ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, несмотря на бурное развитие техники, служебные собаки находят самое широкое применение во многих отраслях деятельности человека: в пограничной службе для усиления охраны государственной границы, в вооруженных силах, органах внутренних дел, таможенной службы.
Методика и техника дрессировки собак является одним из важнейших предметов специальной подготовки специалистов-кинологов. Она вооружает обучаемых научно-обоснованной методикой дрессировки собак, т.е. в ней рассматривается конкретная методика и техника выполнения приемов по выработке у собак каждого условного рефлекса в отдельности и нескольких навыков в совокупности с учетом их взаимной связи, условий окружающей среды и целого комплекса других факторов, влияющих на работу собаки. Глубокое знание обучаемыми всех вопросов методики и техники дрессировки — важнейшее условие успешной подготовки собак.
В процессе общей дрессировки закладываются основы для дальнейшей подготовки собак к специальной службе, совершенствуется контакт дрессировщика с собакой, дрессировщики приобретают навыки управления собакой, изучают особенности ее поведения, определяют преобладающую реакцию собаки.
Специальная дрессировка имеет цель выработать у собаки навыки, необходимые для ее использования по определенному виду службы.
Защитно-караульная служба — отечественная система дрессировки собак, направленная на выработку охранно-защитных навыков у собаки, а также на воспитание навыков запаховой идентификации.
Собака, обученная по программе защитно-караульной службы, предназначается для охраны различных объектов (квартиры, машины, вещей и т.д.), защиты граждан, а также для милицейской и военной службы. Хорошо обученные по курс защитно-караульной службы собаки с успехом могут защитить своего хозяина, его дом и имущество, и в плане конкурентоспособности не уступят европейской собаке-телохранителю. Это объясняется тем, что навыки, полученные собакой по защитно-караульной службе, отличаются эффективностью, а не зрелищностью и модифицированы в сторону «жизненных ситуаций».
Цель – изучение теоретических аспектов методики дрессировки собак защитно-караульной и караульной службы.
Исходя из поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1 – исследована история служебного собаководства в России;
2 – изучение методики выработки навыков защитно-караульной службы собак;
3 – изучение методики выработки караульной службы собак.
Объектом исследования в работе является защитно-караульная и караульная служба.
Предметом в работе выступает методика дрессировки собак.
Проблемы поведения собак при проведении занятий по выработке навыков широко освещены в трудах отечественных экономистов: В. В. Адамчик, Г.И. Блохина, В.Б. Володина, В.В. Гриценко и др.
К методам исследования, используемым в данной работе, относятся методы анализа, построения гипотезы, логической оценки событий, и другой метод сбора и обработки информации. Исследование базируется так же на общенаучной методологи, предусматривающей использование системного и институционального подходов.
Организация работы питомника
Разведение собак в питомниках служебного собаководства проводится с целью систематического совершенствования их служебных и племенных качеств, воспроизводства и увеличения численности животных для удовлетворения потребностей армии, пограничных войск, народного хозяйства и населения в служебных собаках.
В питомниках служебного собаководства племенная работа ведется с породами немецкая овчарка, кавказская овчарка, среднеазиатская овчарка, шотландская овчарка (колли), южнорусская овчарка, ротвейлер, ризеншнауцер, черный терьер, эрдельтерьер и московская сторожевая. Во многих питомниках, кроме того, занимаются разведением доберманов, боксеров, догов, ньюфаундлендов и др.
Разведение собак базируется на современных достижениях биологии, генетики и зоотехнии с учетом требований, предъявляемых к служебным собакам армии, пограничными войсками и народным хозяйством. При этом главное внимание обращается на служебные качества собак, их пригодность к содержанию и использованию в различных, в том числе неблагоприятных, природно-климатических условиях страны.
Особое внимание следует уделять систематическому совершенствованию служебных и племенных качеств немецких овчарок — собак ведущей породы универсального служебного назначения.
Основным содержанием племенной породы является использование разработанных и проверенных практикой передовых, эффективных методов совершенствования служебных и племенных качеств собак, отбор лучших племенных животных путем комплексной их оценки (бонитировки), плановый, продуманный, целеустремленный подбор для вязки кобелей и сук, направленное выращивание и воспитание щенков и молодых собак и систематическая дрессировка взрослых собак. [5, c. 122]
В питомнике по каждой породе и породной группе собак, а при немногочисленности поголовья — по нескольким из них, организуются секции и избираются бюро секций, в состав которых входят активисты-общественники, имеющие зоотехническое, ветеринарное, биологическое образование, инструкторы-общественники, судьи, заводчики, занимающиеся разведением собак.
История служебного собаководства в России
Российское государство с давних времен имело в своем распоряжение огромные поголовья собак. Хвостатые друзья человека в первую очередь разводились для охраны и как средство передвижения на Севере.
Известный факт — все полярные экспедиции американцев осуществлялись с помощью наших лаек, завезенных с Колымы.
В средней Азии и на Кавказе зоотехники занимались выведением пастушьих пород собак, так как основным занятием коренного населения было скотоводство.[11, c. 98]
Фальцфейн и овцевод Мазаев – известные люди в разведение пастушьих собак (Южнорусских овчарок), которые завоевали огромную симпатию и восхваления на выставке собак в Париже.
Из – за границы в нашу страну были завезены такие породы, как Сенбернары, Немецкие доги, Доберманы.
Непосредственно Служебное собаководство начинает свой отсчет с 90 – х годов 19 века. На развитие Служебного собаководства, огромное влияние произвело Охотничье собаководство, которое берет свое начало с «древнейших времен».
1904 год – служба санитарных собак, основатель Ж. Бунгарц. В ней в основном использовались Немецкие овчарки, привезенные из Германии.
1908 год – создание Российского общества, которое пропагандировало применение собак в сторожевой и полицейской службах. Общество не являлось крупным (около 300 членов), в нем состояли лишь полицейские и чиновники высоких рангов. В дальнейшем данное общество открывает питомник собак, а при ней и школу, в которой обучались полицейские.
В армии в то время собаки практически не использовались, только лишь в отдельных частях можно было встретить караульную собаку. 1904 год – Красный Крест дарит русской армии щенка породы Эрдельтерьер.
Выборка чужой вещи
Выборку чужой вещи производят с помощью четырех предметов (вещей), которые могут быть сделаны из любого материала (кроме стекла, металла, камня), не имеющего резкого запаха.
Запах на предметы (вещи) судьи наносят не менее одной минуты. Предметы раскладываются на участке 2 х 2 м в любом порядке на расстоянии не менее 30 см один от другого.
Пятый предмет (вещь) для занюхивания кладут на расстоянии 3 м с любых сторон от разложенных предметов (вещей).
К месту выборки вызывают дрессировщик с собакой. После доклада о готовности к испытаниям дрессировщик по указанию судьи подходит к положенному предмету (вещи) и дает собаке его занюхать. Способ занюхивания любой. Команда собаке «Нюхай!».
После того, как собака обнюхала предмет (вещь), дрессировщик, оставаясь на месте, командой «Нюхай!» или «Ищи!» и направляющим жестом посылает собаку на выборку. Собака должна по первой команде дрессировщика подойти к предметам, обнюхать их и выбрать предмет (вещь) с искомым запахом, затем поднести к дрессировщику и по команде «Дай!» отдать в руки дрессировщика. Обход и посадка у ноги не обязательны. Повторные команды разрешаются только при отвлечении: собаки от выборки (отход от места расположения предметов (вещей), принюхивание к посторонним объектам и т. п.).
Если собака выбрала предмет (вещь), но не подносит его к дрессировщику, то допускают команду «Ко мне!». В случае, если собака четко указала, но не принесла выбранную вещь, дрессировщик докладывает «Прием окончен» и указывает выбранную вещь.[7, c. 199]
Разрешается два пуска, время каждого — 2 минуты. В случае, если по истечению времени первого пуска, собака не выбрала нужный предмет, дрессировщик подзывает ее к себе (команда «Ко мне!»), вторично дает обнюхать предает (вещь) и посылает собаку на второй пуск. Перед вторым пуском судьи обязаны обновить запах. Неправильно выбранный предмет (вещь) заменяют новым с тем же запахом. При втором допуске ошибки предыдущего допуска не учитывают.
Навык считается невыполненным, если собака неправильно указывает предмет (вещь) при втором пуске, если предмет (вещь) не обозначен по истечение 2 мин на втором пуске, или дрессировщик своими дойствиями наводит собаку на искомый предмет.
Охрана вещи
На начальном этапе обучения охране вещи собака должна усвоить следующее:
1 — ее лапы должны находиться в корзине, при этом собака находится на длинном поводке перед дрессировщиком;
2 — собака должна все время поворачиваться в ту сторону, куда перемещается инструктор, в то время как инструктор возбуждает собаку;
3 — собака должна уметь терпеливо наблюдать за инструктором, который останавливается в метре и ближе до вещи;
4 — собака должна схватить отступающего назад инструктора, а затем снова поставить передние лапы в корзину.[3, c. 206]
После этого переходят к следующему этапу обучения: дрессировщик отходит от собаки и работает с ней на расстоянии, затем прячется от нее.
Отработка охраны вещи на расстоянии. До этого момента, на подготовительном этапе обучения, дрессировщик тесно контактировал с собакой и прикасался к вещи, чтобы подергиванием привлечь ее внимание к предмету и дать ей возможность понять суть занятия. Теперь дрессировщик должен отойти от собаки с вещью и встать примерно в 5 м, удерживая собаку за поводок.
Место. В данном случае прием «Место!» подразумевает умение собаки поставить передние лапы в корзину по команде «место» или «Не двигаться!» и в таком положении перемещаться. В первый раз рекомендуется расположить собаку так, чтобы дрессировщик и инструктор были одновременно в ее поле зрения. Таким образом, собака не теряет бдительности по отношению к инструктору, в то же время, внимательно следит за указаниями дрессировщика. После того, как собака в течение какого-то времени будет занимать правильное положение относительно корзины, дрессировщик подходит к ней. Это упражнение повторяют много раз, воздействуя на собаку подергиванием поводка, что напоминает ей о том, как она должна занимать место. Исходя из своего опыта, я не рекомендую отрабатывать прием «место» без инструктора, потому что собака теряет бдительность и слишком сильно фиксирует свое внимание на дрессировщике.
Работа на поводке. Как только предыдущий прием будет усвоен собакой, дрессировщик отходит от нее поводком на расстояние около 5 м. Для того, чтобы иметь возможность контролировать действия собаки во время работы над упражнением, дрессировщик на этот раз встает за собакой. Инструктор находится перед собакой и поддразнивает ее для того, чтобы не дать ей повернуться дрессировщику.
Задача инструктора очень важная и деликатная: своими действиями он должен привлечь внимание собаки, но не слишком ее возбудить, чтобы она преждевременно не покинула корзину Инструктор должен внимательно следить за собакой, как только она возбудится сильнее, он должен тут же умерить свои действия или прекратить их вовсе. Инструктор постепенно перемещается вокруг предмета, постоянно поддерживая собаку в бдительном состоянии. Одновременно дрессировщик передвигается симметрично инструктору, каждый раз вставая напротив него и позади собаки. Если возникает необходимость, дрессировщик подергиванием поводка вынуждает собаку повернуться или занять правильное положение (аналогично воздействию поводком в предыдущем упражнении). Когда инструктор приближается к собаке на расстояние дрессировщик натягивает поводок. Инструктор останавливается и не двигается, после этого дрессировщик ослабляет натяжение поводка, чтобы дать собаке возможность совершить бросок. Через 5 секунд после хватки, во время которой инструктор пытается увлечь за собой собаку, дрессировщик начинает воздействовать подергиваниями поводка, приближаясь к собаке. Дрессировщик берет корзину и отбрасывает ее на 3-4 м, приказывая собаке вернуться к ней (подергивание поводком + команда «Место».
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
