Меню Услуги

Учет и анализ движения товаров в организациях торговли. Часть 2.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Страница:   1   2   3


2.1 Документальное оформление движения товаров в ООО «ХХ»

Документальное оформление движения товаров в организации осуществляется в соответствии с учетной политикой ООО «ХХ» и законодательством Российской Федерации. Учет товародвижения в ООО «ХХ» осуществляется автоматизировано в специализирован-

ной складской программе, разработанной для предприятия. Данные складской программы транспортируются в бухгалтерскую программу посредством выгрузки с периодичностью не менее 1 раза за месяц.

Применяются унифицированные первичных документов для оформления хозяйственных операций по учету товаров, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Используются также собственные формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций специалистами отделов продаж, складскими работниками, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. Данные формы являются формами складской программы. К данным формам относятся следующие первичные документы, используемых для учета товаров: приемный акт, расходная накладная, накладная на списание материальных ценностей, накладная на внутренне перемещение.

На предприятии утвержден перечень должностных лиц, имеющих право подписи, первичных документов по учету товаров. Документы по операциям с товарами, расчетам с поставщиками имеют право подписывать: директор, коммерческий директор, главный бухгалтер. Документы по расчетам с покупателями (накладные на отгрузку, счета-фактуры) имеют право под- писывать: директор, коммерческий директор, главный бухгалтер, замдиректора по региональному сбыту, замдиректора по межрегиональному сбыту, менеджер отдела сбыта. Документы по учету результатов инвентаризации товаров подписывают члены инвентаризационной комиссии. Инвентаризация товаров проводится один раз в год. Состав комиссии: согласно приказу руководителя предприятия.

Порядок и правила документооборота по учету товаров отразим в таблице 2.1 «Порядок и правило документооборота» в ООО «Энергоотехснаб».

Таблица 2.1. Порядок и правило документооборота в ООО «Энергоотехснаб»

Наименование документа Создание документа Обработка документов Передача в архив
Ответственный Срок исполнения Исполнитель Срок исполнения Исполнитель Срок исполнения
Накладная Специалист отдела сбыта Ежедневно Бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер По окончанию проверки ИФНС
Приходная накладная, акты на списание Бухгалтер Ежедневно Бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер По окончанию проверки ИФНС
Счета-фактуры выданные Специалист отдела сбыта Ежедневно бухгалтер Ежедневно Главный бухгалтер По окончании проверки ИФНС
Движение счетов-фактур полученных Специалист отдела поставок Ежедневно Бухгалтер В течение отчетного периода Главный бухгалтер По окончании проверки ИФНС
Товарные отчеты Завскладом Ежемесячно Бухгалтер До 10числа следующего месяца Главный бухгалтер  По окончании проверки ИФНС

На предприятии четко установлены ответственные лица, сроки передачи и порядок движения документов по учету товаров.

На данном рисунке представлены все способы поступления и выбытия товара на предприятии. Закупленный товар может доставляться транспортно-экспедиционной компанией, железной дорогой, почтой, самим поставщиком на склад предприятия. Аналогично товар до покупателя может доставляться транспортно-экспедиционной компанией, железной дорогой, почтой, продавцом.

Поступление товаров в ООО «ХХ» является следствием нескольких фактов, в частности таких, как:

  • приобретение товаров по договору поставки;
  • возврат товара от покупателя;
  • замена товара;
  • излишки и пересортицы товаров по результатам инвентаризации, утвержденным в установленном порядке.

ООО «ХХ» покупает товары у поставщиков по договору поставки. Договоры поставки товаров заключены со всеми постоянными поставщиками. Например, заключен договор поставки №ОП-20 с ООО ТД «Элкрафт», договор № 4/01 с ООО «ТехЭнергоСбыт».

Приобретенный товар предприятие получает на складе поставщика или принимает на своем складе.

