Меню Услуги

Учет и анализ движения товаров в организациях торговли. Часть 3.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей

Страница:   1   2   3


3.1 Анализ товарооборота ООО «ХХ»

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия ООО«ХХ», касающихся продажи товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема товарооборота предприятия.

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия за 2006-2007 года проводится анализ динамики общего товарооборота на протяжении двух лет помесячно.

 

Таблица 3.1. Динамика товарооборота ООО «ХХ»

 

Год

Фактический товарооборот, тыс руб Цепной темп

роста, %

Базисный

темп роста %

в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах
2005 102 249,01 102 249,01 100,00 100,00 100,00 100,00
2006 120 272,45 110 341,70 117,63 107,91 117,63 107,91
2007 164 626,17 146 987,65 136,88 133,21 161,01 143,75

 

Определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами продажи Тс.ц., проводится по следующим формулам:

 

Тс.ц. = Тфi / Iцi ( 3.1)

 

где Тфi – фактический товарооборот за i-тый период ;

Iцi – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Индекс цен за 2006 год равен 1,09 , индекс цен за 2007 год равен 1,12 по данным, опубликованным в Российской Бизнес-газете, N 3, 30.01.2007 и в Российской Бизнес-газете, N 8, 04.03.2008

Рассчитаем фактический товарооборот в сопоставимых ценах, который

составил:

за 2006 год равно 120 272,45/ 1,09 = 110 341,70

за 2007 год равно 164626,17/ 1,12 = 146 987,65

Цепной темп роста рассчитывается по формуле:

 

Тр i = Т i / Т i-1 , (3.2)

 

где Тр i – темп роста за i год

Тi – фактический товарооборот за i год

Т i-1 – товарооборот за i-1 ( предыдущий)год

Рассчитаем цепной темп роста в действующих ценах за 2 года:

за 2006 год равно 110 341,70/ 102 249,01 = 117,63

за 2007 год равно 164626,17 / 120272,45= 136,88

Рассчитаем цепной темп роста в сопоставимых ценах за 2 года:

за 2006 год равно 110 341,70 / 102 249,01 = 117,63

за 2007год равно 146 987,65 / 110 341,70 = 136,88

Базисный темп роста рассчитывается:

 

Трб i= Т i / Т0 , (3.3)

 

где Трб i — базисный темп роста за i год

Т i – товарооборот за i год

Т 0 – товарооборот за базисный год

Рассчитаем базисный темп роста в действующих ценах за 2 года:

за 2006 год равно 120 272,45 / 102 249,01 = 117,63

за 2007год равно 164626,17 / 102 249,01 = 161,01

Рассчитаем базисный темп роста в сопоставимых ценах за 2 года:

за 2006 год равно 110 341,70/ 102 249,01 = 117,63

за 2007год равно 146 987,65 / 102 249,01 = 143,75

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста.

Из таблицы видно, что на протяжении 2005-2007 годов наблюдался рост товарооборота. Увеличение товарооборота подтверждается расчетами товарооборота как в действующих, так и сопоставимых ценах. За период с 2005 по 2007 год товарооборот в действующих ценах увеличился на 61,01 процент и на 43,75 процента в сопоставимых ценах к фактическому товарообороту 2005 года. Прирост фактического товарооборота за 3 года произошел за счет увеличения физического объема товарооборота на 43,75 процент, что составило 44738,64 тысячи рубля (146987,65 -102249,01), и в связи с увеличением цен на товары на 17,26 процент, что составило 17 638,52 тысячи рублей (164626,17- 146987,65).

Средний товарооборот в действующих ценах возрос на 26,89 процента за 2005-2007 года, а в сопоставимых ценах возрос лишь на 19,90 процента. Если оценивать рост среднего товарооборота только по данным за три года (на 19,90 процента), то можно сказать что значительного роста не произошло за 3 года. Анализируя товарооборот по годам, можно дополнить данный вывод. Товарооборот как в сопоставимых ценах, так и действующих за 2007 год значительно увеличился по сравнению с 2006 годом. В сопоставимых ценах товарооборот возрос на 33,21 процента, в действующих ценах на 36,88 процента. Например, товарооборот в сопоставимых в 2006 году к 2005 году увеличился лишь на 7,91 процента. Таким образом, увеличение качественных показателей (рост физического объема), и количественных (рост за счет повышения цен на товары) товарооборота в 2007 году является достижением в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Определим удельный вес каждого месяца в годовом товарообороте для анализа товарооборота в помесячном разрезе. Это позволит дать оценку отклонения товарооборота в 2007 году от 2006 года и темпа отклонения товарооборота в 2007 году от 2006 года.

 

Таблица 3.2. Товарооборот в помесячном разрезе в действующих ценах

месяц 2006 2007  

Отклонение

(+ -) ,тыс. руб

Темп роста, в %
Сумма,

тыс руб

Удел.

