Заявка на расчет
Меню Услуги

Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед. Часть 3.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


2.2. Практика проведения этических бесед с младшими школьниками

 

На основе анализ литературных источников и результатов диагностического исследования нами был разработан и проведен цикл этических бесед.

Этические беседы для четвероклассников подобрали из небольших рассказов по литературному чтению, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений, а также где раскрывается нравственная мораль общественной жизни человека и его поведения к жизненным ситуациям: манеры поведения, его привычки и т.д.

На примере разберём три этические беседы.

Беседа 1. Тема: «Привычки – хорошие и плохие».

Цели:

1.Пропагандировать здоровый образ жизни;

2.Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

5.Побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.

Форма: путешествие.

Оборудование. По ходу сценария дети по группам готовят рассказ о Царстве хороших привычек.

Ключевые слова для беседы с детьми:

Группа 1. Город труда. Дороги, мосты, дома, одежда, обожают трудиться, не сидят без дела, находят рукам занятие, город мастеров, шьют, строят, пекут, лечат, вяжут, вышивают.

Группа 2. Город спорта. Не может без движения, стадионы, спортивные площадки, велосипеды, роликовые коньки, скейтборды, утренняя зарядка, закаляться, обливаться, забыть про болезни, физкультура и спорт, дарят здоровье.

Группа 3. Город книг. Привык читать, не представляет себе жизни без книги, тихо, уютно, стихи, сказки, детективы, романы, новости политики, бизнеса, спорта, искусство, можно поговорить обо всём, интересный человек.

Группа 4. Город музыки . Заниматься музыкой, скрипка, барабан, балет, хор, чудесная музыка, жизнь станет богаче, станет знаменитым.

Группа 5. Город природы. Утопает в зелени, цветы, фонтаны, птицы, зайцы, белки, олени, воздух чист и свеж, общаться с природой, глоток свежего воздуха, пение птиц, шум листвы, плеск речной волны, дарит радость, счастье, душевную гармонию.

Группа 6. Город гигиены. Ослепительная чистота, опрятные, аккуратные, привыкли следить за собой, причёски, одежда, никто не болеет, мыть руки, мыть овощи и фрукты, ослепительные улыбки, следить за зубами.

Оформление:

а) на перемене написать на доске:

— Эпиграф: «Бедность – от лени, а болезнь — от невоздержанности». (Пословица)

— Царство вредных привычек — никотин, алкоголь, наркотик, азарт.

Царство хороших привычек — труд, спорт, музыка, чтение, гигиена, природа;

б) на парту каждому ученику положить листок бумаги для теста.

План.

1.Интерактивная беседа.

2.Видео-ролик «В рабстве у вредных привычек».

3.Ролевая игра «Умей сказать «нет».

4.Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек.

Рефлексия. Анализ хороших и плохих привычек.

Беседа 2. Тема: «Что такое сознательность?».

Цель: Сформировать и углубить представление детей о нравственной категории сознательность. Повторить понятия трудолюбие отзывчивость, бережливость, чуткость.

Оборудование: рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».

Ход занятия.

1.Мотивационная часть

2.Чтение (или слушание) рассказа В.Осеевой «Разделите так, как делили работу».

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве. Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое легкое как перышко — из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу, другой снял с дерева игрушечное ведро и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и стирал пот со лба. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке. Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, тоже наполненный медом.

Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что он заслужил. Ни один из мальчиков не протянул руки.

Мы не можем это разделить, — смущенно сказали они. Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.

Вопросы: Кто из мальчиков должен взять стакан, а кто кувшин? Почему?

3.Ознакомление с понятием сознательность. Составьте из букв слово. Как вы его понимаете?  (Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение.)

Сознательность — это способность к самоконтролю, самоанализу, а самое главное самокритике.

Определить сознательность бывает непросто, человек с недостаточным уровнем сознательности может быть просто не в состоянии это сделать.

Основными признаками сознательности является способность человека к самокритике, но и она бывает разной. Если человек ее демонстрирует — это еще не значит что он или она сознателен, это может быть трюк, своего рода способ завоевать доверие других. Сознательность отличает человека от животного и машины. Одной способности мыслить недостаточно, как и способности вести беседу. Между малосознательным человеком и высоко сознательным человеком есть много отличий, одна из них сразу будет заметна. Человек с высокой степенью сознательности старается выполнять обещание данное другим и себе, а если не в состоянии его выполнить, то подробно объяснит причину.

«Ассоциации». Вспомните литературные персонажи, которые поступают сознательно. В каких поступках это проявляется? (произведение В.Драгунского «Тайное становится явным», в котором главный герой  — мальчик Денис. Рассказ Виктора Драгунского «…Бы», где Дениска мечтал оказаться на месте взрослых.)

Разбор проблемных ситуаций.

Незаметно промчалось лето. Я снова пошел в школу, старался хорошо учиться, примерно себя вести. Как-то раз мой классный руководитель, встретив отца, похвалил меня за хорошую учебу и прилежание. Когда папа рассказывал маме, что учитель доволен мной, я с горечью думал: «На самом деле я не такой хороший. Я обманщик, трус…» Укоры совести становились невыносимыми, я мучился под тяжелым бременем вины. «Надо во всем признаться,— говорил я себе.— Нельзя так жить дальше. Хватит лицемерить!

В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:-Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала. В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:- Здравствуйте! — и подбежал к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек. -Что вам нужно? — строго спросила мама. -Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно! — Не клевещите. Ничего я не выливаю! -Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший! И вот к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать: — Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… мм… фото, когда я весь в каше?! Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась. -Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда! И они все трое вышли в коридор. А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал: -Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным! Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила: -Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил: -Да.

Рефлексия. Что нового вы узнали? С каким понятием познакомились?

Беседа 3. Тема: «Что такое скромность?»

Цель: сформировать и углубить представление учащихся о нравственной категории скромность. Повторить понятия зазнайство, грубость, вежливость.

Оборудование: текст рассказа В.Донникова «Канавка», разрезные буквы, составляющие слово скромность.

Ход занятия.

1. Мотивационная часть.

Чтение (или слушание) рассказа В. Донникова «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном — чуть не упала.

— А чтоб тебя! — рассердилась она на канавку: — Вон сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину рука. Вытерла руки — платье запачкала.

— Противная канавища — топнула девочка ногой и убежала. Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? — думает он. — Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки растут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток … сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно!

Вопросы: Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Какое нравственное качество присуще Вите? Составьте тему нашей беседы из букв.

Игра «Ассоциация». Вспомни сказочных героев, которым присуще чувство скромности? Которые не отличаются скромностью? По каким поступкам этих героев ты судишь? ( А. С. Пушкин « Золотая рыбка», Шарль Перро « Золушка».)

Беседа. Почему нужно быть скромным?

Решение проблемных ситуаций.

Коля и Юра смастерили скворечник. Коля работал не торопливо и старательно. А Юра то в теплицу сбегает, то в лес дерево подыскать. Наутро вся школа знала, какие Коля и Юра молодцы!

-Вовка! Неужели ты пятёрку получил?! — Мама выскочила из-за стола и бросилась меня обнимать-целовать. — Наконец-то! Я так мечтала об этом! Что же ты молчал? Скромный какой! А Владик-то — настоящий друг! Как за тебя радуется! Даже по радио поздравил! Пятёрочку надо отпраздновать! Я испеку что-нибудь вкусное! — Мама тут же замесила тесто и начала лепить пирожки, весело напевая: «Дважды два — четыре, дважды два — четыре».

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой: Какая я, право, удивительная птица!

И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!

Подслушал гуся журавль и говорит ему: Прямо ты, гусь, глупая птица! Ну можешь ли ты плавать, как щука, бегать как олень, или летать как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.

Рефлексия. Как поступили бы вы в данных ситуациях?

Анализ данных этических бесед показал следующее. Дети с интересом участвовали в беседах, обсуждали поступки персонажей рассказов и историй, приводили примеры из жизни класса и внешкольной жизни. Так, все правильно оценили – кто из мальчиков (беседа 2) должен взять стакан, а кто кувшин. Некоторые сложности были с понятием сознательность. Некоторые дети ассоциировали его с понятием сознаться (в данном случае – в проявленной одним из мальчиков хитрости и лени).

Не все дети сразу оценили и поступок Вити (беседа 2), сделавшего переход через канавку и не ставшего этим хвастаться. Некоторые посчитали, что лучше было бы позвать родителей.

В целом во всех беседах разбор    проблемных ситуаций прошел очень эмоционально, дети наперебой вспоминали случаи, произошедшие при уборке класса, во время общих работ в саду и пр.

По результатам контрольного этапа опытной работы, проведенного после бесед,  мы пришли к выводу о том, что общий уровень нравственной воспитанности у учащихся участвующих повысился (Приложение 6): высокий – 66,6%, средний – 33,3%, низкий — 0%. Не выявлено учащихся с низким уровнем по методикам эксперимента.

Представлены количественные результаты в диаграмме 1:

 

Таким образом, среди обследованных детей преобладают дети с высоким уровнем нравственного развития, что свидетельствует о подтверждении рабочей гипотезы исследования.

 

2.3. Рекомендации по методике подготовки и проведения этических бесед с младшими школьниками

 

Эффективность этических бесед для младших школьников, ориентированных на их духовно-нравственное развитие зависит от соблюдения ряда важных условий.

Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Беседа не должна быть спонтанной. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В начальной школе этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. Проведение этических бесед включает в себя: подготовительный этап; проведение беседы; организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и учащихся.

Мы рекомендуем следующий вариант подготовки к беседе:

  • Определяется тема беседы в зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем.
  • Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.
  • Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
  • Продумываются вопросы беседы.

Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Проведя беседу, учитель задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
  • Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
  • Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
  • Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Мы рекомендуем следующие варианты последовательности проведения этических бесед:

  • Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
  • Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
  • Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
  • Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.
  • Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Важно четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, предложены рекомендации по методике подготовки и проведения этических бесед с младшими школьниками, включающие вопросы определения темы беседы и возбуждения у школьников интереса к восприятию и усвоению материала; обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы; раскрытие темы беседы на материале окружающей жизни; анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач по улучшению работы и поведению учащихся; обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

 

Выводы по Главе 2

 

На этапе констатирующей диагностики в четвертом классе была проведена первичная диагностика, направленная на изучение нравственных ценностей  младших школьников. В ходе констатирующего этапа исследования были использованы следующие диагностические методики М.И. Шиловой «Диагностика нравственной самооценки»; «Диагностика этики поведения»; «Диагностика отношения к жизненным ценностям» и «Диагностика нравственной мотивации». По результатам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что общий уровень нравственной воспитанности у учащихся участвующих в эксперименте таков: высокий -40%, средний — 60%, низкий — 0%.

Повторное контрольное исследование подтвердило эффективность духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста посредством этических бесед: общий уровень нравственной воспитанности у учащихся участвующих повысился: высокий – 66,6%, средний – 33,3%, низкий — 0%. Не выявлено учащихся с низким уровнем по методикам эксперимента. Итак, среди обследованных детей преобладают дети с высоким уровнем нравственного развития, что свидетельствует об эффективности нравственных бесед как средства   нравственного развитии. В то же время, рекомендуется продолжить работу в данном направлении.

Нами предложены рекомендации по методике подготовки и проведения этических бесед с младшими школьниками, включающие вопросы определения темы беседы и возбуждения у школьников интереса к восприятию и усвоению материала; обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы; раскрытие темы беседы е на материале окружающей жизни; анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач по улучшению работы и поведению учащихся; обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Таким образом, наиболее эффективно духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста будет происходить в следующих условиях:

— если в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников;

— если будет использоваться вариативность и разнообразие методов, формы и приемов организации этических бесед.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время остро стоит проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, являющегося основой, определяющей духовное и культурное развитие личности и общества в целом. В современном обществе произошла переоценка многих нравственных ценностей, отсутствуют единые мировоззренческие и воспитательные ориентиры.

Гуманизация, гуманитаризация образования на современном этапе позволяет говорить о проблеме воспитания духовности как приоритетной. В этих условиях возрастает роль педагогов общеобразовательных учреждений в духовно-нравственном развитии младших школьников. Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится именно начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Духовность мы понимаем как интегральную характеристику личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанную с обогащением духовного опыта личности. При этом духовность характеризуется готовностью и способностью к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе взаимодействия с материальной и духовной культурой социума, поиска и оценки себя в обществе и мире в целом.

Важное значение для нас имеет связь между духовностью и нравственностью. Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность – сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. Нравственность не рядоположена духовности.

Духовно-нравственное развитие личности представляет собой последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Духовно-нравственное воспитание организуется на основе ценностей православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма средствами истории и краеведения и военно-патриотической тематики, воспитание морально-этических качеств обучающихся.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Нами проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня нравственных ценностей. На этапе констатирующей диагностики в четвертом классе была проведена первичная диагностика, направленная на изучение нравственных ценностей  младших школьников. По результатам констатирующего этапа опытной работы мы пришли к выводу о необходимости работы по духовно-нравственному развитию младших школьников.

Повторное контрольное исследование подтвердило эффективность духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста посредством этических бесед.

Нами предложены рекомендации по методике подготовки и проведения этических бесед с младшими школьниками, включающие вопросы определения темы беседы и возбуждения у школьников интереса к восприятию и усвоению материала; обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы; раскрытие темы беседы на материале окружающей жизни; анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач по улучшению работы и поведению учащихся; обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Подтверждена гипотеза исследования: наиболее эффективно духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста будет происходить в следующих условиях: если в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников; если будет использоваться вариативность и разнообразие методов, формы и приемов организации этических бесед.

Практическая значимость проведенного исследования связана с тем, что материалы данного исследования, включая результаты диагностического исследования, разработанные беседы и методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ при проведении этических бесед.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П.Азаров. — М.: Просвещение, 1985. — 448с.
  2. Алексий (Бекорюков). Кризис воспитания в современном обществе / [Текст] / Алексий (Бекорюков) // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. – Белгород, 2006. – С. 15-20.
  3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] / Н.А. Бердяев. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1994. — 624 с.
  4. Богданова, О.С. Этические беседы с подростками [Текст] / О.С.Богданова, О.Д.Калинина, М.Б.Рубцова. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с.
  5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов- на/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
  6. Головушкина, М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания [Текст] / М.В. Головушкина // Известия высших учебных заведений. – 2012. – № 2 (22). – С. 121-127.
  7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев. – М.: Просвещение, 2010. –223. с.
  8. Данилюк, А.Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. — 25 с.
  9. Еремкин, А.И. Проблемы духовного воспитания в современной школе [Текст] / А.И. Еремкин // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений. — Белгород, 2006. – С. 5-15.
  10. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010 – № 9. — С. 8 — 11.
  11. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою [Текст] / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. — Т. 5. — М., 1996. — 270 с.
  12. Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности : учеб. пособие [Текст] / И. М. Ильичева. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2006. – 349 с.
  13. Каган, М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. — СПб., 1997. – 544с.
  14. Калинина,  А.В.  Ориентация  младших  школьников  на  нравственные  ценности [Текст] / А.В. Калинина //  Начальная  школа.  –  2011.  –  №  1.  –  С.46-50.
  15. Колодина, Е.М. Духовно-нравственная культура [Текст]: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.
  16. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. – 2000. – № 10. – С 272-273.
  17. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. –2002. – № 6. — С. 3.
  18. Лихачев, А.Е. Воспитание и духовность [Текст] / А.Е. Лихачев // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 41-43.
  19. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Прапор, 1978. – 630 с.
  20. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 638 с.
  21. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности [Текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности. Хрестоматия. – Самара: «БАХРАХ-М, 2000.- С. 223- 227.
  22. Николаева, Л.А. Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Л.А.Николаева. – Режим доступа: http://www.vlivkor.com/2007/
  23. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. – М.: ИМПЭТО, 1997. – 46 с.
  24. Потаповская, О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Текст] / О.М. Потаповская. – М.: Издательство «Планета 2000», 2003. – 64 с.
  25. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе. [Текст] – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23-воспитание.pdf/
  26. Сухомлинский, В.А. Как воспитывать настоящего человека [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
  27. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании [Текст] / К.Д.Ушинский // Избранные педагогические произведения. – М., 1968. — С. 304-325.
  28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М., 2011. – 42 с.
  29. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник [Текст] / И.Ф. Харламов. – Мн., 1998. -372 с.
  30. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В 2-х ч. Ч. 1 [Текст] / А.И.Шемшурина. – М.: Школа — Пресс, 1998. — 96с.
  31. Шеховская, Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX – первая половина ХХ вв.): автореф. дис. … д-ра пед. наук [Текст] / Н. Л. Шеховская – Белгород, 2006. – 33 с.
  32. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова // Классный руководитель. – 2001. – № 3. – С.26.
  33. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е.Щуркова. – М.: Пед. общество России, 2000. – 128 с.
  34. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская – СПб.: Питер, 2003. – 413с.

Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф