Психотерапия — это межличностный символический ритуал, эмоционально значимое событие, которое происходит в соответствии с принципом: «пережив эту драму, ты можешь изменить свою жизнь». Терапевт инициирует процесс изменения, ставя конкретную задачу, будь то гештальт-упражнение, стратегическая директива, реорганизация семьи, психоаналитическая интерпретация, систематическая десенсибилизация, гипноз или даже рецепт на психоактивный препарат). Скрытый смысл здесь заключается в том, что реализация этой процедуры будет способствовать благотворным изменениям (или усилению контроля). Психотерапевты, преуспевающие в своей работе, искренне верят в применяемые ими методы изменения. Некоторые психотерапевты используют эриксоновскую гипнотерапию, поскольку гипноз — один из лучших способов создать условия, способствующие переменам. По существу, эриксоновскую психотерапию можно назвать технологией достижения состояния готовности реагировать на приказы психотерапевта, смысл которой заключается в выявлении ресурсов, которые ранее были недоступны. Социальное влияние в психотерапии Эриксона используется для получения доступа к ресурсам, необходимым для изменения. [1]
Психотерапия имеет место всякий раз, когда происходят изменения в привычных паттернах поведения. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы предоставить клиенту достаточно мощные «рычаги», чтобы помочь ему начать процесс стратегических изменений. Эти изменения могут быть негативными или позитивными. Негативные изменения в состоянии проблемы также могут быть терапевтическими. Например, назначение симптома временно усугубляет проблему. Но мы можем использовать любые изменения в нашей работе. После изменений, которые произошли в клиенте, возможен «эффект снежного кома», движущийся в правильном направлении.
Эта позиция основана на двух предпосылках: (1) бессознательная психика, в принципе, доброжелательна и ищет пути к здоровью, (2) бессознательное содержит решения проблем, которые могут быть доступны. Как только жесткие структуры симптомов разрушаются, люди пытаются достичь более эффективных уровней существования за счет сил, которые ранее использовались недостаточно.
Часто клиенты рассказывают терапевту о своих симптомах в такой форме: «я не могу х», или: «я никогда не могу х», или: «я всегда х», где Х-это преодоление депрессии, полет на самолете, удачный брак, etc.as в результате клиенты становятся жертвами проблемы. Соответственно, психотерапевты предпринимают шаги, чтобы помочь клиентам изменить свое понимание себя как жертвы. Формула принимает вид: «я могу х», что приводит к «я хочу х». В некоторых случаях наилучшим возможным результатом будет: «я буду жить счастливо, несмотря на Х», как это часто бывает в случае печальной реакции.
Психотерапевт «выбивает клин клином»: он реализует мощные психотерапевтические предписания для противодействия негативным последствиям позиции жертвы, сопровождающим симптом клиента. Психотерапевтические задачи часто представляют собой драмы, окрашенные в цвета социальной символики. Их целью является выявление ранее недоступных психологических и физиологических ресурсов, установление позитивных связей между ресурсами, имеющимися в субъективной и социальной жизни индивида. Предполагается, что история жизни индивида указывает на потенциал для изменений. Например, клиенты, которые страдают от фобий, когда-то расслаблялись в своей жизни. В личной истории недостаточно социализированных людей есть эпизоды хороших межличностных отношений. Эти ресурсы могут быть скрыты где-то в фоновом режиме. Однако к ним можно получить доступ. Здесь могут помочь действия психотерапевта, обращающегося к конструктивным моментам в жизни клиента, которые клиент игнорирует. [3]
Психотерапевт Эриксона выполняет пятиэтапную процедуру. Следует отметить, что эти пять типов действий выполняются одновременно, а не последовательно:
- Решите, что сказать клиенту.
- Решите, как это сделать. Обычно используется косвенный подход, но возможен и любой другой психотерапевтический маневр.
- Выясните, какую систему ценностей принимает клиент или, другими словами, какую позицию занимает клиент.
- Разделите решение на доступные шаги. Каждый шаг может быть инициирован психотерапевтическим вмешательством.
- Проводите интервенцию в последовательности, отвечающей целям психотерапии, адаптируя ее к принятым клиентом ценностям. Обычно это достигается с помощью процедуры, состоящей из трех шагов: двигайтесь небольшими шагами в указанном направлении; осуществить вмешательство; произвести исследование. Эта процедура называется «просеивание».
Например, если проблема х-это депрессия, терапевт может размышлять на тему: «что является противоположностью х?» (или: «как может клиент не чувствовать себя жертвой х?» если Х не так легко изменить, как в некоторых случаях хронической боли). Для клиента противоположность депрессии часто означает «быть счастливым». Затем терапевт делит идею счастья на ряд процессов, которые являются компонентами счастья: активность, изменение настроения, фокусирование на внешних аспектах жизни, фокусирование на будущем и позитивное отношение к себе и другим. Каждый из этих шагов может оказаться идеей, которую терапевт представляет клиенту. Это можно сделать, например, рассказав ему какую-нибудь абстрактную историю или дав психотерапевтическую директиву, чтобы клиент вызвал соответствующее состояние, полагая, что он обязан этим только самому себе. [4]
Поставив перед собой цель, терапевт выясняет, какие ценности принимает клиент, и использует эти ценности. Например, клиент готов пойти на риск. Психотерапевт предлагает рискованному клиенту, страдающему депрессией, следующую идею: интересным приключением будет то, что клиент станет лучше осознавать свое внешнее окружение, обращая внимание на форму облаков каждый раз, когда он садится в машину. Именно так терапевт связывает ценности и цели.
Недостаточно просто сделать предложение, соответствующее характеристикам данного клиента. Предложение должно быть продолжено. В принципе, этот метод предполагает движение небольшими шагами, с постоянной оценкой мотивации. Терапевт определяет местоположение клиента, работает над устранением ригидных мыслительных паттернов и помогает установить психотерапевтическую цель.
Что касается того, как решить психотерапевтическую проблему, то психотерапевт может начать с предложения прямого вмешательства. Если он встречает сопротивление, он должен помнить правило: чем сильнее сопротивление, тем более косвенное внушение должно быть применено. Столкнувшись с сопротивлением, терапевт может реализовать ту же идею, но использовать косвенное вмешательство в виде символов, метафор, терапевтических историй, заданий и т. д. [5]
Это и есть психотерапия с использованием реципрокных ассоциаций: терапевт находит то, что противоположно проблеме, делит решение на доступные шаги и, используя непрямые техники, подобранные в соответствии с особенностями клиента, «связывает» его с этими шагами. Он делает это до тех пор, пока не образуется достаточное количество связей для эффективного поведения.
Проводя терапию Эриксона, терапевт фокусируется на создании реактивности клиента, чтобы получить доступ к ресурсам. Гипнотическое внушение становится процессом формирования у клиента готовности реагировать на самые слабые сигналы. Если, например, во время гипноза терапевт говорит клиенту: «подними руку», и клиент поднимает свою руку, это не значит, что гипноз действительно имеет место. Но если терапевт говорит: «Я хотел бы, чтобы вы поняли, что это хорошо для вас, что гипноз, верно, дает вам возможность испытать чувство возвышения», и пациент поднимает правую руку в ответ на полученное внушение, тогда это гипноз. В гипнозе терапевт все больше «смазывает» сигналы, которые вызывают реакции, так что реакции клиента становятся более автономными. Когда ответы даются на самые слабые сигналы, предполагается, что клиент готов к внушению, что дверь в конструктивное бессознательное открыта. В этот момент сопротивление разрушается, и считается, что клиент поддается изменению. [1]
Тогда задача психотерапии-выявить ресурсы. Психотерапевт использует ассоциативные техники-метод включений, историй, метафор или задач, вокруг которых кристаллизуются ресурсы. Задача психотерапевта-обратиться к прошлому клиента, к его дремлющим способностям и создать ситуации, в которых клиент, веря в себя, сможет получить доступ к своим скрытым силам и позволить им проявиться.
Критики психотерапии Эриксона выдвигают против нее следующие обвинения: она манипулятивна, поверхностна, создает культ личности М. Эриксона, недоступна для научного исследования и противостоит инсайту. Мы рассмотрим каждое из этих обвинений.
Манипулятивность. Психотерапия манипулятивна по самой своей природе. Клиент приходит к терапевту, чтобы им манипулировали. Психотерапия-это не равноправные отношения и не переживание отношений «я-ты». Отношения равных, глубоко человеческие отношения, формируются вне рамок психотерапии. Клиент платит деньги и заключает с психотерапевтом договор, в силу которого психотерапевт становится агентом влияния, действующим в общественных интересах. Таким образом, терапевт поднимается на ступеньку выше, одновременно работая на клиента. Вмешательство должно быть хирургическим; это означает, что терапевт входит в жизнь клиента как можно быстрее и прекращает свое вмешательство как можно быстрее. [1]
Поверхностность. Последователи долгосрочной инсайт-ориентированной психотерапии критикуют методы Эриксона, утверждая, что они поверхностны, поскольку психотерапия Эриксона-это симптом-ориентированный подход. Однако, работая с симптомами, психотерапевты Эриксона ожидают появления эффекта «снежного кома». Научившись справляться с симптомами, клиенты избавляются от жестких ментальных установок. Затем благотворные изменения могут повлиять на другие аспекты жизни клиента, включая его социальную систему.
