Меню Услуги

Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном пространстве образовательной организации


Страница:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Историко-педагогический анализ становления и развития социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи в России
  • 1.2. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как социально-педагогическая проблема
  • 1.3. Проблемы социализации современной молодёжи в аспекте нравственного воспитания
  • Выводы по главе 1
  • 2.1. Основные направления, формы, методы работы социального педагога по нравственному воспитанию молодёжи
  • 2.2. Инновации в системе социально-педагогической работы с молодёжью по нравственному воспитанию
  • 2.3. Зарубежный опыт социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи
  • Выводы по главе 2
  • 3.1. Диагностика в системе социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи
  • 3.2. Специфика организации социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи в условиях образовательного учреждения
  • 3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 3
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Воспитание является одной из важнейших функций государства, которым вырабатывается определенная политика в этой сфере и создается государственная система воспитания как эффективного формирования человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем. Путь развития человечества подтверждает объективно существующую, закономерную взаимосвязь воспитания с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями. Происходящие в нашей стране в течение последних двух десятилетий радикальные социально-политические преобразования в значительной степени трансформировали духовный облик общества, что существенным образом отразилось на всех сферах жизнедеятельности россиян.

Молодежь сегодня — важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России. Огромную роль в том, сможет ли нынешнее молодое поколение взять на себя ответственность за судьбу страны, а, значит, сохранить российское государство как государственную и социокультурную целостность, играет социально-нравственная позиция молодежи — совокупность социальных установок, морально-нравственных принципов и ценностных ориентаций молодых людей. Социально-нравственная позиция, складываясь в сознании индивида в ходе социализации и воспитания, регулирует поведение человека, определяя его жизненные стратегии — жизненные цели и средства их достижения.

Деформация морально-нравственных установок приводит к распространению «нездоровых« проявлений в молодежной среде. Безнравственность и бездуховность повседневной жизни, отсутствие ясных социальных целей, невозможность проявить себя в социально значимых видах деятельности, забота, в основном, о денежной стороне жизни во многом приводят к массовому распространению антиобщественных явлений в молодежной среде: алкоголизму и наркомании, преступности, бездеятельности и лени. Представители молодежи составляют около 80% всех ВИЧ-инфицированных граждан России.

Таким образом, российская молодежь наиболее сильно подвержена деструктивным влияниям. В этой связи приобретают особую важность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. В Послании Президента Федеральному собранию на 2013 г. В.В. Путин отметил необходимость укреплять духовно-нравственную основу общества.

Цели, ценности, подходы и содержание к духовно-нравственному воспитанию молодежи нашли прямое отражение в проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который введен в действие с 1 января 2010 г. Стандарты открывают перед социальными субъектами возможности участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи и сами призваны выступать эффективным и постоянно действующим механизмом консолидации российского общества. Единство социального и педагогического управления воспитанием подрастающего поколения может быть рассмотрено как фундамент формирования духовно-нравственных идеалов современной молодежи. Интерес представляет нравственное воспитание учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Степень разработанности проблемы исследования. Различные аспекты нравственного воспитания молодежи в разные исторические периоды исследовали И.В. Вагнер, А.Я. Данилюк, С.В. Дармодехин, М.А. Кобцева, О.Ю, Колосова, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, Е.И. Холостова и др.

Предмет исследования — содержание, методика и технологии социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Объект исследования – социально-педагогическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию молодёжи.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить модель социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Гипотеза исследования: процесс социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи в общеобразовательной школе будет успешным, если:

— определены сущность и содержание духовно-нравственного воспитания молодежи;

— определены и уточнены содержание методики и технологий деятельности социального педагога по духовно-нравственному воспитанию старших школьников;

— разработана модель социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодежи;
  2. Раскрыть систему работы социального педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи;
  3. Охарактеризовать современные методики и технологии социально-педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию молодёжи;
  4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель (методику и технологию) деятельности социального педагога по духовно-нравственному воспитанию старших школьников в МБОУ Хвощевская СОШ .

Методы исследования:

  • анализ специальной литературы по теме исследования;
  • наблюдение за деятельностью педагогов;
  • наблюдение за учащимися;
  • проведение педагогического эксперимента;
  • анкетирование учащихся;
  • обработка полученных результатов.

Теоретическую основу исследования составили разработки ученых по проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи. В процессе исследования использовались положения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию духовно-нравственного воспитания молодежи в России, научные труды, разработки и рекомендации специалистов по проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи, материалы научно-практических конференций, интернет-ресурсы.

Исследование организации социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодежи проведено на базе МБОУ Хвощевская СОШ.

1.1. Историко-педагогический анализ становления и развития социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодёжи в России

Оценка современного состояния исследований и практики нравственного воспитания в России требует, прежде всего, краткого обращения к относительно недавней истории вопроса. Проблема социального воспитания детей и молодежи являлась актуальной во все времена и для любого общества. В последние десятилетия в научно-педагогических исследованиях все чаще употребляется категория «духовно-нравственное воспитание».Также как категории «духовно-нравственный потенциал», «духовно-нравственные качества личности», «духовно-нравственная сфера», «духовно-нравственный опыт», категория «духовно-нравственное воспитание» долгие годы была вне поля научных исследований и связывалась исключительно с религиозным аспектом воспитания и развития человека.

Как отмечалось выше, современные социальные, политические и экономические процессы порождают не только изменения в структуре общества, но и существенно воздействуют на его мораль, стимулируют его членов к пересмотру системы ценностей, модификации ценностного сознания, трансформации ценностных ориентаций. Российское образование, как значимая составляющая общественной жизни и один из социокультурных и духовных феноменов, также находится на новом этапе своего развития, связанном с перестроением иерархии базовых ценностей. В связи с этим в теории современной отечественной педагогики и практике организации образовательного процесса особую актуальность и значимость приобретает исследование духовно-нравственного воспитания как социально-педагогического феномена.

Вопросы организации духовно-нравственного воспитания детей для России имеют глубокие исторические корни. В древних памятниках русской литературы — «Поучении» Владимира Мономаха, «Домострое» и др. — уделялось большое внимание различным аспектам воспитания детей, в том числе и духовно-нравственным.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. В дореволюционный период становление теории и практики нравственного воспитания можно разделить на несколько этапов.

Первый этап (И.Златоуст, М.Грек и др.) характеризуется преобладанием церкви и ее мировоззрения в нравственном воспитании. Цель нравственного воспитания — добродетель или страх Божий, что может быть достигнуто аскетизмом, суровостью, монашеством.На этом этапе происходит становление народной педагогики. Большая роль отводилась в нравственном воспитании: укладу семейной жизни и общественного опыта; развитию личности ребенка в трудовой деятельности; влиянию традиционных праздников на процесс социализации ребенка; семейным обрядам. Игра и игрушка; устное народное творчество, являлись основными средствами народной педагогики.

Второй этап — с XVIII в. до второй половины XIX в. характеризуется отделением церкви от образования. В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Деятельность таких педагогов как (И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, В.Н. Татищев и др.) говорит о том, что нравственные нормы, которые усваивались в процессе воспитания, были заключены в следующих положениях: не делай другим того, чего себе не желаешь; поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству». «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Другой русский писатель и просветитель XVIII века Николай Николаевич Новиков в своем трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Первая главная часть воспитания…попечение о теле. Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; …а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца, и называется учёными нравственным воспитанием… нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей… Третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума». В рассматриваемый период, Н.И. Новиков, внес большой вклад в развитие теории нравственного воспитания. Целью нравственного воспитания является подготовка добродетельного человека, который бы видел смысл жизни в служении своему Отечеству и своим согражданам.

Третий этап — со второй половины XIX века — до 1917 года (К.Н. Вентцель, Ф.М. Достоевский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) характеризуется преобладанием общественного над государственным в нравственном воспитании учащихся.Вопросы нравственного воспитания в отечественной философии рассматривали философы — гуманисты Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Н.О. Лосский, Л.Н. Толстой и др.

В становлении теории духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогике великий русский педагог К.Д. Ушинский наиболее полно дает характеристику преобразующей роли нравственного воспитания в развитии личности. В статье «О нравственном элементе воспитания» он говорил так: «убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов». По К.Д. Ушинскому, необходимо воспитывать уважение к другим народам и странам, формировать гуманистические качества, такие как: честность, справедливость, искренность и правдивость.Разработанная К.Д. Ушинским педагогическая система, основана на побуждении ребенка к деятельности, к овладению знаниями, на уважении его достоинства, на раскрытии его лучших сторон и индивидуальных свойств, которые в совокупности и являются источниками и стимулами его нравственного развития.

В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству. Об особом характере воспитания русского человека говорили славянофилы, мыслители круга В.С. Соловьева, а позже русские религиозные философы в Зарубежье. В течение многих десятилетий исследовался феномен русской культуры иособенности воспитания, в содержании которого отражаются изменения, происходящие в духовной сфере общества, предпринималось множество попыток охарактеризовать особенности воспитания в отечественной школе.

Анализируя труды религиозных философов, В.М. Кларин и В.М. Петров в работе «Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв.», выводят три интегральные константы: 1) традиционность; 2) духовность; 3) открытость системы российского образования. Рассмотрим каждую из названных констант через призму современного этапа развития системы образованияТрадиционность трактуется как «опора на традиционно народную культуру и эмпирически сложивший порядок образования человека». Идея традиционности сегодня вновь оказалась чрезвычайно актуальной. Безусловно, ее конкретное наполнение в начале XXI века значительно отличается от существовавших в истории педагогики подходов, но именно традиционность сегодня становится основой поликультурного образования, фундаментом одного из основных направлений построения национальной российской системы образования. В связи с этим еще более важной становится опора на традиционность в процессе создания методологии и методики организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников.

Сегодня осознается значимость присутствия в российской системе образования второй интегральной константы, выявленной на основе исторического анализа — духовности. В.М. Клариным духовность понимается как «обостренное внимание к религиозной сфере, к сфере абсолютного, вечного», укорененность в российском образовании этого качества-константы настолько сильна, что духовность не исчезает и при упадке религиозности, отходе от церкви.

«Открытость — это способность русской культуры и образования открываться иноземным влияниям, впитывать общечеловеческие ценности, обогащаться и преобразовывать их, сохраняя свою неповторимость и единственность». При несомненной положительной роли данной константы в развитии образования в стране великие педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и другие считали, что заимствования должны быть осторожными, взвешенными и отвечающими национальному характеру.

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма. В советское время понятие «духовно-нравственное воспитание» вообще не употреблялось. Часто употреблялись никак не соотносимые с какими-либо религиозными представлениями такие слова как «сила духа», «сильные духом» и т.п. Расшифровка этих словоупотреблений (в тех редких случаях, когда она была почему-либо нужна) была через понятия воли, мужества, патриотизма и так далее. Связи государственного светского и духовного образования (духовные семинарии и академии) не было. В то же время была несомненной приоритетность воспитания в широком смысле слова. В педагогических вузах теории воспитания отводилось достойное место, во время педагогической практики этой стороне дела уделялось большое внимание, во всех учебных заведениях были и осуществлялись планы воспитательной работы, значительную воспитательную роль играли детские и молодежные организации. Если даже кратко проанализировать директивные документы того времени, в том числе содержащийся в Программе КПСС (принята в 1961 году) «Моральный кодекс строителя коммунизма», то легко можно найти определенные соответствия с тем, что позднее стало определяться как общечеловеческие ценности.

Как отмечает Н.Д. Никандров, то же верно применительно и к теоретическим работам советского времени. Они нередко страдали формализмом, заметен был разрыв слова и дела, особенно усилившийся в конце советского периода, но приоритетность воспитания была несомненной. Положение стало серьезно меняться к концу 1980-х годов и особенно после разрушения Советского Союза. Критически оценив истинные недостатки образования и воспитания в советское время, более того, сделав на них акцент, некоторые руководители страны и образования сделали вывод о том, что лучше не иметь никакого воспитания, чем продолжать идеи и практику советского коммунистического воспитания.

При этом появлялись теоретические работы (З.И. Васильева, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Г.И. Щукина и мн. др.), которые частично опирались на более ранние советские исследования и практический опыт, частично осмысляли новые реалии, в том числе под углом зрения общечеловеческих ценностей. Им удавалось проводить свои идеи и в практику. Но весьма реальные трудности использования этих работ в широкой школьной практике были. С одной стороны, проблематика и практика воспитания не поощрялись руководителями образования,­ а, с другой стороны, реальная педагогика тех времен, если несколько изменить известное выражение А.С.Макаренко, не могла не повторять педагогику всего общества «лихих девяностых».

При всех этих трудностях постепенно выделялась и та область, которая сейчас связывается с понятием духовно-нравственного воспитания. То, что забвение или недооценка воспитания вообще ведет к серьезным нравственным и поведенческим проблема общества, осознавалось многими, в том числе сотрудниками АПН СССР и РАО.

Определенным поворотным, хотя прежде всего символическим моментом можно считать 1996 год, когда в Законе «Об образовании» в определении основного понятия «воспитание» было поставлено на первое место, «обучение» — на второе. С начала 90-х, чаще — позднее постепенно появлялись работы, в которых утверждался ценностный подход к воспитанию, предлагались различные иерархии ценностей, разрабатывались проблемы воспитательных систем, ставилась в как задача современной… теоретическом плане и решалась на практике проблема связи светского и религиозного­ подходов к воспитанию. Постепенно в различных регионах страны в школах стали вводиться курсы основ религиозных культур (христианской, особенно православной, исламской, иудейской, буддийской, реже — других).

Особенно масштабно проблемы духовно-нравственного воспитания, связи светского образования и религии обсуждались и обсуждаются на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые по инициативе Русской православной церкви ежегодно в течение уже 18 лет проводятся Москве, несколько последних лет — в Государственном Кремлевском дворце в многотысячной аудитории. И уже в течение длительного времени в лаборатории, до последних дней своей жизни возглавляемой Э.П.Козловым (скончался в январе 2010 года), проводилась разработка и практическая апробация в школах курсов светской этики под различными названиями.

В 2000 году ГНИИ семьи и воспитания подготовил проект Национальной программы развития воспитания детей в РФ2, получивший поддержку Аппарата Правительства РФ и вице-премьера В.И.Матвиенко. Этому проекту предшествовал аналитический доклад «О состоянии и перспективах развития воспитания детей в РФ» (2000). В этом Проекте уже упоминалось гражданское,­ патриотическое, духовно-нравственное воспитание как одно из направлений воспитания. Но по разным причинам государственный статус эта программа не получила. Через 8 лет попытку продвинуть Концепцию государственной политики в области духовно-нравственного воспитания (2008) сделала Общественная палата РФ.

Новый этап в развитии дискуссии о духовно-нравственном воспитании, о взаимодействии светского и религиозного подхода к нравственности наступил после исторической встречи Президента РФ Д.А.Медведева с высшими представителями основных религий России 21 июля 2009 года.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей и молодежи, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Если рассматривать интегральные константы российской системы образования в свете современного этапа ее развития, то возможно говорить об определении основных из возможных путей осуществления процессов духовно-нравственного воспитания школьников. При рассмотрении общественно-исторических предпосылок становления и научной эволюции сущности понятия «»духовно-нравственное воспитание», можно отметитьследующее: в современной педагогической науке воспитание принято рассматривать как явление, процесс и деятельность; в широком и узком, педагогическом и социальном смыслах. Толкование сущности духовно-нравственного воспитания еще более осложнено в связи с отсутствием единой точки зрения на определение сущности духовности, наличием концептуальных различий в светской и религиозной педагогических парадигмах, производностью категории «духовно-нравственное воспитание». Для отечественной педагогической традиции более характерными являются категории «нравственное воспитание» и «духовное воспитание».

В качестве самостоятельного направления духовно-нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме взаимоотношений живых людей, детерминированных реальнымиколлективами и социальными группами. При этом различные виды деятельности выступают в качестве его предпосылок и условий. В современных условиях, характеризующихся утратой обществом существовавших ранее норм и принципов морали, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности. Как справедливо отмечает Л.А. Серикова, характеристика «духовно-нравственный» на современном этапе развития отечественной педагогики возникла вполне естественно в процессе научных исканий оптимальных путей и действенных средств воспитания культурно-продуктивной личности в новых социальных условиях. Ее активное вхождение в научный тезаурус началось в 90-е годы XX века, когда в связи с расширением свобод (в том числе и в сфере научных исследований, внедрения инновационных разработок в педагогическую практику), интенсивным повышением интереса к ранее запрещенным, а следовательно слабо разработанным темам (в том числе вопросам становления духовности личности, взаимодействия религии и общества в сфере формирования сознания), возникновением проблем падения уровня нравственной воспитанности (в связи с развалом прежней идеологической системы) было чрезвычайно необходимым и своевременным.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Как отмечает Н.Д. Никандров, эмпирика, практика в области духовно-нравственного воспитания пока опережают теорию. Вместе с тем важной проблемой является концептуальная поддержка этой практики, разработка концепций воспитания вообще и концепций духовно-нравственного воспитания в частности. Сегодня необходимо выделить и систематизировать те ценности, на основе которых можно строить разумную систему воспитания и социализации вообще и нравственного воспитания, в особенности.

1.2. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как социально-педагогическая проблема

В исследовании раскроем сущность понятий «воспитание» и «нравственность». Воспитание подрастающих поколений как общественно-историческое и объективно-закономерное явление имеет своим назначением подготовку производительных сил общества, его жизнеобеспечение, формирование определенного социального типа личности. Становление человеческой личности предопределено законами развития организма и функционирования внешней природной среды, формирования общественных отношений и форм общественного сознания. Чтобы обеспечить ребенку условия выживания и существования в обществе, воспитание вводит его в мир неизбежных объективных реальностей. Ребенок не является пассивным объектом формирования общественно-историческими условиями и влияниями. От природы он активно деятельное существо и в этом смысле творит самого себя как человеческую личность.

Воспитание существует одновременно как общественно-историческая необходимость и как феномен субъективного самопроявления, как самостановление личности и индивидуальности. Человек способен совершать свободный выбор, принимать самостоятельные решения, нести за них всю полноту ответственности. Он может быть свободным, убежденным, восстающим против всего того, что противно его мысли, чувству, совести и воле. В воспитании человека сталкиваются, противостоят, переплетаются, содействуют или противодействуют друг другу две формирующие личность тенденции. С одной стороны, воспитание проявляется как общественная необходимость, с другой — как свобода, феномен активно-творческого, личностно-индивидуального самоуправления человека. Борьба, противостояние, взаимодействие, взаимодополнение или гармония этих тенденций составляют самую суть основного педагогического противоречия, движущую силу формирования человеческой личности.

Воспитание призвано укреплять у подрастающего поколения веру в святость и незыблемость норм общественной морали, формировать ядро нравственности в детских душах. Педагогикой допущены и не исправляются две существеннейшие ошибки. Первая ошибка состоит в том, что в теории воспитания не определены такие важнейшие понятия, как мораль, моральные нормы, нравственность, внутренняя нравственная свобода и ответственность, свобода нравственного выбора. В результате неясности и смешения понятий произошло и смешение реальных явлений: морального и нравственного воспитания. В области нравственного воспитания, без четкого представления о его сути, характере процесса и результатах, все внимание уделяется лишь содержанию, формам, методам. Этим и объясняется абсолютизация слова как средства нравственного воспитания во всех возрастных периодах детства, недооценка организованного опыта моральных отношений, навыков и привычек, авторитета воспитателя, что приводит к обесцеленности, стихийности и самотеку в формировании нравственной личности. Другая ошибка заключается в игнорировании дифференцированного возрастного подхода, учета реальных возможностей ребенка в его моральном приучении и нравственно-духовном становлении. Она проявляется в практическом незнании и не- понимании особенностей возрастного становления детской личности, в идеализации природы ребенка, приуменьшении роли целенаправленной организации жизни и педагогического руководства, в педагогическом бессилии перед лицом детской неорганизованности и недисциплинированности.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование. Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, ее духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Нравственное сознание утверждает в душе ребенка идеи правды, справедливости и добра. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт материально-духовного, социального бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет ее стержень и что выражается в принципах жизнедеятельности интеллектуально-нравственно свободной, совестливой и ответственной личности.

Среди них Б.Т. Лихачев называет: идейность, духовность, убежденность; внутреннюю свобода выбора поведения и принятия нравственного решения, диктат совести; автономность, самостояние, верность убеждениям и самому себе как духовной и социально ответственной личности; терпимость к инакомыслию и вместе с тем активное духовное противостояние заблуждениям; гибкость нравственного мышления, способность к ломке моральных догм, запретов, стереотипов, к ценностной переориентации на основе истины и правды жизни; неколебимое стояние за истину с меньшинством или в одиночестве, против большинства, а также и с большинством против меньшинства; веру в человека духовного как в высшую ценность и цель существования, в его способность к полному раскрытию своих сущностных сил и к самореализации; стремление к коллективности как единственному средству распространения и утверждения в людях нравственного начала.

Е.В. Чекина определяет духовно-нравственное воспитание как процесс формирования у учащихся нравственных отношений. Формирование нравственных отношений является стержнем воспитания и не зависит от целей, форм и методов воспитательной работы. Нравственные отношения определяют социальную сущность личности школьника.Источником формирования нравственных отношенийвыступают объективные отношения, которые складываютсямежду учащимися в процессе деятельности и общения.В процессе воспитания нравственные отношения переходят в нравственные качества личности.

Духовно-нравственные качества проявляются в поведении и деятельности человека, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми. Любое нравственное качество личности выступает как неразрывное (взаимосвязанное) единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которые выражаются в его структурной и содержательной характеристиках.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных нравственных отношений: приводит к формированию у детей привычного нравственного сознания, привычных действий и поведения, развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора. Внешним критерием нравственного поведения являются требования общественного мнения. Внутренним критерием — совесть — обостренное чувство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние морального удовлетворения, либо раскаяния и нравственных мук.

В системе духовно-нравственного воспитания выделено два аспекта: объективно-технологический, определяемый целостностью и единством целей, содержания, методов, средств и форм организации воспитания нравственных качеств, их жесткими структурными и содержательными связями, отражающими определенный порядок осуществления процесса нравственного воспитания, где определение последующих компонентов невозможно без осознания предшествующих, и субъективно-личностный, отражающий роль каждого из субъектов воспитания в организации и функционировании, характеризующий взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между ними. Все компоненты процесса духовно-нравственного воспитания упорядочены по отношению к целям, которые, будучи сложными интегративными психологическими образованиями, конкретизируются в содержании воспитания, выражающем его частные цели, представленные как совокупность более простых нравственных качеств и привычек, характеризующих нравственность личности на конкретном этапе возрастного развития. Процессуальные основы духовно-нравственного воспитания определяются непосредственно не целями и содержанием духовно-нравственного воспитания, а его воспитательными задачами, которые отражают основные направления воспитательного воздействия на формирование содержательно-структурных компонентов нравственного качества. В соответствии с воспитательными задачами конкретизируются методы воспитательной работы, при этом структурно-содержательные компоненты нравственных качеств выступают основой их классификации.

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания определяется следующим. В настоящее время российская молодежь как основной демографический, экономический, интеллектуальный и культурный ресурс, от которого всецело зависит будущее нашей страны, испытывает острейшие трудности социально-нравственного развития. Очевидны проблемы с морально-нравственным и духовным обликом значительной части молодежи. Усложнение социальных процессов, новые глобальные угрозы и вызовы требуют более активных, решительных, адекватных современной ситуации мер в отношении социального воспитания детей и молодежи. Структурная дифференциация и плюрализация молодежной среды делают социальное воспитание молодежи процессом крайне трудным, методически и идеологически тонким, требующим новых эффективных подходов, технологий взаимодействия властных структур, институтов гражданского общества и молодежи.

Нравственную дезориентацию молодежи, да и всех ныне живущих поколений связываютс утратой исторической памяти, с разрывом исторической преемственности поколений. По мнению Н.К. Гуралевич, главный приоритетНациональной доктрины образования должен заключаться не только в сохранении связи поколенийживущих, но и в восстановлении утраченных и насильственно разорванных связей с поколениямипредшествующими. Необходимо остановить процесс нравственной деградации и вымираниягосударство образующего русского народа. Нужно восстановить историческую память народа, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру.

По оценкам специалистов в современных условиях воспитательная ситуация остается противоречивой. Сохраняется влияние негативных тенденций в развитии воспитания, возникших в конце прошлого столетия в ситуации социально-экономических кризисов развития российского общества. Остаются высокими показатели негативных явлений в молодежной среде: алкоголизма, наркомании, преступности, других социальных девиаций, возникают новые формы асоциального поведения, молодежный экстремизм. Общий социальный фон личностного становления подрастающих поколений остается негативным за счет высокого уровня социальных рисков, угрожающих их позитивной социализации. Воспитательный потенциал российского социума, социальных институтов, включая семью и образовательные учреждения недостаточен для стабилизации воспитательной ситуации. Новые позитивные тенденции только наметились, требуют реализации системных мер как на уровне государственной власти, так и на уровне каждого учреждения, направленных на создание условий для гражданского, духовно-нравственного становления молодежи.При этом высокая динамика социокультурного развития общества, глобальные проблемы современного мира обусловливают новые вызовы времени, которые обостряют и без того тревожные противоречия в развитии процессов воспитания и социализации подрастающих поколений.

Современное понимание духовно-нравственного воспитания сводится к таких характеристик: как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностно-ориентированных технологий.

Понятие «нравственное воспитание»включает и гражданское воспитание, и патриотическое воспитание, таким образом, духовно-нравственное воспитание — это воспитание отношений человека к себе и к миру. Признание в современной педагогической науке ценности и уникальности каждого из названных направлений воспитания, оригинальности их целевых установок, необходимости поиска методического инструментария их эффективного осуществления.

Таким образом, анализ сущности духовно-нравственного воспитания  позволяет рассматривать его как процесс формирования нравственных качеств, обладающих сложной психологической структурой и  способствует системному обоснованию и рациональному проектированию этого процесса, позволяя прогнозировать его стратегические направления и определять технологию социально-педагогической деятельности.

1.3. Проблемы социализации современной молодёжи в аспекте нравственного воспитания

В данном разделе необходимо определить, что такое социализация, какие признаки для нее характерны и какие функции она выполняет в контексте нравственного воспитания молодежи. Понятие “социализация” является одним из ключевых в социальной педагогике.

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». Не теряет актуальности определение социализации, данное польским социологом, академиком Яном Щепанскиим: социализация это — «влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». Белорусский философ и социолог академик Е.М. Бабосов полагает, что социализация представляет собой двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой — процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведенияза счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта. В соответствии с такой трактовкой человек не просто усваивает социальный опыт, но и осознанно трансформирует его в собственные ценности, убеждения, установки, ориентации и т.п.

По И. С. Кон «социализация — близка русскому слову воспитание», значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества».

А.В. Иванов предлагает еще одно определение, где указывается собственно социально-педагогический аспект социализации, ее направленность, в том числе на раскрытие индивидуальных возможностей, а также указывается сфера самореализации человека — окружающая среда. Социализация — это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде. Процесс социализации может быть как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода из нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Во втором — она осуществляется как преднамеренный и специально организованный относительно регулируемый процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Развитие личности (реализация внутренне присущих задатков, свойств человека) во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат ее социализации — усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором она живет. Социализация — процесс “вхождения” ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок, качеств).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Социальный опыт — есть единство умений, знаний, способов поведения, ценностных ориентаций личности. Поскольку социальное воспитание (и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т. е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы. Социальное воспитание — создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно-полезной деятельности.

Социальная активность — главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека: семья, «отношение» равенства, обучение в школе, средства массовой информации, труд, организации. С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать. Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.

Самым мощным фактором социализации, как показывают исследования, выступает система образования. Она формирует ценности, межличностные отношения, патриотизм и т.д. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценности высшего порядка (абсолютные ценности) должны быть и в поведении любого человека социальными и его регуляторами. Термин регулятор (лат. regula — правило, regular — приводить, налаживать) выражает процесс упорядочивания, настройки некоего фрагмента универсума, обозначает нечто, что задает характер его процессуальности. Система ценностных ориентаций, ее структура и иерархия как раз и должны выступать таким социальным регулятором.

Характеризуя молодежное сознание и систему ценностей современной молодежи, социологи выделяют: возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования; признание молодежи социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом в сфере досуга; приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными; вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами; слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов.

Главная задача социализации в обществе есть приспособление индивида к данным социальным условиям общественного бытия и обеспечение всеобщего конформизма в поведении. Как отмечалось выше, воспитание есть процесс сотворения духовного содержания человеческой личности. Социализация же обеспечивает внешнюю сторону человеческого бытия, введение индивида в исполнение формальных социальных ролей.

Для современной социальной реальности характерны поликультурность, открытость и ориентация на личность. Современному человеку недостаточно просто усвоить социальные нормы, правила поведения, образцы жизнедеятельности и руководствоваться ими всю жизнь. Динамика социальных процессов, а также ежедневная действительность постоянно требуют проявления личностных качеств, поступков и поведения, характерных для социально зрелой, духовной личности.

В.А. Клименко выделяет в процессе социализации следующие четыре стороны: социализация как процесс инкультурации, т. е. трансляции культурно задаваемых ценностей, морально-этических норм и поведения; социализация как усвоение, интернализация социального опыта; социализация как адаптация (возможные результаты социализации); социализация как процесс конструирования, воспроизводства человеком усвоенного социального опыта. Социализация осуществляется в постоянном взаимодействии человека с обществом. Это непрерывный процесс становления и развития личности человека через освоение им материальной и духовной культуры, общественных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Именно посредством целенаправленного воздействия общества на личность происходит овладение ею социальными нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. В то же время на человека значительное влияние оказывает та реальная действительность, в которой постоянно он находится и воспитывается. Эта реальная действительность представляет собой конкретную социальную среду. Поэтому социализация личности осуществляется через такое взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его. В результате такого тесного взаимодействия и происходит процесс вхождения человека в социум и его приспособление (адаптация) к культурным, политическим, экономическим и другим условиям общественной жизни.

Поэтому к основным факторам, детерминирующим характер социализации, можно отнести:

1) целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова;

2) социальную среду, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется;

3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмысление;

4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать;

5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности.

С.А. Кравченко называет проблемные аспекты социализации молодежи: перешедшая в тлеющее состояние ситуация аномии, т.е. ценностно-нормативного хаоса, слабость основных институтов социализации и воспитания — семьи и образования, а также современные глобальные процессы индивидуализации и усложнения общества, приводящие к утере социальных установок и размыванию моральных принципов, делающие мораль «текучей».

В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. Это соответствует современному развитию общества, его быстрому обновлению, постоянно происходящим в нем изменениям. Для современной молодежи становятся свойственны как духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные ценности. Молодежь высоко оценивает свои возможности в том, чтобы создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п. Очевидно, что в неблагоприятных условиях снизился престиж нравственности, возросли интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде как реакция на ситуацию жесткой конкуренции за ресурсы жизнеобеспечения. У значительной части молодежи не сформированы такие традиционные нравственно-психологические черты, как уважение к старшим, самоуважение, чувство собственного достоинства и проч.

Сегодня важно, чтобы воспитательным ценностям соответствовали механизмы реализации модели воспитания и социализации учащейся молодежи. Демократический характер воспитания обеспечивается, прежде всего, за счет реализации субъектного подхода. Нельзя допустить идеологического диктата в форме трансляции готовых ценностей подрастающим поколениям; авторитарных методов воспитания, формализации этого процесса, которые могут только усугубить имеющиеся проблемы и противоречия. Важно создать пространство для самореализации личности и мотивировать молодежь к ней в учебной, творческой, социально и личностно значимой деятельности. Особое значение приобретают технологии педагогического сопровождения процессов ценностного, личностного самоопределения, педагогической поддержки саморазвития личности; опосредованного воздействия, направленные на формирование воспитывающей атмосферы учебного заведения, ситуации успеха, пространства реализации субъектной позиции в процессе образования.

Выводы по главе 1

В настоящее время российская молодежь испытывает острейшие трудности социально-нравственного развития. Налицо проблемы с морально-нравственным и духовным обликом значительной части молодежи. Усложнение социальных процессов, новые глобальные угрозы и вызовы требуют более активных, решительных, адекватных современной ситуации мер в отношении социального воспитания детей и молодежи. Утрата исторической памяти, разрыв исторической преемственности поколений привели к нравственной дезориентации и даже нравственной деградации молодежи. Отмечаются такие негативные явления в молодежной среде, как алкоголизм, наркомания, преступность, другие социальные девиации, молодежный экстремизм и др. Таким образом, нравственное воспитание молодежи сегодня как никогда востребовано

Современное понимание духовно-нравственного воспитания сводится к таким характеристикам, как целевая направленность на формирование различных компонентов нравственной сферы личности с приоритетом становления структур нравственного сознания, ориентация на нравственные и социальные ценности конкретного окружения, выраженность уровня нравственной воспитанности в поведении, признание значимости субъектной позиции воспитанника и действенности личностно-ориентированных технологий.Понятие » духовно-нравственное воспитание»включает и гражданское воспитание, и патриотическое воспитание, таким образом, нравственное воспитание — это воспитание отношений человека к себе и к миру. Изучение сущности духовно-нравственного воспитания как процесса формирования нравственных качеств, обладающих сложной психологической структурой, способствует системному обоснованию и рациональному проектированию этого процесса, позволяя прогнозировать его стратегические направления и определять технологию социально-педагогической деятельности.

Вопросы организации духовно-нравственного воспитания детей для России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционный период в России доминировал нравственно-религиозный подход к духовно-нравственному воспитанию. На современном этапе развития системы образования, разработки основ духовно-нравственного воспитания и рассмотрение духовности как константы российской системы образования становится особенно актуальным. Сегодня активно обсуждаются вопросы одухотворения воспитательного процесса, поиска путей, методов и средств эффективного.

Социализация — это процесс социального влияния на личность под воздействием стихийных, относительно регулируемых и целенаправленных условий, с целью усвоения ей общественных норм, ценностей, смыслов, общественно и личностно значимых качеств, способов поведения, позволяющих выявить свои индивидуальные особенности и возможности, использовать их в окружающей среде. Главная задача социализации в обществе — приспособление индивида к данным социальным условиям общественного бытия и обеспечение всеобщего конформизма в поведении, воспитание есть процесс сотворения духовного содержания человеческой личности, социализация же обеспечивает внешнюю сторону человеческого бытия, введение индивида в исполнение формальных социальных ролей. В процессе эффективной социализации главная роль отводится социальному педагогу. Признание важности духовно-нравственного воспитания требуют поиска социально-педагогического методического инструментария.


Страница:   1   2   3