Содержание
- Введение
- Развитие педагогической мысли в работах Платона
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации.
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить.
Ученик Сократа – философ Платон. В истории античной педагогики Платону, его педагогическим теориям и его педагогической деятельности должно быть отведено видное место.
Он основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).
В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание – единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.
Педагогическая работа являлась для Платона на протяжении всей его творческой жизни одним из важнейших видов общественной деятельности. Суждения на педагогические темы, приобретая разные оформления, неоднократно высказываются им во многих его диалогах.
Рассмотрим более подробно развитие педагогической мысли в работах Платона.
Развитие педагогической мысли в работах Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.
Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах Государство и Законы. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.
Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души.
В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа.
Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями — философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами.
Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.
В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.
Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она будит душу пользоваться мышлением для истины.
Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что все науки надо преподавать детям не насильно, играючи, ибо свободный человек никакой науке не должен учиться рабски. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.
В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр.
При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию.
С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов.
Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.
Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.
Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.
Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.
Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.
Основанное Платоном в Афинах учебное заведение — Академия — просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь — преходящий этап движения человека к «истинному бытию» Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).
Платон требовал разностороннего воспитания для всех. Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.
Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.
Уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогической мысли. И это закономерно. Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости.
Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона наблюдался в эпоху Возрождения.
Новое звучание Платоновы мысли об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и Ж.-Ж. Руссо. «Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите Платона», -писал Ж. -Ж. Руссо.
Заключение
Безусловно, Платон достоин того, чтобы занять видное место в истории образования и воспитания — ведь он сделал многое для его их успешного развития.
Педагогические идеи Платона неразрывно связаны с его философским учением об особом интеллектуальном мире – мире идей. По мысли философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке.
Исходя из этого сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека. Таким образом, в педагогике впервые была поставлена проблема факторов, влияющих на развитие личности.
Платон считал, что воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16–17 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20–30 лет должны заниматься изучением наук.
Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.
Список используемой литературы
- Платон. Государство. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994.
- Платон. Законы. Перевод Егунова А.И. // Собрание сочинений в четырех томах. М., 1994.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 1996. — С. 152-153.
- Вересов М.Р. История педагогики. М.: Инфра – М, 2002- 456с.
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. — М., 2003. — С. 37.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