вес %

Сумма, тыс руб Удел. вес, %
 1  2 3 4 5 6 7
01 4 568,32 3,80 7 734,02 4,70 3 165,70 169,30
02 8 161,08 6,79 10 417,85 6,33 2 256,77 127,65
03 7 330,69 6,10 13 933,15 8,46 6 602,45 190,07
04 8 628,41 7,17 14 496,28 8,81 5 867,87 168,01
05 9 151,28 7,61 12 845,17 7,80 3 693,89 140,36
06 7 641,26 6,35 15 076,82 9,16 7 435,57 197,31
07 8 135,11 6,76 15 436,86 9,38 7 301,74 189,76
08 13 446,75 11,18 16 892,40 10,26 3 445,65 125,62
09 11 509,02 9,57 15 232,67 9,25 3 723,65 132,35
10 13 234,07 11,00 15 708,94 9,54 2 474,86 118,70
11 14 154,58 11,77 13 365,46 8,12 -789,12 94,42
12 14 311,86 11,90 13 486,56 8,19 -825,30 94,23
Итого 120 272,45 100,00 164 626,17 100,00 44 353,73 136,88

 

Удельный вес рассчитывается:

 

Удв = (Т i / ∑ Т ) х 100%, (3.5)

 

где Удв –удельный вес месяца в годовом товарообороте,

Т i – товарооборот за месяц,

∑ Т — товарооборот за год .

Например, за январь удельный вес (4568,32/ 120272,45) х 100% = 3,80%. Остальные месяца рассчитываются аналогично.

Отклонение рассчитывается из графы 4 вычитается графа 2.

Темп отклонения рассчитывается делением графы 4 на графу 2.

Товарооборот предприятия за отчетный год вырос на 36,88 процента, абсолютный прирост составил 44353,73 тысячи рублей. Товарооборот в помесячном разрезе распределяется неравномерно. Наиболее напряженные месяца для продажи январь и май, самые активные продажи в августе. Большая доля товарооборота года приходится на второе полугодие (с июня по декабрь).Товарооборот возрастает постепенно с начала года к концу. Пик роста товарооборота приходится на октябрь, ноябрь, декабрь. Однако, товарооборот в 2007 году развивался несвойственно аналогичным периодам прошлых лет. Товарооборот после пика роста в августе, вместо ожидаемого дальнейшего увеличения, наоборот снижался и в декабре достиг уровня февраля-марта 2007 года. Это связано с неблагоприятным экономическим положением предприятия и ухудшением рыночной ситуации, возможно снижение конкурентоспособности предприятия. Товарооборот в абсолютных суммах в 2007 году возрос, такой вывод основывается на анализе темпа роста товарооборота. Темп роста товарооборота от достаточно серьезного роста в начале года постепенно снизился к концу года. Наиболее высокие темпы роста были в январе, марте, апреле, июне, июле. Снижение товарооборота в абсолютных суммах наблюдается в ноябре, декабре. Причины такого значительно увеличения товарооборота в первом полугодии могут заключатся не только в успешной деятельности предприятия, но еще и в том, что возросли цены на товары, и за счет этого увеличился товарооборот. Снижение темпа роста к концу года возможно связано со складывающейся неблагоприятной общей экономической и конкурентной ситуацией. В результате чего предприятие не смогло найти часть покупателей.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамик рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота и коэффициент вариации.

Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания продажи товаров, то есть максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность продажи товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица 3.3:

 

Таблица 3.3.  Расчеты, необходимые для определения диапазона колебания товарооборота в 2006-2007 года

мес Темп отклонения в % Х- Х сред (Х -Х сред)^2
янв 169,30 23,65 559,40
февр 127,65 127,65 16 294,52
март 190,07 190,07 36 126,60
апр 168,01 168,01 28 227,36
май 140,36 140,36 19 700,93
июнь 197,31 197,31 38 931,24
июль 189,76 189,76 36 008,86
авг 125,62 125,62 15 780,38
сент 132,35 132,35 17 516,52
окт 118,70 118,70 14 089,69
нояб 94,42 94,42 8 915,14
дек 94,23 94,23 8 879,29
итого 1747,78 241 029,94
Х сред 145,65 20 085,83

 

= √ 20085,83 / 12 = 40,912 %

v =40,91 х 100 /145,65 = 28,09 %

Таким образом, колебания объема товарооборота в развитии (темпе роста) товарооборота за 2006-2007 года составляет 40,912 процента, что характеризует неравномерность объема товарооборота в течение года. Отклонение объема товарооборота за месяц от среднемесячного товарооборота составило 28,09 процента, что тоже свидетельствует о скачкообразном развитии товарооборота.

На основе помесячных изменений за 3 года необходимо определить коэффициент сезонности, который используется для прогнозирования товарооборота по месяцам года в таблице 3.4. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного месяца от среднемесячной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Таблица 3.4. Определение сезонности продажи товаров по месяцам за 2005-2007 года

мес 2005,

тыс руб

2006,

тыс руб

2007,

тыс руб

Итого за 3 года Среднее за 3 года Коэф-т сезонности,%
Январь 3 581,55 4 568,32 7 734,02 15 883,89 5 294,63 49,23
Февраль 5 753,87 8 161,08 10 417,85 24 332,80 8 110,93 75,42
Март 6 241,10 7 330,70 13 933,15 27 504,95 9 168,32 85,25
Апрель 8 444,10 8 628,41 14 496,28 31 568,79 10 522,93 97,85
Май 9 900,58 9 151,28 12 845,17 31 897,03 10 632,34 98,87
Июнь 8 691,50 7 641,26 15 076,82 31 409,58 10 469,86 97,36
Июль 8 326,92 8 135,11 15 436,86 31 898,89 10 632,96 98,87
Август 7 663,92 13 446,75 16 892,40 38 003,07 12 667,69 117,79
Сентябрь 9 645,09 11 509,02 15 232,67 36 386,78 12 128,93 112,78
Октябрь 10 252,53 13 234,07 15 708,94 39 195,54 13 065,18 121,49
Ноябрь 12 053,97 14 154,58 13 365,46 39 574,00 13 191,33 122,66
Декабрь 11 693,90 14 311,86 13 486,56 39 492,32 13 164,11 122,41
Итого 102 249,03 120 272,45 164 626,17 387 147,65 129 049,22
Среднее за мес 8 520,75 10 022,70 13 718,85 32 262,30 10 754,10

 

На основании расчета коэффициента сезонности в январе самый низкий спрос на товары. Это можно объяснить тем, что в стране в начале января новогодние каникулы и соответственно предприятия не работают (в том числе данная организации и ее потенциальные покупатели). Спрос на товары устой- чиво возрастает от месяца к месяцу. Сезон продаж товара приходится на второе полугодие, начиная с января (117,79 процента) и до декабря (122,41процента). Пик сезона продаж приходится на ноябрь, декабрь.

Товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:

 

Зн + П = Прод +Зк, (3.8)

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода,

П – поступление товаров,

Прод- продано товаров по покупным ценам,

Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.

Товарный баланс за 2006 год составил:

7722,12 + 100971,59 = 97720,03 + 10973,67 = 108693,71 тысячи рублей

Товарный баланс 2007 год составил:

10973,67 + 137816,44 = 133533,12+ 15257,00 = 148790,11 тысячи рублей

Оформим рассчитанные показатели в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5. Товарный баланс товарооборота за 2006 и 2007 год

Показатель 2006,тыс руб 2007 ,тыс руб Отклонение в сумме (+ -) Темп изменения
запасы товара

на начало года

7 722,12 10 973,67 3 251,56 1,42
поступление товара 100 971,59 137 816,44 36 844,85 1,36
запасы товара

на конец года

10 973,67 15 257,00 4 283,32 1,39
продано товаров 97 720,03 133 533,12 35 813,09 1,37
Баланс 108 693,71 148 790,11 40 096,41 1,37

 

Товарооборот возрос в 2007 году по сравнению с 2006 на 37 процентов. Рост товарооборота произошел за счет увеличения поступления товаров, то есть увеличился закуп товаров, пользующихся спросом покупателей, так как соответственно возрос объем продаж. Продавали товары, поступившие в этом году.

Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующей формуле:

 

Обр= Т / ТЗ, (3.9)

где Обр — товарооборачиваемость в числе оборотов,

Т — товарооборот за определенный период,

ТЗ — средний товарный запас за тот же период.

Товарооборачиваемость за 2006 год составила 88105104,93 / 9371034,76 = 9,40

Товарооборачиваемость за 2007год составила 131 549 159,79/14456710,53 = 9,10

Оборачиваемость товаров в 2006 году составила 9,40 оборота, в 2007 году

9,10 оборота. Получается на основе данных 2006-2007 года, товар совершает примерно 9 оборотов в год.

Оборачиваемость в днях рассчитывается по формуле

 

Обр =(ТЗ х 360) / Т (3.10)

 

где Обр -Оборачиваемость в днях за год,

ТЗ – средний товарный запас,

Т –товарооборот.

Оборачиваемость за 2006год составила (9371034,76х360)/88 105 104,93 = 39,290

Оборачиваемость за 2007год составила (14456710,53х360)/131549159,79= 39,563

Таким образом, полный оборот товар в среднем совершал в 2006 году за 39,290 дня, в 2007 году- за 39,563 дня. Количество дней оборота в 2007 году незначительно увеличилось на 0,273 процента, но в среднем за 2 года составляет 39 дней.

Основным источником прибыли от продажи является валовой доход от продажи. Валовой доход равен валовой прибыли, то есть выручка от продаж за минусом себестоимости проданных товаров.

Качественным показателем валового дохода от продажи является уровень валового дохода. Сумма валового дохода равна сумме торговых надбавок. Уровень валового дохода показывает размер доходов на один рубль товарооборота. Формула уровня валового дохода:

 

УВД = ( ∑ ВД / Т ) х 100 % , (3.11)

 

где УВД – уровень валового дохода,

∑ ВД – сумма валового дохода,

Т – товарооборот.

УВД2006 = (25043,00 / 120272,45) х 100 % =20,82 %

УВД2007 = (31711,00 / 164626,17) х 100 % = 19,26 %

Сколько рублей товарооборота приходится на 1 рубль валового дохода показывает товарооборот на 1 рубль валового дохода:

 

Т на 1рубВД = Т / ∑ ВД , (3.12)

 

где Т на 1рубВД – товарооборот на 1 рубль валового дохода.

Т на 1рубВД 2006 = 120272,45 / 25043,00 = 4,80

Т на 1рубВД 2006 = 164626,17 / 31711,00 = 5,19

Сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота показывает сколько валового дохода приходится на 1 рубль товарооборота.

 

∑ ВД на1руб = ∑ ВД / Т, (3.13)

 

где ∑ ВД на1руб – сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота

∑ ВД на1руб2006 = 25043/120272,45=0,21

∑ ВД на1руб2007=31711/164626,17=0,19

Расчеты данных показателей оформим в таблице 3.6:

 

Таблица 3.6. Динамика показателей по валовому доходу ООО «ХХ»

Показатель 2006 2007 Отклонение (+ -) Темп отклонения, %
товарооборот, тыс руб 120 272,45 164 626,17 44 353,72 1,37
∑ валового дохода 25 043,00 31 711,00 6 668,00 1,27
уровень валового дохода 20,82 19,26 -1,56 0,93
товарооборот на 1 руб валового дохода 4,80 5,19 0,39  

1,08

∑ валового дохода на 1руб товарооборота 0,21 0,19 -0,02 0,93

 

В связи с увеличением товарооборота на 37 процентов сумма валового дохода возросла на 6668 тысяч рублей. Темп роста товарооборота(37 процентов) превышает темп роста валового дохода (27 процентов) на 10 процентов. Сумма товарооборота на 1 рубль валового дохода увеличилась на 8 процентов. Размер валового доходов на 1 рубль товарооборота снизился на 7 процентов, на 1 рубль валового дохода приходится 4,80 рубля в 2006 году и 5,19 рубля в 2007 году. Соответственно сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота снизилась. Сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота составила 0,21 рубля в 2006 году, и 0,19 рубля в 2007 году. На основе данных таблицы следует вывод, что валовой доход увеличился непропорционально увеличению товарооборота. Следовательно, размер доходов на 1 рубль товарооборота снизился. Рост абсолютной суммы валового дохода достигнут за счет значительного увеличения товарооборота, об этом свидетельствует увеличение суммы товарооборота на 1 рубль валового дохода, и соответственно снижение суммы валового дохода на 1 рубль товарооборота.

На валовой доход влияют следующие факторы: изменение цен, изменение объема товарооборота, средний уровень валового дохода.

Влияние товарооборота на уровень валового дохода:

∆УВД (Т) =( (Тфакт2007 – Тфакт2006) х УВД2006 ) / 100, (3.14)

 

где ∆УВД (Т) – изменение уровня валового дохода под влиянием товарооборота

Тфакт2007 – товарооборот фактический за 2007 год

Тфакт2006 — товарооборот фактический за 2006 год

∆УВД (Т) =( (164626,17 – 120272,45) х 20,82) / 100 = 9235,28

Влияние изменения цены на уровень валового дохода:

 

∆УВД (Ц) =( (Тфакт2006 – Тсопц2007) х УВД2006 ) / 100 , (3.15 )

 

где ∆УВД (Ц) – изменение уровня валового дохода под влиянием цены

Тфакт2006 –товарооборот фактический за 2006 год,

Тсопц2007 –товарооборот в сопоставимых ценах за 2007 год,

УВД2006 — уровень валового дохода за 2006год.

∆УВД (Ц) = ( (164627,17-146987,65) х 20,82) / 100 = 3672,67

Изменение уровня валового дохода за счет изменения физического объема товарооборота:

 

∆УВД (фТ) =( (Тсопц2007 — Тфакт2006 ) х УВД2006 ) / 100, (3.16)

 

где ∆УВД (фТ) – изменение уровня валового дохода за счет изменения физического объема товарооборота.

∆УВД (фТ) = ( ( 146987,65 – 120272,45) х 20,82) / 100 = 5562,61

Изменение валового дохода под влиянием изменения уровня валового дохода:

 

∆УВД = ((УВД 2006 – УВД2007) х Тфакт 2007) / 100, (3.17)

 

где ∆УВД – изменение валового дохода под влиянием изменения уровня валового дохода.

∆УВД = (- 1,56 х 164626,17) / 100 = — 2567,28

Итоги расчетов оформим в таблице 3.7:

 

Таблица 3.7. Влияние факторов на сумму валового дохода

Фактор Сумма влиянии фактора,

тыс руб

влияние товароборота 9 235,28
за счет изменения цены 3 672,67
за счет изменения физического объема товарооборота 5 562,61
за счет изменения уровня валового дохода -2 567,28
Итого изменение суммы валового дохода 6 668,00

 

Положительное влияние на изменение валового дохода оказали товарооборот (9235,28 тысяч рублей),изменение цен (3672,67 тысячи рублей), изменение физического объема товарооборота (5562,61 тысячи рублей). Негативное влияние оказало изменение уровня валового дохода (- 2567,28) (доход на 1 рубль товарооборота). Таким образом, изменение уровня валового дохода снизило валовой доход. Сумма валового дохода повысилась в 2007 году за счет количественного показателя- увеличения товарооборота.

Затраты по доведению товаров до покупателей называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и продажи товаров, административно – управленческие расходы.

Товарооборот увеличился как в действующих на 37 процентов, так и сопоставимых ценах на 33 процента. Вместе с увеличением товарооборота возросли издержки обращения на 31 процент. Доля издержек обращения в товарообороте несущественно снизилась в действующих ценах на 5процентов, в сопоставимых ценах на 2 процента. Доля издержек в товарообороте осталась практически на том же уровне. Удельный вес издержек обращения в валовом доходе остался практически на том же уровне, возрос всего на 3 процента.

Приведем анализ издержек в таблице 3.8:

Таблица 3.8. Анализ издержек обращения за 2006-2007 год

Показатель 2006 2007 Отклонение (+ -) Темп отклонения ,%
товарооборот в действующих ценах 120 272,45 164 626,17 44 353,72 1,37
товарооборот в сопоставимых ценах 110 341,70 146 987,65 36 645,95 1,33
∑ издержек обращения 19156 25028 5 872,00 1,31
УИО в действующих ценах,% 15,93 15,20 -0,72 0,95
УИО в соп ц 17,36 17,03 -0,33 0,98
∑ валового дохода 25 043,00 31 711,00 6 668,00 1,27
Удельный вес ИО в ВД, % 76,49 78,93 2,43 1,03
Затратоотдача в действующих ценах 6,28 6,58 0,30 1,05
Затратоотдача в сопоставимых ценах 5,76 5,87 0,11 1,02
Затратоемкость в действующих ценах 0,159 0,152 -0,007 0,955
Затратоемкость в сопоставимых ценах 0,174 0,170 -0,003 0,981

 

На 1 рубль затрат приходится 6,28 рубля товарооборота в 2006 году и 6,58 рубля в 2007 году. Затратоотдача несущественно повысилась на 5 процентов в 2006 году и 2процента в 2007году. Затратоемкость характеризует сколько на 1 рубль товарооборота приходится затрат. Затратоемкость несущественно снизилась на 5процентов в 2006 году и 2процента в 2007 году.

Факторный анализ издержек обращения:

Рассчитаем влияние факторов:

За счет увеличения объема товарооборота:

 

((Тфакт2007 — Тфакт2006 ) х УИО2006 ) / 100, (3.18)

 

где УИО – уровень издержек обращения

и составил (44353,72 х 15,93 ) / 100 = 7064,293 тыс. руб.

За счет роста уровня издержек обращения:

(∆УИО х Тфакт2007 ) / 100, (3.19)

где ∆УИО – изменение уровня издержек обращения

и составил (- 0,72 х 164626,17 ) / 100 = — 1192,29 тыс.руб.

Итого издержки составили: 7064,293 — 1192,29 = 5872 тыс.руб

За счет увеличения объема товарооборота издержки обращения увеличились на 7064,293 тысячи рублей. В то же время изменение уровня издержек положительно повлияло на снижение издержек на 1192,29 тысячи рублей. Таким образом, оба фактора оказали влияние на рост суммы издержек обращения на 5872 тысяч рублей

За 2005-2007 года произошел рост товарооборота в сопоставимых ценах на 43,75 процента. Большее влияние на рост оказало увеличение физического объема товарооборота, и меньшее увеличение цены на товары. Помесячное развитие товарооборота подвержено влиянию фактора сезонности. Наиболее благоприятная ситуация по росту продаж наблюдается во второй половине года. Размер месячного товарооборота колеблется в зависимости от сложившейся рыночной ситуации. Вместе с увеличением поступления товаров увеличивается товарооборот. Товар совершает в среднем 9 оборотов за год в среднем за 39 дней. Суммы валового дохода и издержек обращения возрастает пропорционально росту товарооборота.

В целях повышения эффективности вложения денежных средств, увеличения оборачиваемости товаров рекомендуется усилить аналитическую работу по отдельным позициям номенклатуры товаров, отслеживанию колебаний ранка по группе электротоваров в изменившихся экономических условиях. С целью привлечения новых покупателей разработать и внедрить более эффективную маркетинговую политику, особенно при работе по индивидуальным заказам, а также гибкую скидок.

3.2 Анализ финансовых результатов ООО «ХХ»

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу финансовых отношений со всеми контрагентами предприятия. Прибыль является важнейшим показателем в системе оценок результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. Обобщение наиболее важных показателей финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Проведем анализ прибыли:

 

Таблица 3.9. Анализ прибыли

наименование показателя за отчетный период 2007,тыс руб за аналогичный период 2006,тыс руб отклонение (+ -), тыс руб уровень в % к выручке в 2007 уровень в % к выручке в 2006 отклонение уровня, %,
1 2 3 4 = 2-3 5 6 7 = 5-6
выручка от продаж 164654 120281 44373 100 100 0
себестоимость проданных товаров 132943 95238 37705 80,74 79,18 1,56
валовая прибыль 31711 25043 6668 19,26 20,82 -1,56
коммерческие расходы 25028 19156 5872 15,20 15,93 -0,73
прибыль от продаж 6683 5887 796 4,06 4,89 -0,84
проценты к уплате 635 449 186 0,39 0,37 0,01
прочие доходы 1021 978 43 0,62 0,81 -0,19
прочие расходы 2171 3466 -1295 0,01 0,03 -0,02
текущий налог на прибыль 1597 1273 324 0,97 1,06 -0,09
чистая прибыль отчетного периода 3301 1677 1624 2,00 1,39 0,61

 

На основе данных таблицы можно сделать вывод, что уровень каждого показа-

теля в выручке от продаж не изменился.

Проведем анализ влияния факторов на прибыль. Влияние выручки от

продажи складывает из влияния цены на товары и физической массы проданных товаров. Выручка от продажи в сопоставимых ценах в 2007 году :

 

Вс ц 2007 = Вфакт2007 / I ц,, (3.20)

 

где Вс ц 2007- выручка в сопоставимых ценах в 2007 году,

Вфакт2007 – выручка фактическая в 2007 году,

I ц – индекс цен.

Индекс цен за 2007 год равен 1,12 по данным, опубликованным в Российской Бизнес-газете, N 8, 04.03.2008.

Вс ц 2007 = 164654 / 1,12 = 147 012,50

Изменение выручки под влиянием количества проданных товаров:

 

∆В (Кол) = Вс ц 2007 – Вфакт 2006 , (3.21)

 

где ∆В (Кол) – изменение выручки под влиянием количества проданных товаров,

Вфакт 2006 – выручка фактическая в 2006 году.

∆В (Кол) = 147013 – 120281 = 26732.

Выручка от продажи в 2007 году увеличилась за счет роста цены на 17641 тысячи рубля (164654 – 147013). Увеличение количества продаваемых товаров привело к увеличению выручки на 26732 тысячи рубля. Прирост произошел как за счет количественного, так и качественного фактора.

Расчет влияния цены на изменение суммы прибыли:

 

∆П (Ц) = (∆ В (Ц) х Д2006 ) / 100, (3.22)

 

где ∆П (Ц) – изменение прибыли под влиянием цены,

∆ В (Ц) – изменение выручки под влиянием цены,

Д2006 – доля прибыли в выручки от продаж.

∆П (Ц) = (17641,50 х 4,89) / 100 = 863

Таким образом, прирост цен на товары в 2007году на 12 процентов привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 863 тысячи рублей.

Влияние на прибыль от продаж количества проданных товаров:

 

∆П (К) =( ( ∆ В — ∆ В (Ц) ) х Д ) / 100, (3.24)

 

где ∆П (К) – изменение прибыли от продаж под влиянием количества,

∆ В- изменение фактической выручки.

∆П (К)= ( (44 373 – 17641) х 4,89 ) / 100 = 1309

В результате увеличения количества проданных товаров и выручки от продаж в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи увеличилась на 1309 тысячи рубля, потому что помимо цены влияет и количество проданных товаров.

Расчет влияния себестоимости проданных товаров:

 

∆П(С) = (Вфакт2007 х ∆ УСС ) / 100, (3.25)

 

где ∆П(С)- изменения прибыли от продажи под влиянием себестоимости проданных товаров.

∆ УСС – изменение уровня себестоимости

УС2007 = (132943/164654 ) х 100%= 80,44%

УС2006 = (95238 / 120281 ) х 100% = 79,179

∆ УСС = 80,44 – 79,179 = 1,56

∆П(С) =(164654 х 1,56 ) / 100 = 2569

Увеличение себестоимости привело к снижению прибыли от продажи на 2568,602 тысячи рубля.

Расчет влияния коммерческих расходов на прибыль от продаж:

 

∆П(КР) = (Вфакт2007 х ∆УКР) / 100, (3.26)

 

где ∆П(КР )- изменение прибыли от продаж под влиянием коммерческих расходов,

∆УКР – изменение коммерческих расходов.

УКР2006 = (25028 / 164654) х 100%= 15,20 %

УКР2007 = (19156 / 120281) х 100% = 15,90%

∆УКР = 15,90 — 15,20 = 0,7 %

∆П(КР) = (164654 х(- 0,73)) х 100% = 1202

Увеличение коммерческих расходов на 0,7% привело к уменьшению суммы прибыли от продажи на 1202 тысячи рубля.

Остальные показатели — факторы от прочей деятельности — не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного периода.

 

Таблица 3.10. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль 2007 года

Показатели — факторы Сумма,тыс руб
Количество проданных товаров 26732
Изменение цен на проданные товары 863
Себестоимость проданных товаров — 2569
Коммерческие расходы 1202
Проценты к уплате -20,36
Прочие доходы -317,8
Прочие расходы 25,74
Текущий налог на прибыль 145,62

 

На чистую прибыль отрицательное влияние оказали коммерческие расходы, остальные факторы положительно повлияли.

Рассчитаем коэффициент соотношения доходов и расходов:

164654,008 / 181374 = 0,9078148

Этот коэффициент должен быть больше 1. Тогда деятельность предприятия является эффективной. В противном случае- нет. Деятельность данной организации за 2007 год неэффективна, наблюдается неблагоприятное экономическое положение предприятия.

На основании рентабельности проданных товаров можно сделать анализа товародвижения.

 

РенТ=( П : Стов ) х 100%, (3.27)

 

где РенТ- Рентабельность проданных товаров

П – прибыль от продаж,

Стов -себестоимость проданных товаров.

За 2006 год рентабельность проданных товаров составила:

(5887 : 95238 ) х 100% = 6,18 %

Нормативная рентабельность 14,1 процента (согласно Приложению к приказу Федеральной налоговой службы от 14.10.08 №ММ-3-2/[email protected]).На 7,92 процента (14,1-6,18 = 7,92%.) рентабельность проданных товаров ниже на предприятии, чем по нормативу.

Рентабельность проданных товаров, рассчитанная по валовой прибыли:

 

РенТ = (Пвал :Стов) х 100% , (3.28)

 

где Пвал- валовая прибыль от продаж,

Стов-себестоимость проданных товаров.

Расчет по валовой прибыли необходим для того чтобы рассчитать рентабельность без влияния коммерческих расходов.

Рентабельность проданных товаров, рассчитанная по валовой прибыли за 2006 год составила:

(25043 : 95238 ) х 100% = 26,3%

Рентабельность проданных товаров по прибыли от продаж за 2007 год составила:

(6683: 132943 ) х 100%=5,03%

Рентабельность проданных товаров, рассчитанная по валовой прибыли за 2007 год составила:

(31711 : 132943 ) х 100 % = 23,85%

Нормативный показатель рентабельности проданных товаров 11,5 процента. На 6,47 пункт рентабельность проданных товаров ниже на предприятии, чем по нормативу

Сравнивая показатели рентабельности по прибыли от продаж и по валовой прибыли соответственно за 2006 год 6,18 процента и 26,3 процента , за 2007год рентабельность по прибыли от продаж и по валовой прибыли соответственно 5,03 процента и 23,85 процента видно, что рентабельность по валовой прибыли значительно выше, чем по прибыли от продаж. Это связано с тем, что предприятие несет очень высокие коммерческие расходы, которые значительно уменьшают прибыль от продаж. В коммерческие расходы данного предприятия входят все расходы на продажу, это транспортные расходы на доставку товара покупателям, аренда помещений, лизинг автомобилей. Такая низкая рентабельность связана с высокими коммерческими расходами

