Меню Услуги

Духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • 1.1. Основы духовно-нравственного развития младших школьников
  • 1.2. Этическая беседа как средство духовно-нравственного развития младших школьников
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД
  • 2.1. Изучение нравственных ценностей младших школьников
  • 2.2. Практика проведения этических бесед с младшими школьниками
  • 2.3. Рекомендации по методике подготовки и проведения этических бесед с младшими школьниками
  • Выводы по 2 главе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России. Духовность, нравственность – базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Важность проблемы духовно-нравственного развития связана с тем, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него позитивного и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Одними из основных причин ухудшения нравственного состояния детей являются разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.

На современном этапе развития системы образования начальное общее образование общепризнано самоценной ступенью, фундаментом образования России всего последующего образования, а духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоочередных задач системы образования РФ.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), в образовательной среде современной школы осуществляется:

— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

— укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Как видно из основных положений ФГОС НОО, разработанного на основе нормативных документов, включающих Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, они отражают общую ориентацию образования на достижение национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к базовым национальным ценностям.

Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д. Вместе с тем анализ педагогической практики, реального осуществления воспитательного процесса в современной школе позволяет сделать вывод о том, что не все положения ФГОС НОО реализуются в полной мере.

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное развитие младших школьников, включая взаимодействие с родителями учащихся. В духовно-нравственном развитии и воспитании сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения. Более того, анализ реальной практики позволяет сделать вывод о том, что духовному развитию младшего школьника в семье не уделяется должного внимания. Большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к духовному развитию детей. Наблюдается существенный «перевес» в осуществлении одних ценностей в ущерб другим.

Научная разработанность проблемы. Проблему нравственного развития и воспитания детей изучали многие известные и авторитетные классики зарубежной и русской педагогики, среди которых Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Однако сегодня выглядит актуальной задача переосмысления опыта прошлого в области духовно-нравственного воспитания детей, учитывая те социально-экономические и духовные изменения, которые произошли в обществе.

Исследуемый процесс духовно-нравственного воспитания нашел отражение в фундаментальных работах Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Н.М. Болдырева,  Е.Н. Бондаревской, О.Д. Калининой, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и др., в которых выявляется сущность теории нравственного воспитания, указываются пути и способы развития содержания, форм, методов нравственного воспитания. Все авторы отмечают, что именно в младшем школьном возраста происходит формирование основ духовно-нравственных качеств коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, правдивости, доброжелательности, любви к труду, принципиальности, бережливости, интереса к профессии и пр.

Итак, актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью общества в духовно-нравственном развитии младших школьников и:

— реальной организацией и осуществлением процесса духовно-нравственного развития младших школьников в деятельности общеобразовательных организаций;

— недостаточным использованием возможностей этических бесед как средства духовно-нравственного развития младших школьников.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Проблемой исследования является определение возможностей духовно-нравственного развития младших школьников посредством этических бесед.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: духовно-нравственное развитие младшего школьника посредством этических бесед.

Цель: раскрыть духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

— изучить теоретические основы духовно-нравственного развития младших школьников;

— охарактеризовать этическую беседу как средство духовно-нравственного развития младших школьников;

— изучить нравственные ценности младших школьников;

— представить анализ практики проведения этических бесед с младшими школьниками.

Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее эффективно духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста будет происходить в следующих условиях:

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

— если в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников;

— если будет использоваться вариативность и разнообразие методов, формы и приемов организации этических бесед.

Теоретической основой исследования выступили положения, представленные в работах Ю.П. Азарова, Д.В. Григорьева, А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В. А. Тишкова, М.И. Шиловой, А.И. Шемшуриной и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного развития, указываются способы духовно-нравственного развития, формы и методы нравственного воспитания младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, сравнение, аналогия, наблюдения. В процессе исследования за основу использована диагностические методики М.И. Шиловой «Диагностика нравственной самооценки»; «Диагностика этики поведения»; «Диагностика отношения к жизненным ценностям» и «Диагностика нравственной мотивации».

Экспериментальная база. Изучение нравственных ценностей младших школьников осуществлялось на базе МБОУ СОШ п. Сита района Хабаровского края. В исследовании приняли участие ученики четвертого класса в количестве 15 человек.

Практическая значимость исследования заключается в разработке этических бесед с целью духовно-нравственного развития младших школьников и возможности использования полученных результатов исследования в практике учителей начальных классов.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Основы духовно-нравственного развития младших школьников

 

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Духовность, как отмечает Т.И. Петракова, характеризуется как проявление «человеческого в человеке» [23, с.64]. Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.

В работах исследователей подчеркиваются такие характеристики духовности, как ее отношение к субъективному (внутреннему) миру человека, идеальность. Духовность – это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Научное понимание духовности сопряжено с обращенностью человека к:

– общечеловеческим ценностям и духовной культуре как ориентирам самореализации;

– высшим ценностным основам конструирования личности;

– выбору духовности как определенного способа существования индивида;

– ориентации на принцип саморазвития и самореализации человека; —духовность как мера религиозности;

– определенному психическому состоянию человека в ситуации творчества и экстремальных ситуациях;

– ориентации на решение смысложизненных проблем;

– сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта;

– наличию особого качества общественного сознания, представленного как личностным, так и социокультурным аспектами;

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

– идее приобщенности к вере;

– высшей степени нравственного воспитания, пронизывающей весь воспитательный процесс.

