать договор финансовой аренды в гражданском праве.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:

  • рассмотрение истории возникновения и развития финансовой аренды в России и в Зарубежных странах;
  • анализ нормативно-правовой базы регулирования лизинговой деятельности;
  • рассмотрение предмета и существенных условий договора лизинга;
  • анализ порядка заключения, изменения, расторжения, прав и обязанностей сторон договора финансовой аренды (лизинга);
  • изучить современные тенденции развития лизинговых отношений обобщение изученного материала и итоговые выводы об эффективности применения лизинга.

Теоретическая основа. Наиболее детальное внимание ученые уделяют вопросам правового регулирования лизинговой деятельности в России. Такие отечественные специалисты как Витрянский К.Д., Газман В.Д., Горемыкин В.А., Кабатова Е.В., Кабанова И.Е., Суханов Е.А., Харитонова Ю.С., всесторонне рассмотрели особенности  нормативно-правового регулирования договора финансовой аренды.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты и законодательные акты, действующие в Российской Федерации, принятые на федеральном уровне, определяющие понятие договора финансовой аренды (договора лизинга), его формы, а также регламентирующие порядок заключения, исполнения и прекращения договора финансовой аренды (договора лизинга).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных источников и используемой литературы.

В первой главе проведено исследование основных понятий вытекающих из лизинговых отношений; отражена сущность значения и правового регулирования финансовой аренды; рассмотрена история возникновения и развития лизинга в России и в мире.

Во второй главе проведен анализ предмета и существенных условий договора финансовой аренды; установлен и рассмотрен порядок заключения, изменения и расторжения договора лизинга; рассмотрены права и обязанности сторон по договору финансовой аренды.

В заключительной, третьей главе исследованы современные тенденции развития лизинговых отношений.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

1.1. История возникновения и развития финансовой аренды в России и в мире

Лизинг имеет длинную и успешную историю. Зарубежные исследователи полагают, что лизинговые отношения имели место в конце прошлого столетия в XIX веке. Первые лизинговые компании появились в 50-60 годы XIX века. Но по  утверждению английского автора Т.Кларка, лизинг был уже известен задолго до появления Аристотеля. Т.Кларк[51] находит несколько положений в законах Хаммурапи, принятых, как известно около 1800 г. до нашей эры. Самые ранние документы об аренде датируются 2000 годом до нашей эры, когда в аренду сдавались сельскохозяйственные животные и орудия труда.

Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит ко временам Аристотеля (IV в. до н.э.) именно ему принадлежат слова «богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», т.е. чтобы получить доход, хозяйственнику совсем не обязательно иметь в собственности какое-то имущество, достаточно лишь иметь право пользования им и в результате получить доход.

Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга,  они нашли свое отражение в Институциях Юстиниана. За точку отсчета возникновения лизинга возьмем все-таки Римское право, ибо именно оно явилось основой развития европейских правовых систем.

В Римском праве хорошо был известен институт владения вещью без права собственности, как в договорном, так и в вещном праве. В первом случае договорное право – это договор найма вещей (locatio-conductiorerum), во втором вещное право – это сервитутное право, а точнее узуфрукт (usufructus) как один из видов сервитута, а именно личного сервитута. Какой из этих институтов является прообразом лизинга, и каких элементов в нем больше: вещных или договорных установить достаточно сложно, да и не представляется необходимым. Важно отметить то, что идеи разделения собственности известны праву с незапамятных времен. А рождение и распространение лизинга еще раз подтверждает известную истину, что все новое – это хорошо забытое старое[25].

Лизинг в древности не был четко и жестко ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности имущества в целом. Нам достоверно  известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники (в понимании такой технике в IX-X веках) но и ремесленное оборудование, и даже военная техника.

Важно отметить, что одно из первых документальных упоминаний о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для начала вторжения на Британские острова.

В средние века в Венеции в аренду владельцам торговых судов сдавались якоря, которые по окончании плавания возвращались их собственнику и могли быть снова сданы в аренду.

В средневековье лизинговая деятельность была достаточно ограниченной. Как правило, в аренду сдавалось имущество сельскохозяйственного назначения, в том числе гужевой транспорт. Нужно отметить, что периодически происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы договора аренды на практике. Так, в 1248 году была зарегистрирован лизинговый контракт, по условиям которого рыцарь БонфисМанганеллаГаэта арендовал оборудование, а именно доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. В дальнейшем он обязался выплачивать за них определенную в договоре арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила изначальную стоимость всего военного снаряжения.