В большинстве случаев работа эриксоновских психотерапевтов не направлена на формирование личности, свободной от переноса. Психотерапевты чаще сосредотачиваются на конкретных проблемах, помогая клиентам преодолеть «блоки», с которыми они сталкиваются на различных этапах жизни. Это краткосрочный подход; он может быть использован позже, если клиенты вернутся к терапевту для работы над другими проблемами.
Культ личности. Милтон Эриксон был харизматичной личностью. К сожалению, многие пытаются ему подражать. Эриксон твердо верил в индивидуальность, придавал ей большое значение и не одобрял подражания. Он считал, что каждый должен развивать свой собственный уникальный стиль. [1]
Гуманизм и виртуозная техника Эриксона привлекали многих знаменитостей, в том числе Маргарет Мид, Грегори Бейтсона, Олдоса Хаксли, Джея Хейли, Джона Уикленда и Эрнеста Росси. Все они были очарованы его силой и внешностью. Однако большинство последователей Эриксона заимствовали его приверженность к индивидуализму и разработали свои собственные подходы, а также внесли свой вклад в психотерапию. Нет ортодоксальных последователей Эриксона, которых так много в других психологических движениях с сильными отцовскими фигурами.
Недоступность для научных исследований. Попытки исследовать подходы Эриксона наталкиваются на определенные трудности, поскольку терапия Эриксона адаптирована к индивидуальным особенностям клиента. Механическое выполнение стандартных процедур отвергается. Эриксон сказал, что для каждого клиента он разрабатывает новый тип психотерапии.
Эриксон провел обширные исследования природы гипноза и психотерапии. Однако его исследование было скорее антропологическим полевым экспериментом, чем эмпирическим исследованием, преобладающим в современной психологии. Подходы Эриксона представляют собой новое направление психотерапии. Только в 1980 году термин «эриксоновский» вошел в моду. Сейчас многие изучают идеи и методы Эриксона и пытаются найти способы повторить некоторые из его важных открытий.
— Против озарения. Считается, что психологическое озарение несовместимо с подходом Эриксона, который побуждает бессознательное клиента обходить понимание на уровне сознания. На самом деле инсайт вполне может найти применение в рамках методологии Эриксона: это всего лишь один из методов, способствующих укреплению здоровья. Если инсайт мог способствовать ускорению изменений, Эриксон использовал его. Однако чаще всего, зная ответ на вопрос почему?- это не помогает людям понять, как делать вещи по-другому. Среди методов Эриксона инсайт играет роль десерта, подаваемого после изменений, а не основного блюда. Изменения происходят вне контекста инсайта. [1]
Метод может быть использован в индивидуальном психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.Показания к применению делятся на две группы: 1) Клинические: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, психогенные и смешанные сексуальные дисфункции, зависимость от психоактивных веществ, расстройства личности (например, тревога, ананкаст), психосоматические заболевания и 2) консультативные: проблемы межличностных отношений, включая созависимость, чувство вины и потери; низкая самооценка, мотивация к труду, повышенная креативность, управление стрессом и др. Подход Эриксона-это поддерживающий тип психотерапии, поэтому он не направлен на выявление скрытых мотивов или глубоких изменений в личностных характеристиках и эмоциональных реакциях. Метод прагматически ориентирован на преодоление текущих жизненных проблем клиентов, включая коррекцию их дисфункционального поведения и устранение болезненных симптомов. Это говорит о том, что терапия является краткосрочной (обычно 10-12 сеансов). При его адекватном применении, по некоторым оценкам (J. Becchio, G. Eraser,E. Rossi), терапевтический эффект регистрируется не менее чем в 70% случаев. Как и любой другой краткосрочный подход, он может быть использован повторно, если пациенты впоследствии обратятся к психотерапевту для работы над другими проблемами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В. А. Доморацкий. – М.: Издательство Института психотерапии, 2007. – 221 с.
- Erickson, М. Н. (1966). The interspersal technique for symptom correction and pain control. American Journal of Clinical Hypnosis, 3,198—209.
- Fisch, R., Weakland, J. H., & Segal, L. (1982). The tactics of change: Doing therapy briefly.San Francisco: Jossey-Bass.
- Massey, M. (1979). The people puv.le: Understanding yourself and others.Reston, VA: Reston Publishing.
- Zeig, J. K. (Ed.). (1980). A teaching seminar with Milton H. Erickson.New York: Brunner/Mazel.
- Zeig, J. K. (1985). Ethical issues in Ericksonian hypnosis: Informed consent and training standards. In J. K. Zeig (Ed.), Ericksonian Psychotherapy: Vol. I. Structures (pp.459-473). New York: Brunner/Mazel.
Прикрепленные файлы: |
|
---|---|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость | |
Скачать файлы: |
|
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф