Вид работы: Проект
Тема: Эффективность пенсионной системы РФ
Старение населения является распространенной проблемой как развитых, так и развивающихся стран. Хотя все риски для рынка труда и системы социального страхования еще не реализовались полностью, наметившиеся демографические тренды не могут не вызывать беспокойство.
В России проблема старения населения усугубляется, во-первых, относительно низким возрастом выхода на пенсию по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) даже с поправкой на продолжительность жизни, а во-вторых, уже существующими дисбалансами в финансировании пенсионного обеспечения.
Изменения пенсионной системы РФ связаны главным образом с проведением реформ и созданием новых форм пенсионного обеспечения. Целью проводимых реформ является устойчивое функционирование и эффективная работа пенсионной системы, которая должна обеспечивать достойный уровень жизни пенсионерам. В связи с большой важностью для общества состояние и эффективность пенсионной системы должны находиться под постоянным контролем.
Пенсионная система представляет собой систему нормативно-правовых актов, государственных и частных субъектов, которые направлены на обеспечение периодических выплат гражданам денежных средств при достижении пенсионного возраста, а также в случае инвалидности или утраты кормильца.
С момента создания российской пенсионной системы государство стремилось обеспечить соответствие системы текущей экономической ситуации. История пенсионной системы России насчитывает несколько этапов, каждый из которых имеет отличительные особенности. В 1990 году был образован Пенсионный Фонд России (ПФР). Механизм финансирования и выплаты пенсий предполагал получение поступлений обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В 1992 году был подписан указ «О негосударственных пенсионных фондах», который позволил предприятиям, коллективам граждан и общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды. В 1995 году была принята концепция реформы пенсионного обеспечения – пенсия стала состоять из трех частей (базовой, трудовой и негосударственной). Также размер пенсий был поставлен в зависимость от взносов, переведенных за время трудового стажа. ПФР начинает вести индивидуальный учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. В 2002 году произошел переход от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным (введение базовой, страховой и накопительной частей пенсии). В 2004 году негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили право заключать договора обязательного пенсионного страхования (ОПС), что дало возможность гражданам формировать и увеличивать накопительную часть пенсии.[1] В 2010-2012 гг. Единый социальный налог (ЕСН) был заменен страховыми взносами для формирования пенсий. Пенсия стала образовываться 2 частями – накопительной и страховой (базовый размер вошел в страховую часть). В 2013-2015 гг. вводится новый порядок формирования пенсионных прав – учитывается стаж, размер страховых отчислений, возраст выхода на пенсию.
Предоставляется выбор тарифа для накопительного компонента пенсии (0% или 6%). Однако средства накопительной пенсии были заморожены в бюджете ПФР и направлены на формирование страховой части.
С 2016 г. прекращена индексация пенсий работающих пенсионеров. Такое решение могло оказать значительный дестимулирующий эффект на продолжение трудовой деятельности пенсионерами, но в расчетах для вариантов, не предполагающих повышение пенсионного возраста, мы исходим из умеренного снижения доли работающих пенсионеров до 35% и среднего трудового стажа после выхода на пенсию до 6 лет.
Таким образом, на размер пенсии в современной пенсионной системе влияют следующие факторы – размер официальной заработной платы, продолжительность трудового стажа и возраст выхода на пенсию определяют размер страховой части пенсии, а накопительная часть формируется за счет действий управляющих компаний. В зависимости от уровня участия в системе обязательного пенсионного страхования можно выделить следующие группы управляющих компаний: государственные управляющие компании (ГУК), негосударственные пенсионные фонды, участвующие в обязательном пенсионном страховании.
Главным показателем, характеризующим эффективность ПФР является динамика среднего размера пенсии за определенный период. Рассмотрим динамику среднего размера пенсии в период с 2010 по 2016 год.
Рисунок 1 – Динамика среднего размера пенсии за 2010-2016 гг., руб[2]
Как показывает рисунок 1, с 2010 по 2012 год отмечается рост данного показателя, после чего, в 2013 году наблюдается снижение среднего размера пенсии с 12055 рублей до 11970 рублей, то есть на 0,71%. С 2014 года снова отмечается рост среднего размера пенсий и в 2016 году данная величина составляет 12725 рублей. В целом за период с 2010 по 2016 год темп роста среднего размера пенсии составил 107,29%.
Далее рассмотрим систему коэффициентов, которые позволяют комплексно оценить эффективность пенсионной системы Российской Федерации (см. таблицу 1).
В соответствии с результатами расчета, приведенными в таблице 1 и тенденции рисунка 2, численность людей, занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера снижается, что говорит о затруднениях при формировании страхового компонента пенсий.
Коэффициент оценки уровня жизни пенсионеров показывает соотношение среднего уровня пенсии и прожиточного минимума. Его значение говорит о том, что средний размер пенсии в стране превышает прожиточный минимум пенсионера в 1,4-1,8 раз, однако за последние годы наблюдается негативная тенденция снижения данного показателя. Коэффициент замещения показывает степень замещения пенсией утраченного заработка как в системе ОПС, так и при добровольных взносах в НПФ. Агрегированный показатель позволяет учесть влияние обоих компонентов. Значение данного показателя невелико, за анализируемый период уровень замещения заработной платы оставался практически неизменным.
Коэффициент охвата позволяет оценить степень вовлеченности населения в систему обязательного и добровольного пенсионного страхования. За приведенный период не произошло значительного прироста в численности плательщиков обязательных и добровольных пенсионных взносов, что может свидетельствовать о недоверии населения пенсионной системе.
Эффект отказа от индексации пенсий работающим пенсионерам на величину бюджетных расходов положительно зависит от числа пенсионеров и размера индексации пенсий. Чем выше темп роста численности пенсионеров и чем выше размер индексации пенсий, зависящий в том числе от темпа экономического роста, тем выше экономия для бюджета в случае отказа от индексации пенсий работающим пенсионерам. При повышении пенсионного возраста и ограничении индексации пенсий уровнем инфляции этот эффект минимален.
Таким образом, анализ пенсионной системы РФ показывает, что несмотря на проводимые реформы, остаются нерешенные вопросы, не позволяющие говорить о высокой эффективности пенсионной системы.
Управляющие компании всех уровней не могут обеспечить стабильно положительную доходность пенсионных накоплений. Невысокая эффективность пенсионной системы также подтверждается расчетными данными. В то же время, нельзя рассматривать банковский депозит как замену накопительного компонента пенсии, поскольку эти инструменты имеют разный горизонт инвестирования и созданы для разных целей. С учетом вышесказанного возникает вопрос о необходимости изменения концепции формирования накопительного элемента.
С одной стороны, доходность данного компонента должна превышать доходность депозитных схем накопления. С другой стороны, обеспечивать высокую ликвидность активов и относительно низкий риск.
В качестве возможного технологического решения можно рассматривать модель т.н. биржевого инвестиционного фонда (ETF, Exchange Traded Fund) – одной из самых серьезных инноваций последних десятилетий на финансовых рынках. В качестве допустимых объектов инвестирования подобного фонда (фондов) можно использовать широкий спектр, а в пределе всю совокупность обращающихся на российском биржевом рынке ценных бумаг российских эмитентов. В данном случае решение задачи увеличения доходности пенсионных накоплений и, как следствие, повышения уровни жизни граждан, достигших пенсионного возраста, будет совмещаться с решение другой важнейшей макроэкономической задачей – обеспечение российского корпоративного сектора внутренним источником финансирования.
Список источников
- Тесленко М.О. Изменения в пенсионной системе России в 2016 г. // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 599–601
- Хить Л.В. Комплексная оценка эффективности пенсионной системы как приоритетное направление социально-экономической политики России. [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2011. – №2. – Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-2- 2011/economika/khit.pdf
- Данные официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ru
- Данные официального сайта Министерства финансов РФ. Режим доступа: http://minfin.ru
- Данные Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