Необходимо отметить, что в тот же исторический период (XII-XIII век) развития гражданских правоотношений, в Великобритании начали формироваться лизинговые отношение аналогичные современным контрактам. Обратим внимание на то, что на протяжении сотни веков, аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному законодательству признавалась неправомочной вовсе. Однако договор долгосрочной аренда реальной собственности участников правоотношений допускался.  В частности именно аренда имущества во многих случаях была единственным доступным видом реальных договоров, так как из-за жесткой системы существовавшего земельного законодательства, она оставалась единственным средством приобретения прав на использование земли. Как правило, предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудование и лошади. Исторически сложилось так, что  одним из первых источников нормативно-правового регулирования отношений схожих по своей природе с лизинговым контрактом, стал Закон (Устав) Уэльса 1284 года (StatuteofWales).

В 1572 году в Англии был принят нормативно-правовой акт, позволяющий использовать только реальный, а не мнимый лизинг, то естьзаконными признавались арендные договорные отношения, подписываемые на разумных условиях и основаниях, так как к тому времени возросло количество сделок, имеющих своей целью, скрыть истинное положения вещей, а именно, кто является реальным собственником. Использовалось такие контракты, как средство тайной передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Важно отметить, что сама по себе оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен развития общества в целом.

В начале XX века в Великобритании в связи с бурным ростом промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, которые реализовывались по своему непосредственному назначению через  лизинговые контракты. Важную роль в развитие лизинговых правоотношений в Англии сыграл фактор развития  железнодорожного транспорта в целом и каменноугольной промышленности в частности. В 1877 году в Великобритании известная телефонная компания Bell приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а устанавливать их на условиях договора аренды у потенциальных клиентов компании.

Во время второй мировой войны правительство США на условия аренды поставляло в нашу страну военное оборудование и имущество. Не случайно эта операция известна в истории как «Ленд-лиз».

Современная лизинговая индустрия зародилась в начале 50-х годов XX столетия в США и последовательно распространилась на все континенты. За эти годы мировой рынок лизинговых услуг пережил как годы бурного развития (80-е годы), так и спада (первая половина 90-х годов).

По данным LondonFinancialGroup, опубликованным в ежегодном статистическом обозрении по лизингу “WorldLeasingYearbook1999”, после трех лет роста отмечено незначительное уменьшение лизинговой активности на 5,2 процента, а объем операций составил 405,8 млрд. долл. США против 428,1 млрд. долл. США в 1996 году.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Какой исторический путь развития прошло российское законодательство до принятия действующих нормативно-правовых актов регулирующих современных «лизинг», будет рассмотрено в данном параграфе ниже.

Для более детальной  и понятной исторической периодизации нужно отметить четыре этапа развития финансовой аренды в нашей стране.

Первый период развития финансовой аренды  произошел до начала 1990-х гг., и характеризуется в целом отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к договору финансовой аренды в целом и в частности[49,с.23].

Важно отметить, что процесс изучения лизинга в российских научных кругах начался более четверти века назад задолго даже до того, как сам лизинг стал возможен в нашей стране. В отраслевых НИИ и закрытых фондах велось накопление и изучение исторического опыта и информации о несоциалистических формах хозяйственных взаимоотношениях, в частности, о таком институте гражданского права, как  аренда. Отметим, что  еще до 1977 года долгосрочная аренда изучалась в СССР как способ сбыта автомобилей на мировом капиталистическом рынке товаров и услуг.

Такие исследования, как правило, носили в основном ознакомительный характер, вплоть до 1980 гг., и речь в них шла в основном о возможных перспективах развития и преображения социалистической экономики в будущем. При этом сам договор финансовой аренды не получал какого-либо исторического развития в период существования СССР. В 80-х годах лизинговой деятельностью периодически занимались самые крупные внешнеторговые предприятия  бывшего СССР. Договор лизинга рассматривался ими, прежде всего, как одна из форм приобретения и реализации необходимого оборудования, такого как: автомашины, крупногабаритные универсальные станки, ЭВМ, энергетическое оборудование, поточные линии, кузнечнопрессовое, дорожно-строительное оборудование, морские суда  и так далее. Отмечается тот факт, что в указанный период развития гражданско-правовых отношений контракты заключались с использованием специальной формы товарного кредита, под которой подразумевался непосредственно сам лизинг.

В период бурных рыночных реформ перестройки в СССР лизинговые договорные операции начали широко применяться в контрактах внешнеторговых предприятий, а именно таких как: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Трактороэкспорт». Основной объем контрактных операций 200 — 300 млн. долл. в год приходился на торговлю Восток — Запад, прежде всего на импорт промышленного оборудования, станков из развитых западных стран.

Финансовая аренда внутри государства, не получала какого-либо развития вплоть до середины 1989 года, до начала формирования новых условий деятельности организаций, основанных на «арендной» форме хозяйственной деятельности. Важным этапом в становлении основ применения аренды и лизинга в СССР стало появление нормативно правовой базы, а именно:

1) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1;

2) Письмо Госбанка Союза ССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был утвержден порядок отражения аренды и лизинга в бухгалтерском учете на предприятии.

Вторым важным периодом развития лизинга стал период, который продолжался с начала и до середины 90-х гг. С установлением  рыночных реформ и переходом к многофункциональной экономике государства в деятельности организаций начали возникать договоры, которые несли в себе элементы лизинговых договоров. Однако лизинговое законодательство государственного  уровня по-прежнему не было сформировано. В этих условиях сам лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде, и  при наличии высоких юридических рисков для участников лизинговых операций, что непосредственно сдерживало развитие многих отраслей экономики нашего государства. Вплоть до  1996 г. лизинговые контракты могли осуществляться в качестве сделок, «хотя и не были предусмотрены законом, но и не противоречили ему[15, с.67]».

В отдельных отраслях экономики страны уже тогда были предусмотрены распоряжения, способствующие развитию финансовой аренды, как некоторого вида инвестиционной деятельности. Например:

  • О принятии предложения Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России о развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом. (21.03.1992);
  • О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300, запасных частей и двигателей к ним, временно ввозимых в Россию по лизинговому соглашению между«Аэрофлот — советские авиалинии» и консорциумом западноевропейских банков. (24.05.1994);
  • Постановление Правительства РФ от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)».

В 1993 г. в Российской Федерации договоры лизинга были охарактеризованы, как некий вид услуг финансового посредничества.

Третий период в развитии финансовой аренды в России начался  с середины 90-х гг. до 2001 г. Этот период исторического развития характеризуется принятием специального законодательства о финансовой аренде в целом.

С течением продолжительного периода времени потребовалась консолидация усилий многих компаний российского лизингового рынка для оптимизации условий и процесса ведения бизнеса,  путем разъяснения преимуществ договора финансовой аренды, потенциальным лизингополучателям. Представители российских лизинговых компаний организуют учебные семинары, «круглые столы» для диалогов, конференции, выставки по различным отраслям экономики с целью презентации нового вида оборудования, новых технических и юридических возможностей для развития бизнеса на том, или ином предприятии. Создаваемые профессиональные объединения лизинговых компаний в нашем государстве со временем стали приобретать определенную организационную основу. Например, в октябре 1994 года на рынке появилась Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», которая в дальнейшем стала важным участником  Европейской федерации ассоциаций лизинговых предприятий «LEASEUROPE». С тех пор значительно начало расти количество компаний и предприятий, работающих на лизинговом рынке, а также увеличивались объемы лизинговых контрактов, заключенных на территории Российской Федерации что, несомненно, говорило о перспективе для развития экономики такого перспективного договора как «финансовая аренда».

Настал тот момент, когда нормативные акты, способствующие благополучному развитию лизинговых операций, принимались на региональном уровне, а также на уровне министерств и ведомств.

На протяжении периода  с сентября 1994 года до октября 1998 года действовали нормы, указанные в постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. № 663, которые продлевались, дополнялись и изменялись  в редакции пять раз в течение всего периода действия данного постановления. Два весьма важных постановления, принятые Правительством РФ, сыграли решающую роль в развитии российского лизинга. Первое Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. N 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»[12] устанавливало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат предприятия. Второе Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации»[13]устанавливало, что стороны договора финансовой аренды могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом лизингового контракта, при отражении его в финансовой деятельности организации.

