Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика, то есть способность пальцев рук к точным скоординированным действиям. Результаты исследований показывают, что развитие мелкой моторики является хорошим толчком к развитию всех жизненно важных процессов у дошкольника, так как мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В дошкольном возрасте при нормальном развитии ребенка, мелкая моторика формируется стремительно, этот возраст является сензитивным для моторного и сенсорного развития. Однако у дошкольников с ОВЗ эти процессы могут быть замедлены или нарушены вследствие дефектов. Поэтому важно вовремя обнаружить нарушения в развитии мелкой моторики для того, чтобы своевременно начать коррекцию.
Исследование проходило на базе , в нем приняли участие 2 группы детей дошкольного возраста 5-6 лет: контрольная – 10 детей с нормальным развитием, экспериментальная – 10 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Характеристика нарушений представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика нарушений
| № | Имя | диагноз |
| 1 | Дима К. | ДЦП, Спастическая диплегия, стертая дизартрия |
| 2 | Макар С. | ДЦП, Спастическая диплегия, ЗПР, ЗРР |
| 3 | Егор П. | ДЦП, Спастическая диплегия |
| 4 | Степа С. | ДЦП, Гемиплегическая форма |
| 5 | Женя Щ. | ДЦП, Гемиплегическая форма, ЗПР |
| 6 | Вика Т. | ДЦП, Спастическая диплегия, стертая дизартрия |
| 7 | Маша Г. | ДЦП, Гемиплегическая форма |
| 8 | Таисия Ч. | ДЦП, атаксическая форма |
| 9 | Максим П. | ДЦП, Спастическая диплегия, стертая дизартрия |
| 10 | Кристина К. | ДЦП, смешанная форма |
В качестве основного метода исследования было использовано тестирование. Для определения уровня развития мелкой моторики была использованы диагностические задания О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова.
Цель методики: выявление уровня развития мелкой моторики.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Все задания выполняются в индивидуальном порядке с каждым ребенком. Вначале требуемые движения демонстрирует экспериментатор, если ребенок имеет особенности здоровья или это дошкольник младшего возраста, то при выполнении проб экспериментатор помогает ребенку в первый раз принять нужную позицию пальцев. При последующем выполнении проб ребенок выбирает позицию пальцев уже самостоятельно. Желательно проводить диагностику в естественной среде, лучше всего – в игровой форме.
При обработке результатов каждое задание оценивается в баллах, от 0 до 2. Выполнение задания оценивается в 0 баллов, если ребенок не справился с заданием, либо у него отсутствуют основные элементы движений.
Оценка в 1 балл дается, если ребенок выполняет задание с помощью экспериментатора, основные движения выполнены, но присутствуют неточности.
Оценка в 2 балла дается, если ребенок полностью справился с заданием, все движения имеют высокую точность и сформированы.
На основе бальной оценки определяется три уровня развития: высокий, средний и низкий.
У детей с высоким уровнем хорошо сформирована мелкая и общая моторика. Движения отчетливы, координация хорошая. У них хорошая гибкость пальцев и рук, все задания выполняются правильно с первого раза.
У детей со средним уровнем общая и мелкая моторика рук и пальцев в целом, сформирована, однако они могут испытывать сложности при выполнении сложных манипуляций с мелкими предметами, например, при вырезании мелких деталей ножницами.
У дошкольников с низким уровнем развития моторики имеется моторное отставание от возрастной нормы, движения скованы, детям сложно управлять собственным движениями, особенно, если они требуют согласованной работы пальцев. Координация также нарушена. Для этих детей представляет трудность выполнение даже таких простых манипуляций как вырезание детали из бумаги, сгибание листа, рисование прямой линии, им сложно удерживать в руке карандаш. Общая моторика также нарушена, эти дети неуклюжи, движения заторможены. Сложность представляет и повторение движений за взрослым, дети упускают многие элементы движений, либо выполняют их неправильно, нарушают последовательность выполнения элементов.
Методика 1. Упражнения на координацию движений
Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
Поочередно постукивать пальчиками по столу. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
Методика 2. Упражнения на повторение фигур из пальцев
Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
Графомоторная проба «Заборчик» (А.Р. Лурия);
Графическая проба заключается в рисовании «заборчика» сменяющемся чередовании двух элементов по заданному образцу. При этом анализируется возможность усвоения заданной структуры, наличие персевераций, возможность автоматизации действия, наличие или отсутствие соскальзывания со строки, сохранение размера рисунка (одноразмерное выполнение всей пробы или же постепенное увеличение – макрография или уменьшение – микрография размера элементов), а также темп двигательной активности.
В норме ребенок рисует «заборчик» на узкой стороне стандартного листа бумаги (формат А-4) не более чем за 1 минуту.
Эта проба позволяет также определить сформированность ведущей руки.
Оценка результатов: 4 балла – ребенок хорошо справился с заданием;
3 балла – в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;
2 балла – нарушение плавности, микро- и макрографии;
1 балл – нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;
0 баллов – ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).
Уровни выполнения методики
4-3 балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2-1 балл – низкий уровень
Ниже 1 балла –несформированность навыка.
2.2. Анализ результатов исследования
Результаты исследования координации движений пальцев в экспериментальной группе представлены в табл. 2. И на рис. 1.
Таблица 2
Результаты исследования координации движений пальцев в экспериментальной группе
| Уровень | % |
| Высокий | 0% |
| Средний | 40% |
| Низкий | 60% |

Рис. 1. Результаты исследования координации движений пальцев в экспериментальной группе
Как видно из табл. 2, в группе детей с ДЦП высокого уровня координации пальцев не обнаружено, у 40% детей средний уровень координации, у 60% низкий. Наибольшие затруднения вызвали такие упражнения, как достать пальцем до кончика носа с закрытыми глазами, поочередные удары ребром ладони, упражнение с мелкими предметами, застегивание пуговиц.
Дима К., Макар С., Степа С. Женя Щ. выполнили упражнения 1,3,4,5 на среднем уровне, Дима не справился с 2, Макар, Степа, Женя – 2 и 6 упражнениями.
Егор П., Вика Т. смогли выполнить только 2 и 3 упражнения, Маша Г. – только 2-е упражнение, Таисия Ч. – 5-е упражнение, Максим П., Кристина К. не смогли выполнить ни одно упражнение хотя бы на 2 балла.
Таблица 3
Результаты исследования координации движений пальцев в контрольной группе
| Уровень | % |
| Высокий | 40% |
| Средний | 60% |
| Низкий | 0% |
Рис. 2. Результаты исследования координации движений пальцев в контрольной группе
Как видно из табл. 3, и рис. 2, в контрольной группе 40% выполнили все упражнения на высоком уровне, 60% — на среднем, здесь наибольшие затруднения вызвали упражнения – коснуться пальцем кончика носа с закрытыми глазами, застегивание пуговиц, взять мелкий предмет.
Низкого уровня в контрольной группе не обнаружено.
Таблица 4
Результаты исследования повторений движений пальцев в экспериментальной группе
| Уровень | % |
| Высокий | 0% |
| Средний | 50% |
| Низкий | 50% |
Рис. 3. Результаты исследования повторений движений пальцев в экспериментальной группе
В экспериментальной группе (табл. 4) у 50% детей плохо развита способность повторять движения пальцев за воспитателем, это Егор П., Вика Т., Маша Г., Максим П., Кристина К. У остальных 50% эта способность развита на среднем уровне, высокого уровня не обнаружено.
Таблица 5
Результаты исследования повторений движений пальцев в контрольной группе
| Уровень | % |
| Высокий | 50% |
| Средний | 50% |
| Низкий | 0% |
Рис. 4. Результаты исследования повторений движений пальцев в контрольной группе
В контрольной группе половина детей с повторением движений пальцами справилась на высоком уровне, половина – на среднем, низкого уровня не обнаружено.
Результаты диагностики графомоторной пробы представлены в таблицах 6-7.
Таблица 6
Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в экспериментальной группе
| высокий | Средний | низкий | Несформированность навыка | |
| Точность движения проб | 0% | 20% | 40% | 40% |
| Умение ориентироваться на образец | 10% | 30% | 30% | 30% |
| Скорость движения при выполнении и уровень развития координации кисти | 0% | 10% | 60% | 30% |
Рис. 5. Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в экспериментальной группе
В экспериментальной группе младших дошкольников наименее сформирован такой навык как точность при выполнении пробы, на среднем уровне он развит у 20% детей – это Егор и Таисия, у этих детей рисунок в принципе похож на образец, хотя есть ошибки в чередовании элементов, несоответствие с размерами.
У 40% детей этот навык сформирован плохо – это Дима, Степа, Вика, Женя – рисунок выполнен со значительными искажениями пропорций, пропущены многие элементы.
У 40% детей – Макар, Маша, Максим, Кристина этот навык не сформирован – пропорции не соблюдены, чередование элементов не соблюдено.
Умение ориентировать на образец развито хорошо только у Таисии – 10%., ее рисунок больше всего поход на представленный образец, если не обращать внимание на искажение пропорций.
У Егора, Димы, Степы (30%) этот навык развит на среднем уровне, они старались ориентироваться на представленный рисунок, хотя искажали пропорции, некоторые элементы отсутствуют.
У 30% детей этот навык сформирован плохо – это Вика, Женя, Макар – рисунок выполнен со значительными искажениями пропорций, пропущены многие элементы.
У 30% детей – Маша, Максим, Кристина этот навык не сформирован – рисунок представляет собой случайные каракули.
У 10% детей (Таисия) рисунок был выполнен за среднее время, Егор, Дима, Степа, Вика, Женя, Макар не смогли уложиться в отведенное нормативом время выполнения.
30% детей – Маша, Максим, Кристина не выполнили задание до конца.
Таблица 7
Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в контрольной группе
| Высокий | Средний | низкий | Несформированность навыка | |
| Точность движения проб | 10% | 50% | 30% | 10% |
| Умение ориентироваться на образец | 10% | 50% | 30% | 10% |
| Скорость движения при выполнении и уровень развития координации кисти | 20% | 60% | 20% | 0% |
Рис. 6. Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в контрольной группе
В контрольной группе точность движений на высоком уровне развита у 10% детей, на среднем уровне – у 50%, на низком у 30% детей, не сформирован навык у 10% дошкольников с нормальным онтогенезом.
Умение ориентироваться на образец на высоком уровне развито у 10%, на среднем уровне у 50%, на низком уровне у 30%, не сформирован навык у 10%.
Высокая скорость выполнения обнаружена у 20%, средняя скорость – у 60%, низкая скорость у 20%, навык сформирован у всех дошкольников с нормальным развитием.
Сравнительные результаты по двум методикам представлены на рис. 7.
Рис. 7. Уровни развития мелкой моторики в контрольной и экспериментальной группах
У детей с нормальным уровнем в основном, высокий уровень развития – 60, у детей ДЦП высокого уровня вообще не обнаружено. В контрольной группе средний уровень у 40%, также как и в экспериментальной. Низкого уровня развития у детей с нормой не обнаружено, у в группе детей с ДЦП это самый распространенный уровень – 60%.
Выводы
- У детей с ДЦП преобладает низкий уровень координации движений пальцев. Наибольшие затруднения вызвали такие упражнения, как достать пальцем до кончика носа с закрытыми глазами, поочередные удары ребром ладони, упражнение с мелкими предметами, застегивание пуговиц. В контрольной группе преобладает средний уровень сформированности этого умения.
- В экспериментальной группе у половины детей плохо развита способность повторять движения пальцев за воспитателем. У половины эта способность развита на среднем уровне, высокого уровня не обнаружено.
- В контрольной группе половина детей с повторением движений пальцами справилась на высоком уровне, половина – на среднем, низкого уровня не обнаружено.
- В экспериментальной группе младших дошкольников наименее сформирован такой навык как точность при выполнении пробы.
- Умение ориентировать на образец развито на низком уровне, либо не сформировано.
- Скорость выполнения графических проб в экспериментальной группе также развита намного ниже, чем в контрольной группе, у большинства детей очень низкая скорость выполнения.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