Исходя из терминологического анализа, мы понимаем духовность как интегральную характеристику личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанную с обогащением духовного опыта личности. При этом духовность характеризуется готовностью и способностью к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе взаимодействия с материальной и духовной культурой социума, поиска и оценки себя в обществе и мире в целом.

Духовность проявляется не только в содержании, но и в тех средствах, которые способствуют ее поддержанию, сохранению и развитию. Следовательно, главным условием, обеспечивающим духовность, выступают сознательные усилия человека, направленные на духовные составляющие его жизни. В наиболее распространенном понимании духовное является проявлением феномена духа, который, в свою очередь, воспринимается не просто как высшая форма психического, а как сверхпсихическая категория. Изначально дух, духовность – религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом и в религии, и в философии они не имеют однозначного определения, по-своему истолковываются в разных религиях и философских учениях. Несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в христианской религии.

Важное значение имеет связь между духовностью и нравственностью. В религиозном понимании эта связь неразделима, так как, как отмечает А.С. Сушанский: «в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [6, с. 124].

Духовно-нравственное развитие личности определяется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [8].

Н.Л. Шеховская исследует духовность как высшую степень нравственного воспитания, пронизывающую весь воспитательный процесс [31, с. 10]. Автор обосновывает диалектическое единство духовности и нравственности, показывая, что эта идея традиционно развивалась философско-педагогическими мыслителями России второй половины ХIХ – первой половины XX в.

По мнению Н.Л. Шеховской, в русском философско-педагогическом наследии этого периода четко различимы православная и христианско-гуманистическая традиции. Они близки друг другу, но не идентичны [31, с. 10].

Анализ научной литературы показал, что понятия духовно-нравственного воспитания до второй половины XIX в. не существовало [2; 23; 24]. Лишь во второй половине XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу этому понятию. Используются такие термины, как «нравственное воспитание» и «воспитание духовное». Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, например, литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д.

Как показал анализ научных источников, это обусловлено тем, что понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный, религиозный характер [2; 5; 17]. «Духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся, как фундамент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть не духовной.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей.

М.В. Головушкина отмечает, что во второй половине ХIХ века в педагогической мысли России сформировалось целое направление, ставившее своей задачей теоретическое обоснование, организационную и методическую разработку духовно-нравственного воспитания [6]. Автор констатирует, что проблемы осмысливались с позиций демократической педагогики (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.), психологии (И. Сикорский, А. Лазурский, А. Нечаев, Н. Румянцев), православной этики (архиепископ Евсевий, протоиереи И. И. Базаров, И. Д. Белов, А. А. Олесницкий и др.) [6, с.121]. Все исследователи, в том числе и православные педагоги, признавали более широкие цели духовно-нравственного воспитания и необходимость для успешности воспитательного процесса интеграции последних данных всех наук о человеке, его духовной и телесной природе (педагогики, психологии, физиологии, антропологии, христианской этики, философской этики).

По мнению русских философов (Н.А. Бердяев, И. Ильин и др.), истинная духовность не существует вне нравственности [3; 11]. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

По утверждению И.А. Еремкина, именно любовь служит свидетельством духовности, выступающая критериальным, вековым для определения духа и духовности понятием [9, с.5].

Этой же точки зрения придерживаются и служители православной церкви. Первенствующей ценностью для личности, воспитывающейся в соответствии с православными традициями, была любовь – любовь к Богу, познававшаяся через любовь к ближнему, через заботу, помощь, самоотдачу и бескорыстное служение ему. … Начало своего воспитания и взращивания любовь обретала в самом близком и непосредственном окружении человека – его семье. Ибо невозможно говорить о проявлении любви к окружающим, к ближним тому, кто не обладает ею среди тех людей, с которыми он постоянно и непосредственно пересекается. И потому первостепенной задачей воспитания человека ставились навыки привития ему любви к родителям – через служение и послушание им [2, с.16].

В религиозном понимании связь духовности и нравственности неразделима, так как в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии [17, с.41]. В светском мировосприятии возможно рассмотрение духовности и нравственности как самостоятельных и самодостаточных категорий при их взаимодействии.

Как утверждает М.С. Каган, нравственность – почва, на которой вырастает духовность [13]. Духовность и нравственность объединяет понимание их с позиции аксиологии. Духовность и нравственность понимаются многими исследователями как внутренний стержень, имеющий ценностную основу. Человека духовно и нравственно развитого характеризует наличие высоких этических и эстетических ценностей и идеалов.

Т.И. Петракова отмечает, что духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности [23].

Своим пересечением духовность и нравственность, по мнению Т.И. Петраковой, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности [23]. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Нравственность, по мнению автора, рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

Для нас принципиально важным в сфере воспитания является соотношение понятий «духовность» и «религиозность». Это поможет нам говорить о правомочности утверждения понятия духовно-нравственного, а не религиозно-нравственного воспитания.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Православная вера и Русская православная церковь влияли на формирование особого мировоззрения и мировосприятия народа. А.Е. Лихачев выделил характерные черты русской духовности, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброта расположения сердца и поступков; жизненная установка насамопожертвование, идеал жизни как служения Богу, Отечеству, ближним [17, с.41-43]. Духовность в православном понимании – это состояние единения человека и Бога, или общение человеческой личности с Абсолютной Личностью. Она является глубинным стержнем человеческого бытия, ею обусловлен весь ход становления личности, она определяет позицию человека в отношении смысла своей жизни, но редко осознается им во всей ее глубине [17].

Религиозность имеет своим центром постоянное поставление себя перед Богом, перед судом вечности, протекает прежде всего в сферах сознания, чувств и волевой саморегуляции. Важнейшее свойство религиозности то, что она обращена к духовной сфере человека, помогает глубже осознавать себя. Как отмечает А.Е. Лихачев, человек может и не разбираться в теологических тонкостях своего вероисповедания, но быть религиозным по своему душевному настрою [17]. Убеждены, что духовность несводима к религиозности, проявляющейся лишь в формальном соблюдении церковных канонов и обрядов. Но существует внутреннее единство этих категорий в органической глубине – вере в Бога.

Организация и осуществление процесса духовно-нравственного развития раскрывают методики духовно-нравственного воспитания.

Следует отметить, что духовно-нравственное воспитание понимается неоднозначно и в разной степени широты охвата действительности этим термином. С одной стороны, под ним понимают воспитание на религиозной основе, в традициях веры, религии, ее ценностей. С другой стороны, духовно-нравственному воспитанию придают и более светский характер, понимая его как феномен, характеризующий прежде всего внутренний мир личности и его развитие. Такое понимание представляется нам более широким, всеобъемлющим и соответствующим современной системе образования, которая носит светский характер.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [8]. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Духовно-нравственное воспитание организуется на основе ценностей православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма средствами истории и краеведения и военно-патриотической тематики, воспитание морально-этических качеств обучающихся [8]. В Концепции патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество представлены как равноценные категории.

То, что духовное и патриотическое неразрывны, представляя единое духовно-патриотическое, было аксиомой для многих философов и педагогов. Так, И.А. Ильин ставил патриотизм в основу нравственного и духовного воспитания молодежи: идея родины предполагает живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа [11].

В современных условиях проявление патриотизма становится нравственным индикатором гражданской зрелости [8].

Т.И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание как процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель – научение сердца любви [18]. Сформировать у ребенка правильные отношения с миром возможно, если опираться на определенную (в данном случае православную) систему ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота).

В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и миром.

Духовно-нравственное воспитание строится на ценностной основе, и ценности это, прежде всего, гуманистические, они носят непреходящий общечеловеческий характер: любовь, милосердие, сострадание, доброта, великодушие, трудолюбие и др. Это ценности, добродетели, личностные характеристики, которые делают человека прекрасным. Это ценности, лежащие в основе православной культуры и православной традиции. Это ценности, выступающие в качестве моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Исходя из положения В.С. Мухиной о том, что применительно к личности ребенка следует говорить лишь о формировании предпосылок, которые на каждой ступени психического развития создают личностные образования, имеющие непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие, представляется возможным говорить о духовности как интегральной характеристике (качестве) личности только в том случае, если на определенных этапах возрастного развития происходит становление, воспитание, развитие компонентов духовности как личностного образования [20].

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью [8].

Убеждены, что духовность не обретается личностью благодаря преподаванию одного-двух специальных учебных предметов. Духовность только тогда становится имманентной стороной личности, когда ею проникнут весь воспитательный процесс, когда каждый предмет с присущей ему спецификой реализует задачу духовно-нравственного воспитания.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для нравственного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В этой связи первоочередной задачей начальной школы является задача формирования ценностей и основ гражданского самосознания, в противном случае у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.

Важно учитывать, что процесс образования не ориентирован на формирование высокого уровня нравственной воспитанности. Воспитанность правомерно рассматривать как качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В подтверждение этому К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [27, с.311].

Нравственный подход в процессе преподавания означает, что на всех ступенях образования, в том числе и начальная, при изучении любого предмета в самом мышлении, оценках, переживаниях ученика и учителя присутствует нравственный элемент. В этом случае духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться не только посредством формирования чувства патриотизма на уроках мужества, изучении гимна, флага, герба своего Отечества, не только при ознакомлении с основами религиозной культуры на уроках православия и во время тематических экскурсий, но и посредством, например, трудового воспитания, воспитания искусством.

Таким образом, категория духовности по своей сути сложна и многоаспектна, с чем и связано разнообразие ее толкований. Эволюция категории «духовность» происходит не линейно, а представляет собой преемственность научных традиций. В работе духовность понимается как интегральная характеристика личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанная с обогащением духовного опыта личности. Духовно-нравственное развитие – это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

 


Страницы:   1   2   3

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоймость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!