Значимым этапом в развитии  лизинга в России стало принятие второй части Гражданского Кодекса РФ, вступившей в силу 1 марта 1996 года. Нормы других законов, регулирующих отношения договора лизинга, должны были соответствовать установленным положениям в ст. 3. ГК РФ.

8 февраля 1998 г. Президент России подписал Федеральный закон № 16 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге». Однако необходимо отметить, что фактические события последних лет свидетельствуют о том, что существенного положительного действия на процесс развития экономики нашего государства данная конвенция не оказала. Так,  при присоединении России к Оттавской Конвенции 1988 г. потрачено значительное количество усилий со стороны нашего государства: общественность и правительство уверяли нас в том, что российский лизинговый рынок и экономика многих предприятий, не может без Конвенции развиваться; что присоединение к данной конвенции, будет означать прорыв на мировой рынок и т.д. Однако на момент присоединения России к Оттавской Конвенции ее участниками были такие страны как: Нигерия, Панама, Латвия, Венгрия, Белоруссия. Из экономически развитых зарубежных стран к этой международной Конвенции присоединились лишь Италия и Франция (с определенными оговорками). Конвенция в дальнейшем не получила должного  признания и распространения, во всем мире к ней присоединилось лишь 8 стран, из которых 3 страны, это уже бывшие страны СССР в том, числе и Российская Федерация.

29 октября 1998 был принят Федеральный закон № 164 «О финансовой аренде (лизинге)», но реалии того времени показали, что Закон в целом не соответствовал существовавшей экономической ситуации в стране и создал определенные юридические трудности, мешающие всестороннему развитию лизинга. По мнению юристов и экономистов, принятый Закон требовал существенной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть корректировки в действующем Законе, долгое время велись продолжительные дискуссии[7,с.5]. Еще в период 1997-98 гг. ряд специалистов высказывали мнение, о том, что если даже представить, что правовой режим финансовой аренды будет максимально улучшен путем внесения соответствующих поправок в Закон и в ГК РФ, для лизинговых компаний и их клиентов — потребителей оборудования, сам по себе факт оптимизации законодательства не даст  гарантии существенного  развития лизинга в целом, так как для его оптимального развития нужны не только юридические меры.

Эта точка зрения подтвердилась практикой последующих лет. В общей структуре законодательных актов в РФ важного положения Закон о лизинге  так и не занял. Он был обречен на конфронтацию с ГК РФ и в силу этого не мог подлежать однозначному применению в целом. Поэтому, впоследствии сам Закон стал более формальным документом, воспроизводящим основные положения главы 34 ГК РФ и, несколько расширяя их, но не коим-образом не улучшая общую картину регулирования и функционирования лизинговых взаимоотношений на рынке в целом.  Значимой реальной пользы экономике  принятие Закона о лизинге не принесло потому, что в Законе было достаточно трудно, а точнее говоря невозможно, отразить все необходимые для развития финансовой аренды положения.

Законодательная база регулирования договора лизинга в России продолжала развиваться в последующие годы. Между тем, данные из экономических и юридических исследований говорили о том, что развитие финансовой аренды как отрасли  в нашем государстве в большей мере зависит от общей инвестиционной привлекательности в стране.

Четвертый этап исторического развития, финансовой аренды начался во второй половине 2001 года, он характеризовался изменениями законодательства, регулирующего лизинговую деятельность. Наиболее важными из них были:

Вступившая в силу 2002 г. 25-ая глава Налогового Кодекса Российской Федерации[3] отчасти закрепила существующий льготный налоговый режим для совершения лизинговых контрактов в России.

26 декабря 2001 г., после долгого обсуждения проблемы с отраслевыми специалистами по лизинговой деятельности, Государственная Дума приняла закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О финансовой аренде», в котором было реализовано более 70 поправок к действующему закону. Изменения были направлены на устранение внутренних разногласий Закона о лизинге, коллизий с другими нормативными правовыми актами и унификацию существовавших терминов.

1.2. Понятие, значение и правовое регулирование финансовой аренды

Как показывает история, деятельность по сдаче вещей в аренду была известна обществу давно. С течением временем она приобрела современные очертания, что и позволяет отделить лизинг от других видов аренды.

Сущность лизинга специалистами трактуется по-разному. Одни авторы, как отмечает М.И.Лещенко [49,с.37], видят лизинг как способ кредитования предпринимательской деятельности, другие отождествляют его с финансовой арендой, третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства, четвертые же интерпретируют его как управление чужим имуществом по поручению доверителя.

Конечно, любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм его проявления. О возникающих при этом трудностях свидетельствует тот факт, что в Международном институте по унификации международного частного права (UNIDROIT) почти 15 лет велась разработка унифицированных норм по международному лизингу. В последние 2-3 десятилетия в европейских странах и на американском континенте лизинг стал применяться очень широко, что вызвало необходимость в унификации на международном уровне. Создатели проекта столкнулись со многими трудностями при его выработке. Результатом этой кропотливой работы стал проект Конвенции о международном финансовом лизинге, который был представлен на дипломатической конференции, и в нем нашел отражение самый распространенный взгляд на лизинг как на тройственный комплекс имущественных отношений.

Согласно ст. 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге Оттава, 28 мая 1988 года, в сделке финансового лизинга участвуют три стороны, из которых одна (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями, одобренными другой стороной (пользователем), вступает в соглашение (соглашение о поставке) с третьей стороной (поставщиком) в соответствии, с которым лизингодатель приобретает промышленную установку, средства производства или иное оборудованиеи вступает в соглашение, предоставляющее пользователю право использовать оборудование в обмен на периодические платежи[1].

Законодательство Российской Федерации в отношении лизинга во многом следует международной Конвенции. Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» в ст. 2 трактует лизинговую деятельность как «вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг»[5].

Понятие термина лизинг и его конструкция  пришел в Европу, а потом распространилась по всему миру из США[64]. Сам термин «лизинг» происходит от английского глагола «tolease», под которым понимается  «нанимать», «брать в аренду». Важно отметить, что в английском юридическом обиходе словом «leasing» традиционно обозначается сдача имущества в аренду, и непосредственно сам лизинг, как разновидность аренды. Мировое распространение и всеобщее признание получило второе значение термина «лизинг», которое используется для обозначения конкретного вида договора имущественного найма[50].

Достаточно изолированное развитие законодательства в разных странах  о лизинге, в течение долгого  периода, привело к формированию того, что сам термин «лизинг», как правило, используется в различных странах для обозначения неодинаковых правовых отношений[69,с.112]. По мнению автора данного выпускного квалификационного исследования, правильно говорить о разновидностях лизинга, имеющих свои особенности, но, тем не менее, отличных от иных правоотношений, не являющихся по своей природ не структуре лизинговыми отношениями.

Важно отметить отличительные  черты лизинга в целом. Объект договора (оборудование) в случае финансовой аренды должен использоваться в предпринимательских целях на основании норм  ст. 665 ГК РФ; ст. 1 п. 4Оттавской Конвенции 1988 г. «О международном финансовом лизинге»[16,с.187-192]. По договору лизинга непосредственно передается новое оборудование, т.е. важно понимать что имущество, подлежащее передаче в пользование по договору финансовой аренды, приобретается лизинговой компанией исключительно  для передачи его в лизинг. Срок договора лизинга устанавливается сторонами контракта, но, как правило, исчисляется в зависимости от срока фактической амортизации переданного лизингополучателю имущества[64]. То есть сам договор финансовой аренды напрямую связан со степенью амортизации имущества переданного в лизинг. Лизингодатель обязан уведомить поставщика оборудования о своем желании сдать приобретаемое имущество определенному лизингополучателю на основании нормы указанной в ст. 667 ГК РФ. Оборудование и имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, передается поставщиком, напрямую и  непосредственно к самому лизингополучателю  на основании ст. 668 ГК РФ. Необходимо отметить, что в самом  договоре может быть установлен другой порядок передачи оборудования и имущества. Риск случайной порчи или гибели оборудования и имущества, если иной порядок  не установлено соглашением сторон, лежит на лизингополучателе с момента передачи ему оборудования поставщиком на основании ст. 669 Гражданский Кодекс Российской Федерации[2]. Необходимо отметить, что лизингополучатель вправе направить претензии поставщику по срокам поставки, качеству и ассортименту имущества и оборудования, а также по любым несоответствиям оборудования, условиям контракта поставки и порядку передачи оборудования лизингополучателю продавцом ст. 670 Гражданский Кодекс Российской Федерации. В самом договоре финансовой аренды можно предусмотреть право на выкуп, т.е. обязательство лизингодателя передать оборудование или имущество в собственность лизингополучателю по истечении срока контракта.

А. Белов писал о правовой конструкции договора финансовой аренды как о достаточно простой, отмечая, что, согласно праву европейских государств, лизинг представляет собой контракт, по которому арендатору имущества предоставляется право использовать его, производя арендодателю определенные временными рамками платежи в течение согласованного срока

Европейская федерация национальных ассоциаций по финансовой аренде имущества и оборудования именуемая Leaseurope дает нам следующий термин: «Лизинг — это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности»[25 ,с.16].

Если представить лизинговый контракт в виде наглядной схемы, можно выделить два существенных компонента, а именно: договор купли-продажи и передачи (поставки) имущества и оборудования во временное пользование лизингополучателю, совокупность данных элементов в целом составляет сложную конструкцию договора финансовой аренды.

Известный нам автор Е.В. Кабатова отмечает, что в российской юридической литературе нашло свое обоснование и понимание мнение о том, что вследствие определенной взаимосвязи всех участников такой сложной структуры, как лизинг рассмотрение и регулирование в отдельности каждой  из них приводит к разрушению целого восприятия договора. Важно отметить, что в случае финансовой аренды отношения все участников контракта (лизингодателя, лизингополучателя и поставщика) характеризуются тесными взаимосвязями, благодаря которым у всех  участников правоотношений, не являющихся сторонами договора, возникают определенного рода корреспондирующие права и обязанности.

Несмотря на то, что институт финансовой аренды уже давно получил широкое применение и распространение за рубежом, правовое регулирование лизинговых отношений в Российской Федерации на современном этапе появилось сравнительно недавно, а именно в 1994 г., когда вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 17.09.94 N 1929 «О развитии финансового лизинга и инвестиционной деятельности»[7].

Дальнейшее развитие правовое регулирование договора финансовой аренды получило в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.06.95г. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и в утвержденном им «Временном положении о лизинге».

На современном этапе развития рыночной экономике в нашем государстве,  лизинговые взаимоотношения регулируются ГК РФ, а также Закон о лизинге.  Важно отметить, что отношения в области международного договора финансовой аренды регламентируются Конвенцией о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г. (Российская Федерация стала участником Конвенции с февраля 1998 г.).

Непосредственно договору финансовой аренды (лизингу) в ГК РФ посвящен параграф 6 главы 34 (аренда). При этом Гражданский Кодекс РФ рассматривает договор финансовой аренды (лизинг) в качестве самостоятельного и особого вида договора аренды (имущественного найма).

В настоящее время иерархическая схема законодательных актов о лизинге выглядит следующим образом[Справочно-правовая система «Гарант»]:

  Законодательство о лизинге
     
  Федеральный закон от 08.02.98 № 16-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»  
    Содержит оговорку, вводящую более строгое регулирование ответственности лизингодателя, чем это предусмотрено Конвенцией (оговорка к п. 3 ст. 8 Конвенции)
  Гражданский кодекс Российской Федерации  
    Определяет договор лизинга как разновидность договора аренды.

Специальные нормы ГК РФ о лизинге применяются вместе с общими положениями об аренде и обязательствах

  Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»  
    Определяет лизинг как форму инвестиционной деятельности;

предоставляет значительное количество налоговых и таможенных льгот, которые, однако, практически не действует, поскольку в таможенное и налоговое законодательство соответствующие поправки не внесены

  Постановления Правительства и иные нормативные акты, регулирующие применение лизинга в отдельных отраслях  
    Устанавливают порядок предоставления государственных гарантий по лизинговым операциям в отдельных отраслях

Таким образом, одним из видов инвестиционной деятельности по приобретению имущества является лизинговая деятельность. Лизинг содержит в себе одновременно существенные свойства кредита, финансово-инвестиционной и арендной деятельности, которые неразрывны и образуют новую форму бизнеса. Сложная правовая природа лизинга обусловлена тем, что он объективно находится в своем роде в «пограничной области» смежных, переплетающихся отношений: поручения, аренды, купли-продажи, товарного кредитования.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное движимое и недвижимое имущество, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности.


Страницы:   1   2   3