Социальная сфера — это крупное системное образование, которое пронизывает самые разные области человеческой жизнедеятельности, начиная с производства и включая быт, удовлетворение культурных, образовательных, медицинских и других жизненных потребностей[1]. Одной из важнейших подсистем социальной сферы является образование. На сегодняшний день существующая система образования переживает довольно сложные времена. Созданная в советское время система образования практически разрушена, ей на смену пришли европейские стандарты и тенденции. Однако достаточно часто эти стандарты и тенденции отвергаются, так как внедряются на неподготовленную почву и не адаптированы под особенности российского менталитета[2].
В связи с чем, наблюдается достаточное количество проблем, стоящих перед системой российского образования:
Кризис старой системы образования, обусловленный ее моральным устареванием. Инновации в системы образования плодотворно были внедрены в высшую школу – переход на бакалавриат и магистратуру. В тоже время средняя школа и профессиональные училища остались без изменений. В связи с чем, назревает необходимости пересмотра подхода к школьному и профессиональному образованию. Решение данной проблемы требует колоссальных вложений и труда. Необходимо полностью пересмотреть существующие программы, методическую и учебную литературу, подготовку кадров и т.д.
Излишняя теоретическая направленность российского образования. Российские системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоретических знаний, в то время как практические умения и навыки практически не развиваются. В то же время в европейских странах и Америке система образования в большей степени имеет направленность на получение практического и исследовательского опыта.
Недостаточность финансирования. Данная проблема является актуальной не только для системы образования, но и для многих российских сфер. Нехватка финансового обеспечения приводит к тому, что наблюдается недостаток квалифицированных кадров, так как педагогик попросту не желают работать за ту заработную плату, которую предоставляет им государство и уходит в частные учебные заведения или репетиторство. Оборудование, учебный и методический фонд образовательных учреждений, все это требует обновлений и соответственно финансовых вложений.
Низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения. Чаще всего данная проблема остро ощущается выпускниками школ, которые для того чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ нанимают репетиторов для подготовки. То есть школа не в состоянии дать необходимый уровень знаний, предъявляемый следующей ступенью образования — ВУЗом. Увеличение спроса на поступление в ВУЗ способствует появлению большого количества частных ВУЗов, которые достаточно часто не имеют права на осуществление образовательной деятельности, либо предоставляемые ими образовательные услуги низкого качества. Довольно часто образование, полученное в частном ВУЗе, является номинальным, то есть обучении исключительно ради получения диплома, которое не дает никаких ни теоретических, ни практических знаний и умения по выбрано специальности.
Одной из наиболее острых проблем современных систем образования является коррупция. На сегодняшний день можно купить диплом о высшем образовании через Интернет. Помимо этого к коррупции относятся денежные поборы в учебных заведениях, взятки за зачеты (экзамены), хищения средств из бюджета и т.д. Падение престижа профессионального образования. Поступление в колледж, техникум, ПТУ и т.д., среди молодежи является не престижным, искажено представление о рабочих профессиях и работе на производстве. В связи с чем, наблюдается нехватка рабочих кадров.
Современная система образования является одним из ведущих показателей социально-экономического развития государства, именно поэтому необходимо обратить пристальное внимание на решение проблем, стоящих перед ней. Непосредственно для российских систем образования большое значение имеет проблема формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики, сегодня уже не гуманитарная задача, а основной вопрос обеспечения национальной безопасности[3].
Для решения проблем в сфере образования наиболее эффективным является проектный подход.
Так, 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт нового национального проекта «Образование». Реализовать проект планируется в течение 5 лет – с 2019 по 2024 гг.
Разработка и утверждение методик показателей нацпроекта «Образование» началась в I квартале 2019 года. Формирование целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта была проведена до 7 мая 2019 года.
В феврале 2019 года Министр Просвещения О.Ю.Васильева значительно уточнила задачи проекта, указав, в частности, что обновлять нужно не саму систему образования, а ее содержание.
Доработанные версии паспортов девяти федеральных проектов нацпроекта «Образование» прошли многостороннюю экспертизу, процедуру согласования и будут внесены в систему электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России.
Полномасштабная реализация нацпроекта «Образование» началась в январе 2019 года. С Рособрнадзором Минпросвещения утвердило методику расчета показателей по вхождению Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, с ВЭБом отрабатываются варианты и модели партнерства.
Наибольшую тревогу главы Минпросвещения, по ее признанию, вызывает определение показателя, характеризующего долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой допобразования.
Ольга Васильева предложила определить Росстат координатором по сбору и расчету данного показателя на переходный период до 2021 года. Это, по ее мнению, позволит преодолеть риски задвоения информации о детях, посещающих одновременно несколько организаций допобразования.
Губернатор Нижегородской области Андрей Никитин предлагает с помощью внедрения и развитие сетевой формы реализации образовательных программ привлекать к задачам образования библиотеки, музеи и спортивные учреждения.
Для небольших районов, по мнению главы региона, целесообразно создавать единый центр, объединяющий под одной крышей социальные учреждения, учреждения допобразования и общего образования.
Андрей Никитин попросил Минпросвещение включить в нацпроекты ремонт общеобразовательных учреждений, а также дополнительно закладывать деньги в региональные бюджеты на содержание инфраструктурных объектов.
Что касается высшей школы, то по состоянию на 1 января 2019 года этот статус имеют 29 образовательных организаций. Миссия НИУ во многом пересекается со стратегическими целями и задачами федеральных университетов. Но если в их деятельности особый акцент делается на научно-образовательном и кадровом обеспечении инновационного развития российских макрорегионов, то национальным исследовательским университетам отводится особая роль в развитии сферы наукоемких технологий мирового уровня, в генерации новых знаний, а также в подготовке нового поколения российских исследователей, ученых, преподавателей высшей школы. В соответствии с этой миссией каждый НИУ взял на себя программные обязательства по развитию соответствующих его профилю приоритетных направлений развития (ПНР). Общий перечень ПНР (всего 106 направлений) составлен с учетом главных задач инновационного и технологического развития Российской Федерации[4].
Из общей численности зарубежных преподавателей, работающих в высших учебных заведениях России, более четверти трудится в 29 национальных исследовательских университетах.
Опорные университеты. Еще одним важнейшим элементом новой современной архитектуры российской высшей школы призвана стать категория вузов, получивших название «опорные университеты». Цель создания и главная миссия опорных университетов – кадровое, научное и образовательное обеспечение социально-экономического развития российских регионов, в том числе через создание тесной кооперации с региональными предприятиями и бизнесом, ориентирование на региональную исследовательскую повестку, генерирование вокруг себя ключевых позитивных «агентов изменений» в регионе.
Еще один важный эффект создания опорных региональных вузов – снижение оттока лучших выпускников школ из регионов в крупные федеральные центры[5]. Отбор в эту категорию университетов также проводится на конкурсной основе, победители определяются по итогам экспертизы представленных проектов программ развития сроком на пять лет. Помимо разработки программы развития, к вузу-конкурсанту предъявляется еще одно обязательное требование: он должен пройти процедуру реорганизации путем добровольного объединения с несколькими государственными университетами, расположенными в том же муниципалитете.
Такая трансформация, по идее организаторов проекта, приведет к необходимому объединению всех ресурсов этих вузов, что позволит в дальнейшем значительно повысить эффективность всех сторон деятельности и, как следствие, качество образования во вновь образованном университете. По крайней мере, подобные ожидания четко зафиксированы в требованиях государства к новой категории университетов.
Так, по итогам пятилетней программы развития опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей, в числе которых количество студентов очной формы обучения – не менее 10 тыс., доходы вуза из всех источников – не менее 2 млрд. рублей в год, количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы, – минимум 20, удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре – не менее 20% от общего числа обучающихся; объем научных исследований – не менее 150 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника, число индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus публикаций – соответственно не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год[6].
К 2022 году в опорных университетах прогнозируется:
- объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на одного научно-педагогического работника – выше в 2 раза, чем в среднем по системе высшей школы;
- объем публикационной активности – выше в 3,5 раза, чем в среднем по системе высшей школы.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование проектного подхода в образовании способствует более эффективному развитию данной сферы. Несмотря на ряд возникающих проблем, российская система образования, в частности система высшего образования, полноценно выполняет свои функции.
Список использованной литературы
- Гуляева Н.П. Социальная сфера как объект управления и социальное развитие. URL: http://samlib.ru
- Овсянников А.А. Система образования в России// Мир России. – 2018. — № 3. – С. 18-22.
- Реформа образования в России — плюсы и минусы. Обзор мнений, касательно реформы образования в России. Режим доступа: https://worknet-info.ru/read
- Серебрякова Е. А. Российская система образования: достоинства и недостатки // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 703-707. — URL https://moluch.ru/archive/93/20624/ (дата обращения: 17.11.2019)
- Туишева М.Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. — 2018. — № 1. — С. 35-39. — http://www.creativeconomy.ru/articles/16826
Вопросы
- Перечислите проблемы, стоящие перед системой российского образования?
- Какой путь решения проблем в сфере образования вы видите наиболее эффективным?
Ответы
- Кризис старой системы образования, обусловленный ее моральным устареванием, излишняя теоретическая направленность российского образования, недостаточность финансирования, низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения, коррупция, проблема формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики.
- Для решения проблем в сфере образования наиболее эффективным является проектный подход. Так, 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт нового национального проекта «Образование». Реализовать проект планируется в течение 5 лет – с 2019 по 2024 гг.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
