Меню Услуги

Договор строительного подряда в гражданском праве РФ. Часть 3.


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

3.3. Порядок заключения, расторжения и ответственность сторон договора строительного подряда

Договор строительного подряда на сегодняшний момент, по ряду определенных причин, исчерпал свой плановый характер. Обычно, сегодня он заключается по независимому усмотрению участников. В то же время, это, не значит, что утратили значение все административно-правовые ссылки договорных взаимоотношений в исследуемой сфере. Сейчас для того, чтобы действительно начать строительство того или иного объекта, нужно получить необходимое разрешения и согласование целого ряда уполномоченных органов местного самоуправления. Инвестор (заказчик), как правило, решает когда начать строительство, основываясь на подготовленном по его заданию технико-экономического обоснованию возведения объекта. В то же время само технико- экономическое обоснование (ТЭО) и сформированную на этой базе проектную документация необходимо провести через обязательную государственную экспертизу и утвердить в установленном законодательством порядке.

Экспертиза городской строительной и проектно-сметной документации вне зависимости от финансовых источников, форм собственности и принадлежности построенных объектов проходит через уполномоченные государственные органы согласно их компетенции:

  • самые масштабные инвестиционные проекты с участием иностранных денежных ресурсов, имеющие значительное государственное влияние и вносимые на утверждение Правительства РФ, проходят государственную экспертизу в Экспертном совете при Правительстве РФ;
  • экспертиза проектов строительства объектов, которое осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, инновационных и основополагающих проектов, созданных за счет средств бюджета и т.д., производиться Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госкомитете РФ по жилищной и строительной политике;
  • предприятия государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ производят экспертизу различных объектов строительства вне зависимости от финансовых источников и формы собственности касательно вопросов, которые относятся к компетенции федеральных и местных органов власти, регулирования за соблюдением установленных требований о верности и используемой надежности объектов и т.д.

Городская строительная документация и проекты строительства объектов, которые прошли проверку, необходимо утвердить в определенном порядке. Городскую строительную документацию утверждают государственные органы представительной и исполнительной власти согласно их компетенции, которая определена законодательством РФ. Строящиеся объекты, которые финансируются за счет государства, следует утверждать в соответствующих органах государственного управления или же в определенной ими форме.

В конце концов, проект строительства,  который  осуществляется  за счет собственных денежных средств, кредитных и привлеченных ресурсов инвесторов (включая иностранный капитал), утверждается напрямую заказчиком (инвестором).

Договор строительного подряда может быть заключен  как в простом порядке, т.е. в процессе прямой связи между контрагентами, когда они согласовывают  все необходимые условия будущей работы и подписывают договор, так и с помощью специализированных подрядных торгов. Действующее законодательство указывает именно на последнее. Процедура формирования и проведения торгов указана в Положение о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993 №660-р/18-7. Кроме того, дополнительная информация о подобного рода торгах находится в принимаемых субъектами местного самоуправления развивающих законодательных актах к действующему Положению. В то же время все эти законодательные акты обладают обязательным характеров только в том случае, если они указаны в данных актах. К примеру, согласно Положению о подрядных торгах в РФ проводить торги обязательно только в случае размещения заказа на вновь начатое строительство для государственных федеральных нужд (п.1.3. Положения). Остальные случаи  предусматривают, что заказчик имеет право принимать решение об исполнении подрядных торгов в порядке, которые установлены рассматриваемым Положением.

Подрядные торги это вид размещения заказов на выполнение строительных работ, которые предусматривают выбор подрядчика для исполнения проекта на конкурсной основе. Конкурс следует проводить в форме тендера, который представляет собой состязание участвующих претендентов оферты (предложений в письменной форме о заключении договора) со стороны тех критериев, которые содержатся в документации по тендеру.

Сама документация по тендеру, которая платно либо бесплатно обеспечивается лицами, решившимися поучаствовать в торгах, содержит:

  1. Общие сведения об объекте и предмете договора и конкурса, т.е. данные об объекте строительства, который необходимо произвести, указав его с месторасположение, срок исполнения работ, имя заказчика и т.д.
  2. Документация по проекту, которая включает графическую информацию: спецификации, графики, схемы, чертежи и прочие.
  3. Руководство для оферентов, в котором отражается информация и распоряжения по условиям работы, процедуре оформления и презентация документа оферты.
  4. Требования к структуре документации оферты, включающие, как правило, заявку участника в подрядных торгах, предварительное поручительство в виде банковской гарантии, копию документа по платежу, который подтверждает внесение аванса и прочие.
  5. Условия и процедуру проведения торгов, в которых указывается информация о виде и форме организации торгов, процедуре определения победителя и прочие.
  6. Проект договора строительного подряда.
  7. Форма заявки участника.

Вспомогательную информацию об организации и проведение подрядных торгов можно получить при ознакомление с их формами.

Подрядные торги делятся:

  • в зависимости от предварительного отбора претендентов, который проводиться организаторами – торги с первоначальной квалификацией и торги без первоначальной квалификации;
  • в зависимости от раза проведения торгов по конкретному объекту и предмету – первичные и вторичные торги;
  • в зависимости от гражданства оферента — торги с участием иностранного оферента и торги без участия иностранного оферента;
  • в зависимости от способа оглашения итогов — торги гласные и негласные торги ;
  • в зависимости от степени конфиденциальность — торги могут быть открытыми и закрытыми.

Участвовать в торгах подряда могут все российские и иностранные предприятия вне зависимости от вида собственности, которые имеют нужное разрешение на осуществление строительных работ (в том случае, если торги не являются закрытыми). Победитель торгов определяется специализированным комитетом по тендерам. Как правило, им становится тот оферент, чье предложение в большей степени отвечает всем условиям и требованиям, которые содержатся в документации по тендеру. Итоговый вывод комитета по тендеру следует оформить в протоколе, который содержит имя победителя торгов, структуру комитета по тендеру, решение голосования, сводная таблица оферт и даты подписания соглашения с выбранным победителем. Протокол об итогах торгов комитет по тендеру представляется на согласование  заказчику (инвестору). После согласования решения заказчиком (инвестором) торги можно считать завершенными. Заказчик (инвестор) заключает договор строительного подряда с выбранным победителем на условиях, которые содержатся в документации по тендеру и в оферте победителя.

Ликвидация договора строительного подряда, как и любых прочих гражданско-правовых актов, можно совершить только по взаимному соглашению сторон, в одностороннем порядке иди же по решению судебной системы.

В соответствие с п.2 ст. 453 при заключение соглашения сторон договор считается прекращенным в момент оформления  необходимого соглашения на условиях, что другое решение не исходит из данного соглашения, а при расторжении договора через суд —  в момент вступления в законную силу решения судебной системы о ликвидации договора.

Договор расторгается в одностороннем порядке, обычно, когда существуют значительные нарушения соглашения одной из сторон (ст. 451 ГК РФ).

С точки зрения инвестора причиной расторжения может служить, к примеру,  несоответствующее требованиям  выполнение работ (п. 3, ст. 723 ГК РФ), или же исполнение их с недочетами, которые позволяютсчитать, что проект не будет выполнен в надлежащем порядке (п.3 ст. 715 ГК РФ). С точки зрения подрядчика такой причиной может стать обнаружение предоставленных инвестором некачественных материалов или оборудования, или же неисполнение инвестором своих обязательств, которые в свою очередь  препятствуют исполнению соглашения подрядчиком (п. 2, ст. 719 ГК РФ).

Полный или частичный отказ от договора в одностороннем порядке вне зависимости от причин данного отказа проходит без решения суда. В результате совершения этого факта договор можно считать расторгнутым.

Если обязанности по договору исполнены в ненадлежащем виде инвестор и подрядчик несут обоюдную ответственность на тех условиях, которые установлены в законодательстве и соглашение.

Изучаемая сфера подлежит регулированию общими положениями о гражданско-правовой ответственности и правилами об ответственности за разрыв простого обязательства подряда.

Основаниями для принятия санкций гражданско-правовой ответственности следует различать в зависимости от субъекта. К примеру, граждане несут ответственность за несоблюдение условий договора строительного подряда при присутствие вины, за исключением тех случаев, когда закон или договор предусматривают другие причины ответственности.

Лицо, которое нарушило договор во время осуществления коммерческой деятельности (к примеру, подрядчик) несет ответственность даже за невольное нарушение или несоответствующие выполнение обязательств, в том случае,  если не сможет доказать, что  несоответствующие выполнение было невозможно из-за определенных причин. Это условие является диспозитивным,  закон или договор предусматривает ответственность по причине вины (п.3, ст. 401 ГК РФ).

Вместе с требованием убытков ответственность за неисполнение условий соглашения строительного подряда выражается в выплате возмещения. Оплата возмещения, как правило, предусматривается в договоре. Возмещение в виде неустойки представляет собой процент от общей цены строительства. При этом процент может варьироваться зависимо от длительности просрочки выполнения обязательств.

Так, к примеру, заказчик обязан выплатить возмещение в следующих случаях:

  • за просрочку сдачи подрядчику площадки для работ, технических документов, материалов и оборудования;
  • за сдачу несоответствующей техники для монтажа;
  • Подрядчик обязан выплатить возмещение в следующих случаях:
  • за завершение работы после указанного срока;
  • за освобождение площадки для работ в несоответствующее время;
  • за неисполнение срока исполнения частных форм строительства и т.д.

В то же время стороны должны учитывать, что помимо санкций за невыполнение обязательств по соглашению, виновная сторона должна возместить все затраты, которые не покрывает неустойка. Выплата неустоек, возмещение затрат не освобождает стороны от дальнейшего выполнения обязательств по договору.

В то же время отметим, что вероятность возложения на стороны административной ответственности за нарушения прав в сфере строительства, которые влекут уменьшение и потерю надежности, устойчивости и безопасности зданий, строений и сооружений, их отдельных частей или частных конструктивных составляющих. Так организации, вне зависимости от принадлежности какому-либо ведомству и формы собственности являются заказчиками или подрядчиками в сфере строительства, могут подвергаться денежным санкциям за такие правонарушения, как совершение работы без необходимого разрешения, за невыполнение установленных условий нормативного акта в строительной сфере, за уход от выполнения  или преждевременное или просроченное выполнение требований, которые были установлены органами Государственного архитектурно-строительного надзора РФ в предусмотренном законодательством образом, и посылается в бюджеты местных органов власти.

В строительной практике широко используется  характерный именно для подряда строительства метод обеспечения добросовестного выполнения обязательств, такой как задержание заказчиком определенной части суммы, которая предназначена для полного покрытия расчетов (например, 10 – 15% стоимости работ) временно, до момента истечения срока гарантии.

Из этого следует, что законодательство по гражданской ответственности  не имеет в составе указаний на тот факт, за какие определенные  нарушения прав, какие формы наказаний и в каком объеме необходимо применить, если произошло несоблюдение обязательств по договору строительного подряда.

Строительство представляет собой довольно сложный процесс, который требует спецификации в регламентации определенных разного рода взаимоотношений. Можем предположить, что подобная особенность привлечения сторон к ответственности за несоответствующее строительство должно быть предусмотрено законодательством  при определении состава гражданских правонарушений.

Сегодняшнее законодательство не предполагает гражданско-правовой ответственности за преждевременную или просроченную доставку одной из сторон документации по проекту и смете, ответственность инвестора за преждевременную или просроченную доставку для начала осуществления работ на земельном участке в соответствующим состоянии, ответственность инвестора за преждевременную или просроченную выплату за исполненные работы. Также не сформированы вопросы разделении ответственности между инвесторами и субподрядчиками, главными подрядчиками и субподрядчиками, членами строительства и государственными органами и т.д.

Таким образом, имеет смысл объединить разные структуры гражданских нарушений прав участников строительных работ в общий нормативный документ. Подобный подход можно реализовать в рамках Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации». Вышеуказанный нормативный акт требует детальной проработки раздельных оснований для юридической ответственности учитывая технические предписания в строительстве, необходимо нормативное закрепление внедоговорной ответственности всех участников строительных работ.

3.4. Права и обязанности сторон в договоре строительного подряда

Одной из самых важных частей договора подряда строительства выступает регулирование прав и обязанностей участников.

Права и обязанности инвестора и подрядчика определены в положение закона, в условиях договора строительного подряда, а также в требованиях нормативно-технических  документов по проблемам проектирования и строительства.

Чтобы подрядчик мог приступить к выполнению работы, заказчик должен вовремя предоставить площадь для строительства, выдать технические документы, выдать для использования нужные для исполнения работ здания и сооружения, произвести временную проводку сетей энергоснабжения, водоснабжения,  паропровода и другие услуги (п.2 ст. 474 ГК РФ).

Основной обязанностью подрядчика является постройка в определенный срок объекта либо выполненные иных работ. При этом подрядчик должен произвести строительство и другие тесно связанные с ним работы согласно  техническим документам и смете, в надлежащем качестве и в необходимый срок, выполняя приобретенные в процессе строительства указания инвестора, которые не противоречат условиям соглашения и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную работу подрядчика (п.1, ст. 743, п.3, ст. 748, ст. 754, 755 ГК РФ).

Дальше ознакомимся с некоторыми правами и обязанностями сторон по договору строительного подряда детальнее.

Документация по техническим характеристикам включает в себя, в первую очередь, проектную документацию на строящийся объект. Данная документация выступает основанием для приобретения заказчиком разрешение на выполнение строительства. Как отмечает М.С. Кроль, в соглашении стороны обговаривают, зависимо от сложности строящегося объекта, этапы и структуру проектной документации.

Разрешение на строительство — это документ, который удостоверяет право собственника, арендатора, владельца, пользователя объекта недвижимости на строительство на определенном земельном участке, , реконструкции здания, строения, сооружения, а также на облагораживание прилегающей территории (п.1 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Проблема подготовки технической документации появляется тогда, когда в процессе заключения договора строительного подряда имеется только технико-экономическое подтверждение работ, основываясь на который должен  быть разработан проектный документ, или когда технический проект строительства нуждается в уточнение в рабочих документах.

Вне зависимости от того,  какая из сторон подготовит технические документы, смету (которая является денежным выражением строительных работ), два этих вида документов должны быть обговорены заказчиков и исполнителем. Как правило, техническая документация и смета остаются неизменными вплоть до окончания работ.

Исполнитель обязан осуществит строительство и работы, которые связанны с ним, согласно техническим документам, которые определяют объем, состав работ и прочие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, в которой определяется цена строительства.

Предполагается, что технические документы охватывают всю группу строительных работ, а согласованная сторонами смета учитывает траты на все будущие работы.

Задание инвестора формирует важнейшие параметры объекта работы, в то же время их подробная проработка проходит в проектно-сметных документах. Следует полагать, что проектно-сметные документы выступают значительным условием договора строительного подряда только тогда, когда участники четко не сформировали предмет соглашения. Если же предмет был указан и заказчик произвел выплату, то отсутствие  проектно-сметных документов не выступает абсолютной причиной для того, чтобы  признать договор строительного подряда незаключенным.

Так, к примеру, исполнитель обращается в арбитраж с иском о взыскании с инвестора штрафа за несвоевременную оплату работ.

Возражения заказчика отправляют к статье 743 ГК РФ, согласно которой исполнитель обязан произвести строительные работы в соответствие с технической документацией, которая  определяет объем, структуру работ и прочие требования. Из-за отсутствия технических документов, которые определяют предмет договора, или соглашения о ее предоставлении договор следует считать незаключенным.

В этом случае суд удовлетворил иск о выплате штрафа, потому что обязательство не исполнено в установленный срок.

Суд отклонил выводы инвестора на следующих основаниях.

Предмет договора, в соответствие во статьей 740 ГК РФ, выходит значительным условием договора, при его отсутствии его можно считать незаключенным.

Согласно статьи 743 ГК РФ технические документы определяют объем, состав работ и прочие требования, которые предъявляются к ним, то есть имеется предмет соглашения.

В соглашении все участники учли, что обязанность подрядчика – это построить хозблок из бруса площадью 4 на 6 метров. Была указана цена договора. До заключения соглашения инвестор изучил  типовые образцы хозблока, которые мог возвести подрядчик. Таким образом, это говорит о том, что участники фактически определили предмет соглашения.

Стороны не имели разногласий по данному вопросу, и они посчитали допустимым приступить к строительству. Инвестор принял итоговую работу. Все указанные обстоятельства не дают причин считать договор незаключенным из-за  отсутствия технических документов.

Обязанностью подрядчика является исполнение работы согласно техническим документам и смете.

Пункт 1 ст. 743 ГК РФ определяет обязанность исполнителя осуществить строительные работы согласно техническим документам и смете в объеме, который был предусмотрен и соблюдения требований, которые были установлены ими.

Именно технические документы являются заданием инвестора, согласно которым исполнитель обязан исполнить указанное строительство. По этой причине в договоре следует вносить ситуации, когда инвестор хочет изменить технические документы, к примеру, дополнить проект.

Обычно в указанном случае, обговаривается, что инвестор в праве вносить изменения в технические документы не согласовывая их с исполнителем, но только тогда, когда дополнительные работы не превышают 10 процентов суммарной сметной цены строительства и не меняют их характер.

Оплачивать такие работы должен заказчик. Однако цена основывается не на смете, а указывается в отдельном договоре. В то  же время если объем вспомогательных работ превысит 10 процентов от суммарной сметной цены или приведет к изменению характеристик соглашения, заказчик обязан договориться об этом с подрядчиком. Отметим, что определенный количественный лимит (10% от суммарной стоимости строительства) есть только в подряде строительства, потому что в единых правилах о подряде (п. 6 ст. 709 ГК РФ) количественные  пороги этот не указываются. Комплексное толкование законодательного акта дает возможность судить о том, что в данных условиях, когда исполнитель имеет право настаивать на повышение сметной стоимости, инвестор не имеет права отклонить его предложение.

В международной практике часто встречаются случаи, где исполнитель находит, что нужно произвести вспомогательные работы, которые не предусмотрены в технических документах. В подобных случаях крайне важно сформировать в соглашении порядок действий исполнителя. Если этот порядок не указан в соглашении, то подрядчик обязан действовать в соответствие со статьей 743 ГК РФ.

Если исполнитель обнаруживает, что необходимо произвести вспомогательные работы, которые увеличивают стоимость сметы, он должен получить разрешение от заказчика на проведение данных работ. Подрядчик должен ждать согласия от заказчика в течение 10 дней. В том случае, если заказчик не отвечает в указанный срок, то подрядчик может приостановить строительство. Затраты из-за простоя тогда ложатся на инвестора.

Если подрядчик не смог добиться согласия от заказчика на дополнительные работы, но тот все же произвел их,  то он не имеет права требовать оплату за эти услуги. Исключения составляют те ситуации, когда исполнение работ без подтверждения согласия от инвестора зависело от предотвращения гибели или порчи объекта строительства. Статья 745 ГК РФ устанавливает деление обязанностей и ответственности между участниками договора строительного подряда по обеспечению хода работ материалами и оборудованием.

Обязанностью подрядчика является  обеспечение строительства материалами, включая детали, конструкции и оборудование, если договором строительного подряда не предусматривается иное, то есть что обеспечение хода работ в целом или в  конкретной части несет заказчик (п.1 ст. 745 ГК РФ).Эта норма является диспозитивной, и по согласно общему правилу исполнитель должен обеспечить работы материалами и оборудованием в полной мере. В то же время, если стороны достигнут договоренности, правило можно изменить. При этом договор должен отражать, в какой срок, в каком объеме и количестве и качестве следует предоставлять определенные материалы и оборудование. Данные материалы и оборудование в обязательном порядке должны  быть качественными, а также на них не должны претендовать третьи лица.  Качество подтверждается необходимыми сертификатами. В Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. №1636 приняты Правила подтверждения годности новых материалов, изделий, конструкций и технологий, которые в дальнейшем будут использованы в строительстве.

Данный документ обязаны соблюдать все, как физические, так и юридические, которые занимаются строительной и ремонтной практикой, а также созданием и поставкой материалов и оборудования для подобных работ. Ответственность за качество материалов и оборудования несет тот, кто их предоставил. В то же время именно исполнитель должен контролировать пригодность материалов и оборудования для строительства. Если исполнитель обнаружил, что представленные инвестором материалы смогут негативно повлиять на качество выполненных работ, то он обязан востребовать их замены.

Подрядчик также имеет право отказаться от заключенного соглашения и востребовать инвестора оплатить произведенную работу, в том случае, если тот отказался совершить замену материалам (п.3, ст. 745 ГК РФ).В соответствие со ст. 716 ГК РФ подрядчик должен сразу же предупредить инвестора и  до его соглашения указаний приостановить выполнение работ при обнаружении нарушений или повреждений предоставляемых инвестором материалов, оборудования, технических документов или выданной для переработки (обработки) изделия.

Еще одной значимой особенностью состава договора строительного подряда является сотрудничество участников, так как в обычном договоре подряда этот аспект не встречается. Безусловно, условия  сотрудничества в определенной мере проявляются в абсолютно каждом гражданско-правовом соглашении, либо при заключении договора стороны уже находятся в стадии сотрудничества. Однако все конкретные правил и законы содержат в себе аспекты сотрудничества, которые рассматривают права и обязанности участников соглашения. К примеру, ст. 747 ГК отмечает возможность передачу заказчику ряда внеочередные обязанности, которые способствуют исполнению подрядчиком его собственных обязательств (возложение на подрядчика необходимых для производства работ по постройки зданий и сооружений, обеспечение перевозки грузов на указанный адрес, временная подводка сетей энергоснабжения, водопровода и другое). Вместе с тем сотрудничество сторон следует понимать как совместную работу участников, которая направленна на достижение общих целей.

Необходимость объединить усилия заказчика и исполнителя возникает в том случае, когда в процессе строительства и исполнения связанных с ним работ возникают некоторые проблемы, которые можно преодолеть только с помощью общих усилий. Тогда каждый участник обязан выполнить все зависящие от него возможные меры по ликвидации данных проблем (п. 2 ст. 750 ПК).

К примеру, если в результате крепких морозов из строя вышел источников энергоснабжения, произошло массовое заболевание работников подрядчика и т.п. Подрядчик мог сбиться от графика исполнения работы, и для преодоления временного разрыва необходимо привлечь вспомогательную рабочую силу, найти резервные источники энергоснабжения  и т.п., и если инвестор сможет оказать помощь в этом (например, найти площадь для размещения вспомогательных рабочих мощностей, подключить дополнительное энергоснабжение т.п.), он должен это произвести. В другом случае, он как и исполнитель, который не оказал инвестору помощь в схожей ситуации, потеряет право на возмещение собственных затрат, которые были причинены тем, что данная проблема не была вовремя решена и это привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению одной из сторон своих обязанностей.

Таким образом, невыполнение одной сторон условий договора строительного подряда обязанностей по кооперации может считаться при использовании меры ответственности за невыполнение согласованных обязательств.

К примеру, в том случае, когда инвестор обращается  в арбитражный суд с иском о требовании взыскать с подрядчика неустойку за  несвоевременное завершения работы по договору подряда на строительство жилищного комплекса, подрядчик не согласился с предъявляемым требованием и отметит, абсолютно что все работы по отстройке и отделке комплекса были закончены вовремя, однако заказчик не принял результаты работы, так как жилой комплекс не был подключен к системе водо- и теплоснабжения. Это не могло было быть сделано из-за того, что администрация города отказалась временно выключить подачу тепла и воды для установки коммуникаций комплекса в общегородскую систему снабжения.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что заказчик — муниципальное предприятие по эксплуатации жилья – множество раз получал письма с просьбой помочь в получении необходимого разрешения на данные услуги и согласовать новый график. Все уведомления были  оставлены без внимания. Исполнитель приглашал заказчика на собрание с администрацией города, где решалась проблема о возможности изменения метода подключения объекта к ресурсам снабжения. Инвестор не являлся на совещания.

Арбитражный суд отказал заказчику в удовлетворении иска, отклонив доводы об обязанности подключения объекта строительства, которые были возложены на подрядчика. Суд постановил, что инвестор обязан нести ответственность вне зависимости от действия третьих лиц, которые препятствуют исполнению порученных заданий.

В ходе рассмотрения дела суд ссылался на статью 750 ГК РФ, согласно которой, если при исполнении строительных работ появляются проблемы по надлежащему исполнению договора строительного подряда, все стороны обязаны искать решения для ликвидации возникших препятствий.  Соглашение предусматривало участие инвестора в формировании графика работ по подключению жилого комплекса к общим коммуникациям города и в приобретении от местных органов самоуправления разрешения на подключение данных коммуникаций.

Невыполнение инвестором этих обязательств по сотрудничеству стало единственной причиной, по которой исполнитель не смог сдать объект.

Так как в ликвидации возникших проблем заинтересованы оба участника, закон предусматривает, что затраты, которые понес заказчик и подрядчик на их устранение, каждый из участников несет в отдельном порядке(п. 2 ст. 750 ГК). Однако, это правило стало диспозитивным, потому что в соглашении строительного подряда может указывается и другое. Безусловно, это правило не применяют в случаях, когда возникшая проблема появилась в результате неправомерных действий одного из участников. Обязанностью заказчика является оказание подрядчику вспомогательных услуг только при установление данного факта в договоре. Только в документальной форме участники могут установить, что заказчик должен передавать в использование подрядчику имеющихся у него в наличие зданий и сооружений, осуществлять транспортировку грузов в необходимый срок по адресу подрядчика, производить нужных коммуникаций.

Заказчик должен своевременно выделить для строительных работ земельный участок. Все характеристика данного участка (площадь и состояние) должны в обязательном порядке соответствовать указанным в договоре строительного подряда требованиям, а в том случае, если эти условия отсутствуют, обеспечить своевременное начало строительства, нормальное ведение и завершение работ в указанный срок (п.1 ст. 747 ГК РФ).

Данная обязанность выражается в законодательстве в императивном виде. Обуславливается это тем, что без своевременной подачи территории под строительство работы вообще не могут начаться.

Заказчик имеет право исключительно отметить в договоре строительного подряда собственную возможность на компенсацию трат по подготовке земельного участка к началу работ. В ином случае, он лишается всякого права на взыскание этих расходов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Договор строительного подряда также может предусмотреть обязанность одной их сторон, которая несет ответственность за случайную гибель или случайное повреждение объекта работы или любого материала, оборудования и прочего имущества, которое используется при строительстве,  или же ответственность за нанесение вреда третьим лицам, застрахую  надлежащие риски.

Участник, на которого возлагается ответственность страхования, обязан предоставить другому участнику доказательства совершения соглашение страхования на условиях, которые были предусмотрены договором строительного подряда. Договор включает сведения о страховщике, объеме страховой суммы и возможных рисках (п.1 ст. 742 ГК РФ).

Ответственность за страхование конкретных рисков может быть возложена как  на заказчика, так и на подрядчика.

Из этого следует, что в первую очередь, участники имеют право т застраховать риск ненамеренного повреждения или уничтожения повреждения материалов, оборудования или самого объекта работ. Более того, можно застраховать ответственность перед третьими лицами, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу.

Страхователь является той стороной, которая подвергается риску случайного уничтожения или повреждения надлежащего имущества или несет ответственность за нанесения вреда третьим лицам. В то же время, определенная заинтересованность в заключении договора страхования присутствует и у другого объекта.  К примеру, в ходе страхования риска случайного уничтожения объекта работ подрядчик выступает в роли страхователя. Если наступит страховой случай, то он понесет потерю только в объеме выплаченной им премии страховщику. Вместе с тем и инвестор приобретает действительные гарантии покрытия его убытков, которые могут быть связаны с невыполнением работ по строительству.

Договор страхования не освобождает участников от обязанности принимать своевременные мероприятия для ликвидации возможности наступления случая страхового (п.2 ст. 742 ГК РФ).

Обычно строительство объекта длиться долго. По этой причине необходимо охранять сам объект строительства, материалы и оборудование.

Обычно, организацией охраны занимается исполнитель, даже тогда, когда заказчик принимает на себя и оплачивает частные этапы строительства. Для избежание споров, в договоре стороны предусматривают все возможные охранные меры, а также объем средств, которые будут выплачены подрядчику.

При осуществлении строительства и связанных с ним работ подрядчик должен  соблюдать условия договора и требования законодательства и прочих правовых актов, регламентирующих охрану окружающей среды и безопасность строительных работ.

Исполнитель  несет ответственность за несоблюдение данных условий (п.1 ст. 751 ГК РФ).

В то же время подрядчик не имеет права  проводить работы, которые могут нарушить обязательные требования по охране окружающей среды и безопасности работы по возведению объектов. Он не должен применять материалы и оборудование инвестора или совершать действия по его указаниям, если есть возможность нарушения.

Однако нужно иметь ввиду, что на собственников, владельцев пользователей и арендаторов земельных участков возлагается ответственность за соблюдения норм по охране труда и окружающей среды в соответствие со статьей 10 Градостроительного Кодекса. Ими как раз и выступают заказчики.

Согласно ст. 1079 ГК РФ строительные и другие подобные работы признаются источником высокой опасности, и, в соответствие с этим, подрядчик как собственник источника высокой опасности должен возмещать вероятностный вред, который может быть причинён данным источником, если он не сможет доказать, что вред появился из-за стихийного бедствия или злого умысла.

Статья 748 Гражданского кодекса РФ определяет широкие права инвестора по контролю и регулированию работы подрядчика, включая возможность исследовать ход работ и их качество, а также соблюдение графика строительства.

Заказчик имеет право осуществить контроль и регулирование хода и качества производимых работ, соблюдением сроков их исполнения, качества имеющихся материалов, которые предоставляет подрядчик, а также правильность пользования материалами, при этом не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную работу исполнителя (п.1 ст. 748 ГК РФ).

В то же время, вопрос об указаниях заказчика является вмешательством в оперативно-хозяйственную работу подрядчика в ГК не решен. Независимо от этого, если исполнитель отказывается выполнять требования инвестора, причисляя их ко вмешательству в собственную оперативно-хозяйственную работу, он берет на себя надлежащий риск. Согласно ст.716 ГК РФ он должен сразу же предупредить инвестора и до получения от него инструкций остановить деятельность в случае присутствия вероятностных неприятных для инвестора последствий исполнения его инструкций о методе выполнения работы. Тогда ответственность за неблагоприятный исход дела  из-за исполнения инструкций инвестора о методе выполнения работ, если последний не изменит их, ложится на инвестора, а подрядчик имеет вправо не исполнить договор и востребовать возмещение причиненных  убытков в следствие прекращения работ.

Согласно пункту 4, ст. 748 ГК РФ существует правило, по которому подрядчик, выполнивший работу в ненадлежащем порядке, имеет право ссылаться на тот факт, что заказчик не контролировал и не  осуществлял надзор исполнением строительства, только тогда, когда данная обязанность возложена на инвестора законодательно.

Отметим, что существующий принцип свободы договора (ст.1, 421 ГК РФ)отражает  обязанность контролировать и исполнять надзор за ходом работ также может быть возложена на инвестора договором подряда. При этом стороны могут предусмотреть в данном соглашение и другие результаты нарушений инвестором указанных обязанностей.

В соответствие со статьей 746 ГК РФ оплата исполненных работ должна производиться инвестором в объеме, который был предусмотрен сметой, по определенной схеме и в конкретные сроки, которые также были предусмотрены в договоре или в регулирующем законе. Если соответствующие указания отсутствуют в обоих документах, то выплата денежных средств осуществляется согласно статье 711 ГК РФ.

Статья 711 ГК также определяет широкие правила, которые регулируют порядок уплаты вознаграждения по договору подряда.

Согласно пункту 1 рассматриваемой  статьи выплата вознаграждения по договору подряда производиться после исполнения работ в надлежащем порядке, в определенный срок, или же после согласования с инвестором до наступления срока выдачи.

В то же время  условия договора подряда могу предусмотреть и другую схему выплаты вознаграждения.

Пункт 2 данной статьи указывает, что подрядчик имеет право потребовать оплаты работ в авансовой форме или же выдачи задатка. Однако это может произойти  только согласно условиям договора или законодательного акта.

Подобные условия есть, к примеру, в постановлении Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 745 «Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд». Здесь предусмотрен размер и сроки авансовых платежей подрядных работ. Он составляет до 30% годового лимита капитальных вложений.

Помимо основной стоимости участники могут указать в договоре разного рода проценты и премии за исполнения строительства в более короткие сроки, за повышенное качество работ и т.д.

Часто возникают споры между участниками из-за несоответствующей оплаты работ.

К примеру, снова прибегая к  правоприменительной сфере, на ряду с другими схожими случаями выделяется следующий. Подрядчик подал в арбитражный суд по поводу взыскания с инвестора части стоимости строительства и процентов за использование чужих денежных средства из-за задержки расчетов.

Инвестор опроверг иск, сославшись на то, что расчеты по соглашению должны были производиться парфюмерной фирмой и обязательство в денежном отношении у него не появилось.

Арбитражный суд удовлетворил данный иск,  основываясь на следующих фактах.

В соглашении указывалась цена итоговых работ, однако не было  указано осуществление расчета парфюмерных товаров. Заказчик не исполнил обязательство, а подрядчик не нуждается в предоставлении парфюмерной продукции.

Согласно статье 740 ГК РФ инвестор обязан принять исполненную работу и выплатить договорную стоимость. Инвестор утвердил объект  исполнителя, таким образом, у него появилось денежное обязательство для оплаты.

Более того, не исполнив обязательство своевременно, инвестор должен выплатить проценты за использование чужих денежных средств. Это правило установлено в  статье 395 ГК РФ. То есть инвестор обязан выплатить вознаграждение, если им не исполнено договорное обязательство по передаче исполнителю продукции за счет оплаты исполненных работ.

Гражданский кодекс РФ детально регулирует вопросы, которые относятся к сдаче и приему работ.

В первую очередь, определена обязанность инвестора по получении извещения о готовности сдать объект и принять его. Пункт 1, ст. 753 оговаривает, что подрядчик должен осуществить сдачу работы поэтапно, только тогда, когда имеется согласие инвестора. Тогда на заказчика, который принял этап осуществления объекта, переходит риск всех последствий нарушения или повреждения работы, происходящие по вине исполнителя заказа.

Не исключен вопрос о сдаче объекта до указанного срока. Тогда, согласно ст. 315 ГК РФ, заказчик обязан принять объект  только на условиях, что данный факт предусмотрен в законе,  или в другом правовом акте или в договоре. В иных случаях прием объекта раньше срока возможен только по согласованию с заказчиком.

Заказчик обязан  организовать и провести прием объекта, безусловно, если иное не указывается в договоре. Заказчик также должен организовать присутствие представителей соответствующих органов и заинтересованных предприятий в приемочной комиссии, найти обслуживающий персонал, провести в объект необходимые коммуникации, сырье, топливо и т.д. В соответствие с п.2, ст.753 ГК РФ  инвестор производит за собственный счет, если иное не указано в соглашении.

Согласно пункт 4 рассматриваемой статьи определяется порядок организации сдачи объекта исполнителем и приемом его заказчиком. В ходе данной процедуры оформляется соответствующий акт, который подписывается обеими сторонами. Если один из участников отказывается подписать акт, то в документе отмечается этот факт, и роспись ставит только согласная сторона. Односторонний акт сдачи-приемки объекта признается недействительным в судебном порядке тогда, когда мотивы отказа от подписания имеют веские причины.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Пункт 5 статьи 753 устанавливает правило, по которому следует, что прием объекта должен предшествовать испытаниям эксплуатационных качеств  (проверка работы механизмов, агрегатов и т.д., которые проводились до оформления акта). Сей факт должен быть предусмотрен  в законе или договоре строительного подряда или вытекать из формы работ. В этом случае прием объекта возможен только тогда, когда итог испытаний будет позитивным.

Заказчик имеет право уклониться от приема по следующим основаниям: найденные недостатки не позволяют  использовать  объект для указанных в соглашении целей и если ни подрядчик, ни сам инвестор не в состоянии ликвидировать данные недостатки  (п. 6 ст. 753 ГК РФ). Ликвидировать недостатки инвестором и подрядчиком значит, что не только заказчик, но и подряд­чик не в состояние совершить необходимые работы. Также здесь может усматриваться и тот факт, что никто из участников не в состоянии найти третьих лиц для устранения данных недостатков.

Специальные нормативные акты также содержат особые требования на этот счет. К примеру, Временные правила, которые относятся к объектам связи в Российской Федерации, отмечают, что подобные объекты можно принять в эксплуатацию только тогда, когда есть позитивные заключения контрольных организаций, ликвидированы все недочеты и установленное оборудование в состояние выпускать продукцию или оказывать услуги согласно утвержденному проекту.

Таким образом, подробно изучив законодательные акты РФ, в которых содержать нормы в сфере регулирования отношений строительных работ, считаю, что  гарант успешного производства строительных объектов – договор строительного подряда.

Изученная литература и полученные знаний по исследованиям практики правоприменительного характера по договорам подряда и его форм, дают полные основания для того, чтобы сказать, что цель работы, заключавшаяся в определении важнейших особенностей важнейших правовых аспектов регулирования договора подряда, а так же договора строительного подряда, наиболее интересной, по моему мнению, разновидности, была достигнута через решение задач по ознакомлению с историей развития законодательной базы по отношению договора подряда;  оценки наиболее общих подходов по спецификации правового надзора и контроля соглашений на исполнение работ и определению их специфики; выявление прав, обязанностей и ответственностей участников договора; комплексная оценка положения действующего законодательства в сфере гражданского прав применительно к договору строительного подряда;  формулировка понятий и признаков договора строительного подряда; изучение гражданско-правовых ответственностей участников. Все это дает возможность сделать вывод, что законодательство, которое регулирует отношение в области подрядных работ нуждается в  постоянном динамичном изучении и корректировке, так как все чаще и чаще возникают  все новые спорные моменты.

Другими словами настоящее законодательство во многих планах отстает от стремительного развития меняющихся и модифицирующихся отношений строительного характера. В особенности это хорошо видно при ознакомлении с такой разновидностью договора, как договор строительного подряда. Постоянный и повсеместный рост объема строительства на территории нашей страны, в которые вкладываются многие российские и иностранные организации,  требует наиболее подробного и четкого контроля отношений в сфере строительства. И только строгий  договор сможет стать гарантом подобных взаимоотношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного анализа, можно сделать следующие выводы.

Помимо того, что этот договор применяется в строительной сфере, он еще и повсеместно используется население нашей страны. Законодательство в этом случае обязано крайне детально и доступно объяснять условия подряда. Определение четких рамок отличает договор подряда от прочих подобных документов, форма соглашения и требования по ответственности участников.

Изученная литература и полученные знаний по исследованиям практики правоприменительного характера по договорам подряда и его форм, дают полные основания для того, чтобы сказать, что цель работы, заключавшаяся в определении важнейших особенностей важнейших правовых аспектов регулирования договора подряда, а так же договора строительного подряда, наиболее интересной, по моему мнению, разновидности, была достигнута через решение задач по ознакомлению с  историей развития законодательной базы по отношению договора подряда;  оценки наиболее общих подходов по спецификации правового надзора и контроля соглашений на исполнение работ и определению их специфики; выявление прав, обязанностей  и ответственностей участников договора;  комплексная оценка положения действующего законодательства в сфере гражданского прав применительно к договору строительного подряда;  формулировка понятий и признаков договора строительного подряда; изучение гражданско-правовых ответственностей участников. Все это дает возможность сделать вывод, что законодательство, которое регулирует отношение в области подрядных работ нуждается в  постоянном динамичном изучении и корректировке, так как все чаще и чаще возникают  все новые спорные моменты.

Другими словами настоящее законодательство во многих планах отстает от стремительного развития меняющихся и модифицирующихся отношений строительного характера. В особенности это хорошо видно при ознакомлении с такой разновидностью договора, как договор строительного подряда. Постоянный и повсеместный рост объема строительства на территории нашей страны, в которые вкладываются многие российские и иностранные организации,  требует наиболее подробного и четкого контроля отношений в сфере строительства. И только строгий  договор сможет стать гарантом подобных взаимоотношений.

Далее в связи с вышеизложенными мною были предприняты попытки разработки отдельных моментов, регулирующих и возможно решающих проблемы регулирования договора подряда, а так же договора строительного подряда, как одного из его видов,  с учетом расширяющейся сферы услуг по строительству.

И так, можно выделить ряд существенных проблем, существующих в области осуществления подрядных отношений.

Действующее законодательство не предусматривает гражданско-правовую ответственность за несвоевременное предоставление стороной проектно-сметной документации, ответственность заказчика за несвоевременное предоставление для строительства земельного участка в надлежащем состоянии. Также не разработаны вопросы распределения ответственности между заказчиками и субподрядчиками, генеральными подрядчиками и субподрядчиками, участниками строительства и компетентными органами и т.д.

Градостроительный кодекс РФ не решает все разногласия, связанные с регулированием подрядных отношений, поскольку содержит нормы, регулирующие в основном отношения, связанные с планированием развития территории РФ, не касающиеся процесса строительства. Вместе с тем в процессе самого строительства могут быть заключены договоры: субподряда, инвестиционные, долевого участия в строительстве и иные. Возникает необходимость правового обеспечения контроля и надзора за строительством, закрепление на законодательном уровне особенностей строительства для отдельных министерств и ведомств, нуждаются в детальной проработке вопросы договорной и внедоговорной ответственности участников строительства, т.е., следует расширить сферу действия Градостроительного кодекса РФ.

Согласование проектов строительства с множеством организаций негативно отражается на сроках начала строительства и приводит к ухудшению качества и обоснованности проекта. Возможным вариантом решения проблемы может быть образование единой системы органов, которая осуществляла бы все функции по организации строительства и утверждению проектной документации.

Гражданское законодательство почти не содержит указаний на то, за какие конкретные правонарушения, какие виды санкций и в каком объеме следует применять в случае нарушения обязательств по договору строительного подряда, что не способствует предупреждению возможных правонарушений.

Возможным вариантом решения этих проблем представляется построение модели законодательства о строительстве, который  по моему мнению , может выглядеть в виде системы правовых актов, нормы которых должны регулировать общественные отношения на отдельных этапах строительной деятельности. Представляется целесообразным принятие Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации», который бы закреплял основные направления, принципы и механизмы правового регулирования отношений в строительстве. Такой подход позволит избежать несоответствия принимаемых нормативных актов, установить основные тенденции и определить направления дальнейшее развитие строительного законодательства.

Структура Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» должна быть определена спецификой отношений в строительной сфере, которые характеризуются непрерывностью, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. В зависимости от основных этапов строительства в предлагаемом правовом акте могут содержаться нормы о правовом положении участников строительства, инвестировании, проектировании строительства, реконструкции, переоборудовании и капитальном ремонте, консервации, ответственности участников строительства, договорных отношениях.

Федеральный закон «О строительстве в Российской Федерации», по моему мнению, должен разрабатываться с учетом следующих положений.

Во-первых, этот закон не должен противоречить ГК РФ и иным кодифицированным актам, поскольку призван детализировать отдельные положения «базовых» законов, регулирующих отношения участников процесса строительства.

Во-вторых, в этом законе должны быть учтены требования, предъявляемые отдельными министерствами и ведомствами при строительстве зданий и сооружений для своих нужд, а также требования министерств и ведомств, выполняющих контрольные и фискальные функции.

В-третьих, при разработке закона, полагаем, следует учитывать технические нормы, определяющие требования к качеству строительных работ, что обусловлено спецификой процесса строительства и эксплуатацией объекта. Знание технических предписаний и технологий строительства будет способствовать качественной проработке вопросов ответственности и сроков обнаружения недостатков.

Для упрощения оформления технической стороны вопросов, связанных со строительством, на наш взгляд, является целесообразным образование единой системы органов, которая осуществляла бы все функции по организации строительства и утверждению проектной документации.

В рамках предлагаемого Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» следует определить систему и задачи таких органов (например, координация всего процесса строительства, выдача разрешений на строительство и т.д.). Помимо этого, в него следует включить нормы, регламентирующие порядок подготовки задания на строительство, порядок проведения экспертизы проекта.

Единая система органов по организации строительства в рамках концепции Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» определяет возможность активного влияния на формирование сроков строительства. Например, если соглашением сторон промежуточные сроки отнесены к разряду существенных условий, то такие условия необходимо формировать с учетом графика поставки материалов и конструкций на строительную площадку.

Так же, целесообразно объединить различные составы гражданских правонарушений участников строительства в единый нормативный акт. Такой подход может быть реализован в рамках предлагаемой концепции Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации».

В данном нормативном акте требуется детальная проработка отдельных оснований юридической ответственности с учетом технических предписаний в строительстве, нуждается в нормативном закреплении внедоговорная ответственность участников строительства.

Наряду с построением модели Федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» предполагается внесение изменений в редакцию норм, регулирующих отношения в сфере осуществления договора подряда.

При проведении исследования ГК РФ было обращено внимание на ст.710 ГК РФ, которая представлена законодателем в следующем виде:

Статья 710. Экономия подрядчика

  1. В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
  2. В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.

Не совсем понятно возложение на заказчика бремени доказывания,  того обстоятельства, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. На мой  взгляд , ст. 710 ГК РФ – “экономия подрядчика”, может быть представлена в следующей трактовке:

  1. В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда. По требованию заказчика подрядчик должен обеспечить доказательство того, что полученная подрядчиком экономия не повлияла на качество выполненных работ.
  2. В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами. Т.е., бремя доказывания соответствия качества, проведенной работы, определенным в технической документации требованиям, в связи с уменьшением стоимости работ(экономией), должно возлагаться на подрядчика. Так как, по моему мнению такая экономия приводит не к стимулированию подрядчика на использование прогрессивных технологий производства работ, а к выискиванию все более прогрессивных методов обхода существующих технологий строительства, что в конечном итоге, при учете того, что не каждый заказчик будет проводить за свой счет экспертизу на соответствие качества товара нормам, может приводить к ухудшению параметров объекта строительства.

Таким образом, в заключение можно еще раз подчеркнуть, что развитие законодательства отстает от темпов развития тех отношений, которое оно регулирует. Решения этой проблемы, в целом, можно достичь с помощью четкой организации юридического образования в вузах нашего государства следствием которого станет выпуск высококвалифицированных и компетентных юристов, способных наиболее полно и адекватно времени анализировать законодательство и давать собственные предложения по его совершенствованию.

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 24.07.2008 // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по состоянию на 14.07.2008 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 30.06.2008 // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 138-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 22.11.2008 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : [Федеральный закон № 95-ФЗ, принят 24.07.2002 г., по состоянию на 03.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
  7. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 190-ФЗ, принят 29.12.2004 г., по состоянию на 22.07.2008 // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 16.
  8. Об архитектурной деятельности в Российской Федерации Текст: Федеральный закон № 169-ФЗ, принят 17.11.1995 г., по состоянию на 18.12.2006 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4473.
  9. О защите прав потребителей: Закон РФ № 2300-1, принят 07.02.1992 г., по состоянию на 25.10.2007 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

II. Учебная, научная и специальная литература

  1. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2012.
  2. Брагинский М. И. «Совершенствование законодательства о капитальном строительстве». М.: 2011.
  3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Кн.3. М., 2012.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2011.
  5. Быкова Т.А., Серветник А.А., Рузанова В.Д., Хмелева Т.И. Учебное пособие по курсу «Гражданское право». Часть вторая. Саратов: Приволжское кн. изд., 2013.
  6. Виговский Е. В. «Финансовая газета» // Региональный выпуск № 12, март 2013.
  7. Гражданское право. Учебник./ Под. Ред. Гуева А.Н. М.: Инфра-М, 2011.
  8. Завидов Б. А. «Договорное право». М.: 2012.
  9. Завидов Б. А. «Общие положения о подряде» // «Российская юстиция» 2011, № 11.
  10. Завидов Б.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение М.,2011.
  11. Коваленко Н. И. «Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку». М.: 2010.
  12. Парций Я.Г. Постатейный комментарий ФЗ «О защите прав потребителей» // Хозяйство и право. 2010. № 4,5,6.
  13. Сафонов М.Н. Отдельные виды договоров // Журнал российского права. 2011. №10.
  14. Сергеев А. П., Толстой Н. К. «Гражданское право». М.: 2012.
  15. Серов В.М. Управление строительством в России. Каким ему быть? // Экономика строительства. 2009. — №10.
  16. Симаковский A.M. Проблемы в практике проведения подрядных торгов // Экономика строительства. 2012. — №10.
  17. Скловский К. Квалификация отношений по застройке в судебной практике // Хозяйство и право. 2009. — №10.
  18. Скловский К. Квалификация отношений по застройке и право на объект строительства в судебной практике // Хозяйство и право. — 2008. №10.
  19. Скловский К. Механизм перехода права и последствия цессии // Хозяйство и право. 2012. — №2.
  20. Скловский К. Право на объект строительства // Законодательство. 2011. -№3.
  21. Скловский К.И. «Квалификация отношений по застройке и право на объект строительства в судебной практике» // «Хозяйство и право», 2012, № 10.
  22. Скловский К.И. «Право на объект строительства» // «Законодательство», 2011, № 3.
  23. Скловский К.И. «Собственность в гражданском праве». М.: 2011.
  24. Степанов Д. Услуги так объект гражданских прав // Российская юстиция. 2010. — №2.
  25. Сулимов И.И. Исполнение договоров подряда // Арбитражная практика. 2009. №3.
  26. Суханов Е.А. Приобретение и прекращение права собственности // Хозяйство и право.- 2008. №6.
  27. Сухова Г.И. О практике разрешения споров по договору строительного подряда // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2010. -№6.
  28. Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. — 2011. №4.
  29. Тарасенко Ю.А. Обзор судебной практики «Применение норм об удержании как способ обеспечения исполнения обязательств» /Арбитражное правосудие. — 2012. №6.
  30. Терентьев В.А. Лицензирование деятельности в строительстве // Экономика строительства. — 2012. №6.
  31. Тихомирова И.П. Обзор судебной практики «договор строительного подряда» // Арбитражное правосудие в России. — 2011. №8.
  32. Фаршатов И. Законодательство о капитальном строительстве: состояние, противоречия и развитие // Хозяйство и право, 2010. — №10.
  33. Харисов Ф., Фаржатов И. Санкции в договоре строительного подряда // Хозяйство и право. 2011. №7.
  34. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2013.

III. Юридическая (судебная) практика

  1. Постановление Верховного суда РФ от 19 сентября 2002 г. «Обобщение практики рассмотрения судами РФ дел по спорам между гражданами и организациями привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов» // Бюллетень ВС РФ. 2002. №9.
  2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 51 от 24 января 2000 г. «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».
  3. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ № 707/05 от 19.03.2005г. Вестник ВАС. 2005. №6.
  4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 3244/06 от 06. 06// Вестник ВАС РФ.2006. №9.
  5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 7842/06 от 02. 06// Вестник ВАС РФ. 2006. №4.
  6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 4104/05 от 12. 05// Вестник ВАС РФ. 2005. №3.

Страница:   1   2   3