Заявка на расчет
Меню Услуги

Доклад на тему «Выявление уровня сформирования мелкой моторики у детей с сохранным развитием и ОВЗ»

Вид работы:
Тема:

Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика, то есть способность пальцев рук к точным скоординированным действиям. Результаты исследований показывают, что развитие мелкой моторики является хорошим толчком к развитию всех жизненно важных процессов у дошкольника, так как мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В дошкольном возрасте при нормальном развитии ребенка, мелкая моторика формируется стремительно, этот возраст является сензитивным для моторного и сенсорного развития. Однако у дошкольников с ОВЗ эти процессы могут быть замедлены или нарушены вследствие дефектов. Поэтому важно вовремя обнаружить нарушения в развитии мелкой моторики для того, чтобы своевременно начать коррекцию.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Исследование проходило на базе    , в нем приняли участие 2 группы детей дошкольного возраста 5-6 лет: контрольная – 10 детей с нормальным развитием, экспериментальная – 10 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).  Характеристика нарушений представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика нарушений

Имя диагноз
1 Дима К. ДЦП, Спастическая диплегия, стертая дизартрия
2 Макар С. ДЦП, Спастическая диплегия, ЗПР, ЗРР
3 Егор П. ДЦП, Спастическая диплегия
4 Степа С. ДЦП, Гемиплегическая форма
5 Женя Щ. ДЦП, Гемиплегическая форма, ЗПР
6 Вика Т. ДЦП, Спастическая диплегия, стертая дизартрия
7 Маша Г. ДЦП, Гемиплегическая форма
8 Таисия Ч. ДЦП, атаксическая форма
9 Максим П. ДЦП, Спастическая диплегия, стертая дизартрия
10 Кристина К. ДЦП, смешанная форма

В качестве основного метода исследования было использовано тестирование. Для определения уровня развития мелкой моторики была использованы диагностические задания О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова.

Цель методики: выявление уровня развития мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Все задания выполняются в индивидуальном порядке с каждым ребенком. Вначале требуемые движения демонстрирует экспериментатор, если ребенок имеет особенности здоровья или это дошкольник младшего возраста, то при выполнении проб экспериментатор помогает ребенку в первый раз принять нужную позицию пальцев. При последующем выполнении проб ребенок выбирает позицию пальцев уже самостоятельно. Желательно проводить диагностику в естественной среде, лучше всего – в игровой форме.

При обработке результатов каждое задание оценивается в баллах, от 0 до 2. Выполнение задания оценивается в 0 баллов, если ребенок не справился с заданием, либо у него отсутствуют основные элементы движений.

Оценка в 1 балл дается, если ребенок выполняет задание с помощью экспериментатора, основные движения выполнены, но присутствуют неточности.

Оценка в 2 балла дается, если ребенок полностью справился с заданием, все движения имеют высокую точность и сформированы.

На основе бальной оценки определяется три уровня развития: высокий, средний и низкий.

У детей с высоким уровнем хорошо сформирована мелкая и общая моторика. Движения отчетливы, координация хорошая. У них хорошая гибкость пальцев и рук, все задания выполняются правильно с первого раза.

У детей со средним уровнем общая и мелкая моторика рук и пальцев в целом, сформирована, однако они могут испытывать сложности при выполнении сложных манипуляций с мелкими предметами, например, при вырезании мелких деталей ножницами.

У дошкольников с низким уровнем развития моторики имеется моторное отставание от возрастной нормы, движения скованы, детям сложно управлять собственным движениями, особенно, если они требуют согласованной работы пальцев. Координация также нарушена. Для этих детей представляет трудность выполнение даже таких простых манипуляций как вырезание детали из бумаги, сгибание листа, рисование прямой линии, им сложно удерживать в руке карандаш. Общая моторика также нарушена, эти дети неуклюжи, движения заторможены. Сложность представляет и повторение движений за взрослым, дети упускают многие элементы движений, либо выполняют их неправильно, нарушают последовательность выполнения элементов.

Методика 1. Упражнения на координацию движений

Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

Поочередно постукивать пальчиками по столу. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

Методика 2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

Графомоторная проба «Заборчик» (А.Р. Лурия);

Графическая проба заключается в рисовании «заборчика» сменяющемся чередовании двух элементов по заданному образцу. При этом анализируется возможность усвоения заданной структуры, наличие персевераций, возможность автоматизации действия, наличие или отсутствие соскальзывания со строки, сохранение размера рисунка (одноразмерное выполнение всей пробы или же постепенное увеличение – макрография или уменьшение – микрография размера элементов), а также темп двигательной активности.

В норме ребенок рисует «заборчик» на узкой стороне стандартного листа бумаги (формат А-4) не более чем за 1 минуту.

Эта проба позволяет также определить сформированность ведущей руки.

Оценка результатов: 4 балла – ребенок хорошо справился с заданием;

3 балла – в конце ряда отмечается замедление, отрыв карандаша от бумаги;

2 балла – нарушение плавности, микро- и макрографии;

1 балл – нарисованный узор не соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам и др. характеристикам;

0 баллов – ребенок не выполнил задания (чирканье, каракули).

Уровни выполнения методики

4-3 балла – высокий уровень

3 балла – средний уровень

2-1 балл – низкий уровень

Ниже 1 балла –несформированность навыка.

2.2. Анализ результатов исследования

Результаты исследования координации движений пальцев в экспериментальной группе представлены в табл. 2. И на рис. 1.

Таблица 2

Результаты исследования координации движений пальцев в экспериментальной группе

Уровень %
Высокий 0%
Средний 40%
Низкий 60%

Рис. 1. Результаты исследования координации движений пальцев в экспериментальной группе

Как видно из табл. 2, в группе детей с ДЦП высокого уровня координации пальцев не обнаружено, у 40% детей средний уровень координации, у 60% низкий. Наибольшие затруднения вызвали такие упражнения, как достать пальцем до кончика носа с закрытыми глазами, поочередные удары ребром ладони, упражнение с мелкими предметами, застегивание пуговиц.

Дима К., Макар С., Степа С. Женя Щ. выполнили упражнения 1,3,4,5 на среднем уровне, Дима не справился с 2, Макар, Степа, Женя – 2 и 6 упражнениями.

Егор П., Вика Т. смогли выполнить только 2 и 3 упражнения, Маша Г. – только 2-е упражнение, Таисия Ч. – 5-е упражнение, Максим П., Кристина К. не смогли выполнить ни одно упражнение хотя бы на 2 балла.

Таблица 3

Результаты исследования координации движений пальцев в контрольной группе

Уровень %
Высокий 40%
Средний 60%
Низкий 0%

Рис. 2. Результаты исследования координации движений пальцев в контрольной группе

Как видно из табл. 3, и рис. 2, в контрольной группе 40% выполнили все упражнения на высоком уровне, 60% — на среднем, здесь наибольшие затруднения вызвали упражнения – коснуться пальцем кончика носа с закрытыми глазами, застегивание пуговиц, взять мелкий предмет.

Низкого уровня в контрольной группе не обнаружено.

Таблица 4

Результаты исследования повторений движений пальцев в экспериментальной группе

Уровень %
Высокий 0%
Средний 50%
Низкий 50%

Рис. 3. Результаты исследования повторений движений пальцев в экспериментальной группе

В экспериментальной группе (табл. 4) у 50% детей плохо развита способность повторять движения пальцев за воспитателем, это Егор П., Вика Т., Маша Г., Максим П., Кристина К. У остальных 50% эта способность развита на среднем уровне, высокого уровня не обнаружено.

Таблица 5

Результаты исследования повторений движений пальцев в контрольной группе

Уровень %
Высокий 50%
Средний 50%
Низкий 0%

Рис. 4. Результаты исследования повторений движений пальцев в контрольной группе

В контрольной группе половина детей с повторением движений пальцами справилась на высоком уровне, половина – на среднем, низкого уровня не обнаружено.

Результаты диагностики графомоторной пробы представлены в таблицах 6-7.

Таблица 6

Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в экспериментальной группе

  высокий Средний низкий Несформированность навыка
Точность движения проб 0% 20% 40% 40%
Умение ориентироваться на образец 10% 30% 30% 30%
Скорость движения при  выполнении и уровень развития координации кисти 0% 10% 60% 30%

Рис. 5. Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в экспериментальной группе

В экспериментальной группе младших дошкольников наименее сформирован такой навык как точность при выполнении пробы, на среднем уровне он развит у 20% детей – это Егор и Таисия, у этих детей рисунок в принципе похож на образец, хотя есть ошибки в чередовании элементов, несоответствие с размерами.

У 40% детей этот навык сформирован плохо – это Дима, Степа, Вика, Женя – рисунок выполнен со значительными искажениями пропорций, пропущены многие элементы.

У 40% детей – Макар, Маша, Максим, Кристина этот навык не сформирован – пропорции не соблюдены, чередование элементов не соблюдено.

Умение ориентировать на образец развито хорошо только у Таисии – 10%., ее рисунок больше всего поход на представленный образец, если не обращать внимание на искажение пропорций.

У Егора, Димы, Степы (30%) этот навык развит на среднем уровне, они старались ориентироваться на представленный рисунок, хотя искажали пропорции, некоторые элементы отсутствуют.

У 30% детей этот навык сформирован плохо – это Вика, Женя, Макар – рисунок выполнен со значительными искажениями пропорций, пропущены многие элементы.

У 30% детей – Маша, Максим, Кристина этот навык не сформирован – рисунок представляет собой случайные каракули.

У 10% детей (Таисия) рисунок был выполнен за среднее время, Егор, Дима, Степа, Вика, Женя, Макар не смогли уложиться в отведенное нормативом время выполнения.

30% детей – Маша, Максим, Кристина не выполнили задание до конца.

Таблица 7

Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в контрольной группе

  Высокий Средний низкий Несформированность навыка
Точность движения проб 10% 50% 30% 10%
Умение ориентироваться на образец 10% 50% 30% 10%
Скорость движения при  выполнении и уровень развития координации кисти 20% 60% 20% 0%

Рис. 6. Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста по показателям «Графомоторной пробы «Заборчик» в контрольной группе

В контрольной группе точность движений на высоком уровне развита у 10% детей, на среднем уровне – у 50%, на низком у 30% детей, не сформирован навык у 10% дошкольников с нормальным онтогенезом.

Умение ориентироваться на образец на высоком уровне развито у 10%, на среднем уровне у 50%, на низком уровне у 30%, не сформирован навык у 10%.

Высокая скорость выполнения обнаружена у 20%, средняя скорость – у 60%, низкая скорость у 20%, навык сформирован у всех дошкольников с нормальным развитием.

Сравнительные результаты по двум методикам представлены на рис. 7.

Рис. 7. Уровни развития мелкой моторики в контрольной и экспериментальной группах

У детей с нормальным уровнем в основном, высокий уровень развития – 60, у детей ДЦП высокого уровня вообще не обнаружено. В контрольной группе средний уровень у 40%, также как и в экспериментальной. Низкого уровня развития у детей с нормой не обнаружено, у в группе детей с ДЦП это самый распространенный уровень – 60%.

Выводы

  1. У детей с ДЦП преобладает низкий уровень координации движений пальцев. Наибольшие затруднения вызвали такие упражнения, как достать пальцем до кончика носа с закрытыми глазами, поочередные удары ребром ладони, упражнение с мелкими предметами, застегивание пуговиц. В контрольной группе преобладает средний уровень сформированности этого умения.
  2. В экспериментальной группе у половины детей плохо развита способность повторять движения пальцев за воспитателем. У половины эта способность развита на среднем уровне, высокого уровня не обнаружено.
  3. В контрольной группе половина детей с повторением движений пальцами справилась на высоком уровне, половина – на среднем, низкого уровня не обнаружено.
  4. В экспериментальной группе младших дошкольников наименее сформирован такой навык как точность при выполнении пробы.
  5. Умение ориентировать на образец развито на низком уровне, либо не сформировано.
  6. Скорость выполнения графических проб в экспериментальной группе также развита намного ниже, чем в контрольной группе, у большинства детей очень низкая скорость выполнения.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф