ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Политическая культура
2 Культуротворчество в политической жизни общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация данных интересов опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения [1].
Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических ценностей и идеалов.
Впервые термин «политическая культура» использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура и политическое культуротворчество тесно связано, так как культура и культуротворчество две взаимосвязанные частицы.
Культуротворчество в политической жизни общества представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества [2].
Она включает в себя не только политические идеалы, ценности установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическое культуротворчество определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти — индивида общества.
Культуротворчество является одним из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы.
Таким образом, культуротворчество в политической жизни общества отражает политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества [2].
Цель работы – рассмотреть культуротворчество в политической жизни общества.
1 Политическая культура
Для начала следует определить место политической культуры в системе культуры в общем. Так понятие культура можно представить, как систему порождения, хранения и трансляции социального опыта.
Соответственно, политическая культура является системой порождения, хранения и трансляции политического опыта. В данном случае политическая культура выступает как совокупность ценностей и норм, обеспечивающих формирование, сохранение и развитие общества. Она, как и другие виды культур, выражается в своем практическом применении, т. е. в политическом сознании и поведении социальных групп и отдельных личностей, она выступает как структура образа жизни конкретного социума, соответствующего ему социального опыта [2].
При этом можно привести три типа политических ориентаций индивидов и групп: «когнитивные ориентации» — знание и вера относительно политической системы и ее ролей, «на выходе» и на «входе» политической системы. «аффективные ориентации» или чувства относительно политической системы, ее ролей, работы и вовлечения в нее людей. «оценочные ориентации» — суждения и мнения о политических объектах [3].
К политической культуре можно отнести следующие понятия: ценности, нормы, политические институты, способы политического действия индивидуумов и групп. Т. е. политическая культура — это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта в исторически определенной системе политических отношений.
Важное место в политической культуре занимает политическое сознанию и политическое поведение. Таким образом, систему политической культуры можно разделить на познавательные, эмоционально-оценочные и поведенческие элементы. [4]
Кроме того, можно выделить два разные типа политико-правовой культуры — системоцентристского и человекоцентристского. При этом в чистом виде они существовать не могут, поэтому принадлежность к какому-либо цивилизационному типу может определяться доминирующей парадигмой политико-правового развития. [5]
Политическая культура формируется в процессе роста образованности граждан, их активного участия в политике, правотворчестве. Но важным моментом формирования политической культуры, на наш взгляд, является осознание населением страны своего гражданства, общности и солидарности, которые невозможно без национальной идеи, без общего мировоззрения нации. Однако здесь не стоит забывать о наличии в любом обществе различных субкультур, неоднородности политической культуры.
Структура политической культуры:
— политические представления;
– политические ценности и ценностные ориентации;
– политические установки
– отношение субъекта к политическим явлениям;
– политическое поведение;
– политические традиции
– способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Характерные черты политической культуры:
1) представляет собой продукт исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
2) закрепляет устойчивые связи между элементами политического процесса,
3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;
4) гарантирует целостность и интегрированность политической сферы;
5) координирует жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
6) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения [6].
2 Культуротворчество в политической жизни общества
Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а, следовательно, и характер политики. Связь творчества и политики также можно обнаружить.
Взаимоотношения политики и культуротворчетсва проявляются через государственную культурную политику — совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры и творчества.
Культуротворчество и политика, их связь, является функциональным направлением внутренней политики любого государства наряду с экономической, социальной и др. Проблема сохранения историко-культурного наследия в нынешних условиях приобрела особую актуальность. Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально-значимых групп и слоев общества [4].
В системе социального управления политика выполняет, прежде всего, ориентирующую роль, определяя видение проблем, а также поиск путей их решения. Политику вообще можно определить, как совокупность намерений и способов действий по их осуществлению, формируемых обществом через свои институты по отношению к той или иной сфере жизнедеятельности.
Политика в области культуротворчества осуществляется определенной иерархией субъектов. Прежде всего, такими субъектами являются политические партии. В предвыборных программах политических лидеров могут содержаться намерения, затрагивающие сферу культуры. Другим важным субъектом культуротворчества политики выступает государство. Оно формирует и осуществляет культурную политику через законодательную и исполнительную ветви власти.
Государство организует и правовую защиту культуры (охрану особо ценных объектов, интеллектуальной собственности, авторских прав), регистрирует уставы творческих организаций, принимает специальные программы (например, поддержки особо одаренных детей), формирует инфраструктуру культуры (строительство культурных объектов), финансирует сферу культуры, определяет особенности налоговой политики в отношении культурных учреждений, устанавливает общенародные государственные праздники, в которых соединяются политические и культурные аспекты [8].
Многообразие субъектов и объектов культурной политики порождает и многообразие ее направлений. Классификация их — чрезвычайно сложный вопрос. Общий характер намерений по отношению к сфере культуры выражается в приоритетах трех ее общественных функций:
— охранительной (сбережение традиций, социальной памяти и т. п.);
— творческой (создание новых художественных ценностей);
— инструментальной (удовлетворение потребностей тех или иных субъектов).
Разнообразны направления культуротворчества политики по содержанию, в зависимости от того, какую сферу культуры она затрагивает: науку, образование, искусство, религию, нравственность и др.
Если говорить о взаимовлиянии культуротворчества и социально-политической сферы, то следует иметь в виду, что политические режимы, социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают влияние на качество и содержание культурной жизни общества [2, 5]. С другой стороны, уровень культуры и творчества общества, его политических лидеров обусловливает принятие политических решений, проведение кампаний, разрешение конфликтов и т. п. Таким образом, это влияние является двусторонним и обоюдным, ибо и культуротворчество, и политика — это «все во всем», некие силовые поля, которые в их всеобщности нельзя ни жестко определить, ни однозначно локализовать.
Культуротворчество вообще по своей природе, по своей глубинной направленности общечеловечна. Она призвана выразить общечеловеческое содержание, воплотить и утвердить общечеловеческие, независимые от сословных и классовых различий духовные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Культурная жизнь человечества — это «светлый путь синтеза, собирания добра».
Переход России к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением сферы культуры. Это проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государственных органов и навязывания партийных установок, в свободе творчества для мастеров культуры, а для общества — в свободе удовлетворения культурных потребностей [9].
Законодательно определено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Народы и этнические общности РФ имеют право на сохранение и развитие своей национально-культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания.
Государство, выступая одним из главных субъектов политики, несет определенные обязанности перед гражданами. Оно должно обеспечивать необходимый культурный уровень жизни, свободный доступ к духовным ценностям и благам культуры, сохранять и развивать самобытность, историческую преемственность, приумножать национально-культурное достояние общества. Это непременная обязанность всех государственных органов, общественных организаций и самих граждан, если речь идет о цивилизованной стране [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, проделанной работе, необходимо отметить следующие моменты работы:
Культуротворчество восстанавливает и развивает человеческий дух, который отрицается современной цивилизацией. Поэтому культуротворчество происходит в постоянной борьбе с цивилизационными процессами, стремящимися приручить человека, сделать его слепой игрушкой в руках тех сил, чья сущность не связана с целями, задачами и смыслами человеческой жизни.
Культуротворчество может быть воплощено в самых разных сферах человеческой деятельности. Но, во–первых, степень воплощения культуротворчества зависит от специфики той или иной сферы деятельности. А во–вторых, очень важно помнить о сходстве и различиях между окультуренностью и цивилизованностью. На уровне самопроявления культура в ряде отношений как бы совпадает с цивилизацией, культурность – с цивилизованностью. Действующие нормы морали, например, можно рассматривать и как феномен цивилизации, и как реализацию культуры, но ограниченную [7].
И в то же время известно, что цивилизованные формы хозяйства, морали, права, политики могут быть бесчеловечными и, стало быть, противостоять культуре в ее сущности.
Взаимоотношения политики и культуротворчетсва проявляются через государственную культурную политику — совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры и творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Проскурякова, М. А. Соотношение политики и культуры в формировании гражданского общества / М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33152/ (дата обращения: 30.03.2022).
- Бернацкий, Г. Г. Культура политической жизни / Г.Г. Бернацкий. — М.: Знание, 2019. — 857 c.
- Габриэль, Алмонд Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах / Алмонд Габриэль. — М.: Мысль, 2014. — 683 c.
- Антосевич Г. С. Культурология. Краткий курс; Окей-книга — М., 2018. — 128 c.
- Право и история художественной культуры: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. — М.: Юнити, 2019. — 431 c.
- Горелов, А.А. История права и культуры: Учебник для СПО / А.А. Горелов. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 387 c.
- Большаков, В. П. История и теория культуры : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. П. Большаков, К. Ф. Завершинский, Л. Ф. Новицкая ; под общ. ред. В. П. Большакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 289 с.
- Трофимова, Р. П. История культурологии в России : учебник для вузов / Р. П. Трофимова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 460 с.
- Шульгина, Д. П. Культурное и природное наследие России : учебник для академического бакалавриата / Д. П. Шульгина, О. В. Шульгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