Товарооборот предприятия увеличился в сопоставимых ценах в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом. Оборачиваемость товаров осталась практически том же уровне (39,29 и 39,563 дней, 9,40 и 9,10 оборотов за год соответственно за 2006 и 2007 год). Средний товарный запас в сопоставимых ценах за 2006 год составляет 10 495 559 тысяч рублей (9371034,76 х 1,12) и 14456711 тысяч рублей за 2007 соответственно. Получается средний товарный запас в 2007 году увеличился при неизменной оборачиваемости товаров. Это говорит о том, что за год обернулся больший товарный запас, увеличилось количество товаров в одном обороте.

Доля валового дохода (валовой прибыли) в выручке снизилась и на столько же возросла доля себестоимости в выручке (на 1,56 процента). Увеличение товарооборота при одновременном снижении доли валового дохода в выручке подтверждает факт снижения размера дохода на 1 рубль товарооборота на 7 процентов. Снижение размера дохода на один рубль товарооборота на 7 процентов снизило сумму валового дохода на 2567 тысяч рублей. В то же время увеличение количества и цены товаров положительно повлияло на сумму валового дохода. Повышения цены товаров повлияло на увеличение валового дохода на 3673 тысячи рублей, увеличение количества товаров – на 5563 тысячи рублей. Издержки обращения возросли почти пропорционально росту товарообороту (на 37 процентов и 31 процент соответственно).

Доля чистой прибыли в выручке осталась практически на том же уровне, рост составил всего лишь на 0,61 процента. Основными факторами, повлиявшими на чистую прибыль, являются себестоимость товаров, количество и цена проданных товаров, коммерческие расходы. Прирост цен на товары на 12 процентов привел к увеличению суммы чистой прибыли на 863 тысячи рублей. В результате количества проданных товаров на 26732 тысячи рублей сумма чистой прибыли увеличилась на 1309 тысяч рублей. Увеличение доли себестоимости товаров в выручке на 1,56 процента повлияло на снижение суммы чистой прибыли на 2569 тысяч рублей. Снижение доли коммерческих расходов на 0,73 процента привело к увеличению суммы чистой прибыли на 1202 тысячи рублей.

Опираясь на результаты анализа, можно сделать вывод о том, что предприятию несмотря на увеличение объема товарооборота не удалось достичь увеличения доли чистой прибыли в выручке от продаж.

Увеличение доли себестоимости в выручке свидетельствует о том, что товары закупались по более высоким ценам, что в итоге негативно отразилось на сумме чистой прибыли. Повышение закупочной цены на товары объясняется тем, что предприятие работает по заказ. Предприятие находит и закупает товары в оговоренные сроки с покупателем. Если отдел поставок не справляется с задачей закупить заказанный товар или его часть по приемлемой цене, то приобретается товар по более высоким ценам, с целью уложится в установленные сроки. Привести под заказ товар покупателю в рамках определенного срока и по оговоренной цене является деловой репутацией предприятия.

Предприятию рекомендуется для достижения снижения доли себестоимости в выручке от продаж расширять количество поставщиком товара. Также отделу маркетинга — вести постоянную аналитическую и исследовательскую работу по изучению количества наименований ассортимента и уровня цен на товары разных поставщиков; отслеживать состояние рынка сбыта, а именно: спрос на товары, уровень продажных цен, цены и ассортимент конкурентов. На основе анализа рынка сбыта отдел маркетинга должен рекомендовать предел цены закупа. Отдел маркетинга также должен, исходя из рыночной ситуации, для поддержания необходимого уровня доли чистой прибыли в выручке корректировать величину торговой наценки. Отдел поставок на основе полученной информации от отдела маркетинга сможет закупать товары по рекомендуемой цена в установленные сроки.

Заключение

ООО «ХХ» успешно работает 10 лет на рынке. За эти годы оно наработало свою собственную клиентскую базу и наладило взаимовыгодные связи с поставщиками.

ООО «ХХ» имеет четкую разработанную систему учета движения товаров от поступления их на предприятие до момента продажи и фактической отгрузки покупателю. Закуп товара осуществляется на основании договоров поставки, продажи — на основании договоров продажи. В организации применяется четко налаженная система документооборота, а именно соблюдается определенный порядок движения документов внутри организации и при взаимодействии с контрагентами. Соблюдается порядок взаимодействия склада с бухгалтерией, отделами поставок и продаж. Для документального оформления операций по движению товаров в организации применяются унифицированные формы первичных документов. Наряду с унифицироваными формами применяются собственно разработанные формы первичных документов. Собственные формы первичных документов дополняют существующие унифицированные и используются менеджерами фирмы в связи с их работой в специализированной складской программе, что не противоречит нормам действующего законодательства. Для бухгалтерского учета операций по движению товаров применяется счета согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н («Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»). Для учета движения товаров применяются следующие счета: счет 41 «Товары», счет 90 «Продажи», счет 62 «Расчеты с покупателями», счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательством. Операции по движению товаров отражаются своевременно и с оптимальным количеством затрат труда и ресурсов.

На основании проведенного исследования деятельности ООО «Энерготехснаб» для улучшения эффективности работы предприятия рекомендуется:

В целях предотвращения потерь имущества при передаче контейнера с грузом транспортно-экспедиционной компании для отправки товара покупателю по железной дороге рекомендуется надлежащим образом оформлять акт приема-передачи контейнера представителю этой организации. В настоящее время груз передается только на основании письменной заявки и фиксировании номера контейнера и номера пломбы сотрудником предприятия для внутреннего учета.

В целях своевременного оформления факта приемки товаров при отгрузке иногородним покупателям и возврата заверенного надлежащим образом второго экземпляра накладной формы торг-12 предприятию рекомендуется внести в договоры на продажу дополнительный пункт, предусматривающий ответственность покупателей за непредоставление вышеуказанных документов в виде штрафных санкций, а также в виде задержки отгрузки следующей партии товаров в их адрес. В настоящее время очень большое количество документов по отгрузке товаров иногородним поставщикам недооформлено. Данный факт может вызвать многочисленные замечания при проверке со стороны налоговой инспекции, так как факт отгрузки документально не зафиксирован.

При изучении порядка проведения и отражения инвентаризации в ООО«ХХ» замечены некоторые недочеты. Приказ руководителя на проведении инвентаризации нигде не регистрируется. Факт проведения инвентаризации также нигде специальным образом не регистрируется. Это может привести к потери документа-приказа о проведении инвентаризации. Также нет документа, отражающего даты проведения инвентаризаций за год. В связи с этим рекомендуется ООО «ХХ» регистрировать приказы на проведении инвентаризации и все факты проведения инвентаризации в специальном журнале унифицированной формы №ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений») о проведении инвентаризаций», утвержденном постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88.

В целях повышения эффективности вложения денежных средств, увеличения оборачиваемости товаров рекомендуется усилить аналитическую работу по отдельным позициям номенклатуры товаров, отслеживанию колебаний ранка по группе электротоваров в изменившихся экономических условиях. С целью привлечения новых покупателей разработать и внедрить более эффективную маркетинговую политику, особенно при работе по индивидуальным заказам, а также гибкую скидок.

Предприятию рекомендуется для достижения снижения доли себестоимости в выручке от продаж расширять количество поставщиком товара. Также отделу маркетинга — вести постоянную аналитическую и исследовательскую работу по изучению количества наименований ассортимента и уровня цен на товары разных поставщиков; отслеживать состояние рынка сбыта, а именно: спрос на товары, уровень продажных цен, цены и ассортимент конкурентов. На основе анализа рынка сбыта отдел маркетинга должен рекомендовать предел цены закупа. Отдел маркетинга также должен, исходя из рыночной ситуации, для поддержания необходимого уровня доли чистой прибыли в выручке корректировать величину торговой наценки. Отдел поставок на основе полученной информации от отдела маркетинга сможет закупать товары по рекомендуемой цена в установленные сроки.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗч (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000г N 117-ФЗ (принят Государственной Думой Федеральным Собранием Российской Федерации 19.07.2000) (редакция от 04.12.2007, с изменениями от 30.04.2008)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят Государственной Думой Федеральным Собранием Российской Федерации 22.12.1995) (редакция от 06.12.2007)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят Государственной Думой Федеральным Собранием Российской Федерации 21.10.1994) (редакция от 13.05.2008)
  5. Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утверждены Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н
  6. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5
  7. Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ — Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)
  8. Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм учетной документации по учету торговых операций»
  9. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»
  10. Приказ Федеральной налоговой службы от 14.10.08 №ММ-3-2/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 №VV-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  11. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. проф. Б94 Ю.А. Бабаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 476 с.
  12. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. / Под ред. П.С. Безруких М.: Бухгалтерский учет, 2005
  13. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник-М: Издательство «Дело и сервис»,2007
  14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2005.
  15. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник – М: ЮНИТИ-ДАНА,2007
  16. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов – М: ИНФРА-М,2008
  17. Маркарьян Е.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности: М-Кнорус,2006
  18. Петрова Е.К, Комиссарова И.П, Гришин А.И. Торговля. учет товаров в примерах «Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2006
  19. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: — Минск: ООО «Новое знание», 2005
  20. Антошина О.Д. Учет операций по движению товаров в торговых организациях «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 43
  21. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле «Книги издательства «Бератор-Пресс», 2005
  22. Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: практическое пособие «ГроссМедиа», 2008 «РОСБУХ», 2008
  23. Бехтерева Е.В. Торговые организации: бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность «Горячая линия бухгалтера», 2007, N 15
  24. Гуккаев В.Б. Документальное отражение операций реализации в организациях розничной и оптовой торговли «Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2005, N 9
  25. Гуккаев В.Б. Торговое предприятие- прием товара по количеству и качеству «Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2005, №2
  26. Кувалдина Т.Б. Учет товарных запасов в организациях торговли»Аудиторские ведомости», 2007, N1
  27. Малявкина Л.И. Учет и налогообложение операций по оптовой продаже товаров «Бухгалтерский учет», N 15, 2001
  28. Морозова Ж.А. Договор купли-продажи и поставки. Бухучет и налогообложение «Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2004
  29. Никонов С.Д., Шинкарев В.В О возврате товара, приобретенного по договору поставки»Налоговый вестник» №5, 2006
  30. Патров В.В.,Пятов М.Л Документальное оформление движения товаров в торговле «Бухгалтерский учет», N 8, 2004
  31. Патров В.В Учет купли-продажи товаров по договору поставки «Бухгалтерский учет», 2006, N 8

Страница:   1   2   3


 

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей