Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список литературы
Введение
Феномен «одиночество» изучается уже несколько десятков лет разными науками. Причем каждая, будь то философия, психология или социология – имеет свой взгляд на эту проблему. Некоторые ученые (Р.С. Вейс, М. Мид, К.И. Кутрона и др.), занимающиеся вопросами данного феномена, приходят к единому выводу, что в основе этой проблемы лежит общий круг переживаний, так как его испытывают все люди [2, 3].
Анализируя работы отечественных и зарубежных авторов (М. Мид, Р.С. Вейс, У.А. Садлер, Н.Е. Покровский, Р.С. Немов, Е.Е. Рогова, Г.М. Тихонов), можно выделить следующее:
- человек живет переживаниями, эмоциями. Важен аспект самосознания и вышесказанного переживания, а также степень значимости одиночества для личности (В.С. Василюк);
- человек может испытывать одиночество из-за плохой приспособляемости к окружающему миру, укрыванию от него своих внутренних чувств (К. Роджерс, Дж. Мур);
Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Обширней У.А. Садлер рассматривает одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности».
Основная часть
Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества. В психологии наибольший вклад в развитие темы «одиночество» принадлежит экзистенциальному направлению и его представителям Дж.Бьюдженталю, К.Мустакасу – определяющему одиночество как ресурсное, как положительное состояние. Социологическая, интеракционистская, когнитивная модели (К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер; Р.С.Вейс; Л.Э.Пепла, М.Мицели, Б.Морош) придают данному феномену в большей степени негативную окраску. Авторы в большинстве своем считают основной причиной одиночества человека недостаточность, потерю социальных контактов или неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Экзистенциальное направление описывает одиночество как сущностный признак человеческой жизни и источник личностного роста [1, с.336].
Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию: от воспитания и наказания одиночеством до добровольного, духовного, уединения. Генри Торо рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному. Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул Серен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору – «… замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога» [2, с.368].
Сартр обращает внимание на то, что одиночество и свобода – это смежные понятия, а также поднимает вопрос о том, что же делать с этой «надоевшей» свободой, которая, однако, имеет обратную сторону – чувство одиночества и поверхностность в отношениях [3, с.496]. При этом одиночество также рассматривается как основа, как ресурс для саморазвития.
От понимания одиночества как состояния, возникающего лишь в периоды изоляции, а также одиночества как разговора с Богом или возможности самосовершенствования и духовного становления, человеческая мысль развила данную проблему до пессимистического понимания одиночества как единственно возможной формы бытия человека.
В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась гораздо реже и в основном в контексте проблем общения (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Амбрумова, Г.П.Орлов, И.С.Кон, А.А.Леонтьев и др. Суть понимания одиночества может быть сведена к следующему: индивид не может найти необходимый ему эмоциональный отклик в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество.
Главное отличие отечественных подходов к изучению одиночества от зарубежных заключается в том, что в отечественных работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо на изменение отношения к ней.
Рассмотрев различные подходы к изучению одиночества, можно сказать, что каждый из них отличается глубоким пониманием вопроса и тщательным теоретическим анализом, но до сих пор феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения. Любой из рассмотренных подходов акцентирует внимание на каких-либо особенностях психического феномена одиночества, выстраивая тем самым уникальную перспективу целостного его восприятия.
Основанием для другого направления в исследовании одиночества служит его понимание как необходимого этапа внутреннего переосмысления, самопознания и общего принципа человеческого бытия. Об этом говорит Л.Г. Гриммак (1989) в работе «Резервы человеческой психики». Оригинальный подход к изучению одиночества представлен в классической русской философии. С.Н. Соловьев, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский рассматривали одиночество как проблему духовного и культурного кризиса человечества. Основную причину переживания одиночества они видели в потере сущности нравственного единения человеческого рода, утрате истинного, смыслового содержания этого понятия. Проблема одиночества имеет всечеловеческий масштаб. С другой стороны, за человеком признается право на одиночество как необходимое условие становления его нравственного самосознания. Глубоко психологичны слова Н.А. Бердяева « … человек имеет священное право на одиночество, т.к. через момент одиночества рождается личность, самопознание личности, в одиночестве переживается единичность и неповторимость своего «Я» [1]. К этому направлению можно отнести существующие в зарубежной психологии интимный, экзистенциальный и гуманистический подходы к изучению одиночества. Описание и научно-психологический анализ этих подходов уже достаточно распространен и стал почти популярен в психологическом сообществе [6,8].
Даже предельно краткий обзор представлений об одиночестве позволяет сделать вывод о неоднозначности трактовки этого понятия. Существующее противоречие в оценке характера влияния одиночества на жизнь человека выражается в том, что с одной стороны оно понимается как деструктивное для личности, с другой — считается необходимым этапом самопознания и самоопределения. Каждый из подходов отличается своим пониманием вопроса и соответствующим теоретическим анализом.
Итак, можно констатировать, что феномен одиночества отличается сложностью и многозначностью в плане научного определения и индивидуального осмысления его исследователем. Поэтому, рассмотрение отдельных его сторон, например, внешних и внутренних причин возникновения, роли ситуативного фактора в индивидуальном контексте переживания, зависимости от социальных преобразований в обществе и др., представляют собой необходимый и методологически обоснованный этап исследования. Само наличие нескольких подходов к изучению одиночества доказывает присутствие в этом понятии реального научного содержания, которое с одной стороны поддается рационализации, с другой — требует дальнейшего теоретического и экспериментального исследования. Такое требование обусловлено недостаточной изученностью феноменологии одиночества, а тем более, и в особенности — собственно психологических механизмов этого состояния.
Заключение
Таким образом, одиночество выступает нормальным человеческим состоянием, если оно дает время и возможность для саморефлексии, осмысления своих жизненных планов, целей и ценностей, выработки самостоятельных ответственных решений. Одиночество становится источником страданий, когда оно не является результатом свободного выбора индивида, когда человек тяготится своей разобщенностью с миром и окружающими людьми. Однако, даже в этом случае можно рассматривать одиночество как кризисное состояние, при успешном прохождении которого будет достигнут новый уровень в саморазвития и самоидентификации личности.
Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Испытывающий чувство одиночества работник избегает посторонних социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присущи повышенная подозрительность, импульсивность, чрезмерная раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.
Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует их повышенная самокритичность. Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.
Список литературы
- Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества/ Пер. с англ.; сост., общ.ред. и предисл. Н.Е.Покровского. М., 1989г.
- Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология, 2000г., №4
- Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества/ Пер. с англ.; сост., общ.ред. и предисл. Н.Е.Покровского. М., 1989г.
- Немов Р.С. Психология, кн.1, изд. Владос, М., 2001г.
- «Лабиринты одиночества», под ред. Покровского Н.Е., Москва, «Прогресс», 1989.
- Корчагина С.Г. «Психология одиночества», Москва, 2008.
- Крупник Е.П. «Проблема психологической устойчивости» // Психологические аспекты социальной нестабильности. Москва, 1995.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