Товар может приниматься на территории поставщика, в случае если товар предприятие доставляет на своем транспорте. Так, 18.10.07 получен товар на территории поставщика ООО «Кабельная фирма Урал». Бабкин А.Г. по доверенности №2556 от 17.10.2007, выданной сотруднику предприятия на получение товара у ООО «Кабельная фирма Урал», получил товар по товарной накладной №613 унифицированной формы №ТОРГ-12, о чем сделана отметка в товарной накладной. Доверенность отдается поставщику, так как служит первичным документов для отпуска товара представителю покупателя. К товарной накладной прилагается счет-фактура №613. Поставщик заверяет круглой печатью и подписью два экземпляра товарной накладной и счета-фактуры и передает сотруднику ООО «ХХ» (в данном случае Бабкину А.Г) для оформления документов предприятием. После получения груза у поставщика, товар доставляется на склад. Затем водитель (или в данном случае грузчик-экспедитор Бабкин А.Г.) относит документы на привезенный товар в отдел поставок. Данные документы в отделе поставок менеджер отдела поставок, который занимается данным закупом, сверяет по номенклатуре соответствие заказанного и привезенного товара. Также менеджер отдела поставок проверяет правильность оформления документов на товар: товарной накладной, счета-фактуры. В случае неправильного оформления документов на товар менеджер отдела поставок связывается с поставщиком и договаривается о переоформлении документов на товар. После проверки документов менеджером отдела поставок, водитель (в данном случае грузчик-экспедитор Бабкин А.Г.) сдает в бухгалтерию доверенность. Делается отметка в журнале регистрации доверенностей об использовании доверенности водителем (в данном случае грузчиком-экспедитором Бабкиным А.Г.). Записывается в журнале номер (613) и дату (18.10.2007) накладной, по которой получен товар водителем (в данном случае грузчиком-экспедитором Бабкиным А.Г.). После этого водитель относит документы на товар на склад для оформления приема товара, то есть в данном случае грузчик-экспедитор Бабкин А.Г. отнес накладную №613 от 18.10.07 и счет-фактуру №613 от 18.10.07 на товар на склад. По сопроводительным документам и документам на товар кладовщик-приемщик принимает привезенный товар на склад. В данном случаи кладовщик-приемщик Яровая О.С.. в товарной накладной в графе «Груз получил грузополучатель» поставила свою подпись. Затем два экземпляра товарной накладной заверяется круглой печатью предприятия. Один экземпляр возвращается поставщику, второй согласно принятому документообороту между складом и бухгалтерией передается в бухгалтерию. После оформления приемки товара, кладовщик-оператор заносит данные приема товара по накладной по номенклатурным позициям в складскую программу предприятия. Были занесены данные по товарной накладной №613, и счету-фактуре №613 в складскую программу. После этого распечатали и оформили приемный акт №6735 от 19.10.2007. В приемном акте указано наименование нашей организации ООО«ХХ», название поставщика ООО «Кабельная фирма Урал», номер склада (в данном случае склад №1) на который принят товар. Обязательно указывается основание выписки приемного акта: накладная №613 от 18.10.2007; наименование номенклатуры полученного товара (АВВГ 2х2.5 U=660В(кабель) Брянск), единица измерения (м), количество (1000), фактическое количество (1000), цена с НДС за 1 единицу товара (3,78 рубля), сумма с НДС (3783 рубля). В приемном акте обязательно в графе «Получил» ставит подпись материально-ответственное лицо, в данном акте Яровая О.С., и штамп склада, в данном случае склад №1.

В ООО «ХХ» товар от поставщика также доставляется транспортно-экспедиционной компанией либо до склада транспортно-экспедиционной компании для временного хранения либо до склада предприятия. Например, у предприятия заключены договора транспортной экспедиции с ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС» (договор №457 от 01.11.2008), ООО «Грузововзофф» (договор №101 ЧЛ/А-3222 от 18.01.2007), ООО «Автотрейдинг» (договор №366 от20.01.2007). Документом, служащим подтверждением факта получения груза у транспортно-экспедиционной компании и фактом передачи груза ООО «ХХ» является акт приемки-сдачи работ и счет-фактура от транспортно-экспедиционной компании. Так, 03.10.08 ООО «Автотрейдинг» осуществил доставку груза до своего склада. Товар на складе компании получил грузчик-экспедитор Бабкин А.Г. О чем сделана отметка в экспедиторская расписка в графе «Выдача груза». Товар передан на основании акта приемки-сдачи работа №Ч 42879 от 03.10.08. К акту прилагается счет-фактура №42879. К грузу прилагается накладная на выдачу груза, выписанная поставщиком.

Товар также доставляется по железной дороге от поставщика. Доставку до станции отправления и получение товара на станции железной дороги осуществляет транспортно-экспедиционная компания по заказу предприятия. Так, ООО «ЖелДорЭкспедици-Южный Урал» осуществила доставку товара от склада поставщика до станции отправления в городе Оренбург. Затем груз получает представители ООО «ЖелДорЭкспедици-Южный Урал» и доставляют его на свой склад для временного хранения. Со склада компании в Челябинске товар забирает ООО «ХХ». Составляется товарно-транспортная накладная на перевозку груза. В данном случае перевозка груза от склада поставщика ООО «ТЭМЗ» осуществлена по товарно-транспортной накладной №125011000649. Выдача товара осуществляется на основании акта, в данном случае №125011000649 от 27.08.08, к акту выдана счет-фактура №О0827066 от 27.08.08. Также товар доставляется транспортом поставщика до станции отправления железной дороги, а в Челябинске его получает транспортно-экспедиционная компания по заказу предприятия. Перевозка товара по железной дороге оформляется транспортной железнодорожной накладной. Так, 06.06.06 ООО «ТЭК Норма» получила товар по транспортной железнодорожной накладной №ЭЦ066551 на станции Челябинск-Грузовой и доставила его до склада предприятия. Передачу товара произвели по акту №3951 от 06.06.06.

Товар доставляется на склад предприятия также транспортом поставщика. Так, 30.10.07 ЗАО «ЭТМ» доставлен товар на склад предприятия. Товар доставлен по товарной накладной №дп56641.12 от 29.10.07. К накладной приложена счет-фактура №дп53641.12 от 29.10.07. Кладовщик, в данном случае Шиловская Н.А., относит документы на привезенный товар в отдел поставок. Данные документы в отделе поставок менеджер отдела поставок, который занимается данным закупом, сверяет по номенклатуре соответствие заказанного и привезенного товара. Также менеджер отдела поставок проверяет правильность оформления документов на товар: товарной накладной, счета-фактуры. После проверки кладовщик возвращает документы на склад, ставит подпись и печать на накладной и отдает второй экземпляр водителю поставщика. После оформления приемки товара, кладовщик-оператор заносит данные данного приема товара по номенклатурным позициям в складскую программу предприятия. Затем были занесены данные по товарной накладной №дп53641.12, и счету-фактуре №дп53641.12 в складскую программу. После этого распечатали и оформили приемный акт №6974 от 30.10.2007. В приемном акте указано наименование организации ООО «ХХ», название поставщика ЗАО «ЭТМ» , номер склада (в данном случае склад №1) на который принят товар. Обязательно указывается основание выписки приемного акта: накладная №56641.12 от 30.10.2007; наименование номенклатуры полученного товара, единица измерения (м), количество, фактическое количество, цена с НДС за 1 единицу товара, сумма с НДС. В приемном акте обязательно в графе «Получил» ставит подпись материально-ответственное лицо, в данном акте Шиловская Н.А., и штамп склада, в данном случае склад №1.

Предприятие также приобретает импортные товар у поставщиков, находящихся за границей России. Так, 29.03.07 закуплен импортный товар в Китае. Товар приобретен у «ZHEJIANG CHINT ELECTRICS CO., LTD» по товарной накладной (packing list) № EGM0607010077. Груз был отправлен иностранным поставщиком до границы России. На таможне Росси груз был осмотрен и составлена грузовая таможенная декларация (транзитная декларация) На таможне груз приняла транспортно-экспедиционная компания ОАО «Трансконтейнер» и отправила его по железной дороге. С транспортно-экспедиционной компанией ОАО«Трансконтейнер» предприятие заключило договор транспортной экспедиции № НКП ЮУЖД-766 от 11.04.07. (Приложение 21) ОАО«Трансконтейнер» осуществил перевозку товара на основании транспортной железнодорожной накладной №93795641. В Челябинске товар получила транспортно-экспедиционная компания ООО«Транспортная Экспедиционная Компания «Норма». С ней заключен договор на хранение товара на складе временного хранения компании №1071/07-СВХ. После получения компания приняла товар на хранение. О чем составлен отчет о принятии товаров на хранение № 100054 / 230507 /750 от 23.05.2007. Затем компания ООО «ТЭК «Норма» доставила товар на склад ООО«ХХ» на основании товарно-транспортной накладной №35 от 22.05.2007.

Следующий вид поступления товаров в организацию- это в результате возврата от покупателя. Возврат товаров осуществляется с учетом указаний в письме Минфина России от 07.03.2007 №03-07-15/29. В ООО «ХХ» возврат от покупателей –плательщиков налога на добавленную стоимость оформляется следующим перечнем документов:

  • накладная формы №ТОРГ12 от покупателя по продажным ценам ООО«ХХ» на возврат;
  • счет-фактура от покупателя по продажным ценам ООО«ХХ» на возврат;
  • претензионной письмо;
  • приемный акт склада;
  • платежное поручение на возврат денежных средств покупателю на сумму возвращенного товара или на сумму налога на добавленную стоимость по возвращенному (принятому от покупателя) товару («оплата» за принятый товар».

Если возврат от покупателей –неплательщиков налога на добавленную стоимость, то оформляется следующим перечнем документов:

  • накладная на возврат;
  • претензионное письмо;
  • приемный акт склада со ссылкой на отгрузочные документы ООО«ХХ» (№, дата накладной и счета-фактуры) в адрес покупателя, возвращаемого товар;
  • копии накладной и счета-фактуры предприятия по отгрузке в адрес покупателя с указанием номенклатурных позиций, цены, количества, суммы возвращаемого товара с пометкой «возврат»; дата, подпись корректируемых позиций.

Так,11.09.07 принят возврат от покупателя ООО «Строительные технологии» на основании товарной накладной №53 от 31.08.07 и счета-фактуры №264 от 31.08.07. Возвращена счет-фактура ООО«ХХ» с пометкой на сумму возврата. Возврат осуществлен на основании претензионного письма от покупателя. Затем данные о поступившем товаре были занесены в складскую программу и выписан приемный акт (возврат от покупателя) №5812 от 11.09.07.

Поступление товара в результате инвентаризации в ООО«ХХ» отражается на основании инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-3.

Проданный товар доставляется покупателю свои транспортом, транспортно-экспедиционной компанией по заказу предприятия, железной дорогой, почтой. У предприятия заключены договора на доставку автомобильным транспортом с транспортно-экспедиционными компаниями, например, с ООО «ЮЖУРАЛСЕРВИС» (договор №457 от 01.11.2008), ООО «Грузововзофф» (договор №101 ЧЛ/А-3222 от 18.01.2007), ООО «Авто-трейдинг» (договор №366 от 20.01.2007). Для отправки товара по железной дороге покупателям заключен договор №39/07 от 01.10.07 с транспортно-экспедиционной компанией ООО «Сервит». Услуги транспортно-экспедиционной компании по отправке товара оформляется актом, счетом-фактурой. Фактически передача груза для отправки покупателю осуществляется только на основании письменной заявки и фиксировании номера контейнера и номера пломбы сотрудником предприятия для внутреннего учета.

Товар со склада предприятия, если товар забирается покупателем со склада предприятия, отпускается по доверенности на представителя покупателя. Так,13.11.07 отгружен товар представителю ООО «Стандарт-проект» по доверенности №316. Товар списан на продажу со склада предприятия на основании расходной накладной склада №11418 от 30.11.07. Товар отпущен покупателю по товарной накладной №21996 от 30.11.07формы №ТОРГ-12. К товарной накладной выписана счет-фактура №21996 от 30.11.07.В ходе изучения товарных накладных и счетов-фактур на отгрузку замечено, что покупатели не возвращают второй экземпляр накладной и счета-фактуры на отгрузку. Часто встречаются товарные накладные оформленные не должным образом( без печати и подписи покупателя), фактически товарные накладные и счета-фактуры распечатываются заново из программы и прикладываются в качестве первичных документов. Об этом свидетельствует отсутствие подписи и печати покупателя на документе.

Если товар доставляется до склада покупателя, то оформляется товарная накладная и счет-фактура. Так,14.11.07 отгружен товар ООО «ТЕХНОСВЕТ» по товарной накладной №20516 от 14.11.07, к ней приложена счет-фактура №20516 от 14.11.07. Так, в другой день, 25.08.06 отгружен товар ОАО «ЧТПЗ» по товарной накладной № 11343 от 25.08.06. В товарной накладной покупатель поставил печать отдела документооборота в графе по доверенности в графе «Груз получил « штамп склада, на который принят товар. К товарной накладной выписана счет-фактура №11343.

Следующий вид выбытия товаров – это возврат поставщику. Если поставщик –плательщик налога на добавленную стоимость, то оформляется следующим перечнем документов:

  • накладная формы ТОРГ-12 на отгрузку товара по ценам закупа на возврат;
  • счет-фактура на возврат;
  • претензионное письмо;
  • расходная накладная склада;

— счет на оплату отгруженного товара («Покупателю», бывшему поставщику) на сумму возмещаемого товара или на сумму налога на добавленную стоимость по возвращенному товару.

Возврат товаров поставщику – неплательщику налога на добавленную стоимость оформляется следующими документами:

  • накладная формы ТОРГ-12 на отгрузку товара по ценам закупа на возврат;
  • счет-фактура на возврат;
  • претензионное письмо;
  • расходная накладная склада.

Так,19.03.07 произведен возврат поставщику ООО «РУССКИЙ СВЕТ-Т». Товар возвращен по товарной накладной №3925 от 19.03.07 и на основании претензионного письма от ООО «ХХ». (Приложение 49,50) К товарной накладной приложена счет-фактура №65-002564 от 22.02.07, выписанная ООО «РУССКИЙ СВЕТ-Т».

Выбытие товаров может происходить при недостачах по результатам инвентаризации, в результате порчи. Так,с 04.03.06 по 06.03.06 проведена инвентаризация товаров на основании приказа о проведении инвентаризации. По результатам инвентаризации обнаружена недостача, которая отражена в сличительной ведомости.

Выбытие товара может произойти в результате порчи от чрезвычайного происшествия. Так,06.07.06 произошел прорыв водопровода в результате чего было испорчено часть товара на складе предприятия. В связи с затоплением склада была проведена инвентаризация товара на основании приказа директора №01-Инв от 07.07.06. По результатам инвентаризации составлена ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме №ИНВ-26. Товар был застрахован в страховой компании ООО «ЮЖУРАЛ-АСКО». По договору страхования в результате наступления страхового случая была выплачена причитающаяся сумма. Директором 10.01.07 был издан приказ №02-Инв о переоценке затопленного товара. Составлен акт о порче бое, ломе товара по форме ТОРГ-15 от 10.01.07.

Документальное оформление сделки купли или продажи товаров начинается с заключения договора. Со всеми постоянными поставщиками заключены договора поставки. В ООО «ХХ» операции по учету движения товаров оформляются должным образом с применением первичных документов унифицированной формы, а также применяются собственные разработанные для себя формы документов. В собственно разработанных формах документах содержатся все обязательные реквизиты. На предприятии налажен порядок движения документов по оформлению хозяйственных операций, связанных с движением товаров. При поступлении товаров в зависимости от способов доставки товара на склад предприятия оформляются должным образом все предусмотренные документы. С транспортно-экспедиционными компаниями заключаются договора на транспортные услуги. Возврат товара также оформляется в соответствии с требованиями законодательства по оформлению операций возврата товара покупателем и возврата товара поставщику. Продажа товара также документально оформляется в соответствии требованиями законодательства.

В целях предотвращения потерь имущества при передаче контейнера с грузом транспортно-экспедиционной компании для отправки товара покупателю по железной дороге рекомендуется надлежащим образом оформлять акт приема-передачи контейнера представителю этой организации. В настоящее время груз передается только на основании письменной заявки и фиксировании номера контейнера и номера пломбы сотрудником предприятия для внутреннего учета.

2.2 Бухгалтерский учет движения товаров в ООО «ХХ»

Учет товародвижения осуществляется автоматизировано в специализированной складской программе, разработанной для предприятия. Данные складской программы транспортируются в бухгалтерскую программу посредством выгрузки с периодичностью не менее 1 раза за месяц.

Организация, форма и способы ведения бухгалтерского учета осуществляется на основании действующих нормативных документов: федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» [1], Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н), Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (утверждено Приказом Минфина России от 09.12.1998 №60н), Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению [9], Приказа Минфина России от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Оценка товаров при списании осуществляется по средней себестоимости согласно алгоритму программы «1-С». Списание по средней себестоимости осуществляется в соответствии с пунктом 58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Минфина России от 29.07.1988 №34н.

Учет покупных товаров производится по покупным ценам на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости (себестоимости приобретения) на основании пункта 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [5]. В себестоимость приобретения товаров входят расходы поставщика, выделенные в накладной отдельной строкой (расходы на доставку товаров за счет поставщика).

Транспортно-заготовительные расходы по приобретению товаров организаций – перевозчиков, транспортно-экспедиционных компаний по доставке товаров до склада предприятия в стоимость приобретения не включаются, а подлежат распределению на остаток товаров на складе на конец месяца и на сумму реализованного товара по расчету согласно статье 320 «Порядок определения расходов по торговым операциям» главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса России [2].

Поступление товара от поставщика оформляется следующим образом: Так, 30.10.07 поступил товар от ЗАО «ЭТМ». На основании товарной накладной №дп53641.12 от 29.10.07 отражено в учете:

Дебет счета 41.1 «Товары»

Кредит счета 60.2 «Расчеты с поставщиками по авансам выданным» — 15189,32 рубля

Отражен в учете налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику по фактически полученным товарам, на основании счет-фактуры № дп53641.12 от 29.10.07:

Дебет счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 60.2 «Расчеты с поставщиками по авансам выданным»- 2354,27 рубля

Принятие к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику:

Дебет счета 68.2 «Расчеты по НДС»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»- 2354,27 рубля

Другое поступление товаров, 19.10.07 поступил товар от ООО«Кабельная фирма «Урал». На основании товарной накладной №613 от 18.10.07 отражено в учете:

Дебет счета 41.1 «Товары»

Кредит счета 60.2 «Расчеты с поставщиками по авансам выданным» — 3783 рубля

Отражен в учете налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику по фактически полученным товарам, на основании счета-фактуры № 613 от 18.10.07:

Дебет счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 60.2 «Расчеты с поставщиками по авансам выданным»- 577,07 рубля

Принятие к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику:

Дебет счета 68.2 «Расчеты по НДС»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»- 577,07 рубля

Возврат товара от покупателей –плательщиков налога на добавленную стоимость отражается следующим образом.

Отражается в учете на сумму возврата товара от покупателя по ценам продажи на основании товарной накладной формы ТОРГ-12, полученной от покупателя, претензионного письма, складского приемного акта.

Так, 11.09.07 отражен возврат от покупателя на основании товарной накладной №253 от 31.08.07:

Дебет счета 41.1 «Товары на складах»

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками» -14364 рубля

Отражен в учете налог на добавленную стоимость на основании счета-фактуры №264 от 31.08.07 полученной от поставщика по ценам продажи:

Дебет счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям »

Кредит счета 60.1 «Расчеты с поставщиками» -2191.12 рубля

Начислен налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость:

Дебет 68.2 «Расчеты с бюджетом оп налогу на добавленную стоимость»

Кредит счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» -2191.12 рубля

Если осуществляется возврат товара от покупателя –неплательщика налога на добавленную стоимость, то отражается следующим образом. Отражена в учете сторно продажи на сумму возврата товара от покупателя по ценам продажи без налога на добавленную стоимость на основании товарной накладной формы ТОРГ-12, полученной от покупателя, претензионного письма, складского приемного акта со ссылкой на ранее выданные накладные, счет-фактуру по отгрузке. Срок отгрузки не более 1 года назад должен быть:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями»

Кредит счета 90.1 «Выручка»

Производится сторнирование налога на добавленную стоимость по отгрузке на основании счета-фактуры исправленной, копии счета-фактуры ООО «ХХ» скорректированной по возвращенным номенклатурным позициям пометкой «Возврат» за подписью ответственных лиц. Включается налог на добавленную стоимость в налоговый вычет:

Дебет счета 90.3 «НДС»

Кредит счета 68.2 «Расчеты с бюджетом оп налогу на добавленную стоимость»

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям»

Кредит счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям »

Дебет счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям »

Кредит счета 68.2 «Расчеты с бюджетом оп налогу на добавленную стоимость»

В бухгалтерском учете хозяйственные операции по продаже товаром отражаются следующим образом:

Так, 30.11.07 произведена отгрузка товара ООО «Стандарт-проект». Отражается в учете на основании товарной накладной №21996 от 30.11.07 отгрузка товара:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями заказчиками» — Кредит счета 90.1 «Выручка от продаж» — 13279,30 рубля

Отражен налог на добавленную стоимость по отгруженным товарам на основании счета-фактуры №21996 от 30.11.07:

Дебет счета 90.3 «Продажи» — Кредит счета 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» — 10510,17 рублей (Приложение 37)

В другой день, 14.11.07 произведена отгрузка товара ООО «Техносвет». Отражается в учете на основании товарной накладной №20516 от 14.11.07 отгрузка товара:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями заказчиками» — Кредит счета 90.1 «Выручка от продаж» — 2677,40 рубля.

Отражен налог на добавленную стоимость по отгруженным товарам на основании счета-фактуры №20516 от 14.11.07:

Дебет счета 90.3 «Продажи»

Кредит счета 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» — 408,41 рублей

В другой день, 25.08.06 произведена отгрузка товара ООО «Техносвет». Отражается в учете на основании товарной накладной 11343 от 25.08.07 отгрузка товара:

Дебет счета 62.1 «Расчеты с покупателями заказчиками» —

Кредит счета 90.1 «Выручка от продаж» — 12282 рубля.

Отражен налог на добавленную стоимость по отгруженным товарам на основании счета-фактуры №11343 от 25.08.06:

Дебет счета 90.3 «Продажи»- Кредит счета 68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» — 1873,55 рубля.

Возврат товара поставщику оформляется следующим образом. Отражается в учете отгрузка товара по ценам закупа на основании товарной накладной формы №ТОРГ-12 на возврат, претензионного письма, складской расходной накладной. Так,19.03.07 по товарной накладной №3625 от 19.03.07 возвращен товар ООО «РУССКИЙ СВЕТ-Т».

Дебет счета 76.2 «Расчеты по претензиям»

Кредит счета 41.1 «Товары на складах» — 63,34 рубля.

Отражена сумма налога на добавленную стоимость:

Дебет счета 76.2 «Расчеты по претензиям»

Кредит счета 19.3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям» — 11,40 рубля.

Выбытие товаров возможно при недостачи по результатам инвентаризации. Так, по результатам инвентаризации с 04.03.06 по 06.03.06 выявлена недостача. Была составлена бухгалтерская справка №3 от 31.03.06.Виновными недостачи были признаны сотрудники склада.

Списана фактическая недостача товара на складе:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Кредит счета 41.1 «Товары на складах» — 29711 рублей.

Отражено списание недостачи товара на складе за счет виновных лиц:

Дебет счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей» — 29711 рублей

Удержаны из зарплаты суммы недостач:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» — 29 711 рублей.

В результате порчи (затопления) товаров была выплачена сумма страховой компанией, так как товар был застрахован:

Отражено в учете сумма страховой выплаты 31.01.07:

Дебет счета 76.5 «Расчеты по прочим операциям с кредиторами и дебиторами»

Кредит 91.1 «Прочие доходы» -421867,42 рубля.

Отражено в учете порча товаров по акту о порче от 10.01.07 :

Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»

Кредит счета 41.4 «Покупные изделия» — 454545,08 рубля.

Бухгалтерский учет движения товаров в ООО «ХХ» ведется в соответствии с учетной политикой предприятия, в части касающейся учета покупных изделий. Счета, применяемые для учета движения товаров, соответствуют плану счетов, принятого учетной политикой ООО «Энерготехс-наб». Записи на счетах бухгалтерского учета производятся на основании первичных учетных документов, отражающих хозяйственные операции по покупке, приемке, хранению и отпуску товаров. Операции по покупке, приемке, хранению, отпуску товаров отражаются в соответствии законодательством по учету товаров. Бухгалтерский учет поступления товаров на предприятии налажен в соответствии с действующим законодательством. Хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Соблюдается своевременность отражения факта хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет продажи товаров на предприятии налажен в соответствии с действующим законодательством. Хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Соблюдается своевременность отражения факта хозяйственной деятельности. Всю необходимую информацию в аналитическом учете в случае необходимости можно легко найти и предоставить в доступном для понимания виде. В целом система бухгалтерского учета ООО «ХХ» успешно функционирует.

2.3 Проведение инвентаризации товаров в ООО «ХХ»

Для формирования полной и достоверной информации о состоянии, наличии, стоимости товаров, а также имущественном положении организация должна проводить инвентаризацию. При ее проведении и оформлении результатов необходимо руководствоваться положениями следующих нормативно-правовых актов:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.07.98 №34н
  • Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 №49

Инвентаризации подлежат все товары организации независимо от его местонахождения. Инвентаризация товаров производится по его местонахождению и по материально-ответственным лицам (пункт 1.3 Методических указаний по инвентаризации, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 №49). Инвентаризация товаров производится только в присутствии материально ответственных лиц. Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем их подсчета, взвешивания или обмера.

Перед инвентаризацией директор организации Иванов С.А. издает приказ с утвержденными сроками ее проведения. В нем указывается состав инвентаризационной комиссии. Так, с 04.03.06 по 06.03.06 проведена инвентаризация товаров на основании приказа о проведении инвентаризации.

Чтобы определить остатки имущества по данным бухгалтерского учета к началу инвентаризации, у комиссии должны быть последние на момент проверки приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные на приобретение или доверенности на получение имущества. Согласно пункту 2.3 Методических указаний по инвентаризации, отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания ее результатов недействительными.

Все сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Унифицированные формы по учету результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88.

Информация о товарах, полученная в ходе инвентаризации, отражается в инвентаризационной описи формы №ИНВ-3. В ходе инвентаризации нередко выявляется расхождение между данными о фактическом наличии имущества и данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации по итогам года отражаются в годовой бухгалтерской отчетности. По товарам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных (расхождения между показателями бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей), следует составить сличительные ведомости. Причем суммы излишков и недостач товаров в этих ценностях следует указывать в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. По результатам инвентаризации составлена ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме №ИНВ-26. По результатам инвентаризации обнаружена недостача, которая отражена в сличительной ведомости. На товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в учете (например, находящиеся на ответственном хранении), составляются отдельные сличительные ведомости, согласно пункту 4.1 Методических указаний по инвентаризации.

Результаты инвентаризации рассматриваются и анализируются инвентаризационной комиссией. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете, согласно пункту 5.5 Методических указаний по инвентаризации. Данные о результатах проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в специальной ведомости по форме №ИНВ-26. Унифицированная форма №ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» утверждена постановлением Госкомстата России от 27.03.200 №26.

В бухгалтерском учете излишки имущества приходуются по рыночной стоимости (без налога на добавленную стоимость) на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма отражается в составе прочих доходов. Основание — подпункт «а» пункта 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, пункт 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 и пункты 3 и 7 Положения по бухгалтерскому учету» Доходы организации» ПБУ 9/99. Стоимость, выявленных в результате инвентаризации излишков товаров, отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете выручку от продажи выявленных излишков товаров организации отражает в составе прочих доходов, согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету» Доходы организации» ПБУ 9/99.Одновременно она признает в прочих расходах стоимость реализованных излишков, согласно пункту 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Оприходованы излишки товаров, выявленные в результате инвентаризации:

Дебет счета 91.1 «Прочие доходы»

Кредит счета 41 «Товары»

В бухгалтерском учете недостача имущества и его порча сверх норм списываются за счет виновных лиц, согласно подпункту «б» пункта 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.07.98 №34н. При этом у организации не возникает ни доходов, ни расходов. Причем списание фактической себестоимости недостающих товаров отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей» в корреспонденции с кредитом счетом 41 «Товары». В организации недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя на издержки обращения. Нормы убыли применяются лишь только при выявлении фактических недостач. В ООО «ХХ» нормы естественной убыли не применяются, в связи со спецификой товара. Недостачи сверх норм удерживаются за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков от недостачи имущества и его порчи, убытки списываются на финансовые результаты. В соответствии со статьей 246 «Определение размера, причиненного ущерба» Трудового кодекса России размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. В соответствии со статьей 248 «Порядок взыскания ущерба» Трудового кодекса России сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка, взыскивается с виновного работника по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, взыскание осуществляет только суд. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде. Работник, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. При увольнении работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его возместить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество. Для взыскания ущерба с работников используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Если виновное лицо не установлено или сумму ущерба нельзя взыскать с работника, то недостачи и порчи учитываются в составе прочих расходов. Операция оформляется следующим образом:

Дебет счета 91.2 «Прочие расходы».

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Так, по результатам инвентаризации с 04.03.06 по 06.03.06 выявлена недостача. Была составлена бухгалтерская справка №3 от 31.03.06. Виновными недостачи были признаны сотрудники склада.

Списана фактическая недостача товара на складе:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Кредит счета 41.1 «Товары на складах» — 29711 рублей

Отражено списание недостачи товара на складе за счет виновных лиц:

Дебет счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей» — 29711 рублей

Отражено удержание суммы недостачи из заработной платы персонала:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» — 29 711 рублей

Иногда в результате инвентаризации выявляются одновременно излишки и недостачи товаров разных сортов, но одного и того же наименования. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только в виде исключения. Причем за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении товара одного и того же наименования и в тождественных количествах. По недостающим товара нужно восстановить налог на добавленную стоимость. Налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость на основании счета-фактуры продавца в порядке, установленном в статье 171 «Налоговые вычеты» Налогового кодекса России. Одно из обязательных условий: товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (подпункт 2 пункта 2 статье 171 «Налоговые вычеты» Налогового кодекса России). Утерянные или похищенные товарно-материальные ценности не могут быть использованы в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. А значит, суммы этого налога, ранее принятые к вычету по товарно-материальным ценностям, выявленным при проведении инвентаризации как недостающие, восстанавливаются.

В бухгалтерском учете сумма восстановленного налога на добавленную стоимость отражается:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Сумма налога на добавленную стоимость по недостающим товарам отражается в учете:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

После этого пересортица относится (в зависимости от того, выявлены виновные лица или нет) – на расчеты с виновным работником либо в состав прочих расходов. О причинах возникновения пересортицы материально ответственные лица должны дать подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Предложения о проведении взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы инвентаризационная комиссия представляет на рассмотрение руководителю фирмы. Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости товаров, оказавшихся в излишке, эта разница относится на виновных лиц. Когда конкретные виновники пересортицы не установлены, разницы рассматриваются как недостачи.

Отражено превышение стоимости недостающих товаров над стоимостью излишков:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Кредит счета 41 «Товары»

Разница в стоимости отнесена за счет виновного лица;

Дебет счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

У виновного лица удержана сумма ущерба:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Оприходованы излишки товаров по рыночным ценам:

Дебет счета 41«Товары»

Кредит счета 91.1 «Прочие доходы»

Рассмотрим ситуацию, когда недостающих ценностей больше, чем излишков.

Отражено превышение стоимости недостающих товаров над стоимостью излишков:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Кредит счета 41 «Товары»

Отражена недостача товара другого вида товара:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Кредит счета 41 «Товары»

Разница в стоимости отнесена за счет виновного лица;

Дебет счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Себестоимость недостающего товара отнесена за счет виновного лица:

Дебет счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей»

Отражена сумма превышения рыночной стоимости над себестоимостью товара, подлежащая возмещению работником:

Дебет счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Кредит счета 98.4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

У виновного лица удержана сумма ущерба:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 73.2 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба»

Учтен прочий доход:

Дебет счета 98.4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

Кредит счета 91.1 «Прочие доходы»

Инвентаризация товаров в ООО «ХХ» проводится на основании действующего законодательства в сфере, касающейся инвентаризации товаров. Для документального оформления инвентаризации используется типовые унифицированные формы, предусмотренные законодательством. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации отражается в соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету в части отражения результатов инвентаризации. Используются счета бухгалтерского учета в соответствии с планом счетов, принятым учетной политикой ООО «ХХ».

При изучении порядка проведения и отражения инвентаризации в ООО«ХХ» замечены некоторые недочеты. Приказ руководителя на проведении инвентаризации нигде не регистрируется. Факт проведения инвентаризации также нигде специальным образом не регистрируется. Это может привести к потери документа-приказа о проведении инвентаризации. Также нет документа, отражающего даты проведения инвентаризаций за год. В связи с этим рекомендуется ООО «ХХ» регистрировать приказы на проведении инвентаризации и все факты проведения инвентаризации в специальном журнале унифицированной формы №ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений») о проведении инвентаризаций», утвержденном постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88.

Бухгалтерский учет движения товаров в ООО «ХХ» ведется в соответствии с учетной политикой предприятия, в части касающейся учета покупных изделий. Счета, применяемые для учета движения товаров, соответствуют плану счетов, принятого учетной политикой ООО «Энерготехс-наб». Записи на счетах бухгалтерского учета производятся на основании первичных учетных документов, отражающих хозяйственные операции по покупке, приемке, хранению и отпуску товаров. Операции по покупке, приемке, хранению, отпуску товаров отражаются в соответствии законодательством по учету товаров. Бухгалтерский учет поступления товаров на предприятии налажен в соответствии с действующим законодательством. Хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Соблюдается своевременность отражения факта хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет продажи товаров на предприятии налажен в соответствии с действующим законодательством. Хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Соблюдается своевременность отражения факта хозяйственной деятельности. Всю необходимую информацию в аналитическом учете в случае необходимости можно легко найти и предоставить в доступном для понимания виде. В целом система бухгалтерского учета ООО «ХХ» успешно функционирует.

В целях предотвращения потерь имущества при передаче контейнера с грузом транспортно-экспедиционной компании для отправки товара покупателю по железной дороге рекомендуется надлежащим образом оформлять акт приема-передачи контейнера представителю этой организации. В настоящее время груз передается только на основании письменной заявки и фиксировании номера контейнера и номера пломбы сотрудником предприятия для внутреннего учета.

В целях своевременного оформления факта приемки товаров при отгрузке иногородним покупателям и возврата заверенного надлежащим образом второго экземпляра накладной формы торг-12 предприятию рекомендуется внести в договоры на продажу дополнительный пункт, предусматривающий ответственность покупателей за непредоставление вышеуказанных документов в виде штрафных санкций, а также в виде задержки отгрузки следующей партии товаров в их адрес. В настоящее время очень большое количество документов по отгрузке товаров иногородним поставщикам недооформлено. Данный факт может вызвать многочисленные замечания при проверке со стороны налоговой инспекции, так как факт отгрузки документально не зафиксирован.


Страница:   1   2   3


 

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей